влияние ситуативной тревожности на адаптацию подростков в условиях школы-интерната спортивного профиля.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы влияния ситуативной тревожности на процесс адаптации подростков 6

1.1 Феномен тревожности в психолого-педагогической литературе 6

1.2 Содержание понятия «адаптация» в психологической литературе 17

1.3 Влияние ситуационной тревожности на адаптацию подростков 20

Глава 2. Экспериментальное изучение влияния ситуационной тревожности на уровень адаптации подростков в условиях школы-интерната спортивного профиля 28

2.1 Этапы, методы и методики исследования 28

2.2 Характеристика выборки и анализ результатов исследования 35

2.3 Рекомендации по созданию эффективных условий для успешной адаптации подростков и снятию тревожности 42

Заключение 46

Список использованной литературы 48

Введение

В настоящее время увеличилось число тревожных людей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.

Гармоничное развитие личности возможно при наличии здоровья, определяемого Всемирной Организацией Здравоохранения как состоянии физического, психического и социального благополучия.

Для современного положения человека в нашем обществе характерно социальная депривация, т. е. лишение, ограничение, недостаточность тех или иных условий, необходимых для выживания и развития каждого.

Проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. Её изучением занимались такие психологи как Прихожан А. М., Мэй Р., Спилберг Ч. Д., Филипс Б., Бернс Д., Новикова Е. В. и другие. Среди негативных переживаний человека тревожность занимает особое место, часто она приводит к снижению работоспособности, к трудностям в общении [6, с. 89].

В последние годы по сравнению с предшествующим периодом количество людей с устойчивой тревожностью и постоянными интенсивными страхами, существенно увеличилось в нашей стране. О возрастании тревожности и страхов у детей свидетельствуют специальные экспериментальные исследования. Так, количество детей с устойчивой тревожностью (1 — 3 классы) в 1990 — 93 гг. составило от 72 до 75% (для сравнения в 1980 — 83 гг. таких детей было от 12 до 16%), т. е. если в 80 — е гг. количество тревожных детей среди младших школьников было близко к возрастной норме, то сейчас оно почти в пять раз больше.

17 стр., 8192 слов

Влияние родительских отношений на развитие и преодоление тревожности у детей старшего дошкольного во…

... значительное количество исследований, посвященных анализу различных аспектов проблемы тревожности.    Понятие «тревожность» ... 19.Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная ... детей, неврастении; опекающее воспитание приводит к чувству зависимости и созданию низкого волевого потенциала; недостаточное воспитание – к трудностям в социальной адаптации ...

В отечественном психолого — развития творческой личности в психологической и педагогической литературе">педагогической литературе можно выделить несколько подходов в понимании тревожности. Некоторые исследователи рассматривают тревожность преимущественно в рамках стрессовых ситуаций, как временное отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в трудных, угрожающих, необычных условиях. В. С. Мерлин и его ученики считают тревожность свойством темперамента. В их исследованиях получены статистически достоверные корреляции между показателями тревожности и основными свойствами нервной системы (слабостью, инертностью) [21, с. 90].

Одним из факторов повышения уровня тревожности является изменение окружающих условий и приспособление человека к ним. Особо это проявляется в подростковом возрасте, когда на изменение условий накладывает отпечаток не только тревожность, но и еще особенность подросткового возраста.

Актуальность и необходимость исследования данной проблемы определила выбор темы исследования: «Изучение влияния ситуативной тревожности на адаптацию подростков в условиях школы-интерната спортивного профиля».

Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально изучить влияние ситуативной тревожности на адаптацию подростков в условиях школы-интерната спортивного профиля.

Объект исследования: тревожность.

Предмет исследования: влияние тревожности на процесс адаптации.

Задачи:

1. Изучить определение феномена тревожности в психолого-педагогической литературе.

14 стр., 6647 слов

Проявление школьной тревожности у девиантных подростков мальчиков и подростков девочек

Проявление школьной тревожности у девиантных подростков мальчиков и подростков девочек 1. Теоретические аспекты исследования особенностей школьной тревожности у девиантных подростков мальчиков и девочек 1.1 ... и разрушающая прежнюю. Этот процесс сопровождается борьбой, возникает чувство тревоги. Одновременно включаются защитные механизмы, способствующие сохранению иллюзорного чувства психологического ...

2. Определить понятие «адаптация» в психологической литературе.

3. Проанализировать влияние ситуационной тревожности на адаптацию.

4. Определить этапы, методы и методики исследования.

5. Дать характеристику выборке и проанализировать результаты исследования.

6. Разработать рекомендации по созданию эффективных условий для успешной адаптации подростков и снятию тревожности.

Методы исследования: теоретико-ориентированные: анализ литературы, обобщение и систематизация материала.

База исследования: Школа-интернат города Челябинска спортивного профиля.

Выборку составили дети подросткового возраста 12 — 14 лет количестве 20 человек.

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы влияния ситуативной тревожности на процесс адаптации подростков

1.1 Феномен тревожности в психолого-педагогической литературе

Слово «тревожный» отмечается в словарях т с 1771 г. Один из авторов полагает, что слово тревога обозначает трижды повторяющийся сигнал об опасности со стороны противника.

Тревожность — это личностная особенность, состоящая в особо легком возникновении состояния тревоги. Тревога же проявляется как ощущение угрозы, ожидание неопределенной опасности. Уровень тревоги повышается в состоянии стресса, т. е. нагрузки из-за необходимости приспособления к неблагоприятным или резко меняющимся условиям. В этом случае тревога играет положительную роль: она мобилизует психологические резервы для преодоления стресса. Однако острая тревога может приводить к распаду целенаправленной деятельности и паническому поведению [12, c. 78].

Ситуация, которую большинство людей восприняло бы как вполне рядовую, при высокой тревожности вызывает стресс. Боясь ошибиться, треножный человек постоянно пытается контролировать себя («тревожный гиперконтроль»).

Из-за этого нарушается нормальное осуществление автоматизированных действий. При высокой тревожности для человека характерны постоянные опасения, часты страхи.

Существенное повышение уровня тревожности определяют как психастеническии склад личности, психастеническую акцентуацию или тревожно-мнительный характер. У ребенка с такими личностными особенностями легко возникают опасения, волнение, страхи. Недостаток уверенности в себе заставляет его заранее отказываться от деятельности, которая кажется ему слишком трудной По этой же причине занижается оценка достигаемых результатов. При психастенической акцентуации затруднено принятие решений, так как человек чересчур фиксируется на тех неблагоприятных последствиях, которые может повлечь за собой то или иное решение. Из-за низкой уверенности в себе у психастеничных детей часты трудности в общении, особенно при вхождении в новый коллектив. Типичны также различные навязчивости и (навязчивые действия, мысли, страхи).

12 стр., 5736 слов

Психология как наука. Предмет психологии

... , объяснение души и является первым этапом в становлении предмета психологии. Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других научных дисциплин ... и воля. Социальная психология - отрасль психологического знания, имеющая короткую, но насыщенную историю своего развития. Как самостоятельное направление психологической науки, она существует менее ...

Высокая тревожность порождает психосоматические заболевания (т.е. телесные заболевания, вызванные психологическими причинами).

В словаре по психологии тревожность-это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые к этому не предрасполагают [11, c. 54].

Необходимо отличать …

Список использованной литературы

1. Акимова, М.К., Козлова, В.Г. Учет психологических особенностей учащихся в процессе обучения /М.К. Акимова, В.Г. Козлова// Вопросы психологии.- 2008.- N 6.- С.71−74.

2. Ануфриев, А. Ф. Костромина, С. Н Как преодолеть трудности в обучении детей/А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. -М: ОСЬ-89, 2009. — 221с.

3. Асанова, М.Д. Практическое руководство по предупреждению насилия над детьми/М.Д. Асанова. -СПб.: Изд-во ЛГУ, 2009. — 231с.

4. Астапов, В.М. Тревожность у детей. — М.: ПЕРСЭ, 2008. — 160 с.

5. Бендас, Т. В., Нагаев, В. В. Психология чувств и их воспитание/Т.В. Бендас, В.В. Нагаев. — М.: Наука, 2006. — 140 с.

6. Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека/Ф.Б, Березин. -Л.: Наука, 1988. -262с.

7. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в

школе/М.Р. Битянова. — М.: Академия, 2009. — 298 с.

9 стр., 4370 слов

Психология как наука. Предмет психологии.

... государственного университета, кандидат психологических наук, доцент.     Рецензенты: кафедра психологии факультета психологии, социальной и воспитательной работы ГУО «Академия последипломного образования»; зав. кафедрой общей ... , 1988. 4. Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии. – СПб., 2001 5. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М ...

8. Битянова, М. Р., Азарова, Т. В., Афанасьева, Е. И., Васильева, Н. Л. Работа психолога в начальной школе/М.Р. Битянова, Т.В. Азарова, Е.И. Афанасьева и др. — М.: Просвещение, 2008. — 352 с.

9. Борякова, Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. Первый год обучения/Н.Ю. Борякова. — М., 2000. — 256 с.

10. Бреслав, Г. М. Уровни активности учения школьников и этапы формирования личности/Г.М. Бреслав // Формирование активности учащихся и студентов в коллективе. — Рига, 2005. — С. 45— 49

11. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Под ред. И.В.Дубровина.-М.: Академия, 2008. — 356 с.

12. Волкова, М.Г. Развитие способностей у детей — основа жизненного успеха/М.Г. Волкова.-М.: Речь, 2009.- 123 с.

13. Воропаева, И. П. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников/И.П. Воропаева. — М.: Наука, 2003. — 56 с.

14. Детская психология Введение в специальность. Под ред. Л.И.Рувинцкого. — М.: Знание, 2008. -200 с.

15. Детское посттравматическое стрессовое расстройство. Под ред. проф. Брязгунова. Научный центр здоровья детей РАМН. // Вестник РАМН № 7, 2000. С. 68

16. Диагностика школьной дезадаптации / Под ред. Беличевой С.А., Коробейникова И.А., Кумариной Т.О. и др. — М.: МГПУ, 2007. — 80с.

17. Долгова, В.И., Напримеров, А.А., Латюшин Я.В. Формирование эмоциональной устойчивости личности. — Санкт-Петербург: РГПУ им А.И. Герцена, 2002. — 167 с.

18. Дубровина, И. В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. // Учебное пособие для студентов/И.В. Дубровина. — М.: Академия, 2009. — 158 с.

19. Дубровина, И. В. Школьная психологическая служба/И.В. Дубровина. — М.: Академия, 1990. — 389 с.

20. Забрамная, С. Д. Развитие ребенка в ваших руках/С.Д. Забрамная. — М.: Знание, 2000. — 160 с.

21. Захаров, А. И. Неврозы у детей и подростков/ А.И. Захаров. — М.: Просвещение, 1988. — 246 с.

22. Казанский, О. А. Игры в самих себя/О.А. КАзанский. — М.: Наука, 1994. — 56 с.

2 стр., 951 слов

Презентация на тему: Психология как наука

... . 10. ПетровскийА.В., Ярошенкий М.Г., / Теоретическая психология, / М., Академия, 2003. 11. Розин В.М. / Психология (наука и практика), / М., Омега – Л, 2005. 12 ... психологических особенностей формирования человека как личности. •Обнаружение закономерностей развития психики детей под влиянием воспитания и обучения. •Рассмотрение процессов и способов связи ...

23. Колодзин, Б. Как жить после психической травмы/Б. Колодзин. -М.: Шанс, 1999. -285с.

24. Крюкова, С. В., Слободяник, Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь/С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник. — М.: Наука, 1999. — 245 с.

25. Лангмейер, И., Матейчек, 3. Психическая депривация в детском возрасте/И. Лангмейер, З. Матейчек. — Прага, 1984. -160с.

26. Лешли, Дж. Как работать с маленькими детьми/Дж. Лешли. — М.: Наука, 1991. -180с.

27. Лисина, М. И. Генезис форм общения у детей.— В кн.: Принцип развития в психологии/Под ред. Л. И. Анцыферовой. М., 1988. -200с.

28. Личко, А.Е. Подростковая психиатрия/А.Е. Личко. —Л.: Нева, 1979. -400с.

29. Локалова, Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику/Н.П. Локалова. — М.: Владос, 1995 -218с.

30. Майдиков, И.М. Основы социологии/И.М. Майдиков. — М.: Социс, 1999. -32 с.

31. Маленкова, Л.И. Педагоги, родители и дети/Л.И. Маленкова. — М., 1999. -98 с.

32. Овчарова, Р. В. Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте/Р.В. Овчарова. — М.: Институт психологии, 2005. — 256 с.

33. Овчарова, Р. В. Практическая психология в начальной

школе/Р.В. Овчарова. — М.: Академия, 2006. — 240 с.

34. Осорина, М. «Черная простыня летит по городу», или зачем дети рассказывают страшные истории/М. Осорина // Популярная психология: Хрестоматия. —М., 2000. — 300с.

35. Петраков, Б.Д., Цыганков, Б.Л. Эпидемиология психических расстройств/Б.Д. Петраков, Б.Л. Цыганков. — М.: Гардарики, 1996. — 276 с.

36. Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методики. — М.: Академия, 1989. — 450с.

37. Прихожан, А. М. Психологический справочник, или Как обрести уверенность в себе/А.М. Прихожан. — М.: Речь, 1994. — 178 с.

38. Прутченков, А. С. Трудное восхождение к себе/А.С. Прутченков. — М.: Институт психологии, 1995. — 100 с.

39. Тревога и тревожность / Сост. И общ. Редакция В.М. Астапова. — СПб.: Питер, 2006. — 256 с.

8 стр., 3721 слов

Программа комплексного государственного экзамена по психологии института экономики и культуры

... и научная психология. Общее представление о научной психологии как исторически развивающейся системе знаний и способов его получения, а также определенном социальном институте. Внешние ... акцентуации личности и характера. Концепция К. Леонгарда. Концепция А.Е. Личко. Типы и разновидности акцентуаций: гипертимность, циклоидность, лабильность, сензитивность, шизоидность, истероидность ...

40. Фоппель, К. Как научить детей сотрудничать? (1−4 части)/К. Фоппель. — М.: Школа разума, 2008. — 107 с.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector