Массовое поведение отличается большей стихийностью, по сравнению с поведением аудитории, и при управлении массами нужно использовать специфические методы управления и коммуникации.
Стихийное массовое поведение – это различные формы поведения толпы, циркуляция слухов, мода, коллективные мании.
Признаки стихийного массового поведения:
- вовлеченность большого количества людей;
- одновременность;
- иррациональность (ослабление сознательного контроля);
- слабая структурированность, т.е. размытость позиционно-ролевой структуры, характерной для нормативных форм группового поведения.
Один из факторов формирования стихийного массового поведения – это общественное мнение.
Психология толпы
А.П. Назаретян определяет толпу как скопление людей, не объединенных общностью целей и единой организационно-ролевой структурой, но связанных между собой общим центром внимания и эмоциональным состоянием.
Механизмы образования толпы:
- слухи;
- эмоциональное кружение (синоним – циркулярная реакция).
Виды толпы
По мнению А.П. Назаретяна, основными видами толпы являются окказиональная, конвенциональная, экспрессивная и действующая толпа, которые имеют и свои разновидности.
Окказиональная толпа – скопление людей, собравшихся поглазеть на неожиданное происшествие.
Конвенциональная толпа собирается по поводу заранее объявленного события:
Экспрессивная толпа (от англ., expression – выражение), ритмически выражающая ту или иную эмоцию: радость, энтузиазм, возмущение и т.д.
Экстатическая толпа (от англ. ecstasy – экстаз) – экстремальная форма экспрессивной толпы.
Действующая (active) толпа – политически наиболее значимый и опасный вид стихийного поведения. В ее рамках, в свою очередь, можно выделить несколько подвидов.
Агрессивная толпа – толпа, эмоциональная доминанта и направленность действий которой — ярость, злоба.
Поведение как психофизиологический феномен
... независимо от его внутренних побуждений. Среди разных видов поведения выделим социальное поведение. Поведение человека может быть социальным или асоциальным. Социальное поведение — поведение человека в обществе, рассчитанное на оказание определенного влияния на ...
Паническая толпа объята ужасом, стремлением каждого избежать реальной или воображаемой опасности. Паническое поведение не только не является обычно спасительным, но и очень часто становится более опасным фактором, чем то, что ее спровоцировало.
Стяжательная толпа – люди, вступившие в неорганизованный конфликт за обладание некоторой ценностью.
Основное свойства толпы – превращаемость. Толпа способна сравнительно легко превращаться из одного вида (подвида) в другой.
Приемы управления и манипуляции толпой
извне и изнутри.
Приемы управления толпой изнутри
Так, два-три агента, проникнув в ядро агрессивной (или готовой превратиться в агрессивную) толпы, имитируют испуг и распускают слухи: «Они идут! У них оружие!» Иногда эти действия дополняются выстрелами или похожими на них звуками, которые производят за углом невидимые единомышленники агентов. Под влиянием таких стимулов вместо массовой агрессии возникает массовая паника, что в конкретных случаях все-таки «менее плохо».
Еще один вариант: внимание агрессивной толпы переносится на нейтральный объект.
Приемы воздействия на толпу извне
Самый известный из них – опять-таки переключение внимания на другой объект. Еще один комплекс приемов влияния на действующую толпу связан с использованием ритма. Удалось установить, что действующая толпа в отличие от экспрессивной аритмична, и поэтому громкий ритмический звук способствует соответствующему превращению. Фактором противодействия панической толпе служит более медленный размеренный ритм марша или гимна.
Как ранее говорилось, в толпе человек теряет ощущение индивидуальности, чувствует себя безличным и потому свободным от ответственности, накладываемой ролевыми регуляторами. Вдохновляющее чувство вседозволенности и безнаказанности составляет важное условие массовидных действий. Это условие нарушается приемами деанонимизации.
Публика
Публика (несобранная публика) –
Несобранная публика — это «поляризованная масса», т. е. большое число людей, мышление и интересы которых ориентированы идентичными стимулами в одном направлении, и которые ведут себя сходным образом.
Роль современных средств коммуникации в управлении массовым поведением
Современные СМК предоставляют возможности как для массификации, так и для демассификации аудитории. Д.В. Ольшанский пишет, что Интернет по своим возможностям превращается в уникальное средство супермассовой (выделение мое – Л.К.) информации, а массовый характер большинства телепрограмм способствует выработке единообразных, массовых реакций населения.
Возможности новых медиа создают условия для формирования качественно нового типа социальных субъектов, которые Говард Рейнгольд назвал «умной толпой» («смартмо́б» — от англ. smart mob — умная толпа).
«Умная толпа» – это форма самоструктурирующейся социальной организации посредством эффективного использования высоких технологий.
СЛУХИ КАК ФЕНОМЕН МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
Психология стихийных групп: психология толпы
... достаточно кратковременно существующие общности, куда относятся масса, толпа, публика, аудитория, и в точном значении слова социальные ... получены интересные данные, касающиеся массового восприятия газетных сообщений (П.П. Блонский) и циркуляции слухов (Я.М. Шариф). В ... значение, целесообразнее определять названный тип поведения как массовое поведение, тем более что стихийные группы действительно ...
В настоящее время слухи рассматриваются сегодня не только как стихийное коммуникативное явление, но и как технология влияния на общественное сознание, эффективное средство информационно-психологического противодействия.
Феномен слухов
Слухи – это одно из самых массовых психологических явлений.
Слух – это передача предметных сведений по каналам межличностного общения (определение А.П. Назаретяна).
Анализ слухов – важнейший метод изучения массовой коммуникации по следующим причинам:
Во-первых, слухи – адекватный источник информации об общественном мнении, политических настроениях, отношении к руководству, государственному строю, средствам массовой информации и т.д. Особенно возрастает роль этого источника тогда, когда иные методы сбора информации затруднены.
Во-вторых, слухи часто служат катализатором социально-политических настроений и событий. Поэтому их учет помогает прогнозировать процессы в обществе и обогащает опережающую модель ситуации.
В-третьих, циркулирующие слухи являются активным фактором формирования настроений, мнений, а соответственно поведения людей и вызываемых им политических событий.
Классификация слухов
Итак, можно условно выделить слухи-мгновенья (например: «Нас окружили!») и слухи-эпохи (к примеру, слухи о смерти Александра Македонского).
Однако, как правило, заурядный компрометирующий слух «растворяется» за две недели.
2. Экспрессивный параметр классификации слухов. По экспрессивному параметру Ю.А. Шерковин различает три типа слухов: слух-желание, слух-пугало и агрессивный слух.
Слухи-желания
Слухи-пугала Самая банальная фабула – грядущий рост цен или исчезновение некоторых продуктов.
Агрессивные слухи
Искажения в процессе циркуляции слухов
1. Сглаживание – состоит в том, что несущественные в глазах данной аудитории детали исчезают; сюжет становится короче.
2. Заострение — сюжет может обрастать новыми деталями, первоначально отсутствовавшими, которые делают его более функциональным.
3. Приспособление (ассимиляция) — под стереотипы и установки подстраивается отдельная деталь сюжета, без выраженных признаков сглаживания или заострения, но таким образом, что это решительно изменяет психологическое содержание информации.
Фундаментальные и сопутствующие факторы возникновения слухов
Можно выделить два фундаментальных фактора возникновения слухов: интерес к теме и дефицит надежной информации.
Работа с информацией на уроках технологии как средство развития ...
... сопровождение развития самостоятельности учащихся начальной школы посредством работы с информацией на уроках технологии. Цель исследования - разработать и апробировать экспериментальную программу психолого ... развития самостоятельности учащихся начальной школы посредством работы с информацией на уроках технологии. Экспериментальная работа проходила на базе Государственного бюджетного ...
Интерес к теме.
Дефицит надежной информации.
Сопутствующих факторов: Фактор личностного статуса.
Фактор эмоционального баланса. Благоприятную почву для слухов образует и противоположное эмоциональное состояние – скука.
Существует даже профессиональный прием умышленного создания информационной ниши с целью запутать противника, спровоцировать его на запуск ложных, но по существу бесполезных слухов, отвлекая от продуктивных действий.
Профилактика и оперативное устранение слухов
различают профилактические (предупреждающие) и оперативные меры.
Опыт показывает, что слух легче предупредить, чем пресечь. Слухоустойчивая среда, по мнению А.П. Назаретяна, предполагает:
- высокую оперативность и систематичность официальных сообщений;
- неизменно высокую достоверность сообщений (при которой сохраняется доверие аудитории к официальным источникам информации, средствам массовой коммуникации);
- систематическую и хорошо отлаженную обратную связь между источником информации и аудиторией для своевременного и, по возможности, опережающего реагирования на возникновение слухов;
- оптимальное эмоциональное насыщение жизни, распределение ролей и функций, согласно индивидуальным способностям и наклонностям, исключая, по возможности, ситуации бессобытийности и неудовлетворенности личностным статусом.
Профилактика слухов подразумевает осуществление специальных мер:
- 1. Прогнозирование потенциальных и изучение процессуальных и эмоциональных составляющих распространения слухов.
2. Индоктринация («прививка от слухов»)
3. Завоевание доверия аудитории официальными источниками информации за счет использования психологических механизмов: «первичность сообщения», «авторитетный коммуникатор», «голос пророка» и др.
4. Обеспечение доступности информации..
5. Поддержание эффективного руководства на всех уровнях, повышение авторитета руководителей и доверия к ним.
Оперативная борьба со слухами Бывают ситуации, когда лучший способ уничтожить слух – подтвердить его, тем самым отсечь от сюжета неизбежные наслоения и взять ситуацию под контроль.
В некоторых ситуациях для борьбы с распространением нежелательной информации используется изощренный прием: подкрепление слуха с коррекцией сюжета. Это сродни приемам восточных единоборств, где искусство состоит в том, чтобы обратить в свою пользу силу противника.
Пресечение слухов
1. Игнорирование неправдоподобных слухов — технология «Бойкот» — (с одновременной демонстрацией опровергающих фактов).
Технология подготовки и проведения классного часа
... выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребёнка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся. После описания основных ... или иным причинам одной формы проведения классного часа другой. Их формы и технологии могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели, возраста учащихся, ...
2. Активное разоблачение слухов с использованием технологий «Контраргументация», «Таблица слухов», «Клиника слухов».
3. Развенчание источников (распространителей) слухов.
Технологии распространения слухов
1. Технология «Азазель» («Страдалец», «Козел отпущения», «Наклеивание ярлыков»).
Ее суть — формирование в общественном сознании прочных ассоциативных связей между образом главного героя слуха и значимыми для аудитории материальными или духовными объектами.
2. Технологии «Санта-Клаус» и «Рояль в кустах». Технология «Сайта Клаус» выявляет те стороны и свойства объекта, о которых аудитория желает иметь представление (т.е. по существу выполняется социальный заказ), и в зависимости от цели воздействия формирует эмоционально позитивно или негативно насыщенный слух.
Технология «Рояль в кустах» предполагает формирование в общественном сознании важности и ценности тех или иных качеств с последующим представлением аудитории кандидатуры, как бы случайно наделенной именно этими качествами. 3. Технологии «Перенос», «Авторитет», «Спарка» в зависимости от целевых установок связаны с использованием эффектов «отблеск звезды» или «дурной пример». Если необходимо поднять престиж персонажа, то в слухе он, его действия, принадлежащие ему объекты так или иначе ассоциативно соединяются (в пространстве, по времени, логике развития событий и т.д.) с качествами, свойствами, объектами безусловно авторитетного лица.
4. Технология «Рэкет» состоит в беззастенчивом приписывании персонажу слуха действия, достижения, личностного качества другого, как правило, авторитетного, уважаемого человека.
5. Технология «Блеф» предполагает сообщение информации о неимоверных возможностях, способностях и поступках персонажа слуха.
6. Технология «Свита» основывается на том, что слух сообщает: в одну команду с персонажем включаются люди, которые воспринимаются как эксперты, профессионалы.
7. Технология «Тест» применяется для проверки возможной реакции аудитории на те или иные события, нововведения, на конкретных людей и др.