Цели и задачи изучения дисциплины. Направление подготовки: Психология

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ

Направление подготовки: Психология

Профиль подготовки: Психология

Квалификация выпускника: СПЕЦИАЛИСТ

 

Пермь

ПГПУ


Рецензент:

К.псх.н., доцент каф. психологии Пермского
государственного гуманитарно-педагогического университета

Попова Татьяна Ананьевна

Автор-составитель: к.псх.н., доцент Порошина Татьяна Ивановна

 

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология семьи» составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению Психология.

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов-специалистов, обучающихся по профилю Психология, преподавателей психологических дисциплин и аспирантов.

 

Согласовано:

Декан _______________ факультета психологии (Кирилова Н.А.)

 

Утверждено на заседании учебно-методической комиссии факультета ___________________: Протокол № _______ «___» ________________2011г. Председатель УМК _____________     Утверждено на заседании кафедры _________________: Протокол № _______ «___» ________________2011г. Зав. кафедрой _______________

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Требования к содержанию и уровню
усвоения учебной дисциплины «Психология семьи» ……………. — 3 —

2. Цели и задачи изучения дисциплины……………………………………… — 4 —

3. Объем дисциплины и виды учебной работы…………………………. — 5 —

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы…………. — 5 —

3.2. распределение часов по темам
и видам учебной работы……………………………………………………… — 6 —

4. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА « психология семьи »……………………….. — 9 —

Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ — 9 —

Раздел 2. мотивы создания семьи. жизненный цикл семьи — 10 —

Раздел 3. процесс распада семейных отношений…………………… — 14 —

Раздел 4. психология детско-родительских отношений…………. — 15 —

5. ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ И семинарских занятий………………….. — 16 —

6. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для студентов ПО

ВЫПОЛНЕНИЮ реферетов………………………………………………………… — 20 —

6.1. методические рекомендации для студентов
по подготовке РЕФЕРАТОВ…………………………………………………. — 20 —

7. уЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ……. — 22 —

7.1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ по курсу
«основы психологии семьи и семейного консультирования»…………………………………………………………………………………………………….. — 22 —

7.2. Материально-техническое
и информационое обеспечение дисциплины…………… — 23 —

7.3. Методические указания студентам………………………… — 23 —

7.4. Методические рекомендации преподавателям…. — 24 —

7.5. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ……………………………………………………………….-25

СОДЕРЖАНИЕ……………………………………………………………………………… — 27 —

 

Цели и задачи изучения дисциплины

 

 

Цель изучения курса — профессиональная подготовка будущих психологов к работе с семьей в соответствии с предъявляемыми требованиями по специальности «Психология»; формирование личностной готовности студентов к браку и семейной жизни.

Задачи курса:

— формирование у студентов понятийно-терминологического аппарата психологии семьи;

— формирование знаний о существующих подходах к изучению психологии семейных отношений и современных технологиях работы психологов;

— формирование умений по проведению диагностических исследований семейных отношений и организации психологической помощи семье;

— развитие профессиональной рефлексии.

При разработке программы курса «Основы психологии семьи и семейного консультирования» учитывались следующие моменты. К началу изучения данной программы студенты уже имеют солидный багаж профессиональных знаний. В качестве определенной методологической и теоретической базы для изучения феноменов брачно-семейных отношений используется содержание таких курсов, как возрастная психология, социальная психология, анатомия и физиология, философия и др. Особенностью данного курса является также необходимость уделять особое внимание мотивационной основе учебной работы студентов, что позволяет глубже осознавать и присваивать получаемые знания.

Основная часть курса посвящена анализу специфики общения и взаимодействия до брака и в браке, причинам и профилактике конфликтов в различных сферах семейной жизни, особенностям супружеских и детско- родительских отношений на тех или иных стадиях жизненного цикла семьи.

Выбор спутника жизни. Психология добрачного ухаживания

Психология добрачного ухаживания и его функции: накопление совместных впечатлений и переживаний; узнавание друг друга; прогнозирование и проектирование семейной жизни.

Специфика предбрачного периода: преимущественно случайных характер знакомства, досугово-развлекательные формы общения и взаимодействия, ориентация друг на друга как на партнеров по общению.

Основные причины идеализации партнера и других ошибок межличностной перцепции: романтичность отношений, «эффект ореола», психологические «маски», поверхностность и кратковременность общения.

Предбрачные «факторы риска».

Психологические условия оптимизации предбрачного периода: рефлексия мотивов, отношений и чувств (собственных и партнера), замена эмоционального образа партнера — реальным, оценка стиля предбрачного общения, адекватизация уровня притязаний, проигрывание в «мысленном эксперименте» наиболее вероятного сценария совместной жизни.

Факторы психологической готовности к браку: способность любить, ответственность и др.

Выбор брачного партнера. Родители и «дети» на пороге создания молодой семьи.

Стадии жизненного цикла семьи.

Основные концептуальные подходы к семье. Представление о семье как системе: семья как постоянно трансформирующаяся система.

Понятие границ подсистем семьи и большой семейной системы.. Оптимальные границы и оптимальная дистанция.

Последовательное изменение семейных ролей. Динамика семейных отношений.

Периодизация семейной жизни. Кризисные периоды в браке. Два закона развития семейной системы – стремление к гомеостазу и стремление к изменениям. Понятия здоровой и больной системы. Симптоматическое поведение членов семьи.

Социокультурные влияния на жизненный цикл семьи.

Молодая семья. Адаптация молодоженов к условиям совместной жизни: основные проблемы. Неспособность к самоограничению в плане привычных потребностей; трудности в установлении отношений с новыми родственниками и друзьями; возможные сексуальные проблемы и др.

Стадия экспансии. Типовые проблемы: необходимость перехода от недостаточно освоенных супружеских ролей к родительским; диспропорциональное распределение нагрузок, связанных с уходом за детьми; монотония; возможная депрессия; нарушение сексуального общения и др.

«Пустое» гнездо. Обнажение диадических факторов семейного неблагополучия; возрастающие трудности в сексуальных отношениях супругов; возможности проявления «кризиса личности» супругов.

Пожилой человек и семья.

Факторы «успеха» в браке. Психологические условия гармонизации брака. Обоюдная ориентация на удовлетворение потребностей другого. Ответственность друг за друга и за семью в целом.

 

Диагностика внутрисемейных отношений супругов.

Основные диагностические подходы: эклектический, проблемный, факторный.

Сбор первичной информации о семье в рамках системно-структурного подхода.

Анализ и уточнение запроса семьи как клиента.

Построение генограммы. Циркулярные вопросы.

Направления и предмет диагностики семьи в целом и ее членов: психофизиологические свойства членов семьи, характерологические свойства членов семьи, особенности ценностно-мотивационной сферы, характеристики когнитивной сферы, характеристики межличностных отношений, эмоциональных отношений, сознательных рефлексивно-оценочных отношений, особенностей внутрисемейного общения и взаимодействия.

Типы применяемых стандартных методик: аппаратурные, игровые, тест-опросники, техники шкалирования, проективные.

 

Тема 6. Ненормативные кризисы в развитии семейных отношений

 

Ссоры и споры в семье

Факторы «риска» в браке: совместное проживание с родителями в начале брака; профессиональная занятость женщины; употребление алкоголя; ожидание ребенка в первые два года брака; ограниченность общих интересов, тем общения; утрата чувства любви; неудовлетворенность сексуальными отношениями.

Психологическая характеристика семейных ссор.

Психологическая характеристика семейных споров.

Причины возникновения ссор споров в семье.

Принцип «каузальной причинности» в семейных отношениях. «Презумпция невиновности партнера» и другие психологические защиты.

 

Конфликты в семье

 

Понятие семейных конфликтов и их особенности.

Классификация семейных конфликтов.

Конфликты в различных сферах супружества. Основные причины возникновения конфликтов в семье.

Возможная динамика эмоциональных состояний и переживаний супругов:

Основные причины деструктивного характера разрешения противоречий: эгоценризм, блокировка удовлетворения базовых потребностей партнера, снижение его возможностей самоактуализации и самоуважения.

Факторы «вторичной выгоды» конфликта: возможность эмоционального отреагирования раздражения и агрессии, достижение своих целей путем манипулирования партнером, способ эмоционального оживления формально-холодных супружеских отношений.

Профилактика конфликтогенных эмоциональных состояний: внесени е элементов творчества и разнообразия в семейный быт; оказание знаков внимания, уважения, сюрпризов; оптимальная организация семейного отдыха и досуга (совместный или раздельный, активный – пассивный, домашний или внедомашний и т.д.).

Учет типа семьи: возраст, стабильность, доход, наличие и количество детей и прародителей, учет индивидуальных предпочтений членов семьи.

Условия деконфликтизации супружеских отношений. Отказ от эгоцентрической позиции, «презумпции виновности» партнера; идеализации своего «я» и др.

Ориентация на профилактику конфликтов или на их конструктивность: адекватность отражения, открытость и эффективность коммуникации, взаимное доверие и сотрудничество; определение существа конфликта.

Пути урегулирования конфликтов в семье

Необходимость владения психотехникой общения.

Диагностика конфликтности супругов.

 

Тема 7. История семьи. Семейные традиции и правила.

Основные подходы к рассмотрению истории семьи в зарубежной и отечественной психологии. Подход Анн Шутценбергер.

Семейные «темы».

Семейные тайны.

Повторяющиеся события.

История имени.

 

Раздел 3. Процесс распада семейных отношений

 

 

ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ И семинарских занятий

Тема 1 Мотивы вступления в брак. Любовь.

(семинар)

Вопросы:

1. Характеристика любви – как одиного из основных мотивов вступления в брак.

2. Сравнительный анализ исследований любви в работах Э.Фромма, К. Хорни, Р. Мэя.

3. Психологическая характеристика невротической любви.

Дополнительная литература:

1. Фромм Э. Искусство любви., М, 2002.

2. Мей Р. Любовь и воля. М., 1999.

3. Хорни К. Психология женщины. М., 1997.

4. Хорни К.Невротическая личность нашего времени. М., 1997.

 

Тема 2 Диагностика внутрисемейных отношений супругов.

Практическое занятие 1:

1. Методики диагностики в процессе предбрачного консультирования.

Отработка методик «Брачный договор», «Ролевые ожидания», Тест Т.Лири, тест РОП.

Практическое занятие 2:

2. Проективные методики диагностики внутрисемейных отношений: семейная генограмма, социограмма, психогеометрический тест.

 

Дополнительная к практическим занятиям:

1. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. М., 1987.

2. Волкова А.Н., Трапезникова Т.М. Методические приемы диагностики супружеских отношений. //Вопр. Психологии, 1985.№5.с. 110-116.

3. Егидес А., Козлов Н. Семейный договор. М., 1998.

4. Кроник А.А. Методика экспериментального исследования взаимопонимания в диаде. //Психол. Журнал. 1985.Т.5 №5.

5. Левкович В.П., Зусикова О.Э. Методика диагностики супружеских отношений. //Вопр. Психологии.1987.№ 4, с. 128-134.

6. Семья в психологической консультации /Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина, М., 1989.

7. Эйдемиллер Э., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999.

8. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии. С-Пб., 2000.

9. Эйдемиллер Э. Методы семейной диагностики и психотерапии. М.-С-Пб., 1996.

 

Тема 3 Диагностика и методы урегулирования семейных конфликтов.

Семинар 1: Супружеские конфликты: причины и профилактика.

Вопросы:

1. Теории супружеской совместимости.

2. Психологический климат семьи и зоны супружеских конфликтов.

3. Супружеские конфликты: причины и профилактика.

4. Факторы гармоничного супружества.

 

 

Практическое занятие 3:

1. Диагностика конфликтности супругов и их взаимоотношений.

Самооценка готовности к конструктивным взаимоотношениям в семье методом тестирования.

Тест Томаса.

Опросник «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях»

2. Игра «Супружеский конфликт».

 

Дополнительная литература:

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М. ЮНИТИ, 1999. – Гл. 25.

2. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М.:КСП,1996.

3. Сысенко В.А. Устойчивость брака. М., 1981.

4. Сулимова М.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. – М., Ин-т практ. Психологии,1996. – с. 44-45.

5. Сысенко в. Супружеские конфликты М., 1993.

6. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений М., 2000

7. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. С-Пб. 2000

 

 

Тема 4 Процессы дестабилизации семейных отношений.

Практическое занятие 4.

1. Ролевая игра «Семья».

2. Видеоанализ ролевой игры: психологические предпосылки ревности и измены; «факторы риска» и «факторы успеха» в процессе семейных отношений.

 

Тема 5 Детско-родительские отношения.

Семинар: Родительское отношение к ребенку: структура, типы, функции.

1. Варианты родительского отношения к ребенку и комплементарные им варианты детского развития и поведения.

2. Типы родительского отношения, патогенные для ребенка.

3. Жизненные сценарии и способы их формирования у ребенка.

4. Психологические особенности детей, воспитывающихся в полной, неполной семье, вне семьи. Последствия материнской депривации.

 

Дополнительная литература:

 

1. Спиваковская А. Психотерапия: игра, детство, семья. М., 1999.

2. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения. М., 1987.

3. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л., 1982.

4. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений М., 2000

 

Практическое занятие 5.

1. Проективные методики диагностики детско-родительских отношений.

2. Рисунок семьи.

3. Кинетический рисунок семьи.

 

1. Лосева В.К. Рисуем семью. Психологическая помощь и консультирование. М., 1995.

2. Бернс Р., Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи. М., 2000.

 

Практическое занятие 6.

1. Анализ семейных взаимоотношений (АСВ)

2. Опросник для детей в возрасте 3-10 лет.

3. Опросник для родителей и подростков в возрасте от 11 до 21 года.

 

 

1. Эйдемиллер Э., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ПОДГОТОВКЕ РЕФЕРАТОВ

 

Обязательной формой самостоятельной работы в ходе изучения курса «Психология семьи» является подготовка реферата. Каждый студент выбирает, исходя из предложенных разделов учебного курса, а также с учетом собственных интересов, согласуя с преподавателем тему реферата, которая не должна повторяться в данной учебной группе. Реферат сдается на проверку преподавателю не позднее, чем за 10 дней до начала зачетной недели. Его проверка, анализ и собеседования по итогам работы проводятся также до начала зачетной недели.

· Обязательными структурными элементами реферата являются:

· Титульный лист;

· Оглавление;

· Введение (краткое указание актуальности, предмета, целей, задач работы);

· Основная теоретическая часть (главы и параграфы реферата);

· Практическая часть по теме реферата, которая может включать методы и методики диагностики, коррекции, развития семейных отношений;

· Заключение (включает основные выводы по итогам раскрытия темы реферата);

· Библиографический список;

· Приложения

Реферат должен быть напечатан на принтере, шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, через 1,5 интервала, поля: слева – 3 см, справа 1,5 см, сверху, снизу – 2 см. Рекомендованный объем реферата может быть в пределах 30 страниц стандартного печатного текста. Все страницы работы (включая приложения), начиная с третьей (Оглавление), последовательно нумеруются. Нумерация проставляются сверху по центру. Листы работы прошиваются и помещаются в обложку.

1. Каждый раздел реферата начинается с новой страницы. Заголовок выделяется жирным шрифтом. Заголовки первого уровня (Содержание, Введение, Заключение, названия Глав и параграфов) выделяются 16-м размером (пунктом) шрифта Times New Roman.

2. Нумерация глав, параграфов и разделов внутри параграфа имеет сквозной характер (например: 1.2.1. — первый пункт второго параграфа первой главы).

Ведение и заключение не нумеруются.

3. Если имеются какие-либо графические материалы и таблицы, они также имеют сквозную нумерацию. Для таблиц и рисунков должна быть раздельная нумерация.

 

Библиографические ссылки на литературные или иные (интернет, законодательные нормы и т.п.) источники в автореферате обязательны. Их употребляют при цитировании, при заимствовании положений, формул, таблиц, иллюстраций, при необходимости отсылки к другому изданию, при анализе в тексте опубликованных работ. В ходе оформления реферата рекомендуются внутритекстовые ссылки. Они размещаются непосредственно в строке после текста, к которому относятся. Допускается использование двух вариантов оформления ссылок. Наиболее предпочтительным является следующий вариант, например: (Айзенк, 1995; Дружинин, 2000; Bowling & Mackenzie, 1996).

Если приводится цитата, обязательно указывается конкретная страница, например (Геодакян, 1989, с. 64).

Этот вариант позволяет оформлять ссылки уже на этапе подготовки черновиков рефератов, курсовых или выпускных работ.

После текста реферата обязательно размещается «Библиографический список». Сведения о наличии списка отражаются в «Оглавлении», помещаемом, как правило, непосредственно после титульной страницы.

В реферате должно быть не менее 10 использованных источников, на которые содержатся ссылки в тексте самой работы. Предпочтение отдается новой литературе (за последние 5 лет).

Желательно также использовать статьи из научной прессы.

Все источники приводятся в библиографическом списке. Библиографический список является обязательной составной частью реферата, курсовой и выпускной квалификационной работ и показывает умение студента применять на практике знания, полученные при изучении соответствующих учебных дисциплин. В список включаются, как правило, библиографические сведения об использованных при подготовке работы источниках.

 

 

Методические рекомендации преподавателям. Психология семьи является предметом, тесно связанным как с фундаментальными разделами различных отраслей психологии

 

Психология семьи является предметом, тесно связанным как с фундаментальными разделами различных отраслей психологии, так и с повседневной практикой образования и воспитания. Поэтому, с одной стороны, преподавателю следует уделить достаточное место классическим формам работы. Вузовская лекция в этом плане играет ключевую роль. Однако ее основная цель – формирование у студентов ориентировочной основы для последующей самостоятельной работы. Кроме того, желательно, если в ходе самой лекции преподаватель регулярно использует и контролирует результаты и ход самостоятельной работы студентов.

Наряду с классическими формами проведения лекционных занятий (монологическая лекция по наиболее фундаментальным темам) рекомендуется также использовать лекции-визуализации с использованием мультимедийной аппаратуры. В ходе организации практических и семинарских занятий наряду с классическими семинарами проводятся также семинары с элементами практических занятий.

Также во время проведения практических и семинарских занятий важно вести учет итогов работы каждого студента. Активность студентов на этих занятиях должна учитываться в ходе промежуточной аттестации.

Кроме того, в ходе организации текущего контроля, в том числе на семинарских и практических занятиях, преподаватель последовательно знакомит студентов с критериями оценки знаний.

Вопросы к экзамену.

 

1. Современное состояние и основные проблемы брачно-семейного института.

2. История развития брака и семьи.

3. Основные функции семьи. Специфика их реализации на современном этапе развития общества.

4. Психология предбрачного ухаживания.

5. Психологические факторы готовности к браку.

6. Выбор брачного партнера.

7. Мотивы вступления в брак. Любовь.

8. Мотивы вступления в брак. Одтночество.

9. Удовлетворенность в браке. Характеристика благополучной и неблагополучной семьи.

10. Психологическая характеристика периода супружеской адаптации.

11. Стадии жизненного цикла семьи.

12. Психологическая характеристика молодой семьи.

13. Структура семьи.

14. Семья как коммуникативная система.

15. История семьи.

16. Дисфункциональная семья.

17. Споры и ссоры в семейных отношениях.

18. Специфика конфликтов в семейных отношениях.

19. Психология ревности. Типы реагирования ревнующего супруга.

20. Супружеская неверность. Основные причины измены.

21. Феномен «прощения» в психологии супружеских отношений.

22. Мотивы расторжения брака.

23. Психологическая характеристика развода. Виды разводов.

24. Психологические последствия разводов.

25. Психология сексуальных отношений в браке.

26. Причины расстройств сексуальных отношений в семье.

27. Психологическая характеристика феномена материнства.

28. Психологическая характеристика феномена отцовства.

29. Семья как персональная среда развития ребенка.

30. Стили семейного воспитания.

31. Психологические причины отклонений в семейном воспитании.

32. Единственный ребенок. Соперничество детей в семье.

33. Неполная семья и специфика воспитания в ней.

34. Повторный брак: родители и дети.

35. Алкогольные семьи. Их влияние на развитие ребенка.

36. Диагностика семейных отношений: тест Лири, тест РОП, «брачный договор».

37. Диагностика семейных отношений: семейная генограмма, социограмма.

38. Диагностика семейных отношений: рисунок семьи, кинетический рисунок семьи.

39. Диагностика семейных отношений: методики диагностики конфликтности в супружеских отношениях.

40. Диагностика семейных отношений: опросник АСВ.

 

 

 

Учебное издание

Порошина Татьяна Ивановна

 

ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ

 

Свидетельство о государственной аккредитации вуза

№ 1426 от 23.04.2004

Изд. лиц. ИД № 03857 от 30.01.2001

Подписано в печать 16.06.2011. Формат 60х90 1/16

Бумага ксероксная. Печать на ризографе

Усл. печ. л. 2,2. Авт. л. 1,2

Тираж 100 экз.

 

Редакционно-издательский отдел

ФГО БУ ВПО «Пермский государственный педагогический университет»

614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 2, оф. 71,

тел. (342) 238-63-12

Отпечатано на ризографе

в Пермском государственном педагогическом университете

614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 1, оф. 11