Психологические особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада

Содержание

Введение

ГЛАВА I. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДОУ

1.1 Психологические особенности адаптации детей к ДОУ

1.2 Специфика прохождения и основные этапы процесса адаптации детей к условиям детского сада

1.3 Показатели успешной адаптации детей к ДОУ

ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОУ

2.1 Диагностика эмоционального состояния детей в период адаптации к ДОУ

2.2 Методические рекомендации родителям и педагогам по адаптации детей к ДОУ

Заключение

Список использованной литературы

Приложения 1-3

Введение

Проблемы социально-психологической адаптации к ДОУ представлены на всех возрастных этапах, но особенно ярко — в раннем детстве. От того, каким образом будет проходить процесс адаптации ребенка на первом этапе его вхождения в новое пространство (детский сад) во многом зависит успех его дальнейшей жизнедеятельности, его психологическое состояние и здоровье.

Проблема социально-психологической адаптации ребенка к детскому саду — одна из самых важных в дошкольной педагогике. Вопросам адаптации ребенка к условиям детского дошкольного учреждения уделяли в своих работах Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, В. В. Давыдов, А. Л. Венгер, А. А. Реан, Ф. В. Березин, Л. И. Вассерман и др.

В последнее время повышение возрастного порога начала посещения дошкольного учреждения с 1,5 до 3 лет, с одной стороны, и усиление образовательной нагрузки в дошкольном учреждении — с другой, делают проблему привыкания дошкольников раннего и младшего возраста к условиям детского сада особенно актуальной.

Объект исследования — адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада.

Предмет исследования — психоэмоциональные особенности адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.

Цель исследования — раскрыть психологические особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Задачи исследования:

1. Раскрыть психологические особенности адаптации детей к ДОУ.

2. Рассмотреть специфику прохождения и основные этапы процесса адаптации детей к условиям детского сада.

3. Перечислить основные показатели успешной адаптации детей к ДОУ.

4. Представить результаты диагностики эмоционального состояния детей в период адаптации к ДОУ.

9 стр., 4173 слов

Адаптация ребенка к детскому саду

... времени пройдет. Ваш ребенок просто адаптируется (приспосабливается) к саду. У него период адаптации к нему. Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги ... будто "опьянен" ориентировочной реакцией на "прелесть новизны". Чем легче адаптируется ваш ребенок, тем раньше проявляются они, похожие на первых ласточек, всем возвещающих о завершении у вашего ...

5. На основе полученных данных разработать методические рекомендации родителям и педагогам по адаптации детей к ДОУ.

Методологической базой исследования являются: анализ психолого-педагогической литературы, анализ и синтез эмпирических данных, аналогия и обобщение; эмпирические методы исследования — изучение и обобщение опыта работы по исследованию процесса адаптации детей раннего дошкольного возраста, создание экспериментальной ситуации, наблюдение, анкетирование; методы математической и статистической обработки данных.

Новизна исследования: на основе данных, полученных в ходе исследования особенностей психоэмоционального состояния детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ были разработаны методические рекомендации по организации работы в адаптационный период в дошкольном общеобразовательном учреждении.

Апробирование: опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Федерального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида «Росинка» г. Кузнецка.

адаптация дети дошкольный

ГЛАВА I. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДОУ

1.1 Особенности и специфика адаптации детей к ДОУ

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, то есть совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом или негативным (стресс).

В психолого-педагогической науке адаптацию определяют, как процесс взаимодействия двух переменных: потребностей живого организма и особенностей среды его обитания. Успешность процесса адаптации человека в значительной степени определяет успешность его деятельности, а также сохранение физического и психического здоровья.

Выделяют различные аспекты адаптации: физиологический, психический, психологический, социальный, профессиональный и т.д.).

Для детей раннего дошкольного возраста центральными являются физиологическая, психическая, психологическая и социальная адаптация.

Физиологическая адаптация проявляется в состоянии здоровья ребенка. Если он хорошо приспособился к обстановке, то редко болеет, все физиологические процессы у него проходят без особых проблем. Если же справляется со всеми требованиями детского сада, но много болеет, то считать, что он адаптировался нельзя.

Психическая (психоэмоциональная) адаптация выражается в перестройке динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды. Адаптированные дети пребывают в хорошем настроении, у них высокий уровень работоспособности, отсутствуют невротические реакции и аффективная возбудимость.

Психологическая адаптация заключается в приспособлении (психологическом) ребенка к изменяющимся условиям среды и в выработке модели поведения. Дети чувствуют себя комфортно, активно взаимодействуют и со взрослыми, и со сверстниками, включены в совместные игры, дела и образовательную деятельность.

«Социальная адаптация заключается в приспособлении ребенка к новой социальной среде в ДОУ, которая является срезом более широкого социума. Адаптация предполагает подчинение и приспособление индивидуальных желаний нормам, правилам и запретам дошкольного учреждения. Социальная адаптация ребенка дошкольного возраста — это состояние гармонии между ребенком и социальной средой детского сада». [6, с.17]

23 стр., 11039 слов

Особенности полового воспитания детей дошкольного возраста

... Л. С 1984 . Это возраст, в котором адаптация преобладает над индивидуальностью Петровский А. В 1984 , но и предполагает ее как необходимое условие. Даже в младенчестве, когда среда ... развития роли и идентичности сплавляются и становятся сторонами единого качества. К этому возрасту ребенок уже знает, что он вырастет и будет мужчиной или женщиной, хотя количественная ...

Адаптация — это социально-психологический процесс, который при благоприятном течении приводит ребенка к состоянию приспособленности к условиям детского сада. Конечным результатом этого процесса является адаптированность. Адаптированным, т.е. хорошо приспособленным можно считать ребенка, у которого продуктивность, способность наслаждаться жизнью и психическое равновесие не нарушены.

«Цель и главная функция процесса адаптации ребенка к новым условиям (детского сада) — достижение стабильности эмоционально-психологического состояния, чувства безопасности и комфорта». [6, с.35]

Современные исследования показывают, что только 20% детей готовы к посещению дошкольного учреждения, 10% — не готовы, 70% — условно готовы. Это говорит о том, что процесс привыкания детей к дошкольному учреждению проходит не всегда. [30, с.32]

Трудности адаптационного периода связаны с тем, что с приходом в детский сад происходят значительные изменения в установленном порядке жизни малыша, что сказываются на его поведении. В условиях семьи ребенок с первых дней жизни привыкает к определенному режиму сна, отдыха, питания, к микроклимату семейных отношений. В соответствии с установленным ритмом жизни семьи, у ребенка вырабатываются привычки и навыки, строится определенный стиль поведения. С приходом в детский сад все это изменяется, а жизненный опыт ребенка еще невелик и приспособление к новым условиям представляет для него большую трудность.

Детям любого возраста, но особенно — раннего, очень трудно дается посещение детского сада. «В привычный, сложившийся жизненный уклад ребенка буквально врываются следующие изменения: четкий режим дня; отсутствие родных рядом; длительный контакт со сверстниками; необходимость подчиняться и слушаться незнакомых взрослых; резкое уменьшение персонального внимания к ребенку; особенности нового пространственного окружения». [13, с.57]

Приход в детское учреждение приводит к серьезным нарушениям в поведении ребенка и развитию отрицательных реакций. У ребенка может измениться целый ряд сложившихся привычек, перестроиться ранее сформированный стереотип в режиме сна, кормления, приемах общения со взрослыми. Этот переход требует торможения ряда сложившихся связей и быстрого образования новых, что для ребенка данного возраста является трудной задачей.

Процесс приспособления к новым условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро; чаще всего адаптация ребенка к ДОУ сопровождается различными негативными физиологическими и психологическими изменениями. Адаптирующегося ребенка отличают: преобладание отрицательных эмоций, в том числе страха; нежелание вступать в контакт ни со сверстниками, ни со взрослыми; утрата навыков самообслуживания; нарушение сна; снижение апатита; регрессия речи; изменения в двигательной активности, которая либо падает, либо возрастает; снижение иммунитета и многочисленные заболевания». [9, с.14]

Характер поведения в адаптационный период зависит от возраста детей. Так, до 5-6 месяцев дети сравнительно легко переносят эту перемену, так как в этом возрасте у ребенка динамические стереотипы поведения еще находятся в стадии становления.

7 стр., 3089 слов

Работа педагога-организатора с педагогически запущенными детьми ...

... 3. Опыт работы педагогов и психологов спедагогически запущенными детьми как условие их социализации.      3.1. Принципы изучения педагогически запущенногошкольника. ... запущенными школьникамина разных возрастных периодах.       4.1. Направления деятельности педагога-организаторав работе педагогически запущенными детьми.      4.2.  ...

Дети в возрасте 6-9 месяцев болезненно реагируют на разрушение таких устоявшихся привычек, как сосание соски, пустышки, укачивание перед сном, длительное пребывание на руках у взрослых. Чтобы облегчить жизнь малыша этого возраста, в адаптационный период можно оставлять ему индивидуальную соску. Воспитатель должен периодически брать таких детей на руки, успокаивая каждого.

Дети в возрасте от 10 месяцев до 1 года 6 месяцев трудно переносят расставание с близкими, отказываются от контактов с незнакомыми взрослыми и детьми. Сон их становится прерывистым и беспокойным. Нарушается аппетит ребенка, он часто отказывается от кормления, во время приёма пищи наблюдаются случаи рвотных позывов. Разрушаются ранее приобретенные привычки: ребенок перестает проситься на горшок, речь его затормаживается. Встречаются случаи, когда дети, начавшие ходить в домашних условиях, в детском саду переходят на ползание. Можно также отметить и другие регрессивные изменения более глубокого плана: повышение температуры, расстройство функций желудка, изменение кожного покрова и т.п.

Особенной уязвимы в плане адаптации к детскому саду дети с 1 года до 3 лет, поскольку именно в этот период малышу очень тяжело «оторваться» от мамы. Привязанность к матери — необходимое условие нормального психического развития ребенка — способствует формированию таких важных качеств личности: как доверие к миру, положительное самоощущение, инициативность, любознательность. Дети 2-3 лет испытывают страх перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения. Эти страхи — одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций приводит к тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, плаксивым, он чаще болеет. Мальчики 3-5 лет более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период более привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.

На процесс адаптации ребенка к условиям детского сада влияет множество различных факторов: достигнутый уровень психического и физического развития, состояние здоровья, степень закаленности, сформированность навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками, личностные особенности самого малыша, уровень тревожности и личностные особенности родителей, предшествующий опыт малыша, то есть наличие или отсутствие тренировки его нервной системы в приспособлении к меняющимся условиям жизни. Дети, которые живут в многодетных семьях, в семьях с родственниками, значительно быстрее привыкают к новым условиям.

«На процесс адаптации ребенка к условиям детского сада также влияет потребность ребенка в общении. Выделяют три группы детей по характеру различий в поведении и потребности общения. Первая группа — это дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми. Они переживают, расставаясь с ними, много плачут. Адаптационный период у детей длится от 20 дней до 2-3 месяцев. Вторая группа — это дети, у которых имеется некоторый опыт общения с незнакомыми людьми. Период адаптации их проходит в два этапа (второй и третий) и длится от 7 до 10-20 дней. Третья группа — дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях, в общении со взрослыми на познавательные темы. Эти дети привыкают в течение 3-10 дней». [27, с.86]

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... некий набор поведенческих штампов, который облегчает их адаптацию в коллективе. Им свойственна эмоциональная зависимость от матери. Эти дети часто бывают пар‑циально одаренными. В их ... и четвертой групп. Большинство авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно‑двигательной координации. ...

Воспитатели, принимающие детей в группу, должны знать и учитывать особенности каждого ребенка, воспитатель должен беседовать с родителями, посещать ребенка на дому, наблюдать за новым ребенком в разные отрезки дня и в разных ситуациях. Такое изучение ребенка поможет воспитателю правильно оценить его индивидуальные особенности и направить его поведение в нужное русло.

На поведение детей накладывают отпечаток и особенности нервной системы, ее тип: сила, подвижность, уравновешенность или неуравновешенность нервных процессов возбуждения и торможения. Дети, у которых процессы возбуждения и торможения уравновешены, отличаются спокойным поведением, бодрым настроением, общительностью.

Легковозбудимые дети бурно выражают свое отношение к окружающему, быстро переходят от одного состояния к другому. Они любят играть в подвижные игры, но быстро меняют игрушки, легко отвлекаются, постоянно двигаются по группе, рассматривая то один, то другой предмет. Длительных игр они не развертывают.

В противоположность легковозбудимым есть и такие дети, которые отличаются спокойным, несколько медлительным, даже инертным поведением. Они очень активно выражают свои чувства и кажутся внешне благополучно адаптирующимися. Однако свойственная им заторможенность может в этот период усилиться. Медлительные дети часто отстают от своих сверстников в развитии движений, в освоении окружающего, в овладении умениями и навыками. Они предпочитают играть подальше от детей, боятся их приближения.

«Воспитатель должен помочь этим детям освоиться в новой обстановке. В первые дни не рекомендуется привлекать медлительных детей к общению со сверстниками, так как им требуется длительное время для освоения нового, для знакомства с окружающим. Нетерпеливый подход воспитателя к ребёнку может привести к осложнениям в его поведении, к затруднениям в адаптации». [11, с.54]

Особого внимания требуют дети со слабым типом нервной системы. Они очень болезненно переносят любые перемены в условиях жизни и воспитания. Их эмоциональное состояние нарушается при малейших неприятностях, хотя бурно своих чувств они не выражают. Все новое пугает их и даётся с большим трудом. Они не уверены в движениях и действиях с предметами, медленнее, чем другие дети того же возраста. Таких детей к детскому учреждению следует приучать постепенно, привлекать к этому близких им людей. При этом рекомендуется постоянно поощрять и подбадривать детей, помогать им в освоении нового.

Безусловно, не всегда тип нервной системы проявляется отчетливо. Один и тот же малыш в разных ситуациях может повести себя по-разному, особенно в период адаптации. Даже спокойный и общительный ребенок при расставании с близкими начинает плакать и проситься домой, нелегко привыкает к новым требованиям, расстаётся с некоторыми сложившимися привычками.

1.2 Специфика прохождения и основные этапы процесса адаптации детей к условиям детского сада

Адаптация проявляется, главным образом, на психоэмоциональном уровне у ребенка. Чтобы более детально и как можно объективнее судить об этом уровне, учеными специально разработан и уточнен ряд необходимых показателей, достаточно информативно характеризующих особенности поведения и проявление эмоций у ребенка, адаптирующегося к новому организованному коллективу, и создан эмоциональный профиль, или портрет (ЭП) ребенка, впервые поступившего в обычный детский сад. Он включает следующие показатели.

19 стр., 9433 слов

Адаптация детского организма к условиям дошкольного учреждения

... (стресс). Формирование у ребенка способности к адаптации начинается еще до рождения ребенка. Само рождение - яркое проявление биологической адаптации. Переход из условий внутриутробного к внеутробному ... Дети по-разному переносят трудности, связанные с состоянием эмоционального напряжения при адаптации к условиям детского сада. Установлен ряд факторов, определяющих, насколько успешно малыш ...

Отрицательные эмоции — как правило, важнейший компонент ЭП, встречающийся в основном у каждого ребенка, впервые адаптирующегося к новому организованному коллективу. Обычно проявления этих эмоций различны: от еле уловимых до депрессии, напоминающей собою плен. При этом ребенок подавлен, угнетен и безучастен ко всему на свете. Ребенок часто погружается сам в себя, становится похожим на глухонемого или на пришельца с неизвестной нам планеты. Он теряет аппетит, становится замкнутым, не идет на контакты. Внезапно исчезает вся его окаменелость, он становится возбужденным, начинает метаться по группе, напоминая «белку в колесе», со всеми конфликтуя на ходу. Потом вдруг замирает, а потом, рыдая, зовет маму, захлебываясь в собственных слезах. Но вдруг бессильно замолкает, вновь превратившись в манекен. И так по нескольку раз в день. Довольно часто дети выражают свои негативные эмоции палитрой плача: от хныканья до постоянного. Обычно дольше всех из отрицательных эмоций у ребенка держится так называемое хныканье, которым он стремится выразить протест при расставании с родителями, убегающими на работу.

Страх — обычный спутник отрицательных эмоций. Ребенок, впервые придя в детский коллектив, во всем лишь видит скрытую угрозу для своего существования на свете. Поэтому он многого боится, и страх преследует его буквально по пятам, гнездится в нем самом. Малыш боится неизвестной обстановки и встречи с незнакомыми детьми, боится новых воспитателей, а главное, того, что родители забудут о нем, уйдя из сада на работу. Малыш боится, что родители предали его, что не придут за ним вечером, чтобы забрать домой.

Гнев. Порой на фоне стресса у ребенка вспыхивает гнев, который прорывается наружу, написанный буквально на лице. В такой момент малыш, словно маленький агрессор, пантерой готов прыгнуть на обидчика, отстаивая свою правоту.

Положительные эмоции — противовес всем отрицательным эмоциям и главный выключатель их. Обычно в первые дни адаптации они не проявляются совсем или немного выражены в те моменты, когда малыш увлечен новизной обстановки в детском саду. Положительные эмоции проявляются все чаще по мере адаптации ребенка. Детская радость, улыбка и веселый смех, пожалуй, — главные «лекарства», вылечивающие большинство из негативных сдвигов адаптационного периода.

Социальные контакты. «Коммуникабельность ребенка — это благо для успешного исхода адаптационного процесса. Однако в первые дни нахождения в дошкольном учреждении у некоторых малышей утрачивается и это свойство. Постепенно, когда только малыш сумеет наладить нужные контакты в группе, все сдвиги адаптационного периода пойдут на убыль — и это будет важным шагом к завершению всего процесса адаптации у ребенка.

Познавательная деятельность — подкрепляет положительные эмоции ребенка на стадии адаптации. В три года эта деятельность тесно связана с игрой. Поэтому малыш, впервые придя в детский сад, нередко не интересуется игрушками и не желает интересоваться ими. Ему не хочется знакомиться со сверстниками, понять, что происходит рядом с ним, познавательная деятельность ребенка заторможена. Однако, как только он «проснется» или воспитателю удастся «разбудить» его, активность стресс станет минимальной и в скором времени исчезнет совсем.

Социальные навыки. В процессе адаптации к условиям детского сада ребенок может утратить некоторые навыки самообслуживания, которые уже давно усвоил и которыми успешно пользовался дома. Ребенка приходится кормить из ложечки и умывать, как будто бы младенца. Однако же по мере адаптации ребенка к условиям организованного коллектива он «вспоминает» вдруг забытые им навыки, в придачу к ним усваивает новые.

Особенности речи. У некоторых детей на фоне стресса меняется и речь, не прогрессируя, а уходя в сторону регресса. Словарный запас ребенка скудеет, при разговоре он лишь употребляет младенческие или облегченные слова, становится меньше существительных и прилагательных, а предложения из многосложных становятся односложными. Такая речь — итог трудной адаптации. При легкой — она или же не изменяется совсем, или описанные изменения касаются ее чуть-чуть. В это время затруднено необходимое для возраста ребенка пополнение его активного словарного запаса.

Двигательная активность во время адаптационного процесса довольно редко сохраняется в пределах нормы. Ребенок становится сильно заторможенным или, напротив, неуправляемо гиперактивным. На данном этапе важное не путать его активность, измененную в связи с процессом адаптации, с активностью, присущей темпераменту ребенка.

Сон. Вначале процесса адаптации ребенка к детскому саду сон отсутствует совсем, и в тихий час малыш ведет себя как «ванька-встанька». По мере привыкания к детсаду ребенок начинает засыпать. Но его крайне беспокойный, прерывается все время всхлипыванием или внезапным пробуждением. И только лишь, когда ребенок адаптируется к саду, он, в самом деле, сможет тихо провести свой тихий час и спать спокойно.

Аппетит. Чем менее благоприятно адаптируется ребенок, тем хуже его аппетит, отсутствующий иногда совсем. Редко, но все же бывает, что ребенок впадает в другую крайность — начинает много есть и таким образом косвенно удовлетворяет свои неудовлетворенные потребности.

«Одним из факторов, определяющих характер протекания процесса адаптации ребенка к условиям детского сада, является кризис трех лет. Следует понимать, что в это время малыш впервые ощущает себя как личность и хочет, чтобы это видели другие. А другие зачастую этого не видят или не желают видеть. Поэтому малыш весь на пределе, отстаивая перед нами свою личность, и психика его становится ранимее, чем прежде, к воздействию различных обстоятельств окружающей среды». [28, с.56]

И вот как раз именно в то время, когда ребенок, как никогда, нуждается в родителях, в понимании его, а главное — поддержке, когда надо и необходимо щадить его ослабленную нервную систему, как будто бы специально, дополнительно к психической нагрузке кризиса трех лет, невольно взваливается на плечи малыша еще один тяжелый груз — груз адаптации к детсаду, не понимая, что все это «надорвет» его. И часть детей и в самом деле «надрывается», о чем свидетельствуют видимые изменения в обычном поведении ребенка.

Врачи и психологи различают 3 степени адаптации детей к условиям дошкольного учреждения:

— легкую (15-30 дней);

— среднюю (30-60 дней);

— тяжелую (от 2 до 6 месяцев).

Критериями степени тяжести адаптации выступают: эмоциональное состояние малыша; его отношение со сверстниками; отношения со взрослыми; сон и аппетит; частота и длительность острых заболеваний.

«Концом периода адаптации принято считать момент, когда на смену отрицательным эмоциям приходят положительные и восстанавливаются регрессирующие функции. Это означает, что: при утреннем расставании ребенок не плачет и с желанием идет в группу; ребенок все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам; малыш ориентируется в пространстве группы, у него появляются любимые занятия и игрушки». [8, с.46]

Полярным типом для тяжелой адаптации является тип легкой адаптации ребенка, когда малыш адаптируется к новой обстановке обычно несколько недель, чаще всего — полмесяца. С таким ребенком почти нет хлопот, и изменения, которые видны в его поведении, обычно кратковременны и незначительны, поэтому ребенок не болеет.

Помимо двух полярных типов адаптации, имеется еще и промежуточный вариант. В подобных следует говорить о средней тяжести течения периода различных адаптационных изменений в детском организме.

При этом типе адаптации ребенок в среднем адаптируется к новому организованному коллективу больше месяца и иногда во время адаптации заболевает. Причем, как правило, болезнь протекает без каких-то осложнений, что может служить главным признаком отличия указанного типа адаптации от неблагоприятного варианта.

В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три этапа (фазы) адаптационного процесса.

1. «Острая фаза — сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, более частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии; фаза длится в среднем один месяц.

2. Подострая фаза — характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам, на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами; фаза длится 3-5 месяцев.

3. Фаза компенсации — характеризуется убыстрением темпа развития, и дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку в развитии». [21, с.106]

Самым тяжелым является первый этап, который и называют острой фазой. Все этапы адаптационного периода у детей протекают сугубо индивидуально.

Если малыш с радостью и много говорит о детском саде, если спешит туда, если у него там друзья и куча неотложных дел, можно считать, что адаптационный период закончился.

1.3 Показатели успешной адаптации детей к ДОУ

Главной задачей педагогического коллектива детского сада является создание таких условий, при которых каждый ребенок сможет как можно более легко и с минимальными «последствиями» адаптироваться к новой жизни. Важную роль здесь играет процесс наблюдения за каждым ребенком, за тем, как он «переживает» процесс вхождения в новый для него мир. Педагог должен знать все признаки, по которым можно судить от степени переживания ребенком новых условий, о степени адаптированности его к детскому саду.

В психолого-педагогической теории выделяют следующие основные признаки эффективной адаптации: [6, с.17]

1) адаптированность во «внеличностной» сфере. Ребенок получает знания, приобретает умения и навыки, добивается компетентности и мастерства в различных видах деятельности;

2) адаптированность в сфере личных отношений, где устанавливаются эмоциональное насыщенные связи с другими детьми и со взрослыми.

Все дети отличаются способностью к адаптации, в связи с чем следует иметь в виду следующие критерии адаптированности ребенка:

Внутренний критерий предполагает психоэмоциональную стабильность, состояние удовлетворенности, отсутствие дистресса, ощущение угрозы и состояния эмоционально-психологической напряженности.

Внешний критерий отражает соответствие реального поведения личности, установкам общества, требованиям среды, правилам, принятым в социуме, и критериям нормального поведения.

В соответствии с этими критериями основными показателями успешности / неуспешности прохождения ребенком процесса адаптации выступают следующие показатели:

— состояние здоровья ребенка (удовлетворительное или неудовлетворительное);

— аппетит (хороший или плохой);

— сон (засыпание быстрое, сон спокойный и крепкий, пробуждение с хорошим настроением или нет);

— двигательная активность (подвижный, активный или скованный, пассивный);

— взаимоотношения со взрослыми и сверстниками (легко идет на контакт, есть интерес к общению, отсутствует агрессивность или контакты затруднены);

— деятельность (часто занят, даже увлечен, деятельность содержательная, активен в режимных моментах или пассивен и равнодушен);

— речь (инициативная, ответная или отсутствует);

— эмоциональный тонус (позитивный или негативный);

— желание — нежелание идти в детский сад;

— суждения родителей о состоянии и поведении ребёнка в семье (оптимистичные, заинтересованные или тревожные, негативные).

Показателями окончания адаптационного периода являются: спокойное, бодрое, веселое настроение ребенка в момент расставания и встреч с родителями; уравновешенное настроение в течение дня; адекватное отношение к предложениям взрослых; общение с ними по собственной инициативе; умение общаться со сверстниками, не конфликтовать; желание есть самостоятельно, доедать положенную норму до конца; спокойный дневной сон в группе до назначенного по режиму времени; спокойный ночной сон, без просыпания до утра. Если малыш с радостью и много говорит о детском саде, если спешит туда, если у него там друзья и куча неотложных дел, можно считать, что адаптационный период закончился.

Таким образом, под адаптацией ребенка к детскому саду понимается процесс вхождения малыша в новую для него среду дошкольного учреждения и приспособление к ее условиям. При благоприятном течении адаптация приводит ребенка к состоянию приспособленности к условиям детского сада. Конечным результатом этого процесса является адаптированность. Адаптированным, т.е. хорошо приспособленным можно считать ребенка, у которого продуктивность, способность наслаждаться жизнью и психическое равновесие не нарушены.

Процесс приспособления к новым условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро; чаще всего адаптация ребенка к ДОУ сопровождается различными негативными физиологическими и психологическими изменениями. Адаптирующегося ребенка отличают: преобладание отрицательных эмоций, в том числе страха; нежелание вступать в контакт ни со сверстниками, ни со взрослыми; утрата навыков самообслуживания; нарушение сна; снижение апатита; регрессия речи; изменения в двигательной активности, которая либо падает, либо возрастает; снижение иммунитета и многочисленные заболевания.

Трудности адаптационного периода связаны с тем, что с приходом в детский сад происходят значительные изменения в установленном порядке жизни малыша, что сказываются на его поведении. В условиях семьи ребенок с первых дней жизни привыкает к определенному режиму сна, отдыха, питания, к микроклимату семейных отношений. В соответствии с установленным ритмом жизни семьи, у ребенка вырабатываются привычки и навыки, строится определенный стиль поведения. С приходом в детский сад все это изменяется, а жизненный опыт ребенка еще невелик и приспособление к новым условиям представляет для него большую трудность.

Адаптация проявляется, главным образом, на психоэмоциональном уровне. Эмоциональный профиль ребенка, проходящего период адаптации к детскому саду включает в себя такие показатели, как: эмоции, социальные контакты, речевые навыки, гигиенические навыки, аппетит, сон и т.д.

Врачи и психологи различают 3 степени адаптации детей к условиям дошкольного учреждения: легкую (15-30 дней); среднюю (30-60 дней); тяжелую (от 2 до 6 месяцев).

Критериями степени тяжести адаптации выступают: эмоциональное состояние малыша; его отношение со сверстниками; отношения со взрослыми; сон и аппетит; частота и длительность острых заболеваний.

Показателями окончания адаптационного периода являются: спокойное, бодрое, веселое настроение ребенка в момент расставания и встреч с родителями; уравновешенное настроение в течение дня; адекватное отношение к предложениям взрослых; общение с ними по собственной инициативе; умение общаться со сверстниками, не конфликтовать.

Цель и главная функция педагогического коллектива во время адаптационного периода — помочь ребенку быстрее и легче приспособиться к новым условиям, достижение стабильности его эмоционально-психологического состояния и чувства безопасности и комфорта.

ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОУ

2.1 Диагностика эмоционального состояния детей в период адаптации к ДОУ

В предыдущей главе нами было отмечено, что адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ отражается, главным образом, на их психоэмоциональном состоянии. В связи с этим в рамках курсовой работы было проведено исследование (диагностика) эмоционального состояния детей в период адаптации к ДОУ.

Цель исследования — определить психоэмоциональное состояние детей раннего возраста в период их адаптации к ДОУ, и на основе полученных данных разработать программу работы с детьми по улучшению их психоэмоционального состояния и более легкого прохождения процесса адаптации к ДОУ. Методы исследования: наблюдение, диагностика, анкетирование, математическая обработка данных.

Исследование проходило в 2 этапа:

На первом этапе были изучено психоэмоциональное состояние детей на основе наблюдения за их поведением во время предметно-игровой деятельности, поскольку именно этот вид деятельности является ведущим в раннем возрасте. Наблюдения за детьми в детском саду проходило во время игровой деятельности детей, как в группе, так и на участке.

На втором этапе был сделан прогноз готовности детей к детскому саду по психолого-педагогическим параметрам на основе анкетирования родителей.

Исследование проводилось на базе Федерального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида «Росинка» г. Кузнецка. В исследовании приняли участие 10 детей 2,5 — 3 лет, поступивших в первую младшую группу детского сада.

Гипотеза — в процессе адаптации детей в возрасте 2-3-х лет к условиям ДОУ у них происходят изменения эмоционального состояния, причем с различной степенью выраженности.

Эксперимент проходил в течение первого месяца пребывания детей в детском саду. Исследование и анализ результатов были проведены в сотрудничестве с воспитателями и родителями данной группы детского сада.

В качестве основных методов, позволяющих выявить особенности эмоционального развития и оценить эмоциональное состояние ребенка, используются наблюдение, эксперимент. Этими методиками могут успешно пользоваться как специалисты-психологи, так и воспитатели, которые, наблюдая ребенка каждый день, имеют возможность тщательно исследовать его поведение в реальных жизненных обстоятельствах.

Регулярное наблюдение позволяет достаточно объективно оценить эмоциональное состояние ребенка в условиях детского сада — при взаимодействии с воспитателем и со сверстниками, в процессе организационной деятельности и отдельных режимных моментах.

Но большинство из них не подходит для детей раннего возраста, потому что у них еще не сформированы способности к описанию, не достаточно развита речь. В связи с этим, для педагогической оценки эмоциональных состояний детей раннего возраста мы предлагаем в качестве основного метода наблюдение. Однако при использовании данного метода возникают следующие сложности:

— сложно избежать субъективизма наблюдателя, т.к., интерпретируя результаты наблюдений, психолог (педагог), не ограничивается только научными представлениями, но и включает в оценку собственные стереотипы суждений, эмоциональные отношения, ценностные ориентации и т. д.;

— наблюдатель может фиксировать только внешние выражения эмоций детей, а различные эмоции могут выражаться одним и тем же способом. Например, и от страха, и от удивления широко открываются глаза, увеличиваются зрачки; опущенные глаза и голова могут выражать застенчивость, страх или нежелание общаться; слезы могут быть вызваны страхом, печалью или гневом.

На основе разработок Т.А. Данилиной, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степиной выделим следующие ситуации, которые возникают во время детской игры, и в которых эмоциональное состояние ребенка проявляется наиболее ярко:

1) Страх: незнакомая удивительная игрушка; поломка игрушки; плач, крик сверстника, друга; нападение сверстника, друга; незнакомый звук; воспитатель запрещает, ругается, кричит; приближение незнакомых людей.

2) Гнев: желание иметь что-то, чем обладает сверстник; желание иметь что-то, что нельзя взять; трудная игрушка, поломка игрушки; другой ребенок забирает игрушку, нападает, дразнится, прячет игрушку; воспитатель забирает игрушку; воспитатель обижает, ругается.

3) Печаль: игра, общение со сверстниками; трудности при выполнении задания; наказание, порицание взрослого; сверстники не принимают в игру.

4) Радость: любимая игрушка; выполнение задания; внимание, похвала другого человека при взаимодействии, общении; смешной (незнакомый) звук; воспитатель дурачится, напевает.

5) Интерес: новая игрушка; незнакомая игра; рассказ взрослого или показ чего-либо; проявление интереса к предметам окружающей среды, явлениям природы.

6) Удивление: незнакомая игрушка; новая игра; знакомый сверстник, друг ведет себя по-другому; близкий взрослый общается иначе.

Поскольку основным методом оценки эмоционального состояния ребенка является наблюдение в процессе работы мы использовали следующие таблицы фиксации результатов.

Табл. 1

Шкала оценки проявления эмоционального состояния

Степень выраженности

Характеристика

Способы проявления

1-я степень

Внешние проявления как негативных. Так и позитивных эмоций отсутствуют или выражены незначительно

Мимика, поза, слова и т.д.

2-я степень

Эмоциональные проявления выражены средне

Мимика, поза, слова и т.д.

3-я степень

Эмоции выражены сильно

Мимика, речь, двигательная активность

Табл. 2

Шкала оценки проявления эмоционального состояния

1-я степень

(слабая)

2-я степень

(средняя)

3-я степень

(высокая)

Страх

спокоен, нерешителен, малоактивен

хмурит брови, возбужден, напряжен

отказывается смотреть, убегает, плачет, хватается за близкого, замирает, визжит

Гнев

спокоен, хмурит брови, смотрит угрюмо

убегает, крепко зажмуривается, колотит руками, сжимает кулаки

все отвергает, плачет, дерется

 Печаль

спокоен, малоактивен,

хмурит брови, кривит губы, сдерживает слезы

плачет, все отвергает, капризничает

Радость

расслаблен, слегка улыбается

обнимается, активно играет, широко улыбается

размахивает руками, прыгает, хвастается, хохочет, дурачится, восторженно кричит

Интерес

практически не интересуется ничем новым, предпочитает старые игрушки, уклоняется от незнакомых

играет с новыми игрушками, улыбается при встрече с новым

активно интересуется всем происходящим, задает вопросы взрослым

Удивление

не выказывает удивления, не обращает внимания на необычное

широко открывает глаза и рот от удивления

подбегает к тому, что его удивило, расспрашивает окружающих об этом

Используя в качестве основы предложенные оценки поведенческих реакций, были составлены карты эмоционального состояния детей группы.

Табл. 3

Карты эмоционального состоянии детей по результатам наблюдения за ними во время предметно-игровой деятельности

Имя ребенка

Отрицательные эмоции

Средний показатель степени выраженности отрицательных эмоций

Положительные эмоции

Средний показатель степени выраженности положительных эмоций

Общий показатель

степени выраженности эмоций

Страх

Гнев

Печаль

Радость

Интерес

Удивление

Аня В.

1

1

2

1,3

2

2

2

2

1,6

Артем И.

3

3

2

2,6

3

3

2

2,6

2,6

Влада К.

2

1

2

1,6

2

1

2

1,6

1,6

Ира П.

2

2

2

2

3

3

3

3

2,5

Дима Р.

1

1

1

1

2

1

2

1,6

1,3

Миша С.

1

1

1

1

2

2

2

2

1,5

Света Т.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Рита Ф.

2

3

3

2,6

3

3

2

2,6

2,6

Рома Х.

1

1

1

1

2

2

2

2

1,5

Злата Ч.

2

2

2

2

3

3

3

3

2,5

Данные, представленные в таблице 3, позволяют сделать следующие выводы:

1) первую (слабую) степень выраженности эмоций во время предметно-игровой деятельности (1-1,5 балла) показали 3 чел. (30% детей); эти дети спокойны, уравновешенны, неэмоциональны; они бывают приветливыми по отношению к воспитателю и другим детям, редко проявляют радость и интерес к играм, игрушкам и другим детям;

2) вторую (среднюю) степень выраженности эмоций (1,6-2,5 балла) показали 5 чел. (50%); эти дети более эмоционально проявляют себя во время игр, они заметнее реагируют, как на положительные, так и на отрицательные моменты и ситуации; при этом проявляют живой интерес ко всему происходящему, они более общительны и коммуникабельны;

3) третью (высокую) степень выраженности эмоций (2,6-3 балла) показали 2 детей (20%) от общего числа детей; эти дети чрезвычайно эмоционально реагируют на все происходящее, если они испытывают радость, то кричат, визжат, быстро возбуждаются; при этом они также бурно показывают и отрицательные эмоции (гнев, печать), они часто плачут, могут проявлять агрессию по отношению к другим детям во время игр.

Представим полученные данные графически (см. рис. 1).

Рис. 1 Оценка проявления эмоционального состояния детей в группе

Как первая (слабая), так и третья (сильная) степени проявления эмоционального состояния говорят о том, что дети испытывают стресс, с трудом адаптируются к условиям детского сада. Однако, проявляется это у разных детей по-разному: спокойные и уравновешенные дети замыкаются, ведут себя «как мышки», а легковозбудимые дети еще больше возбуждаются, эмоционально и бурно реагируют как на положительные, так и на отрицательные моменты, связанные с пребыванием в детском саду, они ярко выражают и отрицательные и положительные эмоции.

Исходя из этого, можно сделать вывод что только 50% детей из исследуемой группы готовы к жизнедеятельности в детском саду; 30% детей — условно готовы к условиям детского сада; 2 детей — не готовы. При этом можно заметить, что средние показатели выраженности положительных эмоций выше, чем показатели выраженности отрицательных эмоций.

На втором этапе эксперимента было проведено анкетирование родителей (см. Приложение 1).

Анкета дала возможность узнать у родителей, какой была подготовка ребенка к ДОУ, а также выяснить особенности протекания процесса адаптации с точки зрения родителей. Поэтому в анкете освещаются различные вопросы, например, какой режим дня ребенка дома, особенности темперамента ребенка, каким образом проходила подготовка к детскому саду, как воспринимает малыш детский сад, воспитателей, других детей, как проходит общение и игры их ребенка с другими детьми, с каким настроение он утром идет в группу, а вечером встречает маму.

Анкетирование показало, что

1) большинство родителей (70%) целенаправленно готовили своего ребенка к поступлению в детский сад, предварительно знакомили детей с воспитателями, детьми;

2) половина родителей (50%) ответили в своих анкетах, что уже пытались водить детей в детский сад, но безуспешно;

3) 60% родителей в своих анкетах отметили, что режим дня в домашних условиях значительно отличается от режима дня в детском саду, что вызывает определенные проблемы;

4) 40% родителей отметили у своих детей эффект «откачки маятника» дома после детского сада;

5) 50% родителей ответили, что у их ребенка появилась любимая игрушка в группе и новые друзья в детском саду;

6) 80% родителей отметили тяготение ребенка к сверстникам;

7) 40% родителей отметили, что их ребенок с неохотой идет в детский сад, боится воспитателя, детей, да и сами родители при этом испытывают чувство тревоги за ребенка;

8) 40% родителей отмечают, что их ребенок плачет при расставании с папой и мамой, уже утром спрашивает, когда его заберут домой;

9) только 30% родителей в анкетах отметили, что из ребенок в выходные дни проситься в детский сад, спрашивает о том, когда он снова туда пойдет.

Таким образом, мы видим, что 50% родителей отмечают те или иные проблемы адаптации своего ребенка к условиям детского сада. Эти данные совпадают с полученными на первом этапе исследования данными о психоэмоциональном состоянии детей.

Анкетирование помогло разобраться в причинах успешности или не успешности адаптации того или иного ребенка. Некоторые родителей, например, мама Иры П. посещала занятия по адаптации ребенка к детскому саду, что значительное облегчило для ребенка процесс привыкания. Но затрудняет течение адаптации у этой девочки различие режимов в детском саду и дома. По этому поводу воспитателями была проведена беседа с родителями девочки.

Рома Х. более трудно проходит адаптацию, так как часто болеет и пропускает детский сад. Ребенок был испуган, когда его в первый раз оставили в детском саду, в группе часто остается со слезами. Несмотря на то, что Рому тянет к детям, он не играет с ними, не обращается к воспитателю. У него плохой аппетит и сон, во время игр он пассивен, неэмоционален, интереса к детям и играм не проявляет.

Анкетирование показало, что у некоторых детей дома происходит процесс «откачки маятника». Эти дети (Артем И., Злата Ч.), очень подвижные и эмоциональные днем в детском саду, дома затихают. Им необходимо заняться чем-то спокойным: посмотреть книгу, порисовать, поиграть в успокаивающие игры. Другие дети (Дима Р., Миша С.), наоборот, дома раскрываются, становятся активными, веселыми, эмоциональными. Если в детском саду они не проявляют активность, тихо сидят в уголочке, стесняются или боятся, то дома они выбрасывают накопившуюся за день энергию, при они обязательно должны быть в центре внимания. Если поведение родителей соответствует нуждам ребенка, то на следующий день ребенок чувствует себя хорошо, если же родители не видят, что нужно ребенку, то он начинает испытывать неудовлетворение, которое постепенно переходит в стресс.

Как уже говорилось ранее, в период адаптации у ребенка возникает переделка ранее сформированных динамических стереотипов и, помимо иммунной и физиологической ломки, происходит преодоление психологических преград. Стресс может вызвать у малыша защитную реакцию в виде отказа от еды, сна, общения с окружающими, ухода в себя и др. Поэтому в период адаптации с детьми необходимо проведение особой работы, чтобы облегчить этот процесс.

2.2 Методические рекомендации родителям и педагогам по адаптации детей к ДОУ

Эмоциональные проблемы малыша требуют разрешения в первые же дни его пребывания в группе. От успешности деятельности педагога в этом направлении зависит дальнейшая жизнь ребенка, и не только в детском саду. Отрицательный опыт адаптации может сыграть негативную роль и в первом классе школы. Для оптимального осуществления периода адаптации переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение необходимо сделать по возможности более плавным.

На основе полученных в ходе эксперимента данных и в целях более быстрого и безболезненного прохождения детьми процесса адаптации к детскому саду, можно предложить следующие рекомендации для воспитателей и родителей.

Рекомендации для воспитателей относительно педагогического процесса, направленного на лучшую адаптацию детей к ДОУ, заключаются в следующем.

1. Необходимо создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе. Для создания эмоционально благоприятной атмосферы в группе необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит, в первую очередь, от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пойдет адаптация. Практически любой малыш в первое время испытывает дискомфорт от размеров групповой комнаты и спальни — они слишком большие, не такие, как дома. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно «одомашнить» группу. Зрительно уменьшить помещение, сделать его более уютным, красивые занавески на окнах, бордюр по верхнему краю стены.

Мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовывала маленькие «комнатки», в которых дети чувствуют себя комфортно. Хорошо, если в группе имеется небольшой «домик». Желательно рядом с «домиком» разместить живой уголок. Растения и вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние человека.

В группе необходимо установить спортивный уголок, который удовлетворял бы потребность детей в движении. Уголок следует оформить так, чтобы у ребенка появилось желание заниматься в нем.

Психологи и физиологи установили, что изо-деятельность для ребенка не только и не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изо-творчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решать эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами — маркерами, на прикрепленном к стене листе бумаги. Внимательному воспитателю цвет, который выбран для рисунка, поможет понять, как в данный момент на душе у ребенка — тоскливо и тревожно или, наоборот, светло и радостно.

Умиротворяющее действуют на детей игры с песком и с водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие.

Проблемы со сном вызваны не только внутренним напряжением, но и окружающей обстановкой, отличной от домашней. Ребенок чувствует себя неуютно в большой комнате, возня других детей отвлекает, не дает возможности расслабиться и уснуть.

Такая простая вещь, как прикроватная занавеска, может решить ряд проблем: создать ощущение психологического комфорта, защищенности, придать спальне более уютный вид, а главное — эта занавеска, которую сшила и повесила при ребенке мама, как и любимая игрушка, с которой он ложится спать.

В период адаптации надо временно сохранить привычные для ребенка приемы воспитания, даже если они противоречат установленным в детском саду правилам. Перед сном малыша можно покачать, если он к этому привык, дать игрушку, посидеть рядом, рассказать сказку и т.п.

Ни в коем случае нельзя насильно кормить или укладывать спать, чтобы не вызвать и не закрепить на долгое время отрицательного отношения к новой обстановке.

Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым.

Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться.

Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом. Поэтому очень хорошо иметь в группе «семейный» альбом с фотографиями всех детей группы и их родителей. В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть своих близких.

2. Работа с родителями, которую необходимо начинать до поступления ребенка в сад.

Необходимое условие успешной адаптации — согласованность действий родителей и воспитателей. Еще до поступления малыша в группу воспитателям следует установить контакт с семьей. Все привычки и особенности ребенка сразу выяснить сложно, но в ознакомительной беседе с родителями можно узнать, каковы характерные черты его поведения, интересы и склонности.

Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни приводить ребенка только на прогулку, так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. Причем желательно приводить малыша не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются. В первые дни стоит приводить ребенка в группу позже 8 часов, чтобы он не был свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамой.

Родители, отдавая ребенка в детский сад, испытывают тревогу за его судьбу. Чутко улавливая состояние и настроение своих близких, особенно мамы, ребенок тоже тревожится.

Поэтому задача воспитателя — успокоить, прежде всего, взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации. Целесообразно разработать для родителей памятки «первые дни ребенка в детском саду», которая станет своеобразной подсказкой для родителей детей, впервые посещающих детский сад (см. Приложение 2).

В свою очередь родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.

3. Правильная организация игровой деятельности в адаптационный период, направленная на формирование эмоциональных контактов «ребенок — взрослый» и «ребенок — ребенок».

Основная задача игр в адаптационный период — формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения и т.д., например, «Пришел Петрушка», «Выдувание мыльных пузырьков», «Хоровод», «Догонялки», «Солнечные зайчики».

В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение можно «пальчиковыми» играми. Кроме того, эти игры обучают согласованности и координации движений: «Кто в кулачке», «Игра с кистями рук» и т.д. (см. Приложение 3).

Сгладить адаптационный период помогут физические упражнения и игры, которые можно проводить по несколько раз в день. Также следует создавать условия для самостоятельных упражнений: предлагать малышам каталки, машинки, мячи. Если дети не расположены в данный момент к подвижным играм, можно почитать им сказку или поиграть в спокойные игры.

В значительной мере помогут адаптироваться игры, развивающие навыки выполнения повседневных обязанностей, вырабатывающие ответственность.

Безусловно, в проведении любого процесса главная роль принадлежит воспитателю. Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и те самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.

Длительность адаптации зависит от индивидуальных особенностей каждого малыша, от правильного подхода взрослых к привыканию детей. Если ребенок активен, коммуникабелен, любознателен, его адаптация проходит сравнительно легко и быстро. Другой малыш медлителен, шум и громкие разговоры раздражают его, он не умеет сам есть, раздеваться. Такому ребенку необходим более длительный срок адаптации.

Адаптационный период считается законченным, если: ребенок ест с аппетитом; быстро засыпает, вовремя просыпается; эмоционально общается с окружающими, играет.

Таким образом, проведенное исследование психоэмоционального состояния детей 2-3 лет в период адаптации к детскому саду, показало, что только 50% детей из исследуемой группы готовы к жизнедеятельности в детском саду; 30% детей — условно готовы к условиям детского сада; 2 детей — не готовы. При этом можно заметить, что средние показатели выраженности положительных эмоций выше, чем показатели выраженности отрицательных эмоций

Проведенное анкетирование родителей на предмет их оценки психоэмоционального состояния ребенка в период адаптации показало, те или иные проблемы психоэмоционального плана существуют у половины детей (50%), что совпадают с данными, полученными на первом этапе исследования. Анкетирование помогло разобраться в причинах успешности или не успешности адаптации того или иного ребенка.

На основе полученных данных можно строить дальнейшую работу по адаптации детей к условиям детского сада. В этих целях нами были разработаны предложения и рекомендации для воспитателей и родителей, воспользовавшись которыми они помогут детям более легко и с наименьшими негативными последствиями пройти адаптационный период.

Заключение

В заключение можно сделать следующие обобщающие выводы. Под адаптацией ребенка к детскому саду понимается процесс вхождения малыша в новую для него среду дошкольного учреждения и приспособление к ее условиям. При благоприятном течении адаптация приводит ребенка к состоянию приспособленности к условиям детского сада. Конечным результатом этого процесса является адаптированность. Адаптированным, т.е. хорошо приспособленным можно считать ребенка, у которого продуктивность, способность наслаждаться жизнью и психическое равновесие не нарушены.

Процесс приспособления к новым условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро; чаще всего адаптация ребенка к ДОУ сопровождается различными негативными физиологическими и психологическими изменениями. Адаптирующегося ребенка отличают: преобладание отрицательных эмоций, в том числе страха; нежелание вступать в контакт ни со сверстниками, ни со взрослыми; утрата навыков самообслуживания; нарушение сна; снижение апатита; регрессия речи; изменения в двигательной активности, которая либо падает, либо возрастает; снижение иммунитета и многочисленные заболевания.

Трудности адаптационного периода связаны с тем, что с приходом в детский сад происходят значительные изменения в установленном порядке жизни малыша, что сказываются на его поведении. В условиях семьи ребенок с первых дней жизни привыкает к определенному режиму сна, отдыха, питания, к микроклимату семейных отношений. В соответствии с установленным ритмом жизни семьи, у ребенка вырабатываются привычки и навыки, строится определенный стиль поведения. С приходом в детский сад все это изменяется, а жизненный опыт ребенка еще невелик и приспособление к новым условиям представляет для него большую трудность.

Адаптация проявляется, главным образом, на психоэмоциональном уровне. Эмоциональный профиль ребенка, проходящего период адаптации к детскому саду включает в себя такие показатели, как: эмоции, социальные контакты, речевые навыки, гигиенические навыки, аппетит, сон и т.д.

Врачи и психологи различают 3 степени адаптации детей к условиям дошкольного учреждения: легкую (15-30 дней); среднюю (30-60 дней); тяжелую (от 2 до 6 месяцев).

Критериями степени тяжести адаптации выступают: эмоциональное состояние малыша; его отношение со сверстниками; отношения со взрослыми; сон и аппетит; частота и длительность острых заболеваний.

Показателями окончания адаптационного периода являются: спокойное, бодрое, веселое настроение ребенка в момент расставания и встреч с родителями; уравновешенное настроение в течение дня; адекватное отношение к предложениям взрослых; общение с ними по собственной инициативе; умение общаться со сверстниками, не конфликтовать. Цель и главная функция педагогического коллектива во время адаптационного периода — помочь ребенку быстрее и легче приспособиться к новым условиям, достижение стабильности его эмоционально-психологического состояния и чувства безопасности и комфорта.

Проведенное исследование психоэмоционального состояния детей 2-3 лет в период адаптации к детскому саду, показало, что только 50% детей из исследуемой группы готовы к жизнедеятельности в детском саду; 30% детей — условно готовы к условиям детского сада; 2 детей — не готовы. При этом можно заметить, что средние показатели выраженности положительных эмоций выше, чем показатели выраженности отрицательных эмоций

Проведенное анкетирование родителей на предмет их оценки психоэмоционального состояния ребенка в период адаптации показало, те или иные проблемы психоэмоционального плана существуют у половины детей (50%), что совпадают с данными, полученными на первом этапе исследования. Анкетирование помогло разобраться в причинах успешности или не успешности адаптации того или иного ребенка.

На основе полученных данных можно строить дальнейшую работу по адаптации детей к условиям детского сада. В этих целях нами были разработаны предложения и рекомендации для воспитателей и родителей, воспользовавшись которыми они помогут детям более легко и с наименьшими негативными последствиями пройти адаптационный период.

Список использованной литературы:

1. Алексеева, Елена Евгеньевна (кандидат психол. наук).

Проблемы адаптации родителей и детей к детскому саду / Е. Е. Алексеева // Дошкольная педагогика. — 2007. — № 2. — С. 58-60. — (Психологическая служба).

2. Бабенко А. Помочь ребёнку [адаптироваться в детском саду] // Дошкольное воспитание. — 1990. — №11. — С. 32-34

3. Баданина, Л. Организация адаптации родителей к детскому саду / Л. Баданина // Дошкольное воспитание. — 2007. — № 5. — С. 100-102. — (Вместе с семьей)

4. Банникова, Л. П. Влияние психоэмоционального состояния детей дошкольного возраста на течение процессов адаптации / Л. П. Банникова // Гигиена и санитария. — 2006. — № 6. — С. 46-48

5. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. — Ярославль: Академия, 2001.

6. Васильева, Н. К вопросу о социально-психологической адаптации / Н. Васильева // Дошкольное воспитание. — 2010. — № 8. — С. 16-18. — (Наука — практике)

7. Васильева, Н. К вопросу о психической адаптации детей дошкольного возраста / Н. Васильева, Н. Охотникова // Дошкольное воспитание. — 2010. — № 2. — С. 35-38: ил. — (Наука — практике)

8. Васильева, Е. Эмоциональные проблемы у детей в период адаптации к дошкольному учреждению / Е. Васильева // Дошкольное воспитание. — 2006. — № 10. — С.45-46. — (Воспитание и обучение).

9. Вахнина, Н. Первый день в детском саду / Н. Вахнина // Дошкольное воспитание. — 2012. — № 7. — С. 13-18: фото. — (Социализация).

10. Видра Д. Детский сад с точки зрения психоанализа // Дошкольное воспитание. — 2004. — №4. — С. 58-64

11. Галанов А.С. Я иду в детский сад: Пособие для родителей и воспитателей. — М.: Школьная Пресса, 2002. — 120с.

12. Григорян М. В детский сад [как нужно готовить ребёнка к детскому саду] // Работница. — 2007. — №8. — С. 20-24

13. Гризик, Т. Участники адаптационного периода: ребенок-родители-педагоги / Т. Гризик, В. Баева // Дошкольное воспитание. — 2010. — № 9. — С. 57-61: 5 фот. — (Социально-личностное развитие)

14. Дорохина, Н. В детский сад идти пора / Н. Дорохина // Дошкольное воспитание. — 2007. — № 5. — С. 108-115. — (Вместе с семьей)

15. Ермакова, Ирина (кандидат психологических наук, заведующая).

Цена адаптации и как ее снизить / Ирина Ермакова, Ольга Даниленко // Народное образование. — 2009. — № 4. — С. 248-256. — (Школа и воспитание)

16. Жихар О.П., Кощеева З.В. Планирование и организация работы в группах раннего возраста «Малыши». — Минск: Технопринт, 2000. — 214с.

17. Калинина Р. Ребенок пошел в детский сад… К проблеме адаптации детей к условиям жизни в дошкольном учреждении // Дошкольное воспитание. — 1998. — №4. — С. 2-9

18. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. — М.: Академия, 2000.

19. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. — 2006. — №1. — С. 34-36

20. Логаш Л., Опаловская Л. О новых подходах к воспитанию детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. — 1997. — №9. — С. 42-44

21. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — М.: Тривола, 1996. — 243 с.

22. Павлова Л. Второй год жизни: Мамина школа // Дошкольное воспитание. — 2004. — №8. — С. 104-110

23. Павлова Л. О современной проблеме ранего возраста // Дошкольное воспитание. — 2003. — №8. — С. 9-12

24. Потапова, Е. Завтра приду опять!: адаптация детей в условиях детского сада компенсирующего вида / Е. Потапова // Дошкольное воспитание. — 2011. — № 10. — С. 63-67: ил. — (Коррекционная работа)

25. Профилактика острых респираторных инфекций в период адаптации детей к детскому дошкольному учреждению / И. Н. Гаймоленко [и др.] // Педиатрия. Журнал имени Г. Н. Сперанского. — 2010. — Т. 89, № 6. — С. 123-126: табл. — (Лекарственные средства в педиатрии).

26. Сиротюк А. Плоды просвещения // Дошкольное воспитание. — 2006. — №1. — с. 70-78

27. Смирнова Е. Ранний дошкольный возраст: становление произвольного поведения // Дошкольное воспитание. — 1998. — №3. — С. 85-98

28. Социальная адаптация детей в дошкольном учреждении/ Р.В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, А. Атанасовой-Вуковой. — М.: 2008 — 241с.

29. Сотникова В.М., Ильина Т.Е. Контроль за организацией педагогического процесса в группах раннего возраста ДОУ. — Москва: Скрипторий, 2003. — 185 с.

30. Терёхина О.А., Богословская В.С. Здравствуй, детский сад: психолого-педагогическое сопровождение ребёнка в период адаптации к дошкольному учреждению: Мозырь: ООО ИД «Белый ветер»,2006. — 167с.

31. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. — СПб: Речь, 2002. — 306 с.

32. Харитонова Н. Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. — 2006. — №6. — С. 3-12

Размещено на