МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП 11

При ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

Факультет государственного и муниципального управления

Кафедра управления персоналом

РЕКОМЕНДОВАНА УТВЕРЖДЕНА
на заседании кафедры управления персоналом Протокол № 4 от 17 февраля 2015 г. Учебно-методическим советом факультета государственного и муниципального управления Уральского института управления — филиала РАНХиГС Протокол № _____ от __________ 2015 года

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Социальная психология

Для направления 81 100.62 Государственное и муниципальное управление

квалификация (степень) бакалавр

Для очной, заочной и очно-заочной формы обучения

Составители:

Доцент, к.психол.н. Усова О.В.

Доцент, к.психол.н. Вавилова А.Г.

Ассистент Кузнецова Ю.М.

Екатеринбург

ВВЕДЕНИЕ

АКТУАЛЬНОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ

Социальная психология как научная и учебная дисциплина преимущественно формируется на стыке двух фундаментальных наук: психологии и социологии. В развитии современной социальной психологии сложилось два основных полюса, к которым тяготеет исследовательская мысль.

Первый полюс связан с социоцентрической установкой и использованием специалистами, прежде всего, категориального аппарата и инструментария социологии для анализа любой социальной общности, включая и изучение личности. Полагается, что системный характер социального целого задает и системность отдельно взятой личности.

Другой полюс носит антропоцентрический характер и свое прямое выражение находит в установке, что только личность выступает исходным пунктом социальных изменений, включая трансформацию системного начала любого уровня социальной общности. Внутренний мир человека и его поведение — не только ключ к анатомии социального целого, но и главный источник его изменения.

Предлагаемая рабочая программа составлена на основе антропоцентрического подхода.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Антропоцентрический характер настоящей рабочей программы находит свое прямое выражение в достижении следующих целей:

· развитие социально-психологической основы профессиональной культуры будущего государственного и муниципального служащего;

· повышение его психологической культуры для успешной реализации профессиональной деятельности и эффективной самореализации в профессиональной сфере;

· самостоятельному нахождению и построению эффективных жизненных стратегий и умению продуктивно преодолевать сложные жизненные ситуации.

Антропоцентрический характер целей учебной программы определяют и особенности решаемых задач:

· овладеть методологией системного анализа межгруппового, внутригруппового и личностного пространства с акцентом на развитие поведенческих технологий;

· уметь социально-психологическими средствами обеспечивать результативность государственной и муниципальной кадровой политики;

· учитывать психологические особенности поведения людей в различных сферах жизни, знать специфику социализации личности и продуктивно решать конфликтные ситуации;

· стремиться на научно-концептуальной основе организовывать управленческий труд и социально-психологическими средствами поддерживать должный уровень его эффективности;

· уметь анализировать сферу делового и обыденного общения, продуктивно ее развивать и эффективно контролировать;

· обеспечивать и поддерживать должный уровень своей социально-психологической компетентности и уровень своих сотрудников.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП

(основной образовательной программы)

Место учебного курса «Социальная психология» в системе подготовки бакалавра в области государственного и муниципального управления.

Являясь логическим продолжением базового курса «Общая психология», учебная дисциплина «Социальная психология» раскрывает перед студентами непростую картину существования людей в мире себе подобных, описывает и объясняет сложные коммуникативные феномены взаимодействия человека и общества, вскрывает социальную природу происхождения личности и развития ее самосознания.

Курс ориентирован как на знакомство студентов с фундаментальными социально-психологическими идеями и концепциями, методами социально-психологического исследования, воздействия, классическими экспериментами, так и на знакомство с методами работы социального психолога. Реализации последней задачи служат практические занятия (практикумы) с использованием активных средств обучения (постановка проблемы, анализ ситуаций, кейс-стади, социально-психологические тренинги, групповые дискуссии).

Приступая к изучению данной дисциплины, студенты должны обладать базовыми знаниями по общей психологии, антропологии и философии, а также:

· владеть знаниями о предмете, методологии и методах общепсихологического исследования;

· разбираться в феноменологии личности и принципах её изучения;

· владеть навыками исследовательской работы с научным текстом, групповой работы, устных докладов и письменных работ.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

а) общекультурных:

способность и готовность к личностному и профессиональному самосовершенствованию, саморазвитию, саморегулированию, самоорганизации, самоконтролю, к расширению своих профессионально-практических познаний, умение использовать методы и средства познания, различные формы и методы обучения и самоконтроля (ОК-11).

б) профессиональных:

1. способность эффективно участвовать в групповой работе на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-11).

2. способность анализировать, проектировать и осуществлять межличностные, групповые и организационные коммуникации (ПК-29).

В результате изучения дисциплины студентдолжен знать:

· ориентироваться в феноменах социальной психологии;

· знать базовые социально-психологические категории и понятия, основные научные школы и направления социальной психологии, а также персоналии и классические эксперименты;

· иметь представление о предмете и объекте социальной психологии, методах социально-психологического исследования, социальной психологии личности, психологии группы и групповой динамики, социально-психологических процессах, закономерностях функционирования малых и больших социальных групп.

Студент должен уметь:

— анализировать процессы и явления, происходящие в обществе в целом и использовать данные знания для личностного и профессионального самосовершенствования, саморазвития, саморегулирования, самоорганизации (ОК-13);

— определять тенденции в развитии отношений в группе на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-11);

— уметь самостоятельно пользоваться социально-психологическим понятийным инструментарием, применять полученные знания для анализа конкретных ситуаций.

Студент должен владеть:

— навыками использования методов и различных средств познания, обучения и самоконтроля (ОК-13);

-навыками организации работы в группе (ПК-11);

— навыками организации межкультурных и групповых коммуникативных процессов (ПК-29).

Предполагается, что студент будет стремиться совершенствовать навыки самостоятельной работы с литературой (критический анализ, структурирование материала), для использования данных при работе в аудиториях и при написании курсовых, дипломных проектов, оформлении научных работ и статей.

Кафедра Управления персоналом Уральского института-филиала РАНХиГС в соответствии со ст. 55 ФЗ «Об образовании», ст. 20 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования РФ в установленном порядке может уточнять перечень изучаемых вопросов, вводить новые актуальные темы, применять авторские методики обучения, рекомендовать дополнительные учебные материалы и научные источники информации.

СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины

Формы обучения Лекции (часы) Практические занятия (часы) Самостоятельная работа (часы) Всего часов
Очная
Заочная
Очно-заочная

Методическими приемами изучения дисциплины «Социальная психология» являются: принцип системности, поэтапности овладения ЗУН, формирование профессионально-значимых качеств (компетенций).

Контроль самостоятельной работы выполняется с использованием: программированных заданий, конспектов первоисточников, стандартизированных методик.

Итоговый контроль знаний проводится в форме сдачи ­­­­­­­­­­­­ письменного экзамена.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Форма обучения и количество часов Наименование разделов и тем Количество часов Всего часов Формируемые компетенции (код)
Л П/3 СМР ОК-13 ПК-11 ПК-29
Тема 1. Предмет, история и методы социальной психологии. 2* + + +
Тема 1.2. Субъективная интерпретация социальной реальности. + + +
Тема 1.3. Личность как предмет социально-психологических исследований. 2 2 + + +
Тема 2.1. Социальная матрица развития личности: этапы и механизмы процесса. + + +
Тема 2.2. Социальные роли: многоаспектность явления. 2 + + +
Тема 2.3. Взаимодействие аттитюдов и поведения: влияние аттитюдов на поведение личности. + + +
Тема 2.4. Девиантное развитие и дезадаптация личности. 2 i + + +
Тема 3.1. Социально-психологические характеристики и структура малой группы. 2* 2 + + +
Тема 3.2. Динамические процессы в малой группе. 2* 2i + + +
Тема 3.3. Руководство и лидерство в группе. 2i + + +
Тема 3.4. Психология семьи. 2* + + +
Тема 4.1. Психология большой социальной группы. 1* 2i + + +
Тема 4.2. Психология массы и массового сознания. 1* + + +
Тема 4.3. Психология этнических общностей. 1* + + +
Тема 4.4. Психология межгрупповых отношений. 1* 2i + + +

Примечание: выделены * - темы для изучения на заочной форме обучения, курсив — темы для изучения на очно-заочной форме обучения.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

ТЕМЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ИХ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Социальная психология в системе научного знания. Объект, предмет, задачи и этапы становления социальной психологии как науки. Первые исторические формы социально-психологического знания: психология народов, психология масс, теория инстинктов социального поведения. Зарождение и развитие социальной психологии в России. Деятельностный подход к исследованию социально-психологических явлений.

Литература по теме лекции:

1. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 2008. С.8−46

2. Андреева Г. М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология XX столетия: Теоретические подходы. М., 2001. С.48−220

3. Журавлев А.Л., Соснин В.А., Красников М.А. Социальная психология. М., 2006. С.3−8; 23−32

4. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. М., 2002. С.397−403

5. Каменская Е.Н. Социальная психология: Конспект лекций. Ростов н/Д., 2007. С. 3−7

6. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. М., 2000. С.32−46

7. Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия: М., 2005. С.87−94; 280−282; 302−305; 481−492

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector