МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

 

1. Цели и задачи дисциплины………………………..…………………………. 4

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО………..….……………………. 5

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения

дисциплины…………………………………………………………………… 6

4. Структура и содержание дисциплины………………………………………. 8

5. Образовательные технологии………………………………………………. 19

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости,

промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-

методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.…………………. 24

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины…… 33

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины……………………3

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ.

Целями освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»является вооружение студентов теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:

— становления культуры безопасности, отвечающей особенностям современного общества;

— создания комфортного (нормативного) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;

— идентификации негативных воздействий среды обитания естественного, техногенного и антропогенного происхождения;

— прогнозирования развития негативных воздействий на человека и окружающую среду, оценки и управления рисками.

— разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий, а также от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения и принятия мер по ликвидации их последствий;

— формирования практических навыков безопасной жизнедеятельности в повседневной жизни, проведение исследовательской и аналитической работы.

Задачи дисциплины:

— осуществление процесса обучения безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях в соответствии с образовательной программой;

— планирование и проведение учебных занятий по безопасности жизнедеятельности с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом;

— использование современных научно обоснованных приемов, методов и средств обучения основам первой помощи в ЧС, в том числе технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий;

3 стр., 1244 слов

Раздел 1. Система « человек — среда обитания»

Тема 1. Надежность человека и комфортные условия жизнедеятельности Понятия: среда обитания, труд, здоровье, система безопасности труда, опасность, риск, условия труда (организационные, технические, санитарно-гигиенические, правовые) классификация сред обитания (производственная, городская, бытовая, природная). Виды деятельности человека. Энергетические затраты человека при различных видах ...

— применение современных средств оценивания результатов обучения;

— формирование у учащихся духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений на основе индивидуального подхода;

— реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию у обучаемых мотивации к обучению.

— работа в учреждениях разного профиля в качестве психолога;

— разработка и применение развивающих и корректирующих программ с учетом особенностей личности ребенка.

— формирование общей культуры обучаемых;

— организация контроля над результатами обучения и воспитания;

— организация самостоятельной работы и внеурочной деятельности клиентов и обучаемых.

— рациональная организация учебного процесса с целью укрепление и сохранение здоровья.

Изучение данной дисциплины является необходимой основой для последующего прохождения производственной практики.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО.

Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» — обязательная общепрофессиональная дисциплина, в которой соединена тематика безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственной, бытовой, городской, природной) и вопросы защиты от негативных факторов чрезвычайных ситуаций (ЧС).

Она относится к разделу ООП рабочие и учебные программы дисциплин, курсов, модулей базовой части профессионального цикла.

Изучением дисциплины достигается формирование у бакалавров представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях.

В учебной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» рассматриваются:

— современное состояние и негативные факторы среды обитания;

— принципы обеспечения безопасности взаимодействия человека со средой обитания, основы физиологии и рациональные условия деятельности;

— прогнозирование чрезвычайных ситуаций и разработка моделей их последствий; и ликвидация последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;

— правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности; контроль и управление условиями жизнедеятельности.

Программой дисциплины предусмотрено чтение лекций, проведение практических занятий (тренингов).

Особое место в овладении данным учебным материалом отводится самостоятельной работе студентов с рекомендованной литературой, изучением материалов по первоисточникам, с использованием конкретных методов и средств обеспечения безопасности.

Дисциплина базируется на знаниях, полученных при изучении социально-экономических, естественнонаучных и общеобразовательных дисциплин. Ее изучение можно проводить на любом этапе формирования бакалавра.

Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у студентов в результате обучения в средней общеобразовательной школе: ОБЖ, биология, правоведение, физика, химия, география, изучающие проблемы безопасного поведения человека в быту, на производстве, состояния здоровья, здорового образа жизни, закономерности роста и развития человека, и в результате освоения дисциплин ООП подготовки бакалавра.

Распределение часов по темам и видам учебной работы.

Наименование резделов (тем) дисциплины Бюджет учебного времени, часов
Зачётные единицы Всего В том числе аудиторные занятия по формам обучения:
очная заочная
лекции Сем.пр. занят. Самостоят. раб. Лекции Самостоят. раб. Контрол раб.
Тема 1. Предмет, цель и содержание дисциплины «БЖ».        
Тема 2. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности.        
Тема 3. Чрезвычайные ситуации природного, биологического и экологического характера и защита от них. Проблемы выживания в природной среде.        
Тема 4. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита от них. Влияние техногенных факторов среды обитания на здоровье населения        
Тема 5. Чрезвычайные ситуации, связанные с выбросом хим. опасных веществ.        
Тема 6. Аварии с выбросом радиоактивных веществ.        
Тема 7. Пожары и взрывы. Бытовые опасности.        
Тема 8. Понятие «здоровья ребенка». Критерии здоровья. Факторы, влияющие на уровень здоровья детей, подростков в современном обществе        
Тема 9. Специфика формирования представления о здоровом образе жизни у детей, подростков и юношей.        
Тема 10. Вредные привычки, влияние на здоровье подростков и юношей (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и их профилактика.     —          
Тема 11. Социальные и демографические характеристики формирования здорового образа жизни. Факторы, способствующие укреплению здоровья            
Тема 12. Здоровый образ жизни – необходимое условие безопасности жизнедеятельности. Основные принципы здорового образа жизни.        
Тема 13. Методика формирования психологической устойчивости и поведения в опасных ситуациях        
Тема 14. Российская система предупреждения и действия в чрезвычайных ситуациях (РСЧС).

Мероприятия по защите населения

       
Тема 15. Современные средства поражения людей и их поражающие факторы. Первая помощь.        
Тема 16. ЧС социального характера.        
Тема 17. Терроризм как реальная угроза безопасности в современном обществе.        
Тема 18. Личностные факторы, определяющие безопасность жизнедеятельности. Управление безопасностью жизнедеятельности.              
Итого за семестр      

Формами текущего контроля и промежуточной аттестации являются сдача экзамена в конце первого семестра и тест-контроль в середине семестра.

Содержание дисциплины.

Тема 1. Предмет, цель и содержание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

Безопасность жизнедеятельности – наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека со средой обитания, для сохранения работоспособности и здоровья человека, выбором параметров состояния среды обитания и применением мер защиты от негативных факторов естественного и антропогенного происхождения. Цель дисциплины «БЖД»- вооружить будущих специалистов теоретическими знаниями и практическими навыками изучаемой дисциплины по вопросам взаимодействия человека с окружающей средой обитания; основ физиологии и рациональные условия труда; анатомо-физиологических последствий воздействия на человека негативных факторов и принципы их нормирования; идентификации негативных факторов; средств и методов повышения безопасности и экологичности процессов; основ проектирования и применения экобиозащитной техники; методов обеспечения устойчивого функционирования объектов народного хозяйства в ЧС; прогнозирования ЧС и мероприятий по защите населения и персонала объектов народного хозяйства при ликвидации последствий аварий и стихийных явлений; правовых, нормативно –технических и организационных основ БЖД; Взаимодействие человека со средой обитания. Роль современного специалиста в обеспечении безопасности жизнедеятельности. Перспективы развития безопасности жизнедеятельности.

Тема 7. Пожары и взрывы. Бытовые опасности.

Практически, аварии на всех потенциально опасных объектах сопровождаются (или инициируются) пожарами и взрывами. Пожаро — и взрывоопасные объекты. Общие сведения о процессах горения, детонации и взрыва. Классификация пожаров. Принципы прекращения горения и их реализация при тушении пожаров. Огнетушащие вещества. Способы тушения пожаров. Взрывчатые вещества, их классификация и характеристики. Взрывоопасные среды – топливовоздушные и пылевоздушные смеси, их характеристики. Взрывы различной природы и их основные характеристики. Воздушная ударная волна, её параметры. Профилактика возникновения взрывов и пожаров. Виды пожаров. Действия при пожаре.

Источники и уровни негативных факторов бытовой среды. Взаимосвязь состояния бытовой среды с комплексом негативных факторов производственной и городской среды. Город как источник опасности. Особенности города как среды обитания человека. Наличие зон повышенной опасности, государственные и муниципальные системы обеспечения безопасности, их задачи и возможности. Чрезвычайные ситуации аварийного характера в жилище. Пожар в жилище, средства пожаротушения и правила пользования ими. Затопление жилища. Правила поведения при затоплении и меры, необходимые для устранения причин затопления. Разрушение жилища. Средства бытовой химии. Чрезвычайные ситуации на транспорте. Характеристика видов транспорта. Опасности, подстерегающие пассажира при посадке и высадке из транспорта, в процессе передвижения и в аварийных ситуациях. Основные правила безопасности поведения при пользовании транспортными средствами. Правила пожарной безопасности и поведение при пожаре. Правила обеспечения безопасности дорожного движения и безопасного поведения на транспорте. Производственная техника безопасности и правила её соблюдения.

Тема 8. Понятие «здоровья ребенка». Критерии здоровья. Факторы, влияющие на уровень здоровья детей, подростков в современном обществе.

Состояние здоровья детей. Распространённость и структура заболеваний, их динамика, анализ факторов, влияющих на состояние здоровья детей (факторы риска основных заболеваний детей и меры их профилактики).

Определение «здоровья» Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ).

Показатели индивидуального здоровья. Факторы формирования здоровья – рациональное питание, отдых и труд, природа (солнце, воздух и вода) и климат. Показатели (стандарты) здоровья и возраст. Понятие о резервах здоровья. Возрастные особенности подростка. Девушки и юноши в период полового созревания: физиологическая и психологическая перестройка организма. Режим труда и отдыха подростка, личная гигиена детей. Роль учителя в сохранении и укреплении здоровья и предупреждение заболеваний у школьников. Анализ основных факторов влияющих на здоровье. Факторы риска. Комплекс факторов, влияющих на здоровье детей: зависимость здоровья от состояния биосферы и окружающей среды, уровня развития науки и техники, здравоохранения, сферы обслуживания и условий жизни. Психологические и физиологические особенности детского организма. Проблема взаимоотношений в школе и семье. Психологическая уравновешенность ребёнка, её значение для профилактики заболеваний. Влияние внешней среды на состояние здоровья детей и интенсивность учебного процесса. Воздушная среда, тепловой режим, освещённость соответствие мебели физиологическим данным детей. Потребность в движении как физиологическая норма поведения. Режим питания. Удельный вес каждого фактора в формировании здоровья ребёнка. Характер окружающей среды (экология) и здоровье. Роль наследственности. Роль растительного и животного мира в формировании здоровья. Состояние питания и здоровье.

Тема 17. Терроризм как реальная угроза безопасности современному обществу.

История терроризма. Международный терроризм. Биологический и химический терроризм. Угроза ядерного терроризма. Террористические акты в жилых домах воздушные пираты. Действия населения в экстремальных ситуациях. Группы террористических угроз по природе используемых средств и способа причинения ущерба: ядерный, радиационный, химический, биологический, взрывной, информационный и уголовно-насильственный. Поражающие факторы: физические (поток ионизирующих излучений, ударная волна, осколочное поле, огненный шар, тепловой поток и др.; химические (поражающие концентрации отравляющих веществ в воздухе, воде, пище); биологических (концентрация опасных биологических средств в различных средах и предметах, их стойкость, плотность, способы распространения и передачи и т.д.).

Наиболее распространёнными на сегодня по числу жертв, а также по масштабам экономических и социальных ущербов являются угрозы взрывного и уголовно-насильственного (захват заложников) терроризма (95%).Причины терроризма. Виды террористических актов и способы их осуществления. Правила поведения для заложников. Организация антитеррористических и иных мероприятий по обеспечению безопасности в образовательном учреждении. Действие педагогического персонала и учащихся по снижению риска и смягчению последствий террористического акта.

Тема 18. Управление безопасностью жизнедеятельности. Личностные факторы, определяющие безопасность жизнедеятельности.

Охрана окружающей среды в законах и подзаконных актах. Международное сотрудничество по охране окружающей среды. Законы и подзаконные акты по безопасности труда. Роль Роспотребнадзора в контроле за условиями труда. Регистрация, учёт и расследование несчастных случаев. ЧС система ГО в законах и подзаконных актах. Государственное управление в ЧС. Аварийно-спасательные и поисково – спасательные формирования постоянной готовности. Координация планов и мероприятий ГО с народно-хозяйственными планами. Закон Российской Федерации «О защите населения и территории от ЧС природного и техногенного характера». Целевые и комплексные проверки готовности к действиям в ЧС.Законодательные и правовые акты в области безопасности и охраны окружающей среды.Правовые, нормативные и организационные основы обеспечения БЖД.

Психологическая подготовка к экстремальным ситуациям. Стихийные бедствия, аварии и катастрофы и их трагические последствия требуют от взрослых и детей самообладания, психологической стойкости, выдержки и решительности. В критических ситуациях решающая роль принадлежит моральной закалке и психологической готовности взрослых и детей, самообладания, психологической стойкости, выдержки и решительности. Чтобы ослабить негативное воздействие на людей трагических событий, нужна целенаправленная психологическая подготовка: — обучение поведению в условиях чрезвычайных ситуаций;- физическая подготовка (занятия спортом) повышает устойчивость к психическим травмам;- воспитание чувства долга и ответственности, коллективизма и взаимовыручки;- выработка умения предвидеть возможность возникновения чрезвычайных ситуаций и избегать попадания в них;- использование аутотренинга и самовнушения, мысленно представить случившееся и решить три задачи:- подавить чувство страха,- составить план и последовательность действий,- начать действовать точно, быстро и решительно. Поведение детей в экстремальных ситуациях. Правильному поведению в экстремальных ситуациях детей можно научить с помощью беседы, игры, театральных сценок. Личность типа жертвы. Личность безопасного типа поведения. Рискованный образ жизни. Семинар-конференция (с просмотром видеоряда).

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.

 

Изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» основано на использовании как традиционных (лекции, семинары), так и интерактивных (проекты, деловые и ролевые игры, кейс-метод) образовательных технологий обучения, в сочетании с внеаудиторной работой, с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

Лекции познакомят студентов с основными теоретическими аспектами чрезвычайных ситуаций, способами и средствам защиты от чрезвычайных ситуаций различного происхождения, принципами и взглядами, лежащими в основе государственной политики по обеспечению безопасности жизнедеятельности. Основа теоретической подготовки по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» закладывается в систематизированном лекционном курсе, который призван раскрыть наиболее сложные, узловые теоретические вопросы учебной программы, состояние и перспективы развития соответствующей области науки, стимулировать активную познавательную деятельность студентов и способствовать формированию их творческого мышления. Цикл лекций в течение семестра представляет собой целостное, логическое оформленное содержание определенного раздела знаний социальных опасностей и защите от них. Ведущим методом в лекции выступает устное изложение учебного материала. Изложение может сопровождаться демонстрацией видео — и кинофильмов, схем, плакатов, показом моделей и использованием других методических средств.

Лекции по первым двум темам носят вводный характер (№1 — 2).

Лекции-информации и обзорные лекции, но с большим количеством визуализации и применением средств ТСО или аудиовидеотехники по темам №№ 3-10. Лекции №11-17характеризуются более как обзорные, но тоже имеются визуальные формы как-то: таблицы, рисунки слайды схемы и т.п. Лекции №18-25обзорного характера.

Основными требованиями к лекции являются: научность, доступность, единство формы и содержания, эмоциональность изложения, органическая связь с другими видами учебных занятий и с практикой повседневной жизни, убедительность.

С учетом этих требований каждая лекция:

— имеет четкую структуру и логику раскрытия последовательно излагаемых вопросов (понятийная линия лекции);

— имеет необходимую идейно-теоретическую направленность, твердый теоретический и методический стержень, важную проблему;

— имеет законченный характер освещения определенной темы (проблемы), тесную связь с предыдущим материалом;

— является доказательной и аргументированной, содержать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, обоснований, иметь четко выраженную связь с практикой;

— является проблемной, раскрывать противоречия и указывать пути их решения, ставить перед студентами вопросы дня размышления;

— обладает внутренней убежденностью, силой логической аргументации и вызывать у студентов необходимый интерес познания, давать направление для их самостоятельной работы;

— быть на современном уровне науки и техники и содержать прогноз развития на ближайшие годы;

— отражает методическую обработку материала (выделение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках);

— является наглядной, сочетаться по возможности с демонстрацией аудиовизуальных материалов, макетов, моделей и образцов;

— излагается четким и ясным языком, содержать разъяснение всех вновь вводимых терминов и понятий; быть доступной для восприятия данной аудиторией.

Научно-методологический уровень лекционного курса характеризуется и достигается:

— использованием методологических основ, теоретических основ безопасности жизнедеятельности, философии педагогики и психологии,

— положений фундаментальных естественных, социогуманитарных и др. наук,

— глубиной анализа и научного обобщения,

— полнотой рассмотрения и использования теории и результатов достижений в современной науке при изучении и анализе современных социальных и политических процессов,

— постановкой и раскрытием профессиональных проблем,

— раскрытием современных научных взглядов, понятий, идей на перспективы исследования законов и закономерностей развития человеческого общества.

Воспитательное воздействие лекционного курса характеризуется и осуществляется:

— решением задач нравственного, правового, эстетического и других аспектов воспитания,

— формированием высоких моральных качеств и гордости за свою профессию,

— расширением общего кругозора и формированием профессиональных качеств (быстроты и гибкости ума, глубины, широты и логичности мышления, активности, критичности, самостоятельности и смелости в принятии решений, творческого подхода к делу).

Учебная лекция имеет четкую и строгую структуру:

Вступление (введение) определяет тему, план и цель лекции. Оно призвано заинтересовать и настроить аудиторию, в нём излагается предмет лекции и её актуальность, основная идея (проблема, центральный вопрос), связь данной лекции с предыдущими и последующими занятиями, ее основные вопросы. Введение должно быть кратким и целенаправленным.

Изложение — основная часть лекции, в которой реализуется научное содержание темы, все главные узловые вопросы, приводится вся система доказательств с использованием наиболее целесообразных методических приемов. Вбирая в себя весь фактический материал, его анализ и оценки, основная часть лекции воплощает ее идеи и раскрывает теоретические положения. В ходе изложения используются все формы и способы суждения, аргументации и доказательств. Каждое теоретическое положение должно быть обосновано и доказано, приводимые формулировки и определения должны быть четкими, насыщены глубоким содержанием. Все доказательства и разъяснения направляются на достижение поставленной цели, на раскрытие основной идеи, содержания и научных выводов. Именно в ходе изложения основной части лекции, в рассмотрении вопросов плана лекции сказывается стиль лектора, т. е. умение говорить содержательно и убедительно, интересно и целеустремленно. Каждый учебный вопрос заканчивается краткими выводами, логически подводящими студентов к следующему вопросу лекции. Число вопросов в лекции, как правило, колеблется от двух до четырёх.

Иногда отдельные вопросы делятся на подвопросы, облегчающие изложение и усвоение материала. Важно избегать абстрактного схематизма в разбивке лекции. Длительность ее частей должна быть соразмерна с научным значением излагаемых проблем.

Заключение имеет целью обобщить в кратких формулировках основные идеи лекции, логически завершая ее как целостное творение. В заключение могут даваться рекомендации о порядке дальнейшего изучения основных вопросов лекции самостоятельно по указанной литературе.

Содержание разрабатываемых лекций соответствует учебной программе, тематическому плану и опирается на материал лучших «фондовых» лекций. При этом за преподавателем сохраняется право выбора наиболее рациональных, эффективных методов и методических приемов, способов изложения и познания обучающимися учебного материала, которые кратчайшим путем должны привести к достижению поставленных учебных и воспитательных целей. Решение на оптимальное сочетание методов, методических приемов, современных и перспективных технологий обучения требует со стороны лектора творческого подхода.

В зависимости от выбранного метода обучения, лекции могут читаться традиционным методом, с элементами проблемного обучения, проблемным методом, с применением опорных конспектов, методом модульного дозированного обучения и контроля и другими методами эффективных технологий обучения. При выборе метода обучения необходимо учитывать степень сложности учебного материала лекции, уровень подготовленности обучаемых по вопросам, выносимым на лекцию, необходимую глубину проработки данных вопросов, обеспеченность выбираемого метода необходимыми учебно-методическими разработками.

Распределение времени по основным вопросам лекции производится в зависимости от объема и сложности излагаемого материала, уровня подготовки аудитории, используемых средств наглядности и технических средств обучения. Проведение уже первого, пробного чтения лекции позволяет уточнить как ее содержание, так и расчет времени на отдельные вопросы. Так как на лекцию рекомендуется выносить не более 3-х вопросов, то продолжительность изложения каждого из них составит в среднем 20-30 минут. Впрочем, это (в «среднем») не исключает и большего времени, отводимого на вопрос лекции. Не рекомендуется постановка вопросов продолжительностью менее 15 минут. Вопросы продолжительностью более 40 минут рекомендуется разбивать на подвопросы.

Перечень учебной литературы максимально и в наибольшей мере соответствует целевой установке лекции. Следует, однако, отличать общий перечень литературы по теме лекции от литературы, выдаваемой студентам как задание на самостоятельные занятия в соответствии с тематическим планом. Количество дидактического материала, его виды (слайд, демонстрационная схема и т. д.) выбираются из условия оптимальности усвоения учебного материала.

Важным моментом лекции является достижение учебных и воспитательных целей. Учебные цели должны соответствовать требуемым уровням подготовленности студентов, а лекционные вопросы построены таким образом, чтобы оптимальным образом достичь этих уровней. Воспитательные цели определяются местом и значимостью дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в общей системе подготовки специалиста. Это может быть развитие творческой инициативы и самостоятельности, стремления в совершенстве овладеть новой предметной областью, развитие желания стать высококвалифицированным специалистом и полноправным гражданином общества.

Усилия лектора должны быть направлены на формирование у студентов синтезированных, обобщающих научных знаний по специальности, широкого профессионального кругозора, общей мировоззренческой и методологической культуры.

При изложении учебного материала необходимо постоянно опираться на структурно-логическую схему учебной дисциплины, делая ссылки на ранее изученный материал. Хорошие результаты в усвоении учебного материала дает также практическая аргументация тех или иных положений лекции из личного практического опыта преподавателя или данных, полученных в ходе анализа результатов деятельности специалистов-выпускников, особенно своего вуза, своего факультета, выдающихся, всем известных специалистов.

При подготовке к семинарским занятиям необходимо изучить основную и дополнительную литературу, указанную преподавателем на лекции, доработать конспект лекций, продумать структуру ответов на предложенные вопросы, подобрать соответствующие факты и примеры, иллюстрирующие ответ на тот или иной вопрос, при возможности сформулировать свое отношение к обсуждаемой проблеме. Примерная структура обсуждения вопросов семинара может быть следующей: дать определение рассматриваемого понятия, явления, раскрыть его основное содержание, привести необходимые примеры и факты, высказать свое мнение, сделать вывод.

Ввиду ограниченного времени некоторые разделы курса, требующие подробного изучения, могут быть даны студентам для самостоятельного изучения или заслушаны на семинарских занятиях в виде рефератов, докладов, сообщений, подготовленных студентами.

На проблемное обучение ориентированы проблемные семинары, кейс- метод, деловые и ролевые игры. В качестве исследовательских технологий предлагаются разного рода работы на практических занятиях, подготовка и защита проектных работ по нескольким разделам курса. Разработка проектов осуществляется как по группам, так и в индивидуальном порядке, в зависимости от формата рассматриваемой проблемы.

Программа самостоятельной работы пересекается с информационно-коммуникативными технологиями. Предполагается работа с интернет — ресурсами, подготовка проектов, рефератов, просмотр учебных фильмов, изучение дополнительной литературы.

 

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

 

Работа над курсом «Безопасность жизнедеятельности» ведется в течение одного семестра и завершается сдачей экзамена в конце первого семестра.

В качестве форм текущей аттестации студентов используются: защита проектных работ (расчетные работы), тестирование, контрольные работы, участие в семинарах.

Экзамен по БЖД проходит в устной форме. Время, отведённое на ответ, ограничено. Исходя из этого, студент должен хорошо ориентироваться в материале, уметь чётко и конкретно ответить на заданный вопрос. При подготовке к экзамену следует обратить внимание на то, что практически в каждой теме есть три составляющие: термины и понятия, характеристика стихийного бедствия, опасного явления или другого процесса, безопасность жизнедеятельности.

Литература, указанная в пособии по каждой теме, не является обязательной к прочтению, для экзамена достаточно хорошего знания материала лекций. Однако студентам рекомендуется прочесть хотя бы один источник по теме. В случае самостоятельного изучения какой-либо темы, рекомендуется прочтение такого количества источников, указанных в списке литературы, которое максимально способствует пониманию всех пунктов темы, означенных в пособии.

Итоговая оценка на экзамене складывается из нескольких составляющих:

  Оценка за участие в семинарах   Оценка участие в индивидуальных проектных работах   Оценка за участие в групповых проектных работах   Оценка за тесты и контрольные работы   Оценка за итоговое собеседование по курсу
50% 50 %
1/4 1/2 1/2 1/4 1/4

Тест — вопросы по курсу «безопасность жизнедеятельности»:

1. Безопасность жизнедеятельности – это область знаний, в которой изучаются:

а) опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявления и способы защиты от них;

б) причины здоровья человека, методы и средства его развития.

2. Основные задачи дисциплины БЖД:

а) идентификация (распознавание и количественная оценка) негативных воздействий среды обитания;

б) защита от опасностей или предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека;

в) ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов и создание нормального, то есть комфортного состояния среды обитания;

г) все перечисленное выше.

3. Безопасность жизнедеятельности защищает человека от негативного влияния:

а) атмосферы;

б) биосферы;

в) техносферы.

4. Опасность – это:

а) явления, процессы, объекты, свойства предметов, способные в определенных условиях причинить ущерб здоровью человека;

б) заболевание, травма, следствием которого может стать летальный исход, инвалидность и т.п.;

в) процесс распознавания образа опасности, установление возможных причин, пространственных и временных координат, вероятности проявления, величины и последствий опасности.

5. К пассивным факторам воздействия относят:

а) механические воздействия;

б) психофизиологические воздействия;

в) воздействие скользких, неровных поверхностей;

г)термические воздействия.

6. К активным опасным и вредным факторам относят:

а) неровные поверхности;

б) химические ожоги;

в) предметы острой формы.

7. Риск – это отношение:

а) числа летальных исходов к общему числу работающих;

б) числа летальных исходов к числу травм;

в) числа травм к общему числу работающих.

г) измеряемая или рассчитываемая вероятность неблагоприятного исхода, что подразумевает наличие статистических данных.

8. Приемлемый риск составляет:

а) 2• 10 –10;

б) 1• 10 -20;

в) 1• 10 -6;

г) 1• 1010.

9. К вредным факторам воздействия относят:

а) факторы, приводящие к травме или другому внезапному ухудшению здоровья;

б) факторы, приводящие к постепенному ухудшению состояния здоровья человека;

в) факторы, проявляющиеся в условиях чрезвычайных ситуаций;

г) факторы, приводящие к отказу технической системы, вызванному неправильными действиями оператора.

10. К опасным факторам воздействия относят:

а) факторы, приводящие к постепенному ухудшению состояния здоровья человека;

б) факторы, проявляющиеся в условиях чрезвычайных ситуаций;

в) факторы, приводящие к отказу технической системы, вызванному неправильными действиями оператора;

г) факторы, приводящие к травме или другому внезапному ухудшению здоровья.

11.На сколько категорий подразделяются помещения по взрывопожарной опасности, назовите их:

а) 3 (А, Б, В);

б) 8 (А, Б, В1-В4, В, Г, Д);

в) 5 (А, Б, В, Г, Д);

г) 7 (А, Б, В1, В2, Г, Д, Е);

12.Что не рекомендуют делать специалисты человеку, если видимость в зоне задымления становится меньше 10 метров?

а) не следует производить не какой работы;

б) если есть необходимость, то зайти в зону задымления;

в) не следует входить в эту зону;

г) не следует находиться рядом с этой зоной.

13.Каким образом необходимо эффективно использовать огнетушащие вещества?

а) проверить срок их годности;

б) следует вначале огнетушащие вещества подавать в места наиболее интенсивного горения;

в) следует огнетушащие средства подавать на пламя;

г) следует огнетушащие средства подавать не на пламя, а непосредственно на горящую поверхность.

14.Какой должна быть помощь пострадавшему при отравлении угарным газом?

а) следует прекратить действие газа и вынести пострадавшего на свежий воздух, спрыснуть лицо холодной водой;

б) следует согреть пострадавшего;

в) следует немедленно напоить пострадавшего;

г) следует сделать пострадавшему искусственную вентиляцию легких и прямой массаж сердца.

15.Химическое оружие – это оружие массового поражения, действие которого основано на:

а) токсических свойствах, некоторых химических веществ;

б) изменение состава воздушной среды в зоне заражения;

в) применение биологических средств.

16. По токсическому действию на организм аммиак относят к следующей группе ОХВ:

а) удушающие;

б) общеядовитые;

в) нейротропные;

г) удушающе-нейротропные;

д) нарушающим обмен веществ.

17. Выходить из зоны химического заражения следует:

а) перпендикулярно направлению ветра;

б) по направлению ветра;

в) навстречу потоку ветра.

18.От каких факторов оружия массового поражения защищает убежище?

а) от всех поражающих факторов ядерного взрыва;

б) от всех поражающих факторов ядерного взрыва, от химического и бактериологического оружия;

в) от химического и бактериологического оружия, а также радиоактивного заражения;

г) от ударной волны ядерного взрыва и обычных средств поражения.

19.Наиболее сильной проникающей способностью обладает:

а) альфа-излучение;

б) бета-излучение;

в) гамма-излучение.

20.От каких поражающих факторов защищает противорадиационное укрытие?

а) от ударной волны, радиоактивного заражения и химического оружия;

б) от химического и бактериологического оружия;

в) от радиоактивного заражения.

21.Артиллерия впервые была выделена в самостоятельный род войск в результате военной реформы:

а) Ивана Грозного;

б) Петра 1;

в) Д.А. Милютина;

г) В.А. Сухомлинова.

22.Репелленты, это:

а) средства от комаров;

б) природные или синтетические химические соединения, обладающие отпугивающим действием на членистоногих;

в) средства от блохастых мартовских котов;

г) химические вещества, предназначенные для уничтожения любых вредителей, включая переносчиков болезней человека и животных.

23.Средство (препарат), обеспечивающее гибель клещей, это

а) фунгицидное средство

б) инсектицид

в) репеллент

г) акарицид.

14. Сильный верховой пожар может иметь скорость распространения …

а) 3 м/мин;

б) 3 — 100 м/мин;

в) более 100 м/мин.

24. Согласно ст. 205 УК РФ лицо, совершившее акт терроризма, а также за угрозу совершить террористический акт, наказывается лишением свободы на срок … лет

а) 5-20лет;

б) 5-10 лет;

в) 7-12 лет;

г) 3-7 лет.

25. Совершение действий создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях…

а) преступная акция;

б) экстремизм;

в) терроризм;

г) бандитизм.

Примерные контрольные вопросы:

1. Анализ города как источника опасности.

2. Аварии на объекте народного хозяйства, характеристика очагов поражения и возможные последствия.

3. Природа возникновения землетрясений. Основные параметры землетрясений. Правила безопасного поведения при землетрясении.

4. Пожар. Причины возникновения, правила безопасного поведения. Средства пожаротушения.

5. Опасности, связанные с применением бытовой химии, первая помощь при ожогах и отравлениях.

6. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. Основные понятия и определения.

7. Виды опасностей по источникам возникновения и характеру воздействия на человека.

8. Пожарная опасность в лесу. Причины возникновения лесных пожаров. Правила безопасного поведения.

10. Автономное существование человека в природных условиях. Правила поведения при вынужденной автономии.

11. ЧС на транспорте. Правила безопасного поведения.

12. ЧС криминогенного характера.

13. Терроризм. Действия при обнаружении подозрительных предметов.

14. Характеристика и последствия оползней, селей, обвалов. Правила безопасного поведения.

15. Радиационно-опасные объекты. Характеристика очагов поражения. Правила поведения

16. Основные причины и классификация наводнений. Последствия. Правила поведения.

17. ЧС аварийного характера в жилище.

18. Химически опасные объекты.

19. Негативные факторы бытовой, городской и производственной среды.

20. Виды психического воздействия на человека и защита от них

21. Социальные опасности, связанные с употреблением и распространением психоактивных веществ.

22. Правила выхода из очага радиационного заражения.

23. Здоровый образ жизни и его составляющие.

24. История террористических атак с использованием бомб

25. Понятие риска и угрозы.

Требования к написанию рефератов, перечень тем.

Примерные темы рефератов:

1.Взаимодействие человека и среды обитания.

2. Город как источник опасности. Наличие зон повышенной опасности (транспорт, места массового скопления людей).

3. Опасность ядерных катастроф.

4. Окружающая среда и здоровье населения.

5. Промышленное развитие и экологический риск.

6. Переработка радиоактивных отходов в России и за рубежом.

7. Микроэлементы и тяжелые металлы: влияние на здоровье человека.

8. Роль отраслей экономики в загрязнении среды обитания.

9. Естественная радиация солнца и ее влияние на здоровье человека.

10. Ухудшение среды жизни в городах и сельской местности, напряженный темп городской жизни, возникновение психологической усталости.

11.Экологические факторы среды, представляющие опасность для жизнедеятельности человека и защита от них.

12. Химические загрязнители внешней среды и их воздействие на организм человека.

13.Химические бытовые загрязнители и их воздействие на организм человека.

14. Акустические колебания. Действие шума, инфра- и ультразвука на человека Защита от их воздействия на организм человека.

15. Психологические состояния, увеличивающие риск опасности: напряжение (интеллектуальное, сенсорное физическое, эмоциональное, мотивационное и т.д.); утомление; дистресс; тревога, фобии; испуг; страх; паника.

16. Методы повышения психологической безопасности.

17. Информационная безопасность. Меры и средства защиты человека от негативного воздействия информации; роль мировоззрения и нравственной устойчивости личности.

18. Медико-биологические и социально-экономические последствия стихийных бедствий и их влияние на условия жизнедеятельности человека.

19. Опасные и вредные вещества микробиологических производств. Источники инфекций. Инфекционные болезни.

20. Национальная безопасность РФ, проблемы и пути решения.

21. Проблемы международной безопасности РФ.

22. Продовольственная безопасность РФ, пути решения.

23.Формирование навыков поведения по снижению риска чрезвычайных ситуаций социального характера.

24.Исследование режима защиты рабочих и служащих предприятия (объекта) в условиях радиационного заражения.

25.Пути формирования здорового образа жизни у детей, подростков, юношей.

Методические указания.

Реферат означает краткое письменное изложение или доклад содержания публикации или нескольких публикаций. Это одна из наиболее распространенных работ студента. Сущность реферата заключается в выделении наиболее существенных сведений реферируемого материала и представлении их в лаконичной форме. Различают монореферат, предназначенный для передачи содержания одной книги, статьи, и обзорный реферат, суммирующий данные нескольких источников по одной теме. Основная цель реферата — дать четкое представление о характере и ценности работы, степени необходимости обращения к ней.

Структура реферата обычно включает в себя:

1. Титульный лист.

2. Оглавление, т. е. план реферата — перечень проблем, которые в реферате раскрываются. Пункты плана нумеруются, и указывается номер страницы, на котором они расположены.

3. Введение, в котором обосновывается актуальность темы, формулируется цель работы, дается краткий обзор литературы.

4. Основную часть, где излагаются точки зрения на решение проблемы авторов, чьи работы были использованы, и собственная позиция студента по реферируемой теме.

5. Заключение — здесь формулируются общие выводы.

6. Библиография.

Действия по написанию реферата:

1. Необходимо выбрать и сформулировать тему реферата Тема должна быть конкретной и достаточно узкой.

2. Составляется план реферата, который может изменяться в процессе работы.

3. Необходимо ознакомиться со всей опубликованной по данной проблеме литературой и составить библиографию.

4. При изучении литературы следует делать выписки, аннотации на прочитанное, конспекты.

5. Одновременно с изучением литературных источников необходимо вести группировку исследуемого материала, сопоставляя, сравнивая сделанные выводы, полученные данные.

6. Литературное оформление полученных результатов предполагает знание и соблюдение некоторых требований:

­ излагать материал нужно ясно и чётко;

­ соблюдать систематичность и последовательность в изложении;

­ текст рукописи должен делиться на абзацы. Критерием такого деления является смысл написанного — каждый абзац включает самостоятельную мысль;

­ цитируемые в рукописи места должны иметь точные указания, ссылки на источник.

При оформлении реферата следует соблюдать следующие правила:

1. Оформляется титульный лист реферата с указанием наименования учебного заведения, в котором вы учитесь, кафедры, которая выдаёт задание, название работы, фамилии автора и научного руководителя, указывается город и год.

2. Текст печатается через 1,5 интервала на одной стороне листа формата А4 (шрифт Times New Roman, 14 пт.).

3. Обязательно оставляются поля: левое — 30 мм, верхнее — 25 мм, правое — 15 мм, нижнее — 20 мм.

4. Повествование должно идти строго по плану, который помещается на первой странице реферата.

5. Объём реферата не должен превышать 20 страниц машинописного текста.

6. В реферате по тексту должны быть указаны в квадратных скобках номера источников литературы, которые должны совпадать с номером в представленной библиографии. Библиография должна содержать не менее 10 литературных источников.

7. Страницы нумеруются вверху по центру, начиная от титульного листа (стр. 1 на титульном листе не пишется).

Оценивается реферат «зачет», «незачет». При получении оценки «незачет» работа дорабатывается студентом, согласно выявленным преподавателем недостаткам в реферате и сдается на повторную проверку.

Организация самостоятельной работы. Методические указания:

В целях овладения знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю подготовки, опытом творческой, исследовательской деятельности организуется внеаудиторная самостоятельная работа студентов. Она должна способствовать развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня. Самостоятельная работа является обязательной для каждого студента, а ее объем определяется учебным планом и данной рабочей программой.

Для организации самостоятельной работы необходимы следующие условия:

— готовность студентов к самостоятельному труду;

— мотивация получения знаний;

— наличие и доступность всего необходимого учебно-методического и справочного материала;

— система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы;

— консультационная помощь преподавателя.

На самостоятельную работу студентам отводится 50% времени от общей трудоемкости дисциплины. В самостоятельную работу студента по освоению дисциплины входит: Чтение и анализ дополнительной литературы; написание домашнего задания; подготовка к итоговому зачету.