влияние социального статуса на профессиональное самоопределение юношей.

Содержание

Введение 3

Глава 1 Теоретический анализ проблемы влияния статусного положения юношей в группе на их профессиональное самоопределение 5

1.1 Проблема становления профессионального самоопределения в психолого-педагогической литературе 5

1.2 Особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте 11

1.3 Понятие социального статуса и его влияния на профессиональное самоопределение юношей 19

Выводы по первой главе 23

Глава 2 Эмпирическое исследование уровня готовности студентов ВУЗа к профессиональному самоопределению 24

2.1 Методики исследования профессионального самоопределения у студентов ВУЗа 24

2.2 Характеристика выборки испытуемых 28

2.3 Анализ результатов исследования 29

Выводы по второй главе 36

Заключение 37

Список литературы 37

Приложение 1 44

Приложение 2 45

Приложение 3 47

Приложение 4 49

Введение

В условиях социально-экономической нестабильности российского общества как никогда возрастает потребность общества в высокопрофессиональных, социально активных людях. Это актуализировало проблему социализации и профессионального самоопределения личности, как наиболее значимого компонента профессионального развития, проблему подготовки инициативных, компетентных, предприимчивых, профессионально мобильных специалистов. Стратегической целью образования является создание необходимых правовых, социально-экономических, социокультурных условий для физического, психологического, духовного, социального, эмоционального, познавательного и культурного развития детей и молодежи.

Учитывая все большую коммерциализацию профессионального образования, особенно остро звучит проблема профессионального самоопределения современных выпускников школ, и встала необходимость разработки более эффективных подходов к профессиональному самоопределению. Выбор профессии у старшеклассников определяет характер будущего профессионального развития, жизненную перспективу личности старшеклассников.

4 стр., 1586 слов

Особенности профессионального самоопределения личности в старшем школьном возрасте

... о психологических особенностях профессионального самоопределения. Процесс профессионального самоопределения в сою очередь включает развитие самосознания, формирование ... Литература. 49 Приложения. 54 Введение. Актуальность. Выбор профессии, или профессиональное самоопределение — основа ... Ориентация молодежи на рабочие профессии как социально-психологическая проблема.- Л.: Знание, 1995. 12. ...

На профессиональное самоопределение в юношеском возрасте оказывают влияние различные внешние и внутренние факторы. Профессиональное самоопределение как процесс усвоения социальных ролей в процессе социализации рассматривали Е.А. Климов, И.С. Кон, А.К. Маркова, С.Н. Чистякова, Е.И. Головаха; С.А. Боровикова, Г. С. Никифоров, М.Р. Гинзбург, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова и др. Показано, что этот процесс оказывает значительное влияние на формирование внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реали-зации перспектив профессионального, личностного и жизненного самоопределения, но, вместе с тем, в процессе профориентации старших школьников их статусное положение в социальной группе практически не учитывается.

Это определяет актуальность проблемы исследования и является обоснованием выбора темы: «Влияние социального статуса на профессиональное самоопределение юношей».

Цель исследования: определить особенности профессионального са-моопределения юношей с разным социальным статусом.

Объект исследования — профессиональное самоопределение юношей.

Предмет исследования — влияние социального статуса на профессиональное самоопределение юношей.

Задачи исследования:

1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме влияния социального статуса юношей на их профессиональное самоопределение.

2. Провести эмпирическое исследование профессионального самооп-ределения и социального статуса учащихся одиннадцатых классов общеобразовательных школ.

9 стр., 4332 слов

Исследования РАО

... Таким образом, планируемые результаты исследований ориентированы на совершенствование методологии, теории ... . Продолжатся исследования подростковой девиации, феномена семейного неблагополучия в условиях изменяющегося социума; актуальных проблем социального и профессионального самоопределения личности. ...

3. С помощью методов математической статистики выявить влияние социального статуса юношей на их профессиональное самоопределение.

Методы:

— теоретические методы: анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

— эмпирические: методика социометрического измерения Дж. Морено, опросник Дж. Голланда, методика определения основных мотивов выбора профессии Е.М. Павлютенкова; методы математико-статистического анали-за: U-критерий Манна-Уитни, критерий фи* Фишера.

Практическая значимость: полученные в настоящем исследовании данные могут быть использованы для разработки научно обоснованных методов профориентации и профконсультирования учащихся одиннадцатых классов общеобразовательных школ.

База исследования: МОУ СОШ № 135.

Испытуемые: 20 учащихся 11Б класса в возрасте 16−17 лет.

Глава 1 Теоретический анализ проблемы влияния статусного положе-ния юношей в группе на их профессиональное самоопределение

1.1 Проблема становления профессионального самоопределения в психолого-педагогической литературе

Проблема становления профессионального самоопределения в отечественной и зарубежной психологии и педагогике существует давно и является предметом многочисленных исследователей. В нашей стране изучением проблем профессионального самоопределения занимались и занимаются К.А. Абульханова-Славская, Е.М. Борисова, В.В. Вершинина, С.Г. Вершловский, Е.И. Головаха, К.М. Гуревич, Л.А. Головей, И.В. Дубровина, Г. Е. Залесский, Е.А. Климов, Е.Г. Королева, С.П. Крягжде, В.Ф. Курлов, О.Е. Лебедев, Л.К. Маркова, Л.М. Митина, А.П. Надточий, Н.И. Неупокоева, А.М. Осьминина, Н.Ю. Пахомова, О.О. Петрова, Н.С. Пряжников, М.Б. Романовская, Э.Р. Саитбаева, В.Ф. Сафин, Е.В. Тока-рева, В.В. Тумалев, Н.С. Чистякова и др.

В зарубежной психологии различным аспектам профессионального самоопределения посвящены работы Б. Ливехуда; И. Бриггс-Майерс, Дж. Голланда, Д. Сьюпера, Фукуямы, А. Маслоу, Э. Эриксона, Д. Сьюпера и др.

А. Маслоу предложил концепцию профессионального развития и вы-делил в качестве центрального понятия самоактуализацию как стремление человека совершенствоваться, выражать, проявлять себя в значимом для него деле. В его теории близкими к понятию «самоопределение» являются такие понятия, как «самоактуализация», «самореализация», «самоосуществление» [11, С. 103]. По К. Роджерсу, в основе стремления к самоактуализации, самовыражения своих возможностей и способностей, раскрытия потенций к творчеству лежит гуманистическая потребность приносить людям добро.

18 стр., 8757 слов

Особенности профессионального самоопределения в классах с профильным обучением

... взгляд): Учебное пособие/ Е.А. Климов. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. 8. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. Пособие для студ. высш ... . пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. 9. Климов Е.А ...

По В. Франклу, самоопределение предполагает не только «самореализацию», но и расширение своих изначальных возможностей — «самотрансценденцию», способность выходить за рамки самого себя, находить новые смыслы в конкретном деле и во всей своей жизни. Именно смысл определяет сущность самоопределения, самоосуществления и самотрансценденции.

Д. Сьюпер рассматривает выбор про…

Список литературы

1. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева. — М.: Аспект Пресс, 2008. — 363 с.

2. Бодалев, А.А. Личность и общение [Текст] / А.А. Бодалев. — М.: Педагогика, 2003. — 272 с.

3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. — СПб: Питер, 2009. — 400 с.

4. Большой психологический словарь [Текст] / Сост. и общ. ред. В. Мещеряков, В. Зинченко. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. — 672 с.

5. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов [Текст] / Л.Ф. Бурлачук. — СПб.: Питер, 2005. — 351с.

6. Вершловский, С. Г. Проблемы профессионального самоопределения [текст] / С. Г. Вершловский, М. Д. Матюшкина // Вестник ОИРШ. — № 38. — СПб, 2005.

7. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка [Текст] / Л.С. Выготский. — М.: Смысл, 2004. — 512 с.

8. Гойхман, О.Я. Речевая коммуникация [Текст] / О.Я. Гойхман, Т.М. На-деина. — М.: Инфа, 2001. — 272 с.

9. Ефимова, Т. Е. Формирование готовности школьников подросткового возраста к профессиональному самоопределении: дис. … канд. пед. наук [текст] / Т. Е. Ефимова. — Челябинск: Экспресс-печать, 2003. — 186 с.

10. Жуков, Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении [Текст] / Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников. — Киров, 2001. — 142 с.

3 стр., 1418 слов

Психологические основы профессионального развития личности

... профессионального развития выступает творческое «Я» личности. Рассматривая профессиональное развитие как непрерывный процесс самопроектирования личности, мы выделяем в нем три основные стадии психологической перестройки личности: самоопределение ... постоянного самоопределения, профессионального до- и переопределения. Одна из главных целей современного образования, по нашему мнению, состоит в развитии ...

11. Зеер, Э. Ф. Психология профессий [текст] / Э. Ф. Зеер. — М.: Академический Проект, 2008. — 336 с.

12. Илькевич, Б. В. Проблема профессионально-мотивирующего обучения в педагогическом колледже [текст] / Б.В. Илькевич, М.В. Михайлова // Учитель. — 2009. — № 71. — С. 19−21.

13. Казарьянц, К. Э. Мотивация успешности учебной деятельности студентов [Текст] / К.Э. Казарьянц // Университетские чтения. — Пятигорск, 2009, № 9, С. 11−17.

14. Климов, Е. А. Психология профессионала [текст] / Е. А. Климов. — М.-Воронеж.: Модэк, 2004. — 400 с.

15. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения [текст] / Е. А. Климов. — М.: Академия, 2004. — 304 с.

16. Кожурова, О. А. Социально-психологические особенности профессионального самоопределения студентов / О. А. Кожурова // Вестник Костромского государственного университета им Н.А. Некрасова Серия психологические науки «Акмеология образования». — Кострома: Изд-во Костромского ГУ им. Н.А. Некрасова, 2006, Том 12, № 1. — С. 273−278

17. Кон, И.С. Психология юношеского возраста [Текст] / И.С. Кон. — М.: Просвещение, 2000. — 336 с.

18. Кондаков, И. М. Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития [текст] / И. М. Кондаков, А. В. Сухарев // Вопросы психологии. — 1989. № 5. — С. 158−164.

19. Кутугина, В. И. Факторы профессионального самоопределения личности в современных условиях [текст] / В. И. Кутугина // Современные проблемы науки и образования. — 2007. — № 1 — С. 51−53.

20. Лабунская, В.А. Психология затрудненного и незатрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция [Текст] / В.А. Лабунская, Ю.А. Менджерицкая, Е.Д. Бреус. — М.: Академия, 2001. — 288 с.

21. Леонтьев, А.А. Психология общения: 3-е изд. [Текст] / А.А. Леонтьев. — М.: Смысл, 2001. — 365 с.

22. Леонтьев Д. А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего [текст] / Д. А. Леонтьев, Е. В. Шелобанова // Вопросы психологии. — 2001. — № 1. — С. 57−66.

20 стр., 9834 слов

Психология профессионального развития проблема профориентации и выбора профессии, проблема проф

... . [16] Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития, - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 240с. [17] Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития, - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 240с. [18] 1 ... не всегда осознается. Список литературы 1. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития, - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 240с. 2. Климов Е.А. Введение в ...

23. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М.И. Лисина. — М.: Институт практической психологии, 1997. — 384 с.

24. Лисицын М.К., Мальцева Л.В. Модель готовности старшеклассников общеобразвательных учреждений к выбору профессии // Теории и практики профориентационной работы в современных условиях. — Челябинск, 2001. — С. 29−32.

25. Лисовский, В.Т. Ценности жизни и культуры современной молодежи (социологическое исследование) [Текст] / В.Т. Лисовский // Тугариновские чтения. — Выпуск 1. — СПб., 2000.

26. Маркова, А.К. Психология усвоения языка как средства общения [Текст] / А.К. Маркова. — М.: Просвещение, 2004. — С. 87−90.

27. Мелибурда, Е.Л. Ты — мы: психологические возможности улучшения общения [Текст] / Е.Л. Мелибурда. — М., 2006. — 265 с.

28. Михайлов, И. В. Анализ проблемы профессиональной зрелости в работах Д.Е. Сьюпера [текст] / И. В. Михайлов // Профессиональное образование, 2001, № 2. — С. 111−120.

29. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов [Текст] / В.С. Мухина. — М.: Академия, 2004. — 456 с.

30. Нестерова, Н. Б. Ценностное отношение студентов к учебным дисциплинам как фактор успешности [Текст] / Н.Б. Нестерова. — М.: Просвещение, 1984. — 236 с.

31. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология [Текст] / Л.Ф. Обухова. — М.: Педагогическое общество России, 2004. — 442 с.

32. Петровский, А.В. Психология [Текст] / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. — М.: Академия, 2001.

33. Попов, В. А. Изменение мотивационно-ценностных ориентаций учащейся молодежи [текст] / В.А. Попов, О.Ю. Кондратьева // Социологические исследования, 1999. — № 6. — С. 96−99.

34. Пряжникова, Е. Ю. Поучительная истории о развитии профессионального самоопределения в России [текст] / Е. Ю. Пряжникова // Школьный психолог. — 2000, № 24 (120).

5 стр., 2014 слов

Психология Этапы развития психологии

... социального окружения как новых парадигм в ее исследование. Развитие отраслей психологии VI этап. Дальнейшее развитие пси- хологических школ (40-60-е гг.) Появление ... , в том числе и искусственного интеллекта Дальнейшее развитие теоретических концепций в русле основных проблем психологии, развитие и совершенствование психотерапевтических технологий VII этап. Современная ...

— С. 14−15.

35. Пряжников, Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение [текст] / Н. С. Пряжников. — М.: Вако, 2005. — 288 с.

36. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста [Текст] / Ф. Райс. — СПб: Питер., 2000. — 278 с.

37. Резапкина, Г. В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки [текст] / Г. В. Резапкина. — М.: Генезис, 2010. — 208 с.

38. Самоукина, Н. В. Психология и педагогика профессиональной деятельности [текст] / Н. В. Самоукина. — М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», 2000. — 320 с.

39. Соколов, А. В. Современное студенчество: интеллектуально-нравственные дифференциации [текст] / А. В. Соколов // Высшее образование сегодня. — 2007. — № 1. — С. 56−62.

40. Фельдштейн, Д.И. Психология развития человека как личности [Текст] / Д.И. Фельдштейн. — М.: МПСИ, 2009. — 1136 с.

41. Чернявская, А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации [текст] / А. П. Чернявская. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. — 96 с.

42. Чистякова, С. Н. Профессиональное самоопределение [текст] / С. Н. Чистякова / Вестник высшей школы. № 4. 2003.

43. Шамионов, Р. М. Представления о социальной успешности и самоопределении молодежи [текст] / Р. М. Шамионов, А. Р. Тугушева // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. — 2006. — Т. 12. — С. 75−79.

44. Шапарь, В. Б. Тренинг ведущих видов деятельности личности [текст] / В. Б. Шапарь, А. С. Куфлиевский, О. А. Назаров, С.Ю. Лебедева. — Ростов-на-Дону.: Феникс, 2007. — 368 с.

45. Эльконин, Д.Б. Некоторые аспекты психического развития в подростковом возрасте // Психология подростка / Под ред. Ю. И. Фролова. — М.: Роспедагентство, 2001. — С. 313−320.

46. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис [текст] / Э. Эриксон. — М.: МПСИ, 2006. — 352 с.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector