Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Пензенский государственный педагогический университет
имени В. Г. Белинского»
Название факультета Название кафедры
Курсовая работа
СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Пенза – 2016
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей 6
1.1. Проблема взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Организация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей в современных подходах 10
1.3. Формы и методы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей 13
Выводы к главе I 21
Глава II. Экспериментальное изучение опыта работы с родителями по внедрению нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей 22
2.1. Результаты нулевого среза изучения состояния работы
с родителями 22
2.2. Описание работы с родителями по проведению нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей на формирующем этапе эксперимента 27
2.3. Подведение итогов работы. Отслеживание динамики работы с родителями по внедрению нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей 32
Выводы к главе II 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39
Введение
«Каждый из нас, педагогов и родителей, несет свою долю ответственности за сокровище по имени Детство» — эти слова принадлежат педагогу Е.П. Арнаутовой. Они выражают основную идею совместной работы дошкольного учреждения и родителей. От взрослых и их действий в согласии, от умения найти общие точки соприкосновения в воспитании детей зависит развитие личностных качеств ребенка, его физическое и психическое здоровье. Степень взаимопонимание, доверие и взаимопомощь друг другу определяет степень эффективности сотрудничества взрослых в воспитании детей. Важно добиться того, чтобы взрослые, влияющие на воспитания ребенка, добились правильного понимания друг друга, от этого зависит эмоциональное благополучие ребенка в социуме [21, с. 80].
За многолетнею историю существования человечества сформировалось два направления воспитания детей: общественное и семейное. Последнее время среди педагогов уже не ведется спор о том, что играет первостепенную роль в социализации личности: общественное или семейное воспитание. Современные педагоги единодушны во мнении, что нельзя исключить семейное воспитание, так как его действие несравнимо даже с профессиональным педагогическим воспитанием.
Организация взаимодействия образовательного учреждения с окружающим ...
... которого и сосредотачивается общественная жизнь села. Цель данной работы: изучить и обобщить опыт по организации взаимодействия образовательного учреждения с окружающим социумом (на примере МБОУ « ... влияние на социум, кроме того, это особое учреждение, выполняющее функции, предписанные государством. На взаимодействие образовательного учреждения и социальной среды могут влиять условия социума, ...
Максимальное развитие ребенка возможно при взаимодействии всех институтов воспитания, поэтому они заинтересованы в объединении своих усилий, при этом необходимо учитывать те аспекты воспитательного воздействия, в которых каждый из институтов обладает преимуществами. Например, в дошкольном учреждении более эффективно осуществляется процесс обучения, развитие творческих наклонностей детей, подготовки к школе и др.
Не смотря на незаменимость и универсальность воспитания в семье, оно не может обеспечить полных условий развития гармоничной и разносторонней личности.
Для гармоничного и всестороннего развития личности необходимо единство, согласованность всей системы образовательного и воспитательного воздействия взрослых на ребенка. Семья это первичный институт социализации ребенка, именно семья влияет на развитие основных черт личности на сформированность нравственных качеств, поэтому роль семьи в воспитательном процессе нельзя переоценить. Семья закладывает нравственный фундамент личности, в семье формируется характер ребенка, закладываются основные жизненные позиции. В связи с этим основной частью работы дошкольного учреждения является педагогическое просвещение родителей. Это позволяет устранить ошибки, которые допускают родители в семейном воспитании: многие родители мало уделяют внимания физическому воспитанию детей, некоторые не могут найти психологический подход к ребенку, другие не обращают внимание на нравственное воспитание и т. д. В связи со всем вышесказанным, актуальность исследования определяется ее социальной значимостью — оказать помощь родителям в воспитании детей.
Объект исследования: организация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями дошкольников.
Предмет исследования: формы и методы, применяемые дошкольными учреждениями в работе с семьями дошкольников.
Цель: рассмотреть содержание, формы и методы работы с родителями воспитанников в дошкольных учреждениях, которые будут способствовать повышению активности родителей в воспитательном процессе.
Задачи исследования:
1. Проанализировать разработанность проблемы взаимодействия детского сада с родителями дошкольников в психолого-педагогической литературе.
2. Изучить подходы к современной организации сотрудничества семьи и дошкольного образовательного учреждения.
влияние стиля взаимодействия родителей с ребенком на формирование ...
... у детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования – стиль взаимодействия родителей с ребенком и тревожность у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования – влияние стиля взаимодействия родителей с ребенком на формирование тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования: стиль взаимодействия родителей с ребенком ...
3. Рассмотреть формы и методы организации взаимодействия родителей с дошкольным образовательным учреждением.
4. Определить значимость педагогического просвещения родителей.
Гипотеза исследования: эффективность взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями дошкольников зависит от:
— сочетания традиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей с нетрадиционными формами;
— преобладания форм, направленных на активное привлечение родителей к воспитательному процессу детей.
Теоретическая значимость: нами были изучены и обобщены теоретические подходы работы ДОУ с родителями воспитанников.
Практическая значимость: разработать комплекс методических рекомендаций, которые могут быть применены в ДОУ для работы с семьями дошкольников.
Методы исследования:
I. Теоретические:
а) анализ психолого-педагогической литературы;
б) сравнение, обобщение, систематизация, конкретизация;
в) изучение современного передового педагогического опыта.
II. Эмпирические:
а) беседы;
б) анкетирование;
в) наблюдения;
г) количественный и качественный анализ данных исследования.
Экспериментальной базой исследования является МДОУ детский сад комбинированного вида № 14 г. Сердобска Сердобского района Пензенской области, охвачено 20 родителей.
Работа состоит из: введения, 2 глав, вывода по каждой главе, заключения, списка использованной литературы.
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей
1.1 Проблема взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей в психолого-педагогической литературе
Давно ведутся дискуссии о том, что играет главную роль в социализации личности семейное или общественное воспитание (дошкольные образовательные учреждения, школа и т. д.).
Одни педагоги отдают предпочтение семье, другие общественным учреждениям.
Ту сумма знаний и их последовательность, которые ребенку дает мать, Я. А. Коменский назвал материнской школой. Занятия с мамой не имеют перемен и расписания, выходных и каникул. Круг материнских забот расширяется в связи с взрослением ребенка. Чем старше становится ребенок тем многообразнее и осмысленнее становится его жизнь. Вслед за Я. А. Коменским педагог-гуманист Г. Песталоцци говорит: «семья — подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет, и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление» [10, с. 4].
В советской России дошкольному образованию было проблемой государственной важности. Перед дошкольными образовательными учреждениями ставилась цель – воспитать членов нового общества – общества социалистического. Бороться с концепцией «свободного воспитания» призывала Д. А. Лазуркина. Дошкольные учреждения должны были компенсировать недостатки семейного воспитания[5, с.42].
Данная идея получила свое развитие в трудах А. С. Макаренко: «Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа как представительница государственного воспитания. Школа должна руководить семьей». Он призывал внимательно наблюдать за жизнью семьи ребенка, чтобы сделать выводы и улучшить их воспитательное воздействие, а так же получить возможность влиять на родителей. Основная задача семьи, по его мнению, играть роль подчинения, опираться в воспитании детей на «заказ общества» [16, с.365].
Изучение влияния установок и отношений семьи к дошкольному учреждению ...
... И АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1 Родительско-детские отношения как предмет психологического анализа Семья - колыбель ... на дальнейшее развитие личности как гражданина, родителя, профессионала. Соответственно возрастает и потребность психологической ... личности детей с неблагоприятными социальными условиями, нарушениями процесса социализации, стилями семейного воспитания, насильственной ...
В 40-60-е годы XX века сохранялась тенденция к стремлению подчинить семью целям общественного воспитания, хотя «противостояние» дошкольного образования и семьи уже не ставилась так остро. Семья не субъект воспитания, а объект воздействия, ни о каком сотрудничестве не могло быть и речи. Временное положение о дошкольном детском учреждении, утвержденное Постановлением Совета Министров РСФСР 8 марта 1960 г., отмечало: «Дошкольное детское учреждение — ясли — сад — создается в интересах осуществления единой системы коммунистического воспитания детей дошкольного возраста» [5, с.43]….
Заключение
В исследовании были освещены вопросы связи и приемлемости между семьей и ДОУ. Здесь был выделен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения и взаимодополнения этих социальных институтов воспитания подрастающего поколения.
Были сделаны выводы, что семья и детский сад имеют свои специфические функции в процессе воспитания и не возможно заменить одно другим. Преемственность поддерживается установление доверительного делового общения семьи и педагогов. Это позволяет корректировать воспитательные позиции родителей, воспитателей, что позволяет успешно подготовить детей к школе.
Институт первичной социализации – это семья. Опосредованное или формальное окружение детей – это дошкольное образовательное учреждение – институт вторичной социализации. Два этапа социализации и первичный и вторичный взаимодействуют в тесной связи.
В современном обществе важность общественного воспитания не ставится под сомнение. К дошкольным образовательным учреждениям предъявляются высокие требования.
Организация взаимодействия ДОУ с семьей в современных подходах должно быть на сотрудничестве и взаимодействии родителей, педагогов и детей. Этому способствует «открытости детского сада внутрь» — привлечение родителей в процесс воспитания в детском саду, и «открытости детского сада наружу» — взаимодействие детского сада с общественными институтами, находящимися на его территории).
Весь воспитательный и образовательный процесс в детском саду должен пронизываться взаимодействием педагог в и родителей. Воспитатели должны использовать в своей работе разнообразные формы. Большое внимание должно уделяться помощи родителям совершенствовать практические и воспитательные навыки родителей (любая теоретическая работа с родителями должна сопровождаться практическими занятиями (наблюдения, совместная деятельность детей и родителей, тренинги и т. д.).
Не меньшее внимание должно уделяться изучению условий воспитаний ребенка в семье.
Современные педагоги активно ищут и применяют новые, нетрадиционные формы сотрудничества с семьей воспитанников. На данном этапе идет перестройка всей системы дошкольного воспитания.
Таким образом, повышению эффективности привлечения родителей во взаимодействие с ДОУ способствует использование в сочетании нетрадиционных и традиционных форм работы с родителями.
Семья как фактор развития ребенка
... течение всей его жизни. Постоянное влияние детей на родителей (других членов семьи), побуждающее их к самовоспитанию. Роль семьи в развитии личности ребенка, проблемы семейного воспитания. Важную роль, поскольку оно определенным ...
Список использованной литературы
1.Амонашвили Ш. А. В школу с шести лет. — М., 1986.
2.Арнаутова Е.П. В гостях у директора: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей. — М.: Линка — Пресс, 2004. — 208с.
3.Арнаутова Е.П. Педагог и семья. — М.: Карапуз, 2002. — 264с.
4.Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? — М.: ООО Астрель, 2006.
5.Данилина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000. № 1. — С.41 — 48
6.Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход // Приложение к журналу «Управление ДОУ». — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 144с.
7.Доронова Т.Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. — 2000. № 1. — С.60 — 68.
8.Доронова Т.Н., Глушкова Г.В. и др. Вместе с семьей: Пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей — М.: Просвещение, 2005.
9.Елжова Н.В. Работа с детьми и родителями в дошкольном образовательном учреждении. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 282с.
10.Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей: родительские собрания и конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглым столом / авт. — сост. Сертакова Н.М. — Волгоград: Учитель, 2013. — 203с.
11.Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. зав. — М: Издательский центр «Академия», 2004. — 351с.
12.Концепция дошкольного воспитания (1989) / С.А.Козлова, Т.А.Куликова // Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — С.389-399.
13.Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебник для студ. сред. и высших пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 232 с.
14.Леонтьева А.Родители являются первыми педагогами своих детей / А.Леонтьева, Т. Лушпарь // Дошкольное воспитание. — 2001. № 8.- С.57-59
15.Майер А.А., Давыдова О.И., Воронина Н.В. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада. — М.: ТЦ Сфера, 2011. — 128с. — Приложение к журналу «Управление ДОУ».
16.Макаренко А.С. Книга для родителей. — М.: Правда, 1985. — 448 с.
17.Миклякова Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей. — М., 2006.
18.Петерсон Л.Г., Абдулина Л.Э. Взаимодействие ДОУ с семьей как ресурс развития взрослых и детей // Управление ДОУ. 2012. № 3.
19.Прохорова С.Ю., Нигматулина Н.В. и др. Нетрадиционные формы
проведения родительских собраний в детском саду — М.: Скрипторий 2003, 2011. -104с.
20.Солодянкина О.В.Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей / О.В.Солодянкина. — М., 2004.
21.Социальное партнерство детского сада с родителями: Сборник материалов / Сост. Цветкова Т.В. — М.: ТЦ Сфера, 2013. — 128с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ»)
22.Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. Т.3/ Сост. Богданова О.С., Смаль В.З., Сухомлинская А.И. — М.: Педагогика, 1981. — 403с.
23.Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении: Пособие для руководителей ДОУ. — М., 2003.
Взаимодействие семьи и школы в процессе воспитания
... Только на этой основе возможно эффективное взаимодействие семьи и школы в процессе обучения и воспитания. Воспитание детей -- конституционная обязанность родителей. Они призваны всемерно укреплять авторитет школы и ... как: Байбородова Л. Как развивать взаимодействие педагогов и семьи; Баранов С.П. и др. Педагогика; Ильина Т.А. Педагогика; Лекции по педагогике / Под общ. ред. С.А. Умрейко и др.; ...