Рекомендации по отбору и организации материала

Методические указания для студентов

Возрастная психология

Направление 44.03.01 Педагогическое образование

преп. Чернокова Т.Е.

Контрольная работа

Цель контрольной работы систематизировать знания, полученные студентами на аудиторных занятиях и при ознакомлении с научной и учебной литературой.

Тематика предлагаемых контрольных заданий отражает содержание следующих тем: предмет, задачи и методы возрастной психологии, проблемы психического развития в зарубежной и отечественной психологии ХХ века.

Контрольная работа дает представление о подготовленности студента по теоретическому курсу, его умении самостоятельно работать с научной и учебной литературой, выделять наиболее существенные аспекты изучаемого вопроса, а также оформлять работу.

Темы контрольных работ

1. Проблема условий и движущих сил психического развития ребенка в зарубежной и отечественной психологии.

2. Проблема соотношения обучения и психического развития в зарубежной и отечественной психологии.

3. Проблема периодизации психического развития ребенка в зарубежной и отечественной психологии.

ПРИМЕЧАНИЕ.

Распределение по темам в соответствие с официальным списком.

Рекомендации по отбору и организации материала

Независимо от темы должны быть раскрыты следующие вопросы:

1. Актуальность заявленной проблемы (противоречивость позиций ученых, значимость для практики).

2. Специфика предмета и методов исследования в возрастной психологии. Основные категории возрастной психологии.

3. Теории психического развития ХХ века (результаты анализа литературы представить в таблице 1):

Таблица 1

Общая характеристика теорий психического развития

Концепция Предмет исследования Методы исследования Понятие о развитии психики Ход развития
Биогенетическая    
Психоаналитическая    
Бихевиористская    
Генетическая    
Гуманистическая    
Культурно-историческая    
Деятельностная    

 

4. В зависимости от темы должны быть раскрыты рабочие понятия: условия и движущие силы психического развития, обучение, периодизация психического развития.

5. В зависимости от темы должен быть представлен сравнительный анализ зарубежных и отечественных подходов к изучаемой проблеме психического развития:

А) Биогенетические теории (Ст. Холл, К. Бюлер, Э. Мейман, А. Бине, А. Гезел)

Б) Психоаналитические теории развития личности (З.Фрейд, А.Адлер, Э. Эриксон),

В) Бихевиористские теории развития (Дж.Уотсон, Б. Скиннера, А.Бандура, Сирс),

С) Генетическая психология Ж.Пиаже,

Г) Гуманистические теории развития личности (К. Роджерс, А. Маслоу),

Д) Культурно-деятельностный подход в психологии развития (Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Л.И. Божович, М.И. Лисина).

Если какая-то из проблем не рассматривалась конкретным автором, ставится прочерк.

Сравнительный анализ подходов к решению проблем возрастной психологии можно представить в таблицах.

Тема 1. Необходимо рассмотреть биогенетические, психоаналитические, бихевиористские, гуманистические теории и подход Пиаже. В отечественной психологии необходимо рассмотреть работы Л.С. Выготского, А.Н. Запорожца, Л.И. Божович, М.И. Лисиной.

Таблица 2

Проблема условий и движущих сил психического развития ребенка

в зарубежной и отечественной психологии

  Автор концепции Условия развития Роль биологического фактора Роль среды Движущие силы развития
       

Тема 2.Необходимо рассмотреть традиционный подход (можно на примере Фрейда и Пиаже), бихевиористский подход, подход К. Коффки, подход Л.С. Выготского.

Таблица 2

Проблема соотношения обучения и психического развития

в зарубежной и отечественной психологии

Автор концепции Понятие обучения Понятие развития Взаимосвязь обучения и развития
       

Необходимо определить понятия зоны ближайшего развития, развивающего обучения, типы обучения (Л.С. Выготский), выписать принципы развивающего обучения (Л.В. Занков), определить содержание и структуру учебной деятельности (В.В. Давыдов).

Тема 3. Необходимо рассмотреть подходы к решению проблемы периодизации психического развития ребенка в биогенетических теориях (Холл–Гетчинсон, Э.Мейман, К.Бюлер), Теориях З. Фрейда и Э. Эриксона, теории Ж. Пиаже, в теории Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина. К каждой теории необходимо определить критерий периодизации и заполнить таблицы.

Периодизации психического развития в биогенетических теориях

Автор Стадия филогенеза Стадия онтогенеза Характеристика стадии
       

 

Периодизация развития личности в теориях З. Фрейда и Э. Эриксона

Название Возраст Основные проблемы Достижения по Фрейду Новообразования по Эриксону
         

Периодизация психического развития в учении Ж. Пиаже

Стадия Возраст Характеристика
     

Периодизация психического развития по Д.Б. Эльконину

Эпохи Стадия Соц. ситуация развития Тип ведущей деят-ти Новообразование Кризис Стадия Соц. ситуация развития Тип ведущей деят-ти Новообразование Кризис
Раннее детство 1. Младенческий возраст       Тип   2. Ранний возраст          
Собственно детство 3. Дошкольный возраст         4. Младший школьный возраст        
Отрочество 5. Подростковый возраст         6. Юношеской возраст        

При заполнении таблиц необходимо не просто назвать, но и раскрыть уникальность конкретных подходов к решению названных проблем, раскрыть специфические термины.

ЛИТЕРАТУРА:

Основные источники:

1. Психология развития: Учеб для студ высш. учеб. заведений / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Академия, 2005.

2. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (психология развития и возрастная психология): Учеб для студ высш. учеб. заведений. – М.: Юрайт, 2012.

3. Чернокова Т.Е. История возрастной психологии: Учеб. пособие для студ. вузов. – Архангельск: САФУ, 2013.

Дополнительные источники:

4. Божович Л.И. Избранные психологические труды. – М., 1997.

5. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб., 1997.

6. Зиглер Д. Хьелл Л., Теории личности. – СПб., 1997.

7. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости : учебное пособие для вузов. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.

8. Лисина М.И. Проблемыонтогенеза общения. – М., 1986.

9. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. — М.: Высшее образование; МГППУ, 2010.

10. Психология развития: словарь / Под ред. А.Л. Венгера. – М.: ПЕР СЭ, 2005.

11. Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2 изд. – М., 1990.

12. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана. – Спб., Питер, 2002.

13. Хрестоматия по психологии / Под. ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1987.

14. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка / Под ред. Г.В. Бурменской. – М. МПСИ, 2008.

15. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946 – 1980гг. / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. – М., 1981.

16. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 1989.

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»

филиал в г. Северодвинске Архангельской области

Кафедра психологии и психофизиологии
(наименование кафедры)

 

ЗАДАНИЕ НА КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ

 

По дисциплине Возрастная психология.

 

 

студенту гуманитарного института   курса     группы
           
(фамилия, имя, отчество студента)
           
Направление44.03.01 Педагогическое образование, профиль подготовки: Дошкольное образование(квалификация: бакалавр)
(код и наименование направления подготовки / специальности)
               

 

Тема Проблема условий и движущих сил психического развития ребенка
  в зарубежной и отечественной психологии.
Задание  
  1. Определить актуальность темы, задачи работы.
  2. Определить предмет и основные категории возрастной психологии.
  3. Дать характеристику теорий психического развития ХХ века (таблица 1).
  4. Раскрыть рабочие понятия по теме: условия и движущие силы психического развития, обучение, деятельность.
  5. Представить сравнительный анализ зарубежных и отечественных подходов к проблеме условий и движущих сил психического развития ребенка (таблица 2).

6. Сделать выводы о степени разработанности проблемы, наиболее адекватных подходах к ее решению и перспективах ее изучения.

     

 

Срок выполнения: с « » февраля 201..   г. по « » мая г.

 

 

Руководитель доцент       Чернокова Т.Е.
  (должность)   (подпись)   (инициалы, фамилия)

 

 

Северодвинск 201_

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»

филиал в г. Северодвинске Архангельской области

Кафедра психологии и психофизиологии
(наименование кафедры)

 

ЗАДАНИЕ НА КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ

 

По дисциплине Возрастная психология.

 

 

студенту гуманитарного института   курса     группы
           
(фамилия, имя, отчество студента)
           
Направление44.03.01 Педагогическое образование, профиль подготовки: Дошкольное образование(квалификация: бакалавр)
(код и наименование направления подготовки / специальности)
               

 

Тема Проблема соотношения обучения и психического развития
  в зарубежной и отечественной психологии.
Задание  
1. Определить актуальность темы, задачи работы. 2. Определить предмет и основные категории возрастной психологии. 3. Дать характеристику теорий психического развития ХХ века (таблица 1). 4. Раскрыть рабочие понятия по теме: обучение, зона ближайшего развития, развивающее обучение, типы обучения (Л.С. Выготский), выписать принципы развивающего обучения (Л.В. Занков), определить содержание и структуру учебной деятельности (В.В. Давыдов). 5. Представить сравнительный анализ зарубежных и отечественных подходов к проблеме соотношения обучение и психического развития ребенка (таблица 2). 6. Сделать выводы о степени разработанности проблемы, наиболее адекватных подходах к ее решению и перспективах ее изучения.
     

 

Срок выполнения: с « » февраля 201..   г. по « » мая г.

 

 

Руководитель доцент       Чернокова Т.Е.
  (должность)   (подпись)   (инициалы, фамилия)

 

 

Северодвинск 201_

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»

филиал в г. Северодвинске Архангельской области

Кафедра психологии и психофизиологии
(наименование кафедры)

 

ЗАДАНИЕ НА КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ

 

По дисциплине Возрастная психология.

 

 

студенту гуманитарного института курса     группы
           
(фамилия, имя, отчество студента)
           
Направление44.03.01 Педагогическое образование, профиль подготовки: Дошкольное образование(квалификация: бакалавр)
(код и наименование направления подготовки / специальности)
               

 

Тема Проблема периодизации психического развития ребенка
  в зарубежной и отечественной психологии.
Задание  
  1. Определить актуальность темы, задачи работы.
  2. Определить предмет и основные категории возрастной психологии.
  3. Дать характеристику теорий психического развития ХХ века (таблица 1).
  4. Раскрыть рабочие понятия по теме: возраст, психологический возраст, периодизация психического развития.
  5. Представить сравнительный анализ зарубежных и отечественных подходов к проблеме периодизации психического развития ребенка (таблица 2).

6. Сделать выводы о степени разработанности проблемы, наиболее адекватных подходах к ее решению и перспективах ее изучения.

     

 

Срок выполнения: с « » февраля 201..   г. по « » мая г.

 

 

Руководитель доцент       Чернокова Т.Е.
  (должность)   (подпись)   (инициалы, фамилия)

 

 

Северодвинск 201_