Учет и использование заместителем командира роты по воспитательной работе в воспитательной работе особенностей военнослужащих различного вероисповедания

МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Новосибирское высшее военное командное училище

Кафедра педагогики

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема:

Учет и использование заместителем командира роты по воспитательной работе в воспитательной работе особенностей военнослужащих различного вероисповедания

Курсанта 6 взвода 1 роты

Колесова Сергея

г. Новосибирск-2009

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

. Понятие религии, её функции. История возникновения мировых религий

. Законодательство, регулирующее отношения религиозных конфессий и армии

. Работа ЗКРВР с военнослужащими различного вероисповедания

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Российская Федерация является многонациональным и многоконфессиональным государством. Вооруженные Силы, являющиеся частью общества.

1. ПОНЯТИЕ РЕЛИГИИ, ЕЁ ФУНКЦИИ. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ

Рели́гия (от лат. religio — «связь») — одна из форм общественного сознания, обусловленная верой в существование сверхъестественного (в сверхъестественную силу или личность).

Эта вера — основной признак и элемент любой религии (веры), которую представляют верующие.

Религиозная система представления мира (мировоззрение) опирается на веру или мистический опыт, а не на данные, проверяемые научным экспериментом, и связана с отношением к непознаваемым и нематериальным сущностям. По мнению верующих, религия, в отличие от науки, имеет дело с такими вопросами, как добро и зло, нравственность, цель и смысл жизни и т. д.

Религия включает в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий, а также объединения людей в организации (церковь, религиозную общину).

10 стр., 4631 слов

Хронология событий в истории психологии со времени возникновения науки до первой четверти ХХ век

Хронология событий в истории психологии со времени возникновения науки до первой четверти ХХ века. Работу сделала студентка псих. факультета В/о 3 курс 1 группа Куликова Вера Дмитриевна Введение Основная проблематика психологии имеет глубокую философскую мысль с тех пор, как появилась философия. До экспериментальных исследований были столетия философских размышлений и тысячелетия познания ...

Основы религиозных представлений большинства мировых религий, как правило, записаны людьми в священных текстах, по убеждению сторонников религии либо продиктованных или вдохновленных непосредственно Богом или богами, либо написанных людьми, достигшими с точки зрения данной религии высшего уровня духовного развития, великими учителями, особо просветлёнными или посвящёнными, святыми и т. д. и т. п. Большинство религий поддерживается профессиональными священнослужителями.

Религия как явление, присущее человеческому обществу на протяжении значительной части его истории и религиозные убеждения характерны до настоящего времени для подавляющей части населения земного шара.

В религии можно рассматривать две стороны: внешнюю — как она представляется постороннему наблюдателю, и внутреннюю, которая открывается верующему, живущему в соответствии с духовными и нравственными принципами данной религии.

С внешней стороны, религия представляет собой, прежде всего, мировоззрение, включающее в себя ряд положений (истин), без которых (хотя бы без одного из них) она теряет самое себя, вырождаясь или в колдовство, оккультизм и подобные псевдорелигиозные формы, являющиеся лишь продуктами её распада, извращения, или в религиозно-философскую систему мысли, мало затрагивающую практическую жизнь человека. Религиозное мировоззрение всегда имеет общественный характер и выражает себя в более или менее развитой организации (церкви) с определённой структурой, моралью, правилами жизни своих последователей, культом и т. д.

С внутренней стороны, религия — это непосредственное переживание религиозного опыта, причем переживание этого опыта глубоко индивидуально.

Основными мировыми религиями, представленными на территории Российской Федерации и соответственно в Вооруженных Силах являются: ислам, православное христианство и буддизм. Для того, чтобы на профессиональном уровне учитывать в воспитательной работе особенности различных вероисповеданий военнослужащих, необходимо хорошо знать историю происхождения и основные догматы, и требования к верующим (моральные предписания) каждой из религий.

6 стр., 2974 слов

История возникновения и развития психологии религии

17 Министерство образования и науки РФ Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского Институт педагогики и психологии Кафедра педагогической психологии Контрольная работа по социальной психологии Тема: История возникновения и развития психологии религии Сидельникова Анастасия Игоревна Ростов, 2009 Содержание ВВЕДЕНИЕ 1. История психологии религии 1.1 Возникновение и ...

Ислам — монотеистическая (авраамическая) мировая религия. Слово «ислам» имеет несколько значений, буквально переводится как мир. Другое значение этого слова — «предание себя Богу» («покорность Богу»).

В шариатской терминологии ислам — это полное, абсолютное единобожие, подчинение Богу, Его приказам и запретам, отстранение от многобожия. Людей, которые покорились Богу, в исламе называют мусульманами.

С точки зрения Корана, ислам — единственная верная религия человечества, её последователями были все пророки. В окончательном виде ислам был представлен в проповедях Пророка Мухаммада, получившего сведения о новой религии в виде Божественного Откровения.

Коран — священная книга ислама. Коран состоит из 114 сур (глав) и около 6600 аятов (стихов).

Важнейшим постулатом и лейтмотивом всего содержания Корана является доктрина Единобожия).

В Откровениях больше места отводится социальным, экономическим вопросам, проблемам права, семейным отношениям, повествуется о древних пророках и т. д.

В Коране Мухаммад провозгласил братство всех людей, независимо от их племенной, национальной или расовой принадлежности. Он также объявил о превосходстве Божьих Законов, которыми должны были руководствоваться все мусульмане в своей личной и общественной жизни.

Мухаммад умер в 632 году, оставив после себя величайшее наследие. Исламская религия, постулаты которой он сформулировал, оказала большое влияние на развитие мировой цивилизации. Современники Мухаммада утверждали, что он вёл скромный образ жизни, довольствовался только самым необходимым, был справедливым, кротким, прощающим, терпеливым, отличался несравненной щедростью и великодушием, бесстрашием и отвагой

5 стр., 2414 слов

Человек в психоанализе

Человек в психоанализе Содержание Введение 3 1. Человек в психоанализе 5 1.1 Исследование вопроса в мировой науке 5 1.2 Особенности психоанализа в России 5 2. Психоаналитическая философия и антропология 7 2.1 Психоаналитическая трактовка проблемы природы человека 7 2.2 Эрос в психоаналитике 8 2.3 Деструктивность в психоанализе 10 2.4 «Бессознательное» и «подсознательное» 12 Заключение 15 ...

Ислам преследует цель сформировать добродетельную личность, здоровую семью и гармоничное общество.

Каждый мусульманин обязан постоянно очищаться и совершенствоваться духовно, нравственно и физически, стремясь стать безупречным человеком. Мусульмане должны воздерживаться от поступков, способных развратить и уничтожить личность. Даже в часы, свободные от религиозных обрядов, приверженцам ислама следует избегать всего, что может нанести ущерб душе и телу: дурной (с точки зрения шариата) пищи, напитков или вредных привычек. Абсолютно исключаются из употребления алкоголь и все аналогичные ему вещества — например, наркотики. Запрещены азартные игры.

Семья в исламе — это основной элемент общества. Любые близкие отношения между представителями противоположных полов поощряются лишь в тех случаях, когда брак оформлен законно. Воспитание детей в лоне семьи не только поощряется, но и является обязанностью супругов. Развод, будучи одним из самых богомерзких поступков, тем не менее, допускается как последний, неотвратимый выход, если все меры, предпринятые для сохранения распадающейся семьи, не привели к положительному результату. Внебрачные связи однозначно запрещены, более того, за них предусмотрено суровое наказание. Такие связи считаются главным источником полного разложения личности и общества, приводящим к нравственной, физической деградации людей.

Коран, рекомендуя мусульманам мужского пола иметь одну жену, позволяет им брать в жены до четырех женщин. Мусульмане понимают многоженство как систему социального страхования: когда разведённая или овдовевшая женщина остается без средств к существованию, законный брак дает ей уверенность в будущем.

Нравственные нормы, предписываемые исламом, весьма многочисленны. Ниже приводится перечень некоторых норм нравственности, которые мусульманину надлежит блюсти:

7 стр., 3208 слов

Происхождение слова «суфизм»

В о е н н ы й    У н и в е р с и т е т кафедра языкознания реферат тема: Суфизм                                         Курсант:  ИвановВ.        & ...

Правдивость. Надёжность и верность. Искренность. Вежливость, корректность и другие правила ведения беседы и спора. Изгнание злобы, ненависти, зависти и других пороков из сердца. Сила нравственная и физическая. Терпимость и умение прощать. Скромность. Достоинство и самоуважение. Поиск мудрости и знаний, стремление к самообразованию и интеллектуальному самосовершенствованию. Желание посвятить всё свое время и свою жизнь добрым делам. Щедрость. Терпение. Разумное управление своими средствами. Общительность, доброе отношение к окружающим. Пристрастие к чистоте и красоте. Отвращение к злу и греху.

Каждое из перечисленных выше достоинств описано в Коране и Сунне либо прямо, либо посредством примеров, притч и изречений пророков.

Законы ислама устанавливают и описывают нормативы, регулирующие взаимоотношения между отдельными индивидуумами и группами людей. Шариат содержит предписания, регламентирующие любые действия в рамках ислама — как духовные, так и материальные, тем самым подтверждая смысл слова «ислам» как жизненного всеобъемлющего руководства.

Несмотря на то, что ислам сплачивал людей на основе общности религии, этноконфессиональные противоречия в мусульманских странах не исчезли. Данное обстоятельство нашло отражение в разных течениях мусульманской религии. Все различия между течениями в исламе (суннизмом и шиизма) фактически сводятся к вопросам правоприменения, а не догматики. Ислам считается единой религией всех мусульман, но между представителями исламских течений существует ряд разногласий. Имеются также значительные несовпадения в принципах юридических решений, характере праздников, в отношении к иноверцам. Согласно большинству источников, примерно 85% мусульман мира составляют сунниты, приблизительно 15% - шииты вместе с небольшим меньшинством, в которое входят члены других исламских сект.

8 стр., 3557 слов

Психология человека в Исламе

СОДЕРЖАНИЕ: Введение................................................................................................... 2 1. Бытие с Аллахом................................................................................... 2 2. Между аллахом и невротическим “я”. ............................................. 4 3. Молитва в жизни мусульманина. ....................................................... ...

Сунниты следуют принципам традиционного ислама: приверженность исламским ценностям, зафиксированным в Священном Предании, и идее руководящей роли общины в решении жизненно важных проблем. Исторически в суннизме сложилось четыре основных школы в области канонического права.

Шииты — вторая по величине ветвь ислама. После смерти Пророка Мухаммада сформировалась группа мусульман, которые считали, что власть в общине должна принадлежать только потомкам Пророка (то есть, детям Фатимы, его дочери, и Али, его двоюродного брата).

По мнению шиитов, право на имамат (институт верховного руководства общиной) «божественным установлением» было закреплено за родом Али. Первоначально эта группа являлась только политической партией; самостоятельное религиозное течение в исламе сформировалось позднее, когда началась выработка шиитских религиозно-догматических положений.

Суфизм — ряд учений, мистико-аскетическое течение в исламе, акцентирующее идею Пути к Аллаху, выделяющее нормой поклонения, которая объявляется несущественной или вторичной, нередко — на основании обращения к опыту Пророка Хызра. Суфизм опирается на концепцию индивидуального достижения связи человека с Богом, но на практике он часто подразумевает существование организаций (тарикатов, орденов), лидеры которых имеют духовное преемство от учителей древности. В ряде стран суфизм составляет доминирующую часть исламской традиции, однако в других странах или кругах отношение к нему может быть неоднозначным. Представители ортодоксального ислама нередко считают суфизм искажением ислама, например, христианскими и индуистскими традициями, а отдельные практики суфизма даже объявляются противоречащими исламу: например, почитание умерших учителей, возведение им мавзолеев, молитвы на их могилах, экстатические пляски суфиев и концепция растворения суфия в Боге.

Одним и наиболее радикальных течений, всё более набирающим силу является ваххабизм. Ваххаби́зм — одно из названий секты в исламе, оформившейся в XVIII веке. Название «ваххабизм» употребляется оппонентами этого течения (как правило, его сторонники называют себя салафитами).

13 стр., 6082 слов

Российский государственный университет нефти и газа

Имени И.М. ГУБКИНА Кафедра экономической теории КУРСОВАЯ РАБОТА На тему: «Современная модель социального партнерства» Выполнила: студентка гр. ЭУ-10-4 Себиева Лайла Проверила: Москва 2011 Оглавление Введение 3 Глава 1. Понятие социального партнерства 5 Глава 2. Система социального партнерства, его структура и механизм 19 Глава 3 Модели социального партнерства 26 Заключение 33 Введение Социальное ...

Ваххабизм назван по имени Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба ат-Тамими (1703−1792), который полагал, что настоящий ислам практиковался только первыми тремя поколениями последователей пророка Мухаммеда и протестовал против всех последующих инноваций, считая их привнесенной извне ересью. В 1932 году последователи идей Абд Аль-Ваххаба в результате борьбы создали независимое арабское государство — Саудовскую Аравию.

Ваххабиты утверждали о якобы запретности паломничества к могилам святых, которое они рассматривали как поклонение мертвым, совершения неверного, с их точки зрения, нежелательным и порицаемы отмечать день рождения пророка Мухаммада. Они пропагандировали необходимость вооружённой борьбы (газавата) против неверных (кафиров) и лицемеров-вероотступников.

Любое политическое разделение исламской нации или гражданская война рассматриваются ваххабитами как раскольничество, нарушение исламского единства. Отрицание новшеств в религии.

Главный догмат ваххабизма — вера в безусловно единого Бога (таухид).

Своей основной задачей ваххабиты считают борьбу за очищение ислама от различных чуждых, с их точки зрения, ему примесей, основанных на культурных, этнических или каких-то других особенностях тех или иных мусульманских народов. Ваххабиты отвергают различные, с их точки зрения, нововведения, не дозволенные исламом. Салафиты отрицают возможность «посредничества» между Аллахом и человеком. Отрицают суфизм, который в Российской Федерации получил распространение на Северном Кавказе, где закрепились несколько суфийских тарикатов.

Существенный конфликт ваххабитов с другми движениями в исламе заключается в обращении к сокровенному моменту истории ислама — к хиджре (отъезду) пророка Мухаммада из Мекки в Медину.

Ваххабизм в России

В начале 1990-х в Дагестане обострились отношения между традиционными «тарикатистами» и «ваххабитами». Лидером дагестанских ваххабитов долгое время считался Багаутдин Кебедов. На 16 сентября 1999 года ваххабитской территорией считалась Кадарская зона. Народным Собранием Республики Дагестан был принят Закон «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан», а в 1999 многие ваххабиты приняли участие во вторжении боевиков ваххабитов из Чечни в Дагестан.

В Чечне центром ваххабизма считался Урус-Мартан, в котором находился джамаат Рамзана Ахмадова. В 1998 в Гудермесе произошло вооруженное столкновение между бойцами Арби Бараева и членами «Национальной гвардии» Сулима Ямадаева. 25 июля 1998 года по инициативе муфтия Ахмада Кадырова в Грозном прошел съезд членов ДУМов из разных регионов Кавказа, на котором прозвучало осуждение ваххабизма. В настоящее время ваххабизм не теряет своей популярности и не исключено то, что в подразделении может оказаться военнослужащий, исповедующий ваххабизм. На данного военнослужащего стоит обратить самое пристальное внимание.

Следующей мировой религией является христианство

Христиа́нство — монотеистическая религия, вместе с иудаизмом и исламом входит в группу авраамических религий. Наряду с исламом и буддизмом входит в число трёх мировых религий. Христианство возникло в I в. н. э. в Палестине, находившейся на тот момент под властью Римской империи, первоначально в среде евреев, но уже в первые десятилетия своего существования получило распространение и в других провинциях и среди других этнических групп. С точки зрения приверженцев христианства, основателем был Иисус Христос. В настоящее время христианство является одной из самых распространенных религий мира — её исповедуют более четверти человечества. Христианство занимает первое место в мире по географической распространённости, то есть почти в каждой стране мира есть хоть одна христианская община

Правосла́вие — в современном широком словоупотреблении этот термин обозначает направление в христианстве, оформившееся на востоке Римской империи в течение первого тысячелетия н. э. под водительством и при заглавной роли кафедры епископа Константинополя — Нового Рима, которое исповедует Никео-Цареградский символ веры и признаёт постановления семи Вселенских Соборов.

В современном русском просторечии употребляется применительно к чему-либо, относящемуся к этнокультурной традиции, связанной с Русской православной церковь.

Будди́зм религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в южной Азии. В соответствии с буддийской традицией, основателем учения был Будда Шакьямуни. Получил распространение в основном за ее пределами в виде ламаизма, дзен-буддизма и других буддийских школ.

По буддийскому вероучению Будда не является творцом и правителем мира. Он лишь просветляет, открывает путь истины познания. В отличие от других мировых религий в буддизме Будда — не единственное божество. Буддийский пантеон насчитывает тысячи божеств. Кредо буддизма — непротивление злу. Буддизм не признает Творца и творение, но верит в вечность и круговое движение и смену всех явлений.

В России буддизм начал распространяться около 400 лет назад. Первые ламы-монахи пришли из Монголии, Тибета. В 1741 году императрица Елизавета Петровна своим указом официально признала буддийскую религию. Основные исторически традиционные буддийские регионы — Бурятия, Калмыкия, Тува, Читинская и Иркутская области. До 30-х годов в Забайкалье насчитывалось около 40 только крупных монастырей — храмов, не считая мелких: В Республике Тува было около 50 храмов, в Калмыкии — несколько десятков. К 1941 г. на территории СССР совсем не осталось зарегистрированных буддийских обществ. На 1 января 2002 г. зарегистрировано 123 буддийских общин.

Наряду с традиционными религиями, в России существует и большое количество сект. Секта — от слова «отсекать», т. е. отошедшая от веры группа сторонников, не согласная с вероучением и по-своему объясняющая Священное Писание и религиозные догмы. Секта — организация или группа лиц, замкнувшихся в своих узких интересах (в том числе культовых), не совпадающих с интересами общества безразличным или противоречащих им. Сектантство — социальное течение в форме культов и сект, оппозиционное по отношению к созидательным традициям и нормам, сложившимся социальным структурам, культуре, порядку и обществу в целом.

Тоталитарная секта — авторитарная иерархическая деструктивная организация (религиозная, политическая, психотерапевтическая, образовательная, коммерческая), или движение, практикующая обманную вербовку и контроль сознания для сохранения своих адептов покорными доктрине и лидеру, который, пользуясь неосведомленностью и неопытностью людей, целенаправленно их обманывает и привязывает к себе, культивируя у них состояние невежественности и неестественной, противозаконной зависимости.

Сравнительные особенности вероисповедания сект и традиционного для России Православия. Сектанты часто маскируются под христиан или произвольно используют фрагменты христианского вероучения. В то же время каждая тоталитарная секта имеет свою специфику в контактах с государственными органами, в противоправных действиях и приемах сокрытия преступлений, вытекающую, в частности, из их религиозных взглядов. А это требует сравнительного анализа их догматических и мировоззренческих установок, что значительно проще осуществить, опираясь на опыт Православия. Соответственно в тех регионах, где преобладают иные традиционные культуротворческие (т.е. сформированные, поддерживающие и развивающие этнокультуру) вероисповедания, например, ислам, желательно исходить из их опыта.

армия воспитательный военнослужащий вероисповедание

2. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, РЕГУЛИРУЮЩЕЕ ОТНОШЕНИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ КОНФЕССИЙ И АРМИИ

Отношения различных конфессий и Вооруженных Сил строится прежде всего на указаниях руководящих документов — таких как Конституция РФ, закон О статусе военнослужащих и другие.

В соответствии с Конституцией РФ (ст.14)

. Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом". Армия не должна выступать ареной соперничества различных религиозных организаций между собой, а религиозная вера или безверие должно быть частным делом каждого военнослужащего. В соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» (1998), «военнослужащие в свободное от военной службы время вправе участвовать в богослужениях и религиозных церемониях как частные лица (ст. 8 п.1.), и «…не вправе… использовать свои служебные полномочия для пропаганды того или иного отношения к религии». В аналитической записке сотрудников администрации Президента Российской Федерации «О взаимодействии Вооружённых Сил России и религиозных объединений на современном этапе», подготовленной по результатам заслушивания 10 марта 1998 г. сообщений представителей Минобороны, МВД и ФПС, указывалось, что не должно существовать монопольного права Русской православной церкви на взаимоотношения с армией в ущерб правам других конфессий.

сентября 1997 года Государственной Думой был принят после подписания Президентом Российской Федерации, Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». Указанный закон включает в себя 4 главы и состоит из 27 статей. В преамбуле документа отмечается: «Федеральное собрание Российской Федерации, подтверждая право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений, основываясь на том, что Российская Федерация является светским государством, признавая особую роль православия в истории России, становлении и развитии ее духовности и культуры, уважая христианство, ислам, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, считая важным содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и вероисповедания, принимает настоящий Федеральный закон». В первой главе статья 2 констатирует: «Ничто в законодательстве о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях не должно истолковываться в смысле умаления или ущемления прав человека и гражданина на свободу совести и вероисповедания, гарантированных Конституцией Российской Федерации или вытекающих из международных договоров Российской Федерации».

В статье 3 определено, что гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеют право на замену её альтернативной гражданской службой. В то же время, в статье 3 и 4 главы 2 говорится «создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях запрещается. Запрещается создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречит закону».

создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям;

не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;

не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления;

не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь.

Отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничение прав членов указанных объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, деятельности политических партий, политических движений и других общественных объединений.

Статья 26 констатирует, что нарушение законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях влечет за собой уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

. РАБОТА ЗКРВР С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ РАЗЛИЧНОГО ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ

В общении и повседневной работе с верующими военнослужащими необходимо учитывать, что существует условное деление религиозности на следующие категории:

. Ортодоксально верующие, хорошо знающие и неукоснительно соблюдающие требования вероучения, во всей полноте исполняющие религиозные заповеди и открыто исповедующие свои религиозные взгляды. С военнослужащими данной категории могут возникать трудности при неправильно построенной воспитательной работе. В воинском коллективе могут возникать конфликты на религиозной почве. Требуют пристального внимания и постоянного педагогического воздействия.

. Воцерковленные (неофиты) — знающие основы вероучения, стремящиеся соблюдать правила церковной жизни, но не всегда показывающие свои религиозные убеждения. С данной категорией военнослужащих проблем не возникает. В большинстве это ответственные, морально устойчивые, принципиальны. На них можно положиться, давать какие-то ответственные задания. Во взаимоотношениях в воинском коллективе пользуются уважением, стараются выстраивать доверительные, ровные отношения.

. Формально верующие — над которыми совершено таинство Крещения, но они не знают церковных догм и правил духовной жизни. В условиях современной жизни это большинство военнослужащих, особого подхода в плане учета религиозных особенностей не требуют.

. Не определившиеся (клиники) — по своим умственным способностям или отсутствию положительного примера не имеющие религиозных убеждений.

. Условные атеисты — над которыми совершено таинство Крещения, но не знающие вероучения, не приводя аргументов отрицающие существование Бога.

. Воинствующие атеисты — как правило, не принявшие таинства Крещения, знающие основы вероучения и стремящиеся найти аргументы, чтобы опровергать существующие церковные догматы, открыто исповедующие своё негативное отношение к Церкви и верующим сослуживцам. При проведении воспитательной работы необходимо провести с данными военнослужащими разъяснительные мероприятия о недопущении оскорбления религиозных чувств верующих и разжигания вражды.

Важное значение в повседневной деятельности подразделений имеет религиозная обстановка в коллективе, влияющая в целом на религиозную ситуацию войсковой части.

Наиболее полное и продуктивное взаимодействие на сегодняшний день получается у РПЦ. Официальными актами, закрепляющими военно-религиозное сотрудничество стали совместные заявления и соглашения между силовыми министерствами (ведомствами) и их подразделениями, с одной стороны, и некоторыми конфессиями, с другой. Первым таким документом было Совместное заявление о сотрудничестве, подписанное 2 марта 1994 г. министром обороны РФ Павлом Грачёвым и Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Через три года, 4 апреля 1997 г. министр обороны РФ Игорь Родионов и Патриарх заключили новое Соглашение о сотрудничестве, которое несколько расширило сферу взаимодействия и формы сотрудничества.

На основании Совместного заявления на федеральном уровне в 1994 г. был создан Координационный комитет по взаимодействию между Вооружёнными Силами Российской Федерации и Русской православной церковью, а также на региональном и местном уровнях созданы координационные советы между военными округами (флотами), воинскими частями и приходами РПЦ.

В соответствии с Совместным заявлением главнокомандующим, командующим, командирам (начальникам) директивно было предложено спланировать, организовать и поддержать взаимодействие с религиозными объединениями. В результате в ряде регионов были подписаны соглашения между командованием военных округов (флотов) и епархиями РПЦ. Подобные соглашения с РПЦ о совместной деятельности по духовному просвещению и воспитанию личного состава были подписаны между всеми округами Внутренних войск МВД России, региональными управлениями Федеральной пограничной службы и епархиями Русской православной церкви.

Лишь через 9 лет после подписания соглашения с Русской православной церковью, в мае 2003 г. был подписан протокол о намерениях сотрудничества между Советом муфтиев России (СМР) и Управлением воспитательной работы Сухопутных войск (УВР СВ).

С другими видами Вооружённых Сил у мусульман соглашений нет. Да и с Сухопутными войсками сотрудничество развито слабо и носит локальный характер.

На смену отношению к религии и церкви как явлению пережиточному, тормозящему общественное развитие пришло отношение к ней как важному общественному институту.

Рост влияния религии на сознание и поведение военнослужащих, её связь с проблемами межнациональных отношений вызвал необходимость изучения мировоззренческих ориентаций военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации. В ходе исследований, проведённых Центром военно-социологических, психологических и правовых исследований Министерства обороны (ЦВСППИ) в июле 2002 г. выяснилось, что к числу верующих себя относят 25% военнослужащих. Причём примерно пятую часть из них можно характеризовать как «актив», стремящийся к соблюдению обрядности. Треть опрошенных (35%) — колебались между верой в Бога и неверием, 40% являлись неверующими, из них 10% - активно позиционировали себя как атеисты. Возникла необходимость учёта потребностей верующих военнослужащих со стороны командования.

Главным управлением воспитательной работы Вооружённых Сил Российской Федерации совместно с Социологическим центром ВС РФ в апреле 2003 г. было проведено военно-социологическое исследование в целях изучения и оценки религиозной ситуации в воинских коллективах. По всеармейской выборке было опрошено 870 военнослужащих различных категорий в частях и соединениях МВО, ЛенВО, СКВО, ПурВО, СибВО, ДВО, СФ и ТОФ. Результаты исследований позволили выявить некоторые тенденции её развития, определить место и роль религии в жизни воинов, влияние религиозного фактора на жизнедеятельность воинских коллективов, сформулировать в общем виде проблемы военно-религиозных отношений и сделать некоторые практические выводы.

Среди основных причин, побудивших обратиться к религии, опрошенные военнослужащие выделяют: национальную традицию (16,3%), посещение церкви (мечети, дацана, синагоги, молитвенного дома) (13,7%), уклад жизни в семье (12,3%), общение с верующими людьми (12,2%), поиск смысла жизни (10,6%), личное несчастье (6,2%), смерть родных и близких (4,7%), болезнь (3,9%), чтение религиозной литературы (3,6%).

Представляют интерес данные о причинах и времени обращения к вере военнослужащих. По утверждению 28,6% опрошенных верующих военнослужащих, в религии они находят поддержку в трудные минуты; 24,1% - черпают в ней духовную помощь; 14,5% - находят в ней надёжную защиту в жизни; 13,7% - получают новые знания, учит добру и любви; 9,4% - находят пищу для духовного развития и самосовершенствования.

На вопрос «Когда Вы поверили в Бога?», 43,2% из числа верующих ответили, что сделали свой выбор ещё до военной службы, 6% - на службе, из них в ходе боевых действий — 2%. Остальные затруднились назвать точное время своего религиозного выбора.

Исследования показывают, что некоторые верующие в Бога молятся Анализ полученных данных показал, что лишь 60% военнослужащих, считающих себя верующими, ответили на вопрос о своей конфессиональной принадлежности, т. е. остальные 40% надо полагать, не идентифицируют себя ни с каким вероисповеданием лишь иногда (34,5%), посещают богослужения от случая к случаю (24%) или по большим праздникам (13,3%).

Анализ глубины веры позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на всплеск религиозности, наблюдаемый в последнее десятилетие, процессы секуляризации общественного сознания продолжаются. И это согласуется с общемировой тенденцией.

Важной характеристикой религиозной ситуации является распределение военнослужащих по конфессиям.

Многие отвергают «организованную» религию, которая имеет церковно-бюрократическую организационную структуру (например, церковь) так как религиозные институты, по их мнению, не способны улучшить мир. Тем не менее, 40% военнослужащих, из числа указавших свою конфессию, назвали себя православными, а носят крестик 38,6%; 5,4% - мусульманами; 1,5% - буддистами; 0,6% - католиками; 0,8% - старообрядцами; 0,3% - иудеями; 1,4% - исповедуют другие религии. Кроме того, 10% верующих идентифицируют себя как «просто христиане». В их число входят военнослужащие-протестанты (не менее 1,5%).

Таким образом, каждый второй верующий военнослужащий исповедует христианство. Свидетельством тому является и общее число ответивших, что отмечают христианские праздники (Рождество, Пасху и др.).

В ходе опросов выявлялась религиозная веротерпимость. Более 9% опрошенных военнослужащих обеспокоены деятельностью других конфессий, а 8% считают, что иное вероисповедание сослуживца оказывает на него негативное влияние (мешает службе, снижает боевую готовность, ухудшает моральный климат); правда, большинство исходит из того, что на отношение к другому человеку иное вероисповедание никакого влияния не оказывает (63,3%).

Значительно более высокий уровень нетерпимости в военной среде, относительно общероссийского показателя объясняется тем, что военнослужащие в большей степени, чем гражданское население, вовлечены в военно-политические конфликты, которые стали носить ярко выраженную религиозную окраску. Религия используется различными политическими силами как знамя для легитимизации тех или иных политических (экономических, территориальных) притязаний, а также для оправдания террористической деятельности.

В основном отмечается неприязненное отношение к мусульманам (3,2%) и новым религиозным движениям (так называемым, «сектантам») (3,2%).

Однако в большей степени нетерпимость проявляется по национальному признаку. Так, наибольшая неприязнь высказана в адрес чеченцев (34,3%), дагестанцев (около 30%), азербайджанцев (21,3%), «кавказцам» в целом (24,3%).

Несколько меньшая антипатия существует в отношении американцев и грузин (17,5%); евреев, турок и арабов (11%); татар (7,2%); японцев (6,1%); немцев (5,5%).

Таким образом, отношение к военнослужащим — представителям других национальностей — резко контрастирует с отношением к военнослужащим иного вероисповедания. Учитывая историческую взаимообусловленность национальной и религиозной принадлежности, уместно говорить о влиянии, которое оказывает этно-конфессиональный фактор в целом на боевую и повседневную деятельность военнослужащих. Так, половина всех опрошенных из числа верующих ответили, что при знакомстве, выборе друзей, места в казарме (кубрике), при обслуживании техники, выполнении боевой задачи национальная и религиозная принадлежность другого военнослужащего оказывает влияние на отношение к нему, в то время как число неверующих, обращающих на это внимание, составляет не более 7−9%.

Исследования показали, что подавляющее большинство военнослужащих признаёт наличие конфликтов в своём подразделении. Однако конфликтов на религиозной почве значительно меньше, чем на основе национальной принадлежности и между военнослужащими разных сроков службы. К примеру, на наличие конфликтов между военнослужащими различного вероисповедания указали 21,6% опрошенных, в то время как конфликты на национальной почве отметили 35,8%, а между военнослужащими разных периодов службы — 48,6.

Религия является нравственным ориентиром для верующих в неё людей. Учитывая, что их меньшинство (только 3% практикующих верующих), в воспитательной работе командиров и органов военного управления должны использоваться формы и методы армии светского государства, не допускающие оскорбления религиозных чувств воинов и ущемления их прав. Это особенно актуально, так как каждая конфессия считает другую не истинной, еретической и безблагодатной. Вот почему так важно неукоснительно соблюдать конституционные принципы свободы совести и сохранять светский характер государства и армии как его важнейшего института.

При исследовании религиозной обстановки необходимо использовать следующие формы и методы изучения личного состава:

устное заявление военнослужащего о принадлежности к религиозной конфессии или организации, наличие у него нательного крестика, духовной литературы, предметов религиозного культа и обихода;

характерные признаки поведения и общения с сослуживцами и командирами, отсутствие категоричности в суждениях, уступчивость, уклонение от споров, стремление избегать конфликтов, рассудительность;

индивидуальная беседа, (какую религию исповедует, с какого времени, наличие духовника, насколько хорошо знают догмы церкви, богослужение, как соблюдают посты, правила поведения в храме и общения с сослуживцами);

опросы личного состава с участием духовенства;

наблюдение (непосредственное, опосредованное): в каких местах проводит время увольнения из расположения части, с кем общается, переписывается;

отзывы непосредственных командиров и сослуживцев;

анализ поведения в служебное и внеслужебное время;

результаты переписки с родителями верующего, какие увлечения были до призыва на военную службу, особенности характера, какую работу выполнял в храме.

Состояние религиозности личного состава подразделений учитывается организаторами воспитательной работы и используется при проведении индивидуально-воспитательных мероприятий с верующими военнослужащими.

Некоторые особенности воспитательной работы с верующими военнослужащими:

Необходимо знать основное содержание религиозного вероучения подчиненных.

Не допускать прозелитизма (разубеждения, переубеждения, формирования атеистического мировоззрения), негативных оценок религиозных догм.

Предоставлять возможность верующим военнослужащим в свободное от службы время удовлетворять духовно-религиозные потребности, пользоваться религиозной литературой и религиозными принадлежностями.

Исключить высмеивание верующих, принуждение их к участию в атеистических мероприятий или общению с представителями иных религиозных конфессий.

При необходимости устанавливать и поддерживать письменные связи с руководителями религиозных организаций и духовниками верующих военнослужащих.

Составляющие религиозной ситуации:

Наличие военнослужащих исповедающих традиционные религии России (Православие, Ислам, Буддизм).

. Число представителей нетрадиционных религиозных организаций и тоталитарных сект среди личного состава (секты Мунна, сатанисты, кришнаиты, баптисты и др.).

. Наличие в местах дислокации воинских частей религиозных учреждений (Храмы, представительства, миссии, молитвенные дома).

. Возможности военнослужащих удовлетворять свои духовные запросы в подразделении и вне расположения части.

. Формы взаимодействия командования и воспитательных структур воинской части с духовенством Русской Православной Церкви и иными религиозными организациями.

. Степень влияния, (положительное, отрицательное) верующих военнослужащих на морально-психологическую обстановку в коллективе.

. Мероприятия, проводимые с верующими военнослужащими в соответствии с соглашениями или программами взаимодействия соответствующей силовой структуры и Русской Православной Церкви.

При исследовании религиозной обстановки необходимо использовать следующие формы и методы изучения личного состава:

устное заявление военнослужащего о принадлежности к религиозной конфессии или организации, наличие у него нательного крестика, духовной литературы, предметов религиозного культа и обихода;

характерные признаки поведения и общения с сослуживцами и командирами, отсутствие категоричности в суждениях, уступчивость, уклонение от споров, стремление избегать конфликтов, рассудительность;

индивидуальная беседа, (какую религию исповедует, с какого времени, наличие духовника, насколько хорошо знают догмы церкви, богослужение, как соблюдают посты, правила поведения в храме и общения с сослуживцами);

опросы личного состава с участием духовенства;

наблюдение (непосредственное, опосредованное): в каких местах проводит время увольнения из расположения части, с кем общается, переписывается;

отзывы непосредственных командиров и сослуживцев;

анализ поведения в служебное и внеслужебное время;

результаты переписки с родителями верующего, какие увлечения были до призыва на военную службу, особенности характера, какую работу выполнял в храме.

Состояние религиозности личного состава подразделений учитывается организаторами воспитательной работы и используется при проведении индивидуально-воспитательных мероприятий с верующими военнослужащими.

Некоторые особенности воспитательной работы с верующими военнослужащими:

Не допускать прозелитизма (разубеждения, переубеждения, формирования атеистического мировоззрения), негативных оценок религиозных догм.

Предоставлять возможность верующим военнослужащим в свободное от службы время удовлетворять духовно-религиозные потребности, пользоваться религиозной литературой и религиозными принадлежностями.

Исключить высмеивание верующих, принуждение их к участию в атеистических мероприятий или общению с представителями иных религиозных конфессий.

При необходимости устанавливать и поддерживать письменные связи с руководителями религиозных организаций и духовниками верующих военнослужащих.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении следует отметить, что религиозный фактор во многих случаях оказывает большое влияние на жизнь военнослужащего, на его отношения внутри воинского коллектива. Без учета особенностей религиозного сознания военнослужащих невозможна полноценная воспитательная работа.

Для того, чтобы работа по формирования культуры межрелигиозного общения, а также использование особенностей религиозного сознания была продуктивной, офицерский состав должен овладеть знаниями в религиоведении, философии, психологии религиозного сознания, методами изучения психического мира личности.