Место дисциплины в структуре ООП ВПО 5

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«КОНФЛИКТЫ В ОРГАНИЗАЦИИ»

Направление подготовки

37.04.01 «Психология и акмеология менеджмента»

Квалификация (степень) выпускника

Магистр

Кафедра психологии управления и акмеологии

Курс _1_ Триместр _3_

Форма обучения Очная

Программа разработана: Шипитько Олеся Юрьевна, преподаватель кафедры психологии управления и акмеологии, к.пс.н.

Рецензент: Богуславская Виктория Федоровна, доцент кафедры общей психологии и психологии развития ЮФУ, к.пс.н.

Ростов-на-Дону — 2014

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании

Учебно-методического совета Кафедры психологии управления

Академии психологии и педагогики и акмеологии

протокол заседания

от 02.09.2014 г.1 от 02.09.2014 г.1

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

кафедры психологии управления и акмеологии

от 12.09.2014 г.2

Цели и задачи освоения дисциплины

Цель изучения дисциплины: получение магистрантами углубленных знаний, умений и навыков в области психологии конфликта в организации и формирование целостного представления о природе конфликта как объективного явления общественной жизни, а также обеспечение будущего профессионального психолога комплексом теоретических знаний и практических навыков по управлению конфликтом в организации.

Задачи профессиональной деятельности, к которым готовит дисциплина:

В практической деятельности:

- оценка, прогнозирование и предупреждение конфликтной ситуации, формирование ориентации на критическую оценку социально-психологической действительности;

-оценка психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп;

— овладение методами психологического посредничества и другими социально-психологическими методами управления конфликтом.

В научно-исследовательской деятельности:

— теоретико-эмпирический анализ ситуаций и отношений в организации;

— участие в проведении психологических исследований;

— участие в разработке специальных программ по предупреждению и урегулированию конфликтов в организации.

15 стр., 7240 слов

Психология управленческого воздействия в деятельности руководителя

... управления); объект (разнообразные социально-психологические явления и феномены: личность, общности, их образ жизни и деятельность, с целью качественного и полного решения задач организации ... Сущность управленческого воздействия руководителя Теоретические основы психологии воздействия. Психология воз­действия - одно из базовых направлений современной психологии уп­равления, что объясняется прямым ...

В организационно-управленческой деятельности:

— проведение профилактических работ с персоналом организации по предупреждению конфликтных ситуаций;

— использование нормативно-правовых и этических знаний при осуществлении профессиональной деятельности.

Место дисциплины в структуре ООП ВПО

2.1 Учебная дисциплина «Конфликты в организации» относится к вариативной части профессионального цикла (М2.В.ОД) подготовки магистра.

2.2 Для ее изучения необходимы следующие знания, умения и готовности, формируемые предшествующими дисциплинами («Общая психология», «Психологическое обеспечение служебной деятельности», «Совместная деятельность в организациях», а также имеется тесная связь с дисциплинами «Управление персоналом» и «Психология конфликта»):

— знать основные понятия и их взаимосвязь, области, темы и задачи исследования психологии конфликта;

— знать основные понятия, описывающие социально-психологические феномены и явления в группе;

— уметь ориентироваться в основных понятиях, описывающих индивидуально-психологические и личностные особенности человека;

— понимать причины возникновения конфликтов в организации;

— иметь представление о разных аспектах связи между конфликтом и развитии личности в целом.

2.3 Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной дисциплиной.

Знания и навыки, сформированные по дисциплине «Конфликты в организации», позволят магистрантам получить задел для параллельного освоения дисциплин «Эффективность малых групп в организации» и «Психологическая служба в организации», а также способствуют проведению научно-исследовательской работы в рамках подготовки магистерской диссертации.

Требования к результатам освоения содержания дисциплины

3.1.Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки:

Общекультурных компетенций (ОК):

Способность к использованию на практике навыков и умений в организации научно-исследовательских и научно-практических работ, в управлении коллективом (ОК-5):

Знать: основные признаки конфликта и конфликтной ситуации, структуру и динамику конфликта, специфику, определяющую качество и особенности конфликтов в организации;

Уметь: осуществлять психологический и административный анализ конфликта в организации, прогнозировать, предупреждать и определять конфликтную ситуацию различных направлений и стадий протекания;

Владеть: навыками контроля и регулирования конфликта в организации, методами и технологиями по оптимизации последствий конфликта в коллективе.

Профессиональных компетенций (ПК):

Способность и готовность к комплексному профессиональному воздействию на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-19):

Знать: методы и способы диагностики конфликта в организации и способы оценки индивидуального и группового уровня конфликтности коллектива;

Уметь: подбирать и применять современные методы урегулирования конфликта в группе;

Владеть: методами организации и проведения социально-психологических процедур по профилактике и разрешению конфликтов в организации.

Способность разрабатывать новые средства воздействия на межличностные и межгрупповые отношения и на отношения субъекта с реальным миром (ПК-21):

Знать: специфику динамики конфликтов в различных социальных сферах;

Уметь: организовывать собственную работу, осуществлять руководство в соответствии с нормами профессиональной деятельности психолога; в

Владеть: методами организации психологического воздействия и взаимодействия с другими сотрудниками организации, с целью управления конфликтной ситуацией.

Содержание и структура дисциплины

Содержание модулей дисциплины

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
1. Понятие организационного конфликта Подходы к определению конфликта. Отличительные признаки конкуренции и конфликта. Функции конфликта: позитивные и негативные. Этапы развития: возникновение ситуации, осознание ее как конфликтной, взаимодействие, разрешение. Виды конфликта: конструктивный и деструктивный, реалистический и нереалистический, ресурсов и информации, отношений, задачи и процесса. Поведение в конфликтынх ситуациях: соперничество, сотрудничество, уступчивость, избегание. Социальная реальность как объективная среда конфликта. Роль субъективного фактора в возникновении конфликтав коллективе. Социально-экономический фактор в возникновении конфликта. Социально-психологический климат в группе. Кризисы, конфликты в жизни группы и особенности стадий групповой динамики. Воздействие на группу со стороны макро- и микросреды. Власть и лидерство. Межличностный конфликт в социально-психологической структуре группы. Микрогрупповой конфликт. Конфликт между подгруппами. Групповой конфликт. Динамика проявления уровней конфликта. Изучение конфликта в отечественной и зарубежной психологии. Уровни исследования конфликтов. Специфика исследования конфликтов в разных науках. Способы исследования конфликта и его причин. Зарубежные модели конфликта.
2. Управление конфликтом в организации Понятие социального партнерства как системы отношений. Способы сочетания интересов работодателей и работников. Принципы социального партнерства. Ответственность сторон социального партнерства. Вовлеченность и сопричастность всех членов группы. Сопричастный менеджмент. Вовлеченность группы и эффективность деятельности. Делегирование полномочий в организации. Полномочия и их виды. Выполнение правил делегирования полномочий. Ответственность и делегирование полномочий. Критическая роль делегирования полномочий. Развитие межличностного взаимодействия в конфликте. Модели развития межличностного конфликта. Факторы определяющие выбор типа взаимодействия в конфликтной ситуации. Объект и субъект конфликта. Стили поведения психолога в конфликтной ситуации. Этический кодекс психолога, работающего в организации. Превентивные меры и технологии преодоления конфликтов в психологической практике.
3. Урегулирование и разрешение конфликтов в организации Диагностика конфликта и установление источников его возникновения. Параметры конфликтного столкновения: участники, объекты разногласий, предмет конфликта, характер и степень остроты противоречий, «сценарий» развития взаимодействия. Понятие институционализации и легитимизации конфликта: процесс и этапы. Структурирование и редукция конфликта в организации. Готовность конфликтующих сторон соблюдать принятые нормы и правила в процессе разрешения конфликта. Возникновение конфликтов, выбор стратегии реагирования. Показатель завершения конфликта. Сравнительный анализ понятий: разрешение, соглашение, управление, урегулирование, завершение. Стратегии разрешения: уход, приспособление, конкуренция, компромисс, сотрудничество. Аргументы в пользу применения каждой стратегии. Схема социально-психологической работы по модели арбитража и по модели посредничества. Руководитель фирмы в роли арбитра: ограничения и психологический риск. Требования к подготовке арбитра и посредника. Основные достоинства процедур по управлению конфликтов. Условия эффективного применения процедур посредничества и арбитража при разрешении конфликтных ситуаций. Виды посредничества. Использование других социально-психологических технологий (Т-группы, «круглые столы», тренинг сензитивности).

Развитие медиации в России. Институты примирительных процедур. Легализация и перспективы развития медиации. Готовность к применению медиации и ментальность граждан Российской Федерации.

Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зач.ед. (108 час.).

Вид работ Трудоемкость, час.
№ семестра Всего
Общая трудоемкость
Аудиторная работа:
Лекции (Л)
Практические занятия (ПЗ)
Лабораторные работы (ЛР) -
Самостоятельная работа:
Проектное задание (ПЗ)
Эссе (Э) -
Тест рубежного контроля (ТРК)
Самостоятельное изучение модулей
Контрольная работа (К)* -
Самоподготовка
Подготовка и сдача экзамена
Вид итогового контроля экзамен

Модули дисциплины, изучаемые в 1 семестре.

№ модуля Наименование модуля Всего Л ПЗ ЛР Внеауд. работа СР
Понятие организационного конфликта -
Управление конфликтом в организации -
Урегулирование и разрешение конфликтов в организации -
Итого: -

Практические занятия

№ занятия № модуля Тема Кол-во часов
Понятие организационного конфликта и подходы к его определению.
Виды конфликта.
Причины возникновения конфликтов в организации.
Модель проявления конфликта в группе.
Исследование конфликтов в отечественной и зарубежной психологии.
Развитие системы социального партнерства.
Вовлеченность и сопричастность.
Делегирование полномочий.
Развитие межличностного взаимодействия.
Конфликтологическая компетентность.
Диагностика конфликта и установление источников и проблем.
Правовое обеспечение в процессе институционализации и легитимизации конфликта.
Методы и средства урегулирования конфликта.
Модели разрешения конфликтов: переговоры, арбитраж.
Медиация в России.

И промежуточной аттестации

6.1. Вопросы для собеседования:

1) Какие основные стадии проходит конфликт в своем развитии?

2) Какова роль конфликта в развитии организации?

3) Что такое эскалация и деэскалация конфликта?

4) В чем заключаются основные причины возникновения конфликта в организации?

5) Каковы основные мотивы конфликтного поведения в группе?

6) В чем суть конфликта между неформальной и формальной системами отношений в группе (организации)?

7) В чем заключаются причины межгрупповых конфликтов?

8) Каковы основные функции групповых конфликтов и их последствия?

9) Какие способы предупреждения конфликтов в организации вы знаете?

10) Какие способы урегулирования и разрешения конфликтов являются наиболее приемлемыми в организационных конфликтах?

6.2. Проектные задания:

1. Составить и обосновать социально-психологическую программу по урегулированию организационного конфликта на примере действующей организации.

2. Подготовить презентацию на тему: «Медиация в России и зарубежом».

6.3. Эссе:

1. Функции конфликтов в развитии и упадке организации.

2. Особенности организационных конфликтов в России.

6.4. Тесты рубежного контроля:

1) Какое первоначальное условие необходимо для начала переговорного процесса?

а) Поиск взаимных компромиссов*;

б) признание наличия конфликта;

в) определение места проведения переговоров.

2) Как называется способ разрешения конфликта, когда третье лицо принимает окончательное решение?

а) Посредничество;

б) сотрудничество;

в) арбитраж*.

3) Сложнее разрешить конфликты, связанные с:

а) ценностями*;

б) интересами;

в) предпочтениями.

4) Когда конфликт можно считать разрешенным?

а) Когда какая либо сторона получила предмет разногласий;

б) взаимодействие между сторонами прекращается;

в) стороны удовлетворены*.

5) Как называется посредник, участвующий в конфликте:

а) Организатор конфликта;

б) субъект конфликта;

в) медиатор конфликта*.

6.5. Перечень вопросов, выносимых на экзамен:

1) Основные направления в разработке теории конфликта.

2) Понятие организационного конфликта.

3) Виды конфликтов в организации.

4) Динамика проявления уровней конфликта.

5) Микрогрупповой и груповой конфликт.

6) Делегирование полномочий как причина конфликта.

7) Роль неформальных лидеров в урегулировании конфликта.

8) Основные способы разрешения конфликта.

9) Институционализация конфликта.

10) Основные функции организационного конфликта.

11) Последствия организационного конфликта.

12) Типы взаимодействия в конфликтных ситуациях по К.Томасу.

13) Модель двойной заинтересованности.

14) Методы и средства урегулирования конфликта.

15) Правовое обеспечение в процессе легитимизации конфликта.

16) Показатели завершения конфликта.

17) Условия эффективного применения процедур медиации и арбитража при разрешении конфликтных ситуаций в организации.

18) Руководитель фирмы в роли арбитра.

19) Стратегии разрешения: уход, приспособление, конкуренция, компромисс, сотрудничество.

20) Способы исследования конфликта и его причин.

21) Ресурсный и ценностный подход к изучению конфликтов в организации.

22)Развитие межличностного взаимодействия в конфликте.

23) Медиация в зарубежной практике.

24) Требования к подготовке арбитра и медиатора.

25) Использование социально-психологических технологий при урегулировании конфликта.

26) Лидерство и уровень конфликтности.

27) Диагностика конфликта.

28) Кризисы, конфликты в жизни группы и особенности стадий групповой динамики.

29) Стили поведения психолога в конфликтной ситуации.

30) Достоинства процедур по управлению конфликтами.

31) Модели развития межличностного конфликта.

32) Роль субъективного фактора в возникновении конфликта.

33) Социально-экономический фактор в возникновении конфликта.

34) Влияние конфликта на социально-психологический климат в группе.

35) Воздействие на группу со стороны макро- и микросреды.

36) Социальная реальность как объективная среда конфликта.

37) Этический кодекс психолога, работающего в организации.

38) Факторы определяющие выбор типа взаимодействия в конфликтной ситуации.

39) Превентивные меры и технологии преодоления конфликтов в психологической практике.

40) Специфика исследования конфликтов в разных науках.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины. 2. Гришина Н.В. Психология конфликта

7.1. Основная литература:

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М., 2000.

2. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2005.

3. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1998.

7.2. Дополнительная литература:

1. Андреева Г. М. Социальная психология групп // Андреева Г. М. Социальная психология: уч. пособие. М.: Аспект Пресс. 2002. С. 139−256.

2. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликты между руководителями и подчиненными // Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: учебник. М.: ЮНИТИ.1999.С. 341−352.

3. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Межгрупповые конфликты // Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: учебник. М.: ЮНИТИ, 1999. С. 373−389.

4. Васильев Н.В. Тренинг преодоления конфликтов. СПб. 2002.

5. Гришина Н.В. Отдельные виды конфликтов // Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб.: Питер. 2000. С. 77−125.

6. Гришина Н. В. Я и другие: общение в трудовом коллективе. Л., 1990.

7. Громова О.Н. Стратегия управления персоналом организаций. М. 1997.

8. Данакин Н.С., Дятченко Л.Я. Технологии сотрудничества и противоборства. Белгород. 1993.

9. Дмитриев А. В., Кудрявцев В. Н., Кудрявцев С. В. Введение в общую теорию конфликта. М. 1993.

10. Дмитриев А.В. Внутренний, межличностный и групповой конфликты // Дмитриев А.В. Социальный конфликт: общее и особенное. М.: Гардарики. 2002.

11. Дорохова А.В. Разрешение конфликтов: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / А.В. Дорохова, Л.И. Игумнова, Т. И. Привалихина. Москва: Academia. 2008.

12. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. Спб. 2004.

13. Курбатов В.И. Конфликтология: учебное пособие для студентов гуманитарных вузов. Ростов-на-Дону: Феникс. 2009.

14. Леонов Н.И. Конфликты и конфликтное поведение. СПб. 2005.

15. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. М.1996.

16. Машков В. Н. Практика психологического обеспечения руковод- ства, управления, менеджмента. СПб.: Речь. 2005.

17. Молл Е.Г. Менеджмент. Организационное поведение: Учеб. пособие. М.1998.

18. Светлов В.А. Конфликт: модели, решения, менеджмент. Спб. 2005.

19. Сидоренков А. В. Малые группы в организации: уч.-метод. пособие. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ. 2010.

20. Сидоренков А. В. Социальная психология малых групп: уч. пособие. Ростов-на-Дону: Феникс. 2012.

21. Сидоренков А.В., Локтева Е.А., Мкртчян А.А. Инструментарий исследования типов межличностных противоречий и конфликтов в малых группах // Психологический журнал. 2014. № 2. С. 103−117.

22. Уткин Э.А.Конфликтология: теория и практика М. 1998.

23. Фанталова Е.Б. Диагностика внутреннего конфликта. М. 1997.

24. Хасан Б.И. Конструктивная психология конфликта. СПб. 2003.

25. Шаленко В. Н. Конфликт в трудовом коллективе. М. 1992.

26. Шепель В. М. Руководитель и подчиненные. Конфликтные си- туации и их решение. М. 1978.

7.3. Список авторских методических разработок:

1. Сидоренков А.В., Дорофеев В.А., Сидоренкова И.И., Ульянова Н.Ю., Шипитько О.Ю., Коваль Е.С. Психология малой группы: ретроспективный научно-вспомогательный указатель отечественных трудов, изданных в СССР и России. 100 лет пути / Сост. А.В. Сидоренков, В.А. Дорофеев, И.И. Сидоренкова, Н.Ю. Ульянова, О.Ю. Шипитько, Е.С. Коваль. М.: Кредо. 2014.

2. Шипитько О.Ю. Особенности совладающего поведения и личностные характеристики менеджеров по продажам с разным уровнем профессиональной самореализации: автореф. дис. … канд. психол. наук. Ростов н/Д. 2013. 21с.

3. Скрипкина Т.П., Шипитько О.Ю. Профессиональная самореализация менеджера с позиции акмеологического подхода /Т.П. Скрипкина, О.Ю. Шипитько // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2012. № 4. С.125−134.

4. Шипитько О.Ю. Психологические особенности совладающего поведения успешно самореализующихся менеджеров по продажам /О.Ю. Шипитько // Российский психологический журнал. 2011. Т. 8. No4. С. 63−69.

5. Шипитько О.Ю. Психологические особенности удовлетворенности трудом менеджеров по продажам /О.Ю. Шипитько/ Психологические аспекты экономического кризиса: сборник научных трудов (по материалам круглого стола, г. Ростов-на-Дону, 15 апреля 2009 г.).

Ростов-на-Дону: ИУБиП, 2010. С.107−109.

7.4. Интернет-ресурсы:

— электронные каталоги Зональной научной библиотеки ЮФУ (//www.library.sfedu.ru/): основной фонд, публикации ученых ЮФУ, авторефераты диссертаций, диссертации, журнальные статьи, иностранная литература, редкие книжные издания, библиотека МИОН;

— полнотекстовые подписные электронные ресурсы ЮФУ: JSTOR, SpringerLink, Elibrary, Аcademic Search Premier, Библиотека Оксфордского Российского фонда и др;

— учебно-методические ресурсы (УМКД «Конфликты в организации», учебно-методические пособия «Малые группы в организации», «Методы оценки и повышения эффективности малых групп в организациях», «Совместная деятельность в организациях», презентационные материалы, размещенные в информационном интегрирующем комплексе (//dbs.sfedu.ru/)и цифровом кампусе (//incampus.ru/)ЮФУ.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector