ВЗАИМОСВЯЗЬ МОТИВАЦИОННО ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЫ И СТРЕСС — СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА !!!Внимание приложения в работе отсутсвуют!!!

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО — МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ МОТИВАЦИОННО – ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЫ И СТРЕСС — СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА 8

1.1. Понятие стресс — совладающего поведения в рамках различных теоретических подходов в современной психологии 8

1.2. Факторы, влияющие на стратегии совладающего поведения в период юношества 16

1.3. Взаимосвязь мотивационно – потребностной сферы и стресс — совладающего поведения лиц юношеского возраста 21

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МОТИВАЦИОННО – ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЫ И СТРЕСС — СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДНИЯ У ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА 30

2.1. Общая характеристика эмпирического исследования и психодиагностических методик 30

2.2. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования 34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42

ПРИЛОЖЕНИЕ А ТАБЛИЦЫ ЭМПИРИЧЕСКИХ ДАННЫХ

ПРИЛОЖЕНИЕ В ТАБЛИЦЫ СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ

ВВЕДЕНИЕ

Современная жизнь трудна и противоречива, что порой человеку непрерывно приходится справляться с различными препятствиями и трудностями, которые встречаются на его пути. Чтобы ощущать себя, защищено, человек должен находить пути и способы преодоления проблем. Одним из способов, позволяющим человеку, осуществить психологическую адаптацию во время переживаемого стресса, является копинг. Сейчас в психологии существует немало определений понятия «копинг». Что же касаемо термина «совладающее поведение», то он возник в психологической науке в 90-е годы XX века и связан с работами таких ученых, как К.К.Платонов, Б.М.Теплов и др.

Суть копинг — поведения заключается в том, чтобы индивид постарался справиться с жизненными трудностями, либо уменьшил их негативное воздействие на организм. Когда-то, некоторые ученые считали, что способность приспосабливаться, имеет место только в экстремальных жизненных условиях, но сейчас совладение является неотъемлемой частью поведения индивидуума при взаимодействии с повседневной жизнью. Умение разрешать сложные ситуации, является важным показателем уровня развития личности.

На сегодняшний момент, проблема совладающего поведения становится весьма актуальной и активно разрабатывается в современной психологии. Значимый интерес представляют вопросы о том, как человеку удается справиться с трудностями, а в особенности способы их разрешения. Проблематике совладающего поведения отведено огромное количество зарубежных исследований (Дж. Паркер, Р. Моос, П. П. Виталиано и многие другие).

3 стр., 1459 слов

Негативное воздействие стресса на организм человека

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»     Западный филиал РАНХиГС Дисциплина: «Основы безопасности жизнедеятельности » Тема:«Психологическая уравновешенность и её значение для здоровья»   Преподаватель: Салов О.Л. ...

В России исследование проблематики совладающего поведения можно найти в работах Т.А. Даниловой, Л.И. Анцыферовой, Е.С. Балабановой и др. Суть как зарубежных, так отечественных работ, заключается в исследовании и описании разного рода стратегий совладания, реализуемых в трудных жизненных ситуациях.

………….

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамова Г.С. Поток жизни / Психология возрастных кризисов. — Мн., 2000. – 235 с.

2. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование жизненных ситуаций и психологическая защита / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал, — 1994. — Т.15, №1. — С.3-18.

3. Анцыферова Л.И. Способность личности к преодолению деформаций своего развития / Л.И Анцыферова // Психологический журнал, – 1999. — Т. Т. — С. 6-20.

4. Арестова О.Н. Индивидуальные особенности функционирования защитных механизмов / О.Н. Арестова, Н.В. Калинина // Вест. Моск. Ун-та. Сер.14. Психология. — 2000. — №1. — С. 20-28.

5. Битюцкая Е.В. Методологические аспекты изучения копинг-поведения: учет ситуационных факторов // Психология перед вызовом будущего: материалы научной конференции, приуроченной к 40-летнему юбилею факультета психологии. — М.: МГУ, 2006. — С. 203 – 205.

6. Битюцкая Е.В. Особенности когнитивного оценивания трудных жизненных ситуаций // Ананьевские чтения: материалы научно-практической конференции / Под ред. Л.А. Цветковой, Л.М. Шипицыной. – СПб.: Изд-во С.- Петербурского университета, 2005. — C. 95 – 97.

12 стр., 5899 слов

1.Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических исследований

Психология-наука о душе. Психология- наука изучающая закономерности возникновения, формирования, развитие психики людей, психологии групп людей в различных условиях жизни. Объект-человек, группа людей. Предмет-психика человека, психология группы В отечественной психологии выделяются следующие четыре группы методов: организационные, эмпирические, методы обработки данных и методы коррекции. ...

7. Бодров В.А. Когнитивные процессы и психологический стресс // Психологический журнал, — 2004, № 6. — С.121-128.

8. Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Психологический журнал, – 2005. — Т. 16, № 3- С. 90-101.

9. Габдреева Г.Ш. Психологическая защита личности в хронических стрессовых ситуациях / Г.Ш. Габреева // Ученые записки Казанского государственного университета. Сер Гуманитар. науки. — 2007. — № 1. — С.84-94.

10. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, 2002. – 336 с.

11. Грановская Р.М., Никольская И.М. Психологическая защита у детей. — СПб.: Питер, 2003. — 289с.

12. Дорожевец Н.А. Когнитивные механизмы адаптации к кризисным событиям// Журнал практического психолога, – 2006. — № 4. – С. 3 – 16.

13. Крюкова Т.Л. Возрастные и кросскультурные различия в стратегиях совладающего поведения // Психологический журнал, — 2005. — Т.26, №2. — С.5-16.

14. Крюкова Т.Л. Семья: стресс, копинг, адаптация: проблемы психологии совладающего поведения в семейном контексте/ Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская. – Кострома: КГУ, 2003. — 170 с.

15. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения. – Кострома: Авантитул, 2004. – 57с.

16. Кузнецова Е.В., Петровская В.Г., Рязанцева С.А. Психология стресса и эмоционального выгорания: Учебное пособие для студ. факультета психологии. — Куйбышев, 2012. — 96 с.

17. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования// Эмоциональный стресс/ Под ред. Л. Леви. — Л.: Медицина, 1970. – С. 178 – 208.

18. Магомед — Эминов М.Ш. Позитивная психология человека. От психологии субъекта к психологии бытия. – М.: Экономпресс, 2005. – 560 с.

19. Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями. Теоретический анализ // Журнал социологии и социальной антропологи, – 2008. — Т. 1, № 2. — С.35- 41.

20. Психология совладающего поведения : материалы II Междунар. науч. -практ. конф., Кострома, 23–25 сент. 2010 г. В 2 т. Т. 2 / отв. ред. Т. Л. Крюкова, М. В. Сапоровская, С. А. Хазова. – Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2010. – 241 с.

5 стр., 2236 слов

Психология. Психологический словарь

А.Я. Психология >> Психологический словарь Страх. В традиционной психологии принято относить страх к числу эмоций астенических, т. е. понижающих жизнедеятельность. Страх действует угнетающе на психическую деятельность и тем более на интеллектуальную работу. Состояние опасности вызывает эмоцию страха. Люди храбрые, мужественные умеют, однако, побеждать эту эмоцию и владеть собой: это ...

21. Рогов Е.И. Общая психология. Курс лекций. – М.:ВЛАДОС, 1998. – 448 с.

22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2000. — 712 с.

23. Туревская, Р. А. Диагностика механизмов и функции регуляции переживаний в подростковом возрасте / Р.А. Туревская // Вестн. психосоциал. и коррекц.- реабилитац. работы, — 1994. — №2. — С. 29-51.

24. Фоминова А.Н. Причины эмоционального дискомфорта учащихся младших классов и условия его преодоления: автореф. дис. на соиск. уч. ст. кандидата психол. наук. – Н. Новгород: Нижегородский гос. педагогический университет, 2000. — 144с.

25. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы — М.: Педагогика — Пресс, 2003. – 140 с.

26. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность — М.: Мир, 2006. — 450 с.

27. Холодна