Литературные роды
Когда мы говорим о литературном роде и жанре, мы говорим о типе литературного произведения. Литературный род и жанр – определенный тип литературного произведения. Дело в том, что литературное произведение не существует само по себе. Оно существует лишь как представитель определенного рода и жанра. Невозможно создать литературное произведение, которое было бы абсолютно непохоже на какие-либо другие литературные произведение. Исторической жизнью произведения также живут лишь как представители определенного рода и жанра.
Литературное произведение представляет собой совмещение уникальных свойств, которые определяют его индивидуальность. С другой стороны в любом литературном произведении есть какие-то типические свойства, которые наоборот, сближают данное произведение с какими-то другими произведениями, т.е. есть типические свойства. Мы выделяем типы литературных произведений. Степень соотношения индивидуальных и типичных зависит от этапа развития словесности, литературного направления.
Определение литературного рода по Тамарченко:
Литературный род – это понятие, которое вводится с одной стороны для обозначения группы жанров, обладающих сходными структурными признаками. С другой стороны для дифференциации (различения) основных возможностей словесного творчества.
Ода, элегия, сонет, послание – лирика. На основе общих (структурных) признаков лирика будет отличаться от других родов. У лирики, эпоса и драмы есть основные возможности словесно-художественного творчества.
Родовые свойства литературного произведения – это наиболее общие, универсальные, надисторические свойства. Жанры – это, наоборот, исторически сложившаяся разновидность литературного произведения.
Критерии разграничения литературных родов
Аристотель рассматривает искусство как подражание прекрасной природе. С точки зрения Аристотеля есть три способа подражания: рассказывание о событии, как о чем-то отдельном от себя (например, эпос Гомера); оставаясь самим собой, не меняя своего лица (лирика); подражать можно, показывая всех изображающих лиц как действующих и деятелей (драма).
В основе разграничения литературных родов Аристотель кладет тип отношения субъекта высказывания и предмета речи.
В XIXвеке литературные роды начали мыслиться как типы художественного содержания. Все объективное по Гегелю в драме является проявленной субъективной воли индивидуума.
Условия повышения эффективности литературного образования дошкольников
... требующая размышления, напряжения душевных сил. На современном этапе у литературного произведения много заместителей: аудио, видео, телевидение, компьютерная игра. Традиционно ... Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений. Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом ...
Гегель рассматривал драму как наивысший род литературы. В начале XXвека появляются лингвистическая и психологическая трактовки литературных родов.
Лингвистическая трактовка соотносит литературные роды с явлениями языка, с категориями лица и времени. Лирика – первое лицо, драма – второе лицо, эпос – третье лицо. Лирика – настоящее время, эпос – прошедшее время, драма – будущее время.
Психологическая трактовка соотносит литературные роды с категорией психики. Эпос – воспоминание, лирика – представление, драма – воля.
Вадим Валерьянович Кожинов в статье «Проблемы литературных родов и жанров» (сборник «Теория литературы. Основные вопросы в историческом освещении. Том 3») говорит о том, что с одной стороны все вышеназванные концепции дали много продуктивного при изучении литературных родов, с другой стороны, они не могут считаться полностью продуктивными, потому что в этих концепциях при описании родов литературы не учитываются признаки, связанные со структурой самого литературного произведения.
Не учитывая аспекты самого литературного произведения, Кожинов перечисляет признаки, связанные со структурой самого литературного произведения: разный объем словесного текста (сжатость в лирике, ограниченные размеры в драме, просторность, протяженность в эпосе), природа времени и темп развития (мгновенность, точность в лирике, перфектность, замедленность в эпосе, устремленность в будущее в драме), способ присоединения (свободное присоединение в эпосе, жесткая причинно-следственная связь между эпизодами – драма, единство лирического сюжета – лирика), специфика композиционно-речевых форм (лирика – монолог, драма – диалог, эпос – смешение).
Кожинов пишет о том, что родовые свойства литературного произведения – наиболее общие, универсальные, которые существуют как на поверхности текста, так и на его глубине.
В современном литературоведении учитываются все предшествующие критерии (условия)
Современный подход принято описывать по трем критериям:
1) Композиционно-речевая организация
Каждый литературный род имеет свой предмет изображения. Один субъект речи – лирика, первичный и вторичный субъект речи – эпос, чередование реплик плюс авторские ремарки – драма. Это самый поверхностный критерий
2) Характер развития действия в литературном произведении. Тип, ситуация, события, композиция, которые лежат в основе развития действий. P.S. может оказаться решающим.
3) Предметно-смысловая сфера. Литературный род имеет свой предмет изображения. Современное литературоведение литературные роды рассматривает как архитектонические формы, т.е. как формы организации жизненных ценностей.
Согласно традиционной точке зрения у нас три литературных рода: лирика, эпос и драма. Однако, существовали другие точки зрения относительно количества литературных родов. В XXвеке была попытка обосновать роман в качестве четвертого литературного рода. В. Днепров выпустил статью «Роман как новый род поэзии». Были попытки уже другими литературоведами обосновать в качестве четвертого литературного рода сатиру, однако эти точки зрения не закрепились в литературоведении. Помимо произведений, четко относящихся к тому или иному литературному роду, существуют произведения, которые соединяют в себе черты разных литературных родов. Это межродовые формы. Баллада – это как раз межродовая форма (лироэпическая).
(48)Драма, как литературный род. Драматические жанры
... произведениях используются почти все средства художественной выразительности. Жанры: - эпопея; - роман; - эпическая поэма; - повесть; - рассказ; - очерк; - сказка; - былина. (46)Лирика, как литературный род. Лирические жанры. Лирический герой. Лирика - литературный ... происходит поворот к человеку как к личности, начинает появляться эпос как род литературы в нашем современном понимании. Между ведение ...
Помимо межродовых форм существуют еще и внеродовые формы (произведения, которые лишь в незначительной степени обладают родовыми признаками, а то и лишены их вовсе) (эпиграмма, очерк).
Лирика как род литературы
1. Предмет лирики как литературного рода
2. Специфика лирического события и лирического сюжета.
3. Семантическая структура лирического произведения
Гегель в лекциях по эстетике так определяет предмет лирики: предмет лирики – выражение содержания и деятельности самой внутренней жизни. Все слова в этой формулировке для Гегеля значимы. Причем особенно значимо слово «выражение». Геннадий Николаевич Поспелов в учебнике «Введение в литературоведение» говорит о том, что предметом лирики является сама внутренняя жизнь. Несмотря на то, что Поспелов ссылается на Гегеля, в формулировке Поспелова слово «выражение» пропущено, и подход Поспелова не может считаться в должной мере продуктивным, потому что подход Поспелова не позволяет провести границ между лирикой и другими литературными родами. Доказать это очень просто: если мы рассмотрим такой жанр, как психологический роман. Предметом психологического романа является внутренняя жизнь. Но это совсем не будет означать, что психологический роман мы отнесем к лирике. И по сему подход Поспелова работает не всегда.
Для того, чтобы выражение внутренней жизни (по Гегелю) не оказалось случайным, сама внутренняя жизнь субъекта должна быть поэтичной. Это значит, что чувства и переживания субъекта помимо своей уникальности (единичности) должны обладать некой универсальной, всеобщей значимостью. В лирике всеобщность переживаний субъекта достигается не предметом изображения (по Гегелю содержание и предмет могут быть случайными), а рождается формой поэтического произведения, формой лирического высказывания. В лирике важен вопрос «КАК?». Лирика предполагает особый статус поэтического слова в лирическом произведении. С точки зрения Тамарченко лирическое событие – это всегда событие высказывания или событие рождения поэтического слова. Поиск слова, наименования для выражения собственной внутренней жизни есть неотъемлемая часть лирического события, а иногда и все его содержание. Неслучайно одно из стихотворений Мандельштама начинается со строки «Я слово позабыл, что я хотел сказать».
«Это утро, радость эта…». Последняя строка «Это все весна» подытоживает. Пример Фета доказывает, что лирическое событие – это событие высказывания или событие рождения поэтического слова. Субъект лирического переживания вбирает в себя внешний мир, переживает его в своей внутренней стихии (внутри себя) и, после того, как внешний мир стал для него чем-то внутренним, выражает его, находя для этого соответствующее слово.
Лирическая новелла как жанр русской «поэзии сердца»
... Такая прозаизация (в негативном значении этого слова) нередко оборачивается изменой основному принципу лирического творчества, безуспешной попыткой со стороны лирики освоить то, что уже давно освоено прозой. ... все-таки недооценил возможности трансформации эпических и драматических начал в лирике. О соотношении в лирической поэзии внешней и внутренней ситуации (а ведь именно такое соотношение ...
Лирика предполагает минимальную дистанцию между автором и героем, автором и читателем, героем и читателем. «Это мои слова, я чувствую тоже самое» — такова типичная реакция читателя на лирическое произведение. Такая читательская реакция объясняется особым статусом лирического персонажа. Лирический персонаж характеризуется предельной обоснованностью (предмет внешности, социального статуса, возрастных характеристик. Одним из свойств лирического персонажа является его анонимность (безымянность).
Как раз в силу обобщенности лирического персонажа читателю легко отождествить себя с ним. При этом логические связи между словами в лирике могут отсутствовать. Однако, несмотря на отсутствие логических связей, лирика все равно обладает большой внушающей заражающей читателя силой. Способность лирики обладать большой внущающей заражающей читателя силой называется суггестивностью.
3. Семантическая структура лирического произведения. (по концепции Тамары Исааковны Сильман).
Эта концепция изложена в книге «О лирике». Она исходит из того, что в лирике по-особому организовано художественное время. В лирике миг может быть пережит как вечность, а вечность как мгновение. На основании этого Сильман выделяет две части в лирическом произведении: эмпирическая и обобщающая. Как их разграничивать? В эмпирической части появляется многообразие предметного мира, четко отделенных друг от друга временных планов, появляются конкретные факты биографии субъекта переживания. В обобщающей части появляется универсальное время (когда прошлое, настоящее и будущее стягиваются в одну точку).
Это и миг, и вечность одновременно. Обобщающая часть фиксирует миг постижения субъектом переживания вневременной сути происходящего, вневременного смысла происходящего.
Н-р. моностих Джузеппе Унгаретти
«И я люблю тебя, люблю тебя; и это нескончаемое страдание». Здесь есть конкретный факт биографии лирического героя. И этот факт присвоен к настоящему.
«Когда волнуется желтеющая нива…». В первой строфе идет речь о осени, во второй о весне, в третьей о зиме. А четвертая – обобщающая часть, т.к. там появляется универсальное время. Универсальное время как правило грамматически выражается с помощью настоящего времени, но не всегда. Универсальное время не зависит от глагольной формы.
Стихотворение Тарковского «Балет» состоит из 6 строф. В первых пяти идет описание балетного спектакля (эмпирическая часть).
Пятая строфа заканчивается вопросом «Так что же такое искусство?». Шестая строфа – некий ответ на вопрос. Глаголы в ней стоят в будущем времени, но время там универсально, т.к. это ответ на вопрос, чем искусство считается ВООБЩЕ. Обобщающая часть очень часто стоит в конце лирического произведения, но не всегда (может стоять в начале, в середине, может быть разорвана эмпирической частью).
Тема данного а Любовная лирика Анны Ахматовой новое умение видеть ...
... Ахматовой? 3) Истинный лиризм. Как раскрывается это понятие в ранней лирике Ахматовой? Основная часть реферата излагает различные точки зрения критиков, литературоведов на данные проблемы, ... - пояснить необходимость такой концентрации выражения душевных переживаний в стихах А. Ахматовой. Обобщая цели и задачи исследователей творчества А. Ахматовой, можно обозначить несколько проблем, которые ...
Эмпирическая часть в лирическом произведении может вообще отсутствовать, обобщающая часть присутствует в любом лирическом произведении, потому что универсальное время – одно из основных свойств лирики.
У Пастернака есть стихотворение «Определение поэзии».