5. Охарактеризуйте современные тенденции развития содержания специального образования:
Направление развития содержания специального образования на современном этапе можно условно разделить на две группы:
— тенденция развития содержания специального образования – в эту группу входят – гуманизация, гуманитаризация, стандартизация, верификация;
— актуальные проблемы формирования содержания специального образования – совершенствование современных государственных стандартов, осовременирование содержание образования, создание вариативных учебных планов, учебных программ, учебников, учебных пособий, создание авторских программ, учебных пособий, методическое обеспечение реализации содержания образования в школе.
6. Подготовите аргументированный ответ на следующие вопросы:
- Какие классификации методов обучения известны вам?
Классификация методов по назначению:
— приобретение знаний;
— формирование умений и навыков;
— применение знаний;
— творческая деятельность;
— закрепление;
— проверка знаний, умений, навыков.
Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности:
— объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный);
— репродуктивный;
— проблемное изложение;
— частично-поисковый (эвристический);
— исследовательский.
- Назовите конкретные методы обучения, включаемые в различные группы:
1. По источнику информации с учетом формы обучения;
2. По характеру поисковой деятельности;
3. По логике обучения (по использованию логико-психологических операций);
4. По логической структуре содержания учебного материала.
- Какие из них могут использоваться в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе для детей с нарушением интеллекта?
— По логике обучения (по использованию логико-психологических операций);
— По источнику информации с учетом формы обучения.
Кейс № 36 Индивидуальные психологические особенности ребенка ...
... – индивидуализация создает предпосылки для развития интересов и специфических особенностей ребенка. · Улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов. Основные варианты индивидуализации. 1. Дифференциация обучения, т. е. группировка учащихся на ...
- Какие из приведенных классификаций методов обучения носит более завершенный характер? Докажите.
— закрепление (этот метод по окончании обучения и несет в себе закрепление пройденного материала, именно здесь проявляется то что усвоил ребенок и как это повлияло на улучшении дефекта который у него наблюдался).
5. тенденция развития содержания специального образования
Гуманизация.
Гуманизм в широком смысле — исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, . справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми. ( 195 ).
Гуманизм — это вместе с тем совокупность идей и взглядов, утверждающих ценность человека независимо от его общественного положения и право личности на свободное развитие его творческих сил и возможностей.
Гуманизм в этой связи выступает идейно-нравственной основой общественной жизни и соответственно образования как социаль- но-педагогического явления.
Опасность падения нравов, потери жизненных ориентиров и жизненного смысла не позволяют оставлять процесс духовного обнищания молодежи без пристального внимания общества и в частности средней, а также специальной школы.
В силу этого педагогическая воспитывающая деятельность приобретает в настоящее время особую социальную значимость. И одним ив немногих социальных институтов, способных остановить нравственное и духовное оскуднение подрастающего поколения, остается школа, гуманистически ориентированная, реализующая современные подходы к воспитанию детей.
В стратегическом русле гуманизации образования необходимо выдвижение на первый план общечеловеческих ценностей, пронизанных уважением к личности каждого ребенка, заботой о развитии его сущностных сил.
Помочь молодому человеку сформировать прочные духов-но-нравственные устои, подчинить свое поведение и поступки общечеловеческой зтике призвана школа как сегодня, так и в ближайшем будущем.
В современной школе, ориентированной на гуманизацию педагогического воспитательного процесса, намечаются следующие тенденции: … 1Л_ Поиск способовjaaBBJim способностей учащихся к осмысле-
нию жизненных явлений, способностей критически воспринимать противоречивые идеи в эпоху плюрализма, обретать собственную позицию путем напряженной интеллектуальной работы.
2. Обращение к самым демократическим формам управления жизнедеятельностью коллектива.
3. Ориентирование на психологическое состояние детей, на психологические закономерности воспитательных влияний, а также на то, что сам школьник выступает объектом воспитания и} следовательно, необходимо вооружение его основами психологических знаний.
4. Этивация воспитательной деятельности, резкий поворот к проблемам морали, нравственности, этикету и науке об этике.
5. Переосмысление воспитательной деятельности с позиции теории воспитания, своеобразная педагогизация совершается ввиду того, что многие укоренившиеся организационные традиции введены в жизнь школы административно-приказным порядком и не выдерживают педагогической критики.
Периоды развития теории управления
... размер Методологические основы менеджмента. Законы, принципы, функции. Законы и закономерности Законы развития производства объективны и не зависят от воли и сознания людей ... системы при изменении состояния внешней среды. пропорциональность производства и управления, соотносительность развития основного и вспомогательного производства. соотносительность и адекватность управляющей и управляемой ...
Образовательные учреждения освобождаются от штампов, пытаясь заново выстроить систему работы в логике педагогической, а не административной.
Все это лишь частично отражает происходящие изменения в школах и других образовательных учреждениях. Безусловно, эти новшества нуждаются в дополнительном углубленном осмыслении с учетом специфики социального заказа, типологии школ, особенности социальной среды, контингента учащихся.
Вспомогательная школа — часть системы образования, которая имеет свою специфику, но в ряде вопросов повторяет тот путь, по которому идет все наше общество. Наметившаяся тенденция гумани-& зации образования позволила сделать определенные шаги в этом направлении, но отсутствие программы глубокой демократизации и гуманизации не позволяет добиться существенных результатов.
Решать задачи гуманизации учебно-воспитательного процесса во вспомогательной школе средствами традиционной педагогики в рамках ее во многом авторитарных воспитательных отношений оказалось просто невозможно. Поэтому перед нами остро встала проблема щ поиска средств гуманизации педагогической деятельности олигофре-нопедагога. Нам надо было найти такое направление в педагогике, адаптировать такую методику, в центре которой стояла бы целостная личность, стремящаяся к максимальной реализации своих воз-мощностей, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Такое направление в современной теории и практике принято называть гума-¦ нистической педагогикой.
Гуманистическая позиция олигофренопедагога должна заклю-. чаться в том, чтобы принять ребенка таким, какой он уже есть, с такой жизнью, которой он уже живет, и включить в содержание своего общения с ним его жизнь во всех ее проявлениях, интересоваться этой жизнью, стать ее участником, направить жизнь и учение каждого умственно отсталого школьника к одной цели — позна-нию ими мира и утверждению добра.
Гуманизация системы специального образования предполагает ее поворот к умственно отсталому ребенку, заботу о его здоровье, психологическом и социальном комфорте, уважение к личности аномального ребенка, человеческому достоинству, доверия к нему.
Гуманизация вспомогательной школы требует организации учебно-воспитательного и коррекционно-реабилитационного процесса с ^ учетом интересов умственно отсталых детей, их способностей и возможностей.
Воспитание, обучение и развитие умственно отсталых детей является важнейшей социально-педагогической ¦¦ проблемой. Дети с нарушениями интеллекта испытывают особый дефицит доброты, взаимопонимания, милосердия, искренности со стороны окружающих. Дети с нарушениями интеллекта, а значит, и качественными изменениями щ всей психики и личности в целом, нуждаются в особых условиях их воспитания, обучения, трудовой подготовки, в организации эффективной системы психолого-педагогической коррекции отклонений в развитии личности, в особом медицинском обслуживании.
Развитие личности умственно отсталого школьника, полнота его социальной интеграции во многом определяются профессионализмом олигофренопедагога, профессионально значимыми личностными характеристиками, качеством его педагогической деятельности, которые соответствуют требованиям современности.
Особенности социального развития умственно отсталых детей
... социального развития умственно отсталых детей. Что и стало целью представленной работы. Данная цель была конкретизирована в следующих задачах: Определить понятие «умственная отсталость» Охарактеризовать личность умственно отсталого ребенка Определить основные закономерности развития умственно ...
Одной из социально значимых характеристик современного этапа развития общества является развернувшаяся в последние десятилетия культурная революция, несущая в своей основе идею гуманизации индивидуального и общественного сознания, согласно которой человек является высшей целью и смыслом существования общества. В этом контексте человек с умственным, физическим или психическим дефектом рассматривается как объект особой общественной помощи и заботы, целью которой является обеспечение этому человеку возможно более полного и полноценного интегрирования в общество, а само отношение общества к этой части социума становится критерием его гуманности и рациональности.
Гуманитаризация. Гуманизация образования предполагает единство общекультурного, социально нравственного и профессионального развития личности. Данный социально педагогический принцип требует пересмотра целей, содержания и технологии образования.
Ключевое понятие гуманистической философии образования — «гуманизм». Попытка определить его смысл показывает, что у этого понятия существует несколько значений. Их изменение позволяет осознать различные аспекты данной проблемы, хотя и вызывает затруднения, связанные с определением конкретного содержания самого понятия «гуманизм».
Можно выделить два приоритетных направления гуманитаризации. Цель первого состоит в том, чтобы очеловечить традиционные предметы, цель второго — ввести в круг равноправных учебных предметов собственно «Человекознание». именно гуманитарное образование дает возможность выразить принцип: «не человек для общества, а общество для человека». Современный человек — это поистине индивид всемирно-исторический. В его формировании активно участвуют наряду с местной социальной средой и традицией, факторы глобального порядка, диалог культур и цивилизаций, всемирное духовное производство в виде науки, искусства и массовых коммуникаций. Рассогласованность микро- и макромира, национальных и общецивилизационных ориентиров, эндогенных (внутренних) и экзогенных влияний происходит через сознание и психику современного человека, сообщая особый динамизм его жизни, образуя напряженную драматургию его духа. Второе направление гуманитаризации — это разработка и внедрение «Человекознания». Следует отметить, что введение нового предмета не ущемит уже существующие учебные дисциплины, не отнимет у них великой миссии передачи культуры человеческой деятельности — культуры эстетического восприятия и понимания, культуры речи, мышления и поведения, культуры сохранения природы и самих культурных ценностей, культуры политического и экономического анализа общественных явлений и т.д. Именно ему по силам создать понятийную базу, необходимую для личностного восприятия знаний на уроках истории, литературы, биологии, географии, а в дальнейшем философии, экономики, политологии, социологии и т.д.
Суть гуманитаризации в том, что человек должен быть образованным, а образование — человечным. Это понимал, например, В.А. Сухомлинский, ставивший вопрос о «гуманитарном человеческом образовании»: «Почему человек вообще не стал для каждого молодого человека важнейшим объектом познания, почему именно познание человека не стало… самым интересным познанием?»6 Актуальность этой проблемы прогрессивно возрастает. Современный подросток, обитающий в нашем рукотворном хаосе и в силу личностной незрелости не обладающий спасительными нормами и ценностями, как никто другой нуждается в антропоцентрированном и гуманистическом мировоззрении, дающим ориентировку в средствах развития своей личности.
Стандартизация
Государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья (специальный образовательный стандарт) регламентирует требования к общеобразовательной подготовке, коррекци-онно-педагогической работе и трудовой и профессиональной подготовке для каждой категории лиц с нарушениями в развитии. В этом стандарте учитываются общие недостатки развития, характерные для всех категорий лиц с отклонениями (такие как заторможенность мыслительной деятельности, речи, моторики и т. д.), и недостатки, присущие каждой отдельной категории. Также специальный образовательный стандарт учитывает степень тяжести нарушения, возможность сочетания с другими нарушениями развития и состоит из двух частей: федеральной и национально-региональной. Стандарты специального образования рассчитаны на период от рождения и до полного социального становления личности. Наиболее разработанным участком отечественной стандартизации является школьный период специального образования.
Лица с различными нарушениями могут получать разные степени образования, это зависит от сохранения интеллектуальных способностей, тяжести и характера отклонения. Основная масса людей, имеющих сенсорные или соматические нарушения, или нарушения эмоционально-волевой и поведенческой среды, способны получать общее среднее, а также среднее и высшее профессиональное образование. Лица с нарушениями интеллекта получают элементарную общеобразовательную подготовку и обучаются профессиям, не требующим интеллек
туальной нагрузки, что позволяет им адаптироваться в обществе и вести независимый образ жизни. Обучение глубоко умственно отсталых лиц заключается в привитии им элементарных бытовых навыков и навыков гигиены. В некоторых случаях возможно обучение элементарным трудовым навыкам.
Верификация. Верификация— это подтверждение соответствия конечного продукта предопределённым эталонным требованиям
Семинар 3
6. От чего зависит продолжительность профессионального обучения в школе? (Продолжительность профессионального обучения в школе зависит от той профессии, на которую направленно обучение и специфики преподавания.)
Началом процесса профессионального становления личности является формирование профессиональных намерений, которое завершается осознанным, желанным, а иногда и вынужденным выбором профессии. Особенность социальной ситуации развития заключается в том, что юноши и девушки находятся на завершающем этапе детства – перед началом самостоятельной жизни. Ведущей деятельностью становится учебно – профессиональная. В ее рамках складываются познавательные и профессиональные интересы, формируются жизненные планы. Профессиональная активность личности направлена на поиск своего места в мире профессий и отчетливо проявляется в решении вопроса о выборе профессии. Социальная ситуация характеризуется новой социальной ролью личности (учащийся, студент), новыми взаимоотношениями в коллективе, большей социальной независимостью, политическим и гражданским совершеннолетием. Ведущая деятельность – профессионально-познавательная, ориентированная на получение конкретной профессии. Длительность стадии профессиональной подготовки зависит от типа учебного заведения и выбранной профессии.
Среднее образованиеосуществляется в школах обычно с 6-летним сроком обучения (грамматические школы в Великобритании, гимназии в ФРГ, лицеи во Франции и Италии, классы с академическим профилем в США и др.); в СССР (где решаются задачи всеобщего среднего образования) — во всех типах средней общеобразовательной школы, профессионально-технических училищах, дающих наряду с рабочей профессией общее среднее образование, и в средних специальных учебных заведениях.
Высшее образованиедают университеты, институты, высшие школы и училища, некоторые колледжи и др. со сроком обучения обычно от 4 до 6 лет.
Общий срок обучения в коррекционном учреждение III вида — 12 лет (принимаются незрячие дети, а также дети с остаточным зрением (0,04 и ниже) и более высокой остротой зрения (0,08) при наличии сложных сочетаний нарушений зрительных функций, с прогрессирующими глазными заболеваниями, ведущими к слепоте).
В 1 класс (группу) коррекционного учреждения III вида принимаются дети 6-7лет, допускается также прием детей свыше указанного возраста на 1-2 года.
Количество воспитанников в классе (группе), группе продленного дня в коррекционном учреждении III вида — до 8 человек.
Коррекционное учреждение III вида осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:
1 ступень — начальное общее образование (нормативный срок освоения — 4-5 лет);
2 ступень — основное общее образование (нормативный срок освоения — 5-6 лет);
3 ступень — среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения — 2 года).
Коррекционное учреждение V вида(для обучения и воспитания детей с тяжелой речевой патологией) осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ двух ступеней общего образования:
в 1 отделении:
1 ступень — начальное общее образование (нормативный срок освоения — 4-5 лет);
2 ступень — основное общее образование (нормативный срок освоения — 6 лет);
во 2 отделении:
1 ступень — начальное общее образование (нормативный срок освоения — 4 года);
2 ступень — основное общее образование (нормативный срок освоения — 6 лет).
Коррекционное учреждение VI вида (для обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата для обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата) осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:
1 ступень — начальное общее образование (нормативный срок освоения — 4-5 лет);
2 ступень — основное общее образование (нормативный срок освоения — 6 лет);
3 ступень — среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения — 2 года).
Коррекционное учреждение VII вида(для обучения и воспитания детей с задержкой психического развития) осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ двух ступеней общего образования:
1 ступень — начальное общее образование (нормативный срок освоения — 3-5 лет).
2 ступень — основное общее образование (нормативный срок освоения — 5 лет).
Сроки обучения в школе VIII вида(обеспечивает специальное образование для детей с интеллектуальным недоразвитием) могут быть 8 лет, 9 лет, 9 лет с классом профессиональной подготовки, 10 лет с классом профессиональной подготовки. Эти сроки обучения могут быть увеличены на 1 год за счет открытия подготовительного класса. Если школа имеет необходимую материальную базу, то в ней могут быть открыты классы (группы) с углубленной трудовой подготовкой. В такие классы переходят учащиеся, окончившие восьмой (девятый) класс. Окончившие класс с углубленной трудовой подготовкой и успешно сдавшие квалификационный экзамен получают документ о присвоении соответствующего квалификационного разряда. Все дети учатся. Только с разными темпами и на разных уровнях: одни овладеют только базовым (стандартным), другие продвинутся на повышенный, а кому-то удастся освоить высокий. Школьную программу способны освоить практически все дети, только если они не больны. Более способные смогут закончить изучение учебных предметов досрочно, на 1,5-2 года раньше, а другим, возможно, потребуется увеличить срок обучения. Все зависит от природных способностей, состояния здоровья, трудолюбия, интересов и наклонностей. Дети должны ориентироваться на положительные примеры, нельзя наказывать двойками тех, кто отстает. Они итак «наказаны» своим положением, когда находятся где-то в арьергарде и видят, что их товарищи уходят вперед. Характерно, что в освоении разных предметов ученики могут двигаться с разным темпом. И разные уровни — это нормальное явление при коллективном способе обучения, где главным ориентиром становится не оценка, а качественное усвоение материала. Ученик может прекрасно его изложить, доказать, применить на практике и перейти на более высокий уровень.
По-моему четвертый семинар
14 Февраля 2011 г. № 28-пп
О задачах на 2011 год в сфере социальной интеграции инвалидов (с утверждением Комплексной целевой программы «Социальная интеграция инвалидов города Москвы» на 2011 год) |
В целях дальнейшего повышения уровня и качества жизни инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности и реализации Стратегии повышения качества жизни инвалидов в городе Москве на период до 2020 года Правительство Москвы постановляет:
1. Утвердить Комплексную целевую программу «Социальная интеграция инвалидов города Москвы» на 2011 год (далее – Программа) согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Установить, что ассигнования на реализацию мероприятий Программы предусматриваются в бюджете города Москвы Департаменту финансов города Москвы и распределяются в порядке передачи полномочий между главными распорядителями бюджетных средств – исполнителями мероприятий Программы по мере представления конкретных обоснований финансирования тех или иных мероприятий.
3. Руководителям органов исполнительной власти города Москвы – государственным заказчикам Программы:
3.1. В установленном Правительством Москвы порядке представлять в Департамент финансов города Москвы данные об объемах средств на реализацию мероприятий Программы для включения их в Реестр расходных обязательств города Москвы, принимаемых к обеспечению за счет средств бюджета города Москвы.
3.2. Создавать необходимые условия для приема на работу инвалидов, в том числе в подведомственные учреждения и предприятия, и размещать на официальных сайтах информацию о наличии вакансий для их трудоустройства.
4. Департаменту науки и промышленной политики города Москвы оказать содействие предприятиям, применяющим труд инвалидов, в создании в 2011 году дополнительных 600 рабочих мест для инвалидов в рамках реализации мероприятий Городской целевой программы «Комплексная программа промышленной деятельности в городе Москве на 2010-2012 гг.».
5. Департаменту труда и занятости населения города Москвы в 2011 году:
5.1. Обеспечить занятость 30 тыс. инвалидов на квотируемых рабочих местах в рамках реализации Закона города Москвы от 22 декабря 2004 г. № 90 «О квотировании рабочих мест».
5.2. Создать дополнительно 3 тыс. рабочих мест.
5.3. Финансирование мероприятий, (пп. 5.1, 5.2) осуществлять за счет и в пределах средств, предусмотренных в бюджете города Москвы на 2011 год на содержание подведомственной сети и проведение мероприятий.
6. Комитету общественных связей города Москвы в 2011 году совместно с Департаментом труда и занятости населения города Москвы в установленном порядке представить предложения о создании ассоциации организаций, содействующих трудоустройству инвалидов.
7. Управлению записи актов гражданского состояния города Москвы обеспечить условия, необходимые для обслуживания инвалидов всех категорий по вопросам получения документов из архивов и регистрации актов гражданского состояния, обратив особое внимание на инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, с патологиями слуха и зрения.
8. Департаменту строительства города Москвы:
8.1. Обеспечивать ввод специализированных квартир при новом строительстве (с обязательным размещением в районах с развитой социальной инфраструктурой) для удовлетворения потребности нуждающихся семей, имеющих в своем составе инвалидов-колясочников.
8.2. Предусматривать размещение специализированных квартир для инвалидов на первых этажах жилых домов, строящихся для переселения жителей из 5-ти этажного жилищного фонда в районах реконструкции.
9. Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Департаменту культуры города Москвы в приоритетном порядке осуществлять приспособление для инвалидов и других маломобильных групп населения территорий парков и природоохранных зон города Москвы.
10. Департаменту торговли и услуг города Москвы:
10.1. В 2011 году внести в установленном порядке предложения о создании на базе Московской академии предпринимательства при Правительстве Москвы учебно-методического центра для обучения лиц с ограничениями жизнедеятельности по профессиям сферы торговли и услуг.
10.2. Совместно с Москомархитектурой в первом полугодии 2011 г. разработать типовые модели торговых павильонов, адаптированных для работы в них инвалидов, в целях создания дополнительных рабочих мест для этой категории граждан.
10.3. Организовать работу по обеспечению доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения общественных туалетов, расположенных на объектах торговли и услуг.
11. Департаменту поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы при корректировке Городской целевой программы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства города Москвы на 2011 год предусмотреть выделение субсидий на создание дополнительных рабочих мест для инвалидов на предприятиях малого и среднего бизнеса.
12. Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы в первом полугодии 2011 г. провести обследование станций метрополитена на предмет их доступности для маломобильных категорий граждан и принять меры по их приспособлению.
13. Префектурам административных округов города Москвы:
13.1. Совместно с управами районов города Москвы, территориальными подразделениями отраслевых и функциональных органов исполнительной власти города Москвы, общественными организациями инвалидов:
13.1.1. Ежемесячно подводить итоги выполнения раздела 3 «Формирование комфортной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных граждан» мероприятий Программы и принимать оперативные меры по устранению выявленных нарушений.
13.1.2. Ежемесячно, до 5 числа следующего месяца, начиная с апреля 2011 г., представлять в Департамент социальной защиты населения города Москвы информацию о ходе выполнения раздела 3 «Формирование комфортной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных граждан» мероприятий Программы с результатами проверок и принимаемых мер по устранению выявленных нарушений.
13.2. Совместно с управами районов города Москвы проводить разъяснительную работу с населением о толерантном отношении к инвалидам и другим маломобильным гражданам, а также работу по привлечению благотворительных средств на реализацию программ социальной поддержки инвалидов и членов их семей.
14. Органам исполнительной власти города Москвы – государственным заказчикам Программы представлять в Департамент социальной защиты населения города Москвы отчеты о выполнении мероприятий Программы за 9 месяцев и об ожидаемом выполнении за год до 1 ноября отчетного года и за год до 15 февраля следующего за отчетным года с указанием финансовых затрат и их источников.
15. Департаменту социальной защиты населения города Москвы представлять в Департамент экономической политики и развития города Москвы и Департамент финансов города Москвы отчеты:
— до 15 ноября о фактическом выполнении мероприятий за 9 месяцев и об ожидаемом выполнении за год;
— до 1 марта – за истекший год.
16. Департаменту образования города Москвы совместно Департаментом средств массовой информации и рекламы города Москвы в 2011 году обеспечить информирование населения о дистанционном обучении детей-инвалидов, находящихся на надомной форме обучения.
17. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по социальной политике Швецову Л.И.
Мэр Москвы С. С. Собянин