СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………. Глава I. Теоретические основы проблемы профессионального самоопределения личности в юношеском возрасте 1.1. Психолого-педагогическая характеристика юности……………….. 1.2. Особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте…………………………………………………………………… 1.3. Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения в ранней юности………………. Выводы по первой главе…………………………………………………… Глава 2. Эмпирическое исследование проблем профессионального самоопределения личности в юношеском возрасте 2.1. Организационно-методические основы исследования……………… 2.2. Анализ результатов исследования…………..………………………. 2.3. Программа психолого-педагогического сопровождения процесса профессионального самоопределения юношей……………………….. 2.4. Оценка эффективности программы………………………………… Выводы по второй главе…………………………………………………. Заключение………………………………………………………………. Список литературы……………………………………………………… Приложения…………………………………………………..…………. 3 6 14 22 31 32 35 42 47 56 58 61 66
Введение
Проблема выбора профессии в юношеском возрасте становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. Структурная перестройка экономики России, переход к рыночным отношениям вызывают необходимость в новом подходе к проблеме самореализации личности в профессиональной деятельности.
Необходимость профессионального выбора в юношеском возрасте обусловлена таким причинами, как личная потребность молодого человека найти себя в социуме, получить образование, интересную профессию, обеспечивающую достойное существование.
Основой профессионального самоопределения становится личностная активность человека, которая является показателем умения занимать в жизнедеятельности в целом или в конкретной ситуации профессионального выбора позицию субъекта. Для того чтобы человек смог реализовать себя в качестве субъекта, он должен уметь согласовывать свои способности и возможности с внешними требованиями, носящими для него характер объективных и необходимых требований.
Жизненное самоопределение личности человека в юношеском возрасте
... теоретические аспекты изучения проблемы самоопределения отечественных и зарубежных авторов, выявлены особенности жизненного самоопределения юношеского возраста. Практическая значимость исследования - подобраны методики для выявления уровня конструктивности личности, уровня гармоничности внутриличностных факторов ...
Возникает необходимость индивидуального подхода, а так же максимальное использование всего арсенала профориентационных возможностей учебно-педагогического процесса, создание и внедрение педагогических технологий, ориентированных не только на повышение уровня знаний, но и на развитие профессионального самоопределения.
Неудачное профессиональное самоопределение и недостаточная самореализация могут стать причиной многих собственно психологических, жизненных проблем. Поэтому особо значимым в современных исследованиях является изучение проблемы профессионального самоопределения в юношеском возрасте.
Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте — сложный, противоречивый процесс, поэтому необходимо психолого-педагогическое сопровождение, направленное на получение информации о своих способностях, возможностях и ресурсах.
Вышесказанное и позволило нам считать тему нашего исследования актуальной и выбрать ее для исследования.
Цель исследования — выявить психологические особенности профессионального самоопределения в ранней юности, разработать программу психолого-педагогического сопровождения юношей в процессе профессионального самоопределения.
Объект исследования — процесс профессионального самоопределения в юношеском возрасте.
Предмет исследования — особенности профессионального самоопределения и содержание психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения в ранней юности.
В своем исследовании мы предполагаем, что специально разработанная программа психолого-педагогического сопровождения юношей в выборе профессии будет способствовать актуализации процесса профессионального самоопределения.
В соответствии с целью исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Исследовать проблему профессионального самоопределения личности в ранней юности;
3. Разработать и апробировать программу психолого-педагогического сопровождения юношей в процессе профессионального самоопределения.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
2. диагностические методы (тест-опросник «Шкала самоуважения» (Розенберг), шкала Шварцландера «Уровень притязаний», Дифференциально-диагностический опросник (Е.А.Климов), методика определения типа личности (Д.Холланд), опросник «Направленность личности» (Б.Басса), метод самоотчета).
3. количественный и качественный анализ эмпирических данных исследования.
Исследование проводилось на базе средней школы № 1 г. Новый Уренгой с учащимися 11 «а» и 11 «б» классов.
Достоверность и надежность выводов обеспечивались адекватностью методов целям и задачам исследования.
Практическое значение работы состоит в разработке программы психологического сопровождения процесса профессионального самоопределения юношей, которая может быть использована школьными психологами в своей практической деятельности.
Настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы из 67 наименований.
Глава I. Теоретические основы проблемы профессионального самоопределения в юношеском возрасте
1.1. Психолого-педагогическая характеристика юности
Формирование профессионального самоопределения у старшеклассников
... -психологических, социально-демографических особенностей современных старшеклассников на формирование их профессионального самоопределения. Объект исследования - профессиональное самоопределение старшеклассников общеобразовательной школы. Предмет исследования - особенности профессионального самоопределения учащихся старших классов общеобразовательных учреждений. Для решения поставленных задач ...
Отправной точкой теоретических размышлений психологов конца XIX- первой четверти XX в. была романтическая концепция юности, общие контуры которой были сформулированы еще Ж.-Ж. Руссо. Хотя одни авторы развивали, а другие опровергали ее, они не сомневались в стадиальном характере развития человека и в том, что юность занимает в этом процессе особое, привилегированное место. Спор шел главным образом о том, какие именно факторы — биологические, социальные или биографические — определяют содержание и характер протекания юности и обязательно ли она является драматичной и кризисной. Юность — определенный этап созревания и развития человека, лежащий между детством и взрослостью [26].
Переход от детства к взрослости обычно подразделяется на два этапа: подростковый возраст (отрочество) и юность (раннюю и позднюю).
Однако хронологические границы этих возрастов часто определяются совершенно по-разному. Например, в отечественной психиатрии возраст от 14 до 18 лет называется подростковым, в психологии же 16-18-летних считают юношами.
Возрастная терминология никогда не была однозначной, хотя психология юношеского возраста — один из старейших разделов возрастной психологии.
В Толковом словаре В. Даля «юноша» определяется как «молодой», «малый», «парень от 15 до 20 лет и более», а «подросток» — как «дитя на подросте», около 14-15 лет. Л. Н. Толстой хронологической гранью между отрочеством и юностью считает 15-летие.
Юношеский возраст, т. е. переход от детства к взрослости, продолжается, по Гезеллу, от 11 до 21 года, из которых особенно важны первые пять лет (от 11 до 16).
На основании длительного (12-летнего) изучения 165 подростков Гезелл подробно описал особенности биологического созревания, интересов и поведения детей каждого возраста. Десять лет, по Гезеллу,- это золотой возраст, когда ребенок уравновешен, легко воспринимает жизнь, доверчив, ровен с родителями, мало заботится о внешности. В 11 лет начинается перестройка организма, ребенок становится импульсивным, появляется негативизм, частая смена настроений, ссоры со сверстниками, бунт против родителей. В 12 лет такая «турбулентность» частично проходит, отношение к миру становится более позитивным, растет автономия подростка от семьи и одновременно — влияние сверстников. Главные черты этого возраста: разумность, терпимость и юмор; подросток охотно проявляет инициативу, начинает заботиться о внешности и интересоваться представителями противоположного пола. Ведущее свойство 13-летнего — обращение внутрь, подросток становится более интровертированным; он склонен к уходу в себя, самокритичен и чувствителен к критике; начинает интересоваться психологией, критически относится к родителям; становится более избирательным в дружбе; соматические сдвиги усиливают и без того частые колебания настроений.
В 14 лет интроверсия сменяется экстраверсией, подросток экспансивен, энергичен, общителен, возрастает его уверенность в себе, а также интерес к другим людям и различиям между ними; он очарован словом «личность», любит обсуждать и сравнивать себя с другими, активно идентифицируется с героями кино и литературы, узнавая в них собственные черты. Сущность 15-летия, пишет Гезелл, невозможно выразить в единой формуле, так как быстро нарастают индивидуальные различия. Новообразования этого возраста — рост духа независимости, который делает отношения подростка в семье и в школе весьма напряженными, жажда свободы от внешнего контроля сочетается с ростом самоконтроля и началом сознательного самовоспитания. Это повышает ранимость подростка и его восприимчивость к вредным влияниям.
Теория когнитивного развития Ж. Пиаже
... исходя из перспективы создания генетической эпистемологии, науки о происхождении и развитии научного знания, Пиаже перевел традиционные вопросы теории познания в область детской психологии и ... узком смысле слова. Термин "генетическая психология" относится к индивидуальному развитию, к онтогенезу. Как отмечает Пиаже, выражение "генетическая психология" нельзя использовать в качестве синонима для ...
В 16 лет снова наступает равновесие: мятежность уступает место жизнерадостности, значительно увеличивается внутренняя самостоятельность, эмоциональная уравновешенность, общительность, устремленность в будущее.
Важный вклад в понимание юношеской психологии внес представитель гештальтпсихологии Курт Левин (1890-1947) [64,с.402]. Он исходил из того, что человеческое поведение есть функция, с одной стороны, личности, с другой — окружающей ее среды. Свойства личности и свойства среды взаимосвязаны. Как ребенок не существует вне семьи, школы и т. д., так и эти общественные институты не существуют отдельно от взаимодействующих с ними и благодаря им индивидов. Единство и взаимодействие всех личностных и средовых компонентов Левин называет жизненным или психологическим пространством.
Важнейшими процессами переходного возраста К.Левин считает расширение жизненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых она ориентируется. Поведение подростка (юноши) определяется, прежде всего, маргинальностью (промежуточностью) его положения. Переходя из детского мира во взрослый, подросток не принадлежит полностью ни к тому, ни к другому. Специфичность его социальной ситуации и жизненного мира проявляется и в его психике, для которой типичны внутренние противоречия, неопределенность уровня притязаний, повышенная застенчивость и одновременно агрессивность, склонность принимать крайние позиции и точки зрения. Эта напряженность и конфликтность тем больше, чем резче различия между миром детства и миром взрослости и чем важнее разделяющие их грани. Поэтому степень «подростковости поведения» никогда не бывает одинаковой.
Достоинство концепции К.Левина состоит в том, что он рассматривает юность как социально-психологическое явление, связывая психическое развитие личности с изменением ее социального положения. Однако, ставя жизненный мир ребенка в зависимость от его непосредственного окружения, микросреды, Левин оставляет в тени его общесоциальные детерминанты. Он не уточняет также возрастных граней периода маргинальности, в частности различий между подростком и юношей, и индивидуально-типологических вариаций процесса развития. Между тем неопределенность возрастного статуса далеко не всегда означает также неопределенность уровня притязаний и ценностных ориентации. Эмпирическая проверка теории К.Левина английским психологом Джоном Бамбером (1973) показала, что понятие юношеской маргинальности слишком расплывчато и не объясняет конкретных вариаций психики и поведения подростков и юношей.
Если Левин и другие представители социально-психологической ориентации связывают юношескую психологию с особенностями социального статуса, то выдающийся швейцарский психолог Жан Пиаже (1896-1980) сконцентрировал свое внимание на специфике юношеского мышления [21,с.232].
Переходный возраст (12-15 лет) характеризуется, по Пиаже, тем, что у подростка созревает способность абстрагировать мыслительные операции от объектов, над которыми эти операции производятся. Усложнение мыслительных действий оказывает важное влияние на все прочие стороны жизни, включая эмоции. Пиаже указывает на два таких момента. Прежде всего, достижение его мышлением фазы формальных операций вызывает у подростка и юноши особое тяготение к общим теориям, формулам и т.д. Склонность к теоретизированию становится, в известном смысле, возрастной особенностью. Общее решительно преобладает над частным. Создаются собственные теории политики, философии, формулы счастья и любви. Как замечает Пиаже, даже девичья мечта о суженом оказывается своеобразной теорией, объединяющей множество свойств, которые либо вовсе несовместимы друг с другом, либо сочетаются крайне редко.
1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...
... исследования и специфика их применения в общей психологии, психологии развития, педагогической и социальной психологии Методы иссл-ия в психологии: наблюдение- целенаправленное, организованное ... личность. Решающую роль в развитии психики человека играют соц-е факторы. 4. Понятие о личности. Становление личности и самосознания в онтогенезе. Проблемы социальной психологии личности. ...
Вторая особенность юношеской психики, связанная с формально-операционным мышлением,- изменение отношения категорий возможности и действительности. Ребенок мыслит, прежде всего, о действительности, у юноши на первый план выступает категория возможности. Это объясняется не только его эмоциональными свойствами и особенностями положения, но и тем, что формальная мысль по самой своей природе видит в действительности только часть сферы возможного. Поскольку логическое мышление оперирует не только реальными, но и воображаемыми объектами, освоение этого стиля мышления неизбежно рождает интеллектуальное экспериментирование, своеобразную игру в понятия, формулы и т.д. Отсюда — своеобразный эгоцентризм юношеского мышления: ассимилируя весь окружающий мир в свои универсальные теории, юноша, по словам Пиаже, ведет себя так, как если бы мир должен был подчиняться системам, а не системы — действительности.
Концепция Пиаже получила широкое научное признание. Однако, сосредоточив все внимание на когнитивных (познавательных) процессах, он оставляет в тени развитие мотивационной сферы и эмоциональной жизни ребенка. Социальный мир выступает у Пиаже главным образом как фон развития интеллекта, а умственные операции рассматриваются практически вне связи с предметной деятельностью ребенка, характером его общения и т.д. Применительно к юношескому возрасту этот недостаток особенно заметен. О более старших возрастах, когда формирование интеллекта завершено, Пиаже вообще не говорит.
Сильное влияние на теорию юности и вообще переходного возраста оказал психоанализ. Его родоначальник — австрийский психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939) — не создал систематической теории юношеского возраста, но выдвинул целый ряд важных положений о природе подростковой и юношеской сексуальности эмоциональных процессов и особенностях развития юношеской личности [60,с.43]. Эти идеи были в дальнейшем развиты его дочерью Анной Фрейд и многочисленными последователями.
Самым влиятельным представителем неофрейдизма в психологии развития вообще и юношеского возраста особенно был известный американский психолог Эрик Эриксон (1902-1982) [3,с.214]. В его классификации пятая фаза — юность — характеризуется появлением чувства своей неповторимости, индивидуальности, непохожести на других, в отрицательном же варианте возникает диффузное, расплывчатое «Я», ролевая и личностная неопределенность. Типичная черта этой фазы развития — «ролевой мораторий» (от лат. moratorium — отсрочка): диапазон выполняемых ролей расширяется, но юноша не усваивает эти роли всерьез и окончательно, а как бы пробует, примеряет их к себе. Эриксон подробно анализирует механизмы формирования самосознания, новое чувство времени, психосексуальные интересы, а также патогенные процессы и варианты развития юности.
Влияние личности педагога на развитие воспитания ребёнка
... Педагогическая деятельность - это целенаправленное, мотивированное воздействие педагога, ориентированное на всестороннее развитие личности ребенка и подготовку его к жизни в современных социо-культурных ... данной проблемы можно сформулировать цель данной работы - рассмотрение влияния личности педагога на развитие ребенка. Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач: 1. ...
Основным исследованием, отражающим современный уровень личностного развития 15-летних детей и специфику решения ими жизненно важных перспектив, является работа И.В. Дубровиной, которая показала, что далеко не все старшие подростки к концу IX класса (в то время VIII класса) могут выбрать профессию и связанный с нею дальнейший путь обучения. Многие из них тревожны, эмоционально напряжены и боятся любого выбора. Поэтому они склонны продолжить обучение в школе. На это решение влияет и усиливающаяся привязанность к своей школе, сложившиеся дружеские отношения с одноклассниками, привычные отношения с учителями. Часть девятиклассников, неудовлетворенных своей невысокой успеваемостью и положением в классе, напротив, стремится скорее окончить школу. Но им тоже не вполне ясно, что их ждет впереди, и это неопределенное будущее вызывает у них опасения [63,с.234].
В переходный период притупляется острота восприятия сверстников. Больший интерес вызывают взрослые, чей опыт, знания помогают ориентироваться в вопросах, связанных с будущей жизнью.
Будущая жизнь интересует юношей, в первую очередь, с точки зрения профессиональной. Они достаточно четко излагают свои представления о системе общественных отношений, о том, как вписывается в нее человек [9,с.76].
Юность считают бурной, объединяя ее в один период с подростковым возрастом. Поиски смысла жизни, своего места в этом мире могут стать особенно напряженными. Возникают новые потребности интеллектуального и социального порядка, удовлетворение которых станет возможным только в будущем, иногда — внутренние конфликты и трудности в отношениях с окружающими [28,с.44]. Юноши плавно и постепенно продвигаются к переломному моменту в своей жизни, а затем относительно легко включаются в новую систему отношений, интересуются общепринятыми ценностями, в большей степени ориентируются на оценку окружающих, опираются на авторитет.
Тем не менее, при таком благополучном протекании ранней юности существуют и некоторые минусы в личностном развитии. Юноши менее самостоятельны, более пассивны, иногда более поверхностны в своих привязанностях и увлечениях. Вообще считается, что к полноценному становлению личности приводят поиски и сомнения, характерные для юношеского возраста. Те, кто прошел через них, обычно в большей мере независимы, творчески относятся к делу, обладают более гибким мышлением, позволяющим принимать самостоятельные решения в сложных ситуациях, — по сравнению с теми, у кого процесс формирования личности проходил в это время легко [10,с.8].
Самоопределение, стабилизация личности в ранней юности связаны с выработкой мировоззрения. Юноши пишут: «Трудный возраст (т.е. подростковый) обозначает, скорее, период физических перемен, тогда как кризис юности означает ряд моральных или философских проблем». «В трудном возрасте ты еще ребенок, который капризничает и хочет показать свою самостоятельность… кризис юности состоит в выработке собственных убеждений» [44,c.320].
Психологии личности и общей психологии С.Т.Джанерьян
... содержится список рефератов по зарубежным теориям личности. I. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА “ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ” Тема 1. ЛИЧНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ Понятия "индивид", "человек", "личность", "индивидуальность", "субъект деятельности". Их определения, ...
Как известно, в подростковом возрасте ребенок открывает для себя свой внутренний мир. В это же время он достигает уровня формально-логического мышления. Интеллектуальное развитие, сопровождающееся накоплением и систематизацией знаний о мире, и интерес к личности, рефлексия, оказываются в ранней юности той основой, на которой строятся мировоззренческие взгляды. Картина мира при этом может быть материалистической или идеалистической, создаваться на базе религиозных представлений и т.д. Сам процесс познания окружающего мира имеет свою специфику в разные возрастные периоды. Подросток идет к познанию действительности во многом «от себя», через свои переживания. Юноша, наоборот, познавая окружающее, возвращается к себе и задается мировоззренческими вопросами: «А что я значу в этом мире?» «Какое место я занимаю в нем?» «Каковы мои возможности?» «Какой я?» Он ищет четких, определенных ответов и в своих взглядах категоричен, недостаточно гибок. Недаром говорят о юношеском максимализме [13].
Следует иметь в виду, что мировоззренческие проблемы не решаются один раз в жизни, раз и навсегда. Последующие кризисы, осложнения, повороты жизни приведут к пересмотру юношеских позиций. Взрослый человек будет возвращаться к этим «вечным» вопросам, отказываясь от своих прежних решений или упрочиваясь в своем мнении, но уже на другом, более высоком уровне.
Безусловно, не у всех юношей вырабатывается мировоззрение — система ясных, устойчивых убеждений. В связи с этим полезно вспомнить положение Э. Эриксона о необходимости мировоззренческого выбора в юности. Отсутствие этого выбора, смешение ценностей не позволяет личности найти свое место в мире человеческих отношений и не способствует ее психическому здоровью [12,с.12].
Еще один момент, связанный с самоопределением, — изменение учебной мотивации. Юноши, ведущую деятельность которых обычно называют учебно-профессиональной, начинают рассматри……..
Список литературы
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. Учеб. пособие. — СПб,:
a. Изд-во Михайлова В.А., 2008. — 379 с.
2. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2008.-376 с.
3. Анцыферова Л. И. Эпигенетическая концепция развития личности Эрика Г. Эриксона // Принцип развития в психологии / Отв. ред. Л. И. Анцыферова. — М.: Наука, 1978. — С. 212-242
4. Барабанова В.В., Зеленова М.Е. Представления студентов о будущем как аспект их личностного и профессионального самоопределения// Психологическая наука и образование. — 2002.-№2 — С.28-41.
5. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М.: Наука, 2006. — 211 с.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 2008.
7. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь — справочник по психодиагностике. — СПб.: Питер Ком, 2009. — 528 с.
8. Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.М.Жуковской, Л.А.Петровской, О.В.Соловьевой. — М.: Смысл, 2006. — 373 с.
9. Винокур А.Ю., Федоришин Б.А. К вопросу о принципах построения процедуры индивидуальной профконсультации //Профессиональная ориентация школьников. — Ярославль, 2006. — 342 с.
10. Волков Б.С. Психология ранней юности: Уч. пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 96 с.
11. Выготский Л. С. Проблема возраста // Собр. соч.- М.: Педагогика, 1984.-Т. 4.- С. 259.
Роль личности педагога в развитии школьной тревожности у подростков
... периодические издания по психологии, клинической психологии и медицине (Вопросы психологии, общий медицинский журнал, клиническая психология). Методы: теоретический анализ ... и приложений. 1. Место школьной тревожности и личности педагога в учебной среде Тревожность (англ. anxiety) ... ]. Неадекватная тревожность является показателем неблагополучия личностного развития и, в свою очередь, оказывает на него ...
12. Гендин А. М., Сергеев М. И. Профориентация школьников // Соц. исслед. 2009. -№8.
13. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение. — Киев: Наука, 2008. — 124 с.
14. Головей Л. А. Психология становления субъекта деятельности в периоды юности и взрослости: Автореф. дис. … д-ра наук. — СПб., 2006.
15. Григорьев С., Немировский В.В. В поисках смысла жизни и справедливости: студенчество России на пороге XXI века. Новосибирск — Барнаул — Красноярск, 2005.
16. Дилигенский Г.Г. В поисках смысла и цели: проблема массового сознания современного западного общества. — М.: Просвещение, 2006. — 342 с.
17. Дубровина И.В.Школьная психологическая служба.. — М.,1999. — 326 с.
18. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие. — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2007. — 244 с.
19. Зимняя И.А. Педагогическая психология. — М.: Логос,2009. — 384 с.
20. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2008. — 512 с.
21. История зарубежной психологии. 30-е -60-е годы XX века: Тексты / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан.- М.. Изд-во МГУ, 1986. — 488 с.
22. Климов Е. А. Личность, профессия и научно-практическая консультация // Молодежь и труд/Под ред. В. А. Ядова.-М.: Конус, 2004. — 328 с.
23. Климов Е.А. Как выбирать профессию.- М.: Просвещение, 2003.- 159 с.
24. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. — Ростов н/Д.: Феникс, 2006. — 512 с.
25. Климов Е.А. Психология. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2007. — 287 с.
26. Колесников В.Н. Лекции по психологии индивидуальности. — М.: Издательство «Институт психологии», 2006.
27. Коломинский Я.Л. Человек: профессия. — М.: Просвещение, 2006. — 223 с.
28. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М., 2004.
29. Кон И.С. Психология ранней юности. — М.: Академия, 2009. — 255 с.
30. Крайг Г. Психология развития. — СПб.: Питер, 2006.
31. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. — М.: Изд-во Урао, 2007. — 176 с.
32. Кулагина И.Ю.,Колюцкий В.Н.Возрастная психология.-М.,2001.-512 с.
33. Левитов Н.Д. Психология старшего школьника.- М.: Академия,2007.
34. Личность в психологии. /Под. ред. Петровского А.В. М., Просвещение, 2005.
35. Маслоу А. Мотивация и личность. — СПб.: Евразия, 2009.- 479 с.
36. Методы психологической диагностики. — М.: РАН, Институт психологии, 2004.- 128 с.
37. Миславский Ю.А. Саморегуляция и творческая активность личности // Вопросы психологии. — 2008. — №3. — с.71-78.
38. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов пед. вузов. В 3 кн. Кн. 2. — М.: ВЛАДОС, 2009.
39. Немов Р.С. Психология: Учебник. Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. — М.: ВЛАДОС, 2005. — 512 с.
40. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. — М.: Роспедагенство, 2006. — 374 с.
Калюжный А.С. — Психология личности военнослужащего. Учебное ...
... что в настоящее время в отечественной и зарубежной психологии нет единого подхода к пониманию личности. Вот почему в учебном пособии изложен материал на основе взглядов большинства отечественных ...
41. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. — М.: Просвещение, 2007.
42. Переведенцев В. И. Социальная зрелость выпускника школы.- М., 2005.
43. Познай себя и других: Популярные тесты. — М.: ИВЦ «Маркетинг», 2006. — 400 с.
44. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / В.Д.Балин, В.К. Гайда, В.К.Гербачевский и др. // Под общ. ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. — СПб.: Питер, 2006. — 560 с.
45. Практическая психология образования /Под ред. И.В.Дубровиной. — М.: Сфера, 2007. — 528 с.
46. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. — М.: Просвещение, 2009. — 126 с.
47. Пряжников Н.С. Деловая игра как средство активизации учащихся в профессиональном самоопределении// Вопросы психологии. — 2007. — №4.
48. Пряжников Н.С. Игровые профориентационные упражнения. Методическое пособие. — М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2007. — 56 с.
49. Пряжников Н.С. Профориентационные игры: проблемные ситуации, задачи, карточные методики.- М.: Изд-во МГУ, 2007.- 87 с.
50. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. — М.: Академия.-2001.
51. Психологическая диагностика: Проблемы и исследования /Под ред. К.М. Гуревича. — М.: Свет, 2008. — 231 с.
52. Психологические исследования проблемы формирования профессиональных навыков у подростков и юношей. // Социс, 2006. — №5. — с.76.
53. Психология человека от рождения до смерти /Под ред. А.А.Реана. — СПб.: Прайм — Еврознак, 2007. — 656 с.
54. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. — М., 2004. — 320 с.
55. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. — М.: ВЛАДОС, 2006. — 529 с.
56. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. — М.: ТАНДЕМ, Изд-во ЭКМОС, 2009. — 352 с.
57. Собкин В. С. Динамика ценностных ориентаций в старшем школьном возрасте: Дис. в виде науч. доклада на соиск. докт. психол. наук. — М., 2007. — 24 с.
58. Титма М. X. Социально-профессиональная ориентация молодежи.- Таллин, 2007.
59. Филонов Л.Б. Психология формирования и развития личности. М., 2006.
60. Флейк — Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Мир входящему: Развитие ребенка и его отношений с окружающими. — М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2008. — 511 с.
61. Фонтана Д. Ваш ребенок растет. — В 2 книгах. — Пер. с англ. Н.Гладышевой и С.Мурина. — М.: Новости, 2004. — 400 с.
62. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. Дубровиной И.В. — М., 2007.
63. Фридман Л.Ф., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. — М.: Совершенство, 2008. — 432 с.
64. Хрестоматия по истории психологии / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан.-М.: Изд-во МГУ, 1980.-С. 122-142. О нем см.: Ярошевский М. Г. История психологии,-2-е изд.-М.: Мысль, 1976. — 614 с.
65. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения.- М.: Физкультура и спорт, 2008.-272 с.
66. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. — М.: ВЛАДОС, 2008. — 512 с.
67. Шумилин Е.А. Психологические особенности личности старшеклассника. — М.: Педагогика, 2003.