Содержание
Введение 3
Глава 1. Особенности формирования зрительного восприятия у трех-четырех летних умственно отсталых дошкольников в игровой деятельности 7
1.1. Психологи и педагоги об особенностях зрительного восприятия у дошкольников 7
1.2. Методический аспект формирования зрительного восприятия у трех-четырех летних умственно отсталых дошкольников в игре 23
1.3. Методические рекомендации по педагогической работе с умственно отсталыми детьми трех-четырех лет 37
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей формирования зрительного восприятия у трех-четырех летних умственно отсталых дошкольников в игровой деятельности 41
2.1. Оценка сформированности зрительного восприятия у трех-четырех летних умственно отсталых дошкольников в игровой деятельности (констатирующий эксперимент) 41
2.2.Формирование зрительного восприятия у трех-четырех летних дошкольников в игровой деятельности (формирующий эксперимент) 54
2.3. Проверка эффективности формирования зрительного восприятия у трех-четырех летних умственно отсталых дошкольников 72
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………………….
Введение
Вся деятельность специального дошкольного учреждения базируется на соблюдении основополагающих принципов и подходов к вопросам изучения, воспитания и обучения умственно отсталых детей трех-четырех летнего дошкольного возраста. Специализированные детские сады компенсирующего вида решают комплексные социально значимые задачи, нацеленные на создание условий для интеграции умственно отсталого ребенка в общество, формирование у него адекватных способов вхождения в социум и обеспечение ребенка объемом представлений, знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшего воспитания и обучения.
Основной целью дошкольного коррекционного воспитания является создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирование его позитивных личностных качеств, компенсация первичных нарушений и коррекция вторичных отклонений в развитии.
В последнее время растет интерес к вопросам формирования зрительного восприятия умственно отсталых детей, в связи с тем, что несмотря на всесторонние исследования этого процесса у умственно отсталых детей и многообразие подходов к его развитию, остается нерешенной такая важная проблема, как и с чего начинать формирование зрительного восприятия умственно отсталых дошкольников. Кроме того, нерешенными остаются вопросы, связанные со сроками оказания помощи, так как она не всегда оказывается детям в раннем возрасте. Поэтому данная тема является актуальной.
Особенности применения различных наглядных средств по развитию ...
... наглядных средств по развитию зрительного восприятия дошкольников с нарушениями зрения Заключение Список литературы Введение Развитие и использование в процессе обучения зрительного восприятия у слепых детей с ... процессе всего школьного обучения и воспитания. 1. Особенности зрительного восприятия у детей с нарушением зрения Зрительное восприятие - психический процесс отражения в сознании человека ...
Объект дипломной работы: процесс зрительного восприятия в игровой деятельности у дошкольников с нарушением интеллекта.
Предметом данной работы является: процесс формирования зрительного восприятия в игровой деятельности у детей 3-4 лет с нарушением интеллекта.
Цель дипломной работы: на основе накопленного психологами и педагогами теоретического и практического материала, по вопросам зрительного восприятия у умственно отсталых детей дошкольного возраста в игровой деятельности, разработать и экспериментально проверить процесс формирования зрительного восприятия у детей данного возраста в игре с тем, чтобы обеспечить их полноценное развитие и избежать вторичных нарушений.
Гипотеза данной работы – формирование у дошкольников 3-4 лет с нарушением интеллекта зрительного восприятия будет более успешным, если разработать коррекционно — развивающую программу занятий с этими детьми в игровой форме, построенную на следующих положениях:
— формирование зрительного восприятия осуществляется посредством изучения свойств предметов, при доминантном изучении свойств одного какого либо предмета в различных играх на определённом этапе;
— реализация процесса формирования зрительного восприятия посредством разработки и введения упражнений, обеспечивающих тренировку зрительного, речевого и двигательного аппарата, направленных на формирование первоначальных умений и навыков полного зрительного восприятия предметов;
— использование разнообразного методического материала, дидактических игр, упражнений в игровой деятельности детей 3–4 лет;
— осуществление индивидуального подхода к формированию зрительного восприятия у детей 3-4 лет с нарушениями интеллекта, который обеспечивается в процессе игровых упражнений и игровой деятельности педагогически корректной методикой.
Объект, предмет, цели и гипотеза обусловили задачи работы:
1. Проанализировать теоретические и практические разработки по вопросу особенностей сенсорного развития и свойств зрительного восприятия трёх-четырёх летних умственно отсталых детей дошкольного возраста.
2. Определить и описать сензитивные периоды в развитии зрительного восприятия у трех-четырех летних умственно отсталых дошкольников в игровой деятельности.
3. Подобрать и апробировать игровые методики, а также проанализировать результаты проведенной экспериментальной работы, для развития и формирования зрительного восприятия трех-четырех летних умственно отсталых дошкольников.
Для подтверждения гипотезы и решения поставленных задач нами были использованы следующие методы:
— изучение и анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования;
— изучение медицинских карт;
Игровая деятельность дошкольников в семье
... мэтры психологии, как Д.Б.Эльконин, Л.С.Выготский. Работы В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко также пронизаны глубоким пониманием важности игровой деятельности дошкольников для их дальнейшего развития. Современные ... особенностей организации, протекания, регулирования игровой деятельности дошкольников в семье. Именно этот вопрос и стал центральным для данной курсовой работы. Таким образом, цель нашего ...
— анализ содержания различных игр на формирование зрительного восприятия трёх-четырёх летних умственно отсталых детей дошкольного возраста;
— наблюдение за игровой деятельностью трёх-четырёх летних умственно отсталых дошкольников;
— педагогический эксперимент, предназначенный для выявления эффективности предлагаемых методик по формированию зрительного восприятия;
— -анализ и обобщение результатов эксперимента с целью разработки рекомендаций по совершенствованию зрительного восприятия в игровой деятельности.
Опытно – экспериментальной базой был выбран ДОУ № 118 г. Москвы. В эксперименте участвовало девять детей 3-4 лет с нарушением интеллекта.
Структура и объём работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Содержание дипломной работы изложено на ХХХХХХХ страницах основного текста, который содержит ХХХХХ таблиц, ХХХ диаграмм, ХХХ фотографий. Список литературы насчитывает ХХХ наименований научных и методических работ.
Глава 1. Особенности формирования зрительного восприятия у трех-четырех летних умственно отсталых дошкольников в игровой деятельности
1.1. Психологи и педагоги об особенностях зрительного восприятия у дошкольников
В педагогической и психологической литературе накоплен обширный теоретический материал по сенсорному развитию. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Выдающиеся зарубежные ученые (Н. А. Бернштейн, Г. В. Гершуни, У. Найссер, Г. Т. Фехнер) в области дошкольной педагогики, а также отечественные представители (А. Б. Баряева, Л.А. Венгер, О. П. Гаврилушкина, А. А. Катаева, Э.Г. Пилюгина, Н. Д. Соколова, Е. А. Стребелева,) считали, что сенсорное развитие является одной из основных сторон дошкольного воспитания. 6, с.24.
Сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, т.к. полноценное восприятие необходимо для обучения в саду, школе и других учебных заведениях.
С восприятия начинается познание. Формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию. Знакомится с явлениями природы. Начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов, их учета и использования…..
Заключение
Изучаемые дефектологами процессы развития 3-4 летних дошкольников с нарушением интеллекта весьма разнообразны. Причина этого многообразия не только в особенностях центральной нервной системы. Она обусловлена также и разными механизмами компенсации отклонений в развитии. Основной задачей дефектолога является умение способствовать успешной компенсации отклонений в развитии и предупреждать случаи декомпенсации.
Особенности памяти дошкольников с умственной отсталостью
... дошкольников с умственной отсталостью. Объект исследования - познавательная сфера дошкольников с умственной отсталостью. Предмет исследования - особенности кратковременной памяти дошкольников с умственной ... Л.М. Житникова о том, что памятью детей-дошкольников можно управлять, обучая специальным мнемическим ... материале, получаемом в процессе непосредственного восприятия. Память играет огромную роль и ...
В нашей дипломной работе был рассмотрен процесс формирования зрительного восприятия у дошкольников 3-4 лет с нарушением интеллекта. Формирование зрительного восприятия у дошкольников приобретает сегодня, при имеющейся вариативности коррекционных программ, особое значение и является чрезвычайно актуальной проблемой.
В ходе проведенной работы были сделаны следующие выводы:
1. Анализ теоретических и практических разработок по вопросу особенностей сенсорного развития, а также свойств зрительного восприятия трёх-четырёх летних умственно отсталых детей дошкольного возраста показал, что эти вопросы остаются недостаточно изученными и требуют дальнейшего исследования.
— предстоит совершенствовать экспресс-диагностику в системе комплексного изучения детей с одновременным учетом состояния интеллектуальной, сенсорной и аффективно-волевой сфер. По каждому разделу важно разработать диагностические и прогностические показатели.
— специальное сенсорное воспитание и обучение направлено на предупреждение возможных вторичных отклонений, которые могут появиться из-за своевременно не преодоленной недостаточности по подготовке детей к обучению и к жизни в обществе.
2. Определены и описаны следующие сензитивные периоды в развитии зрительного восприятия у трех-четырех летних умственно отсталых дошкольников в игровой деятельности. К ним относятся:
— первый период – ребенку три года. Игры на данном этапе носят интерактивный характер. Они непродолжительны по времени (не более 15—20 минут) и носят игровую направленность. Сенсорное развитие зрительного восприятия направлено на стимуляцию ориентировочной деятельности и развитие мотивации на целенаправленное манипулирование с предметами. При этом сначала формируется навык идентификации предмета — без анализа его признаков и свойств — из группы однородных предметов, дифференцируется умение соотносить предмет и его изображение на картинке. Знакомство с признаками предметов осуществляется в три этапа. Сначала формируется умение устанавливать сходство предметов по заданному качеству или признаку («Дай такой же»), затем детей учат находить предмет по называемому взрослым признаку — сначала одному, затем двум («Принеси большой красный мяч»).
И лишь потом ребенку предлагают назвать предмет с его основными характеристиками («Что ты принес? Какой это предмет?»).
Практическая ориентировка в свойствах предмета закрепляется в ходе выполнения заданий: ребенок заполняет вкладышами заданные формы, подбирает одноцветные ленточки, складывает из частей грибок, 3-составную пирамидку, заполняет «доски Сегена», «коробки форм».
— Второй период – ребенок в возрасте четырех лет. Он должен научиться выделять группу предметов, дифференцировать понятия «один» и «много», группировать предметы по заданному признаку: «Тут все большие, а здесь все маленькие». Даже маленький умственно отсталый ребенок способен определить, какая из песенок веселая, а какая — грустная. Выполнение простейших ритмических комплексов развивает музыкальное восприятие детей и обогащает их сенсорную культуру. Ребенок четвертого года жизни должен научиться выделять группу предметов, дифференцировать понятия «один» и «много», группировать предметы по заданному признаку: «Тут все большие, а здесь все маленькие». Даже маленький умственно отсталый ребенок способен определить, какая из песенок веселая, а какая — грустная. Выполнение простейших ритмических комплексов развивает музыкальное восприятие детей и обогащает их сенсорную культуру.
Дидактическая игра как средство развития зрительного восприятия ...
... развития зрительного восприятия детей с нарушением зрения. Цель исследования – теоретическое и экспериментальное обоснование влияния дидактической игры на развитие зрительного восприятия у слабовидящих дошкольников. Объект исследования – зрительное восприятие слабовидящих дошкольников. Предмет исследования – развитие зрительного восприятия слабовидящих дошкольников ...
— Остальные виды игровых занятий по развитию зрительного восприятия в специализированном дошкольном учреждении подробно рассмотрены в программных документах и в методических разработках по воспитанию и обучению умственно отсталых дошкольников.
3. Проведенный нами констатирующий эксперимент, направленный на выявление уровня сформированности зрительного восприятия у 3-4 летних дошкольников с нарушением интеллекта показал, что:
— в первой подгруппе у 60% детей возникло затруднение в понимании и выполнении большинства заданий. Около 27% детей даже после обучения не смогли выполнить задания и действовали неадекватно.
— во второй подгруппе 22% детей смогли принять задание, были заинтересованы в результате, но возникали трудности при выполнении задания. После обучения 75% детей могли выполнить задание. Лишь 3% детей самостоятельно выполняли некоторые задания, т.к. они были им уже знакомы. Очень мало заданий, которые дети не поняли и не смогли самостоятельно выполнить.
— таким образом, зрительное восприятие у данной группы детей с нарушением интеллекта находится на низком уровне сформированности. Эта предрасположенность зрительного восприятия складывается и реализуется в конкретном поведении 3-4-х летних умственно отсталых дошкольников, при определяющем значении усвоенных им представлений о продуктивной деятельности.
4. Результаты формирующего эксперимента показали, что целенаправленное обучение 3-4 летних дошкольников с нарушением интеллекта позволило детям узнать различные свойства предметов. В играх « воздушные шары», «живое домино» и «лети, голубок» дошкольники познакомились с цветами спектра и их оттенками по светлоте, и стали использовать полученные знания при определении цвета предметов. В играх « подбери по форме», «геометрическое лото», «отгадай, что в мешочке» они познакомились с геометрическими формами, научились рациональным приемам осязательного обследования предмета, а также применять полученные представления о форме. А в играх «сделаем столбики», «сбор фрукты», «разберем и соберем» дети научились различать и сравнивать предметы по величине и выбирать на глаз предметы одинаковой величины.
5. После повторного эксперимента мы пришли к выводу, что:
— формирование у дошкольников 3-4 лет с нарушением интеллекта зрительного восприятия становится более успешным, если работать с этими детьми по коррекционно-развивающей программе, построенную на следующих положениях:
— формирование зрительного восприятия осуществляется посредством изучения свойств предметов, при доминантном изучении свойств одного какого либо предмета в различных играх на определённом этапе;
— реализация процесса формирования зрительного восприятия посредством разработки и введения упражнений, обеспечивающих тренировку зрительного, речевого и двигательного аппарата, направленных на формирование первоначальных умений и навыков полного зрительного восприятия предметов;
Особенности зрительного восприятия детей младшего школьного возраста
... проявляться трудности при определенном уровне развития составляющих восприятия. Объект исследования: зрительное восприятие детей младшего школьного возраста. Предмет исследования: влияние особенностей развития зрительного восприятия у детей младшего школьного возраста на овладение ими ...
— использование разнообразного методического материала, дидактических игр, упражнений в игровой деятельности детей 3–4 лет;
— осуществление индивидуального подхода к формированию зрительного восприятия у детей 3-4 лет с нарушениями интеллекта, который обеспечивается в процессе игровых упражнений и игровой деятельности педагогически корректной методикой.
Дальнейшие перспективы нашей работы видятся в уточнении важнейших показателей для формирования зрительного восприятия умственно отсталых дошкольников, в разработке и проведении корекционно-развивающая работы с дошкольниками с нарушением интеллекта в специальном дошкольном учреждении.