Взаимосвязь экстраверсии/интроверсии и уровня эмпатии

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. Исследование экстраверсии, интроверсии и эмпатии в психологии

1.1 Жизнь и эксперементальные исследования над экстравертами/интравертами…………………………………………………..5

1.2. Анализ исследования эмпатии…………………………………….10

1.3. Влияние экстра/интроверсии на уровень эмпатии в процессе соционизации личности…………………………………………………………19

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКСТРАВЕРСИИ-ИНТРОВЕРСИИ И УРОВНЯ ЭМПАТИИ.

2.1.Исследование экстра/интроверсии………………………………………………………….….24

2.2.Исследование уровня эмпатии…………………………………………….26

Заключение………………………………………………………………………30

Список литературы………………………………………………………………32

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Некоторые свойства личности существенно влияют как на цели и процесс общения, так и на его эффективность. Одни из них способствуют успешному общению (экстравертированность, эмпатийность, толерантность, мобильность), другие его затрудняют (интровертированность, властность, конфликтность, агрессивность, застенчивость, ригидность).

В настоящее время существует уже множество теорий психологических типов, но среди них имеются только несколько теорий, направленных на изучение таких индивидуально-психологических различий человека, как экстраверсия и интроверсия. Наиболее популярными из них является теория психологических типов К.Г. Юнга, где он впервые ввел понятия «экстраверсия» и «интроверсия», и теория Г. Айзенка, в которой в основном рассматривалось количественное соотношение экстраверсии/ интроверсии у конкретного субъекта.

Актуальность исследования определяется тем, что до сих пор в психологии не уточнены отдельные характеристики данных психологических типов: причины их появления, их связь с темпераментом, характером человека, а также с влиянием на личностный рост и самосовершенствование.

Объектом исследования являлись ученики 8-9классов МБОУ СОШ №2 г.Мичуринска, а предметом — уровень экстраверсии-интроверсии и уровень эмпатии.

Актуальность исследования определила цель и задачи работы:

Цель данного исследования заключается в изучении психологических характеристик экстраверсии/ интроверсии и их связь с уровнем эмпатии.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

12 стр., 5876 слов

Типы по Юнгу (интроверсии и экстраверсии)

Типы по Юнгу Введение Помимо многих индивидуальных разли­чий человеческой психики существует также типическое различие , и, прежде всего, два резко различных типа, названных Юнгом типом интроверсии и типом экстраверсии . «Рассматривая течение человеческой жизни, мы видим, что судьбы одного обусловливаются преимущественно объектами его интересов, в то время как судьбы другого — прежде всего его ...

1. Изучить существующие в научной литературе подходы к проблеме психологических типов личности.

2. Рассмотреть сущность понятий «экстраверсия», «интроверсия» и «эмпатия».

3. Провести экспериментальные изучения уровня экстраверсии-интроверсии и уровня эмпатии .

4. Выявить основные свойства, характеризующие типичных экстравертов и интровертов.

5.Определить пути пересечения экстраверсии/интроверсии и уровня эмпатии.

Гипотеза: существует взаимосвязь между уровнем экстраверсии/интроверсии и уровнем эмпатии у подростков.

Исследование проводилось на 20 учениках(10 девочек,10мальчиков) с помощью опросника Г.Айзенка — EPI и методики «Диагностика уровня эмпатии» И.М.Юсупова.

ГЛАВА 1. Исследование экстраверсии, интроверсии и эмпатии в психологии

1.1 Жизнь и эксперементальные исследования над экстравертами/интравертами

Деление людей на типы экстравертов и интровертов осуществляется с учетом таких качеств, как коммуникабельность, разговорчивость, честолюбие, напористость, активность и ряд других.

Интроверты скромны, застенчивы, склонны к уединению. Они сдержанны, сближаются только с немногими, поэтому имеют мало друзей, но преданы им. Экстраверты, наоборот, открыты, обходительны, приветливы, общительны, находчивы в разговоре, имеют много друзей, склонны к вербальному общению. Они коммуникабельны, разговорчивы, честолюбивы, напористы и активны. Даже если экстраверты спорят, они допускают влияние на себя. Экстраверты внушаемы, доступны влиянию других лиц.

Интроверты медленно устанавливают связи и трудно входят в чуждый им мир эмоций других людей. Они с трудом усваивают адекватные поведенческие формы и поэтому часто кажутся «неловкими». Их субъективная точка зрения может оказаться сильнее объективной ситуации.

Из-за более тщательного обдумывания своей речи интровертами у них по сравнению с экстравертами речь замедленна, с длительными паузами.

В школах дети, которые сидят за партой в одиночку, нередко получают статус изгоя. В офисах неспособность работать в команде приравнивается к неспособности работать вообще. Правила любой корпоративной культуры кричат: «Доброжелательность! Общительность! Командная работа!» В Facebook меньше 300 друзей? Да вы просто неудачник. Мы живём в мире экстравертов [1].

6 стр., 2550 слов

Баллы по шкале экстраверсия – интроверсия

Тест Айзенка Для определения Ваших индивидуальных психофизиологических свойств предлагается надежный тест английского психолога Г.Айзенка ЕРl (Eysench Personality Inventory). Тест направлен на выявление 2 основных характеристик личности: 1. ЭКСТРАВЕРСИЯ – ИНТРОВЕРСИЯ. 2. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НЕУСТОЙЧИВОСТЬ – СТАБИЛЬНОСТЬ. Первая характеристика подразделяет людей на экстравертов («обращенных наружу») и ...

Кажется, что детям, которые боятся выступлений перед сопартниками, которые любят работать в одиночку, не умеют каждый день заводить новые знакомства и вообще предпочитают тихие вечера дома шумным вечеринкам, нет места в современном обществе. Интровертов, то есть обладателей спокойного темперамента, нацеленного на собственные мысли и переживания, наделяют неприятными ярлыками. «Угрюмый», «необщительный», «замкнутый», «скучный», «слишком тихий», «не такой, как все».

Другими словами, уровень экстраверсии определяет только то, сколько у вас друзей, а не хороший ли вы друг. Психологи Йенс Асендорф и Сюзанна Уилперс из Университета Гумбольдта провели исследование с участием 132 школьников 8-9 классов. В задачи исследования входило определение влияния разных личностных качеств на взаимоотношения школьников с их ровесниками и членами семьи. Психологи сфокусировались на качествах, вошедших в так называемую «Большую пятёрку»: интроверсия — экстраверсия, конформность, открытость опыту, добросовестность, эмоциональная стабильность. (Многие специалисты по психологии личности считают, что личность человека в основном можно охарактеризовать по этим пяти компонентам.)

По предположению исследователей, школьникам-экстравертам будет легче завязывать дружеские отношения, чем интровертам, и этот прогноз подтвердили результаты эксперимента. Но если бы интроверты были действительно асоциальны, а экстраверты — просоциальны, можно было бы предположить, что самые гармоничные отношения складывались бы именно между экстравертами. Между тем, школьники, у которых было меньше всего конфликтов во взаимоотношениях, набрали большое количество баллов по такому параметру, как конформность. Обычно те, кому свойственна эта черта, — это добрые, любящие, всегда готовые помочь люди. Специалисты по психологии личности установили, что, сидя перед экраном компьютера, где выведены разные слова, они фокусируют внимание на таких словах, как «забота», «утешение», «помощь», и в меньшей мере — на словах «похищение», «оскорбление» и «притеснение». Интроверты и экстраверты могут быть в равной степени покладистыми; прямой зависимости между экстраверсией и конформностью не существует. Это объясняет, почему некоторым экстравертам нравится то эмоциональное возбуждение, возникающее у них при общении с окружающими, но у них не всегда получается хорошо ладить с самыми близкими людьми.

3 стр., 1017 слов

Маклаков А. Общая психология Издательство Питер. (2010) !!!

Воля. Вопросы для самостоятельной работы 1. В чем проявляются основные функции воли? 2. В чем заключается существенное отличие между произвол и непроизвольным действием? 3. Что такое волевое усилие и какими факторами оно вызыва 4. Что такое сила воли и чем она обусловлена? 5. Каковы основные этапы развития сложного волевого дейс 6. Чем в психологическом отношении отличаются понятия ние” и “воля”? ...

Во многих случаях юноши и девушки по-разному ведут себя в конфликте, то же самое можно сказать об интровертах и экстравертах. Согласно результатам исследований, интроверты склонны избегать конфликтов, а экстраверты вступают в конфронтацию для преодоления разногласий, спокойно воспринимая откровенный, даже конфликтный метод ведения спора [2].

Эти подходы диаметрально противоположны, поэтому между школьниками непременно возникают трения.

Когда школьники применяют совместимые стили ведения спора, возникающие между ними разногласия дают каждому из них возможность понять точку зрения другого. Результаты исследований, проведённых психологом Уильямом Грациано, убедительно доказывают, что ответ на этот вопрос может быть утвердительным.

Грациано разделил группу из 61 школьников мужского пола на команды, которые должны были сыграть условный футбольный матч. Участникам первой команды дали задание провести игру, опираясь на взаимодействие. «Футбол приносит нам пользу; для того чтобы добиться успеха в футболе, члены команды должны уметь работать вместе». Вторую команду попросили провести игру, сделав акцент на соперничестве. Затем каждому школьнику показали слайды и ознакомили с выдуманными биографическими данными о членах их команды и команды соперников, после чего предложили определить, какие чувства они испытывают по отношению к другим игрокам. Различия между интровертами и экстравертами оказались просто поразительн……..

CПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1) Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях: учеб.пособие/В.Г.Крысько.-СПб.:Питер,2006.-254с.Аушра Аугустинявичюте. Дуальная природа человека. — Вильнюс: 1983.

8 стр., 3510 слов

Содержание понятия “игра”. Исследователи в области педагогики и психологии детской игры. Происхождение детской игры

  Игра – сложный социокультурный феномен, неотъемлемая жизнь человека, сопровождающая его от рождения до последних дней, отмечают многие исследователи в области разных наук о человеке (Н.П. Аникеева, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.). Что такое игра? Определений содержания понятия “игра”, “игровая деятельность” очень много. Словарь русского языка слово игра определяет как “ ...

2) Психология развития: учебник / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Маркотина, Т.Г. Стефаненко и др.; под ред. Т.Д. Марцинковской — М.:Академия, 2005.-528 с.

3) Большой психологический словарь. Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. — М.: 2003 — 672 с.

4) Психология личности. Учебное пособие / под. ред. проф. П. Н. Ермакова, проф. В. А. Лабунской. — М.: Эксмо, 2007 — 653 с.

5) Психологическая диагностика. Под. ред. Акимовой М.К. — СПб.: Питер, 2005 — 304 с.

6) Ильин Е. П. Эмоции и чувства. — СПб: Питер, 2001. — 752 с.

7) Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1975. № 2. С. 147-156.

8) Шейнов В.П. Скрытое управление человеком (Психология манипулирования)/ В.П.Шейнов. — М., 2006.