План
Введение
Глава 1 Теоретические основы формирования патриотизма у детей младшего школьного возраста
1.1 Роль и значение формирование патриотизма в современном обществе
1.2 Психологические и педагогические предпосылки формирования патриотизма у детей младшего школьного возраста
1.3 Методы и воспитательные технологии формирование патриотизма у детей младшего школьного возраста
1.4 Роль семьи в формирование патриотизма у детей младшего школьного возраста. Значение сотрудничества семьи и школы в формирование патриотизма у детей младшего школьного возраста
Глава 2 Анализ состояния проблемы формирование патриотизма у детей младшего школьного возраста. Экспериментальная часть исследования
2.1 Методы и организация исследования
2.2 Результаты, их анализ и интерпретация
2.3 Методические рекомендации для учителей начальной школы
Заключение
Библиографический список
Приложение
Введение
Актуальность работы. На современном этапе развития нашего общества формирование патриотизма выступает как одно из условий дальнейшего общественного прогресса. В связи с этим перед обществом ставится задача подготовки гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых гражданских свойств личности ребенка. Проблема патриотического воспитания детей постоянно находится в центре внимания общества. Но особую актуальность эта проблема приобретает в наши дни, когда общество разрушило старые идеалы и не создало новых ориентиров. Воспитание патриотизма у подрастающего поколения призвано способствовать формированию гражданского общества. Сегодня патриотизм идентифицируется с любовью к малой Родине, готовность выполнить конституционный долг, социальная толерантность, в том числе религиозная и национальная, общественно значимое поведение, активность деятельности
Объект исследования. Особенности формирования патриотизма у детей младшего школьного возраста
Предмет исследования. Процесс и методы патриотизма у детей младшего школьного возраста.
Цели исследования:
§ Изучение роли и значения формирования патриотизма в современном обществе.
§ Изучить психологические и педагогические предпосылки формирования патриотизма у детей младшего школьного возраста
§ Определить основные методы и воспитательные технологии формирование патриотизма у детей младшего школьного возраста.
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... -педагогической литературы; - конкретизировать понятие «музыкально-творческие способности детей среднего дошкольного возраста»; - выявить и охарактеризовать критерии и уровни музыкально-творческих ... установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы к проблеме ...
§ Определить роль семьи в формирование патриотизма у детей младшего школьного возраста.
В результате работы над исследованием проводился анализ педагогической и психологической, научной литературы.
Гипотеза исследования. Эффективность процесс формирования чувства патриотизма у младших школьников зависит от степени раскрытия особенностей и факторов, способствующих формированию патриотизма и внедрения программы по формированию чувства патриотизма
В процессе исследования нами были использованы следующие методы и методики:
§ метод анализа научной литературы;
§ наблюдение;
§ беседа;
§ анкетирование;
Теоретико-методологической основой исследования явились идея качества как комплексной характеристики процесса образования ( В.П. Беспалько ),исследования по проблемам психологических особенностей личности (Л.С. Выготский),идея гуманистического подхода к человеку (Я.А. Коменский, В.А. Сухомлинский Шоган В.В.);
Структура работы:
Работа состоит из введения, где обосновывается актуальность, выявляется проблема и задачи исследования.В первой главе рассматриваются теоретические проблемы патриотического и гражданского воспитания. Вторая глава посвящена изучению уровня развития патриотизма у детей младшего школьного возраста.
патриотизм младший школьный воспитание
Глава 1 Теоретические патриотизма основы формирования у детей младшего школьного возраста
1.1 Роль и значение формирование патриотизма в современном обществе
Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на его многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д. Ушинский[ 29, стр.7 ] считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
И.Ф. Харламов [10, стр. 14 ] в своей «Педагогике» пишет: «Патриотизм и культура — такое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание её величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь её честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость». Патриотизм — это созерцательно-активное чувство, которое во многом зависит от индивидуально-психологических характеристик и особенностей личности. Под влиянием индивидуально-личностных свойств у людей формируются различные представления, включая и представления о Родине. Поэтому часто в реальной жизни случается, что «Родина у всех одна, но у каждого она разная». Очень многие просветители, педагоги, психологи в своих психолого-педагогических воззрениях на вопросы воспитания касались проблемы формирования патриотизма. Они придавали большое значение вопросам психологии воспитания, в которых всегда было обращено значительное внимание на формирование патриотических чувств уже в детском возрасте ( Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, К.Д. Ушинский, А.Ф. Лазурский, А.С. Макаренко, В.Н. Мясищев, А.Г. Ковалев, Б.Г. Ананьев и другие ).
Например, К.Д. Ушинский считал, что необходимо строго учитывать возрастные и психологические особенности детей. Он писал, что «педагогика, основанная на психологии, советует нам развивать душу человека сообразно с ее природой» [.2,стр.30
Патриотическое воспитание — это систематическая и целенаправленная деятельность общества по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, т.е. речь, идет о формировании качеств личности, которые могут быть определены следующими признаками:
Taблица 1
Личностные признаки и компоненты патриотизма
Личностные признаки |
Компоненты |
|
нравственный |
гражданское самосознание, гражданскийдолг, гражданская ответственность |
|
правовой |
правовая культура, соблюдение законов государства, личная свобода |
|
социально-политический |
гражданское общества, гражданская активность, политическая культура, патриотизм |
|
Источник: Автор работы
Под гражданским воспитанием О.С. Гаманин [.12 стр.23]понимает формирование гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным. К основным элементам гражданственности Н.А. Бердяев [10.стр.17] относит нравственную и правовую культуру, выражающуюся в чувстве собственного достоинства, внутренней свободе личности, дисциплинированности, в уважении и доверии к другим гражданам и к государственной власти, способности выполнять свои обязанности, гармоничном сочетании патриотических, национальных и интернациональных чувств. Нравственная культура базируется на общечеловеческих моральных ценностях, а правовая культура выступает в качестве субъективной основы и предпосылки существования правового государства, для которого характерна высокая степень востребованности гражданских качеств людей.
Taблица 2.
Cферы патриотического воспитания личности
Cферы патриотического воспитания личности |
Содержание |
|
Эмоционально-волевая сфера |
в которую входят гражданские качества, такие как активность, честность, скромность, ответственность, богатство эмоциональной жизни, гражданское достоинство и др. |
|
Познавательная сфера |
в которую входят гражданские знания. Знание сущности национальной идеи, понимание социальных явлений, знание юридических прав гражданина, знание нравственных норм; усвоение общечеловеческих ценностей и т.д. |
|
Мотивационная сфера, |
в которую входят гражданские отношения. Отношение к труду, к себе, к людям, к обществу, к государству, потребность в гражданских поступках, гражданская позиция… |
|
Источник: Автор работы
Воспитание гражданственности личности определяется не только субъективными усилиями воспитателей, но прежде всего объективным состоянием общества, уровнем развития демократии, гуманности. Основные черты гражданского облика личности закладываются в детском, подростковом, юношеском возрасте на основе опыта, приобщаемого в семье, школе, социальной среде, и в дальнейшем формируются на протяжении всей жизни человека. Изначальным психологическим инструментарием формирования патриотичности являются также установки, ценности, ориентации, эмоциональная отзывчивость, определяющие направленность личности в целом: доминирование индивидуалистических либо общественных мотивов в отношении к своей Родине, любви к отечеству.. Д. Ушинский [ 29.стр.34 ]включал в понятие гражданского воспитания — воспитание патриотизма (любви к Родине, национального самосознания).
Однако гражданско-патриотическое формирование личности не равно просвещению. Л.С. Выгодский [ 7.стр.25 ] указывал, что ценностное ориентированная внутренняя позиция ребенка возникает не как итог некоторых «педагогических воздействий» или даже их системы, а в результате организации общественной практики, в которую он включен. Однако организация общественной практики воспитания личности ребенка может быть ориентирована двояко. Один тип направлен на воспроизведение уже сложившегося социального характера. Такому типу организации соответствует приспособление педагогического процесса под уже достигнутый уровень психического развития ребенка. Подобная организация воспитания ни в коей мере не соответствует целям построения гуманного общества, поскольку здесь требуется решение задачи преобразования сознания человека. Становление и развитие патриотизма, формирование первичных патриотических установок в детском возрасте формируется,, на уровне конкретного образного мышления. Изучая роль психологических механизмов и психологических факторов в формировании патриотического потенциала современной российской молодежи, можно полагать, что патриотизм — это итог сформированного у нее социального чувства и способа эмоционально-нравственного отражения действительности. [ 4,стр.23 ]
Таблица 2
Компоненты патриотического воспитания
I. Общая цель, конечный результат, патриотического воспитания |
Формирование у молодого поколения патриотических чувств, патриотических ценностей |
|
II. Направленность воздействия воспитательно-образовательных мероприятий |
• На познавательные и сенсоречевые процессы. Их целенаправленное развитие. Развитие культуры ощущений, восприятий, речи и т.д. • На эмоционально-волевые процессы. Формирование их устойчивости На психологические характеристики личности: мотивы, ценности, убеждения, интересы и т д. |
|
III. Сферы воздействия воспитательно-образовательных мероприятий |
§ Игровая деятельность § .Учебная деятельность § Профессиональная деятельность § Общественная деятельность § .Досуговая деятельность .Общение |
|
Источник:Автор работы
Выводы
Патриотическое воспитание выступает как определяющая характеристика гражданских отношений и нравственного воспитания. Поэтому процесс патриотического воспитания должен идти по пути выработки позитивного отношения к деятельности опосредованной определенными ценностями: государству, законам, членам общества, другим государствам и народам, собственности, труду, культуре своего народа, природе. Чувство патриотизма многогранно по содержанию: любовь к Родине, к родным местам, гордость за свой народ, ощущение неразрывной связи с окружающим миром, желание сохранять и приумножать богатство своей страны. Исходя из этого патриотическое воспитание включает решение целого комплекса задач: любовь и привязанность к семье, детскому коллективу, школе, городу, родному краю, государству, бережное отношение к природе и всему живому, воспитание уважения к труду, формирование знаний о правах человека, знакомство с символами государства, развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны, формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
1.2 Психологические и педагогические предпосылки формирование патриотизма у детей младшего школьного возраста
Возрастные психологические особенности не догма, а только ориентир для более четкого и строгого суждения педагога о своих учениках. Возрастные психологические особенности младших школьников зависят от предшествующего психического развития детей, от их готовности к чуткому отклику, как на музыкальные факторы, так и на воспитательные воздействия взрослых. [3.стр.15]Возрастные психологические особенности детей младшего школьного возраста способствуют формированию патриотических чувств именно в этом возрасте:
· способность и потребность в сенсорных новых впечатлениях, их воспроизведении, сохранении;
· интеллектуальная инициативность, любознательность, подражательность;
· эмоционально-выразительная активность, впечатлительность,
· способность к включению всехэтих форм психической активности в реальную социальную деятельность, поведение, общение во имя их эффективного построения, регулирования и социальной оценки.
Приведем здесь наиболее типичные, чаще всего встречающиеся показатели возрастных психологических особенностей детей младшего школьного возраста:
Ч моторная активность;
Ч сенсорно-перцептивная активность (способность и потребность в сенсорных новых впечатлениях, их воспроизведении, сохранении);
Ч интеллектуально-волевая активность (интеллектуальная инициативность, любознательность, интерес к выявлению связей, причинно-следственных отношений, объективация и воспроизведение “трудных” ситуаций, выделения себя и поля действия и т.д.);
Ч мотивация и эмоционально-выразительная активность (социальный диапазон жизненных мотивов, способность их к эмоционально-выразительному выявлению, “обозначению”, символизации, комбинаторике, замещению);
Ч способность (ее мера) к включению всех этих форм психической активности в реальную социальную деятельность, поведение, общение во имя их эффективного построения, регулирования и социальной оценки.
Первые четыре показателя зарождаются и естественно проявляются в “самодеятельности” детей этого возраста. Последний показатель является наиболее сложным, интегральным. Он определяет в психологическом смысле позицию ребенка уже как школьника, деятельность которого характеризуется всеми основными чертами общественно-полезной деятельности. Воспитание этой способности через отрицательную оценку, порицание ведет к нарушению преемственности с предшествующим психическим развитием. Напротив, воспитание способности к целевой регуляции деятельности через поощрение, положительную оценку успехов детей сохраняет богатство предшествующих достижений психического развития младших школьников. Действия в соответствии с требуемым результатом формирует у детей такие качества, устойчивость поведения, способность к мобилизации, к действию с учетом фактора времени, к регуляции своих состояний в соответствии с достигаемым результатом. Посредством этих процессов, а также волевых, у ребенка, подростка под влиянием ближних формируются «ростки» детского, «местного» патриотизма, проявляющегося в любви к матери, отцу; «влюбленности» в свои игрушки, детскую площадку, свою улицу, времена года, погоду и т.п. — — во все природно-пространственное окружение. Задача семьи, всех воспитательно-образовательных программ и мероприятий должны состоять в ориентации ребенка, подростка, молодого человека на любовь к родным, на «влюбленность» в общение с природой; в осознании места и роли формирующегося патриотичного своего «Я» в окружающей действительности и деятельности (игровой, профессиональной и т.д.) посредством «процессуальных» психологических механизмов и диспозиций. Психические явления (процессы, состояния, свойства и особенности личности) являются психологическим «процессуальным» алгоритмом формирования патриотических представлений. [ 19.стр.27 ]
Таблица 3
Психологические корреляты, стимулирующие формирование патриотического потенциала (психолого-методическое обеспечение формирования патриотического потенциала)
Психологические корреляты |
Стилевые характеристики патриотического потенциала |
Цели и результаты |
|
Семья |
Обращаясь к родителям, старшим членам семьи А.С.Макаренко отмечал: «Действительный авторитет основывается на вашей гражданской деятельности, на вашем гражданском чувстве, на вашем знании жизни ребенка, на вашей помощи ему и на вашей ответственности за его воспитание» |
Формирование сенсорно-перцептивной организации у ребенка. Корректировка чувственного развития ребенка. Усвоение ребенком норм и правил семейного быта, семейных отношений, семейных традиций |
|
Ощущения |
Ощущение — источник познания. Осмысление окружающего мира, его значимых свойств и явлений. Развитие индивидуально-личностного, чувственного познания во взаимодействии с внешним миром. |
Развивать индивидуально-личностное чувственное познание в процессе взаимодействия с внешним миром. Совершенствовать чувствительность Особенно учитывать психологические знания о развитии ощущений, их адаптационном военно-патриотического воспитания. Формировать и развивать культуру ощущений. |
|
Восприятие |
Восприятие — более высокий уровень чувственного познания. В восприятиях окружающий мир отражается полнее, целостнее. |
Нужно воспитывать у детей положительные чувства в связи с высоким уровнем восприятия природы, прививать им любовь к ней и ко всему «родному, красивому». |
|
Наблюдение Наблюдательность Любознательность |
Наблюдение, наблюдательность, любознательность — стержневые составляющие восприятия. |
Нужно уметь или учиться развивать в себе адекватную наблюдательность, чтобы воспринимать все окружающее таким, каким оно есть. |
|
Представление |
Представления — это субъективные образы раннее воспринимавшихся образов ощущений и восприятий. Представления отличаются большой изменчивостью и обобщенностью. |
Сформировать правильные представления об окружающем мире. Неправильно сформированные представления могут отрицательно отразиться на поведении и отрицательно сказаться на нравственно-патриотическом и военно-патриотическом воспитании. |
|
Память |
Значение памяти велико для всех видов деятельности и особенно для познавательной, Ориентация на длительное сохранение запоминаемых положительных явлений, предметов, связанных с детством. Родиной. традиций. |
Сформировать патриотические чувства у юного поколения на основе боевых традиций поколения отцов, дедушек, народа; на прошлых трудовых подвигах русских людей. |
|
Воображение |
Воображение — это формирование новых образов. Познавательная роль воображения, особенно в творческой деятельности. |
Развивать вдохновение, сформированное на положительных поступках во имя Родины, Формирование воображаемых патриотических образов будущего своей Родины. |
|
Речь Язык Общение |
Язык есть форма отражения действительности, выраженная в произносимых словах, например, Родина, Отечество, народ, патриотизм и т.п. |
Формирование идейно-патриотического мировоззрения. Осознание, осмысление его через такие произносимые понятия как «отечество», «свобода», «моя страна», «народ», «патриотизм» и т.п. Формирование патриотических убеждений |
|
Эмоционально-волевые процессы’ Эмоциональное состояние |
Чувства (эмоции) — высшие переживания человека. Имеют социальную окраску, например, чувство патриотизма, чувство долга перед Отечеством, чувство коллективизма, интернационализма, чувство чести и т.п. |
В процессе формирования этих процессов очень важно научить, чтобы «не чувства управляли человеком, а он ими».Формирование патриотических настроений, чувств |
|
Самооценка |
В самооценке «интегрируются не только представления субъекта о самом себе (не всегда осознанные), благодаря сличению собственных качеств с особенностями других людей, но и его притязания, его собственный проект самореализации» |
Формирование адекватной самооценки, оценки своих возможностей. Формировать оценку обобщенной модели собственного поведения, своего «Я». |
|
Игровая деятельность |
К.Д.Ушинский считал, что для ребенка игра — действительность и она гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. В игре ребенок живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы реальной жизни. |
В процессе игры воспитывать воображение, уверенность в себе, «мужественное преодоление трудностей». Развивать патриотическую направленность, чувство коллективизма.. |
|
Источник: Автор работы
Формирование гуманистической направленности личности проходит несколько этапов. Так, для младших школьников носителями общественных ценностей и идеалов выступают отдельные люди — отец, мать, учитель; для подростков в их число входят также и сверстники; наконец, старший школьник воспринимает идеалы и ценности достаточно обобщенно, может не связывать их с конкретными носителями (людьми или микросоциальными организациями).
Соответственно система образования и воспитания должна строиться с учетом возрастных особенностей. Она должна также быть ориентированной на «завтрашний день» развития детей, что предполагает включение ребенка, подростка, юноши в систему взаимосвязанных генетически преемственных и сменяющих друг друга ведущих деятельностей. Внутри каждой из них возникают особые образования, каждая из них вносит свой специфический вклад в формирование мотивационно-потребностной сферы личности.
Выводы
В заключение приведем следующие выводы в целях оказания методической помощи в формировании патриотического потенциала, патриотических представлений у современного поколения с учетом разработанного нами психолого-методического обеспечения для их развития:
1. Патриотизм с учетом психологических знаний можно определить как социально-психологическое образование, в которое включены процессуальные» механизмы психики человека (ощущение, восприятие, воображение и т.д.) а также индивидуально-психологические особенности (направленность, ориентации, интересы, убеждения и т.д.), проявляющиеся в личной сопричастности к делам Родины, отечества, народа; в любви к богатству Родины, гордость за «своих» героев; в реализации личной «влюбленности» в природно-пространственное окружение.
2. Учет уровня протекания психических процессов и показателей индивидуально-психологических особенностей помогает в организации воспитательно-образовательных мероприятий, начиная с детского, подросткового возраста.
3. Патриотизм, уровень патриотической направленности нужно рассматривать как общий уровень самоорганизации личности.
4. Важны изучение и оценка факторов влиятельно-воспитательной среды: (семья, детский сад, школа, друзья и т.п.).
5. Для формирования патриотических представлений, патриотических идеалов необходимо «специфическое» воспитание социальных чувств, привитие национальной культуры и высокой коммуникативности в отношениях человека и его народа, человека и его Родины, человека и окружающей среды.
6. В процессе нравственно-патриотического и военно-патриотического воспитания молодого поколения необходимо использовать и учитывать психологические знания не только в профессиональной работе психологов, но и как можно более широком окружении.
7. Регулярно, поэтапно проводить психологический мониторинг с целью диагностирования патриотической направленности и оценки динамики патриотического потенциала
8. Мотивационный потенциал патриотизма должен определяться таким высоким уровнем эмоционально-духовной привязанности к своему дому, городу, Родине, народу, чтобы не был «гражданин достойный к отчизне холоден душой» (Н.А. Некрасов).
1.3 Методы и воспитательные технологии формирование патриотизма у детей младшего школьного возраста
Патриотизм — это чувство гордости своим отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее — в этом национальная гордость и достоинство народа, сплоченного патриотическими чувствами как общественным цементом. Патриотизм как возвышенное чувство, незаменимая ценность и источник, важнейший мотив социальной значимой деятельности, наиболее полно проявляется в личности, социальной группе, достигшей высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития. Истинный, духовный в своей основе патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное вплоть до самопожертвования служение Отечеству. Осуществление патриотического воспитания основывается на совокупности принципов, которые отражают общие закономерности и принципы воспитательного процесса и специфику патриотического воспитания младших школьников в общеобразовательной школе:
• обусловленность патриотического воспитания развитием общества и происходящими в нем событиями;
• обусловленность содержания, форм и методов, средств и приемов патриотического воспитания возрастными и индивидуальными особенностями учащихся;
• диалектическое единство и органическая связь между учебным материалом и содержанием внеклассных и внешкольных мероприятий;
• интеграция патриотического воспитания с другими направлениями воспитательной работы;
• опора на новые концепции организации и осуществления учебно-воспитательного процесса и на новое понимание основных педагогических понятий;
• опора на положительное в личности воспитанника и создание благоприятной психологической атмосферы в процессе педагогического взаимодействия;
• координация взаимодействия школы, семьи и общественности в системе патриотического воспитания.
Исторически сформировавшаяся система образования и воспитания обеспечивает присвоение детьми определенного круга знаний, способностей, нравственных норм и духовных ориентиров, соответствующих требованиям конкретного общества, но постепенно средства и способы организации становятся непродуктивными.И если данному обществу требуется формирование у детей нового круга способностей и потребностей, то для этого необходимо преобразование системы образования и воспитания, способной организовывать эффективное функционирование новых форм воспроизводящей деятельности. Развивающая роль образовательной системы при этом выступает открыто, делаясь объектом специального обсуждения, анализа и целенаправленной организации. [ 19.стр.29 ]
Другая важнейшая задача воспитания растущих людей — это формирование их устойчивых учебно-познавательных интересов. Полноценное воспитание предполагает развитие у детей познавательной потребности, которая направлена не только на содержание школьных учебных предметов, но и на всю окружающую их действительность. Ребенок должен на своем личном опыте убедиться, что мир познаваем, что человек, т.е. он сам, может открывать законы, управляющие окружающим миром, предсказывать события и проверять, произойдут ли они на самом деле, находить единую скрытую основу, казалось бы, разнородных явлений. Эта радость познания, радость собственного творчества превращает первоначальное любопытство в любознательность, присущую ребенку, делает ее более устойчивой. Любознательность потом конкретизируется, сосредотачиваясь на той или иной области действительности, т.е. начинает относиться к тому или иному учебному предмету (циклу предметов — естественнонаучному, гуманитарному и т.д.).
Возникает потребность не только в интеллектуальном познании тех или иных сторон действительности, но и в их практическом освоении и преобразовании. Эта потребность опредмечивается в возникновении мотивов разнообразной трудовой деятельности, которая, позволяя сохранить особую познавательную направленность, идущую от игры и имеющую много общего с так называемыми интеллектуальными играми, трансформирует её в осознанную потребность «всерьез» трудиться. [ 22.стр.27 ]Ведущей целью по гражданско — патриотическому воспитанию является создание условий для формирования гражданско — патриотической культуры личности ребёнка через учебно — воспитательную деятельность. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразрывность с Отечеством. Исходя из этого, определяются задачи:
Ч Формирование представления об историческом прошлом Родины, пробуждение интереса к малой родине.
Ч Формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служить Отечеству.
Ч Воспитание уважения к национальным традициям своего народа, толерантности, культуры общения, бережного отношения к духовным богатствам родного края.
Ч Создание благоприятных условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, формирование потребности в здоровом образе жизни.
Ч Развитие гуманизма, милосердия и общечеловеческих ценностей.
Изучая педагогическую и психологическую литературу мы определили основные методы и приемы формирование патриотизма у детей младшего школьного возраста.
Урок. Воспитывать патриотическое качество помогает уже самый первый урок, с которого учителя начинают учебный год. Цель этих уроков — вызвать у детей интерес к родной стране, дать им самые первые представления о родном крае, о стране, в которой они живут, познакомить их с понятиями «Родина», «Отечество», «гражданин», «государство», с государственными символами — флагом, гербом и гимном, дать некоторое представление о правах и обязанностях граждан. На таких уроках дети знакомятся с важными историческими событиями, героями страны. Естественным дополнением к этому служат картины родной природы, репродукции полотен р живописцев. При этом активно используются возможности компьютерной техники.
Трудовые дела. В школе это, безусловно, субботник. В первом классе дети знакомятся с историей возникновения этого мероприятия, приучаются к труду, в них воспитывается уважение к чужому труду. Нельзя не упомянуть и дежурство по классу. Обязанности, которые выполняет дежурный, позволяют воспитывать в детях чувство ответственности, взаимопомощи.
Коллективные дела. Это различные гуманитарные акции (помощь детскому дому); встречи с фронтовиками. Беседы о тех далеких событиях способствуют взаимопониманию между поколениями, формируют патриотические чувства.
Смотры-конкурсы, выставки, соревнования.
Основной упор в воспитательном процессе младших школьников делается на следующую психологическую особенность этого возраста — это их моторная активность, выражающаяся в неспособности долгое время сидеть неподвижно и в желании участвовать в подвижных играх и действиях. В связи с этим учителю в своей работе по патриотическому воспитанию можно использовать различные соревнования, смотры, конкурсы.
Беседы, диспуты, викторины, деловые игры, классные часы. Патриотическое воспитание младших школьников начинается с верной дружбы ичувства товарищества. Поэтому учителя начальной школы проводят нравственные классные часы по таким темам, как «Что такое хорошо и что такое плохо», «Ответственность», «Планета дружбы» и др. Любовь и преданность Родине начинается с признательности матери, сощущения сердечного тепла, которым окружен ребенок, в связи с этим проводятся классные часы, посвященные Дню матери.
Воспитание патриотизма на уроке музыки Начало урока музыки, посвященного героико-патриотической тематике, можно начать в серьезной и торжественной обстановке. Музыка, которая должна прозвучать в этот момент, связана с дорогим сердцу каждого советского человека образом Родины. Каждое утро и каждый вечер мы слышим по радио Государственный Гимн. Ребята, конечно, смогут сами рассказать о том, в каких особенно торжественных случаях звучит Гимн — музыкальный символ нашего государства, воспитывающий патриотическое сознание, основанного на гуманистических ценностях своего народа.Bоспитание патриотизма на уроках музыки имеет огромное значение, так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений, так как наши молодые современники должны не только обладать должным объемом знаний, но они должны стать зрелыми духовно и интеллектуально. Материализм продолжает все больше довлеть над обществом и человеком, вытесняя важнейшие проблемы воспитания, что приводит к жизненным противоречиям. Отсюда — острая необходимость в воспитании патриотизма младших школьников на уроках музыки, которое на основе отечественных произведений, и т.д., будет воспитывать в молодом поколении качества во все времена отличавшие русский характер: доброта, открытость, достоинство, сострадание, благородство.
Роль музеев в воспитательной деятельности общества. Музей — это многофункциональный институт социальной памяти, посредством которого реализуется общественная потребность в отборе, сохранении и репрезентации специфической группы культурных и природных объектов, осознаваемых обществом как ценность, подлежащая изъятию из среды бытования и передаче из поколения в поколение музейных предметов. В этом определении достаточно четко синтезированы культурологический (ценностно-охранительный) и педагогический (научно-методическая основа деятельности, направленная на знакомство и организацию передачи знания) аспекты.Думается, что наиболее правильно поступают те музеи, которые начинают систематическую работу с детьми со знакомства с музейной спецификой. Поэтому первая экскурсия должна дать им ответ на вопрос «Что такое музей?». Это поможет вооружить ребенка теми знаниями, которые необходимы ему, чтобы воспринимать музейный язык, будет способствовать формированию музейной культуры маленького посетителя.Специфику музейной деятельности определяют, таким образом, собрания памятников природы, истории и культуры.Памятники, включенные в музейное собрание, принято называть музейными предметами. Музейный предмет является документальным свидетельством (первоисточником) фактов, явлений, событий, процессов в природе и общественной жизни..К музейным предметам, так же как и к предметам музейного значения, относятся вещевые, изобразительные, письменные источники. С развитием аудиовизуальных технических средств все большее место в собраниях музеев занимают кино — и фотоисточники.Музейные предметы в силу своей подлинности, достоверности и внешней выразительности обладают особой убедительностью, доказательностью, оказывают эмоциональное воздействие. Для учащихся 3 классов, которые уже знают, что такое музей, предлагается экскурсия на тему «Что такое памятник». Школьники знакомятся с понятиями «памятник», «виды памятников», «мемориальная доска» и т. д. Главная воспитательная цель такой экскурсии — сформировать у детей сознание, что памятник является общенародным достоянием, в охране которого должны участвовать и они. [ 27.стр.22 ]
Основой для работы с детьми могут служить и специальные экспозиции, и выставки, содержание и оформление которых соответствуют особенностям детского восприятия, — это своеобразные «музеи в музее».С детьми возможны также особые занятия, уроки игры с музейными источниками. Они могут организовываться и проводиться совместными усилиями музейных работников и педагогов, воспитателей детских садов, при этом не только в музее, как уже отмечалось, но и вне его — например, в детском саду.Предметы музейного значения можно найти в каждом городе и в любом селе. Это не только старинные вещи, но и предметы времен гражданской и Великой Отечественной войн, коллективизации и индустриализации, О каждом предмете музейного значения, можно провести с детьми занятие, подготовив для этого сценарий.Как мы видим, уже сегодня сотрудники музеев используют самые разнообразные формы работы с и младшими школьниками. Однако важно, чтобы знакомство с музеем или с музейными предметами стало лишь началом большой, систематической работы с учащимися.Общество при формировании личности школьника должно обратить внимание на традиционные для социума, но не достаточно востребованные обществом и школой формы и средства воспитания, включенные в арсенал музейной практики. Музей как социокультурный институт предлагает более широкий спектр форм и методов, что расширяет возможности общества по направленному воздействию на личность с точки зрения становления патриотически-воспитанной личности. Школьники и подростки постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания.
Физическая культура — один из компонентов военно-патриотического воспитания младших школьников — состоит, прежде всего, в выработке навыков здорового образа жизни, в развитии у детей чувства обязательности занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья и хорошей учебы. Важно сформировать у ребенка представление об общественной полезности занятий физкультурой и спортом, выработать умение выполнять простейшие физические упражнения и пробудить интерес к этой деятельности, развивающей силу, ловкость, быстроту, выносливость и другие качества, важные для последующей подготовки к труду и защите Родины. Следует добиваться у детей твердой привычки выполнения правил личной гигиены, проводить с ними подвижные игры, спортивные забавы, короткие тренировочные упражнения и занятия по принятым в семье видам спорта. Такой интерес могут пробуждать мультипликационные, теле- и видеофильмы. [ 21.стр.29 ]
Выводы
Воспитание патриотизма требует организации системы многопланового детского коллектива, системы, а не конгломерата классов, групп, кружков, бригад и пр. При этом важно направленное включение каждого ребенка в развернутую социально одобряемую деятельность в системе именно такого специально заданного многопланового коллектива при соподчиненности целей каждого конкретного коллектива решению общих социально значимых задач. Необходимо подчеркнуть, что воспитание детей в коллективе, основу которого составляет система просоциальной деятельности — это не один из ряда важных воспитательных принципов, а особый, качественно своеобразный подход к формированию растущего человека как личности.
1.4 Роль семьи в формирование патриотизма у детей младшего школьного возраста. Значение сотрудничества семьи и школы в формирование патриотизма у детей младшего школьного возраста
Родители учащихся, как правило, относятся с большим интересом и уважением ко всему тому, что делается в школе, к той работе, которую проводит учитель с детьми. Родителям интересно присутствовать в классе на уроке, на сборе, на утреннике, посмотреть, как относятся к дочери или сыну товарищи по классу, как он отвечает урок, участвует в сборе. Но не все родители могут сами включиться в воспитательную работу с детьми. Некоторые из них просто не решаются прийти в школу, боясь, что помешают учителю, другие приходят только для того, чтобы помочь в хозяйственных делах. Поэтому учителю можно и должно привлекать родителей к воспитательной работе. Формы участия родителей в воспитательной работе различные. Часто родителей эпизодически привлекают для помощи в проведении какого-либо мероприятия. Они участвуют, например, в подготовке утренников, сопровождают детей во время экскурсий, посещения театра или музея. Pодители должны создавать ситуации, требующие от ребенка напряжения воли и сознания, активной работы чувств, воображения, памяти и внимания. Например, через постоянное выполнение определенных обязанностей в быту по дому, по самообслуживанию, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается (родителям, другим членам семьи, младшим, больным и престарелым), навыки не только вырабатываются, но и закрепляются, становятся потребностью. На семейных праздниках полезно проводить общие игры. Такие игры способствуют сближению и взаимопониманию взрослых и детей, а также развивают сообразительность, настойчивость и смелость, другие общественно ценные личностные качества.В этом возрасте авторитетные для ребенка взрослые воспринимаются как эталон поведения. [1.стр.32] Поэтому родители должны быть примером и сами ежедневно вместе с детьми заниматься утренней зарядкой, поощрять их к этому. Необходимо следить за соблюдением режима труда и отдыха, учитывать физиолого-гигиенические требования к использованию видеоаппаратуры детьми младшего школьного возраста. Если позволяет площадь квартиры и финансовые возможности семьи, полезно иметь в доме спортивный детский уголок, где дети могли бы развиваться физически в свободное время. Кроме того, родители должны поддерживать и стимулировать стремление ребенка к участию в мероприятиях школы по физкультуре и спорту, формирующих начальные навыки и привычки поведения в строю и действий по команде.Oсобое место в социализации подрастающего поколения занимает семья в формировании и развитии духовно-нравственной сфер личности детей. Эффективность мер социализации по формированию патриотизма нравственности у детей в решающей степени зависит от семейного воспитания. Через семью ребенок получает азы любви к «малой» Родине,именно через семью передается генетическая связь поколений, патриотическая ментальность народов в оригинальном сочетании их этнических и религиозных особенностей. Приоритетная роль семьи в формировании и развитии духовно-нравственной и эмоционально-чувственной сфер личности детей проявляется по нескольким направлениям. [ 23.стр.29 ]
Во-первых, именно в период проживания в семье ребенком усваивают основные духовные патриотические ценности и идеалы. Овладеваемые ребенком духовные и патриотические ценности имеют особенности, характеризующие сензитивность их восприятия на этапе проживания человека в родительской семье. Духовные и патриотические ценности онтологичны, поскольку имманентно присущи человеку. Они даны ему от рождения и являются естественной средой личности (невозможно нс любить свою Родину-мать).
Они не даны непосредственно и не явно выражены, едва уловимы рационально.Духовные и патриотические ценности, приоритетно формируемые в семье, относятся к базовым ценностям, составляющим фундамент личности. Они тесно переплетены и с общечеловеческими, и с социоцентрическими ценностями. Они представлены прежде всего такими понятиями: Родина, отечество, держава, государственность, служение, национальное сознание.Важным ценностно-смысловым пространством патриотизма выступают такие онтологические ценности, как: природа, родители, Родина, родственники, народ. Эти слова составляют основу укорененности личности в культуре. По своей сути эти понятия архетипичны и предзаданы человеку по факту его рождения. Эта неосознанная, интуитивная патриотичность очень важна для формирования личности. [ 1.стр.27 ]
Во-вторых, в семье формируются базовые личностные качества и социальные чувства детей духовно-нравственной и патриотической направленности.В период доминантного воздействия семьи (от рождения до 10 лет) формируются основные духовные и патриотические ценностные ориентации; закладывается отношение к религии; формируются основы нравственно-правового поведения. С позиций формирования духовности и патриотизма у детей очень важно, чтобы семья воспринималась не только как семейная группа из 2-4 человек, а как социальная группа родственников, связанных кровными узами по вертикали и по горизонтали, т.е. как родство поколений и совокупность всех родственников — как живых, так и мертвых. Важность этого связана с необходимостью знать свои корни, свое происхождение, ощущать свою причастность к будущему. Семейная родословная — неисчерпаемый источник патриотического воспитания детей и подростков. [20.стр.19]
В-третьих, в семье формируются навыки социально полезной духовной и патриотической деятельности. Воспитание в семье позволяет осуществлять социализацию личности ребенка, с одной стороны, через адекватное отражение в его сознании и по- ведении традиций, обычаев, привычек, нравов, уклада, с другой — посредством критического осмысливания ребенком своей позиции в системе семейных отношений, их анализа, оценки и самооценки.
В-четвертых, семья обладает мощнейшим потенциалом естественного, гуманистического социализационного воздействия на подрастающее поколение. Семья в отличие от других социальных институтов способна незаметно (исподволь), но весьма действенно формировать у детей человеческие чувства к своим родителям, дедушке, бабушке, членам семьи и через них ко всем другим людям, своему народу, всему человечеству. Эмпатийное переживание ребенком конкретных семейных связей, поддерживаемых мощным фактором — инстинктом, является самым уникальным средством и источником для возникновения и укрепления чувства связи с обществом, своим народом, всем человечеством. Эти общечеловеческие связи представляются детьми, прежде всего по аналогии с семьей, с родственными связями. Наличие естественной теплоты любви и сердечности в семейном общении и в отношениях служит мощным фундаментом для формирования нравственно-эмоциональной сферы личности детей, особенно в сложных переломных социальных условиях, когда уровень морального развития общества противоречив и когда дети в силу жизненной неопытности не подготовлены к тому, чтобы сделать правильный выбор между общечеловеческими качествами гуманистической морали (гражданственностью, патриотизмом, уважительностью к родителям, старшим, соотечественникам ко всем людям планеты и их культурам. трудолюбием, гуманностью, добротой, милосердием, честностью. добропорядочностью) и антиобщечеловеческими проявлениями (национализмом, неуважительностью. неуживчивостью, негуманностью. немилосердием, бесчестностью и непорядочностью).
[ 28.стр.18 ] Преимущественно семья, семейные родственные связи и отношения очеловечивают поступки и действия детей. В семье происходит формирование ее жизненных ориентиров и ценностей, отношений к себе, к другим людям и к Отечеству. Социально- воспитательный задел, осуществляемый семьей, развивается в дальнейшем в деятельности образовательно-воспитательных, трудовых, воинских коллективов. культурно-просветительских учреждений, общественных организаций. Семья как базисный социальный институт является непреходящей ценностью для жизни и развития каждого человека. Она играет важную роль в жизни общества и государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса. Родители, включаясь в жизнь класса, должны понять, что помощь ребятам состоит в том, чтобы показать и научить, как надо сделать то, чего они еще не умеют делать, разъяснить, подсказать, проконтролировать их деятельность. Учитель должен подробно рассказать родителям, что они должны делать и предостеречь их от одной очень распространенной ошибки. Нередко родители не столько помогают, сколько подменяют детей, делают работу вместо них: сами сделают стенную газету, изготовят эмблемы для класса. Можно привлекать родителей к проведению бесед с детьми. Это прежде всего рассказы родителей о своем труде. Помогая готовиться к беседе, учитель говорит о том, какой должна быть беседа по времени (15-20 минут), вместе с выступающим определяется основное содержание беседы, отбираются яркие и доступные детскому пониманию факты. Говоря о своем труде, родители должны рассказать о том, чем они занимаются, какую продукцию выпускает их производство, подчеркнуть интересное в своей деятельности, показать, чем их профессия доставляет радость, не побояться рассказать и о том, что трудно и требует напряжения сил и ума. Во многих школах родители организуют прогулки, которые изучают свой город или село, совершают с детьми прогулки по родному городу и его окрестностям. Такие прогулки дают возможность не только побывать на воздухе, но и получить новые впечатления, сведения. Академик В.А. Обручев [ 6.стр.29 ] советовал совершать «мудрые прогулки» по своему району, когда ты действуешь не одними ногами, а и мысль, и глаз, и память работают, подмечают, соображают, запоминают. Во время таких прогулок родители сообщают интересные и полезные сведения об истории родного села, района, города. Писатель Леонид Леонов писал, что большой патриотизм начинается с малого: с любви к тому месту, где живешь. В каждом, даже самом маленьком городе, есть свои достопримечательности, изучение которых может стать увлекательным делом. Прогулка по городу, селу и их окрестностям приобретает определенную цель. Далеко не всегда у детей сразу просыпается интерес к изучению своего края. Этот интерес надо пробудить, и в этом отношении родители могут сделать многое. Но для этого взрослые должны подумать над тем, что они могут рассказать детям о своем городе, районе или селе. Необходимо вместе с родителем планировать на год экскурсии по своему городу и его окрестностям. Очень полезны экскурсии в музеи и картинные галереи. Экскурсий должно быть немного — 7-8 в году, но к ним надо тщательно готовиться, заранее продумать их содержание, отобрать объекты и материалы, посильные для изучения младшими школьниками. В результате экскурсий должны появиться творческие работы детей: их рисунки, альбомы с описанием того, что они увидели, можно делать макеты, небольшие выставки, отражающие изученные достопримечательности. Главное, чтобы все это делали сами дети, а взрослые помогали и направляли их деятельность. Некоторые родители считают, что подобные прогулки-экскурсии возможны только в больших городах, где много исторических, архитектурных, литературных и других памятников. Это неверно. В каждом городе и селе такая прогулка-экскурсия возможна, содержание ее будет изменяться в зависимости от того, что примечательного есть в данном районе.
Привлекая родителей к воспитательной работе с детьми, учитель определяет основное содержание этой работы. Педагог помогает родителям овладеть методами и приемами работы с детьми, осуществляет контроль за ходом работы. Безусловно далеко не все родители будут принимать непосредственное участие в школьной воспитательной работе. Но в каждой школе есть родители, которые с радостью будут сотрудничать со школой. Задача учителя привлечь их к активному участию в школьной жизни. [17.стр.43 ]
Выводы
Духовные и патриотические ценности, приоритетно формируемые в семье, относятся к базовым ценностям, составляющим фундамент личности. Они тесно переплетены и с общечеловеческими, и с социоцентрическими ценностями. Они представлены прежде всего такими понятиями: Родина, отечество, держава, государственность, служение, национальное сознание. Важным ценностно-смысловым пространством патриотизма выступа ют такие онтологические ценности, как: природа, родители, Родина, родственники, народ. Эти слова составляют основу укорененности личности в культуре. По своей сути эти понятия архетипичны и предзаданы человеку по факту его рождения. Эта неосознанная, интуитивная патриотичность очень важна для формирования личности.
Глава 2 Анализ состояния проблемы формирование патриотизма у детей младшего школьного возраста. Экспериментальная часть исследования
2.1 Методы и организация исследования
Исследования проводилось в Юрьевской средней школе.
В исследовании участвовали 5 учеников 2 класса c разным уровнем успеваемости.-
§ 1 отличник
§ 2 ученика со средним уровнем успеваемости
§ 1ученик с низким уровнем успеваемости
В практической части мы разработали анкету для выяснения уровня патриотизма у современных школьников. Эта анкета направлена на выявления у детей понимания сущности патриотизма, наличия этого качества.
Анкета для детей (в форме беседы)
1. Ты знаешь, в какой стране, государстве мы живем?
2. Какой город является столицей нашей Родины?
3. Ты знаешь цвета нашего флага?
4. Какие национальности живут на территории нашей страны ?
5. У тебя есть друзья другой национальности?
6. Что такое памятник?
7. Зачем нужны памятники?
8. Почему кладут к памятнику живые цветы?
9. Какие ты знаешь стихи и песни о Родине?
2.2 Результаты, их анализ и интерпретация
Критерии интерпретации ответов
§ Грамотность и правильность ответов
§ Присутствие эмоционального компонента
§ Проявление желания/нежелания
Результаты включены в таблицы.
Таблица 1
Результаты по критерию «Проявление желания/нежелания»
Ф. И |
Уровень успеваемости |
Проявление желания/нежелания |
|
В.П |
средний уровень успеваемости |
Проявление желания/ |
|
О.Л |
средний уровень успеваемости |
Проявление нежелания |
|
А.К |
отличник |
Проявление желания/ |
|
Е.Т |
низким уровнем успеваемости |
Проявление желания/ |
|
Ф.В |
средний уровень успеваемости |
Проявление желания/ |
|
Таблица 2.
Результаты по критерию,, Проявление желания/нежелания в%
Проявление желания/нежелания |
Количество учащихся в % |
|
Проявление желания |
80% |
|
Проявление нежелания |
20 % |
|
Таким образом,мы определили что проявление желания или нежелания не зависит от уровня успеваемости.
Таблица 3
Результаты по критерию ,, Грамотность и правильность ответов,,
Ф. И |
Уровень успеваемости |
Грамотность и правильность ответов |
|
В.П |
средний уровень успеваемости |
Высокий уровень грамотности и правильности ответов |
|
О.Л |
средний уровень успеваемости |
Средний уровень грамотности и правильности ответов |
|
А.К |
отличник |
Средний уровень грамотности и правильности ответов |
|
Е.Т |
низким уровнем успеваемости |
Средний уровень грамотности и правильности ответов |
|
Ф.В |
средний уровень успеваемости |
Средний уровень грамотности и правильности ответов / |
|
Таблица 4
Результаты по критерию,, Грамотность и правильность ответов,, в %
Уровень грамотности и правильности ответов |
Количество учащихся в % |
|
Высокий уровень грамотности и правильности ответов |
20% |
|
Средний уровень грамотности и правильности ответов |
80 % |
|
Низкий уровень грамотности и правильности ответов |
0% |
|
Таким образом, мы определили что проявление грамотности и правильности ответов не зависит от уровня успеваемости.
Таблица 5
Результаты по критерию,, Присутствие эмоционального компонента,,
Ф. И |
Уровень успеваемости |
Уровень эмоциональности |
|
В.П |
средний уровень успеваемости |
Высокий уровень эмоциональности |
|
О.Л |
средний уровень успеваемости |
Высокий уровень эмоциональности |
|
А.К |
отличник |
Средний уровень эмоциональности |
|
Е.Т |
низким уровнем успеваемости |
Высокий уровень эмоциональности |
|
Ф.В |
средний уровень успеваемости |
Средний уровень эмоциональности / |
|
Таблица 6 Результаты по критерию,, Присутствие эмоционального компонента,, в %
Уровень эмоциональности |
Количество учащихся в % |
|
Высокий уровень эмоциональности |
60% |
|
Средний уровень эмоциональности |
40 % |
|
Низкий уровень эмоциональности |
0% |
|
Рисунок 1 Присутствие эмоционального компонента
Таким образом, мы определили что проявление эмоциональности не зависит от уровня успеваемости.
Итак, чтобы обеспечить формирование патриотизма и гражданственности младших школьников, необходимо организовать их участие в разнообразных видах деятельности и постепенно расширяющихся отношений — от отношений в классе и до включения в общественно-политическую жизнь взрослых. Младший школьный возраст, по мнению ряда исследователей характеризуется повышенной восприимчивостью к воспитательным воздействиям. Это обусловлено такими возрастными особенностями младших школьников как доверчивость, подражательность, высокая познавательная активность, эмоциональность. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для развития у детей чувства патриотизма, любви и преданности своей Родине.
В заключении можно сказать о том, что мы советуем родителям и учителям задуматься над проблемой уровня патриотизма детей, как гарантии развития в них полноценной личности. Необходимо различными методами проверять данный уровень, в том числе и способом анкетирования. Анкеты для данных целей необходимо добывать у профессиональных педагогов и психологов занимающихся проблемой патриотизма напрямую или через их издания в книжном или интернет форматах.
2.3 Методические рекомендации для учителей начальной школы
§ Формирование межэтнической толерантности необходимо осуществлять с учетом культурных особенностей, традиций, обычаев наций и народностей детей, представленных в классе.
§ Вносить изменения в содержание, формы и методы внеклассной работы, что позволяет развивать у младших школьников способность к эффективному межэтнически толерантному взаимодействию.
§ Педагог должен знать особенности национальных культур, уметь вводить детей разных национальностей в мир обычаев и традиций разных народов, показывать их гуманную сущность, воздействовать на чувства детей. Ему необходим педагогический такт и тонкое умение при работе с многонациональным коллективом.
§ К работе по формированию межэтнической толерантности младших школьников привлекать родителей, людей старшего поколения. Т.к. они являются носителями своей национальной культуры.
В содержание внеклассных занятий включать материал, направленный на:
• Обогащение знания детей о культуре и истории, традициях и обычаях, образе жизни и языке разных народов;
• Возникновение положительных эмоций, терпимого, уважительного и доброжелательного отношения к представителям других национальностей;
• Формирование первоначальных навыков общения с представителями разных наций. Умения пользоваться ими в своей практической деятельности.
С целью формирования межэтнической толерантности младших школьников во внеклассных занятиях целесообразно использовать следующие формы работы с детьми и их родителями: кружки, секции, клубы, игры, конкурсы, викторины, тематические недели, праздники, а также индивидуальные беседы с родителями, родительские собрания, педагогические лектории и т.д., включающие приемы ее организации, такие как прослушивание народных музыкальных произведений, просматривание диафильмов, видеофильмов о жизни людей разных национальностей, разучивание народных песен и танцев, организация народных игр, праздников и т.д.
Вся эта работа должна строиться на основе сотрудничества, сопереживания, подражания, поддержки, одобрения, перевоплощения, создания ситуации успеха.
Заключение
Детство — это сердцевинная часть каждой жизни. Поэтому всё, что впитывает ребёнок в себя в эти годы, очень важно. Трудно сейчас воспитать здорового ребёнка — здорового и телесно, и душевно. Многое зависит от родителей, но очень многое и от нас, учителей. Первый серьёзный шаг в мир дети совершают, когда переступают порог школы. Если духовное воспитание до этого осуществлялось родителями или вообще не велось, то теперь важную роль в формировании взглядов ребёнка играет учитель, и от него зависит его духовно-нравственное воспитание.
Начальная школа — наиболее благоприятный период для преподавания любой области знания, воспитания милосердия, человеколюбия и чувства прекрасного, формирования в душах молодого поколения те качества, которые во все времена отличали русский характер: доброту, открытость, сострадание, благородство, достоинство, трудолюбие, патриотизм, благочестие и многие другие. От встреч с учителем дети ждут добра и понимания, уважения и справедливости, познания себя и других, окружающего мира, себя в этом мире; часто детям нужен добрый, мудрый совет взрослого, которому можно доверить свои проблемы. Именно в таком контакте учителя и ребят осуществляется воспитание и развитие Человека. Главной задачей человека младшего возраста является ученичество. При этом «обучается» он не умом, а всей своей сущностью и глубиной. Труд учителя, как посаженное впрок плодовое деревце: не сразу даёт результаты. Приходится ждать годы, но плоды обязательно принесут радость, наполнят сердце счастьем.
В нашей работе мы выяснили, что воспитание патриотизма достаточно многогранная и сложная задача, требующая ответственного отношения и достаточно квалифицированные педагогические кадры. Школа выступает одним из важнейших институтов развития патриотического мировоззрения в жизни современного человека, дающая необходимый базис для дальнейшего развития личности. В формировании патриотического мировоззрения в школе необходимо учитывать возрастные особенности школьника и характер изучаемого материала. Сущность понятия «патриотизм» предполагает дальнейшее исследование. В настоящее время школа ориентируется не только на сообщение учащимся определенной суммы знаний, но и на развитие нравственных качеств личности, в том числе и патриотизма. Накопленный опыт патриотического воспитания в школе и намеченные государственной программой ориентиры.
Технологический компонент процесса воспитания патриотизма подразумевает использование широкого спектра форм и методов патриотического воспитания, т.е. тех форм и методов работы, которые имеют акцентированную патриотическую направленность.
Важной стороной содержательной зрелости организации патриотического воспитания в школе является его включенность в основные виды ее деятельности: учебную, методическую, воспитательную.
Формирование патриотических качеств личности — это целенаправленный, специально организуемый процесс.
Патриотическое воспитание в современной школе — фактор консолидации всего общества, источник и средство духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.
Библиографический список
1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мы — патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1-11-е классы. — М.: “Вако”, 2006.
2. Ананьев Б.Г. Воспитание характера школьника. Л., 1941. С. 72.
3. Анцыферова Л.И. Психологическая опосредованность социальных воздействий на личность, ее развитие и формирование // Психологические исследования социального развития личности. Сб. научн. Работ АН СССР. М., 1991.
4. Аронов, А. Воспитываем патриотизм // А.В. Аронов — Дошкольное воспитание, 1988.- № 2.- С. 10-13
5. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологическойдиагностике. — Киев: Наукова думка, 1989.РУОЦ «Бобек», 2004.
6. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П. Овчинникова — СПб: КАРО, 2004.
7. Выгодский, Л.С. Нравственное воспитание/ Л.С Выгодский Пед. психология. — М.,1991.
8. Замостьянов А. Просвещение и патриотизм // А. Замостьянов Народное образование, 2002. — № 4.- С.183-189.
9. Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т. А. Касимова, Д. Е. Яковлев. — М.: Айрис-пресс, 2005.
10. . Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. — СПб.: Питер, 2001.-560с.
11. Ковалев А.Г., Мясищев В.И. Психические особенности человека. Т.1. Характер. Д,
12. Казаева Е.А., Воспитание основ гражданственности у детей дошкольного и старшего возраста. Екатеринбург, 2000
13. Максименко Н.А., Спутник классного руководителя. 1 -4 классы — Волгоград: Учитель, 2007
14. Мамцева Г. Определение уровня воспитанности школьника // Классныйруководитель, 2005.- №5 — с.32-35
15. Малякова Н.С. Диагностика состояния духовно-нравственных качеств личности
16. учащегося // Классный руководитель, 2005. — №5 — с. 30-31
17. Мониторинг курса «Самопознание» (Общеобразовательные школы, 1-2 классы.)
18. Методические рекомендации / Составители Б.К. Даметов, А.А. Семченко и др. — Алматы:РУОЦ «Бобек», 2004.
19. Мониторинг курса «Самопознание» (Начальное общее образование, 3 класс.)
20. Методические рекомендации / Составители Б.К. Даметов, А.А. Семченко и др. — Алматы:
21. Кузнецова, Л.В. Истоки гражданственности./ Л.В. Кузнецова — М.: Педагогика, 1986.
22. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий / авт. Сост. И.А. Пашкевич. — Москва: Учитель, 2008.
23. Парфенов С., Козлова С. Новый патриотизм? // С. Парфенов, С. Козлова — 2003. — №6. — С 3-7.
24. Преображенский, А.А. Патриотические традиции русского народа // А.А. Преображенский -ПИШ. — 1993. — № 1. — С. 3-10.
25. Рабочая тетрадь школьного психолога / под ред. И.В. Дубровиной. -М.:Просвещение, 1991.
26. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека: ( Этика коммунистического воспитания).
Педагогическое наследие/ Сост. О.В. Сухомлинская.-М.: Педагогика, 1990.
27. Сухомлинский, В.А. Родина в сердце / В.А. Сухомлинский — М.: Молодая гвардия, 1980.
28. Троицкий, В.Ю. Национальные духовные традиции и будущее русского образования // В.Ю. Троицкий — «Педагогика». — 1998. — № 2. — С. 3-7.
29. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения / К.Д. Ушинский. — М.,1974, -т.9 — С.117-118.
30. Шмаков, С.А. Гражданином быть обязан / С.А. Шмаков. — М.: Знание, 1982.\
Приложение 1
Сводная таблица по возрастной периодизации
Период П |
Социальная Ситуация Развития |
Ведущая Деятельность |
|
1.Период младенчества а) новорожденность (от 1 до 4 недель); б) собственно младенчество (до 1 года) |
Определяется двумя моментами: а) биологической беспомощностью младенца, зависимостью удовлетворения его потребностей от взрослых; б) при этой максимальной зависимости, включенностью всего поведения ребенка в социальное, он лишен основных средств социального общения речи. |
Сенсомоторное развитие, заключающееся в научении моторными навыками (овладение рукой, умение сидеть и ходить)и появлении познавательных (функциональных) действий (т.е. познание физической стороны предмета и имитация действий взрослым с этим предметом). |
|
Раннее детство (от 1 года до 3 лет) |
В этом возрасте ребенок приобретает некоторую степень самостоятельности: появляются первые слова, ребенок начинает ходить, развиваются действия с предметами. Однако диапазон возможностей ребенка еще очень ограничен. Социальную ситуацию развития в раннем возрасте можно описать схемой: «ребенок ПРЕДМЕТ взрослый». Это противоречие решается в новом типе деятельности, который рождается в период раннего возраста. Им является предметная деятельность, направленная на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами. |
Предметно-орудийная деятельность, с ведущим мотивом овладения действиями с предметом. На этом этапе происходит дальнейшее выделение смыслового компонента предмета и освоение операционально-технической стороны. |
|
3. Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет) |
Ребенок выходит из кризиса 3х лет с желанием действовать автономно и с системой самооценки. Благодаря развитой речи и способности передвигаться он может чувствовать соразмерность со взрослыми.. Поскольку взрослые ограждают его от этого активного участия, ребенок реализует это стремление в играх. В них он моделирует мир взрослых и правила функционирования в нем. |
Сюжетноролевая игра (где игра это своеобразное отношение к действительности, характеризующееся созданием мнимых ситуаций или переносом свойств одних предметов на другие). К концу этого периода эти игры приобретают «режиссерский» характер). Они позволяют постигнуть систему отношения между людьми и способствуют развитию знаковосимволической функции и речи. |
|
4. Младший школьный возраст (7 11 лет) |
Характеризуется следующими особенностями: в систему отношений появляется учитель («чужой взрослый»), который является непререкаемым авторитетом; в этом периоде ребенок впервые сталкивается с системой жестких культурных требований, предъявляемых учителем, вступая в конфликт с которым, ребенок вступает в конфликт с «обществом» (при этом он не может получить эмоциональной поддержки как в семье);ребенок становиться объектом оценки, при этом оценивается не продукт взаимоотношения со сверстниками переходят из сферы личных предпочтений в сферу партнерских; |
Ведущая деятельность учебная. Она поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, «чем я был» и «чем я стал». |
|
5.Подростковый возраст а) собственно подростковый (1114 лет); б) юношество (14 18 лет). |
Характеризуется следующими особенностями: подросток продолжает находиться в тех же условиях, что и ранее (семья, школа, сверстники), но у него появляются новые ценностные ориентации. Так, стремление к независимости сталкивается в семье с тем, что родители могут относиться к подростку еще как к «ребенку в то же время, подросток находится под действием амбивалентно направленных сил: он стремиться оторваться от детства, которое, одновременно, является для него привлекательным |
Общение со сверстниками является ведущей деятельностью в этом возрасте. Здесь осваиваются нормы социального поведения, морали и т.п. |
|
Источник: Автор работы
Приложение 2
Младший школьный возраст. Основные теории.
Авторы теории |
Основные изменения |
Результат |
|
Л.С. Выготский |
Мышление становится центром сознательной деятельности ребенка утрата детской непосредственности |
Новый уровень развития мотивационно-потребностной сферы, что позволяет ребенку не действовать непосредственно, а руководствоваться сознательными целями, социально выработанными нормами, правилами и способами поведения. |
|
Ж. Пиаже, |
Интеллектуальное развитие ребенка 7-11 лет находится на стадии конкретных операций. Это значит, что в указанный период умственные действия становятся обратимыми и координированными. Приобретается понятие сохранения для дискретных и непрерывных величин. |
У ребенка возникает способность преодолеть влияние непосредственного восприятия и применить логическое мышление к конкретным ситуациям. Переход к конкретно — операциональному мышлению влечет за собой перестройку всех психических процессов (восприятия, памяти, воображения, речи, воли), а также сознания ребенка, его моральных суждений, способности к сотрудничеству с другими людьми. |
|
Э. Эриксон |
Период передачи ребенку систематических знаний и умений,обеспечивающих приобщение к трудовой жизни и направленных на развитие трудолюбия. В этом возрасте у ребенка наиболее интенсивно развивается (или, напротив, не развивается) способность к овладению окружающей его средой. |
При позитивном исходе этой стадии развития у ребенка формируется переживание своей умелости, при неудачном исходе — чувство неполноценности и неспособности быть наравне с другими людьми. Инициативность, стремление активно действовать, соревноваться, пробовать свои силы в разных видах деятельности отмечаются как характерные черты детей данного возраста. |
|
Психоаналитический подход |
Период, когда сексуальное развитие ребенка под давлением родителей и общества временно приостанавливается, и он готов принять правила, предлагаемые ему социумом. |
Подавление детской сексуальности создает большие возможности для дальнейшей социализации: получения образования, обучения практическим навыкам, приобретения опыта общения со сверстниками. |
|
Приложение 3
10 заповедей для родителей Януша Корчак
1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.
3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.
5. Не унижай!
6. Не забывай, что самые важные встречи человека — это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь — но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
8. Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
10. Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.
Приложение 4
Календарно-тематический план работы с родителями
Дата |
Форма работы |
Тема |
Ответственные |
|
Педагогический лекторий |
Толерантность, что это? |
Учитель |
||
Родительское собрание |
Круглый стол |
Учитель |
||
Педагогический лекторий |
Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых всегда, везде хранит меня… |
Учитель |
||
Родительское собрание |
Законы жизни семьи, законы жизни класса |
Учитель |
||
Педагогический лекторий |
Значение семейных традиций и обычаев в формировании у ребенка межэтнической толерантности |
Учитель |
||
Родительское собрание |
Как научить ребенка жить в многонациональном мире людей. Уроки этики и поведения для детей и родителей. |
Учитель |
||
Педагогический лекторий |
Роль семьи и школы в формировании у ребенка интереса к другим культурам, обычаям, традициям. |
Учитель |
||
Источник: Автор работы
Размещено на