МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М.АКМУЛЛЫ»
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ
Кафедра общей и экспериментальной психологии
Лабораторная работа №3 по дисциплине «Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований»
Тема: «Полустандартизированная беседа (на материале изучения самооценки взрослого человека).»
Выполнила: Кривольцевич Е.В.
студентка 2 курса,
гр. ППОПО-21-13
Проверила: Нестерова И.Н.
Уфа 2014
Лабораторная работа №3 «Беседа»
Введение
Цель: Освоение метода беседы. Определить суть навыков, необходимых для ведения беседы.
Беседа – метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации, включает в себя вопросы-ответы
Беседа может быть диагностическим (обнаруживает), коррекционной (формирует).
Метод беседы может дать ценные результаты при таких условиях:
1) четкое определение исследователем цели беседы;
2) четкое планирование системы вопросов;
3) система вопросов должна соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям обследуемых, быть динамичной, т.е. содержание следующего вопроса должно зависеть от содержания ответа на предыдущий т.д.;
4) беседа должна быть непринужденной, доброжелательной.
Применение методов бесед и интервью в научных исследованиях дает наибольшую эффективность в том случае, когда ученый-педагог четко намечает цель предстоящей беседы или интервью, намечает круг основных и вспомогательных вопросов, которые позволят выяснить сущность интересующих исследователя проблем. При продумывании вспомогательных вопросов педагог учитывает возможные варианты беседы и предусматривает ее ход в случае позитивных или отрицательных ответов. Эффективность беседы во многом зависит от умения создавать в общении благоприятную морально-психологическую атмосферу, наблюдать за поведением собеседника, его мимикой, эмоциональными реакциями, желанием отвечать или уходить от ответов. Наконец, важно предусмотреть удобные формы фиксации получаемой информации по ходу беседы и интервью.
Отличительные особенности беседы и интервью
Отличительные особенности методов беседы и интервью Заключение Список использованной литературы Приложение 1 интервью беседа коммуникатор невербальный Введение Актуальность методов интервью и беседы достаточно высока. Их можно ... в моей работе являются методы интервью и беседы. Целью данной курсовой работы является анализ методов интервью и беседы и выявление отличительных особенностей двух ...
Степень стандартизации беседы зависит от того, насколько подробно разрабатывается ее предварительный план и насколько точно осуществляется его реализация.
- Стандартизированная беседа строится в строгом соответствии с заранее составленным планом, когда исследователь, придерживаясь неизменной стратегии и тактики, предъявляет каждому испытуемому предварительно подготовленные вопросы, сохраняя неизменными их формулировку и последовательность.
- Свободная беседа, в ходе которой исследователь, придерживаясь некоторой общей стратегии, имеет возможность менять тактику по ходу опроса в зависимости от складывающейся ситуации.
- Частично стандартизированная беседа, сочетающая достаточно четкую стратегию с относительно свободной тактикой. Больше всего распространена на практике.
- Нерефлексивное слушание состоит в умении внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями.
Нерефлексивное слушание способствует аттракции в ситуациях, когда собеседник:
· горит желанием высказаться;
· хочет обсудить то, что его больше всего беспокоит;
· испытывает трудности выразить свои заботы и проблемы;
· является человеком, занимающим более высокое положение.
- Рефлексивное слушание характеризуется активной обратной связью с говорящим. Оно позволяет более точно понять собеседника, а без этого аттракция невозможна. С другой стороны, быстро достигнутое понимание способствует аттракции.
Трудности, стоящие на пути понимания, проистекают из следующих причин:
· предубеждение (часто мы слышим то, что хотели бы услышать, а иное воспринимаем с трудом);
· многозначность большинства слов (их можно понять по-разному в зависимости от предварительного ожидания или установки);
· неумение точно сформулировать мысль.
Методика
Частично стандартизированный тип беседы на материале исследования самооценки по методике Дембо-С.Я.Рубинштейн. Методика является классической в области изучения самооценки.
На листе бумаги проводят вертикальную черту, в отношении которой обследуемому говорят, что она обозначает «счастье», причем верхний полюс соответствует состоянию полного счастья, а нижний занимают самые несчастные люди. Обследуемого просят обозначить на этой линии свое место.
Такие же вертикальные линии проводятся и для выражения самооценки по шкалам «ум», «характер», «здоровье».
Затем сразу же приступают к беседе, в которой выясняется содержание представлений испытуемого о счастье, здоровье, характере и уме, о самом себе.
Самооценка понимается как восприятие субъектом своей ценности по сравнению с другими людьми.
Предлагаемая в данном случае процедура позволяет описать самооценку испытуемого в достаточно общем виде на основе анализа содержания ее вербальных компонентов.
Методические цели задания.
Знакомство с частично стандартизированным типом беседы предполагает:
1) подготовку программы беседы и подробную разработку ее тактики (системы и типов вопросов);
2) самостоятельное проведение беседы;
3) подробный разбор проведенной беседы с анализом типичных ошибок;
Исследование самооценки женщин с различным семейным статусом
... Предметом исследования является уровень самооценки испытуемых. Люди часто испытывают чувство ... причина того, что брак способствует счастью или, по крайней мере, служит ... здоровья. В классической концепции Джеймса представление об актуализации идеального Я положено в основу самооценки, ... самооценку. Если е человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, ...
4) составление заключения по результатам анализа содержания проведенной беседы;
5) знакомство со способами усиления достоверности собираемых данных.
Обработка результатов
Используя отметки на шкалах, поставленные испытуемым, анализируем полученные результаты самооценки по каждой из четырех основных шкал (здоровье», «ум», «характер», «счастье»).
Счастье: у испытуемого по шкале «счастье» выявлена завышенная самооценка. Он счастлив, но стремится быть еще счастливее. Испытуемый возбужден, весел. Разрыв между отметками реального и идеального не большой(минимальный).
Ум: у испытуемого по шкале «ум» выявлена адекватно завышенная самооценка. Испытуемый серьезен и внимателен. Разрыв между отметками реального и идеального не большой.
Характер: у испытуемого по шкале «характер» выявлена завышенная самооценка. Испытуемый весел, скрывает свои недостатки. Разрыв между отметками реального и идеального не большой.
Здоровье: у испытуемого по шкале «здоровье» выявлена адекватно заниженная самооценка. Но он не признает этого. Разрыв между отметками реального и идеального значительный(максимальный).
Вывод
Самооценка испытуемого целостная, все части ее взаимосвязаны между собой. Разрыв между отметками в среднем не большой. Максимальный разрыв по шкале «здоровье». Самооценка адекватно завышенная. Испытуемый уверен в себе и достаточно хорошо знает себя. Из-за неудач сильно не расстраивается, старается всегда добиваться лучшего.