ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ,
БИЗНЕСА И ПРАВА
Астапенко Е.В.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ПСИХОДРАМА»
(«ПСИХОЛОГИЯ И УПРАВЛЕНИЕ
ПЕРСОНАЛОМ»)
(для студентов заочной формы обучения)
Ростов-на-Дону
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психодрама» («Психология и управление персоналом») разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и предназначен для студентов заочной формы обучения направлений подготовки 030301 «Психология и управление персоналом».
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Психология и управление персоналом» (протокол № 1 от 27.08.12) и утвержден учебно-методическим советом Академии Управления Института управления, бизнеса и права (протокол № 1 от 30.08.12).
Учебно-методический комплекс включает рабочую программу курса, план лекций, содержание практических работ, план самостоятельной работы, структуру и содержание контроля знаний по дисциплине.
Составитель: к.псх.н. Астапенко Е.В.
Рецензенты: д.псх.н. Щербакова Т.Н. (РОИПКиПРО)
к.псх.н. Молохина Г.А. (ИУБИП)
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | |
1. Рабочая программа | |
1.1 Цели и задачи изучения дисциплины, требования к уровню освоения программы | |
1.2 Содержание аудиторной и самостоятельной работы | |
1.3 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины | |
2. План лекционных занятий | |
3. Содержание практических занятий | |
4. План самостоятельной работы студентов | |
5. Контрольные работы | |
5.1 Тематика контрольных работ | |
5.2 Рекомендации по выполнению контрольных работ | |
6. Контроль знаний студентов | |
6.1 Содержание контроля | |
6.2 Вопросы экзаменационного тестирования и примеры тестовых заданий | |
6.3 Вопросы к экзамену | |
6.4 Перечень практических заданий для контроля степени овладения компетенциями | |
7. Контактная информация преподавателя | |
Приложение А — Образец оформления титульного листа контрольной работы |
ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина «Психодрама» является узкоспециализированным курсом направления подготовки «Психология и управление персоналом». Основная задача дисциплины заключается в том, чтобы сформировать научное представление о психодраме как методе психотерапии, основных принципах её ведения, способах работы с клиентами разных категорий.
Данный учебно-методический комплекс разработан на основе анализа потребностей в знаниях и навыках в условиях работы российских психологов, а также с учетом позитивного опыта зарубежных стран в подготовке специалистов в области психологии.
Дисциплина «Психодрама» содержит как общетеоретические положения в использовании данного метода психотерапии, так и те положения, которые характеризуют психодраму как специфический психотерапевтический метод решения проблем клиентов. В связи с этим в построении и структуре дисциплины делается определенный акцент на роль ведущего, правила работы с группой, способы преодоления группового сопротивления.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Цели и задачи изучения дисциплины, требования к уровню освоению программы
Целью изучения дисциплины «Психодрама» являетсяформирование научных представлений об использовании метода психодрамы в решении личностных проблем.
Достижение данной цели требует выполнения следующих задач:
— Изучить историю возникновения психодрамы, основные положения Я.Л. Морено к применению психодрамы как психотерапевтического метода.
— Познакомится с основными подходами, методами работы руководителя психодрамы.
— Получить представление о техниках психодрамы как метода психотерапии.
В процессе изучения дисциплины студенты должны:
Иметь представление:
− о возникновении и развитии психодрамы, социометрии и групповой психотерапии, различных областях применения психодрамы,
− основных преимуществах и недостатках психодрамы, её отличия от других психотерапевтических техник,
− качествах тренера, необходимых для успешной работы с группой.
Знать:
− основные приемы и техники работы в группе,
− базовые понятия психодрамы как метода психотерапии,
− способы работы с различными личностными проблемами.
Уметь:
− создавать в группе атмосферу принятия, безопасности,доверия.
Овладеть компетенциями:
− владению навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ОК-6);
− восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7);
− осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-4)
− использованию дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-18);
− самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни (ПК-19).
Содержание аудиторной и самостоятельной работы
Тема 1. История возникновения психодрамы. Основные понятия психодрамы как метода психотерапии.
Я.Л. Морено, особенности личности, этапы жизненного пути и поиски своего метода. История возникновения психодрамы, социометрии и групповой психотерапии (Р. Марино).
Новаторские идеи Морено в Европе до 1925г. Пионерская работа Морено в США до 1950. Развитие методов социометрии, исследование в тюрьме Синг-Синг и Гудзонской школе. Базовые понятия и техники психодрамы: протагонист, директор психодрамы, сцена, вспомогательные «Я», дубль, дублирование, роль, обмен ролями, добавочная реальность, стул-собеседник, зеркало, хор.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины. 2. Келлерман П.Ф. Психодрама крупным планом
Основная литература:
1. Барц Э. Игра в глубокое. Введение в юнгианскую психодраму. М.: «Класс», 1997.
2. Келлерман П.Ф. Психодрама крупным планом. М.: «Класс», 1998.
5. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. М.: Прогресс, 1994.
6. Морено Я. Психодрама. М.: Эксмо-Пресс, 2001.
8. Морено Я.Л. Социометрия. М: Академический проект, 2001.
9. Ментс М. Эффективный тренинг с помощью ролевых игр. СПб: Питер, 2001.
10. Психодрама: вдохновение и техника. М.: «Класс», 2000.
11. Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. СПб.: Питер, 2000.
Дополнительная литература:
1. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. М.: «Класс», 1993.
2. Кочюнас Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия. Академический проект, 2002.
3. Марино Р.Ф. История Доктора: Морено создатель психодрамы, социометрии и групповой психотерапии. М.: «Класс», 2001.
4. Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб.: Питер, 1998.
5. Шутценбергер А. Опыт применения психодрамы при лечении раковых больных //Вопросы психологии №5, 1990.
6. Шутценбергер А. «Синдром предков», Изд-во Института психотерапии, 2001г.
7. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. М.: Генезис, 2003.
8. Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения. М.: Генезис, 2003.
9. Фопель К. Психологические группы: рабочие материалы для ведущего. М.: Генезис, 2003.
10. Фопель К. Технология ведения тренинга. М.: Генезис, 2003.
11. Холмс П. Внутренний мир снаружи. М.: «Класс», 1999.
Электронные учебники:
Лейтц Г. Психодрама. Теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. Учебное пособие. М., 2007 г.
Периодическая литература и Интернет-ресурсы:
1. П. Горностай. Психодраматическая работа с семейной историей http://www.psihodrama.ru/reading
2. Ж. Лурье, П. Корниенко. Что такое психодрама? http://www.psihodrama.ru/reading
3. И. Чиркова. Психодрама и арттерапия в работе психолога http://www.psihodrama.ru/reading
ПЛАН ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1. История возникновения психодрамы. Основные понятия психодрамы как метода психотерапии.
Цель лекции:
— ознакомить с понятием психодрама.
Задачи лекции:
— раскрыть историю возникновения метода психодрама;
— объяснить общие характеристики метода психодрама.
План:
1. Биография Я. Морено.
2. Развитие идей Морено и возникновение психодрамы.
3. Общие принципы психотерапии.
Выводы:
1. Психодрама является современным методом психотерапии, основанная Я. Морено.
2. Психодрама как метод психотерапии имеет свои базовые понятия, принципы работы.
Литература:
1. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. М.: Прогресс, 1994.
2. Марино Р.Ф. История Доктора: Джей Л. Морено создатель психодрамы, социометрии и групповой психотерапии. М.: «Класс», 2001.
3. Морено Я. Психодрама. М.: Эксмо-Пресс, 2001.
Тема 2. Работа в группе.
Цель лекции:
— ознакомить с особенностями групповой работы.
Задачи лекции:
— показать специфику работы с группой;
— раскрыть суть различных стадий групповой работы.
План:
1. Групповые правила и нормы.
2. Стадии групповой работы.
3. Сопротивление в группе, функции и методы преодоления.
Выводы:
1. В группе существуют правила: добровольность, активность, безоценочность, принцип «здесь и сейчас», конфиденциальность, форма обращения.
2. Выделяется три стадии работы в группе: разминка, основная и заключительная стадии.
3. Сопротивление определяется как защитная тактика протагониста, направленная против вовлечения, разогрева и спонтанности. Другими словами, это сила, которая сдерживает или подавляет спонтанные действия, преграда спонтанности, действующая против терапевтического процесса.
Литература:
1. Келлерман П.Ф. Психодрама крупным планом. М.: «Класс», 1998. С.18-32, 53-69.
2. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. М.: «Класс», 1993. С.43-53.
3. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. М.: Прогресс, 1994. С.182-194.
4. Психодрама: вдохновение и техника. М: «Класс», 2000. С.25-34.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Задание 1. Основные психодраматические техники.
Дайте характеристику основным техникам работы методом психодрама:
— применение диагностических техник, упражнений в психодраме.
— групповые упражнения;
— ролевая игра;
— монодрама;
— телесные и медитативные упражнения как вспомогательные техники работы.
Задание 2. Личность руководителя в психодраме.
1. Определите перечень качеств/характеристик, которыми должен обладать идеальный, на Ваш взгляд, ведущий психодрамы.
2. Проранжируйте выработанный перечень качеств в соответствии с их значимостью для терапевта.
3. Оцените наличие данных качеств/характеристик у Вас.
4. Сделайте выводы, сформулировав цели вашего дальнейшего профессионального развития.
Задание 3. Работа в группе.
1. Определите упражнение, которое считаете наиболее подходящим для фазы разогрева и проведите в группе.
2. Охарактеризуйте роль протогониста в группе.
3. Опишите особенности проведения ролевой игры.
Задание 4. Работа с группой на разных стадиях.
1. Опишите технику зеркало.
2. Дайте характеристику технике работы с будущим.
3. Опишите специфику работы с группой подростков.
Задание 5. Применение психодрамы в работе с различными проблемами.
1. Используя основные принципы и методы работы в психодраме, выделите приемы, обладающие преимуществом в работе с детьми.
2. Опишите принципы работы с семьей.
3. Выделите типы трудных клиентов, определите функции их в группе.
ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Запланированные часы учебной программы по самостоятельной работе предусмотрены для приобретения студентами навыков работы со специальной литературой, развития творческого мышления, исследования реального сектора психотерапии, применения теоретических знаний в конкретных ситуациях, а так же закрепления знаний, полученных в процессе изучения дисциплины на аудиторных занятиях и самостоятельное изучение отдельных вопросов дисциплины. Это достигается за счет выполнения студентами контрольной работы и подготовки к аттестационному мероприятию (зачету).
Содержание аттестационных мероприятий приведено в 6 разделе учебно-методического комплекса, контрольных работ – в 5 разделе, материалов для подготовки – 1 и 2 разделе.
Табл. 4.1 – План самостоятельной работы
Темы дисциплины | Содержание самостоятельной работы |
1-4 | Выполнение теста 1 на самопроверку знаний |
4-7 | Выполнение теста 2 на самопроверку знаний |
1-7 | Выполнение контрольной работы, подготовка к ее защите и к экзамену |
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Тематика контрольных работ
Вариант 1.
1. История возникновения психодрамы как психотерапевтического метода.
2. Работа со сновидениями.
Вариант 2.
1. Завершение незавершенных ситуаций в психодраме.
2. Отличие ролевой игры и психодрамы.
Вариант 3.
1. Работа руководителя психодрамы на стадии разминки.
2. Основные трудности в работе с группой.
Вариант 4.
1. Спонтанность и креативность как качества личности.
2. Особенности работы с детьми в психодраме.
Вариант 5.
1. Использование сказки в психодраме.
2. Базовые техники психодрамы: дублирование, обмен ролями, добавочная реальность, стул-собеседник, зеркало, хор.
Вариант 6.
1. Базовые понятия психодрамы: протагонист, директор психодрамы, сцена, вспомогательные «Я», дубль, роль.
2. Социометрические и идентификационные процедуры, «техника пустого стула». .
Вариант 7.
1. Теория объектных отношений и психодрама. Ранние детские переживания и взаимоотношения и их влияние на отношения между людьми в настоящем (О. Кернберг).
2. Основные этапы психодраматической сессии. Содержание, задачи каждого этапа.
Вариант 8.
1. Принципы работы группы. Групповые правила и нормы.
2. Перенос и контрперенос, особенности понимания данных явлений, их влияние на групповую работу.
Вариант 9.
1. Виды группового сопротивления, обусловленные недостаточным доверием.
2. Связь социометрии и психодрамы в концепции Я.Л. Морено.
Вариант 10.
1. Принципы работы психотерапии.
2. Шеринг как форма поддержки протагониста, правила его проведения.
Вариант 11.
1. Семейная психодрама – психодраматическое лечение супружеских проблем.
2. Трудные клиенты в психотерапевтической группе, их влияние на групповые процессы, стратегии работы с ними.
Вариант 12.
1.Возможности психодрамы в работе с жертвами насилия.
2.Основные психотерапевтические принципы в психодраме по Д. Кипперу.
Рекомендации по выполнению контрольных работ
Контрольная работа должна содержать:
— титульный лист
— план работы;
— теоретическую часть, раскрывающую основные теоретические концепции по выбранной теме;
— заключение, в котором излагаются собственные выводы и предложения автора;
— список использованной литературы (3-7 источников).
Обязательным требованием к работе является использование современной литературы. Работа должна быть напечатана, полуторный интервал, шрифт Times New Roman 14, скреплена. Сноски, литература, таблицы, рисунки должны быть оформлены в соответствие со стандартами. Объем работы 10-20 стр.
Защита работы происходит в форме краткого доклада по результатам работы на занятии и ответов на вопросы по данной работе. Критериями оценки работы является оформление, содержание (концептуальность, логичность и конструктивность работы) и форма подачи. Работа не должна быть простым повторением учебного материала, готовые работы, взятые из сети Интернет, к защите не допускаются.
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
Содержание контроля
Контроль знаний студентов заочной формы обучения (4,5 года) осуществляется на итоговом занятии в форме защиты контрольной работы и выполнения зачетных тестовых заданий в системе «Прометей». Темы и рекомендации по выполнению контрольных работ даны в 5 разделе учебно-методического комплекса, вопросы зачетного теста – п.6.3. Студенты, не выполнившие и не защитившие контрольные работы, к зачету не допускаются. Процент правильных ответов на тестовые задания соответствуют следующим оценкам: 60-69% – «удовлетворительно, зачет», 70-84% – «хорошо, зачет», 85% и более – «отлично, зачет». Возможно выполнение тестовых заданий в системе «Прометей» в период между установочной сессией и экзаменационной сессией студентами самостоятельно. В этом случае выполняются два теста (п.6.2), оценка выводится как средняя согласно набранному проценту правильных ответов по тестам, на итоговом занятии защищается только контрольная работа.
Контроль знаний студентов заочной формы обучения в сокращенные сроки(3 года) осуществляется на итоговом занятии в форме защиты контрольной работы и дополнительных вопросов (п.6.3).
Вопросы тестирования и примеры тестовых заданий
Вопросы тестирования
Тест 1
1. Этапы развития идей Я.Л. Морено, создание психодрамы, социометрии и групповой психотерапии.
2. Основные психодраматические понятия и этапы психодрамы.
3. Основные роли руководителя психодрамы, этические требования и проблема границ.
4. Различия между ролевой игрой и психодрамой.
5. Профессиональные качества, роли, способности и личностные характеристики руководителя психодрамы.
6. Работа ведущего над собой, динамика представлений о тренере и поиск своего стиля.
7. Понятия: «теле», «социальный атом» и его строение, «социальная смерть».
8. Социометрия, социометрические критерии, динамические социометрические и идентификационные упражнения в группе.
9. Основные психодраматические техники, их функции и особенности выполнения.
10. Понятие «катарсис» и «инсайт» в психодраме.
11. Назначение и снятие ролей, обмен ролями, дублирование, функции дубля.
12. Социометрические исследования Я.Л. Морено в начале 30-х годов, возникновение социометрии, социометрический тест, социограмма, социодинамические законы.
13. Стадии ролевого развития, связь ролевого развития с обучением и базовыми психодраматическими техниками.
14. Роли клиентов в психотерапевтической группе.
Тест 2
1. Проблема сопротивления и доверия, формы сопротивления, методы работы с сопротивлением,достоинства и недостатки групповых форм работы.
2. Применение психодрамы при работе с заболеваниями, анализ жизненных событий, «синдром годовщины», геносоциограмма по А. Шутценбергер.
3. Групповая динамика, работа с групповой динамикой.
4. Специфика работы с «трудными» клиентами.
5. Особенности работы со сверх-реальностью в психодраме (завершение незавершенных событий, работа со сновидениями, проба будущего).
6. Применение психодрамы в работе с семьей.
7. Принципы использования ролевых игр в психотерапии.
8. Трудности в работе с группой и преодоление сопротивления.
9. Диадное и групповое взаимодействие.
10. Техника проведения психодрамы, центрированной на протагонисте, ее особенности и этапы.
11. Психодрама, направленная на группу, центрированная на группе и на теме.
12. Особенности применения психодрамы в работе с детьми и подростками (Питцеле).
Виды тестовых заданий
Тестовые задания бывают четырех форм: закрытые, открытые, на упорядочение, на соответствие.
Закрытая форма
В тестовом задании этой формы может быть 5-6 вариантов ответов, из которых правильных ответов может быть один или несколько, например:
Встреча — (Я. Морено):
контакт
самый ранний опыт межличностных отношений
разговор
Открытая форма
Отличается тем, что варианты ответов не предъявляются испытуемому, и он должен самостоятельно набрать ответ с клавиатуры, например:
… – партнер по взаимодействию которому нанесен наибольший вред закрепившейся ситуации.
Правильный вариант ответа: декларированный пациент.
Тестовое задание на упорядочение
Необходимо определить правильный порядок элементов (терминов, событий и проч.), общее количество элементов может быть 5 или 6, например:
Порядок этапов работы в группе:
Разминка
Знакомство
Завершение
Разогрев
Выработка правил
Групповая работа
Тестовое задание на соответствие
Тестовое задание такой формы определяет соответствие между группами элементов (терминов), расположенных в двух столбцах, общее количество элементов в левом столбце: 3-5; общее количество элементов в правом столбце: 4-6, т.е. на 1-2 больше, чем в левом, например:
Соответствие между основными элементами психодрамы и их определением:
протогонист пространство в помещении
директор участник, исследующий свои личностные проблемы
сцена лицо, определяющее направление процесса, условия.
зритель значимые люди в жизни
дополнительное «Я» не принимающий прямого участия.
Примеры тестовых заданий
Задание 1.
… – определяет направление процесса работы, создает условия для постановки драмы.
Задание 2.
… – самый ранний опыт межличностных отношений.
Задание 3.
Соответствие между основными элементами психодрамы и их определением:
протогонист пространство в помещении
директор участник, исследующий свои личностные проблемы
сцена лицо, определяющее направление процесса, условия.
зритель значимые люди в жизни
дополнительное «Я» не принимающий прямого участия.
Задание 4.
Триадический подход к психодраме включает в себя:
1) ролевая игра;
2) психодрама;
3) групповая психотерапия;
4) социометрия.
Вопросы к экзамену
2. Этапы развития идей Я.Л. Морено, создание психодрамы, социометрии и групповой психотерапии.
3. Основные психодраматические понятия и этапы психодрамы.
4. Проблема сопротивления и доверия, формы сопротивления, методы работы с сопротивлением,достоинства и недостатки групповых форм работы.
5. Основные роли руководителя психодрамы, этические требования и проблема границ.
6. Различия между ролевой игрой и психодрамой.
7. Профессиональные качества, роли, способности и личностные характеристики руководителя психодрамы.
8. работы ведущего над собой, динамика представлений о тренере и поиск своего стиля.
9. Понятия: «теле», «социальный атом» и его строение, «социальная смерть».
10. Социометрия, социометрические критерии, динамические социометрические и идентификационные упражнения в группе.
11. Основные психодраматические техники, их функции и особенности выполнения.
12. Применение психодрамы при работе с заболеваниями, анализ жизненных событий, «синдром годовщины», геносоциограмма по А. Шутценбергер.
13. Принципы использования ролевых игр в психотерапии.
14. Трудности в работе с группой и преодоление сопротивления.
15. Диадное и групповое взаимодействие.
16. Техника проведения психодрамы, центрированной на протагонисте, ее особенности и этапы.
17. Психодрама, направленная на группу, центрированная на группе и на теме.
18. Понятие «катарсис» и «инсайт» в психодраме.
19. Особенности применения психодрамы в работе с детьми и подростками (Питцеле).
20. Применение психодрамы в работе с семьей.
21. Особенности работы со сверх-реальностью в психодраме (завершение незавершенных событий, работа со сновидениями, проба будущего).
22. Назначение и снятие ролей, обмен ролями, дублирование, функции дубля.
23. Социометрические исследования Я.Л. Морено в начале 30-х годов, возникновение социометрии, социометрический тест, социограмма, социодинамические законы.
24. Стадии ролевого развития, связь ролевого развития с обучением и базовыми психодраматическими техниками.
25. Роли клиентов в психотерапевтической группе.
26. Групповая динамика, работа с групповой динамикой.
27. Специфика работы с «трудными» клиентами.