Цели и задачи изучения дисциплины, требования к уровню освоению программы

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ,

БИЗНЕСА И ПРАВА

 

Астапенко Е.В.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

«ПСИХОДРАМА»

 

 

(«ПСИХОЛОГИЯ И УПРАВЛЕНИЕ

ПЕРСОНАЛОМ»)

(для студентов заочной формы обучения)

 

Ростов-на-Дону

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психодрама» («Психология и управление персоналом») разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и предназначен для студентов заочной формы обучения направлений подготовки 030301 «Психология и управление персоналом».

Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Психология и управление персоналом» (протокол № 1 от 27.08.12) и утвержден учебно-методическим советом Академии Управления Института управления, бизнеса и права (протокол № 1 от 30.08.12).

Учебно-методический комплекс включает рабочую программу курса, план лекций, содержание практических работ, план самостоятельной работы, структуру и содержание контроля знаний по дисциплине.

 

Составитель: к.псх.н. Астапенко Е.В.

 

Рецензенты: д.псх.н. Щербакова Т.Н. (РОИПКиПРО)

к.псх.н. Молохина Г.А. (ИУБИП)

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

Введение
1. Рабочая программа
1.1 Цели и задачи изучения дисциплины, требования к уровню освоения программы
1.2 Содержание аудиторной и самостоятельной работы
1.3 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
2. План лекционных занятий
3. Содержание практических занятий
4. План самостоятельной работы студентов
5. Контрольные работы
5.1 Тематика контрольных работ
5.2 Рекомендации по выполнению контрольных работ
6. Контроль знаний студентов
6.1 Содержание контроля
6.2 Вопросы экзаменационного тестирования и примеры тестовых заданий
6.3 Вопросы к экзамену
6.4 Перечень практических заданий для контроля степени овладения компетенциями
7. Контактная информация преподавателя
Приложение А — Образец оформления титульного листа контрольной работы


ВВЕДЕНИЕ

 

Дисциплина «Психодрама» является узкоспециализированным курсом направления подготовки «Психология и управление персоналом». Основная задача дисциплины заключается в том, чтобы сформировать научное представление о психодраме как методе психотерапии, основных принципах её ведения, способах работы с клиентами разных категорий.

Данный учебно-методический комплекс разработан на основе анализа потребностей в знаниях и навыках в условиях работы российских психологов, а также с учетом позитивного опыта зарубежных стран в подготовке специалистов в области психологии.

Дисциплина «Психодрама» содержит как общетеоретические положения в использовании данного метода психотерапии, так и те положения, которые характеризуют психодраму как специфический психотерапевтический метод решения проблем клиентов. В связи с этим в построении и структуре дисциплины делается определенный акцент на роль ведущего, правила работы с группой, способы преодоления группового сопротивления.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

Цели и задачи изучения дисциплины, требования к уровню освоению программы

 

Целью изучения дисциплины «Психодрама» являетсяформирование научных представлений об использовании метода психодрамы в решении личностных проблем.

Достижение данной цели требует выполнения следующих задач:

— Изучить историю возникновения психодрамы, основные положения Я.Л. Морено к применению психодрамы как психотерапевтического метода.

— Познакомится с основными подходами, методами работы руководителя психодрамы.

— Получить представление о техниках психодрамы как метода психотерапии.

 

В процессе изучения дисциплины студенты должны:

 

Иметь представление:

− о возникновении и развитии психодрамы, социометрии и групповой психотерапии, различных областях применения психодрамы,

− основных преимуществах и недостатках психодрамы, её отличия от других психотерапевтических техник,

− качествах тренера, необходимых для успешной работы с группой.

 

Знать:

− основные приемы и техники работы в группе,

− базовые понятия психодрамы как метода психотерапии,

− способы работы с различными личностными проблемами.

 

Уметь:

− создавать в группе атмосферу принятия, безопасности,доверия.

 

Овладеть компетенциями:

− владению навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ОК-6);

− восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7);

− осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-4)

− использованию дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-18);

− самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни (ПК-19).

 

Содержание аудиторной и самостоятельной работы

Тема 1. История возникновения психодрамы. Основные понятия психодрамы как метода психотерапии.

Я.Л. Морено, особенности личности, этапы жизненного пути и поиски своего метода. История возникновения психодрамы, социометрии и групповой психотерапии (Р. Марино).

Новаторские идеи Морено в Европе до 1925г. Пионерская работа Морено в США до 1950. Развитие методов социометрии, исследование в тюрьме Синг-Синг и Гудзонской школе. Базовые понятия и техники психодрамы: протагонист, директор психодрамы, сцена, вспомогательные «Я», дубль, дублирование, роль, обмен ролями, добавочная реальность, стул-собеседник, зеркало, хор.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины. 2. Келлерман П.Ф. Психодрама крупным планом

 

Основная литература:

1. Барц Э. Игра в глубокое. Введение в юнгианскую психодраму. М.: «Класс», 1997.

2. Келлерман П.Ф. Психодрама крупным планом. М.: «Класс», 1998.

5. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. М.: Прогресс, 1994.

6. Морено Я. Психодрама. М.: Эксмо-Пресс, 2001.

8. Морено Я.Л. Социометрия. М: Академический проект, 2001.

9. Ментс М. Эффективный тренинг с помощью ролевых игр. СПб: Питер, 2001.

10. Психодрама: вдохновение и техника. М.: «Класс», 2000.

11. Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. СПб.: Питер, 2000.

 

Дополнительная литература:

1. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. М.: «Класс», 1993.

2. Кочюнас Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия. Академический проект, 2002.

3. Марино Р.Ф. История Доктора: Морено создатель психодрамы, социометрии и групповой психотерапии. М.: «Класс», 2001.

4. Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб.: Питер, 1998.

5. Шутценбергер А. Опыт применения психодрамы при лечении раковых больных //Вопросы психологии №5, 1990.

6. Шутценбергер А. «Синдром предков», Изд-во Института психотерапии, 2001г.

7. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. М.: Генезис, 2003.

8. Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения. М.: Генезис, 2003.

9. Фопель К. Психологические группы: рабочие материалы для ведущего. М.: Генезис, 2003.

10. Фопель К. Технология ведения тренинга. М.: Генезис, 2003.

11. Холмс П. Внутренний мир снаружи. М.: «Класс», 1999.

Электронные учебники:

Лейтц Г. Психодрама. Теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. Учебное пособие. М., 2007 г.

 

Периодическая литература и Интернет-ресурсы:

1. П. Горностай. Психодраматическая работа с семейной историей http://www.psihodrama.ru/reading

2. Ж. Лурье, П. Корниенко. Что такое психодрама? http://www.psihodrama.ru/reading

3. И. Чиркова. Психодрама и арттерапия в работе психолога http://www.psihodrama.ru/reading

ПЛАН ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. История возникновения психодрамы. Основные понятия психодрамы как метода психотерапии.

Цель лекции:

— ознакомить с понятием психодрама.

Задачи лекции:

— раскрыть историю возникновения метода психодрама;

— объяснить общие характеристики метода психодрама.

План:

1. Биография Я. Морено.

2. Развитие идей Морено и возникновение психодрамы.

3. Общие принципы психотерапии.

Выводы:

1. Психодрама является современным методом психотерапии, основанная Я. Морено.

2. Психодрама как метод психотерапии имеет свои базовые понятия, принципы работы.

Литература:

1. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. М.: Прогресс, 1994.

2. Марино Р.Ф. История Доктора: Джей Л. Морено создатель психодрамы, социометрии и групповой психотерапии. М.: «Класс», 2001.

3. Морено Я. Психодрама. М.: Эксмо-Пресс, 2001.

 

Тема 2. Работа в группе.

Цель лекции:

— ознакомить с особенностями групповой работы.

Задачи лекции:

— показать специфику работы с группой;

— раскрыть суть различных стадий групповой работы.

План:

1. Групповые правила и нормы.

2. Стадии групповой работы.

3. Сопротивление в группе, функции и методы преодоления.

Выводы:

1. В группе существуют правила: добровольность, активность, безоценочность, принцип «здесь и сейчас», конфиденциальность, форма обращения.

2. Выделяется три стадии работы в группе: разминка, основная и заключительная стадии.

3. Сопротивление определяется как защитная тактика протагониста, направленная против вовлечения, разогрева и спонтанности. Другими словами, это сила, которая сдерживает или подавляет спонтанные действия, преграда спонтанности, действующая против терапевтического процесса.

Литература:

1. Келлерман П.Ф. Психодрама крупным планом. М.: «Класс», 1998. С.18-32, 53-69.

2. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. М.: «Класс», 1993. С.43-53.

3. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. М.: Прогресс, 1994. С.182-194.

4. Психодрама: вдохновение и техника. М: «Класс», 2000. С.25-34.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Задание 1. Основные психодраматические техники.

Дайте характеристику основным техникам работы методом психодрама:

— применение диагностических техник, упражнений в психодраме.

— групповые упражнения;

— ролевая игра;

— монодрама;

— телесные и медитативные упражнения как вспомогательные техники работы.

Задание 2. Личность руководителя в психодраме.

1. Определите перечень качеств/характеристик, которыми должен обладать идеальный, на Ваш взгляд, ведущий психодрамы.

2. Проранжируйте выработанный перечень качеств в соответствии с их значимостью для терапевта.

3. Оцените наличие данных качеств/характеристик у Вас.

4. Сделайте выводы, сформулировав цели вашего дальнейшего профессионального развития.

 

Задание 3. Работа в группе.

1. Определите упражнение, которое считаете наиболее подходящим для фазы разогрева и проведите в группе.

2. Охарактеризуйте роль протогониста в группе.

3. Опишите особенности проведения ролевой игры.

 

Задание 4. Работа с группой на разных стадиях.

1. Опишите технику зеркало.

2. Дайте характеристику технике работы с будущим.

3. Опишите специфику работы с группой подростков.

 

Задание 5. Применение психодрамы в работе с различными проблемами.

1. Используя основные принципы и методы работы в психодраме, выделите приемы, обладающие преимуществом в работе с детьми.

2. Опишите принципы работы с семьей.

3. Выделите типы трудных клиентов, определите функции их в группе.

 

ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Запланированные часы учебной программы по самостоятельной работе предусмотрены для приобретения студентами навыков работы со специальной литературой, развития творческого мышления, исследования реального сектора психотерапии, применения теоретических знаний в конкретных ситуациях, а так же закрепления знаний, полученных в процессе изучения дисциплины на аудиторных занятиях и самостоятельное изучение отдельных вопросов дисциплины. Это достигается за счет выполнения студентами контрольной работы и подготовки к аттестационному мероприятию (зачету).

Содержание аттестационных мероприятий приведено в 6 разделе учебно-методического комплекса, контрольных работ – в 5 разделе, материалов для подготовки – 1 и 2 разделе.

 

Табл. 4.1 – План самостоятельной работы

Темы дисциплины   Содержание самостоятельной работы  
1-4 Выполнение теста 1 на самопроверку знаний
4-7 Выполнение теста 2 на самопроверку знаний
1-7 Выполнение контрольной работы, подготовка к ее защите и к экзамену

 

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ

 

Тематика контрольных работ

Вариант 1.

1. История возникновения психодрамы как психотерапевтического метода.

2. Работа со сновидениями.

Вариант 2.

1. Завершение незавершенных ситуаций в психодраме.

2. Отличие ролевой игры и психодрамы.

Вариант 3.

1. Работа руководителя психодрамы на стадии разминки.

2. Основные трудности в работе с группой.

Вариант 4.

1. Спонтанность и креативность как качества личности.

2. Особенности работы с детьми в психодраме.

Вариант 5.

1. Использование сказки в психодраме.

2. Базовые техники психодрамы: дублирование, обмен ролями, добавочная реальность, стул-собеседник, зеркало, хор.

Вариант 6.

1. Базовые понятия психодрамы: протагонист, директор психодрамы, сцена, вспомогательные «Я», дубль, роль.

2. Социометрические и идентификационные процедуры, «техника пустого стула». .

Вариант 7.

1. Теория объектных отношений и психодрама. Ранние детские переживания и взаимоотношения и их влияние на отношения между людьми в настоящем (О. Кернберг).

2. Основные этапы психодраматической сессии. Содержание, задачи каждого этапа.

Вариант 8.

1. Принципы работы группы. Групповые правила и нормы.

2. Перенос и контрперенос, особенности понимания данных явлений, их влияние на групповую работу.

Вариант 9.

1. Виды группового сопротивления, обусловленные недостаточным доверием.

2. Связь социометрии и психодрамы в концепции Я.Л. Морено.

Вариант 10.

1. Принципы работы психотерапии.

2. Шеринг как форма поддержки протагониста, правила его проведения.

Вариант 11.

1. Семейная психодрама – психодраматическое лечение супружеских проблем.

2. Трудные клиенты в психотерапевтической группе, их влияние на групповые процессы, стратегии работы с ними.

Вариант 12.

1.Возможности психодрамы в работе с жертвами насилия.

2.Основные психотерапевтические принципы в психодраме по Д. Кипперу.

 

Рекомендации по выполнению контрольных работ

Контрольная работа должна содержать:

— титульный лист

— план работы;

— теоретическую часть, раскрывающую основные теоретические концепции по выбранной теме;

— заключение, в котором излагаются собственные выводы и предложения автора;

— список использованной литературы (3-7 источников).

Обязательным требованием к работе является использование современной литературы. Работа должна быть напечатана, полуторный интервал, шрифт Times New Roman 14, скреплена. Сноски, литература, таблицы, рисунки должны быть оформлены в соответствие со стандартами. Объем работы 10-20 стр.

Защита работы происходит в форме краткого доклада по результатам работы на занятии и ответов на вопросы по данной работе. Критериями оценки работы является оформление, содержание (концептуальность, логичность и конструктивность работы) и форма подачи. Работа не должна быть простым повторением учебного материала, готовые работы, взятые из сети Интернет, к защите не допускаются.

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

Содержание контроля

Контроль знаний студентов заочной формы обучения (4,5 года) осуществляется на итоговом занятии в форме защиты контрольной работы и выполнения зачетных тестовых заданий в системе «Прометей». Темы и рекомендации по выполнению контрольных работ даны в 5 разделе учебно-методического комплекса, вопросы зачетного теста – п.6.3. Студенты, не выполнившие и не защитившие контрольные работы, к зачету не допускаются. Процент правильных ответов на тестовые задания соответствуют следующим оценкам: 60-69% – «удовлетворительно, зачет», 70-84% – «хорошо, зачет», 85% и более – «отлично, зачет». Возможно выполнение тестовых заданий в системе «Прометей» в период между установочной сессией и экзаменационной сессией студентами самостоятельно. В этом случае выполняются два теста (п.6.2), оценка выводится как средняя согласно набранному проценту правильных ответов по тестам, на итоговом занятии защищается только контрольная работа.

Контроль знаний студентов заочной формы обучения в сокращенные сроки(3 года) осуществляется на итоговом занятии в форме защиты контрольной работы и дополнительных вопросов (п.6.3).

 

Вопросы тестирования и примеры тестовых заданий

Вопросы тестирования

Тест 1

 

1. Этапы развития идей Я.Л. Морено, создание психодрамы, социометрии и групповой психотерапии.

2. Основные психодраматические понятия и этапы психодрамы.

3. Основные роли руководителя психодрамы, этические требования и проблема границ.

4. Различия между ролевой игрой и психодрамой.

5. Профессиональные качества, роли, способности и личностные характеристики руководителя психодрамы.

6. Работа ведущего над собой, динамика представлений о тренере и поиск своего стиля.

7. Понятия: «теле», «социальный атом» и его строение, «социальная смерть».

8. Социометрия, социометрические критерии, динамические социометрические и идентификационные упражнения в группе.

9. Основные психодраматические техники, их функции и особенности выполнения.

10. Понятие «катарсис» и «инсайт» в психодраме.

11. Назначение и снятие ролей, обмен ролями, дублирование, функции дубля.

12. Социометрические исследования Я.Л. Морено в начале 30-х годов, возникновение социометрии, социометрический тест, социограмма, социодинамические законы.

13. Стадии ролевого развития, связь ролевого развития с обучением и базовыми психодраматическими техниками.

14. Роли клиентов в психотерапевтической группе.

 

Тест 2

 

1. Проблема сопротивления и доверия, формы сопротивления, методы работы с сопротивлением,достоинства и недостатки групповых форм работы.

2. Применение психодрамы при работе с заболеваниями, анализ жизненных событий, «синдром годовщины», геносоциограмма по А. Шутценбергер.

3. Групповая динамика, работа с групповой динамикой.

4. Специфика работы с «трудными» клиентами.

5. Особенности работы со сверх-реальностью в психодраме (завершение незавершенных событий, работа со сновидениями, проба будущего).

6. Применение психодрамы в работе с семьей.

7. Принципы использования ролевых игр в психотерапии.

8. Трудности в работе с группой и преодоление сопротивления.

9. Диадное и групповое взаимодействие.

10. Техника проведения психодрамы, центрированной на протагонисте, ее особенности и этапы.

11. Психодрама, направленная на группу, центрированная на группе и на теме.

12. Особенности применения психодрамы в работе с детьми и подростками (Питцеле).

Виды тестовых заданий

Тестовые задания бывают четырех форм: закрытые, открытые, на упорядочение, на соответствие.

Закрытая форма

В тестовом задании этой формы может быть 5-6 вариантов ответов, из которых правильных ответов может быть один или несколько, например:

Встреча — (Я. Морено):

контакт

самый ранний опыт межличностных отношений

разговор

 

Открытая форма

Отличается тем, что варианты ответов не предъявляются испытуемому, и он должен самостоятельно набрать ответ с клавиатуры, например:

… – партнер по взаимодействию которому нанесен наибольший вред закрепившейся ситуации.

Правильный вариант ответа: декларированный пациент.

 

Тестовое задание на упорядочение

Необходимо определить правильный порядок элементов (терминов, событий и проч.), общее количество элементов может быть 5 или 6, например:

Порядок этапов работы в группе:

Разминка

Знакомство

Завершение

Разогрев

Выработка правил

Групповая работа

Тестовое задание на соответствие

Тестовое задание такой формы определяет соответствие между группами элементов (терминов), расположенных в двух столбцах, общее количество элементов в левом столбце: 3-5; общее количество элементов в правом столбце: 4-6, т.е. на 1-2 больше, чем в левом, например:

Соответствие между основными элементами психодрамы и их определением:

протогонист пространство в помещении

директор участник, исследующий свои личностные проблемы

сцена лицо, определяющее направление процесса, условия.

зритель значимые люди в жизни

дополнительное «Я» не принимающий прямого участия.

 

Примеры тестовых заданий

Задание 1.

… – определяет направление процесса работы, создает условия для постановки драмы.

Задание 2.

… – самый ранний опыт межличностных отношений.

Задание 3.

Соответствие между основными элементами психодрамы и их определением:

протогонист пространство в помещении

директор участник, исследующий свои личностные проблемы

сцена лицо, определяющее направление процесса, условия.

зритель значимые люди в жизни

дополнительное «Я» не принимающий прямого участия.

 

 

Задание 4.

Триадический подход к психодраме включает в себя:

1) ролевая игра;

2) психодрама;

3) групповая психотерапия;

4) социометрия.

 

Вопросы к экзамену

2. Этапы развития идей Я.Л. Морено, создание психодрамы, социометрии и групповой психотерапии.

3. Основные психодраматические понятия и этапы психодрамы.

4. Проблема сопротивления и доверия, формы сопротивления, методы работы с сопротивлением,достоинства и недостатки групповых форм работы.

5. Основные роли руководителя психодрамы, этические требования и проблема границ.

6. Различия между ролевой игрой и психодрамой.

7. Профессиональные качества, роли, способности и личностные характеристики руководителя психодрамы.

8. работы ведущего над собой, динамика представлений о тренере и поиск своего стиля.

9. Понятия: «теле», «социальный атом» и его строение, «социальная смерть».

10. Социометрия, социометрические критерии, динамические социометрические и идентификационные упражнения в группе.

11. Основные психодраматические техники, их функции и особенности выполнения.

12. Применение психодрамы при работе с заболеваниями, анализ жизненных событий, «синдром годовщины», геносоциограмма по А. Шутценбергер.

13. Принципы использования ролевых игр в психотерапии.

14. Трудности в работе с группой и преодоление сопротивления.

15. Диадное и групповое взаимодействие.

16. Техника проведения психодрамы, центрированной на протагонисте, ее особенности и этапы.

17. Психодрама, направленная на группу, центрированная на группе и на теме.

18. Понятие «катарсис» и «инсайт» в психодраме.

19. Особенности применения психодрамы в работе с детьми и подростками (Питцеле).

20. Применение психодрамы в работе с семьей.

21. Особенности работы со сверх-реальностью в психодраме (завершение незавершенных событий, работа со сновидениями, проба будущего).

22. Назначение и снятие ролей, обмен ролями, дублирование, функции дубля.

23. Социометрические исследования Я.Л. Морено в начале 30-х годов, возникновение социометрии, социометрический тест, социограмма, социодинамические законы.

24. Стадии ролевого развития, связь ролевого развития с обучением и базовыми психодраматическими техниками.

25. Роли клиентов в психотерапевтической группе.

26. Групповая динамика, работа с групповой динамикой.

27. Специфика работы с «трудными» клиентами.