Как научить обучающихся писать синквейн?

Рекомендации

Для выполнения творческого практического задания

Составление синквейна с примерами.

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн — это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам.

Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу.

Синквейн является одной из технологий критического мышления, которая активирует умственную деятельность школьников, через чтение и письмо.

Написание синквейна — это свободное творчество, которое требует от учащегося найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы и коротко сформулировать, основываясь на основных принципах написания стихотворения.

Считается, что синквейн возник, основываясь на принципах создания восточных поэтических форм. Изначально большое значение придавалось количеству слогов в каждой строчке, расстановке ударений. Но в педагогической практике всему этому не уделяется много внимания. Основной акцент делается на содержание и на принципы построения каждой из строк.

Правила построения синквейна.

Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.

Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.

В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.

Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учащимся самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.

Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.

При написании синквейна в дидактической практике допускаются незначительные отклонения от основных правил его написания. Так, например, может варьироваться количество слов в одной или нескольких строчках и замена заданных частей речи на другие.

9 стр., 4092 слов

Анализ стихотворения Пушкина А.С. Арион

Глава 2 Моделью, прообразом любого произведения искусства служит реальный мир – видимый и слышимый – во всех его неисчерпаемых проявлениях. Живопись, опираясь на предметы и линии, существующие в жизни, воплощает образы в красках, во всём их блеске и богатстве и при любом освещении. Литература при помощи выразительного и образного слова обобщает и обозначает разнообразие и полноту жизненных явлений ...

Как использовать синквейны на занятии?

Тема, выбранная для составления синквейна должна быть близкой и интересной учащимся. Лучших результатов можно достигнуть, если есть простор для эмоциональности, чувственности.

Не всегда учащиеся сразу включаются в работу. Затруднения могут быть связаны с необходимостью анализа, осмысления темы, недостаточностью словарного запаса, непониманием определенных терминов, страхом ошибиться. Чтобы помочь обучающимся, возникает необходимость задавать наводящие вопросы, расширять кругозор, поощрять любое стремление учащихся, отвечать на возникающие у них вопросы.

Основной задачей преподавателя, применяющего метод синквейна на занятиях, является необходимость продумать четкую систему логически взаимосвязанных элементов, воплощение которых в образы позволит учащимся осмыслить и запомнить материал предмета.

Как научить обучающихся писать синквейн?

В первую очередь, необходимо рассказать, что синквейн — это стремление уместить в короткой форме свои знания, мысли, чувства, эмоции, ассоциации, это возможность выразить свое мнение, касающееся любого вопроса, предмета, события, явления, которое и будет являться основной темой произведения. Затем нужно объяснить основные правила написания пятистишия, для наглядности привести несколько примеров. И только после этого учитель объявляет тему, оговаривая время, отведенное на данную работу.

После завершения творческого процесса, учащиеся, по желанию, зачитывают свои стихотворения. Если работа проходила, например, в качестве домашнего задания, учитель может зачитать (или попросить сделать это автора произведения) наиболее интересные варианты.

В качестве примера можно попробовать составить один общий синквейн, записав его на доске. Допускается работа в парах или группах. Но наиболее эффективной считается индивидуальная работа, так как она позволяет учителю понять глубину понимания материала каждым из учеников.

3 стр., 1071 слов

О необходимости и возможностях профилактики интернет-зависимости у учащихся

О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТЯХ ПРОФИЛАКТИКИ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У УЧАЩИХСЯ ШКОЛА И ИНТЕРНЕТ Разумеется, возможны как положительные, так и отрицательные психологические последствия появления Интернет для образовательной среды в школе. Рассмотрим особенности Интернета, которые могут вызывать полярные психологические последствия. 1. Интернет обширен. Интернет - это среда, в которой нет границ ( ...

Области применения синквейна

Синквейн как метод обучения универсален. Его можно применять к темам любой учебной дисциплины. Он позволяет заинтересовать учащихся, помогает лучше понять и осмыслить изучаемый материал. Составлять пятистишие достаточно просто, поэтому использовать его допустимо в работе с учащимися любого возраста и любого уровня подготовки.

Синквейн — это особое стихотворение, которое является результатом анализа и синтеза уже имеющихся или только что полученных данных. Его можно использовать на стадии вызова, когда учащиеся, еще до ознакомления с новой темой, составляют стихотворение, исходя из той информации, которая им известна на данный момент. Это позволяет преподавателю понять, что уже знают ребята по данному вопросу и даст возможность подкорректировать ту информацию, которую необходимо донести до учащихся для правильного усвоения ими материала.

На стадии осмысления написание синквейна позволяет учителю оценить, как учащиеся понимают изучаемую тему, разнообразит учебный процесс, делает его более интересным, ведь синквейн — это и игровая деятельность. В данном случае методика является сменой деятельности, способствующей некоторой эмоциональной разгрузке слушателей.

А можно использовать на стадии рефлексии. Мысль, переведенная в образ, позволяет учителю оценить уровень понимания изученного материала учащимися. Синквейн относят к быстрому, но очень мощному инструменту рефлексии.

Составление синквейна — это творческая деятельность и чаще применяется при изучении гуманитарных предметов –— литературы, истории. Но для того, чтобы разнообразить учебный процесс, сделать его более интересным, можно использовать данный прием и на уроках, физики, например. После ознакомления с темой «Свет», учитель предлагает учащимся составить синквейн.

6 стр., 2968 слов

Методика заучивания с детьми дошкольного возраста стихотворений

ФГБОУ ВПО "Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева" Факультет дошкольной и коррекционной педагогики и психологии Кафедра теории и методики дошкольного образования и домоведения КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по курсу "Теория и методика развития речи" Тема: Методика заучивания с детьми дошкольного возраста стихотворений студентки 3 курса з/о группы А Специальность: " ПиМДО" ...

Свет

Ответьте, используя прилагательные, какой он? Яркий, теплый

Расскажите, используя глаголы, что он делает? Горит, озаряет, мерцает.

Составьте предложение или словосочетание, которое выражает отношение к теме, и является своеобразным выводом. Необходим людям.

Подведите итог, выразив его одним словом. Сияние.

Варианты работы с синквейном. Помимо традиционного составления синквейна, возможны и другие виды работы с пятистишиями на занятиях.

Составить рассказ, основой которого послужит уже готовое стихотворение. Желательно, при его составлении, использовать слова и фразы, использованные в заданном синквейне.

Отредактировать готовый синквейн, с целью усовершенствовать его.

Дописать синквейн. Для этого нужно проанализировать заданное стихотворение, определить недостающую часть и заполнить ее. Например, можно предложить стихотворение, в котором не указана тема. Применяя слова, ее характеризующие и раскрывающие, учащиеся должны понять, о чем идет речь:

Мимолетное, замирающее

Бежит, останавливается, лечит

Потрясающее явление

Жизнь.

Обучающиеся должны определить, что тема данного синквейна — «Время».

Достоинства метода

При составлении синквейна на занятиях:

Ø повышается интерес к изучаемому материалу;

Ø развивается образное мышление;

Ø развиваются творческие способности учащихся;

Ø совершенствуются коммуникативные навыки и умения емко и лаконично выражать свои мысли;

Ø развивается мышление и воображение;

Ø вырабатывается способность к анализу;

Ø уменьшается время, отводимое на запоминание информации;

Ø расширяется словарный запас.

11 стр., 5458 слов

Задания для самостоятельной работы Пример задания для самостоятельной домашней работы

№ Темы Содержание самостоятельной работы Кол-во часов Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы: I. Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы: Каковы методологические основы индивидуального консультирования? Каково соотношение индивидуального консультирования и психотерапии? Сделайте обзор психодинамического, бихевиорального и гуманистического ...

Составление синквейна на занятии занимает сравнительно немного времени, но при этом он является эффективным способом развития образной речи, который способствует быстрому получению результата.

В ходе работы по данной методике учащиеся способны не только углубить свои знания по любой теме, но и усовершенствовать умения работать самостоятельно с дополнительными источниками информации, планировать свою учебную деятельность.

Синквейн — это анализ и синтез информации, игра слова. Это поэзия, которая способствует творческому саморазвитию и красивому выражению своих мыслей. Это способ написания оригинальных и красивых стихотворений. Именно поэтому синквейн, как метод обучения, приобретает все большую популярность и все чаще применяется в образовательном процессе.

Пример синквейна на тему «форум»:

Форум (существительное, выражающее главную тему)

Шумный, интересный (два прилагательных, выражающих главную мысль)

Развлекает, развивает, веселит (три глагола, описывающие действия в рамках темы)

Хорошее место для знакомств (фраза, несущая определенный смысл)

Общение (заключение в форме существительного)

 

Пример синквейна на тему «любовь»:

Любовь.

Сказочная, фантастическая.

Приходит, окрыляет, убегает.

Удержать ее умеют единицы.

Мечта.

 

Пример синквейна на тему «жизнь»:

Жизнь.

Активная, бурная.

Воспитывает, развивает, учит.

Дает возможность реализовать себя.

Искусство.