Методические рекомендации по применению форм и процедур аттестации педагогических и руководящих работников Хабаровского края
Приложение к письму
министерства образования края
от «23» ноября 2007 № 06-04-6236
Согласно федеральным нормативным документам цель аттестации – определение соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических работников требованиям к квалификационной категории, в процессе которого труд работника оценивается по трем основным критериям (параметрам): квалификация, профессионализм, продуктивность. Традиционно аттестация в крае осуществляется по двум направлениям. Первое направление — оценка квалификации и профессионализма педагога (руководителя).
Второе направление — оценка профессионализма и продуктивности деятельности аттестуемого работника.
Сущность новой региональной модели аттестации педагогических кадров – в дифференциации форм и процедур первого и второго направлений по квалификационным категориям (таблица 1,2).
В Хабаровском крае аттестация рассматривается сегодня не только как часть системы непрерывного педагогического образования, что позволяет вписать ее в логику системы непрерывного повышения квалификации, но и как фактор, условие и способ развития профессиональной компетентности педагогического работника образовательного учреждения. Следовательно, чем выше категория, на которую претендует педагогический или руководящий работник, тем выше должен быть уровень развития его профессиональной компетентности. Значит, и количество аттестационных процедур, и требования к квалификационным испытаниям будут меняться в зависимости от категории. Чем выше категория, на которую претендует работник, тем выше и строже требования к его профессиональной компетенции.
Аттестуемый педагог в срок с 15 апреля по 30 июня подает заявление установленного образца в аттестационную комиссию (далее — АК) соответствующего уровня. В заявлении педагог указывает, помимо всего прочего, форму прохождения первого направления аттестации, из числа утвержденных в крае.
По первому направлению аттестации педагогическим работникам края в зависимости от категории, на которую они претендуют, предлагаются различные обязательные и вариативные формы первого направления аттестации, утвержденные приказом министерства образования Хабаровского края от 21.11.06 № 921.
Формы первого направления аттестации.
В Хабаровском крае утверждены следующие формы первого направления аттестации для педагогических работников:
организационно-педагогические особенности управления повышением ...
... стратегия ориентирует дошкольных работников на освоение новых профессиональных компетенций, следовательно, стратегическим направлением работы с педагогическими кадрами должно стать непрерывное совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов. Федеральные государственные требования к ...
категория |
обязательные формы первого направления |
вариативные формы первого направления (на выбор аттестуемого) |
высшая |
1) курсы повышения квалификации 2) квалификационный экзамен |
1) творческий отчет 2) защита научно-методической разработки или защита опытно-экспериментальной разработки |
первая |
1) курсы повышения квалификации |
1) творческий отчет 2) собеседование 3) защита научно-методической разработки или защита опытно-экспериментальной разработки 4) защита реферата |
вторая |
нет |
1) творческий отчет 2) собеседование 3) курсы повышения квалификации (добавлено приказом министерства образования Хабаровского края от 25.04.07 № 388) |
для руководящих работников:
категория |
обязательные формы первого направления |
вариативные формы первого направления (на выбор аттестуемого) |
высшая |
1) курсы повышения квалификации 2) квалификационный экзамен по вопросам управленческой деятельности |
1) собеседование по вопросам управленческой деятельности 2) защита программы развития ОУ |
первая |
1) курсы повышения квалификации |
1) собеседование по вопросам управленческой деятельности 2) переподготовка по специальности «Менеджер образования» |
Для мастеров производственного обучения и преподавателей спецдисциплин учреждений профессионального образования, претендующих на высшую квалификационную категорию, в качестве обязательной формы прохождения первого направления аттестации можно засчитать курсы повышения квалификации (переподготовка) плюс стажировка с последующей сдачей квалификационного экзамена по месту прохождения стажировки. При условии наличия у аттестуемого документа, подтверждающего результаты сдачи квалификационного экзамена.
Вариативные формы первого направления.
Выбор вариативной формы прохождения первого направления аттестации зависит от воли и желания аттестуемого. Педагог самостоятельно выбирает наиболее приемлемую для себя форму первого направления из числа вариативных. И здесь очень важна ответственность самого аттестуемого за выбор наиболее адекватной его индивидуальности вариативной формы.
Допустим, педагог, претендующий на первую категорию, не обладает достаточными коммуникативными способностями или личностными качествами, здоровьем (излишне скромен, слишком сильно волнуется или у него хроническая гипертония) для того, чтобы уметь представить свой опыт широкой аудитории, — в этом случае вряд ли ему надо выбирать творческий отчет. Целесообразнее остановиться на создании научно-методической разработки либо реферата.
Нет смысла заявлять защиту опытно-экспериментальной разработки, если аттестуемый не ведет опытно-экспериментальную работу или программа эксперимента не утверждена хотя бы на уровне учебного заведения.
Не стоит педагогу, претендующему на первую категорию, выбирать собеседование, если у него нет средств или возможности выехать из своего поселка в районный, краевой центр.
Напомним, успех аттестации, удовлетворенность ее результатами зависит не только от возможности избрать ее вариант, но и от ответственности самого аттестуемого за выбор формы, адекватной его индивидуальности.
Прежде чем выбрать тот или иной вариант прохождения первого направления аттестации, надо самым внимательнейшим и серьезным образом изучить требования к оформлению и содержанию различных вариативных форм прохождения первого направления аттестации, предлагаемых для категории, на которую хочет аттестоваться работник, уметь отличать одну от другой.
Экспертиза вариативной формы первого направления аттестации (творческого отчета, научно-методической или опытно-экспериментальной разработки, защита реферата, проведение собеседования) в зависимости от квалификационной категории, заявленной педагогом, проводится:
— для второй категории – в комиссии образовательного учреждения или в комиссии района (города);
— для первой категории – в комиссии района (города) или в экспертных комиссиях по I направлению аттестации, созданных при учреждениях дополнительного профессионального образования, подведомственных министерству образования края (для учреждений профессионального образования — в экспертных комиссиях учреждений);
— для высшей категории – в экспертных комиссиях по I направлению аттестации, созданных при учреждениях дополнительного профессионального образования, подведомственных министерству образования края.
Кроме того, согласно приказу министерства образования Хабаровского края от 21.11.06 № 921 (приложение 2), аттестуемый вправе пройти вариативную форму первого направления аттестации на любую квалификационную категорию в период курсовой подготовки, то есть в экспертных комиссиях по I направлению аттестации, созданных при учреждениях дополнительного профессионального образования, подведомственных министерству образования края.
О прохождении вариативной формы первого направления так же, как и о сдаче квалификационного экзамена, аттестуемому выдается удостоверение (свидетельство), копия которого представляется в аттестационную комиссию.
Особые и альтернативные формы первого направления .
Помимо основных форм первого направления существуют особые формы первого направления, а также альтернативные формы прохождения аттестации в целом.
Особыми формами первого направления аттестации являются:
— окончание «Школы педагога — исследователя» — засчитывается как прохождение первого направления аттестации на первую и вторую категории. Однако в случае, если аттестуемый окончил «Школу педагога — исследователя» и претендует на присвоение высшей категории, ему необходимо будет еще сдать квалификационный экзамен по содержанию преподаваемого предмета (профильной области, специальности, направлению деятельности).
— разработка авторского учебного издания, прошедшего экспертизу в краевом экспертном совете и допущенного министерством образования края к использованию (о чем издан приказ), — засчитывается как вариативная форма первого направления аттестации на любую (вторую, первую, высшую) квалификационные категории.
— для руководящих работников ОУ переподготовка в межаттестационный период по специальности «Менеджер образования» — засчитывается как прохождение первого направления аттестации в случае, если руководитель аттестуется на первую квалификационную категорию. Однако в случае аттестации на высшую категорию, аттестуемому руководящему работнику необходимо сдать квалификационный экзамен и пройти вариативную форму.
Альтернативными формами прохождения аттестации в целом в крае считаются:
— победа (первое место) в профессиональном конкурсе «Учитель года»: в соответствии с положением о краевом конкурсе победителю присваивается высшая квалификационная категория;
— награждение аттестуемого в межаттестационный период Государственной наградой (орденом, медалью, почетным званием Российской Федерации: «Народный учитель РФ», «Заслуженный учитель РФ», «Заслуженный работник физической культуры РФ», «Заслуженный работник культуры РФ» и др.).
Экспертное заключение о результатах профессиональной деятельности представляются в аттестационную комиссию по совокупности профессиональных достижений. Возможностью прохождения аттестации по совокупности профессиональных достижений (при рекомендации муниципальной аттестационной комиссии) могут воспользоваться педагоги и руководители образовательных учреждений, которые в межаттестационный период стали победителями (или лауреатами) различных профессиональных конкурсов, получили премию по итогам конкурсного отбора лучших учителей в рамках ПНПО.
Аттестация по совокупности профессиональных достижений возможна только в том случае, если аттестуемый работник имеет подтверждающие документы о том, что ему в межаттестационный период было присвоено звание Заслуженного (Народного) учителя России (или деятеля культуры и др.), или он был награжден государственной наградой: орденом или медалью.
В порядке исключения могут быть аттестованы по совокупности профессиональных достижений:
— педагоги образовательных учреждений всех типов, видов и уровней образования (кроме высшего профессионального образования), ставшие в межаттестационный период победителями (лауреатами) профессиональных конкурсов, получившие премию в рамках ПНПО;
— руководители образовательных учреждений, если в межаттестационный период учреждение признано победителем (лауреатом) одного из краевых конкурсов (например, «Школа года»), выиграло в конкурсном отборе лучших школ в рамках ПНПО.
Право аттестовать педагога по совокупности профессиональных достижений предоставляется соответствующей аттестационной комиссии, а не самому педагогу или руководителю. При этом комиссия учитывает масштаб личности педагога и степень его заслуг в области образования. Безусловно, что успехи в педагогической деятельности аттестуемого должны быть зафиксированы и подтверждены документально.
Предложение об аттестации по совокупности профессиональных достижений должно исходить либо от комиссии нижестоящего уровня, либо от руководителя образовательного учреждения или руководителя органа управления образованием. Для этого в комиссию, например, аттестующую на высшую категорию — в Главную аттестационную комиссию (далее — ГАК), направляется ходатайство от органа управления образованием и характеристика-представление на педагога или руководителя ОУ. Таким образом, комиссии становятся известны достижения аттестуемого (например: процесс обучения конкретного педагога обеспечивает системные научные знания, развивает творческие способности учащихся (воспитанников), за годы труда аттестуемым накоплен конкретный статистический и диагностический материал, он является активным участником методической работы, выступает на конференциях, семинарах, показывает мастер-классы, опыт педагога известен, педагог стал победителем конкурса лучших учителей в рамках ПНПО или является победителем (лауреатом) одного из профессиональных конкурсов высокого уровня) – и в этом случае комиссия вправе облегчить и упростить процесс аттестации данного педагога и аттестовать его по совокупности профессиональных педагогических достижений.
Место прохождения и правила аттестации по первому направлению.
Структура первого направления аттестации изменилась: первое направление включает ныне обязательную и вариативную формы. Изменения эти коснулись как педагогических, так и руководящих работников (только для педагогов, претендующих на присвоение второй категории, структура первого направления аттестации осталась фактически прежней).
Прохождение курсовой подготовки (в различных формах) является обязательным для всех педагогов, аттестующихся на первую и высшую категории, и для всех руководящих работников, выходящих на аттестацию повторно. Например, руководящему работнику ОУ, для того чтобы аттестоваться на первую категорию, необходимо в обязательном порядке пройти курсы повышения квалификации и собеседование по вопросам управленческой деятельности, а аттестующимся на высшую категорию – в обязательном порядке пройти курсы повышения квалификации, сдать квалификационный экзамен и пройти вариативную форму (по выбору: или собеседование, или защиту программы развития ОУ).
Квалификационные экзамены по содержанию преподаваемого предмета (профильной области знаний, направлению деятельности, специальности (для узких специалистов) организуются и проводятся экспертными комиссиями учреждений дополнительного профессионального образования с привлечением специалистов конкретных предметных областей, узких специалистов. Правила организации и проведения квалификационного экзамена регулируются Положением о порядке проведения квалификационного экзамена для руководящих и педагогических работников образовательных учреждений, претендующих на присвоение высшей квалификационной категории (утверждено приказом министерства образования Хабаровского края от 28.09.2007 № 888).
Квалификационный экзамен может быть сдан как в процессе курсовой подготовки, так и вне её рамок. В процессе курсовой подготовки экзамен проводится на бюджетной основе. Вне курсовой подготовки – на внебюджетной основе. В случае если аттестуемый сдает экзамен в процессе прохождения курсов повышения квалификации (переподготовки) в учреждении дополнительного профессионального образования, подведомственном министерству образования края, он может выбрать форму его проведения: по билетам или в форме тестирования. Вне курсовой подготовки, а также в случае сдачи экзамена в своем муниципальном образовании, экзамен проводится только в форме тестирования.
Если курсовую подготовку (переподготовку) специалист (чаще всего это руководители ОУ) проходит в учреждениях высшего профессионального образования (например, ГОУ ВПО ДВГГУ (г. Хабаровск) или ГОУ ВПО АГГУ (г. Комсомольск-на-Амуре), он также может сдать квалификационный экзамен в процессе прохождения курсов, но к проведению данного экзамена должны быть привлечены члены экспертных комиссий по первому направлению аттестации, созданных при учреждениях дополнительного профессионального образования, подведомственных министерству образования края.
В случае успешной сдачи квалификационного экзамена аттестуемому работнику выдается удостоверение. Удостоверение о сдаче квалификационного экзамена является действительным в течение 2-х календарных лет с момента сдачи экзамена.
Минимальные требования к содержанию курсов повышения квалификации для зачтения их в качестве обязательной формы.
Курсы повышения квалификации являются обязательной формой первого направления при аттестации на первую и высшую квалификационные категории педагогических и руководящих кадров Хабаровского края и могут быть зачтены, если:
— целью курсов является повышение квалификации специалиста, обеспечивающее рост его профессионализма в педагогической деятельности: повышает профессиональную компетентность специалиста, способствует усвоению новых знаний и умений в педагогической деятельности, освоению новых и совершенствованию имеющихся профессиональных умений, способствует развитию творческого потенциала педагога;
— содержание курсов соотнесено с требованиями квалификационных характеристик специалистов, педагогов, утвержденных письмом Минобразования России от 29.03.2001г. № 20-52-1350.20-5 (Приложение 3);
— минимум содержания курсовой подготовки включает в себя:
а) вопросы инвариантного (общетеоретического) блока;
б) вопросы предметно – технологического (специального) блока;
в) вопросы блока информационных технологий.
— объем курсовой подготовки составляет не менее 100 часов занятий;
— курсы пройдены в течение последних пяти лет перед аттестацией.
При этом содержание курсов по проблемам минимального перечня должно занимать не менее 90% общего содержания. Количество часов, выделенных на общую психолого-педагогическую подготовку (п.п. а), должно составлять не менее 45% общего содержания.
Документ, выдаваемый слушателям по окончании учебы, должен включать в себя перечень основных блоков тематики или разделов учебного плана; по форме и содержанию соответствует документу, определенному нормативной документацией.
Не учитываются курсы, где отсутствуют отдельные разделы из данного минимального перечня.
Суммирование курсов, на которых педагог обучался в различных учреждениях дополнительного педагогического образования, возможно только при условии, если курсы (учреждения) являются аккредитованными, и их содержание соответствует требованиям минимального перечня (п.п. а) + б) + в)).
Вариативные формы прохождения первого направления аттестации
Творческий отчет
Творческий отчет – одна из вариативных форм первого направления аттестации, объединяющая в себе:
— систематизацию, структурирование и теоретическое обоснование своей практической деятельности;
— демонстрацию своей системы работы, претендующей на оригинальность, технологичность, результативность и новизну.
Творческий отчет может быть построен на основе:
— методологического анализа различных форм и методов обучения, применяемых в педагогической деятельности;
— анализа деятельности по реализации авторских, модифицированных, экспериментальных программ обучения и/или воспитания;
— анализа своей деятельности в работе (или руководстве) творческой группой, постоянно действующего семинара, методического объединения, школы передового опыта;
— оригинальных методических разработок процесса обучения (системы занятий (уроков), тем, разделов курса) и т.д.
Программа творческого отчета (с тезисным пояснением каждого ее раздела) представляется в экспертную комиссию соответствующего уровня не позднее, чем за 15 дней до его проведения. Только после утверждения программы творческого отчета экспертной (аттестационной) комиссией соответствующего уровня, а также согласования сроков его проведения, творческий отчет может состояться.
Принципиальное отличие творческого отчета от других форм первого направления аттестации состоит в том, что он проводится в образовательном учреждении, по месту работы аттестуемого, и является устной формой прохождения первого направления.
Основными компонентами творческого отчета являются:
1) «визитка» (представление),
2) доклад аттестуемого, раскрывающий один из аспектов педагогической деятельности в соответствии с заявленной темой, проблемой, и отражающий общий уровень квалификации и профессионализма педагога;
3) иллюстрации к докладу (по выбору аттестуемого), отражающие проблему, над которой работает педагог; это может быть:
— показ (видеопоказ, моделирование) фрагментов уроков, индивидуальных (групповых) занятий, внеклассных мероприятий;
— демонстрация таблиц, графиков, свидетельствующих о результативности деятельности;
— предъявление всевозможного наглядного, дидактического, видео и фотоматериала, созданного педагогом;
— организация методической выставки и т.п.
4) ответы на вопросы экспертов, членов аттестационной комиссии, уточняющие содержание отчета (доклада) с точки зрения требований к квалификационной категории.
Длительность творческого отчета – от 1 до 2-х академических часов.
На творческом отчете обязательно присутствуют не менее двух специалистов данной области (в том числе специалисты учреждений дополнительного профессионального образования края), а также как минимум, два члена аттестационной комиссии, соответствующей уровню заявленной квалификационной категории. Напомним, что педагоги, входящие в состав экспертной (аттестационной) комиссии, должны иметь квалификационную категорию не ниже той, на которую заявил аттестуемый.
Оплата командировочных расходов производится за счет средств органа управления образованием либо образовательного учреждения, в котором работает педагог.
Собеседование
Собеседование – вариативная форма квалификационных испытаний по первому направлению аттестации педагогических работников (на все категории).
Для руководящих работников собеседование является обязательной формой первого направления при аттестации на первую и вариативной формой при аттестации на высшую категории.
В процессе собеседования аттестуемый раскрывает содержание как минимум трех вопросов, предложенных ему комиссией из общего перечня вопросов, связанных с государственной политикой в области образования, наиболее актуальными проблемами современной педагогики, психологии, содержания и методики преподаваемого предмета (профиля деятельности) и др.
При подготовке к собеседованию педагог (руководитель) знакомится с перечнем вопросов, самостоятельно изучает необходимую литературу, что позволит ему актуализировать свои научно-методические знания, осмыслить свой опыт с точки зрения квалификационных требований и проанализировать результаты своей деятельности; консультируется со специалистами, посещает «Школу аттестуемого педагога» или специально организованные семинары, спецкурсы и др. — в общем, предпринимает все необходимые меры, чтобы собеседование прошло как можно более успешно и безболезненно.
В ходе собеседования педагог должен показать знание современных концепций образования, свободное владение теорией, широту взглядов и глубокое понимание содержащейся в вопросе проблемы, способность аргументированно отражать собственное отношение на основе приобретенного опыта работы.
Длительность собеседования — не более 40 минут.
В процессе собеседования аттестуемый может воспользоваться заранее заготовленными некоторыми, необходимыми ему материалами: конспектами, выписками, планами ответов, запросить время на обдумывание вопроса и подготовку к ответу.
Перечень вопросов для собеседования должен быть предложен аттестуемому для ознакомления не позднее, чем за 15 дней до его проведения. Дату проведения собеседования определяет комиссия соответствующего уровня, о чем аттестуемому сообщается не позднее, чем за 15 дней до его проведения.
Защита опытно-экспериментальной разработки
Опытно-экспериментальная работа нацелена на разработку эффективных образовательных технологий на основе уже имеющегося теоретического знания в области актуальных проблем педагогики и психологии. Для проведения опытно-экспериментальной работы составляется программа эксперимента, определяется (назначается или выбирается) научный руководитель.
Структура опытно — экспериментальной разработки
1.Введение , в котором обоснованы актуальность и новизна разработки.
2. Программа опытно-эспериментальной работы , заверенная руководителем образовательного учреждения (руководителем органа управления образованием др.), в котором определяются цель и задачи работы, объект и предмет исследования, выдвигается гипотеза, прописываются этапы..
3. Теоретические основы исследования . Излагаются основные теоретические положения, на базе которых строится опытно — экспериментальная работа.
4. Описание хода исследования . Описываются план проведения эксперимента, методы и средства опытно — экспериментальной работы, ход эксперимента. Анализируются промежуточные результаты исследования с точки зрения практической значимости. Описываются условия эффективной реализации найденной технологии в образовательной практике. даются рекомендации.
5. Выводы и рекомендации.
6. Список использованной литературы .
7. Приложения . Разработки занятий, схемы, диаграммы, методические материалы.
Защита опытно-экспериментальной разработки может проводиться как в очной, так и в заочной форме, что особенно актуально для педагогов, аттестующихся на высшую (первую) квалификационную категорию и проживающих в отдаленных территориях. Опытно-экспериментальная разработка представляется аттестационную комиссию соответствующего уровня не позднее, чем за 15 дней до проведения заседания аттестационной комиссии. На опытно-экспериментальную разработку специалистом данной области (ученым, методистом Г(Р)МС, специалистом учреждения дополнительного профессионального образования края) составляется рецензия, которая затем озвучивается в аттестационной комиссии соответствующего уровня. Мнение рецензента учитывается при вынесении решения о соответствии уровня квалификации и профессионализма педагога той или иной категории. Длительность проведения защиты опытно-экспериментальной — не более 40 минут.
Защита научно — методической разработки
Научно- методическая разработка представляет собой аналитическое описание эффективного педагогического опыта, сопровождаемого его теоретическим обоснованием (условно говоря – самоэкспертиза педагогом собственного опыта).
Структура научно-методической разработки
1. Введение , где обосновывается актуальность и новизна разработки, ее ориентация на развитие образования, гуманистическая направленность постановки и решения проблемы, перечень педагогических задач, успешно решаемых в опыте.
2. Теоретические основы исследования. Излагаются теоретические положения, обосновывающие ту совокупность средств, методов и форм, которая сложилась в опыте.
3. Описание опыта включает в себя совокупность педагогических средств, найденных и проверенных в опыте; правила и последовательность использования этих педагогических средств.
Анализируется полученный в опыте результат.
4. Список используемой литературы.
5. Приложения содержат все учебно-технологические материалы, которые используются для подтверждения выводов, сформулированных в тексте описания (разработки, наглядные материалы, алгоритмы, схемы, диаграммы и т.п.).
Защита научно-методической разработки может проводиться как в очной, так и в заочной форме, что особенно актуально для педагогов, аттестующихся на высшую (первую) квалификационную категорию и проживающих в отдаленных территориях. Научно-методическая разработка представляется аттестационную комиссию соответствующего уровня не позднее, чем за 15 дней до проведения заседания аттестационной комиссии. На научно-методическую разработку специалистом данной области (ученым, методистом Г(Р)МС, специалистом учреждения дополнительного профессионального образования края) составляется рецензия, которая затем озвучивается в аттестационной комиссии соответствующего уровня. Мнение рецензента учитывается при вынесении решения о соответствии уровня квалификации и профессионализма педагога той или иной категории. Длительность проведения защиты научно-методической разработки — не более 40 минут.
Защита реферата
Реферат представляет собой исследование теоретико-методического характера основанное на изложении и сравнительном анализе позиций нескольких авторов (источников).
Объем реферата — 20-25 страниц (но не более 40) печатного текста. Тема реферата выбирается аттестуемым самостоятельно.
Реферат состоит из следующих частей:
— оглавление,
— введение,
— разделы работы,
— заключение,
— список литературы,
— приложения.
Работая над рефератом, педагог должен:
— обосновать актуальность темы исследования;
— представить различные точки зрения на данную проблему, отраженные в научно-методической литературе;
— высказать собственное мнение;
— показать, какие основания для педагогической деятельности открываются и реализуются при использовании данной психолого- педагогической теории
или технологии;
— кратко проиллюстрировать теоретическую часть опытом собственной деятельности.
Автору реферата следует обращать внимание на последовательность и логику изложения материала, ясность тезисов, выдвигаемых в реферате, четкость аргументации, точность в употреблении понятийного аппарата и собственных умозаключений. Особое внимание следует обратить на то, что предложенный материал должен быть всегда адресным, т.е. необходимо производить цитирование; списывание с первоисточников (иногда целых страниц!) без соответствующих ссылок недопустимо. Ценность реферата значительно повысится, если его будут сопровождать приложения: описание уроков, планов работы, диаграммы, графики, таблицы, схемы и др. — все то, чем аттестуемый посчитает необходимым проиллюстрировать свою работу.
Реферат должен быть правильно оформлен.
Защита реферата может проводиться как в очной, так и в заочной форме, что особенно актуально для педагогов, аттестующихся на высшую (первую) квалификационную категорию и проживающих в отдаленных территориях. Реферат представляется аттестационную комиссию соответствующего уровня не позднее, чем за 15 дней до проведения заседания аттестационной комиссии. На реферат специалистом данной области (ученым, методистом Г(Р)МС, специалистом учреждения дополнительного профессионального образования края) составляется рецензия, которая затем озвучивается в аттестационной комиссии соответствующего уровня. Мнение рецензента учитывается при вынесении решения о соответствии уровня квалификации и профессионализма педагога той или иной категории. Длительность проведения защиты реферата — не более 40 минут.
Подготовка и написание реферата, научно-методической, опытно-экспериментальной разработки
Требования к содержанию и оформлению разработок
В соответствии с квалификационными требованиями работа аттестуемого может быть заявлена на вторую, первую и высшую квалификационные категории в зависимости от глубины проработки темы, широты комплекса решаемых в службе проблем и задач и т.д.
На вторую квалификационную категорию необходимо разработать какую-либо тему курса либо метода ее преподавания. Работа должна содержать:
а) обзор литературы по рассматриваемой теме;
б) описание предлагаемого подхода и системы мероприятий;
в) оценку работы и анализ результатов.
На первую категорию необходимо разработать комплекс проблем, имеющих значимость для большого числа работников. В ней должно быть представлено убедительное доказательство эффективности данного подхода, подкрепленное количественными показателями.
Работа, как правило, включает:
а) обзор и анализ литературы;
б) описание и обоснование целей, задач, методов и этапов решения проблемы;
в) оценку результативности на основе научных методов сбора информации (анкетирование, тестирование и т.д.).
Аттестационная работа на высшую категорию требует новаторского или оптимального подхода к решению проблем, когда автор выдвигает идеи, имеющие особую значимость в сфере образования. Кандидат на высшую категорию в своей работе должен провести:
а) обзор и анализ литературы;
б) описать и обосновать работу с выделением новизны, оптимальности, актуальности и практической значимости темы, включая развернутую концепцию, принципы и экономические аспекты проблемы;
в) оценить и проанализировать результативность работы на основе научных методов сбора и обработки информации по комплексу показателей с количественной оценкой наиболее значимых параметров, если это возможно;
г) дать рекомендации по внедрению работы в практику других учебных заведений.
Руководитель и рецензент реферата, научно-методической или опытно-экспериментальной разработки
Руководителями творческой работы могут быть преподаватели и научные сотрудники вузов, ученые, методисты и специалисты учреждений дополнительного профессионального образования края, а также педагогические и руководящие работники образовательных учреждений, имеющие высшую квалификационную категорию.
Основной задачей руководителя является содействие профессиональному росту аттестуемого, оказание ему помощи в самообразовании, приобщение его к научным методам исследования и диагностики.
Руководитель обязан:
а) обсуждать с аттестуемым тему, концепцию, план работы, оказывать помощь в постановке проблемы исследования и определения формы творческой работы;
б) давать рекомендации по подбору литературы;
в) помогать в определении этапов и последовательности выполнения работы;
г) совместно с аттестуемым определять оценочные параметры исследуемого процесса и анализировать полученные результаты;
д) писать отзыв на работу, заверенный руководителем учреждения.
Отзыв руководителя должен содержать анализ работы и оценку профессиональных качеств аттестуемого, проявленных им в ходе выполнения работы.
Рецензент назначается квалификационной комиссией, как правило, из числа ее членов. Он оценивает новизну, оптимальность, научность, грамотность, качество исполнения и оформления рецензируемой работы, ориентируясь на критерии оценки творческих работ.
Основные критерии оценки реферата, научно-методической или
опытно-экспериментальной разработки
1. Актуальность выбранной тематики, оригинальность работы, новизна идей или способов, путей их разработки. Ценность работы с учетом специфики местных условий, целей и задач образовательного процесса, контингента учащихся (воспитанников) и других факторов.
2. Научность и достоверность методов разработки, аргументированность основных положений с учетом анализа научно-методической литературы и периодики по проблемам исследования как за рубежом, так и у нас.
3. Эффективность внедрения идей или предлагаемых способов на практике, в работе самого испытуемого. Показать параметры и критерии, с помощью которых можно представить полную и объективную картину анализируемых явлений.
4. Перспективность и практическая значимость работы. Возможность использования идей, программ, методик в других учреждениях образования.
5. Стиль, грамотность изложения.
6. Культура оформления (соответствие представленной работы требованиям стандарта).
Последовательность выполнения реферата, научно-методической
или опытно-экспериментальной разработки
1. Подготовка к работе:
а) предварительный выбор темы на основе изучения литературы;
б) определение объекта исследования;
в) определение предмета исследования.
2. Получение консультации у руководителя работы в целях уточнения актуальности работы, диагностических методик и возможности применения на практике выбранных методов и приемов.
3. Планирование работы:
а) определение (если это необходимо) экспериментальных и контрольных групп;
б) уточнение диагностических методик и критериев, по которым будет проходить сравнение;
в) планирование работы с детьми по теме разработки (план-конспект занятий, воспитательных мероприятий и других форм работы);
г) разработка методики анализа и оценки результатов исследования.
4. Проведение работы:
а) проведение констатирующего эксперимента (анализ опыта работы);
б) на основе результатов эксперимента (опыта работы) организация работы с детьми (уроки, занятия, внеклассные мероприятия, индивидуальная работа), направленной на проверку гипотезы и содержания задач опытной работы;
в) уточнение темы (гипотезы) и содержания опытной работы с определением возможных позитивных (и негативных) результатов, определение психолого-педагогических условий ее эффективности и устранение негативных явлений;
г) на основе выводов повторное проведения формирующего эксперимента для обоснования научной гипотезы, проверки выполнения задач исследования и определения психолого-педагогических условий, обеспечивающих их выполнение, для создания опытно-экспериментальной разработки;
д) выводы, рекомендации.
5. Оформление работы:
а) компоновка подготовительных текстов в главы;
б) написание выводов;
в) составление заключения;
г) написание введения;
д) составление списка использованной литературы, иллюстраций, приложений, оглавление и оформление титульного листа.
Защита программы развития образовательного учреждения
Защита программы развития образовательного учреждения – одна из вариативных форм первого направления аттестации руководящих работников образовательных учреждений (ОУ) на высшую квалификационную категорию. К составлению и защите программы развития ОУ предъявляются определенные требования.
Программа развития ОУ составляется сроком не менее чем на пять лет и отражает стратегию развития учреждения. Анализ практики показывает, что существуют три основных типа стратегии:
1) стратегия локальных изменений (параллельное улучшение, рационализация или обновление отдельных сторон деятельности; эти изменения могут осуществляться независимо друг от друга и предполагают достижение частных результатов);
2) стратегия модульных изменений (осуществление нескольких комплексных нововведений (например, введение в начальной школе нового предмета, или разработка системы детского самоуправления в среднем и старшем звене), которые, хотя и не связываются между собой, но координируют внутри модуля действия многих исполнителей);
3) стратегия системных изменений (предполагает изменения в системе, полную реконструкцию ОУ, затрагивающую все компоненты деятельности, все структуры и участки, все связи и звенья, — например, при изменении статуса ОУ, создании профильной школы и др.).
Примерная структура программы развития ОУ.
1. Введение (обоснование необходимости и своевременности преобразований).
2. Информационная справка об ОУ.
3. Проблемный анализ деятельности ОУ за предыдущие годы (примерно за 5-летний период).
4. Концепция нововведений, с описанием целей и задач, предполагаемых результатов.
5. Программы реализации задач.
6. Программа мониторинга эффективности реализации каждой конкретной задачи.
7. Разработка управленческого реализационного плана.
8. Экспертиза программы развития ОУ (отзыв «стороннего лица»: научного, работника, специалиста отдела министерства или управления образованием, специалиста-практика и т.п.).
В качестве вариативной формы первого направления аттестации программа развития ОУ для защиты представляется аттестуемым работником в экспертную комиссию по аттестации при учреждении дополнительного профессионального образования не позднее, чем за 15 дней до проведения заседания аттестационной комиссии.
Защита программы развития может проходить как в очной, так и в заочной форме, что особенно актуально для руководящих работников, проживающих в отдаленных территориях. На программу развития ОУ специалистами данной области (ученым, специалистом учреждения дополнительного профессионального образования края) составляется рецензия, которая затем озвучивается в аттестационной комиссии. Мнение рецензента учитывается при вынесении решения о соответствии уровня квалификации и профессионализма руководителя высшей категории. Длительность проведения защиты программы развития ОУ — не более 40 минут.
Общие правила оформления реферата, научно-методической или опытно-экспериментальной разработки, программы развития ОУ
При оформлении аттестационной работы необходимо соблюдать следующие требования:
— работа может быть написана от руки или отпечатана (машинка, компьютер и т. д.);
— предельный объем работы от 20, но не более 40 страниц стандартного машинописного текста (без учета возможных приложений);
— страницы должны быть пронумерованы;
— страница должна иметь поля справа не менее 1 см, а слева – не менее 3 см (для подшивки и заметок), сверху и снизу – по 2 см;
— в одной строке должно быть 60-65 знаков, пробел между словами считается за один знак;
— абзацный отступ равняется 5 знакам;
— на одной странице сплошного текста должно быть 28-30 строк;
— записи должны быть четкими и аккуратными.
Последовательность страниц в работе
В начале должен быть оформлен титульный лист, затем следует план работы с указанием страниц, соответствующих каждому пункту или разделу плана.
Таблицы, схемы, чертежи, графики, формулы, имеющиеся в тексте, а также приложения нумеруются отдельно. Каждая таблица, схема, график должны иметь название и ссылку на источник данных с указанием единиц масштаба.
В списке использованной литературы все публикации приводятся либо в алфавитном порядке, либо в порядке цитирования. При цитировании указывается не только источник, но и страница, с которой взята цитата. Ниже приводятся примеры описания библиографического аппарата литературы.
Это — общие требования. Для более оптимальной работы с литературой необходимо использовать библиографический поиск и уметь работать с научными текстами.
Общие правила проведения процедуры защиты реферата, научно-методической или опытно-экспериментальной разработки, программы развития ОУ
Данные виды работ аттестуемого сдаются в аттестационную комиссию (далее – АК) не позднее, чем за две недели до срока защиты (заседания АК).
В течение этих дней члены АК знакомятся с работой, выбирают рецензента, который составляет (пишет) рецензию.
Защита может быть как очной, так и заочной. В случае очной защиты аттестуемый присутствует на заседании и члены АК предоставляют автору разработки 10-20 минут для изложения основного содержания и выводов работы. Затем члены комиссии предоставляют слово рецензенту, задают вопросы аттестуемому. В случае очной защиты присутствие рецензента необязательно. Рецензия зачитывается либо самим аттестуемым, либо кем-то из членов АК.
Если же, по мере необходимости, защита работы проводится заочно (то есть аттестуемый не имеет объективной возможности лично присутствовать на заседании АК), тогда интересы аттестуемого представляет рецензент: зачитывает рецензию, отвечает на вопросы и т.д.
После окончания обсуждения проводится открытое голосование и выносится решение о соответствии или несоответствии уровня квалификации и профессионализма заявленной квалификационной категории. Аттестуемому выдается удостоверение о прохождении вариативной формы первого направления аттестации.
Таблица 1
Формы и процедуры аттестации руководящих работников образовательных учреждений
Направление аттестации |
Квалификационные категории |
|
Первая |
Высшая |
|
Первое направление (оценка уровня квалификации и профессионализма ) |
1.Курсы повышения квалификации |
1. Курсы повышения квалификации |
2.Собеседование по вопросам управленческой деятельности |
2. Квалификационный экзамен по вопросам управленческой деятельности |
|
3. Вариативная форма (одна из 2-х): собеседование или защита программы развития ОУ |
||
Или переподготовка по специальности «Менеджер образования» |
||
Второе направление (оценка уровня профессионализма и продуктивности управленческой деятельности) |
1.Материалы, отражающие уровень профессионализма и практические результаты управленческой деятельности аттестуемого руководителя, итоги мониторинга успешности работы с педагогическим коллективом, обучающимися (воспитанниками), родителями |
1. Материалы, отражающие уровень профессионализма и практические результаты управленческой деятельности аттестуемого руководителя, итоги мониторинга успешности работы с педагогическим коллективом, обучающимися (воспитанниками), родителями |
2. Материалы, отражающие уровень медико-социальных и материально-технических условий, созданных в ОУ |
||
3. Документально подтвержденные результаты реализации программ развития ОУ |
||
4. Документально подтвержденные результаты инновационной деятельности ОУ |
Таблица 2
Формы и процедуры аттестации педагогических работников образовательных учреждений
Первое направление аттестации (оценка уровня квалификации и профессионализма ) |
Квалификационные категории |
||
Вторая |
Первая |
Высшая |
|
Обязательная форма |
|||
1.Курсы повышения квалификации |
1. Курсы повышения квалификации |
||
2. Квалификационный экзамен по содержанию преподаваемого предмета, (профильной области знаний, направлению деятельности, специальности (для узких специалистов) |
|||
Вариативная форма |
|||
Одна из 3-х: — творческий отчет — собеседование — курсы повышения квалификации |
Одна из 5-и: — творческий отчет — защита научно-методической разработки — защита опытно-экспериментальной разработки — защита реферата — собеседование |
Одна из 3-х: — творческий отчет — защита научно-методической разработки -защита опытно-экспериментальной разработки |
|
|
или защита авторского учебного издания в краевом экспертном совете (присвоение ему грифа министерства образования края) |
||
|
!!! Окончание «Школы педагога-исследователя» закрывает первое направление аттестации полностью на вторую и первую категории. В случае, если педагог окончил «Школу педагога-исследователя» и претендует на присвоение высшей категории, ему необходимо сдать квалификационный экзамен. |
||
Второе направление (оценка уровня профессионализма и продуктивности педагогической деятельности) |
1. Посещение и анализ учебных занятий и внеурочных мероприятий 2.Материалы, отражающие практические результаты педагогической деятельности аттестуемого |
1.Посещение и анализ учебных занятий и внеурочных мероприятий |
1.Посещение и анализ учебных занятий и внеурочных мероприятий |
2.Материалы, отражающие практические результаты педагогической деятельности аттестуемого |
2.Материалы, отражающие практические результаты педагогической деятельности аттестуемого |
||
3.Анализ учебных программ, календарно-тематических и поурочных планов аттестуемого |
3.Анализ учебных программ, календарно-тематических и поурочных планов аттестуемого |
||
4.Материалы, отражающие участие аттестуемого в работе методических объединений и творческих групп различного уровня |
4.Материалы, отражающие участие аттестуемого в работе методических объединений и творческих групп различного уровня |
||
5.Материалы, отражающие участие аттестуемого в экспериментальной (инновационной) деятельности |