Как научить обучающихся писать синквейн?

Рекомендации

Для выполнения творческого практического задания

Составление синквейна с примерами.

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн — это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам.

Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу.

Синквейн является одной из технологий критического мышления, которая активирует умственную деятельность школьников, через чтение и письмо.

Написание синквейна — это свободное творчество, которое требует от учащегося найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы и коротко сформулировать, основываясь на основных принципах написания стихотворения.

Считается, что синквейн возник, основываясь на принципах создания восточных поэтических форм. Изначально большое значение придавалось количеству слогов в каждой строчке, расстановке ударений. Но в педагогической практике всему этому не уделяется много внимания. Основной акцент делается на содержание и на принципы построения каждой из строк.

Правила построения синквейна.

Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.

Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.

В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.

Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учащимся самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.

Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.

9 стр., 4092 слов

Анализ стихотворения Пушкина А.С. Арион

... дева и волны органически вплетаются в общую картину. Одновременно каждая строка стихотворения пронизана мягким Л. Такая опора на “нежный” сонорный сообщает всему ... . Последние признаются резкими, отрывистыми, энергичными.  Особенность синтаксического строя стихотворения: первые восемь строк составляют одно вопросительное предложение с анафористически построенными придаточными (Когда ...

При написании синквейна в дидактической практике допускаются незначительные отклонения от основных правил его написания. Так, например, может варьироваться количество слов в одной или нескольких строчках и замена заданных частей речи на другие.

Как использовать синквейны на занятии?

Тема, выбранная для составления синквейна должна быть близкой и интересной учащимся. Лучших результатов можно достигнуть, если есть простор для эмоциональности, чувственности.

Не всегда учащиеся сразу включаются в работу. Затруднения могут быть связаны с необходимостью анализа, осмысления темы, недостаточностью словарного запаса, непониманием определенных терминов, страхом ошибиться. Чтобы помочь обучающимся, возникает необходимость задавать наводящие вопросы, расширять кругозор, поощрять любое стремление учащихся, отвечать на возникающие у них вопросы.

Основной задачей преподавателя, применяющего метод синквейна на занятиях, является необходимость продумать четкую систему логически взаимосвязанных элементов, воплощение которых в образы позволит учащимся осмыслить и запомнить материал предмета.

Как научить обучающихся писать синквейн?

В первую очередь, необходимо рассказать, что синквейн — это стремление уместить в короткой форме свои знания, мысли, чувства, эмоции, ассоциации, это возможность выразить свое мнение, касающееся любого вопроса, предмета, события, явления, которое и будет являться основной темой произведения. Затем нужно объяснить основные правила написания пятистишия, для наглядности привести несколько примеров. И только после этого учитель объявляет тему, оговаривая время, отведенное на данную работу.

После завершения творческого процесса, учащиеся, по желанию, зачитывают свои стихотворения. Если работа проходила, например, в качестве домашнего задания, учитель может зачитать (или попросить сделать это автора произведения) наиболее интересные варианты.

В качестве примера можно попробовать составить один общий синквейн, записав его на доске. Допускается работа в парах или группах. Но наиболее эффективной считается индивидуальная работа, так как она позволяет учителю понять глубину понимания материала каждым из учеников.

11 стр., 5081 слов

Развитие музыкальной памяти учащихся на уроке музыки в начальной школе

... Синквейн» использую как индивидуальное задание и для работы в парах. Освоение всех шагов может быть постепенным. Обычно применяю на стадии рефлексии. Например ... музыку. Пластические этюды и музыкально-двигательные импровизации позволяют детям проявлять выдумку, фантазию, свободу интерпретации ... поэтому понимают хуже. Членение на части учащиеся используют при заучивании больших стихотворений, но часто ...

Области применения синквейна

Синквейн как метод обучения универсален. Его можно применять к темам любой учебной дисциплины. Он позволяет заинтересовать учащихся, помогает лучше понять и осмыслить изучаемый материал. Составлять пятистишие достаточно просто, поэтому использовать его допустимо в работе с учащимися любого возраста и любого уровня подготовки.

Синквейн — это особое стихотворение, которое является результатом анализа и синтеза уже имеющихся или только что полученных данных. Его можно использовать на стадии вызова, когда учащиеся, еще до ознакомления с новой темой, составляют стихотворение, исходя из той информации, которая им известна на данный момент. Это позволяет преподавателю понять, что уже знают ребята по данному вопросу и даст возможность подкорректировать ту информацию, которую необходимо донести до учащихся для правильного усвоения ими материала.

На стадии осмысления написание синквейна позволяет учителю оценить, как учащиеся понимают изучаемую тему, разнообразит учебный процесс, делает его более интересным, ведь синквейн — это и игровая деятельность. В данном случае методика является сменой деятельности, способствующей некоторой эмоциональной разгрузке слушателей.

6 стр., 2968 слов

Методика заучивания с детьми дошкольного возраста стихотворений

... на запоминание. После чтения воспитатель предлагает прочитать стихотворение, используя разные приемы. Ребята, я буду читать, ... этом месте; драматизация с игрушками, если стихотворение дает возможность использовать игрушку; воспроизведение игровых стихов методом игры (" ... текста, его подача. Конспект занятия по заучиванию стихотворения Тема: Заучивание стихотворения И.З. Сурикова "Детство" /старшая ...

А можно использовать на стадии рефлексии. Мысль, переведенная в образ, позволяет учителю оценить уровень понимания изученного материала учащимися. Синквейн относят к быстрому, но очень мощному инструменту рефлексии.

Составление синквейна — это творческая деятельность и чаще применяется при изучении гуманитарных предметов -— литературы, истории. Но для того, чтобы разнообразить учебный процесс, сделать его более интересным, можно использовать данный прием и на уроках, физики, например. После ознакомления с темой «Свет», учитель предлагает учащимся составить синквейн.

Свет

Ответьте, используя прилагательные, какой он? Яркий, теплый

Расскажите, используя глаголы, что он делает? Горит, озаряет, мерцает.

Составьте предложение или словосочетание, которое выражает отношение к теме, и является своеобразным выводом. Необходим людям.

Подведите итог, выразив его одним словом. Сияние.

Варианты работы с синквейном. Помимо традиционного составления синквейна, возможны и другие виды работы с пятистишиями на занятиях.

Составить рассказ, основой которого послужит уже готовое стихотворение. Желательно, при его составлении, использовать слова и фразы, использованные в заданном синквейне.

Отредактировать готовый синквейн, с целью усовершенствовать его.

Дописать синквейн. Для этого нужно проанализировать заданное стихотворение, определить недостающую часть и заполнить ее. Например, можно предложить стихотворение, в котором не указана тема. Применяя слова, ее характеризующие и раскрывающие, учащиеся должны понять, о чем идет речь:

Мимолетное, замирающее

Бежит, останавливается, лечит

Потрясающее явление

Жизнь.

Обучающиеся должны определить, что тема данного синквейна — «Время».

11 стр., 5157 слов

Практика формирования актерского мастерства у исполнителей социально-культурной программы на примере работы в театральной студии с детьми 9−11 классов

... актерского мастерства у исполнителей социально - культурной программы на примере работы в театральной студии с детьми 9 - 11 классов ... подобрать определенные методы воздействия на аудиторию, но изначально использует все приемы ораторского искусства. Одним из интересных ораторских ... передаваемых с помощью глаз, лица мимики, а также слов. Слова помогают вытаскивать изнутри зажившее, но ещё не воплощённое ...

Достоинства метода

При составлении синквейна на занятиях:

Ø повышается интерес к изучаемому материалу;

Ø развивается образное мышление;

Ø развиваются творческие способности учащихся;

Ø совершенствуются коммуникативные навыки и умения емко и лаконично выражать свои мысли;

Ø развивается мышление и воображение;

Ø вырабатывается способность к анализу;

Ø уменьшается время, отводимое на запоминание информации;

Ø расширяется словарный запас.

Составление синквейна на занятии занимает сравнительно немного времени, но при этом он является эффективным способом развития образной речи, который способствует быстрому получению результата.

В ходе работы по данной методике учащиеся способны не только углубить свои знания по любой теме, но и усовершенствовать умения работать самостоятельно с дополнительными источниками информации, планировать свою учебную деятельность.

Синквейн — это анализ и синтез информации, игра слова. Это поэзия, которая способствует творческому саморазвитию и красивому выражению своих мыслей. Это способ написания оригинальных и красивых стихотворений. Именно поэтому синквейн, как метод обучения, приобретает все большую популярность и все чаще применяется в образовательном процессе.

Пример синквейна на тему «форум»:

Форум (существительное, выражающее главную тему)

Шумный, интересный (два прилагательных, выражающих главную мысль)

Развлекает, развивает, веселит (три глагола, описывающие действия в рамках темы)

Хорошее место для знакомств (фраза, несущая определенный смысл)

4 стр., 1831 слов

Развитие мышления у младших школьников 2

... вполне обобщенный характер.  Роль определения посредством примера по мере развития у школьника отвлеченного мышления резко падает. Поскольку путь к обобщению лежит ...  рефлексией, т.е. способностью оценивать соб­ственные действия, умением анализировать содержание и процесс своей мыслительной деятельности. Способность к рефлексии ...

Общение (заключение в форме существительного)

Пример синквейна на тему «любовь»:

Любовь.

Сказочная, фантастическая.

Приходит, окрыляет, убегает.

Удержать ее умеют единицы.

Мечта.

Пример синквейна на тему «жизнь»:

Жизнь.

Активная, бурная.

Воспитывает, развивает, учит.

Дает возможность реализовать себя.

Искусство.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector