Программное обеспечение и Интернет-ресурсы 2

Государственное казенное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российская таможенная академия»

Ростовский филиал

Кафедра гуманитарных дисциплин

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

(протокол от «25» января 2012 г. № 6)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по самостоятельной работе студентов

и проведению семинарских занятий

учебной дисциплины

«Психология общения»

Направление подготовки: 30 900.62 «Юриспруденция»

Квалификация выпускника: бакалавр

Ростов-на-Дону

2012

Автор

В.А. Дорофеев, кандидат психологических наук

Ростовского филиала Российской таможенной академии, доцент

Ответственный за выпуск

В.М. Левин, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин

Ростовского филиала Российской таможенной академии,

кандидат философских наук, доцент

Рецензенты:

А.В. Сидоренков, заведующий кафедрой психологии управления и акмеологии ЮФУ, доктор психологических наук, профессор;

О.В. Барсукова, доцент кафедры психологии образования ПИ ЮФУ,

кандидат психологических наук, доцент

(c)Российская таможенная академия,

Ростовский филиал, 2012

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ. СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Тема 1. Психологическая структура и функции общения. Реализация функций общения в деятельности юриста.

21 стр., 10432 слов

И.В. Гудовский, кандидат педагогических наук, доцент кафедры практической психологии сибирского государственного технологического

... 271 Рецензент: И.В. Гудовский, кандидат педагогических наук, доцент кафедры практической психологии Сибирского государственного технологического ... ЮНИТИ, 1999. 5. Бодров В.И. Психологические основы профессиоведения. Учебник для гуманитарных вузов / Под ред. В.Н. Дружинина ... , и регулирующих) механизмов. Субъект-субъектное общение— общение, основанное на признании партнерами взаимного равенства и ...

I. Задания для самостоятельной работы

а) Изучите лекционные материалы и рекомендованную литературу и ответьте на вопросы:

1. Что называют общением?

2. Каковы характеристики общения как психологического феномена?

3. Чем отличается общение от видов психической деятельности?

4. В чем психологические функции общения?

5. В чем социальная роль общения?

6. Какие стороны общения выделяются?

7. Перечислите механизмы перцепции.

8. Перечислите средства общения.

II. План практического занятия

1. Виды общения и их специфика в деятельности юриста.

2. Структура общения.

3. Формальное и неформальное общение.

III. Рекомендации по выполнению самостоятельных заданий

Необходимо уяснить, что общение — это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Общение предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями и т. п. Общение всегда рассматривалось как полифункциональный процесс.

Профессиональное общение юриста обладает рядом особенностей, относящихся ко всем направлениям их деятельности. Среди них: 1) специфичность поводов для вступления в общение. В большинстве случаев поводом для вступления в общение является совершенное либо готовящееся преступление, правонарушение, асоциальное поведение. Это обстоятельство ограничивает круг участников общения (пострадавшие, свидетели, правонарушители), определяет содержание общения, его цели; 2) наличие множественности целей в каждом акте общения. Кроме получения информации о конкретном преступлении, правонарушении и личностях участников в каждом акте общения, вне зависимости от того, сотрудниками какой службы проводится общение, должна реализовываться задача воспитания человека, преодоления социально-негативных свойств и качеств личности, предупреждения преступлений и правонарушений со стороны как данного лица, так и его окружения; 3) конфликтный характер общения. Специфика поводов вступления в общение — преступление или правонарушение — ведет к тому, что цели участников общения либо не совпадают (сотрудники милиции — правонарушители), либо не понимаются в полной мере друг другом (сотрудники милиции — свидетели).

21 стр., 10221 слов

Психология деятельности адвоката в уголовном и гражданском судопроизводстве

... Курсовая работа по дисциплине: «Юридическая психология» На тему: «Психология деятельности адвоката в уголовном и гражданском судопроизводстве ... вступлении адвоката в дело. При проведении следственных действий ведется протокол, который по окончании подписывается всеми участниками ... всего, это коммуникабельность. Повседневная деятельность адвоката протекает в общении: встречи с клиентами, участие в ...

Это обуславливает конфликтность общения и, как следствие, необходимость специальной подготовки сотрудников для успешной деятельности в данных условиях; 4) формализация общения, т. е. регламентация целей, характера и способов общения различными документами (уставами, наставлениями, приказами, инструкциями).

Формализация может быть жесткой, предусматривающей принудительный характер регламентации общения (ситуация допроса), и гибкой (оперативное общение).

Цели формализации: — защита психики лиц, участвующих в правоохранительной деятельности от чрезмерных психологических перегрузок; - усиление активности участников общения; 5) специфика психических состояний участников общения. Специфика поводов вступления в общение приводит к тому, что для обеих сторон характерны следующие особенности в психическом состоянии; - повышенное нервное напряжение в связи с высокой ответственностью за результаты общения; - доминирование отрицательных эмоциональных состояний; 6) особое значение психологического контакта. В связи с вышеперечисленными особенностями особое значение приобретает начальная фаза взаимодействия, в ходе которой происходит формирование тенденции дальнейшего общения.

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

  1. Аминов, И. И. Психология делового общения: учебник / И. И. Аминов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — Режим доступа: http: library.knigafund.ru/books/106 739.
  2. Аминов, И. И. Психология деятельности юриста: учеб. пособие. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. — Режим доступа: http: library.knigafund.ru/books/106 740.
  3. Караяни, А. Г. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях: учеб. пособие / А. Г. Караяни, В. Л. Цветков. — М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2011. — Режим доступа: http: library.knigafund.ru/books/106 741.

Дополнительная литература

4 стр., 1595 слов

Психология 35

... ТПУ, 2005. – 79 с.) и на сайте (Психология и педагогика: учебное пособие [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://portal.tpu.ru:7777/SHARED/i/IVANKINA ... .28. Зависимость психики от генотипа исследует … А – когнитивная психология; Б – социальная психология; В – генетическая психология; Г – этиология. 1.29. З. Фрейд разработал метод ...

  1. Баронин, А. С. Этническая психология — Киев: Тандем, 2000. — 264 с.

2. Васильев, В. Л. Юридическая психология. СПБ.: Питер, 2000. — 612 с.

3. Добрович, А. Общение: наука и искусство. — М.: АОЗТ «Яуза», 1996. — 253 с.

  1. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей. — СПб.: Питер, 2000. — 368 с.
  2. Вербицкий, А. А., Бакшаева, Н. А. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении. — М.: ИЦ, 2000. — 200 с.
  3. Ньюстром, Джон В. Организационное поведение/ пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского. — СПб.: Питер, 2000. — 1039 с.
  4. Прыгунов, П. Я. Практикум по психологии ролевого поведения для сотрудников правоохранительных органов: учеб. пособие. -2-е изд. — Воронеж: МОДЭК, 2003. — 288 с.
  5. Стернин, И. А. Введение в речевое воздействие. — Воронеж: 2001. — 252 с.

  1. Психологическая газета. — Режим доступа: http://www.psy.su/.
  2. Библиотека психологической литературы BOOKAP. — Режим доступа: http://bookap.info/.
  3. Библиотеке учебной и научной литературы Русского гуманитарного интернет-университета. — Режим доступа: /.
  4. Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам». — Режим доступа: http://window.edu.ru/.
  5. Научный электронный журнал «Психологические исследования». — Режим доступа: .
  6. Портал «Гуманитарное образование» — Режим доступа: .
  7. Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» — Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/.
  8. Федеральный портал Российское образование — Режим доступа: http://www.edu.ru/.
  9. Флогистон: Психология из первых рук. — Режим доступа: http://flogiston.ru/.
  10. Электронный журнал Психологическая наука и образование. — Режим доступа: http://www.psyedu.ru.
  11. Электронный журнал PSYCHOLOGIES. — Режим доступа: http://wday.ru/psychologies/.

Тема 2. Общение как восприятие понимание других людей

  1. Задания для самостоятельной работы

а) Изучите лекционные материалы и рекомендованную литературу и ответьте на вопросы:

13 стр., 6081 слов

Психология делового общения 5

... .:ЮНИТИ-ДАНА, 2006. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.:Питер, 2000. Душкина М.Р. Психология влияния: Деловое общение. СПб.: Питер, 2004. Конфликтология/Под ред ... значение для развития науки «Деловое общение».Обратите внимание на значимость для делового общения такой проблемы экономической психологии как влияние внешних экономических факторов на психику ...

1. Определите общение.

2. Что такое содержание, цели и средства общения?

3. Виды общения по содержанию, средствам и целям.

4. Чем отличается непосредственное общение от опосредованного общения?

5. Какая сторона общения связана с деятельностью?

6. Что происходит с информацией в ходе общения?

II. План практического занятия

1. Феномен когнитивной атрибуции.

2. Атрибутивные процессы.

3. Аттитюды, перцептивная защита.

III. Рекомендации по выполнению самостоятельных заданий

Наше общение строится существенно различным образом в зависимости от того, с кем мы общаемся. Для каждой категории партнеров есть как бы разные «техники» общения, выбор которых определяется характеристиками партнера. Поэтому наиболее важные в данной ситуации характеристики — это те, которые позволяют отнести партнера к какой-то группе. Именно эти характеристики и воспринимаются достаточно точно. А остальные черты и особенно просто достраиваются по определенным схемам, и именно здесь проявляется вероятность ошибки. Эти ошибки восприятия обусловлены, в частности, действием некоторых факторов: превосходства, привлекательности и отношения к нам.

6 стр., 2567 слов

Психологические особенности созависимых семей подростков-наркоманов

Психологические особенности созависимых семей подростков-наркоманов М.И. Христофорова, Л.М. Шипицына Кафедра специальной психологии СПбГУ Санкт-Петербург Долгое время психологическим проблемам, связанным с ... случае матери) и фобия утраты ребенка относятся к нарушениям взаимного влияния членов семьи, что обусловлено нарушением воспитания по типу потворствующей гиперпротекции либо ...

Люди, вступающие в общение, не равны: они отличаются друг от друга по своему социальному статусу, жизненному опыту, интеллектуальному потенциалу и т. д.

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

  1. Аминов, И. И. Психология делового общения: учебник / И. И. Аминов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — Режим доступа: http: library.knigafund.ru/books/106 739.
  2. Аминов, И. И. Психология деятельности юриста: учеб. пособие. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. — Режим доступа: http: library.knigafund.ru/books/106 740.
  3. Караяни, А. Г. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях: учеб. пособие / А. Г. Караяни, В. Л. Цветков. — М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2011. — Режим доступа: http: library.knigafund.ru/books/106 741.

Дополнительная литература

1. Андреева, Г. М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 2000. — 286 с.

2. Абалакина, М. А., Агеев, В. С. Анатомия взаимопонимания. — М.: Знание, 1990.-64с.

3. Алексеев, А. А., Громова, Л. А. Поймите меня правильно. — С.-Пб.: Эконом. шк., 1993. — 352с.

3 стр., 1226 слов

Характеристики общения в благополучных семьях

... понятия «семья», специфики общения в семье; - анализ психологических особенностей благополучной и неблагополучной семьи. Для практической части курсовой работы была использована методика «Общения в семье», ... Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2012. - 424 с. (Режим доступа: ЭБС Университетская библиотека-online). 5. Психология семьи: хрестоматия / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. - ...

4. Бодалев, А. А. Личность и общение. — М.: МПА, 1995. — 328 с.

5. Арнольдов, А. И. Культура общения: современные концепции. — М.: Изд. дом МГУКИ, 2005. — 93 с.

6. Вердербер, Р. Психология общения / Р. Вердербер, К. Вердербер. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК. — 2003. — 318 с.

Тема 3. Влияние в процессе общения

I. Задания для самостоятельной работы

а) Изучите лекционные материалы и рекомендованную литературу и ответьте на вопросы:

1.Какие вы знаете подходы к убеждению?

2. Перечислите основные типы межличностных отношений с точки зрения влияния.

3. Определите место манипуляции в системе влияния.

4. Перечислите базовые приемы группового консультирования в различных подходах.

5. Какие вы знаете техники рефлексивного влияния и убеждения?

II. План практического занятия

1. Основные концепции влияния в общении.

2. Поведенческие и групповые методы влияния и убеждения.

3. Техники рефлексивного влияния и убеждения (искусство и логика дискуссии).

III. Рекомендации по выполнению самостоятельных заданий

Необходимо знать, что влияние — это любое поведение одного человека, которое вносит изменения в поведение, отношения другого человека. Психологическое влияние определяется как способность воздействовать на другого, изменяя при этом не только поведение человека, но и его взгляды, мотивы, чувства, сознание и порой даже характер. Целью любого влияния является максимальное достижение власти над человеком.

Сила влияния при психосоциальном подходе определяется степенью внушаемости людей, их склонностью принимать точку зрения других (конформизмом), их терпимостью к точке зрения других (толерантностью), культурно-историческими особенностями формирования коллективной позиции и взаимодействия индивидуальной и групповой позиции (власть должностного лица, авторитета, санкций, культурных ценностей).

Особенностью психологической власти является то, что она не всегда ясно осознается людьми и поэтому с трудом формализуется.

В практике взаимодействия людей используются такие формы личного влияния, как убеждение, заражение, внушение, манипуляция, личный магнетизм.

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

  1. Аминов, И. И. Психология делового общения: учебник / И. И. Аминов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — Режим доступа: http: library.knigafund.ru/books/106 739.
  2. Аминов, И. И. Психология деятельности юриста: учеб. пособие. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. — Режим доступа: http: library.knigafund.ru/books/106 740.
  3. Караяни, А. Г. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях: учеб. пособие / А. Г. Караяни, В. Л. Цветков. — М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2011. — Режим доступа: http: library.knigafund.ru/books/106 741.

Дополнительная литература

1. Доценко, Е. Л. Психология манипуляции. — М.: ЧеРо, 2001. — 344 с.

2. Росс, Л., Нисбетт, Р. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии. — М.: Аспект Пресс, 1999. — 429 с.

3. Кабаченко, Т. С. Методы психологического воздействия. — М.: Педагогическое общество России, 2000. — 544 с.

4. Сидоренко, Е. В. Личностное влияние и противостояние чужому влиянию / Е. В. Сидоренко // Журнал практического психолога. — 1999. — № 9. — С. 35−52.

5. Таранов, П. С. Приемы влияния на людей. — Симферополь: Таврия, 1995. — 496 с.

6. Чалдини, Р. Психология влияния. — СПб.: Питер, 1999.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

  1. Семейные традиции в рамках католицизма.
  2. Особенности современной семьи в Западной Европе.
  3. Особенности современной семьи в России.
  4. Развод — системный подход.
  5. Развод — психологические причины.
  6. Фазы супружеских отношений (Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис).
  7. Выбор партнера.
  8. Периодизация семейных отношений М. Эриксона.
  9. Психологическая готовность к браку.
  10. Психологическая совместимость супружеской пары.
  11. «Истинная» супружеская любовь.
  12. Повторный брак.
  13. Многоженство.
  14. Внебрачное сожительство.
  15. Межпоколенная адаптация.
  16. Формы психологического взаимодействия в неполной семье.
  17. Особенности современных семей.
  18. Отношение к семье и браку разных групп населения.
  19. Межэтнические браки.
  20. Особенности развития мальчиков и девочек в полной семье.
  21. Особенности развития мальчиков и девочек в неполной семье.
  22. Особенности межличностных отношений в молодой семье.
  23. Особенности межличностных отношений в семье среднего возраста.
  24. Особенности межличностных отношений в семье пожилого возраста.
  25. Психологическая готовность к материнству.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ:

1. Определение общения. Общение и личность.

2. Общение и социальные отношения.

3. Виды общения и функции общения.

4. Развитие представлений о социальной перцепции.

5. Эффекты социальной перцепции: ореола, новизны, первичности.

6. Теория каузальной атрибуции. Фундаментальные ошибки атрибуции.

7. Типы коммуникативных процессов.

8. Структура коммуникативного действия.

9. Виды коммуникаций.

10. Подражание, диалог, управление.

11. Внушение, заражение, убеждение: сходства и различия.

12. Конвенциальные и межличностные роли.

13. Транзактный анализ Э. Берна.

14. Личностная и социальная идентичность в общении.

15. Деловое и межличностное общение: общий сравнительный анализ.

16. Манипулирование сознанием в общении.

17. Типы манипуляторов.

18. Коммуникации в организации.

19. Невербальные средства коммуникации.

20. Факторы, способствующие или препятствующие сближению людей.

21. Знак, значение, индивидуальный смысл.

22. Фазы делового общения.

23. Методы аргументирования по П. Мицичу.

24. Коммуникативная структура личности.

25. Основные черты, определяющие специфику коммуникации между людьми.

26. Коммуникативные барьеры и их виды.

27 Типичные ошибки, допускаемые в деловом общении.

28. Рефлексивное и нерефлексивное слушание.

29. Психологические рекомендации по ведению деловых бесед.

30. Стратегии самопредъявления: стремление произвести благоприятное впечатление.

31. Тактики самопредъявления.

32 Общие закономерности функционирования психологической среды социального влияния.

33. Особенности взаимодействия эмоциональной и интеллектуальной активности реципиента.

34. Переход от диалогической речи к монологической. Тенденции развития речевых умений. Адекватность использования языковых средств.

Учебное издание

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по самостоятельной работе студентов

и проведению семинарских занятий

учебная дисциплина:

«Психология общения»

Направление подготовки: 30 900.62 «Юриспруденция»

Квалификация выпускника: бакалавр

АВТОР

Дорофеев Вадим Алексеевич

Издано в авторской редакции

Подписано в печать 22. 08. 2012

Формат 64×84/16. Ксерокопия. Таймс. 1,6 усл. п. л.

Заказ № 3350. Тираж 6 экз.

Российская таможенная академия Ростовский филиал

344 002, Г. Ростов-на-Дону, пр. Буденновский, 20

10

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector