Влияние детско-родительских отношений на социально-психологическое благополучие ребенка

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Семья как объект социальной работы

.1 Технологии социальной работы с семьей: современное состояние и тенденции развития

.2 Детско-родительские отношения и практики социальной работы с семьей

Глава 2. Социальная работа с семьей: традиции и инновации

Глава 3. Монотипия как метод социальной работы с семьей

Заключение

Список литературы

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Современный этап развития российского общества носит кризисный характер, отличающийся резкой нестабильностью, деструктивными изменениями во всех сферах жизни и наличием противоречий, проявляющихся на всех уровнях жизни, и сопровождается распадом привычных форм взаимодействия людей, включая взаимоотношения взрослых и детей.

Резкие изменения в обществе, произошедшие за последнее десятилетие, привели к трансформации социальной ситуации, росту эмоциональной напряженности и повышению риска социальной и психологической дезадаптации населения, что не могло не сказаться негативно на положении семьи, а именно детско-родительских отношений. Наблюдается рост родительской безответственности, увеличение количества родителей, не справляющихся со своими семейными обязанностями. В связи с этим, необходимо осуществлять поиск форм и технологий психологического сопровождения личностного развития родителей через повышение психологической компетентности и совершенствование их воспитательного потенциала.

Будучи членом семьи, ребенок вступает в определенные отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию у детей различных психологических проблем и комплексов.

8 стр., 3651 слов

Вопрос 56. Система социальной работы по оказанию помощи детям

... социальных факторов на ребенка. Для этого создана система социальной работы по оказанию помощи детям. Объектом социальной работы выступают следующие группы детей: дети-инвалиды; безнадзорные дети; дети-сироты; дети в неполных семьях; дети в малообеспеченных семьях; дети ...

В работах А.Я. Варги, В.И. Гарбузова, Г. В. Козловской, В.И. Костицкой, И.М. Марковской, В.М. Миниярова, В.В. Столина исследуются типы и стили отношения родителей к ребенку в связи с их влиянием на развитие его личности, особенностей характера и поведения, указывается, какой стиль семейного воспитания способствует возникновению той или иной аномалии развития детско-родительских отношений, рассматриваются другие проблемы детско-родительских отношений.

Таким образом, актуальность проблемы и имеющиеся противоречия определили цель исследования: — теоретическое и эмпирическое изучение влияния детско-родительских отношений на социально-психологическое благополучие ребенка.

Объект исследования — семья, предмет исследования — монотипия в практике социальной работы с семьей.

В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:

рассмотреть семью как объект социальной работы;

изучить технологии социальной работы с семьей;

рассмотреть детско-родительские отношения в практике социальной работы;

применить опыт социальной работы с семьей;

исследовать опыт социальной работы с семьей в различных регионах.

Методы исследования:

теоретические: анализ социологической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

эмпирические: интервьюирование, анкетирование. В качестве основных были использованы следующие психодиагностические методики: тест Варга-Столина «Родительское отношение к детям», анкета для определения отношения подростков к родителям.

В качестве опытно-экспериментальной базы выступила МОУ СОШ № 22 г. Балаково Саратовской области, респондентами выступили учащиеся 10 «Б» класса в количестве 26 человек и их родители (26 человек).

7 стр., 3451 слов

Приемные семьи в пространстве детско-родительских отношений

... людей). Схема и методы исследования Наше исследование было посвящено изучению детско-родительских отношений в приемных семьях. В нем принимали участие ... два варианта выбраны родителями, по их словам, из социальных и юридических соображений, в расчете на льготы). Все ... Матейчик, 1984]. Многие отечественные психологи в своих работах подчеркивали важность удовлетворительных отношений с матерью на ранних ...

Гипотеза исследования: общая удовлетворенность во взаимоотношениях ребенка с родителем положительно влияет на общий уровень активности во взаимоотношениях, инициативность, готовность противостоять стрессовым воздействиям. Оптимальные детско-родительские отношения напрямую влияют на социально-психологическое благополучие ребенка.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что систематизированы подходы к проблеме детско-родительских отношений, выделены психологические особенности детей старшего школьного возраста, рассмотрены основные психолого-педагогические формы работы в условиях общеобразовательного учреждения по гармонизации детско-родительских отношений. Исследовано влияние арт-терапии и в частности метода монотипии на процесс оптимизации детско-родительских отношений.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы проведенного исследования и разработанная программа могут быть использованы для практического применения в работе педагога-психолога общеобразовательной школы с целью оказания психолого-педагогической помощи семьям по оптимизации детско-родительских отношений.

ГЛАВА 1. СЕМЬЯ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

.1 ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ

Семья — это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Наиболее острые социальные проблемы семьи выражаются сегодня в резком социально-экономическом расслоении общества; в постоянном дефиците государственного бюджета; в миграции, в том числе за пределы государства; в ухудшении состояния здоровья населения, в том числе и семьи; демографической ситуации, проявляющейся в естественной убыли населения; в фундаментальных изменениях традиционных ролей членов семьи, особенно женщин; в росте количества неполных семей; в повышении коэффициента иждивенчества; в насилии в семье; социальном сиротстве и во многом другом.

7 стр., 3069 слов

СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ ПОМОЩИ ДЕТЯМ И ПОДРОСТКАМ

... необходимыми для оказания помощи и поддержки детям. В его составе работают юристы, психологи, социальные педагоги, врачи и другие специалисты. Каждый ребенок, семья, образовательное учреждение могут ... что позволяет качественно оказывать помощь детям, подросткам, семьям риска.   ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ НА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЯХ Функционирование детских социальных приютов. Условия приема, содержания ...

Семейный Кодекс РФ провозглашает осуществление и защиту семейных прав, исполнении семейных обязанностей граждан, а точнее — членов семьи, о чем бы ни шла речь, — о браке, разводе, родительских правах и обязанностях, семейно-правовом статусе несовершеннолетнего.

Типы семей сегодня можно выделить по объективному риску социальной уязвимости, то есть нуждаемости в материальной поддержке государства, особых льготах и услугах. В трудных материальных условиях находятся большинство семей одиноких матерей и их детей; семей военнослужащих срочной службы с детьми; семей с детьми-инвалидами; семей взявших детей под опеку; многодетных семей; семей с малолетними детьми (в возрасте до трех лет); студенческих семей; семей беженцев и вынужденных переселенцев; семей безработных, имеющих несовершеннолетних детей; девиантных семей.

К настоящему времени сложились 4 основные формы государственной помощи семьям, имеющим детей:

. Денежные выплаты семье на детей и в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия, пенсии);

. Трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям;

. Бесплатные выдачи семьям и детям (детское питание, лекарства, одежда и обувь, питание беременным женщинам);

. Социальное обслуживание семей (оказание конкретной психологической, юридической, педагогической помощи, консультирование, социальные услуги).

Указ Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 г. № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики» (изменен Указ Президента РФ от 05.10.2002 N 1129) определяет основные ориентиры в политике и социальной работе по улучшению положения семьи. На базе изменения отношений собственности, развития экономических стимулов для реализации возможностей всех трудоспособных членов семьи своим трудом, своей хозяйственной активностью обеспечить достойную жизнь своей семье.

8 стр., 3908 слов

Социализация детей как социальная проблема

... детей 2. Семья в системе институтов социализациидетей . Особенности социализации детей в неполной семье 3.1 Понятие неполной семьи, её виды .2 Проблемы социальной адаптации детей из неполной семьи ... .3 Экономическое положение неполной семьи как фактор социализации детей ...

Основные направления государственной семейной политики разработаны, исходя из ценности семьи для жизни и развития человека; понимания важности семьи в жизни общества, ее роли в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса; признания необходимости учета интересов семьи и детей, а также принятия специальных мер их социальной поддержки в период социально — экономической трансформации общества; учета потребности в определении идеологии, основной цели и первоочередных мер государственной семейной политики в современных условиях.

Основные задачи социальной защиты семьи на современном этапе состоят в том, чтобы оказать помощь семье, в ее усилиях преодолеть индивидуальную кризисную ситуацию в обществе, обеспечить достижение таких целей, как укрепление семьи, повышение рождаемости и снижение смертности, прирост населения наличными средствами, социальную поддержку семей.

14.06.2007 года издан Указ Президента Российской Федерации № 761 «О проведении в Российской Федерации Года семьи» как результат долгосрочной политики, которая направлена на улучшение демографической ситуации, укрепление института семьи в обществе. Для объединения усилий государства, общества, бизнеса вокруг важнейших вопросов укрепления авторитета и поддержки института семьи, базовых семейных ценностей.

В настоящее время в РФ сложилось и действует несколько моделей социального обслуживания семьи и детей. Можно классифицировать следующим образом:

государственные социальные службы;

смешанные службы;

коммерческие службы, работающие самостоятельно или при благотворительных фондах, религиозных и общественных организациях.

Преобладающая модель государственной службы — территориальные центры социальной помощи семье и детям. Территориальные центры социальной помощи семье и детям характеризуются многопрофильностью деятельности и комплексных услуг.

О технологиях социальной работы с семьей можно говорить применительно к семьям различных категорий клиентов: инвалидов, пенсионеров, военнослужащих, беженцев и других. Виды и формы социальной помощи, направленные на сохранение семьи как социального института в целом и каждой конкретной семейной группы, нуждающейся в поддержке, можно подразделить на экстренные, направленные на выживание семьи (экстренная помощь, срочная социальная помощь, немедленное удаление из семьи детей, находящихся в опасности или оставленных без попечения родителей); на социальную работу, направленную на поддержание стабильности семьи, и социальную работу, направленную на социальное развитие семьи и ее членов.

11 стр., 5415 слов

Безнадзорность детей как социальная проблема

... первой доврачебной помощи безнадзорным детям. Социальный приют, вместе с социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних и центром помощи семье и детям, оставшимся без попечения родителей ... в стационарных отделениях учреждений, 62 % детей возвращены в семьи. В целом в учреждениях социального обслуживания семьи и детей всех видов и типов в 2008 ...

Семья играет очень большую роль в решении проблем, с которыми сталкивается ребенок. По этой причине социальный работник должен охватить своей работой семью в целом.

С помощью такой технологии как социальная диагностика социальных работник изучает социальное поведение школьников, тем самым составляется представление об их семьях. Конкретные технологии могут быть разнообразны: беседы с учениками, рисуночные тесты («мои родители», «на кого из литературных или киногероев похожи мои мама и папа»), сочинения о семье — применяются для младшего возраста. В работе со старшими школьниками беседы могут быть дополнены исследовательскими методами: биографическим методом, в ходе которого школьники восстанавливают свою родословную и биографию своих предков; игровыми методами, методами моделирования — «идеальная семья», «семья, в которой мне не хотелось бы жить»; методами психологического самоанализа, методами оценок — «плюсы и минусы нашей семьи».

По свидетельству социологов, изучающих проблемы современной семьи, дезадаптация и девиантность чаще всего возникает в проблемных семьях: неполных; с детьми-инвалидами или родителями-инвалидами; многодетных семьях; в семьях, усыновивших детей или взявших детей под опеку; в семьях с несовершеннолетними родителями; в семьях с длительно безработных родителей; в семьях беженцев и вынужденных переселенцев; в студенческих семьях, не имеющих поддержки родных; в семьях военнослужащих с длительной задержкой выплаты жалованья. Девиантность в поведении семьи проявляется в виде пьянства и алкоголизма, наркомании, преступного поведения, проституции, тунеядства, бродяжничества, других видов отклоняющегося поведения.

2 стр., 520 слов

Развитие ребенка 2−3 лет

... нравственное и личностное развитие ребенка 2 - 3 лет Ребенок активно взаимодействует со взрослыми и детьми; эмоционально реагирует на ... за животными и растениями. Речевое развитие ребенка 2 - 3 лет Ребенок сопровождает отдельными звуками совершаемые им, другими ... фразы за взрослым. Художественно-творческое развитие ребенка 2 - 3 лет Ребенок эмоционально подпевает, различает музыкальный темп и ...

Причины отклоняющихся форм поведения семьи разнообразны: экономические, социальные, психологические, медицинские. В зависимости от причин дезадаптации и девиации и от форм отклоняющегося поведения у детей, социальный работник должен выработать систему методов воздействия на семью. Это методы собеседования, консультирования, правового, консультирования о социальных службах и организациях, которые могут помочь семье в различных ситуациях. Эти методы эффективны в работе с теми родителями, которые стремятся найти выход из своих трудностей. Таких родителей полезно привлекать к совместной работе в школе с детьми (спортивные мероприятия, соревнования, походы, экскурсии, вечера, посвященные праздникам).

В случаях, когда требуется определенная коррекция поведения, детско-родительских отношений, возможно использование игровых методов, тренингов, эвристических методов. Такая работа может вестись как в группе, так и в индивидуальном плане.

В технологиях стабилизации семейных отношений социальный работник должен учитывать ситуации, в которых возможно сотрудничество с семьей и те ситуации, в которых социальная терапия вынужденно будет неэффективной.

Жестокое обращение в семье является причиной для серьезного исследования ситуации в семье. В таких ситуациях требуются более жесткие методы в защите ребенка. К таким методам относится обращение к содействию комиссий по делам несовершеннолетних, к органам, которые решают проблемы лишения родительских прав, привлечения к ответственности родителей, не выполняющих свои обязанности. Эти методы предполагают различные формы интервенции в семью — временное изъятие ребенка из семьи (помещение ребенка в приют, интернат или специализированное учреждение) до того времени, когда семья пройдет процесс реабилитации, а также лишение родительских прав. Такие методы принимаются с участием социального работника.

.2 ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ПРАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

социальный детский родительский семья

Предлагается следующая типизация современных семей:

-й тип: конфликтные семьи. В таких условиях родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Нужно активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье, не потерять растущего в ней человека.

-й тип: внешне благополучные семьи, в которых процветает бездуховность, отсутствуют истинные нравственные ценности, эмоциональная связь поколений часто нарушена. Но некоторые дети хорошо усваивают семейную психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с такими семьями особенно трудна.

-й тип: неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Такие семьи требуют постоянного внимания педагога, общественности, а иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей.

Исследования учеными картины существующих типов семьи, позволили выделить: патриархально-модернизированный, детоцентрический, супружеский, материнский и неполный типы семей. Патриархально-модернизированный тип семьи: характеризуется относительным сохранением формы главенства и внутрисемейных отношений, свойственных патриархальному типу семьи с жесткой регламентацией ролевых стратегий при мужской власти. Детоцентрический тип семьи: обладает сильно развитой системой моральной, материальной психологической опеки старшим поколением младшего; родители испытывают гипертрофированное чувство долга по отношению к своим детям, что приводит к серьезным негативным последствиям. Супружеский тип семьи: отношения определяются в основном не родством, не родительством, а брачностью с обязательным выделением личностных аспектов. Характеризуется взаимной поддержкой и заинтересованностью всех членов семьи этого типа в судьбе каждого создают оптимальные условия для гармоничной деятельности внутри семьи. Отношения «родители — дети» опираются на принципы взаимного уважения, дружбы.

Материнский тип семьи: как безбрачная форма семьи, характеризуется детоцентрической направленностью, так как создается женщиной во имя ребенка.

По мере улучшения социальной ситуации в России, когда задачи обеспечения выживания отодвинутся на задний план, проблемы семейной терапии, совершенствования и стабилизации семейных отношений и частности — детско-родительских выдвинулись на первое место.

Согласно традиционной классификации, существует два стиля семейных взаимоотношений — авторитарный и демократический. Авторитарный стиль в отношениях характеризуется властностью родителей, желанием выработать у ребенка привычку беспрекословного подчинения. Взрослые мало считаются с индивидуальностью ребенка, с его интересами и желаниями. При демократическом стиле воспитания взаимоотношения между членами семьи характеризуются взаимной любовью, уважением, вниманием и заботой взрослых и детей друг о друге. Демократический стиль воспитания дает наибольший эффект в формировании у детей сознательной дисциплины, осознаваемой заинтересованности в делах семьи, в событиях окружающей жизни.

В независимости от типа и стиля воспитания, воспитательная функция семьи имеет три аспекта:

формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи накопленного обществом социального опыта; выработка у них научного мировоззрения, высоконравственного отношения к труду; привитие им чувства коллективизма и интернационализма, потребности и умения быть гражданином и хозяином, соблюдать нормы социалистического общежития и поведения; обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры.

систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни.

В случае нестабильной социально-психологической атмосферы в семье, у ребенка может возникнуть эмоционально-личностная дезадаптация. Эмоционально-личностная дезадаптация чаще возникает:

в критические переходные возрасты;

в условиях повышенных психологических и социальных требований к человеку, что сопровождается ростом его психической напряженности;

при наличии психотравматирующих событий и взаимоотношений в семье, в школе, на работе, с друзьями и т. п.

Проблематика детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. В каждом обществе складывается определенная культура взаимоотношений и взаимодействия между родителями и детьми, возникают социальные стереотипы, определенные установки и взгляды на воспитание в семье, и вряд ли будет преувеличением сказать, что цивилизованность общества определяется не только отношением к женщинам, но и отношением к детям.

Таким образом, проанализировав роль семьи, как фактор развития ребенка, мы видим, что семья является тем социальным институтом, той ячейкой общества, в которой происходит формирование ребенка.

В семейном кодексе Российской Федерации отмечается, что регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритета защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

Укрепление семьи — острая социальная проблема. Ведь именно в семье происходит, в основном, формирование характера, навыков и взглядов ребенка. И зачастую от семьи зависит, получит ли общество полноценных граждан, так как семья является базисной (исходной) сферой социализации, которую социальная педагогика рассматривает как первичную ячейку общества, как социальный институт.

В настоящее время в период обострения социальных условий семье требуется не только всесторонняя помощь, в том числе по активизации ее внутреннего потенциала, но и принятие мер по предотвращению кризисов в жизнедеятельности семьи, организации мер по созданию благоприятных условий для нормальной жизни и развития детей и взрослых членов семьи. Поэтому профессиональная деятельность современного социального работника немыслима без творческого освоения теории и опыта семейного воспитания.

В настоящее время особые затруднения специалистов по социальной работе с семьей и детьми связаны с технологическими аспектами их деятельности, в связи, с чем ими изучаются основные технологии социально-педагогической работы с семьями разного типа: многодетной, неполной, имеющей ребенка с ограниченными возможностями, педагогически несостоятельной, неблагополучной, «группы социального риска» и так далее.

Таким образом, исходя из этого, становится очевидным, что сегодня эффективность социальной работы с семьей, нуждающейся в оптимизации детско-родительских отношений, в значительной мере зависит от уровня ее социально-педагогического обеспечения. Признано, что социально-педагогическое обеспечение социальной работы является важным средством социального восстановления социальной активности семьи в условиях коренных социально-экономических преобразований общества.

Мы пришли к выводу, что современная российская семья переживает кризис, но способствовать восстановлению престижа и стабильности семьи может и должен социальный работник. Семья представляет собой особую социальную группу, взаимодействия в которой подчинены строгим социальным закономерностям, нарушение которых может привести к семейному неблагополучию. К семьям «группы риска» относятся малообеспеченные семьи с избыточной иждивенческой нагрузкой, неблагополучные семьи с различными формами зависимости, а также семьи с нестабильным образом жизни, для которых характерно постоянное нарастание кризисных явлений.

Основной целью работы с семьями является коррекция нарушенных межличностных отношений между родителями и детьми, а также повышение их социальной адаптации.

ГЛАВА 2. Социальная работа с семьей: традиции и инновации

Детско-родительские отношения имеют для психического здоровья детей первостепенное значение. Механизмы интеграции семьи, в частности взаимоотношения между ее членами, играют огромную роль в воспитательном процессе. Анализ результатов психодиагностических исследований семей позволяют сделать вывод о том, что в психологической коррекции нуждаются не только дети, но их родители: им нужно помочь овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско-родительских отношений. Детско-родительская арт-терапия используется во множестве регионов нашей страны, она выстроена таким образом, чтобы укрепить отношения между родителями и ребенком.

Арт-терапевтическим методом оптимизации детско-родительских отношений является песочная терапия. Эта терапия не носит вербальный характер и не требует наличия художественных способностей, поэтому она является очень удобным инструментом для работы с семьями. Дети и взрослые чувствуют себя на равных. Значение фигур чрезвычайно многообразно. Техника игры с песочницей и семейная психокоррекция при их сочетании предоставляют различные возможности. Это связано со следующими моментами:

Ящик с песком, имея определенные размеры, выступает в качестве реального и символического пространства творческой экспрессии. Он обеспечивает «удерживание» переживаний членов семьи в тех случаях, когда они не чувствуют себя достаточно защищенными психологически. Благодаря этому они имеют возможность не только выразить свои индивидуальные переживания, но и вступить в невербальное взаимодействие с другими участниками игры.

В ходе игры с песочницей специалист по социальной работе может наблюдать за формированием внутрисемейных альянсов и видеть, кто из участников игры какие фигуры выбирает. Благодаря этому он может использовать определенные вмешательства для того, чтобы разрушить одни альянсы и усилить другие, а также прийти к более объективному представлению о семейных отношениях.

В процессе игры с песочницей хорошо проявляются неосознаваемые переживания членов семьи, которые затем могут стать предметом специального обсуждения и анализа. Кроме того, на основе такого анализа психолог может рекомендовать участникам игры использовать определенные фигуры.

Техника игры с песочницей отвечает потребностям ребенка и других членов семьи. Она — то средство, благодаря которому себя проявляет «внутренний ребенок», пребывающий в любом родителе.

В ходе игры с песочницей проявляется уникальность семейной системы, с характерными для нее духовными потребностями.

Использование техники игры с песочницей в работе с семьями позволяет гармонизировать семейные отношения и скорректировать поведение отдельных членов семьи. Необходимость в активизации «внутреннего ребенка», находящегося в каждом человеке, очень велика, но ей не исчерпываются все задачи психокоррекции. Когда в психокоррекционном процессе складывается игровая атмосфера, в членах семьи раскрывается творческий потенциал, позволяющий успешно решать имеющиеся проблемы. Кроме того, оставаясь частью единого целого, они могут укрепить свою автономность.

Следовательно, использование песочной терапии в работе с семьями позволяет гармонизировать семейные отношения и скорректировать поведение отдельных членов семьи. Изменяется установка членов семьи и оценка ими сложившейся ситуации, благодаря этому они избавляются от дезадаптивных форм поведения, связанных с насилием и плохим отношением друг к другу. В членах семьи раскрывается творческий потенциал, позволяющий успешно решать имеющиеся проблемы.

Другим арт-терапевтическим методом оптимизации детско-родительских отношений являет сказкотерапия. Это сравнительно новая методика, в рамках которой ребенку прививают определенные моральные принципы, учат его верно истолковывать события и правильно относиться к окружающему миру. Считается, что особенно эффективна сказкотерапия для школьников: придумывая или читая сказки, дети находят решение своих проблем, которыми не всегда готовы откровенно поделиться с родителями.

Не менее действенным методом по гармонизации семейных отношений является драма-терапия — это один из возникших недавно видов арт-терапии, который включает элементы музыки, изобразительного искусства и танца. Драма-терапия использует форму театрального искусства и делает ее доступной для членов семьи, чтобы они смогли справляться со своими расстройствами и проблемами. Таким образом, ее можно использовать и в целях предупреждения, и в целях коррекции.

Драма-терапия не является чем-то новым: ее можно увидеть в древних ритуалах исцеления и театральных представлениях многих цивилизаций. Но около тридцати лет назад она вновь появилась как современный метод психотерапии, который получил официальное признание. Все компоненты театрального искусства — голос, движение, ролевая импровизация, работа с текстом и само исполнение, наряду с использованием масок, костюмов, освещения и постановки — являются неотъемлемыми составляющими драма-терапии.

Еще одним методом в арт-терапии является метод «Марания». Дети не рисуют в том понимании, к которому они привыкли за годы обучения. У мараний нет категорий «правильно-неправильно», «хорошо-плохо», нет эталонов. Отсутствие критериев оценки мараний исключает и саму оценку. Хотя есть дети, которые не могут обойтись без оценок, внешних или внутренних, а потому выдвигают для себя и других собственные критерии. Например, привлекательность цветовой гаммы или аккуратность. В этих случаях навязывание оценки устраняется взрослым, в результате уходят напряжение, неопределенность, страх, сомнения.

Нестандартность процесса приводит детей к собственным маленьким открытиям. Часто в ходе мараний дети отказываются от кисточек, губок и начинают рисовать пальцами и ладонями. Новизна мараний, необычность, и в то же время, естественность, родство детской природе способствуют тому, что ребенок «забывает» о социальных запретах и табу. Стремление к удовольствию от контакта с водой и грязью естественным образом раскрывается, когда ребенок испытывает психологическую безопасность и расслабляется.

Достижение положительных результатов всех этих методов происходит за счет следующих феноменов:

развитие и усиление внимания к своим чувствам и переживаниям, что повышает самооценку;

сам процесс творчества, дающий возможность свободно выразить свои чувства, потребности и фантазии в виде продукта творчества и являющегося безопасным способом разрядки напряжения;

возможность заново пережить внутренние конфликты прошлого в результате общения с помощью символов и образов;

возникновение чувства внутреннего контроля;

освоение новых форм опыта.

В нашей стране накоплен определенный опыт по оптимизации семейных отношений, например, коррекционно-образовательный проект г. Москвы «Связующая нить» <#"justify">- информационно-познавательная;

ценностно-ориентированная;

регулятивно-поведенческая;

коммуникативная.

Рис. 1. Динамика численности учащихся в МОУ СОШ № 22 в 2009—2011 гг.

По данным МОУ СОШ № 22, число семей с эмоционально-конфликтными отношениями, с неправильным стилем детско-родительских отношений растет. Если в 2009 г. было зафиксировано 4% неблагополучных семей с проблемными взаимоотношениями, а в 2010 — 5,5%, то к началу 2011 г. — 9%. Эта ситуация слишком глубоко отзывается на психологическом здоровье детей. Дети ведут себя замкнуто, агрессивно, безынициативно, отвергаются сверстниками, — считает школьный психолог МОУ СОШ № 22.

Рис. 2. Динамика численности неблагополучных семей в 2009—2011 гг.

Для преодоления проблем детско-родительских отношений в МОУ СОШ № 22 проводится следующая работа. Социальный педагог проектирует социально-педагогическую программу помощи ребенку — планирует этапы и средства деятельности по достижению конкретного результата; осуществляет выбор средств, методов, приемов социально-педагогической деятельности; прогнозирует конечный результат деятельности; реализует программы оказания социально-педагогической помощи и поддержки ребенка на основе знания ее концепции, методик и технологий. Основной задачей социального педагога МОУ СОШ № 22 является социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребенка, установление связей и партнерских отношений между семьей и школой путем взаимодействия с администрацией школы, учителями, учащимися и их родителями (лицами, их заменяющих).

Педагог-психолог осуществляет следующее: активно ведет пропаганду психологических знаний среди учителей об особенностях и видах неблагополучных семей и типах неправильного семейного воспитания; проводит консультационную работу с педагогами и родителями по установлению отношений партнерства и сотрудничества; изучает семьи с помощью психологических методик, выявляет вероятные причины неблагополучия во взаимоотношениях в семье; устанавливает возможные пути улучшения обстановки в семье; разрабатывает рекомендации по составлению плана совместных действий педагога-психолога, социального педагога и классного руководителя по преодолению недостатков воспитания в такой семье, прогнозирует позитивные результаты работы; анализирует результаты выполнения рекомендаций; проводит диагностику личностного развития ребенка, испытывающего проблемы во взаимоотношениях с родителями или другими членами семьи. Знакомит с полученными результатами социального педагога, классного руководителя с целью создания индивидуальной программы воспитания; проводит индивидуальные консультации.

Классный руководитель: создает благоприятную обстановку в группе вокруг ребенка, испытывающего проблемы во взаимоотношениях с родителями; устанавливает отношения партнерства и сотрудничества с семьей; работает с учащимися класса по повышению социального статуса ребенка, испытывающего проблемы в отношениях со своей семьей.

Таким образом, возникает следующий алгоритм взаимодействия педагогического коллектива с семьей, оказывающей неблагоприятное влияние на ребенка.

Таблица 1

Направления работыФормы работыI. Получение первичной информации о семье и об отношении к воспитанию.Наблюдение. Анкетирование. Тестирование. Беседа.2. Выявление реальных возможностей улучшения обстановки в семье.Анкетирование. Беседа.3. Установление контакта с родителями, другими членами семьи, которые могут повлиять на обстановку в семье.Консультации. Тренинг. Тренинговые упражнения.4. Разработка конкретного поэтапного плана совместных действий в преодолении недостатков семейного воспитания.Консультации. Совместные планирования, беседы.5. Прогнозирование позитивных результатов взаимодействия для ребенка, его родителей, членов семьи.Беседы.6. Согласование воспитательных действий семьи, школы, их периодическая корректировка, анализ и контроль.Консилиум. Наблюдение. Беседы. Анкетирование.7. Демонстрация положительных сдвигов, даже не очень существенных, эмоциональная поддержка родителей.Беседа. Тестирование.

Используются такие формы, как:

организация занятости учащихся во внеучебное время;

организация мероприятий, концертов, конкурсов;

создание самоуправления в классе;

посещение учащихся на дому;

консультирование родителей;

привлечение родителей в организацию школьных и классных дел.

Это приносит положительные результаты, которые позволяют сохранить ребенка в статусе «благополучного» и таким образом сократить риск попадания его в положение социального сироты.

Таким образом, анализируя мнение экспертов и статистические данные, можно сделать вывод, что в настоящее время проблема детско-родительских отношений очень актуальна, так как она затрагивает более 85% учащихся.

Кроме того ведется обширная работа на преодоление проблем в семейном взаимодействии у школьников в МОУ СОШ № 22. Была рассмотрена деятельность школьного психолога, социального педагога, направленная на гармонизацию детско-родительских отношений. Это приносит положительные результаты, которые позволяют сохранить ребенка в статусе «благополучного» и таким образом сократить риск попадания его в положение социального сироты. Но, несмотря на это, за последние пять лет количество детей, испытывающих проблемы в детско-родительских отношениях, возросло.

Для преодоления этой тенденции ведется обширная работа по профилактике и снижении проблем в семейном взаимодействии у школьников в МОУ СОШ № 22. Также в целях оптимизации детско-родительских отношений для г. Балаково и в частности для МОУ СОШ № 22 можно эффективно применить опыт других субъектов РФ, принимая во внимание территориальные и социально-культурные особенности города.

ГЛАВА 3. МОНОТИПИЯ КАК МЕТОД СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ

Семья — важнейший институт социализации подрастающих поколений. Это персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества; социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе; технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни; демографический определяется структурой семьи. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья.

Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего, падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Значительная часть подростков отдаляется от родителей.

Для оценки характера влияния родителей на своих детей в г. Балаково, в течение месяца проводилось социологическое исследование, целью которого было выявление проблем внутрисемейного взаимодействия.

База исследования: школьники 10 класса «Б» МОУ СОШ № 22 (26 человек, из них 19 девушек и 7 юношей в возрасте 16−17 лет) и их родители (26 человек).

В исследовании были использованы методики: теоретический анализ проблемы исследования; эмпирический: методика диагностики родительского отношения Варга-Столина, тест на диагностику отношения детей к родителям «Определение положения в семье детей и родителей».

С целью выявления в этих семьях детско-родительских взаимоотношений был проведен тест-опрос по Варга-Столина, проанализировав ответы, мы получили следующую картину родительского отношения к детям. В 38,4% семей наиболее выраженным является параметр «гиперсоциализация». В 15,4% семей не наблюдается каких-либо отклонений в детско-родительских взаимоотношениях. В 15,4% семей наиболее выраженным параметром является параметр «симбиоз». В 15,4% семей наиболее выражен параметр «инфантилизация». В 7,7% семей со стороны родителей наиболее выраженным параметром является «кооперация».В 7,7% семей со стороны родителей выражен параметр «отвержение».

Рис. 3. Показатели родительского отношения в семьях учащихся

Преобладающим параметром у родителей является гиперсоциализация. Результаты теста-опросника подтвердили, что со стороны многих родителей наблюдаются такие специфические черты, как отвержение ребенка, симбиоз, авторитарная гиперсоциализация, инфантилизация, социально желательный образ.

Исходя из анализа, можно заключить, что позиции родителей играют немаловажную роль в психическом благополучии ребенка. Результаты, полученные при подсчетах, подтверждает выводы, сделанные в ходе эмпирического анализа. Анализируя результаты теста на диагностику отношения детей к родителям, установлено, что только 15% опрошенных школьников видят свою семью благополучной. Отмечены также признаки тревожности, конфликтности, чувства неполноценности и одиночества в семейном кругу у части детей. Анализ результатов по данной методике показал следующее: конфликтность проявляется в 85% семей, но наиболее высокий уровень этот параметр имеется в 15% семей.

При сопоставлении полученных показателей мы получили следующую картину соотнесения стиля родительского отношения и степени отношения детей к родителям. Анкетирование показало, что в 7,7% семей присутствует отвержение ребенка, это определилось по шкале «принятие-отвержение». Это говорит о том, что взрослый испытывает к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду и даже иногда ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко своим отношением третирует своего ребенка. Родитель не уважает ребенка, не доверяет ему.

В 7,7% семей обнаружились низкие баллы по шкале «кооперация». Это является признаком того, что взрослый не проявляет интереса к делам и планам ребенка, низко оценивает его интеллектуальные и творческие способности, не поощряет самостоятельность и инициативу ребенка. Родитель не учитывает точку зрения ребенка в спорных вопросах.

Посредством анкетирования у 15,4% родителей обнаружились низкие баллы по шкале «симбиоз». Это говорит о том, что родитель устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем. Взрослый не старается быть ближе к своему ребенку, не удовлетворяет его основные потребности, не стремится оградить его от трудностей и неприятностей жизни.

У 38,4% родителей выявились отклонения в родительском отношении по шкале «контроль». Такие родители ведут себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Они навязывают детям почти в всем свою волю, родители не в состоянии встать на его точку зрения. Взрослый пристально следят за социальными достижениями своего ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами. Это не всегда может быть полезно для воспитания детей.

У 15,4% родителей определились высокие баллы по шкале «инфантилизация «. Это является признаком того, что взрослый человек считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Родитель приписывает ему личную и социальную несостоятельность, видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю несерьезными, и он игнорирует их. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний.

Анализ проведенного тестирования подростков на предмет отношения к родительскому влиянию «Определение положения в семье детей и родителей» выявил следующие результаты:

По параметру «Полный контроль» выделено 34,6% опрашиваемых;

У 26,95% детей не было выявлено признаков негармоничного отношения к себе со стороны родителей.

По шкале «Нет взаимопонимания и моральной поддержки» выявлено 15,4% детей;

По шкале «Родители очень критичны» — 11,5% опрашиваемых;

Параметр «Родители не справедливы» выявился у 7,7% детей;

По параметру «Заняты только собой» выявилось у 7,7% детей.

Рис. 4. Определение положения в семье детей и родителей

Проведя анализ результатов диагностики, обобщив все полученные в ходе исследования данные, можно увидеть, что подобные отношения в семье проявляется в раздражительности и конфликтности со стороны детей, сопровождается частыми ссорами и спорами. Дети не чувствуют себя дома комфортно. Видят несправедливое к себе отношение. Значительная часть школьников испытывают дефицит в проявлениях родительской любви, ласки и эмоциональном тепле. Отношения чаще всего строятся на основе родительских воздействий, базирующихся на формальной стороне воспитания. Видно, что между родителями и детьми ярко выражена межличностная дистанция.

Анализ также показал, что уровень благополучия ребенка зависит от уровня конфликтности в семейной ситуации. При высоком уровне конфликтности наблюдается как семейное, так и эмоциональное неблагополучие. Тревожная семейная обстановка наблюдается в конфликтных и враждебных семьях. Конфликтная семейная обстановка характеризуется высоким уровнем тревожности и эмоциональным неблагополучии ребенка.

По результатам анкетирования можно увидеть, что напряженные семейные отношения проявляется в раздражительности и конфликтности со стороны детей, сопровождается частыми ссорами и спорами. Дети не чувствуют себя дома комфортно. Видят несправедливое к себе отношение. Таких признаков не было обнаружено у тех 15% детей, чьи родители показали хорошие результаты в диагностике родительского отношения посредством анкетирования.

Таким образом, выявлено, что детско-родительские отношения сказываются как на уровне конфликтности и эмоциональной стабильности детей. Причины неправильного взаимоотношения в семье очень различны. Порой это определенные обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить адекватное воспитание, чаще — низкая педагогическая культура самих родителей. Во втором случае нередко основную роль в нарушениях воспитательного процесса играют личностные особенности самих родителей.

Предупреждение семейных конфликтов зависит от всех членов семьи и, прежде всего от супругов. Существует устойчивое мнение о том, что семейные конфликты представляют опасность для семьи в целом и могут привести к ее разрушению. Однако, на практике, некоторые мелкие семейные ссоры могут иметь позитивную направленность, помогая прийти к согласию по спорным вопросам и предотвратить более крупный конфликт. Но в большинстве случаев семейных конфликтов допускать не следует.

Существуют путипредупреждениясемейных конфликтов, которые зависят от характеристик потенциальных субъектов конфликтного взаимодействия (супруги, родители, дети, родственники).

Остановимся на самых общих рекомендациях:

. Формирование психолого-педагогической культуры семейных отношений, которые основываются на выяснении и согласовании взглядов супругов на значение семьи в жизненном пространстве личности. В таких взглядах обнаруживается значительное разнообразие — от гармоничного сочетания до противопоставления;

. Воспитание детей с учетом их индивидуально-психологических и возрастных особенностей, а так же эмоциональных состояний;

. Организация семьи и семейных отношений, включающая формирование семейных традиций, развитие взаимопомощи, ответственности, доверия и уважения;

. Овладение культурой межличностного общения, которое включает освоение приемов и способ эффективной коммуникации, преодоления трудностей и барьеров.

Заинтересованными сторонами в преодолении такой проблемы как наличие семейной конфликтности, а именно — детско-родительской, являются: общество; семья как социальный институт; учреждения образования; граждане БМО; Администрация БМО; центр «Семья».

Источники финансирования:

.Бюджет БМО: обеспечение материально-технической базы программы; заработная плата сотрудникам.

. Граждане БМО: материальный вклад; волонтерство.

. Предприниматели: спонсорская помощь; финансирование.

. Социальные службы: оказание социальной, психологической помощи.

Одной из сложных проблем современной семьи в России и в частности — г. Балаково является психологическая некомпетентность родителей, их неумение наладить позитивные отношения с ребенком, сформировать правильные ценности, стать настоящим образцом и авторитетом для подрастающей личности часто приводит к явлению «скрытой безотцовщины» даже в полных, внешне благополучных семья.

Невербальные средства, часто являются единственно-возможными для выражения и прояснения сильных переживаний, это является одним из преимуществ арт-терапии в работе с семьей в социальной службе.

Арт-терапия является мощным средством сближения людей, что ценно в ситуациях взаимного отчуждения, при затруднении в налаживании контактов. Продукты арт-терапевтической деятельности являются свидетельством настроений и мыслей как отдельного человека — клиента, так и целой семьи, что позволяет использовать их для оценки состояния, проведения соответствующих исследований в сфере социальной помощи.

Арт-терапия является средством свободного самовыражения, предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру человека, что приводит к гармонизации взаимоотношений в семье. Арт-терапия, в большинстве случаев, вызывает у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию. Арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления, она отвечает фундаментальной потребности в самоактуализации, раскрытии широкого спектра возможностей человека и утверждения им своего индивидуального Я.

Существует множество арт-терапевтических методов, одним из который является монотипия.

Монотипи́я (от «моно» — один и греч. «τυπος» — отпечаток, оттиск, касание, образ) — вид печатной графики, изобретение которого приписывается итальянскому художнику и гравёру Джованни Кастильоне (1607−1665).

Монотипия является базовой графической техникой, заключающейся в следующем. На гладкой поверхности — стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге — делается рисунок гуашевой краской. Материал, на который наносится краска, не должен пропускать воду. Сверху накладывается на лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отражении. Он может быть менее четким по сравнению с оригиналом, более расплывчатым, могут стереться границы между разными красками.

Монотипия — это техника, максимально пробуждающая фантазию и интуитивное образное мышление у детей и их родителей. Монотипия — это импровизация внутреннего мира в заданной ситуации. С помощью монотипии бессознательное проецируется на материал. Полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным. Это художественное произведение, выполненное за один прием. Монотипия — уникальная нетиражная техника, сочетающая в себе качества эстампа и живописи. Если просто сказать: одно касание, прикосновение, надавливание. Можно сказать, что монотипия — техника свободы. Получаемое изображение всегда отличается от того, что изображалось на печатной форме. Замысловатые узоры, проявляющиеся на запечатанном материале, носят случайный характер и не могут быть в точности воспроизведены художником, Если хочется что-то изменить или улучшить, нужно изготовить новый «оригинал», то есть нарисовать все заново.

Детско-родительская монотипия предоставляет возможность получения творческого, и визуального опыта, основанного в невербальной и символической форме. Процесс монотипии при этом протекает в контексте психотерапевтических отношений, а создание образов выступает в качестве основного средства общения. Специалист по социальной работе создает условия для невербального выражения осознаваемых и неосознаваемых чувств и представлений, помогая детям и родителям, общаться друг с другом. Монотипия выступает здесь средством выражения и разрешения внутрипсихических конфликтов как родителей, так и детей. Рабочий процесс монотипии имеет психологическое и арт-терапевтическое обоснование.

Монотипия обеспечивает удерживание, благодаря чему ребенок и родитель могут безопасно взаимодействовать друг с другом и получать при этом удовлетворение. Предлагая изобразительные материалы, соответствующие возрасту ребенка специалист по социальной работе побуждает родителя следовать за ребенком, воздерживаться от поучений и вмешательства в его игру. Создание изобразительной продукции дополняется установлением отношений, взаимодействием и наблюдением. При этом используются адекватные возрасту ребенка терапевтические вмешательства. Данная модель работы позволяет специалисту по социальной работе оценить отношения, особенности эмоционального выражения родителя и уровень развития ребенка.

Монотипия применяется также для развития коммуникации между ребенком и родителем путем использования ранних детско-родительских механизмов взаимодействия, активизирующихся при совместных занятиях изобразительной деятельностью. Родители нередко говорят о своей части совместной работы, в частности о том, какое значение она для них имеет. Совместная работа способствует развитию взаимного доверия и навыков участия в совместной деятельности, соблюдению очередности действий, развитию близости и взаимной привязанности.

Таким образом, монотипия — это свобода самовыражения и проекция внутреннего мира, и искренность этой техники оказывается бесспорной. А для непрофессионального художника монотипия — один из новых способов выразить свои сиюминутные эмоции и настроения. Данная техника таит в себе необычайно богатые возможности с приятным элементом свободы и ожидания того непредсказуемого результата, который получается. Преимущество монотипии в том, что существует в ней непредсказуемость, которая позволяет выразить истинную проблему, а не то, что клиент о ней думает или как хочет ее преподнести терапевту.

Техника «Семейная монотипия» базируется на убеждении, что внутреннее «Я» человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно, не задумываясь, рисует, пишет картину, лепит. Известно, что образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения. Невербальное взаимодействие в процессе такой работы способно вскрыть конфликт, который затем возможно обсудить. Эта техника открывает возможность для непрямого обращения к актуальным проблемам, создает в процессе консультирования атмосферу взаимного принятия, доброжелательности, безопасности и эмоциональной поддержки. Продукт совместного творчества будет отображением системного семейного видения проблемы, эмоциональной значимости проблемы для семьи в целом и конкретно для каждого члена семьи, а также будет отображать систему внутрисемейного взаимоотношения внутри существующей проблемы. Примеры «Семейной монотипии» дают возможность увидеть терапевтические и диагностические возможности техники «Семейная монотипия».

Техника «семейная монотипия» позволяет:

выявить характер взаимоотношений в семье;

вскрыть (так сказать, обнажить) причины внутрисемейного конфликта и наметить пути выхода из него;

свободно, без страха самовыразиться всем членам семьи, и как следствие — получить целостное видение ситуации;

восстановить контакт между членами семьи;

выразить эмоции и настроения касательно проблемной ситуации всем членам семьи;

дает возможность для непрямого обращения к актуальным проблемам;

способствует установлению атмосферы взаимного принятия, доброжелательности, безопасности и эмоциональной поддержки;

позволяет увидеть степень эмоциональной значимости проблемы для семьи в целом и конкретно для каждого члена семьи;

отображает систему внутрисемейного взаимоотношения внутри существующей проблемы.

Полученный нами опыт позволяет заключить, что монотипия является уникальным методом работы с детьми и их родителями, основанным на теориях развития и методах арт-терапии. Знание психологических теорий развития и учет особенностей ребенка позволяет специалисту по социальной работе лучше оценить специфику взаимодействия детей и родителей, а также создать условия для коррекции отношений между детьми и родителями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Семья как залог стабильности общества в целом требует пристального внимания со стороны органов государственно власти и общественности, принятия большего объема мер по улучшению положения семей, все это должно осуществляться, в том числе и с помощью социальных работников.

К семьям «группы риска» относятся малообеспеченные семьи с избыточной иждивенческой нагрузкой, неблагополучные семьи с различными формами зависимости, а также семьи с нестабильным образом жизни, для которых характерно постоянное нарастание кризисных явлений. Основной целью работы с семьями является коррекция нарушенных межличностных отношений между родителями и детьми, а также повышение их социальной адаптации.

Представление о монотипии как оригинальном направлении в арт-терапии говорит о неисчерпаемом творческом потенциале, заложенном в каждом человеке, и возможности использования этого потенциала в целях достижения душевного здоровья детей, внутреннего благополучия и гармонии в семье. Полученный нами опыт позволяет заключить, что монотипия является уникальным методом работы с детьми и их родителями, основанным на теориях развития и методах арт-терапии. Знание психологических теорий развития и учет особенностей ребенка позволяет специалисту по социальной работе лучше оценить специфику взаимодействия детей и родителей, а также создать условия для коррекции отношений между детьми и родителями. Это приносит положительные результаты, которые позволяют сохранить ребенка в статусе «благополучного» и таким образом сократить риск попадания его в положение социального сироты. Именно поэтому в целях оптимизации детско-родительских отношений в г. Балаково целесообразно применять метод монотипии в центре помощи семье и детям «Семья».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Законодательные материалы

1.Конституция Российской Федерации. — Режим доступа: <#"justify">Монографии и периодическая печать

.Киселева М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. — Речь, 2007. — С. 249.

11.Мардер Л.Д. Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста <#"justify">Интернет-источники

16.Белякова И. В. Оптимизация детско-родительских отношений. Коррекционно-образовательный проект «Связующая нить» <#"justify">ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Рис. 1. Структура МОУ СОШ № 22, г. Балаково

Приложение 2

Пример 1

На терапию обратилась семья из двух членов: мама 37 лет и дочь (6 лет).

Повод обращения семьи: чрезмерная плаксивость и чувствительность дочери. О. посещает подготовительные занятия к школе. Занятия и учитель, по ее словам, ей нравятся. Но каждое занятие начинается со слез девочки. Причем она плачет только до тех пор, пока есть мама. Если же мама уходит, то дочь очень быстро перестает плакать, активно участвует в занятии и даже остается помогать учительнице после занятий. Девочка может начать плакать и отказываться идти в школу еще дома. Если мама сумеет отвлечь внимание дочери, переключить на что-то другое, то дочь перестает плакать. Если мама начинает расспрашивать дочь, почему та плачет и не хочет идти в школу, то она не может объяснить, но плачет очень долго.

Во время рисования на стеклах члены семьи много наблюдали друг за другом. Стекла закрашивали полностью. Слепки были сделаны практически одновременно. Девочка — красное сердце с желтым вокруг, слева на листе, чуть выше середины листа. Мама — разноцветные полосы, справа на листе, чуть выше середины листа. У дочки получился очень бледный слепок, она расстроилась и тут же, добавила краски на стекло и сделала такой же слепок слева на листе чуть ниже предыдущего. Следом мама нарисовала на своем стекле другой рисунок, и тоже поставила еще один слепок, чуть ниже своего первого. Пока девочка очень тщательно пыталась отпечатать второй слепок, надавливая и прижимая всеми силами, мама успела сделать еще один слепок. Потом еще один сверху, в центре листа и еще один слева сверху, чуть перекрывая первый слепок дочери. Дочь с интересом наблюдала. Затем со словами «Хочешь я тебе нарисую кучеряшки, ты их так любишь…» мама рисует зеленые спирали на стекле и делает слепок прямо в центре листа. Спрашивает дочь: «Нравится?» О. утвердительно качает головой, закрашивает полностью стекло красной краской, накладывает слепок ровно на зеленые «кучеряшки» и с силой начинает стучать кулаком по стеклу. И так делает насколько слепков, пока почти полностью не закрашивает зеленые «кучеряшки», нарисованные мамой. Мама не реагирует.

Когда семья перешла к обсуждению совместного творчества и мама рассказывала о том, что рисовала, своих эмоциях. На протяжении работы, члены семьи практически все время рисовали по очереди, то одна, то другая, и смотрели на реакцию друг друга.

В процессе обсуждения совместного творчества мать подтвердила интерпретацию терапевта, высказанную в форме предположения, что проблема действительно больше волнует ее, чем дочь. Она заметила, что ее слепков на листе больше, чем слепков дочери, и они занимают большую часть пространства листа. К тому же то, что мама считала, что делает это для дочери, а это вызвало у дочери агрессию и практически лишило ее последнего свободного места на листе и возможности выразиться. И действительно, в жизни мать практически все время уделяет дочери, ее развитию. Тем самым лишая ее возможности выбора, ответственности, самостоятельному выстраиванию социальных отношений.

Семье была предложена терапия, направленная на выстраивание взаимоотношений «мать-дочь», распределением обязанностей в семье; а также личная терапия матери, направленная на уменьшение тревоги о других членах семьи, принятие ответственности за свою жизнь и возвращение ответственности другим членам семьи за их жизнь.

Результатом совместного творчества стало понимание причинно-следственных связей, новое видение проблемы и возможности выхода из нее.

Пример 2

На терапию обратилась семья из двух членов: мама (С., 35 лет, в декретном отпуске, замужем 11 лет, трое детей) и старшая дочь (М., 10 лет).

Терапевт предложил нарисовать свое эмоциональное отношение к проблеме каждому члену семьи на отдельном стекле 15/15 см и сделать слепки на общем листе А3.

Во время рисования на стекле мама и дочка были очень сосредоточены на своих рисунках. Слепки делали одновременно, мама справа на листе, дочь -слева. При этом у каждого слепка был свой низ (на рисунке у маминого слепка низ справа, а у дочери — слева), то есть рисунки направлены друг на друга. Мама осталась довольна своим слепком, а дочь — нет: рисунок получился бледным, корона — похожа на улитку. Поэтому М. дорисовала себя, корону, украшения и свое американское имя.

В процессе обсуждения совместного творчества С. и М. обратили внимание на расположения рисунков друг напротив друга. Для них это ассоциировалось с конкуренцией. С. сказала, что у них с дочерью действительной разные основы и миры, что она не понимает М. и не знает, как найти с ней общий язык. В процессе обсуждения рисунка между мамой и дочерью возник диалог, и выяснилось, что М. очень не уверена в себе и не видит своих достоинств, считает, что ей нечем гордиться сейчас, поэтому она так часто и сильно мечтает о будущем (в нем она любима).

Результатом совместного творчества стало понимание причинно-следственных связей, возобновился контакт между матерью и дочерью, появилась возможность диалога и принятия друг друга.

Семье была предложена терапия, направленная на выстраивание взаимоотношений «мать-дочь», осознание ценности друг друга и принятие себя, друг друга и тех изменений, которые происходят с дочерью в связи с взрослением.

Пример 3

На терапию обратилась семья из двух членов: мама (И., 38 лет, в разводе полгода, один ребенок) и сын (И., 12 лет).

Инициатором терапии была мама. Повод обращения: после развода мама была в подавленном состоянии, растерянная и «потеряла контроль над сыном». Он перестал учиться, начал врать. Единственное наказание, которое мама считала действенным, это запрет сыну видеться с отцом. Сын обманывал, но с отцом все равно встречался. После этого мама чувствовала себя еще более беспомощной. У терапевта просила помощи — повлиять на сына, чтобы начал учиться и перестал обманывать мать.

Терапевт предложил нарисовать свое эмоциональное отношение к проблеме каждому члену семьи на отдельном стекле 15/15 см и сделать слепки на общем листе А3.

На стекле мама и сын нарисовали тонкие полосы: мама зигзагообразные, а сын спиралевидные. Первой слепок сделала мама (зеленый цвет), сын наложил свой слепок прямо на слепок мамы (желтый цвет).

В процессе обсуждения совместного творчества возникла ассоциация об общности проблемы (проблема одна и очень сконцентрирована: лист, в основном, остался пустым).

Сын назвал полоски очень похожими — только направления разные, мать же сходства не видела совсем. Между членами семьи возник диалог. Сын пытался найти конструктивную форму взаимодействия с матерью, объяснить свое поведение и найти выход из ситуации. Была видна его сильная потребность в ней, ее понимании, поддержке. Мать же слушала, но не верила, говоря, что «все это для терапевта, а на самом деле сын у нее очень плохой».

Результатом совместного творчества стала попытка установить контакт друг с другом после кризисной ситуации, понять, что изменилась структура семьи, значит, должны измениться и отношения.

Семье была предложена терапия, направленная на выстраивание взаимоотношений «мать-сын», поиск выхода из кризисной ситуации.

Пример 4.

У Даны (возраст — 2,5 года)были расстройства сна и аппетита, а также поведенческие нарушения. Это был «застревавший» на деталях ребенок. После того как она убедилась, что все предметы находятся на своих местах, Дана приступила к рисованию вместе со своим отцом. Вскоре она увлеклась рисованием, хорошо взаимодействовала при этом с отцом и время от времени комментировала свои действия. Когда она закончил рисовать, Дана стала эмоционально описывать рисунок отцу.

Дана использовала всего один цвет и попросил отца делать то же самое. Она проводила широкие мазки на стекле. Указав на линию небесно-голубого цвета, Дана произнесла: «Бабушка». Отец пояснил психотерапевту, что бабушка уехала утром и что Дана по ней очень скучает. В конце работы Дана взяла с собой рисунок для того, чтобы подарить его бабушке. На следующей сессии отец сказал, что Дана часто рисует, когда скучает по бабушке.

Результатом совместного творчества стало определение проблемы, возникшей у ребенка, установление контакта отца и дочери после кризисной ситуации.

Эти примеры дают возможность увидеть терапевтические и диагностические возможности техники «Семейная монотипия».

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector