Внутриполитическая пропаганда в СССР 1935-1939 годов: материалы газеты «Правда» в социально-психологическом аспекте проблемы 2

Омский Государственный Университет

Кафедрасовременной отечественной истории.

Курсовая работа

Тема

: Внутриполитическая пропаганда в СССР 1935-1939годов:

Материалы газеты  »  Правда » в социально-психологическом

аспекте проблемы.

Выполнил: Романенко Т.Л.

Научный       руководитель

к.и.н. АЛИСОВД.А.

ОМСК-1995.

Содержание.

    Введение  ………………………..……… .3

    Пропаганда и газета………………………. 8

    Партия  и пропаганда .  …………………… .18

    Социально-психологическое

    содержание центрального органа страны ………. 25

    Заключение .  ………………… .  ………. .36

    Список использованных источников и литературы… 39

Введение.

     Российская история всегда представлялаинтерес  для любого здравомыслящегочеловека и тем более для исследователя. Народ и государство ,  религия и общество во все времена, будь торанняя  история или современность ,  настолько занимательны ,  что выбор периода для исследованияпредставляет собою значительную трудность, поскольку в каждом из них можнонаблюдать любопытные факты и тенденции. Мне же хотелось остановиться на истории советского периода. Для этогоесть несколько оснований. Во-первых, всегда интересно общество , стремящееся к совершенству ,  иодним  из таких обществ являетсяроссийское.  Именно тот особый путь покоторому шла Россия для достижения этой цели ,  представляющий  собою тайну , которую пытается раскрыть целая армия ученых, привлекает мое внимание.Оно сильно и потому, что как патриота своей Родины, меня беспокоит дальнейшееее развитие, а для будущего просто необходимо иметь прошлое ,  как можно более богатое событиями ипроисшествиями.  В них необходимо находитьи тщательно разбирать те ошибки , которые не должны  быть вновьсовершены.

     Подходящим временным отрезком  для познания  и  осознания служит  так называемый период » сталинскогототалитаризма «, выросшего на абсолютно гуманистической  идее построения  лучшего общества, ноставшего символом жесточайшей в истории централизованно-террористическойсистемы  с  гигантской и  чрезвычайно разветвленной сетьюлагерей и общих могильников.  Миллионы нив чем не повинных людей нашли свою смерть в огромном концентрационном лагере,называвшемся Советский Союз.

12 стр., 5970 слов

Краткое содержание Дон Жуан, или каменный гость Мольер

1. XVII век как особая культурно-историческая эпоха. Барокко и классицизм. К кон. 16-го в. искусство и литература подошли к творческому кризису. Ренессансная идея господства человека в мире благополучно скончалась. В Ренессансе считалось, что мир – это место, где человек должен реализовать свое «я», гуманисты верили, что человечество посвятит себя творческому процессу. А на самом деле мир оказался ...

     Почему же идея коммунистическогостроительства, являющаяся и по сию пору одной из величайших идей человечества,  породила такую жесточайшую систему ?  И почему эта  самая  система смогла просуществовать на протяжениимногих лет? Ответа на эти вопросы у исторической науки до сих пор несуществует, но исследования ведутся и будут продолжаться еще долгое время.

     В данной работе не будет попытки ответитьна оба эти  вопроса целиком ,  но будет как можно яснее описан механизм,поддерживавший равновесие и стабильность тоталитарного государства в тридцатыегода. Причина же выбора периода 1937 — 1939 годов в том ,  что, очевидно, именно эти года и являютсяапогеем развития  сталинской  системы террора в советском государстве. Этопик развития не толькогосударственности тоталитарного  типа,но и крайняя степень развития советского общества образца двадцатых — пятидесятых годов. Люди, составлявшие российский социум в то время и беззаветноверившие в светлое коммунистическое будущее, с одной стороны; подвергались неменее беззаветным гонениям и репрессиям , со стороны обратной. Парадокс этот виден и на примере экономическогоразвития СССР, которое шло за счет миллионов заключенных ,  работавших на самыхтяжелых работах, но в то же время не стоит отрицать и факт существованиячрезвычайного  энтузиазма  в массах  ,  готовых перевернуть горы для собственнойРодины.

     И для того, чтобы разобраться в этомпарадоксе необходимо обратиться к одной из самых загадочных сторон общественнойжизни в тот период — к идеологии.

     «Идеология — это система взглядов иидей, в которых осознаются  иоцениваются отношения людей к действительности и друг к другу ,  социальные проблемы и конфликты, а также содержатсяцели  ( программы ) социальной деятельности , направленной на закрепление или изменение ( развитие ) данныхобщественных  отношений,» — такоетолкование идеологии дает философский энциклопедический словарь. Но нас болееинтересуют формулировки авторов , разрабатывавших данную тему. Все они как правило сходятся во мнении отом ,  что » …  идеология — это такое систематизированноеотражение общественного бытия, которое отражает интересы определенного  класса…»(1)-  как пишет  по  этому поводу В.Иванов  ,  а советский исследователь 70-х годов В.А.Ядовподдерживает его,  говоря,  что: «Идеология есть система взглядов иидей определенного класса или социальной группы.»(2)

14 стр., 6792 слов

Неравенство доходов. Социальная справедливость. Система социальной защищенности и ее развитие

... . Шведский ученый Г. Эспинг-Андерсен в 1991 году сгруппировал системы социальной защиты населения в зависимости от типа «идеологии» государственного устройства, выделив три основных: * Либеральный ... на дому пожилых людей и инвалидов. Все виды социального обслуживания можно разделить на три группы: социальный уход, социальная реабилитация и социальный приют. Социальный уход -- деятельность, ...

     Таково было мнение ученых относительноидеологии  в  60-70 года, но и в 1991 не противоречат имКолеватов В. и Носков А., заявляя: » Идеология ВСЕГДА ограниченагоризонтом интересов данной социальной общности… Она может содержать исодержит в себе объективное выражение ( и отражение )  интересов социальной группы ,  класса ,  профессионального сословия и др.»(3) Какмы можем увидеть, в каждом из этих определений, сформулированных в  различные годы ,  присутствует указание наклассовую основу идеологии, которую невозможно отрицать. На это-то мы иобратим внимание  ,  поскольку для нас особый интерес представляет общество в целом ,  а значит и те классы, из которых оно состоит.

      «Классы общественные  — ссылается  на В.И.Ленина краткийполитический словарь 1978 года издания — »большие группы людей,различающиеся  по  их месту в …  системе общественного производства…  — а также -… по их роли в общественной  организации труда  ,  аследовательно ,  по размерам той долиобщественного богатства, которой они располагают.» Это очевидно и споритьне приходится ,  не менее очевидно и то,что социалистическое общество предполагает наличие только трех классов  » органически слившихся в единый советский народ «, и вовсе невключает в себя класс эксплуататоров. В Советском Союзе дело обстояло совсем

9 стр., 4423 слов

Ценность идеологии как социального регулятора

... 1. Роль идеологии в общественной жизни 2. Идеология и управление обществом 3. Идеология как социальный регулятор Заключение Список ... производственные структуры, специальные институты, средства массовой информации и др.). Идеология - это форма сознания, которая является ... свои убеждения, или идеологию, до сознания людей. Идеология может доводиться до сознания людей через разъяснение, убеждение, ...

не  по этой схеме ,  хотя социализм все же был объявлен в конце30-х.  На деле существовала прослойкаэксплуататоров  трудового народа  , именовавшая себя » советской властью «.  «Сталинская власть по своейсоциально-классовой природе была властью государственно-партийной бюрократии,» (4)- пишет А.П.Бутенко, инеобходимо добавить ,  что эта самаябюрократия составляла значительную армию  людей  , занимавшихся  совершенно  номинальной работой ,  которую в здоровом государстве трудно ипредставить. При  этом огромный процентнаселения трудился в лагерях получая ничтожную часть произведенного продукта.Основная же доля национального дохода уходила на поддержание роскошного уровняжизни

властьимущих,  а также для поддержания стабильности иустойчивости существующего положения.

    Таким образом ,  можно говорить о прослойке ,  и даже целом классе ,  имеющем, без сомнения, собственнуюидеологию: собственные интересы и представления.  Но в то же время эта идеология никоим образомне совпадала с идеологией масс, по-прежнему мечтающих о коммунистическомобществе.  Верить в то, что коммунизмможно построить на костях граждан попросту трудно, а ведь именно эту политикуи проводило советское правительство в 20-50-е годы. И здесь появляетсянеобходимость создания и распространения массовой идеологии ,  как можно более подходящей для  советских граждан.  Проблемы в этом невозникало,  поскольку существовалазамечательная идея  ,  разрабатывавшаяся  в течении многих и многих лет. Но идею вырабатывали еще гуманистысредневековья,  совершенно не склонные кнасилию ,  и народ  мог  быпопросту не понять государственной политики, именно поэтому были необходимыметоды для сокрытия истинного положения вещей.

     Сталину это легко удалось, поскольку онмог распоряжаться прекрасной системой пропаганды и агитации ,  созданной еще первым  поколением большевиков.  Они достаточнохорошо понимали, что «… информация не является  чем-то  самостоятельным  ,  непредставляет  собой нечто абсолютное — заявляет Г.Клаус — ,  но имеетинформационный характер только в отношении к  системе  , воспринимающей информацию.»(5) А в тоже время- » …  Информироватьдругие системы — это лишь особая форма  управления,»(6)поскольку  »  … Информация — это используемая для управления сторона отражения,упорядоченное изменение,»(7)-как пишет Н.И. Жуков. С этим согласны икибернетики, пришедшие к выводу о том, что «… Информация нужна дляобеспечения управления, поэтому понятия информации и управлениясоотносительны.»(8)

13 стр., 6400 слов

Управление человеком и управление группой

Динамика групп и лидерство в системе менеджмента Человек составляет основу организации, ее сущность и ее основное богатство. Однако с позиций управления нельзя говорить о человеке вообще, так как все люди разные. Люди ведут себя по-разному, у них различные способности, различное отношение к своему делу, к организации, к своим обязанностям; люди имеют различные потребности, их мотивы к деятельности ...

        Французскийисследователь Поль Лайнбаджер писал: «… Информация  становится пропагандой ,  если лицо ,  публикующее ее, преследует какие-либоцели,»(9)- а о целях сталинского  режима мы  уже говорили. Но теперь необходимо представить : какие же результаты должно дать информирование общества абсолютнозакрытого для какой-либо альтернативной информации. Да ко всему прочемусуществует еще множество методов и приемов  пропаганды  и агитации, которые можно использовать вцелях усиления воздействия. Вот эти методы и способы пропагандирования, атакже степень его воздействия и являются предметом исследования в даннойработе.

     1) Иванов В.  Идеология: характер и закономерности развития. -М.: Политиздат, 1977.-С.25.

     2) Ядов В.А. Идеология как форма духовнойдеятельности общества. -Л.:  Лениздат,1961.-С.234.

     3) Колеватов В., Носков А.  Идеология: ликвидация недоразумений  или выработка новых подходов ?//  Коммунист. 1991. N4. С.43.

     4) Бутенко А.П. Откуда и куда идем: Взглядфилософа на историю советского общества.Л.: Лениздат, 1990.-С.155.

     5) Цит.по: Власов Ю.М. Пропаганда зафасадом новостей. -М.: Изд-во МГУ, 1976.-С.23.

     6) Там же: с.26.

     7) Там же.

     8) Там же.

     9) Там же: с.27.

10 стр., 4714 слов

Социальная работа как профессиональный вид деятельности

Социальная работа представляет особый вид деятельности, цель которой – удовлетворение социально гарантированных интересов и потребностей отдельных личностей, а также различных групп населения. Социальная работа – особый вид деятельности. Почему? Потому что социальной работой называется деятельность, направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней, не способным без посторонней помощи ...

Глава 1. Пропаганда и газета.

      Для того ,  чтобы идеология ( любая идеология ) могласуществовать ,  необходима  поддержка миллионов  людей  , нужны средства  и  механизмы распространения идеологических формул в народ .  Соковнин пишет об этом так-«Определенныеидеи ,  чтобы существовать в видеидеологии ,  должны быть воспринятымногими людьми. Они должны распространяться среди людей.»(1) Вот здесь-тои выходит на арену информация. Прежде всего «… никакая информацияневозможна без определенной цели. Тот, кто думает информировать   без  определенной   цели   и считает  возможным взаимоотношениетакого характера ,  тем самым уже  провозгласил цель,»- сообщаетF.Fatorello(2),  и с этим трудно несогласиться.  Применительно к пропагандеэто может обозначать то  ,  что даже самая нейтральная информация носит всебе какую-либо цель,

но ведь, говорясловами P.Lianbuger’а, «… Информация становится пропагандой, если лицо, публикующее ее, преследует какие-либо цели.»(3) Значит, любаяинформация является пропагандой. Попробуем проверить эту гипотезу, используяуже материалы советских исследователей.

     В.И.Бровик и И.В.Попович пишут:  «… Информация характеризует конкретныйакт отражения со стороны его содержания ,  без учета особенностей его какопределенного процесса.  Если свойствомотражения обладают все виды материи, то свойства информации  присущи материи лишь на таком уровне ее организации ,  на котором возникают процессы управления.»(4)Это  может  означать лишь то, что человек получаяинформацию служит объектом управления, независимо от ее качественных,содержательных характеристик ,  но втаком случае процессы управления возникают в социальной   информации  —   а   также  в   математических    и естественнонаучных  теориях.(5) Но  разница между социальной иестественнонаучными теориями все же существует, она в идентичности информациисоциальной и смысловой.  «Смысловаяинформация по своему характеру является социальной, так как она возникаетв  процессе  общения людей и отражает факты ,  события , явления…»(6) В свою очередь , математическая и  иные  информации скорее соотносятся состатистическим аспектом логической информации (7),  что формально отделяет их от социальной  сферы. Из этого  можно  сделать вывод об идентичности смысловой иполитической информации, которая является одним из видов социальной.

6 стр., 2939 слов

Роль информации в жизни человека и общества

Роль информации в жизни человека и общества. Человек, не отдавая себе отчета ежесекундно, ежеминутно пользуется громадным количеством информации, которую мы получаем от внешнего мира. В нас вложен огромный интуитивно-аналитический аппарат, который непрерывно перерабатывает огромное количество информации. И мы принимаем все решения не просто так, а мы принимаем все решения по результату сбора и ...

      Таким образом, политическая информациясуществует только при наличии смыслового момента в информировании, если же винформации  присутствуют одни лишь цифры,  она теряет свой социальный, а значити политический аспекты.

     Несколько слов  необходимо сказать  об основных принципахполитической информации.» Условно принципы политической  информации можно разделить на две группы. Первую из них составляют принципы, определяющие преимущественно характерсодержания информации ,  еенаправленность.  Это — научность,партийность, всесторонность информирования , его связь с  жизнью…  Вторую группу образуют принципы,обуславливающие выбор средств, форм, методов информации, ее организационнуюи методическую стороны. Это прежде всего оперативность, дифференцированность,популярность, доходчивость информирования и др.»(8) Кроме того,хотелось  бы  выделить «… Приемственность — важнейший принцип политическогоинформирования.  Он требует такогопостроения информационного материала , при котором последующее опирается на предыдущее и вместе с  тем подготавливает  восприятие  будущего.»(9)

     Теперь обратимся к принципам работыполитической  информации.  В общих чертах «… процесс политическойинформации представляет собой единство двух встречных потоков информации:сверху  — вниз  и  снизу — вверх.»(10) Воздействие наобщественное мнение — это то, что является первым из потоков,-«…происходит, во-первых, путем прямого и непосредственного влияния политическойинформации на общественное мнение; во-вторых, путем  опосредованноговоздействия на те явления и факты сознания, психику людей ,  которыеспособствуют процессу  формированияобщественного  мнения как социальнопсихологического феномена (потребности , интересы ,  установки ,  ценностные ориентации и др.).»(11)Второй же поток, идущий снизу, работает по принципу обратной связи — послеприема информации у реципиента появляются какие-то эмоции , отклики ,  поступающие кинформатору.

П.М.Якобсонописывает это так:»… когда в пропагандистском воздействии удалось глубокозатронуть чувства личности ,  товоспринятое содержание становится не толькло предметом размышлений, но иисточником волнений или настроения, побуждающей силой для новых желаний иустремлений.»(12) Таковы основные принципы работы  политинформации  ,  акак известно «… Значение осведомительно — информационной работысостоит… в том ,  что  без нее идеологический процесс не может даже начаться, он немыслим без нее.»(13)Но кроме того «… Политическая информация это составная  часть и база агитационно-массовой работы…»,  а значит и пропаганды, без которой идеологияне может существовать.

«Идеология  с  помощью пропаганды обращается к массам, стремясь представить политикугосподствующего класса как целесообразную и обоснованную , имеющей статус теоретической, научно обоснованной ,  мировоззренческой оправданности ,»-  пишет Гуревич в своей работе.(14),  а В. Ф.Правоторов, в подтверждение этоймысли ,  говорит ,  что «… пропаганда — этодеятельность  по распространению в массахидеологии и политики определенных классов  ,  партий и  государств.»(15)  При  всем   , необходимо добавить ксловам данных авторов, что несмотря на казалось бы пассивную роль пропаганды, выступающей как инструментарийидеологии, пропаганда на самом деле является самостоятельным элементом вобщей  структуре  идеологической  системы.

Безусловнопропаганда не может обойтись без идей , но с другой стороны идеология, особенно в условиях ХХ века никак не сумеетобойтись без пропаганды.

      Конечно же существует и более  широкое значение  термина«пропаганда», охватывающее полностью все возможные егоотношения.  » В самом широком смыслепод пропагандой  подразумеваетсяособый  род социальной деятельности,  основная функция которой состоит враспространении политических , философских, научных, технических знаний, художественных ценностей идругой информации с целью формирования определенных взглядов ,  представлений и эмоциональных состояний ,  оказаниявлияния на поведение людей.»(16) Если рассматривать пропаганду под такимуглом  , то несомненным становится фактобладания пропагандистскими возможностями любого предмета, формы или образа,на это стоит обратить  внимание  поскольку в дальнейшем нам придетсяобратиться к семантической структуре газеты: к словам, фотографиям,рисункам.  Пока  же вновь обратим внимание на сам термин» пропаганда».

     » Слово «пропаганда» — исторически обусловленная форма политической и идеологической деятельности,которая используется различными классами , партиями и государствами для целенаправленного распространения своихидей ,  воззрений и  ценностей с целью  оказать  воздействие на мировозренчекие представления, социальную ориентировку и поведение индивидов и социальныхобщностей,»(17) — пишет Гуревич.  Онсчитает необходимым для всестороннего раскрытия содержания  пропаганды как  теоретического понятияпредставить точки зрения различных авторов , и мы последуем за ним ,  посколькубез этого может возникнуть некоторая неопределенность при работе с самимтермином.

     При первом взгляде на различныеопределения  пропаганды  , которые дают буржуазные исследователи,  может показаться, что они абсолютнотождественны.  В самых  общих чертах  пропаганда рассматриваетсякак организованное убеждение, обращение к сознанию индивида ,  распространение определенных идей ипредставлений.  Именно  эта сторона процесса и зафиксирована врасшифровке  термина  , которую  предлагают  американские социологи Robert T. Holt и Robert W. de Velde. Они пишут: » Во всехопределениях пропаганды подчеркивается, что она представляет собойпопытку  влиять  на  поведение,  воздействуя с помощью средств массовойкоммуникации на характер постижения массовой аудиторией  смысла и значения окружающего мира».(18)С этой точкой зрения нельзя не согласиться, но с другой стороны можно увидетьв их словах ориентацию не на политическую пропаганду ,  а на пропаганду в ее чисто прагматическойплоскости. Для этих исследователей пропаганда представляется в отношении вульгарном ,  повседневном и практическом.  Нас же более интересуют политический ипсихологический моменты.

     В американской социологии содержитсяпопытка раскрыть природу пропаганды на основе выявления ее различий с другимивидами общественной деятельности. Kris E. и Leites N. подчеркивают, что  » образование  в отличие отпропаганды распространяет результаты познания, т.е. такие представления,которые не носят противоречивого характера  ,  одинаково оцениваются различными группамилюдей. Если же некоторые представления, в том числе и социального  содержания ,  вызывают разное отношение у техили иных слоев населения, можно все же полагать, что это уже сфера  пропаганды «.(19) На эти слова стоило бы обратить внимание возникает одинспорный момент  ,  который хотелось  бы  разрешить. Проблема в том ,  что американские социологи никогда, видимоне учились в советских школах ,  особеннов 30-е  годы,  и никогда не  воспринимали  тяжесть пропаганды на школьной парте или в аудитории.  В обществе , где математика носит  классовыйхарактер даже представления, не носящие противоречивого характера ,  могут носить пропагандистский  оттенок. Продолжив  эту

дискуссию  обратимся к  мнению другого специалиста.Lasswell H. определяет пропаганду как попытку повлиять на установку большогочисла людей по противоречивым вопросам. По мнению американского политолога,нейтральное распространение взглядов не является  пропагандой. Такой же точки зрения придерживается Davie

sI.  Однако правомерно поставить вопрос,  какое распространение взглядов можносчитать нейтральными ,  чтобыпочувствовать абстрактность такого подхода.(20)

     Французские исследователи HaratonicP.L.  и Moran T.P. понимают пропаганду некак распространение конкретной «ортодокссии» ,  а каксовокупность определенных структур , абстрактных символов, влияющих на человеческое восприятие, мышление иповедение.  Иначе говоря ,  пропаганда сводится к символическомуотражению мира.  Не подлежит сомнению тотфакт ,  что  средства массовой информации пользуютсяразработанной символикой. Однако это вовсе не означает будто пропаганда вообщелишена  идеологического и теоретическогосодержания — пишет Гуревич.(21)

     Разумеется, в этих определениях  фиксируются определенные грани пропагандистского процесса ,  новместе с тем содержится конкретная тенденция: замаскировать политические целипропаганды ,  свести ее к абстрактномупросвещению, коммуникации или к акту символизации.  При этом пропаганда нередко понимаетсянастолько  расширительно ,  что включает в себя фактически всюобщественную жизнь.  Так, английскийисторик Thomson O., полемизируя  с  Lasswell’ом , предлагает следующее определение: » К пропаганде относятся любые средства внедрения и передачи  образов , идей или информации, которые влияют на человеческое поведение, взятоес его активной или пассивной стороны. Сюда входят почти все аспекты искусства и коммуникации «.(22) Таким      образом, для зарубежных специалистовхарактерны две основные точки  зрения:  во-первых , представление о пропаганде как о влиянии на установку большого числалюдей  по »  спорным вопросам  «, при этом не считается пропагандой распространение нейтральных взглядов,  вторая позиция заключается впредставлении  пропаганды в виде любыхсредств внедрения и передачи информации, влияющей на человеческое поведение.

     Но наиболее приемлемым определением, смоей точки зрения ,  является формулаВ.Соковнина ,  который в 1968 году  писал:»… Одной  из форм общения ,  специально служащей для распространенияидеологических взглядов, является пропаганда.»(23) Без  всякого сомнения пропаганда — это формаобщения ,  и подтверждение мы находим вработе другого советского исследователя. Б.П.Базылёв  пишет:»… Одна из основных функцийпропаганды состоит в оказании идеологического и социально  — психологического воздействия, котороепредпологает общение в специализированной форме социального взаимодействия тех,  кто создает  пропагандистские тексты,  с теми, кто ихвоспринимает.»(24) Примем же на веру данное утверждение и попытаемсявпоследствии проследить это общение на примере «Правды».

     Само собой, возникает вопрос — почемуименно печать является объектом нашего исследования ?  Ответ состоит в том ,  что печатная пропаганда  являлась наиболее  эффективным  средством пропагандистского воздействия в30-е годы.  После признания несостоятельностикружкового и индивидуального методов в 1939 году, ЦК в лице тов. Сталинарекомендовал «… сосредоточить внимание партии на пропаганде в печати  и организации  лекционнойсистемы  пропаганды…»(25) Эти двавида пропаганды и стали основными на многие годы ,  но предпочтение всегда отдавалось печатнойпропаганде ,  поскольку за ней было чистопсихологическое преимущество. По наблюдениям психологов, человек способенвнимательно прочитать в нормальных условиях 25 тысяч слов, а выслушать лишь 9тысяч.(26) Сие  и  предопределило  главенствующие позиции печати в делепропагандирования. Кроме того, метод печатной пропаганды дает возможностьиспользовать прием нейтрального информирования ,  дающий прекрасные результаты. Таковы основныекритерии выбора печати ,  как объектаисследования  ,  а

сейчаснеобходимо разрешить еще одну важную проблему терминологического плана — проблему соотношения пропаганды и агитации  в печати.

     Хорошо разработан этот момент в работеВ.А.Шандры ,  который различает понятияпропаганды и агитации.  Онпишет:»… для пропаганды характерен акцент на просвещение, имеющее цельювооружить трудящихся системой политических знаний…» Агитация же»… Опирается преимущественно на разъяснение.  В агитации также присутствует элементпросвещения ,  но он не определяет еесущности.»(27) Кроме того ,  авторобращает внимание на то  ,  что «… предметом печатной партийной пропаганды являются актуальные аспектысоциальных теорий и общественно-исторической практики.»(28)  А  агитация «… обеспечивает идеологически решение ближайших, тактическихзадач партии и народа.»(29) Таким образом ,  мы можем говорить о разделениипропаганды и агитации по характеру задач: пропаганда ведает стратегией в распространении идеологии ,  агитация занимается тактикой.  Но чего же больше в советской прессе 30-хгодов? В этом мы постараемся разобраться в III главе.

1)Соковнин В.  Человеческое общение иидеология./ Идеология и общественная психология.- Фрунзе, 1968.-С.97.

     2) Цит. по:  Власов  Ю.М. Пропаганда  за  фасадом новостей. -М.: Изд-во МГУ,1976.-С.22.

     3) Там же, с.27.

     4) Цит. по: Политическая информация.Некоторые вопросы теории и практики.-М.: Мысль, 1974.-С.9.

     5) Там же, с.10.

     6) Политическая информация.-М.:Политиздат, 1973.-С.10.

     7) Там же, с.9.

     8) Политическая  информация. Некоторые  вопросы  теории и практики.-М.: Мысль, 1974.-С.40.

     9) Там же, с.66.

     10) Там же, с.24.

     11) Там же.

     12) Якобсон П.М.  Эмоциональный фактор  в пропагандистском воздействии./ Проблемы  социальной психологии ипропаганды.-М.: Политиздат, 1971.-С.63.

     13) Политическая  информация. Некоторые  вопросы теории ипрактики.-М.: Мысль, 1974.-С.18.

     14) Гуревич П.С.  Пропаганда в идеологической  борьбе.-М.: Высшая школа, 1987.-С.110-111.

     15) Правоторов В.Ф. Пропаганда.//Философский энциклопедический словарь.-М.: Политиздат, 1983.С.539.

     16) Там же.

     17) Гуревич П.С.  Пропаганда в идеологической  борьбе.-М.: Высшая школа, 1987.-С.100.

     18) Там же, с.101.

     19) Там же.

     20) Там же, с.102.

     21) Там же.

     22) Там же.

     23) Соковнин В.  Человеческое общение и идеология. / Идеологияи прсихология.- Фрунзе.: Илим, 1968.-С.97.

     24) Базылев Б.П.  О специфике употребления слова в системебуржуазной пропаганды./ Язык и стиль буржуазной пропаганды.-М.: Изд-во МГУ, 1988.-С.49.

     25) Цит. по: Большевистская печать.-М.:Политиздат, 1940.- С.359.

     26) См. Проблемы социальной психологии и пропаганда.-М: Политиздат, 1971.

     27) Шандра В.А.  Газета, пропаганда, жизнь: вопросы теории иметодики.-М.: Мысль, 1982.-С.29

     28) Там же, с.25.

     29) Там же, с.30.