ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
В СПЕЦИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА:
Учитель младших классов
(курс 3, семестр 6)
Методические рекомендации
для студентов очной формы обучения
специальности 050714 «Олигофренопедагогика» с дополнительной специальностью «Специальная психология»
Курган 2012
Кафедра: «Дефектология»
Составитель: кандидат педагогических наук, доцент О.В. Логашева
Утверждены на заседании кафедры «19» марта 2012 г. протокол заседания № 5
Рекомендованы методическим советом университета « »2012 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одним из основных дидактических принципов высшей школы является принцип единства теории и практики при ведущей роли теоретических знаний. Связь теории с практикой в деятельности педагогических вузов осуществляется в различных направлениях:
— в раскрытии теории и практики в процессе преподавания учебных курсов;
— в построении учебного процесса, органически сочетающего теоретическое и практическое обучение, когда теоретические курсы ориентированы на практическую подготовку будущих учителей-олигофренопедагогов.
Эффективной формой организации обучения студентов в высшей школе является учебная практика, которая представляет собой связующее звено теории и практики.
Подготовка олигофренопедагов в системе высшего педагогического образования требует непрерывного совершенствования форм, методов и содержания учебной работы со студентами, формирования у них знаний, умений и навыков в осуществлении комплексного подхода к обучению и воспитанию лиц, имеющих нарушения интеллектуального развития. Особое значение в этой работе приобретает учебная практика в специальных образовательных учреждениях для детей с нарушением интеллекта в качестве учителя младших классов, предполагающая непосредственное участие студента в систематической практической работе в специальном учреждении VIII вида. Учебная практика на 3 курсе осуществляется в условиях, максимально приближенных к реальным условиям будущей профессиональной деятельности, охватывая длительный период (6 недель) повседневной систематической работы с младшими школьниками с нарушением интеллекта.
В соответствии с учебным планом, учебная практика в специальных образовательных учреждениях для детей с нарушением интеллекта для студентов специальности «Олигофренопедагогика с дополнительной специальностью “Специальная психология”» проводится на третьем курсе (6 семестр) в течение 6 недель с отрывом от учебных занятий. Эта практика является важным звеном в подготовке будущих учителей-олигофренопедагогов. Она начинает цикл практик по специальности «Олигофренопедагогика».
1.1. Психологическая теория учебной деятельности
... А это возможно лишь в случае владения им знанием общепсихологических основ теории учебной деятельности. Учебная деятельность исследуется в психологии учения - разделе педагогической ... чтобы учащийся, осуществляя ее, изменял самого себя. Важным компонентом учебной деятельности является учебная задача. Это понятие введено и конкретизировано Д.Б. Элькониным. Он ...
Процесс организации учебной практики в специальных образовательных учреждениях для детей с нарушением интеллекта в качестве учителя младших классов направлен на формирование:
— способности к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности;
— способности осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с нарушениями интеллекта;
— способности к рациональному выборуи реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов;
— способности осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности.
В процессе учебной практики студенты овладевают следующими умениями и навыками:
ГНОСТИЧЕСКИЕ
— умение диагностировать развитие личностной и интеллектуальной
сферы отдельного ребенка:
— умение анализировать психическое и физическое здоровье человека;
— умение анализировать результаты педагогической работы олигофренопедагогов-практиков;
— умение самостоятельно работать с литературой по заданной теме.
ПРОЕКТИРОВОЧНЫЕ И КОНСТРУКТИВНЫЕ
— умение организовывать совместную (с учителем, с воспитателем, с родителями) коррекционно-педагогическую работу;
— умение составлять перспективные и календарные планы коррекционно-педагогической работы, конспекты уроков;
— умение предвидеть возможные трудности в работе и определять
пути их ликвидации;
— умение определять наиболее адекватные целям и задачам формы и методы просветительской работы с родителями.
ОРГАНИЗАТОРСКИЕ
— быстро и гибко применять свои знания и опыт в решении практических задач при руководстве разными видами детской деятельности;
— умение организовывать коллективную, групповую, индивидуальную деятельность младших школьников с нарушением интеллекта.
КОММУНИКАТИВНЫЕ
— умение быстро устанавливать контакт с детьми, родителями, коллегами;
— умение создавать в процессе общения атмосферу доброжелательности, сотрудничества;
Копия 2 распр.нарушения у детей
... детьми целесообразно проводить в четырех направлениях: 1. Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме. 2. Обучение детей приемам саморегуляции, умению ... авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, ... Детям с данным нарушением в развитии свойственны механические ...
— умение регулировать отношения в классе;
— проявлять терпимость в общении с окружающими.
В результате прохождения учебной практики в специальных образовательных учреждениях для детей с нарушением интеллекта студент должен:
знать: закономерности психического развития; методы проведения специальных психолого-педагогических исследований; современные тенденции развития психолого-педагогических концепций; здоровьесберегающие технологии и способы их реализации; актуальные технологии обучения;
уметь: отбирать и использовать диагностический инструментарий в работе с младшими школьниками с нарушением интеллекта, осуществлять педагогическую диагностику; отслеживать результативность (успешность) освоения младшими школьниками с нарушением интеллекта образовательной программы, выявлять их достижения и проблемы (затруднения); проектировать педагогический процесс; проводить анализ собственной профессиональной деятельности; определять сферу профессиональных интересов, выявлять проблемы в осуществляемой профессиональной деятельности и определять способы их решения;
владеть:приемами и методами медико-психолого-педагогического обследования ребенка младшего школьного возраста на основе учета принципа онтогенетического развития; приемами организации профессиональной деятельности; основами использования различных средств коммуникации, дистанционными технологиями; навыками межличностных отношений.
Базовыми образовательными учреждениями для прохождения учебной практики на 3 курсе (6 семестр) являются специальные (коррекционные) общеобразовательные школы для детей с нарушением интеллекта (VIII вида) города Кургана и Курганской области.
ЦЕЛИ ПРАКТИКИ
1. Ознакомление студентов с учебно-воспитательным процессом специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.
2. Закрепление, углубление и проверка теоретических знаний студентов по дисциплинам «Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта», «Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями в развитии», «Методика преподавания русского языка», «Методика преподавания литературы», «Методика преподавания математики», «Методика преподавания изобразительной деятельности».
3. Формирование навыков владения методами индивидуального и дифференцированного подхода во время организации и проведения классных занятий с детьми с нарушениями интеллектуального развития.
4. Формирование навыков владения методами планирования и проведения учебной, воспитательной и внеклассной работы с детьми с легкой степенью умственной отсталости, создания предпосылок для овладения школьными знаниями, умениями, навыками, коррекции нарушений познавательной сферы.
ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ
1. Ознакомление студентов с условиями, особенностями организации работы учителя-олигофренопедагога в школе для детей с нарушениями интеллекта, с контингентом учащихся, принципами отбора и комплектования классов, с документацией.
2. Формирование у студентов умения применять на практике имеющиеся теоретические знания.
3. Формирование умений, навыков проведения психолого-педагогического обследования учащихся с легкой степенью умственной отсталости, умений диагностировать развитие личностной и интеллектуальной сфер отдельных детей и класса в целом.
4. Формирование навыков планирования коррекционно-образовательной, учебно-воспитательной работы, навыков ведения, оформления отчётной документации.
5. Формирование умений отбора адекватных методов, приёмов коррекционной работы с учащимися школы для детей с нарушением интеллекта и их практического применения в процессе проведения уроков по общеобразовательным предметам (русский язык, чтение, математика, изобразительное искусство) в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида.
6. Формирование умений организовывать коллективную, групповую, индивидуальную деятельность младших школьников с нарушением интеллекта; организовывать совместную с воспитателями, учителями, психологом, администрацией школы, родителями коррекционно-педагогическую работу.
7. Формирование коммуникативных способностей студентов при общении с младшими школьниками, имеющими интеллектуальные нарушения, родителями детей и коллективом специальной (коррекционной) школы VIII вида.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1. Организационная работа до начала практики:
• прохождение медицинского осмотра;
• посещение студентами установочной конференции.
2. Работа по окончании практики включает:
• оформление отчетной документации в соответствии с предъявленными требованиями и ее своевременную сдачу (в течение 3 дней по окончании практики);
• участие в заключительной конференции, на которой подводятся итоги практики и объявляются оценки.
Учебная практика в качестве учителя младших классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида
неделя | Содержание работы | Формы организации деятельности студентов | Форма отчетности |
1-я | Ознакомление с содержанием и организацией учебной практики. Изучение инструктивных и методических материалов. | Установочная конференция на кафедре, получение инструкций от руководителя учебной практикой. | |
Знакомство с коллективом класса, классным руководителем, содержанием учебной и воспитательной работы, с медицинской и педагогической документацией класса. Планирование работы на первую неделю практики. Посещение уроков. | Самостоятельная работа студентов под руководством педагога-методиста. | Отражение изученного и проанализированного материала в соответствующих разделах дневника практики. | |
2-я — 5-я | Планирование учебной и воспитательной работы с классом по основным направлениям учебно-воспитательной работы. Знакомство с поурочным и тематическим планированием работы учителя, с классным журналом и другими видами документации. | Самостоятельная работа студента в сотрудничестве с педагогическим и медицинским персоналом учреждения. Подготовка и проведение отдельных фрагментов уроков и внеклассных мероприятий. | Дневник практики; планы поурочные и материалы психолого-педагогического изучения детей. |
Учебная работа в качестве учителя и воспитателя младших классов специальной школы для детей с нарушением интеллекта. | Проведение студентом уроков по расписанию по основным предметам (русский язык, чтение, математика, изобразительное искусство) | Конспекты просмотренных и проведенных уроков. | |
Планирование и проведение воспитательной и внеклассной работы с младшими школьниками с нарушением интеллекта. | Организация и осуществление студентом внеклассной работы с воспитанниками класса. | Конспекты учебно-воспитательных мероприятий, самоанализ. | |
6-я | Работа с семьей детей класса. Изучение условий быта и проживания учащихся. | Самостоятельное обследование студентом социальных и бытовых условий жизни детей с использованием изученных методик. | Акт обследования бытовых условий. |
Знакомство с учетом и контролем деятельности учителя. | Беседа с администрацией учреждения, учителем класса, воспитателем классной группы. | Отчетная документация. |
В течение первой недели студенты знакомятся с правилами распорядка, традициями учреждения, с коллективом школы, налаживают взаимоотношения с учащимися. Кроме того, практиканты изучают нормативные документы, базисный учебный план, план фронтальной работы с классом, планы индивидуальной коррекционной работы и др.; изучают требования к ведению отчётной документации.
Начиная со второй недели практики, студенты изучают и анализируют медицинскую и педагогическую документацию, личные дела младших школьников с нарушением интеллекта, обсуждают с классным руководителем и воспитателем планирование учебно-воспитательного процесса и направления коррекционно-педагогической работы с учащимися. Студенты изучают психолого-педагогические особенности коллектива учащихся, составляют психолого-педагогическую характеристику на учащегося с нарушением интеллектуального развития, используя помощь классного руководителя, психолога, воспитателя.
В этот же период студенты присутствуют при проведении уроков по расписанию по четырем основным предметам, внеклассных и внеурочных мероприятий класса. Студенты проводят самостоятельно 1-2 учебно-воспитательных мероприятия.
Студенты проводят самостоятельно 2-3 пробных, а затем 10-12 зачётных уроков по четырем общеобразовательным предметам. Студенты присутствуют при проведении уроков другими практикантами, участвуют в их обсуждении. Содержание и объём проделанной работы студенты фиксируют в дневнике практики. К окончанию практики студенты оформляют отчётную документацию.
Порядок защиты и подведение итогов практики
Защита практики проводится перед специальной комиссией, председателем которой является руководитель практики кафедры. В состав комиссии входят методисты данного вида практики (преподаватели кафедры), руководители базы практики, учителя-олигофренопедагоги с опытом работы. К защите практики допускаются студенты, своевременно и в полном объеме выполнившие программу учебной практики и предоставившие в указанные сроки (в течение трех дней после окончания практики) всю отчетную документацию. Защита итогов практики включает устный публичный отчет студента-практиканта, на который ему отводится 4–5 минут, ответы на вопросы членов комиссии, выступления членов комиссии. Устный отчет студента включает: раскрытие целей и задач практики, общую характеристику места прохождения практики (конкретного специального образовательного учреждения для детей с нарушением интеллекта), описание выполненной работы с количественными и качественными характеристиками, выводы и предложения по содержанию и организации практики, совершенствованию программы практики.
Анализ результатов практики проводится по следующим критериям:
1) объем проделанной работы;
2) качество аналитического отчета, выводов и предложений;
3) выполнение работы в установленные сроки;
4) самостоятельность, инициативность, творческий подход к работе;
5) своевременность и качество представления отчетной документации.
Итогом практики является суммарная дифференцированная оценка.
«Отлично» ставится студенту, который в срок, в полном объеме и на высоком уровне выполнил программу учебной практики в специальных образовательных учреждениях для детей с нарушением интеллекта. Материалы практики подтверждают систематичность коррекционной работы студента, самостоятельность и творчество. Проведенные в период практики уроки и мероприятия отвечают предъявляемым требованиям, носят ярко выраженную развивающую и коррекционную направленность. Студент продемонстрировал высокий уровень теоретической подготовленности и умение применять полученные знания в практической деятельности, хорошие аналитические способности, умение проводить анализ коррекционно-педагогической деятельности и самоанализ собственной практической деятельности. Документация оформлена в соответствии с требованиями и представлена в установленные сроки. Отзыв методиста положительный. Отзыв руководителя с места прохождения практики положительный.
«Хорошо» ставится студенту, который в срок, в полном объеме и на хорошем уровне выполнил программу практики в специальных образовательных учреждениях для детей с нарушением интеллекта. Материалы практики подтверждают систематичность и самостоятельность коррекционно-педагогической работы студента. Проведенные в период практики уроки и мероприятия отвечают предъявляемым требованиям, носят развивающую и коррекционную направленность. Студент продемонстрировал достаточный уровень теоретической подготовленности и умение применять полученные знания в практической деятельности, умение проводить анализ педагогической деятельности и самоанализ собственной практической деятельности. Документация оформлена в соответствии с требованиями и представлена в установленные сроки. Отзыв методиста положительный. Отзыв руководителя с места прохождения практики положительный.
«Удовлетворительно» ставится студенту, который в срок, в полном объеме, но с некоторыми рекомендациями и замечаниями выполнил программу практики в специальных образовательных учреждениях для детей с нарушением интеллекта. Материалы отчетной документации по практике подтверждают прилежание студента, дисциплинированность и исполнительность. Однако, проведенные в период практики уроки и мероприятия не в полной мере отвечают предъявляемым требованиям. Студент затрудняется в применении теоретических знаний в практической деятельности, в проведении анализа коррекционно-педагогической деятельности и самоанализа собственной практической деятельности. Документация оформлена в соответствии с требованиями и представлена в установленные сроки. Отзыв методиста положительный. Отзыв руководителя с места прохождения практики положительный.
«Неудовлетворительно» ставится студенту, который не выполнил программу практики в специальных образовательных учреждениях для детей с нарушением интеллекта. Материалы отчетной документации по практике не соответствуют предъявляемым требованиям или отчетная документация не представлена. В отношении такого студента кафедрой принимается решение о повторном прохождении практики или нецелесообразности допуска к сессии.
Рекомендуемая литература:
ОСНОВНАЯ
1. Актуальные проблемы олигофренопедагогики: Сб. науч. тр. / Под ред. В.В. Воронцовой. — М., 1988.
2. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. — М.: Педагогика, 1989.
3. Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В.И. Журавлева. — М.: Просвещение, 1988.
4. Выготский Л. С. Основы дефектологии / Под ред. Т. А. Власовой // Собр. соч.: В 6 т.-М., 1983.-Т. 5.
5. Дефектология: Словарь-справочник / Авт.-сост. С.С. Степанов / Под ред. Б. П. Пузанова. — М., 1996.
6. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. — М.: Просвещение, 1999.
7. Гессен СИ. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. — М.: Школа-пресс, 1995.
8. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Под ред. Б.П. Пузанова. — М.: Изд. центр «Академия», 1998.
9. Лихачев Б.Т. Педагогика. — М, 1992.
10. Организация педагогической практики в начальных классах. / Под ред. П.Е. Решетникова. – М.: ВЛАДОС, 2002.
11. Педагогика: Учеб. пособие / Сост. В.А. Сластенин и др. — М.: Школа-Пресс, 1997.
12. Педагогическая практика в начальной школе: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. / Г.М. Коджаспирова, Л.В. Борикова, Н.И. Бостанджиева и др. – М.: «Академия», 2000.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
1. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов / Под ред В.В. Воронковой. — М.: Школа-Пресс, 1994.
2. Выбор методов обучения в средней школе / Под ред. Ю.К. Бабанского. — М., 1981.
3. Дульнев Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе / Под ред. Т. А. Власовой, В. Г. Петровой. — М., 1982.
4. Замский X. С. Умственно отсталые дети: История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века. Приложение: Дневник Е. К. Грачевой. — М., 1995.
5. Логашева О.В. Обучение решению текстовых арифметических задач в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учебное пособие. – Курган, 2009.
6. Логашева О.В. Организационно-методические основы обучения математике учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида: Учебное пособие. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2010.
7. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Под ред. Ж. И. Шиф. — М„ 1965.
8. Программы для 0 – 4-х классов школы VIII вида (для детей с нарушениями интеллекта).
– М., 1997.
9. Программы специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей. – М., 1991.
10. Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография / Под общ. ред. М.А Поваляевой. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 352 с.
11. Подласый И.Я. Педагогика. — М.: Просвещение: Владос, 1996.
12. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8 т. — Т. 4. -М., 1983.
13. Школы для умственно отсталых детей за рубежом / Под ред. Т.А.Власовой, Ж. И. Шиф. — М., 1966.
МЕТОДИЧЕСКАЯ
1. Ершов АЛ„ Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. – М., 1995.
2. Каспаржак А.Г., Левит М.В. Базисный учебный план и российское образование в эпоху перемен. — М., 1994.
3. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. — Рига, 1995.
4. Логашева О.В. Организация и содержание практики в специальных образовательных учреждениях для детей с нарушением интеллекта: Методические рекомендации для студентов специальности «Олигофренопедагогика с дополнительной специальностью “Специальная психология”». – Курган, 2011.
5. Перова М.Н. Методика преподавания математики в коррекционной школе. – М., ВЛАДОС, 2005.
6. Перова М.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения по математике. – М., 1997.
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ
1.
2. http://www.kgsu.ru/library
3.
4. http:// www. mylect.ru