СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………..…………………………………….. ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 1.1. Проблема формирования фонематического анализа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в отечественных и зарубежных исследованиях…………………………………………. 1.2. Особенности формирования фонематического анализа у нормально развивающихся дошкольников и с общим недоразвитием речи…………………………………………………. 1.3. Психолого-педагогические условия формирования фонематического анализа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи…..……………………………………………… ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 2.1 Цель, задачи, методика констатирующего эксперимента ..………….
2.2 Система работы по формированию фонематического анализа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи……………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………… ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………….………………………… 3 6 11 21 28 34 45 47 51
ВВЕДЕНИЕ
Перед нашим обществом на современном этапе его развития стоит задача дальнейшего улучшения воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, подготовки их к обучению в школе.
Дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом дошкольного детства. Высокаясензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.
Особенностью этого периода, отличающего его от других последующих этапов развития является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для преобразования в дальнейшем любых специальных знаний и навыков усвоения различных видов деятельности. Формируются не только качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему, но и те, которые представляют собой «заделы» на будущее.
Особенности связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
... речевого развития относятся дети с нерезко выраженными остаточными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи. ... общим недоразвитием речи. Объект: связная речь детей дошкольного возраста. общее недоразвитие речь связная Предмет: особенности связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Глава 1. Характеристика общего недоразвития речи ...
Изучение уровня развития речи детей является основой как организации всей последующей воспитательной и учебной работы, так и оценки эффективности содержания процесса воспитания в условиях детского сада.
Полноценное гармоничное развитие ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Такая речь должна быть не только правильно оформленной с точки зрения подбора слов (словаря), грамматики (словообразования, словоизменения), но четкой и безупречной в плане звукопроизношения и звуко-слоговой наполняемости слов.
Исследователи детской речи Ф. А. Сохин, А. А. Люблинская, Е. И. Тихеева и др. считают, что основным условием успешного обучения является своевременное и полноценное формирование речи, что всестороннее развитие родного языка должно быть поставлено в основу воспитания. Поэтому развитие звукопроизношения в детском саду должно занимать важное место в общей системе работы по речевому развитию детей.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы, посвященной развитию речи, показал, что проблема формирования фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи является актуальной, так как развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы.
Цель исследования: выявить особенности развития фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Объектом исследования является развитие фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предметом исследования является процесс развития фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: процесс развития фонематического анализа у старших дошкольников с ОНР будет наиболее эффективным, если:
— реализуется специально организованная система;
— учитываются индивидуальные и возрастные особенности развития фонематического анализа у старших дошкольников с ОНР;
— создана специальная коррекционно-развивающая среда.
Задачи исследования:
1. Изучить современное состояние проблемы развития фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в психологических исследованиях.
2. Выявить особенности развития фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
3. Разработать систему формирования фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и определить ее эффективность.
Методологической основой нашего исследования явились: -философское учение о всеобщей связи и взаимообусловленности явлений;- учение о ведущей роли деятельности в формировании личности (А. Н. Леонтьев); — культурно-историческая теория развития высших психических функций (Л. С. Выготский); — учение о роли речи в формировании высших психических функций (Л. С. Выготский), -концептуальные основы преодоления общего недоразвития речи у дошкольников (Н. С. Жукова).
Для решения поставленных задач исследования нами были использованы следующие методы:
Глава 1. Теоретические основы изучения формирования фонематического ...
... особенностей фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровняи у детей без каких-либо нарушений развития. 2. Подобрать технологию обследования фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ...
— изучение, анализ и обобщение психологической и педагогической литературы по проблеме исследования;
— психолого-педагогический эксперимент;
— методы количественной и качественной обработки данных.
Практическая значимость. Предложенная система работы может быть использована педагогами коррекционных и массовых дошкольных учреждений в целях развития речи у детей с общим недоразвитием речи.
Организация исследования. МБДОУ «»,Чувашской Республики.
Работа включает введение, две главы, заключение, приложения и список литературы.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1 Проблема формирования фонематического анализа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в отечественных и зарубежных исследованиях
Фонематическая система включает фонематический слух, фонематическое восприятие, простые и сложные формы фонематического анализа, фонематический синтез и фонематические представления.
В учебном пособии Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской приводятся функции фонематической системы, которые определила и раскрыла В. К. Орфинская в 1960 году [21].
1. Смыслоразличительная функция (изменение одной фонемы или одного смыслоразличительного признака приводит к изменению смысла);
2. Слухопроизносительная дифференциация фонем (фонематическое восприятие: каждая фонема отличается от всякой другой фонемы акустически и артикуляционно);
3. Фонематический анализ, т.е. разложение слова на составляющие его фонемы.
Фонематическая сторона речи обеспечивается работой речеслухового анализатора. Периферический отдел его располагается в кортиевом органе и осуществляет прием слуховой информации, в том числе и речевых звуков.
Проводниковый отдел передает информацию к коре головного мозга, частично её анализируя — определяя направление и отдаленность источника звука. Данная функция обеспечивается большим количеством передаточных звеньев (8 пара черепно-мозговых нервов, продолговатый мозг, мозжечок, средний мозг, медиальное коленчатое тело и слуховое сияние).
Центральным отделом речеслухового анализатора является височный отдел доминантного по речи полушария (у правшей — левого), центр Вернике, где осуществляется анализ звучащей речи: контролируется наличие звука в слове, особенности его позиционного звучания, количество и порядок звуков в слове, различение близких по акустическим параметрам звуков.
В онтогенезе развитие и становление фонематической стороны речи происходит постепенно.
Фонематический слух у ребенка начинает формироваться очень рано. Слуховой анализатор начинает функционировать уже с первых часов жизни ребенка. Уже Ж. Ж. Руссо писал, что дети слышат разговор с самого рождения, что с ними разговаривают раньше, чем они могут понимать сказанное и, тем более, отвечать на голоса. Поэтому нельзя даже быть уверенным, что эти звуки воспринимаются в начале их ухом также отчетливо, как нашим [35].
В онтогенезе реакции на звуковые раздражения отмечаются уже у новорожденного ребенка. Слуховой анализатор начинает функционировать уже с первых часов жизни младенца. Первая реакция на звук проявляется у малыша расширением зрачков, задержкой дыхания, некоторыми движениями. Через две недели можно уже заметить, что ребенок начинает реагировать на голос говорящего: перестает плакать, прислушивается, когда к нему обращаются.
Развитие фонематического восприятия у детей 4-5 лет
... звуки речи (родного или другого языка). В речевом слухе выделяют фонематический слух, т.е. способность различать фонемы, или смыслоразличительные звуки данного языка, на котором основан звуковой анализ отдельных звуков речи, ... искаженным, неточным звуковым составом. Правильным произношением звуков речи ребенок овладевает лишь постепенно. Ребенок начинает реагировать на любые звуки со 2-4 недели от ...
К концу первого месяца жизни младенца можно успокоить мелодичной песней (колыбельной).
Ж.Ж. Руссо считал полезным, чтобы маленького ребенка забавляли песнями и веселыми и разнообразными звуками. И в то же время он категорически возражал, чтобы ребенка оглушали «множеством бесполезных слов, в которых он не понимает ничего кроме интонации» [35].
В конце второго месяца малыш определяет направление звучания, начинает поворачивать голову в сторону говорящего или следить за ним глазами.
В возрасте от 3 до 6 месяцев основную семантическую нагрузку несет интонация. В это время у ребенка развивается способность дифференцировать интонации и выражать свои переживания: на ласковую — малыш оживляется, на резкую — плачет.
По мнению Т. В. Волосовец в период появления лепета ребенок повторяет видимую артикуляцию губ взрослого, пытается подражать. Многократное повторение кинестетического ощущения от определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка артикулирования [24].
С 6 месяцев ребенок путем подражания произносит отдельные фонемы, слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба и др.).
В дальнейшем путем подражания малыш перенимает постепенно все элементы звучащей речи: тон, темп, ритм, мелодику и интонацию.
В последующие месяцы первого года жизни отмечается дальнейшее развитие слухового анализатора. Ребенок начинает более тонко различать звуки окружающего мира, голоса людей и отвечать на них различным образом. Однако в этом возрасте слово воспринимается ребёнком как единый нерасчленённый звук, обладающий определённой ритмико-мелодической структурой. Входящие же в его состав звуки воспринимаются им еще диффузно и потому могут быть заменены другими, акустически сходными звуками. Если в конце первого года ребенок улавливает в речи главным образом интонацию и ритм, то на втором году жизни он начинает более точно дифференцировать звуки речи, звуковой состав слов.
Нормально развивающийся ребенок уже к 2 годам способен различать все тонкости родной речи, понимать, и реагировать на слова, отличающиеся всего одной фонемой (мишка — миска).
Так формируется фонематический слух — это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. От 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях.
Далее Т. В. Волосовец отмечает, что к 3-4 годам фонематическое восприятие ребенка настолько улучшается, что он начинает дифференцировать сначала гласные и согласные звуки, потом мягкие и твердые согласные и, наконец — сонорные, шипящие и свистящие звуки [24].
Большое значение в развитии детской речи придавал развитому слуховому восприятию и окружающей речевой среде И. Г. Песталоцци, который много писал об этом [31].
К 4 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т.е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие — это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. К этому же времени у ребенка заканчивается формирование правильного звукопроизношения.
Влияние театрально-игровой деятельности на развитие речи и фонематического ...
... деятельность как средство развития и совершенствования речи, формирования фонематического слуха. Предмет исследования- условия формирования фонематического слуха и развития речи в процессе театрализовано-игровой деятельности. ... театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют ребят ...
Формирование правильного произношения зависит от способности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определенного уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребенок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других.
Т. В. Волосовец считает, что при помощи аналитико-синтетической деятельности происходит сравнение ребенком своей несовершенной речи с речью старших и формирование звукопроизношения [24].
Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребенок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других.
Недостаточность анализа или синтеза сказывается на развитии произношения в целом. Однако, если наличия первичного фонематического слуха достаточно для повседневного общения, то его недостаточно для овладения чтением и письмом. А. Н. Гвоздев [10], В. И. Бельтюков [4], доказали, что необходимо развитие более высоких форм фонематического слуха, при которых дети могли бы делить слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т.е. производить анализ звуковой структуры слова.
Д. Б. Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием. В связи с обучением грамоте эти действия формируются в процессе специального обучения, при котором детей обучают средствам звукового анализа [42].
Фонематический анализ — это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. Фонематический анализ может быть простым и сложным.
По данным В. К. Орфинской, простые формы фонематического анализа, у детей дошкольного возраста появляются спонтанно (с четырех — пяти лет), а сложные формы фонематического анализа появляются лишь в процессе специального обучения (с шести лет) [21].
Таким образом, развитие навыков фонематического анализа в речи происходит постепенно. Существует определенный порядок овладения звукопроизношением в онтогенезе. Усвоение нового звука в большинстве случаев происходит не сразу, а постепенно, через промежуточные звуки.
Усвоение навыков фонематического анализа является переходной ступенью к овладению грамотой. Навыкам фонематического анализа необходимо обучать, так как ребенок не может самостоятельно ими овладеть.
1.2 Особенности формирования фонематического анализа у нормально развивающихся дошкольников и с общим недоразвитием речи
Формирование звуковой стороны речи при нормальном её развитии происходит в двух взаимосвязанных направлениях: усвоение артикуляции звуков (движений и позиций органов речи, нужных для произношения) и усвоение системы признаков звуков, необходимых для их различения.
Особенности организации взаимодействия учителя-логопеда и родителей ...
... фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Характерным является недифференцированное произнесение звуков (в ... время появляется особенно много детей, страдающих недоразвитием речи. При нормальном развитии речи дети к 5 годам уже ... Филичевой, С.А. Мироновой, В.А. Ковшиковой и др. Они стали методологической основой данной работы. Методы исследования: анализ ...
Каждый язык, как показали лингвистические исследования (Н. Трубецкой, Р. Якобсон, М. Галле и др.), располагает своей фонематической системой, где определенные звуковые признаки выступают, как сигнальные, смыслоразличительные (фонемы), в то время как другие звуковые признаки остаются несущественными (вариантами).
Весь звуковой строй языка определяется системой противопоставлений (оппозиций), где различие даже в одном признаке изменяет смысл произносимого слова.
Дифференциация звуков речи, как при восприятии, так и при произношении, подчеркивают Л. В. Спирова, А. В. Ястребова, происходит на основе выделения сигнальных признаков и отвлечения их от несущественных, не имеющих фонематического значения [31].
Развитие и становление фонетической и фонематической стороны речи происходит постепенно. Большинство авторов (Гвоздев А. Н., Кольцова М. М., Левина Р. Е., Леонтьев А. А., Филичева Т. Б.) выделяют четыре этапа становления речи детей:
Подготовительный — от рождения до года;
Преддошкольный — этап первоначального овладения языком (1-3 года);
Дошкольный (3-7 лет);
Школьный (с 7 лет);
Подготовительный этап является наиболее важным этапом для становления звуковой стороны речи. Данный этап называется «психологически-предпосылочным» этапом формирования речи. ……..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акименко В. М. Исправление звукопроизношения у детей / В. М. Акименко. — Ростов н/Д.: Феникс, 2009. — 110 с.
2. Алтухова Н. Г. Научитесь слышать звуки / Н. Г. Алтухова. — СПб. : Лань, 2006. — 112 с.
3. Балобанова В. П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / В. П. Балобанова, Л. Г. Богданова и др. — СПб. : Детство-пресс, 2001. — 167 с.
4. Бельтюков В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи / В. И. Бельтюков. — М. : Педагогика, 1977. — 176 с.
5. Большакова С. Е. Речевые нарушения и их преодоление / С. Е. Большакова. — М. :Астрель, 2006. — 184 с.
6. Варенцова Н. С. Развитие фонематического слуха у дошкольников / Н. С. Варенцова, Е. В. Колесникова. — М. : Акалис, 1997. — 221 с.
7. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики / Г. А. Волкова. — СПб. : Детство-Пресс, 2003. — 212 с.
8. Волкова Л. С. Логопедия. Методическое наследие. В 5 кн. Кн. 5: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи / Л. С. Волкова. — М. :Владос, 2007. — 479 с.
9. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. — М. : Смысл, 2006. — 1136 с.
10. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. — СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. — 472 с.
11. Жильцова О. Л. Формирование фонематической готовности к овладению грамотой у старших дошкольников с нарушениями речи:Дис. . канд. пед. наук. / О. Л. Жильцова. — М., 1965. — 164 с.
Особенности развития речи детей с нарушениями слуха
... исследования являются слабослышащие дети 3-4 лет Предметом исследования является процесс развития речи слабослышащих дошкольников 3-4 лет. Глава 1. Теоретические особенности развитие речи дошкольников с нарушениями слуха .1 Психолого ...
12. Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. — Екатеринбург : ЛИТУР, 2006. — 320 с.11.
13. Залмаева Р. Я. Сам себе логопед / Р. Я. Залмаева. — СПб. : Светлячок, 2001. — 93 с.
14. Каше Г. А. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи / Г. А. Каше, Т. В. Филичева. — М. : Просвещение, 1978. — 81 c.
15. Ковшиков В. А. Исправление нарушений различения звуков. Методы и дидактические материалы / В. А. Ковшиков. — СПб. : КАРО, 2006. — 128 с.
16. Кольцова М. М. Ребёнок учится говорить / М. М. Кольцова, М. С. Рузина. — М. : У-Фактория, 2004. — 160 с.
17. Коноваленко, В. В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. 3-й уровень. III период. Пособие для логопедов / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. — М. : Издательство ГНОМ и Д, 2002. — 104 с.
18. Краузе, Е. Н. Логопедия / Е. Н. Краузе. — СПб. : КОРОНА принт, 2003. — 322 с.
19. Лалаева Р. И. Формирование правильной речи у дошкольников / Р. И. Лалаева. — Ростов н/Д. : Феникс, 2006. — 224 с.
20. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. — М. : Айрис-пресс, 2007. — 386 с.
21. Логопедия / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской.- М. : ВЛАДОС, 2002. — 680 с.
22. Лукина Н. А. Научи меня слышать / Н. А. Лукина, И. И. Никкинен. — СПб. : Паритет, 2003. — 112 с.
23. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи / Н. В. Нищева. — СПб. : Речь, 2001. — 262 с.
24. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / Под ред. Т. В. Волосовец. — М.: Академия, 2002. — 200 с.
25. Парамонова Л. Г. Особенности овладения детьми звукопроизношения / Л. Г. Парамонова. — СПб. : Детство-Пресс < pubhouse/378/>, 2012. — 272 с.
26. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / авторы Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, С. А. Миронова, А. В. Лагутина. — М. : Просвещение, 2010. — 272 с.
27. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов / Е. А. Пожиленко. — М. :ВЛАДОС, 2003. — 216 с.
28. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии) / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. — СПб. : СОЮЗ, 2007. — 192с.
29. Селиверстов В.И. Практикум по детской логопедии / В.И. Селиверстов, С. Н. Шаховская. — М. :Владос, 1995. — 616с.
30. Смирных С. П. Нарушения речи. Причины и ранняя коррекция / С. П. Смирных // Дошкольная педагогика. — 2003. — № 5. — С.7.
31. Спирова Л. В. Нарушения речи у детей / Л. В. Спирова, А. В. Ястребова // Хрестоматия по логопедии / под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова Том I. — М., 1997. — 600 с.
32. Тихеева Е. И. Развитие речи детей / Е. И. Тихеева. — М. : Просвещение, 1972. — 176 с.
33. Ткаченко Т. А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. Альбом для индивидуальных и групповых занятий с детьми 4 — 5 лет. Приложение к комплекту пособий «Учим говорить правильно» / Т. А. Ткаченко. — М. : ГНОМ и Д, 2006.
34. Трауготт Н. Н. Диагностика и коррекция речевых нарушений / Н. Н. Трауготт — СПб. : Изд-во СПб университета, 2001. — 131 с.
Особенности развития связной речи детей дошкольного возраста
... 2. Научно-методические основы изучения связной речи детей дошкольного возраста 2.1.Проблемы нарушения связной речи детей дошкольного возраста в научной литературе…………..………………………………………………………………18 ... Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным, А.А. Леонтьевым и др. Вопросы развития связной речи детей дошкольного возраста подробно рассматриваются в работах М.С. Лаврик, Т.А. Ладыженской, ...
35. Филичева, Т. Б. Основы логопедии : учеб.пособие / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. — М. : Просвещение, 1989. — 223 с.
36. Филичева Т. Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. — М. : ГНОМ и Д, 2006. — 80 с.
37. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения / М. Ф. Фомичева. — М. : Просвещение, 1989. — 239 с.
38. Цвирко О. Ю. Формирование произносительной стороны речи и исправление нарушений звукопроизношения у детей / О. Ю. Цвирко. — Барнаул: 2008.
39. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи / С. Н. Цейтлин. — М. : ВЛАДОС, 2007. — 240 с.
40. Шашкина Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А.Зимина. — М. : Академия, 2008. — 240 с.
41. Швачкин Н. Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте // Вопросы психологии восприятия и мышления / Отв. ред. Б. М. Теплов. — М.: — Л., 1948 ( >42. Эльконин Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. — М. : Академия, 2004. — 384 с.
43. Якобсон Р. Избранные работы / Р. Якобсон. — М. : Прогресс, 1985. — 460 с.