Семья как институт российского общества 2

Оглавление

Введение

Глава 1. Происхождение семьи и ее эволюция в традиционном обществе

1.1 Понятие семьи

1.2 Социальный институт семьи

Глава 2. Развитие института семьи на современном этапе

2.1 Юриспруденция и брак

2.2 Воздействие современных социальных институтов российского общества на состояние института семьи

Глава 3. Проблема института семьи в современном обществе

3.1 Проблема будущего семьи

3.2 Взаимодействие семьи и общества

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность работы. Семья как социальный институт прошла многовековой путь эволюции, обусловленной различными процессами, происходящими в экономической, политической и социальной сферах жизни различных народов. При этом в изучении эволюции семьи трудно выделить определенные закономерности, не учитывая фактора исторически сложившейся социальной ценности семьи.

В жизни общества изменениям подвергались не только процессы и явления, но и системы ценностей. Не обошла стороной модернизация и институт семьи, в развитии которого можно наблюдать изменение аксиологических установок как внутри семейно-брачных отношений, так и ценности семьи как общественного института.

Семья существует не в вакууме; именно социальное сопряжение является первостепенным условием для ее жизнеобеспечения и развития. Как известно, семья является фундаментальной структурной компонентой социума, его первичной ячейкой. На ней, так или иначе, отражаются все процессы, происходящие в обществе. Но эти процессы имеют и обратные связи, своего рода зеркальное отражение. От состояния семьи, взаимоотношений ее членов, их физического здоровья, культурного уровня и нравственных приоритетов зависят многие процессы, происходящие в жизни социума.

Таким образом, сущность семьи составляет ее взаимодействие с обществом, основанное на фундаменте общих ценностей.

Семья является предметом изучения многих общественных наук: демографии, социальной психологии, истории, социальной антропологии, экономики, юриспруденции, педагогики, социологии. Обобщающее представление о семье дает социологическая наука, рассматривающая ее одновременно как социальный институт и как малую социальную группу.

9 стр., 4417 слов

Семья как социальный институт 4

... конкретных культурных и социально-экономических условиях. При анализе семьи как социального института обычно рассматриваются не конкретные семьи, а образцы семейного поведения, специфичные для определённого ... знание об отдельных институтах, процессах, группах, рассматриваемых в их связи с общественными целями. В социологии таким образом исследуются не те или другие социальные системы, общности сами ...

Целью данной работы является изучение семьи как института российского общества.

Задачи:

— рассмотреть основные понятия семьи;

— определить социальный институт семьи;

— проанализировать развитие института семьи на современном этапе.

Семья как ячейка общества является неотделимой составной частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, как и жизнь семьи. Чем выше культура семьи, следовательно, тем выше культура всего общества.

Семья — это один из механизмов самоорганизации общества, с работой которого связано утверждение целого ряда общечеловеческих ценностей. Поэтому семья сама имеет ценностное значение и встроена в общественный прогресс. Основными функциями семьи в традиционном обществе, помимо воспроизводства населения, являются экономическая, хозяйственно-бытовая и социально-статусная. Институт семьи выполняет весьма значительные функции в жизни общества.

Глава 1. Происхождение семьи и ее эволюция в традиционном обществе

1.1 Понятие семьи Согласно наиболее общему определению семья — это совокупность лиц проживающих совместно, связанных родством, свойством (например, муж и жена) и общим бюджетом Соловьев Н.Я. Брак и семья сегодня. — Вильнюс. 2010., с. 38.. Семейные домохозяйства — это частные домохозяйства, в которых есть семейные ячейки: супружеские пары с детьми и без детей, матери с детьми, отцы с детьми.

Антрополог Джордж Мердок вывел определение понятия «семья» еще пятьдесят лет назад. Кроме того, описал он и приблизительный состав одной «ячейки общества». По Дж. Мердоку, семья — это социальная группа с общим местом жительства, практикующая экономическое сотрудничество и воспроизводство Мердок Д. П. Социальная структура // ОГИ, 2009 г. — С. 18 — 22.. Она включает взрослых обоих полов, по крайней мере, двое из которых поддерживают одобряемые обществом сексуальные отношения, а также детей, биологических или усыновленных.

С тех пор многое в жизни людей переменилось, а определение понятия «семья» теперь выводится каждой областью знания самостоятельно. Рассмотрим же общепринятые взгляды социологов, юристов и психологов — специалистов, которые чаще всего по роду своей деятельности сталкиваются с брачными и семейными отношениями.

Социология изучает жизнь общества. Однако эта наука, как и множество других, подобных ей дисциплин о человеке, имеет несколько разделов. Предметом исследования одной из выделяемых в ней областей как раз и становятся семья и общество. Понятие семьи, существующее в социологии, тесным образом связано с древнейшими законами родства и супружества, на соблюдении которых и строится многовековая история человечества.

Жизнедеятельность семьи, непосредственно связанная с удовлетворением потребностей ее членов, называется функцией семьи. Определение функций семьи, а также путей и мер преодоления препятствий к их осуществлению является ключевым направлением при планировании целей, задач и мер семейной политики. Без четкого понимания семейных функций проведение сбалансированной и обоснованной семейной политики, практически невозможно. Функций семьи может быть столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет.

10 стр., 4615 слов

Семья как фактор развития ребенка

... сохранение потомства, продолжение человеческого рода. Хозяйственная функция обеспечивает многообразные хозяйственные потребности собственной семьи. Каждая семья осуществляет хозяйственную деятельность, необходимую в повседневной ... необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Типология семей Каждая семья уникальна, но при этом ...

Н.М. Римашевская выделяет три области жизнедеятельности семьи, которые определяют её функции (хозяйственно-экономическая, культурно-рекреационная) Демографические проблемы семьи/Под. ред. Н.М. Римашевской — М. 2011, с. 11.. По мнению И.В. Гребенникова основными функциями семьи являются: репродуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникативная Гребенников И.В. Основы семейной жизни. Учебное пособие. — М.: Просвещение, 2011.. М.С. Мацковский основные функции современной семьи дополняет хозяйственно-бытовой, социально-статусной, эмоциональной, сексуальной, сферой первичного социального контроля, сферой духовного общения Магровский М.С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии и методики. — М.: Наука, 2009.

Ряд авторов выделяет специфические и неспецифические функции семьи Харчев А.Г. Быт и семья в социалистическом обществе. — Л.: Знание, 2008. и Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. — М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления («Братья Карич»), 2006. Специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, к которым относятся рождение, содержание и воспитание детей. Выполнение неспецифических функций семьи (накопление и передача собственности, статуса, организация производства и потребления, отдыха и досуга, забота о здоровье и благополучии членов семьи, создание микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранение) является следствием приспособления к определенным историческим обстоятельствам.

Несмотря на некоторые различия в методах классификации функций семьи, в целом они очень схожи и их можно обобщить следующим образом:

-экономическая — получение средств к существованию для семьи во внесемейном производстве, а также внутрисемейное производство, которое может осуществляться как для внутреннего потребления, так и для рыночного обмена;

-демографическая — обеспечение воспроизводства населения, создания и сохранения человеческих жизней;

-социально-культурная — социализация личности и социальный контроль над поведением человека;

-социально-психологическая — реализация индивидуальных потребностей и стремлений человека, снятие эмоционального напряжения.

По мнению Г. Навайтиса наиболее важной особенностью функций семьи является её комплексность Навайтис Г. Семья в психологической консультации. — М.: Московский психологосоциальный институт, 2009.. Каждая из потребностей, удовлетворяемая семьей, может быть удовлетворена и без нее, но только семья позволяет удовлетворить их в комплексе. При комплексном выполнении семьей своих функций, происходит создание наиболее благоприятных условий для воспроизводства человеческого капитала.

В противном случае, если семья не может обеспечить детей необходимыми для воспроизводства человеческого капитала социальными благами (повысить их уровень образования, здоровья и квалификации, увеличивая, например, их конкурентоспособность на рынке труда), происходит так называемая передача семейного неблагополучия «по наследству» в следующие поколения (по аналогии с теорией «порочного круга нищеты») Зверева Н.В. Воспроизводство человеческого капитала на уровне семьи //Вестник Моск. Ун-та. Экономика, №5, 1998; Калабихина И. Тендерный фактор в воспроизводстве человеческого капитала. // Женщина, гендер, культура. — М, МЦГИ, 2009.-С. 171-183.

Воспроизводство человеческого капитала — комплексная социально — экономическая функция семьи, реализация которой оказывает влияние на социально — экономическое развитие в целом.

9 стр., 4268 слов

Семья и семейное воспитание ребенка как педагогическая проблема

... мужчиной и женщиной, направляемого на поддержание непрерывности жизни. Цель - создание семьи и рождение детей, поэтому брак устанавливает супружеские и родительские права и обязанности. Формирование супружеской пары. ... - в любви, детях, в переживании общих радостей, в понимании, общении. При этом становление семьи - это не только реализация идеальных представлений о браке, это реальная жизнь ...

Под семейной политикой подразумевается комплекс мер, направленных на поддержку и защиту семьи, и создание оптимальных условий для выполнения семьёй своих функций. В демографии семья является объектом изучения как первичная ячейка воспроизводства новых поколений — это ее основная демографическая функция Волков. А Г. Семья — объект демографии. — М.: Мысль. 2012. С. 11-13..

1.2 Социальный институт семьи

семья общество социальный брак

Общества как такового может не стать, если кто-то не возьмет на себя обязанность поддерживать его существование. Для этого нужно выполнять определенные функции и делать это регулярно. И с такой огромной ответственностью блестяще справляется маленькая группа людей — семья Рябова Г.Б. Семьеведение. Учебное пособие. Томский межвузовский центр дистанционного образования. 2011. С 112..

Однако постоянство общества поддерживается и другими социальными институтами: экономическими, политическими, культурными. Они выполняют определенные функции, тем самым укрепляя связи людей внутри себя и упорядочивая жизнь огромного организма — всего человечества. Семья также берет на себя обязательства по организации жизнедеятельности общества. Она выполняет определенные функции, воспитывая новых членов социума и создавая для них благоприятные жизненные условия. В этом и заключается понятие института семьи.

Функции семьи Свадьбина Т.В. Семья и российское общество в поиске обновления. Нижний Новгород, 2010. С 49.:

Во-первых, семья — это та среда, где растут и познают окружающий мир дети. Никакое общество не может существовать без адекватной социализации молодых его членов. В большинстве случаев воспитание детей берут на себя их родители. Иногда к этому процессу подключаются старшие братья и сестры, бабушки и дедушки или другие родственники.

Таким образом, семья воспитывает новых членов общества. Именно она прививает индивиду все ценности и моральные устои, задает человеку курс на успешную реализацию себя в социуме.

Во-вторых, в идеале семья выступает основным источником материальной и психологической поддержки для каждого ее члена. Она дает пищу, одежду, жилье и другие средства первой необходимости, а также любовь, эмоциональный комфорт и помощь в любой трудной ситуации. Именно благодаря ей человек может ощутить, что такое благополучие.

В-третьих, семья помогает регулировать сексуальную активность людей. Благодаря ей осуществляется половое воспитание, и закладываются соответствующие нормы поведения, она удерживает человека от беспорядочных любовных связей посредством брачных уз и обязательств.

В-четвертых, социальная идентичность обеспечивается человеку именно в семье. Каждый из нас имеет определенный пол, принадлежит к какой-либо расе и национальности, исповедует наиболее близкую своим взглядам религию. И все это человек получает от родителей. В дальнейшем социальная идентичность может очень серьезно повлиять на его жизнь. К примеру, человеку может прийтись нелегко, если он принадлежит к классу, находящемуся внизу социальной лестницы.

Однако иерархичность — незаменимый атрибут социума. Как показывает практика, идеи равенства классов утопичны, но семья может научить человека адаптироваться к своему положению в обществе или дать ему необходимую поддержку для того, чтобы он смог при желании изменить свой статус.

Глава 2. Развитие института семьи на современном этапе

2.1 Юриспруденция и брак

Понятие семьи неотделимо от категории брака. Однако эти два слова обозначают не одно и то же, хоть их очень часто и употребляют как синонимы.

Семья, как мы уже знаем, объединяет родственных по крови людей. Брак, напротив, связывает двоих с помощью эроса, влечения. И эти двое не должны быть родственниками, так как супружество подразумевает рождение детей. В обществе принято, что семья образуется через брак. Сначала люди женятся, начинают жить вместе, привыкают друг к другу.

И лишь по прошествии какого-то времени они ощущают себя единым целым, настоящим «Мы» вместо существовавших до этого двух отдельных «Я». Брак не только одобряется обществом, но и регулируется им Карцева Л.В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества. Социологическое исследование № 7. 2013. С 205.. Можно сказать, что узы супружества также являются социальным институтом, который, однако, регламентирует только лишь отношения мужа и жены, тогда как семья — это еще и другие родственные связи.

Брак должен быть зарегистрированным юридически. Молодые люди, желающие создать семью, не только произносят слова любви и верности в церкви, но и скрепляют союз своими подписями. С этого момента их брак вступает в юридическую силу.

И в правоведении также существует свое понятие брака и семьи. Оно отличается от социологического тем, что юридически союз двух людей возникает только там, где есть закрепленные законом права и обязанности между двумя людьми.

То есть если мужчина и женщина живут вместе в любви и согласии, воспитывают детей, но их союз нигде не зарегистрирован, с юридической точки зрения семьей они не являются. «Член семьи» — понятие, обозначающее в правоведении супругов и их детей, а также пожилых родителей.

Брак — это добровольный союз двух людей Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. — М.: Издательство МГУ, 2013. С 45.. Его заключают по определенным правилам с целью создания семьи. Регистрация проводится уполномоченными государственными органами. При необходимости стороны подписывают договор, в котором обозначаются права и обязанности мужа и жены.

Брак, может быть, расторгнут в связи со смертью одного из супругов либо по обоюдному их согласию. Кроме того, существует ряд ограничений, которые накладываются обществом и законом на возможность создания семьи. К обстоятельствам, запрещающим брак, относятся: не достижение одним или обоими потенциальными супругами брачного возраста; принадлежность их к одному полу; кровное родство.

Возраст, с которого молодые люди могут вступать в законные семейные отношения, неодинаков в разных странах. Кроме того, некоторые государства разрешают и однополые браки. Но вот кровное родство является преградой гораздо более серьезной, и обойти ее законодательные органы цивилизованных стран так просто не разрешают.

Общественная жизнь регулируется юридическими правилами и нормами. Ими охвачены все аспекты человеческого бытия. Однако интересно, что понятие права и семьи не регламентируется никаким отдельным законодательным актом. То есть семейный кодекс, конечно же, существует, и он имеет огромную силу. Но применить его можно не к семейным отношениям как таковым.

Правовые обязательства появляются не по причине существования самих семейных уз между людьми, а, скорее, из-за возникающих брачных отношений и родственных связей. Именно эти обстоятельства и рассматриваются в соответствующих кодексах.

Таким образом, в юриспруденции под семьей понимается группа лиц, связанных некоторыми отношениями родства и по этой причине несущих правовые обязательства друг перед другом. Большое значение имеют долг родителей перед маленькими детьми и ставших взрослыми детей перед их престарелыми родителями, отношения супругов, бабушек и дедушек с их внуками, опекунов и усыновленных ими лиц.

Однако существует так называемое понятие правовой семьи, которое часто ошибочно принимают за юридическую категорию, имеющую отношение к браку. На самом же деле речь здесь идет об абстрактных вещах. На территории определенного государства или близких по менталитету стран, как правило, складывается особая система юридических отношений, отличная от той, которая может появиться, скажем, на другом континенте.

И понятие правовой семьи означает здесь не привычную для нас «ячейку общества», живущую по закону, а систему юридических отношений и категорий некоторого государства. Такое образование может возникнуть и по причине отличия взглядов на право некоторой группы людей. Так сформировалась, к примеру, непохожая на традиционную религиозная правовая семья.

2.2 Воздействие современных социальных институтов российского общества на состояние института семьи

Институт семьи представляет собой самый древний и самый устойчивый институт общества, призванный осуществлять целый набор функций, связанных с насущными потребностями людей. В обществе на ранних стадиях своего развития институт семьи был единственным и самодостаточным социальным институтом. Отголоски такого устройства общества мы видим, например, в общественном устройстве Шотландии, где значительную роль играют кланы, которые представляют собой расширенные родственные семьи Гребенников И.В. Основы семейной жизни. 2011. С 148..

В каждом обществе институт семьи отличается своеобразием правил, норм, семейных устоев, обычаев. При этом в каждом обществе обычно полагают, что их набор семейных норм и правил является самым лучшим и самым удобным.

В современном обществе принята форма семьи, которая называется нуклеарной семьей Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Директ-Медиа, 2011.. Основу нуклеарной семьи составляет пара людей, связанных между собой брачными отношениями. Несколько реже в нынешнем обществе мы наблюдаем такую институциональную форму как родственная семья, которая основывается не только на супружеских отношениях, но и на кровном родстве большого количества членов который называют кланом родственников.

Значимость семьи как института социализации и воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.

В ней закладываются основы личности ребенка, благодаря ей ребенок по достижении школьного возраста уже более чем наполовину сформирован как личность. Российская семья переживает в настоящее время период трансформаций, которые касаются всех ее функций. Современная социология семьи представляет собой значимую часть современного обществознания, обозначаемую как фамилистика.

Социология семья сложилась в последней как научное направление и активно развивается, глубоко исследовав генезис семейно-брачных отношений, типы семей, их функции в современных условиях и т.д.

В журнале «Социологические исследования» имеется рубрика «Социология семьи», в которой публикуются видные российские ученые, специалисты в области данной проблематики. Существует проблема отклоняющейся социализации в условиях трансформации современной российской семьи. Изучение дисфункциональности семьи как детерминанты отклоняющейся социализации детей выступает одной из актуальных задач.

Ученые связывают трансформацию современной российской семьи с трансформационными процессами современного российского общества, и в первую очередь, основных социальных институтов — экономики, права, образования, здравоохранения, культуры — «дети все чаще становятся жертвами переживаемых страной перемен и переоценок Мехришвили Л.Л. Проблема детства в системе российской социальной политики: автореф. дис. … д-ра соц. наук. — Тюмень, 2012. — 49 с..

М. Бутаева совершено справедливо отмечает: «Во взрослую жизнь в настоящее время входят возрастные когорты, наиболее интенсивная фаза социализации которых пришлась на период коренной трансформации российского общества, развития рыночных отношений и формирования рыночной психологии. Качественные изменения социальной среды в конце XX — начале XXI вв. оказали значительное влияние на условия и механизмы социализации молодежи» Бутаева М. Семья в контексте современных проблем трансформации России // Власть. — 2011. — № 4. — С.34-37..

Трансформации современной семьи детерминированы также общими тенденциями развития постиндустриального общества и переходом к рыночной экономики и кризисное состояние социума «В семье находят отражения все основные достижения, трудности и противоречия общественной жизни, на ней в первую очередь сказался переживаемый нами финансово-экономический кризис.

Под влиянием неблагоприятных внешних условий в жизнедеятельности семьи происходят глубокие изменения, которые отражают ее собственные внутренние долговременные тенденции» Шеляг Т. В. Цели и ценности государственной семейной политики // Государственная семейная политика. — М., 2013. — С. 14 — 22.

.

Ученые отмечают также влияние на современную российскую семью. трансформации социального института образования и, как следствие, — на процесс нормальной социализации подростка, приводящий зачастую к отклонению.

Анализ детерминант модификации современной российской семьи, отраженных в научной литературе, показал, что существует, своего рода, замкнутый круг, связывающий воедино институциональный уровень ее трансформации и изменения, происходящие в семье как малой социальной группе, и не дающий возможность установить причинно-следственную связь. Изменения на макроуровне, отмеченные нами выше, можно представить в виде таблиц (табл. 1,2), отражающих факторы позитивного и негативного воздействия трансформации современных социальных институтов российского общества на стояние института семьи

Таблица 1

Позитивное последствия трансформации современных социальных институтов российского общества на институт семьи

Социальный институт

Факторы позитивного влияния на институт семьи

Институт экономики

Возможность участия в рыночных отношениях

Институт политики

Демократические свободы

Институт права

Нормативная закрепленность права прав и свобод семьи.

Институт образования

Свобода выбора формы обучения и повышения уровня образования

Институт здравоохранения

Свобода выбора формы обслуживания

Институт культуры

Возможность свободного приобщения ко всему многообразию культуры прошлого и настоящего

Таблица 2

Негативное воздействие трансформации современных социальных институтов российского общества на институт семьи

Социальный институт

Факторы негативного влияния на институт семьи

Институт экономики

Социальное расслоение

Институт политики

Неэффективная семейная политика

Институт права

Фактическая правовая незащищенность семей

Институт образования

Недоступность качественного образования для всех типов семей

Институт здравоохранения

Недоступность качественного медицинского обслуживания для всех типов семей

Институт культуры

Полиморфизм норм и ценностей в условиях социальной неопределенности и риска

Вне зависимости от форм супружества и видов проживания семей любой институт семьи выполняет следующие основные функции Борисов В.А. Деградация института семьи // Семья в России. 2012. С 113.:

1) функция сексуального регулирования, призванная упорядочивать естественные сексуальные потребности людей. Эта функция касается, прежде всего, до брачных отношений членов общества, а также проблем верности супругов;

2) репродуктивная функция, составляющая одну из основных задач современного общества, которая заключается в рождении детей, продолжении рода;

3) функция социализации, заключающаяся в том, что семья представляет собой главное условие человеческой социализации. Именно воспитание в семье закладывает основы любой человеческой личности;

4) функция эмоционального удовлетворения, состоящая в предоставлении индивиду возможности интимного межличностного общения. Благодаря своей структуре и качествам семья предоставляет индивидам уникальную возможность получить эмоциональную удовлетворенность в общении с близкими людьми;

5) статусная функция, позволяющая индивиду помощью семьи определить свое место в обществе, ходе первичной социализации в семье он может получить знания и навыки в отношении своих будущих ролевых требований и обязанностей;

6) защитная функция, призванная осуществлять защиту детей от неблагоприятных условий внешнего окружения;

7) экономическая функция, заключающаяся в том, что семья предоставляет экономические возможности для своих членов, которые оказывают обязательную помощь и поддержку семье в случае экономически затруднений.

Глава 3. Проблема института семьи в современном обществе

3.1 Проблема будущего семьи

Говорить о семье и просто и сложно одновременно. Просто потому, что являясь важнейшей сферой интересов для большинства людей, семья кажется чем-то вполне понятным и знакомым. Сложно же потому, что в ней пересекается столько плоскостей человеческого опыта, на которые возможно смотреть под таким множеством углов, что едва ли найдется еще одно подобное по сложности явление. Семья не может быть безразличной большинству, так как она и начало, и конец странствий по земле Федотова Ю. В. Проблема понимания кризиса семьи. 2012. С 48..

Сегодня институт семьи переживает глубочайший кризис. С одной стороны, он выражается в обесценивании семейных отношений, с другой — в превращении семьи из ячейки общества, призванной цементировать последнее в разлагающийся элемент, распад которого угрожает целостности и самого общества.

Семейные отношения претерпели значительные изменения за все время существования человека. Но никогда еще они не утрачивали настолько своего социализирующего и воспитательного значения, как в наши дни. Семья уже не является школой духовного взросления индивидов, вступающих в общественные отношения. Она все стремительнее становится просто формальным объединением, неким клубом по интересам, где за редкими встречами за столом говорят о пустяках. А распад семьи естественно влечет за собой распад общества.

Перестав выполнять свои внутренние обязанности, семья тем самым перестает обеспечивать здоровое функционирование общества как целого. Здесь напрямую действует закон аналогии: микрокосм есть отражение макрокосма, и обратно. И если семья воздействует на общество, то и общество воздействует на семью. Поэтому можно с уверенностью говорить, что причиной кризиса семьи является разлад в современном обществе. Разрушающее воздействие на семью оказывает капиталистическая система отношений, пропагандирующая культ индивидуализма, без духовности и конкуренции.

С точки зрения Восточной эзотерической традиции, семья — это не только и не столько формальное объединение людей по признаку взаимного родства Сысенко В.А. Устойчивость брака: проблемы, факторы и условия — М.: Мысль, 2011. С 62.. В первую очередь, это место, куда братские души приходят совместно учится, помогая духовному совершенствованию друг друга. Ничто другое не предоставляет такой возможности понять важность взаимопомощи и сотрудничества как семья, ибо семья, как уже упоминалось, есть школа жизни в самом высоком смысле этого слова. Менялись общественные отношения, одна цивилизация приходила на смену другой, но семья всегда оставалась тем, что она есть — сферой духовного взросления человека.

На самом деле, все прочие общественные институты и оно само как целое возможны лишь благодаря семье и без нее, следовательно, обречены на стагнацию и гибель. Общество может взять на себя некоторые из функций семьи, оно может помогать человеку социализироваться, но оно не может заменить собой семью, ибо последняя есть первичная клетка, соединение которой с подобными ей и создает общество.

Семья — незаменимый институт в современном обществе так же, как и в обществе будущего Гурко Т.А. Актуальные проблемы семей в России/Т.А. Гурко.- М.: Институт социологии РАН, 2013. С 116..

И также понятно, что семья будущего должна будет заметно отличаться от нынешней семьи, которая, как уже было выяснено, находится в глубоком кризисе.

Развитие капиталистического производства и вовлеченность в него женщин способствовало развитию их экономической самостоятельности и со временем повлияло на ролевое доминирование в семье. В современной семье отмечается тенденция перехода к биархату, то есть отсутствию доминирования одного из партнеров по моногамному браку. На уровне ментальных установок произошла трансформация взглядов на поло-ролевое разделение труда, на социальную роль женщины.

Перестает соответствовать реальной экономической практике исторически сложившееся представление о главе семьи — мужчине, поскольку традиционно он обеспечивал семью материально, в современном обществе мужчина далеко не всегда играет роль отца-кормильца.

Изменилось и отношение женщины к своей социальной роли. Она не только имеет свой самостоятельный заработок, но и равные права в социально-экономической, политической и культурной жизни общества. Ценностями семьи XXI века стали не только свобода и равноправие полов, но и совместное ведение бюджета семьи, принятие решений о жизненных планах, воспитание детей и организация досуга Сысенко В.А. Супружеские конфликты. — М.:Мысль, 2013. С 71..

Современный кризис семьи во многом связывается с утратой ведущих позиций большой патриархальной семьи. О полном отмирании данного вида семейных отношений говорить не приходится, поскольку и сегодня семьи по-прежнему не отвергают родства с двоюродными, троюродными и даже более дальними родственниками. Снизилась лишь интенсивность общения между ними, что во многом объяснимо экономической и социокультурной разобщенностью.

Среди показателей кризиса нуклеарной семьи отмечается и постепенное возрастание самостоятельности молодого поколения, получающего образование не в семье, а в специальных образовательных учреждениях и пользующегося вне семейными источниками информации об окружающем мире.

Действительно, современная семья не может являться единственным источником информации для молодого поколения. Развивающиеся информационные технологии позволяют пользоваться самыми широкими базами данных и проводить сравнительный анализ и отбор необходимых знаний. Тем не менее, семья по-прежнему остается важнейшим источником формирования эмоциональных представлений об этнокультурных и морально-нравственных традициях общества. Ребенку передаются такие семейные ценностные понятия как родительский дом и его будущая семья.

В настоящее время основная проблема заключается состоит в ослаблении влияния семьи на воспитание молодого поколения и все возрастающее влияние средств массовой информации, несущее во многом неадекватную информацию.

3.2 Взаимодействие семьи и общества

Ценность и роль семьи в социальных структурах определяется ее функциональностью. Различаются функции семьи по отношению к обществу и по отношению к индивиду. После многочисленных дискуссий исследователи определили в качестве основных функций семьи репродуктивную, хозяйственно-экономическую, воспитательную и досуговую.

Одной из первичных функций семьи признается функция деторождения или репродуктивная. С точки зрения ценности для семьи она означает не только продолжение рода, но и начало самой семьи, ее скрепление. Для общества же главной ценностью этой функции является воспроизводство следующего поколения, производство рабочей силы Гаспарян Ю.А. «Семья на пороге 21 века». Издательство: Питер, 2013. С 35..

Хозяйственно-экономическая функция семьи детерминирована системой общественного производства и распределения, и связана с необходимостью добывания средств к жизни Антонов А.И. Современная семья: два взгляда на одну проблему. Семья в России. 2011. С 105.. Она включает ведение домашнего хозяйства и материальное содержание членов семьи.

Важнейшую ценностную задачу выполняет воспитательная функция, поскольку ребенок усваивает в первую очередь систему морально-нравственных ценностей семьи. Детей ведь нужно не только произвести на свет, но и вырастить их здоровыми, воспитать достойными людьми, дать им образование, ввести в систему общественных связей.

Ценностная значимость воспитательной функции проявляется в возможности передачи нравственного багажа предков, накопленного в течение многих поколений, включая чувства, эмоции и личностные переживания.

Сущность человека передается из поколения в поколение не биологическим, а социальным путем, посредством общения, обучения, передачи опыта и стереотипа поведения от старшего к младшему. Становление личности непосредственно связано с усвоением и воспроизводством исторически сложившейся общечеловеческой и этносоциальной системы ценностей семейного образа жизни Антонов А.И. Современная семья: два взгляда на одну проблему. Семья в России. 2011. С 105..

Колоссальное значение имеет воспитательная функция при подготовке молодежи к браку и созданию семьи. Моделирование идеального образа семьи и семейных отношений, утвержденные в сознании молодых людей, в дальнейшем послужат основой для передачи социокультурных и семейных ценностей будущим поколениям.

Функция организации досуга не только обеспечивает полноценный отдых и восстановление сил, но и скрепляет семью. В рамках этой функции происходит осуществление таких чрезвычайно важных семейных ценностей как совместно проведенное свободное время и общение.

Главными ценностными аспектами семейного общения выступают сочувствие, сопереживание, содействие, что в свою очередь, обеспечивает человеку ощущение защищенности и заботы близких людей. Семейное общение формирует социально-психологическую совместимость в семье, основанную на единстве мировоззрения и общности ценностных ориентаций.

Не смотря на кажущуюся универсальность вышеизложенных социально-функциональных характеристик семьи, в их ряд необходимо внести уточнения с точки зрения ценностно-мировоззренческого контекста.

Огромное значение для самосохранения семьи имеет гармония взаимоотношений всех ее членов, поэтому ценностными факторами, скрепляющими семью можно считать стремление партнеров к сохранению сильных эмоциональных связей, взаимную любовь и внутренний настрой на необходимость сохранения семьи на всю жизнь. Поэтому первичной ценностной установкой семьи можно считать заинтересованность в ее функционировании на протяжении всей жизни Федотова Ю.В. Проблема понимания кризиса семьи. 2009. С 87..

Невозможно ограничить только материальной хозяйственно-экономической либо досуговой функцией и заботу о престарелых родителях. Эта часть семейного общения осуществляется в постоянных эмоционально насыщенных контактах и является традиционной ценностной функцией семьи.

Аксиологический аспект отражает и такая функция как возможность трансляции социальных ценностей от поколения к поколению не только на внутрисемейном, но и на социальном уровне, поскольку семья — носительница и хранительница социальных ценностей и социальной памяти, а также ценностных особенностей национальной культуры. В семье раскрываются настроения людей, их чаяния и надежды, понимание настоящего, уверенность в грядущем и сохраняется память о прошлом. Чрезвычайно важна роль семьи в укреплении связей между поколениями, в формировании социально одобряемого образа жизни.

Функция трансляции социальных ценностей осуществляется не только в наиболее стабильные периоды общественного развития, обеспечивающие формирование традиции. Она же помогает преодолеть трудности переходных периодов в развитии социума, характеризующихся этапами ломки и реформирования всех сторон общественной жизни. В сложные переходные периоды смены системы общественных отношений, во время поиска выхода из кризисных ситуаций именно на основе семьи можно возрождать все интеллектуальные, нравственные, духовные ценности общества и прежде всего любви, добра, заботы в супружеских и детско-родительских отношениях.

В последнее время очень активно обсуждается самыми различными специалистами проблема кризиса современной семьи. Следует отметить, что с самого начала XX века социально-философская оценка развития семьи как социальной ценности рассматривалась в рамках двух противостоящих друг другу парадигм — модернизационно-прогрессистской и консервативно-кризисной Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. — М.: Норма. 2012. С 97.. Модернизационно-прогрессистская парадигма предполагает последовательную смену одного типа семьи другим в рамках однолинейного исторического прогресса. Следуя за социально-экономическими изменениями в обществе, в рамках этой парадигмы вполне естественно осуществляется переход от традиционно патриархальной семьи к нуклеарной эгалитарной ее модели, а затем и к различным альтернативным формам семьи и брака.

Современный мир не отрицает значимость семьи для личности и общества, просто ее смысл и функции в нашей жизни меняются. Она превращается в индивидуальный проект, основанный на личном выборе и ответственности каждого человека. Современных мужчин и женщин уже не убеждает довод «все так делают» — им важно понять, с какой целью именно он или она должны делить свою жизнь с другим человеком. Сегодня эта цель уже не та, что прежде.

Экономическая мотивация — совместное ведение хозяйства, — долгое время остававшаяся главной, в современном обществе отступает на задний план: и мужчины, и женщины в состоянии успешно жить и делать карьеру в одиночку. Секс в большом городе также все меньше ограничен семейными рамками. Воспитание детей — важная тема, но не все семьи на это ориентированы. Все большее значение в современной семье приобретает функция психологической поддержки.

Сколько бы ни боролись за свою независимость передовые мужчины и женщины всех стран, результаты многих социологических исследований однозначны: те, в чьей жизни присутствуют близкие, постоянные, приносящие удовлетворение отношения с партнером (неважно, называть их семьей или иначе), счастливее, дольше живут и лучше себя чувствуют в пожилом возрасте, чем те, у кого в жизни таких отношений нет Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. — М.: Апрель-Пресс, издательство ЭКСМО-Пресс, 2010. С 118..

Поскольку крепкая семья является наиболее комфортной средой обитания для человека, постольку создание такой среды является главной задачей для общества и государства.

Государственная политика в отношении семьи должна включать в себя следующие направления Климантова Г.И. Государственная семейная политика современной России: Учебное пособие под общей редакцией академика РАН В.И.Жукова. 2-е издание дополненное и переработанное — М.: «Гном и Д», 2013. С 96.:

во-первых, — развитие социальных и экономических программ по поддержке семьи. В частности, в целях возрождения социальной ценности семьи необходимо возродить хотя бы некоторые аспекты домоцентристской экономики;

во-вторых, — формирование в общественном сознании ценностных установок на семейный образ жизни, которые должны отражать повышение социального статуса семейного человека, как в производственной, так и в общественной жизни.

Таким образом, отвечая на вопрос, является ли семья социальной ценностью, можно констатировать следующее:

— семья является органичной частью общества. Эти социальные институты неразделимы как часть и целое. Семья органически включена во все сферы общественной жизни и отражает в себе все сферы жизнедеятельности человека — материальное производство, определяющее уровень и качество жизни семьи, социально-политические отношения в рамках политической культуры семьи, область духовного развития, быт, человеческие взаимосвязи. Любая сфера общественной жизни может быть охарактеризована с точки зрения ее значимости и ценности для семьи.

— семья представляет собой форму общественного бытия, аккумулирующую многогранный опыт жизни общества.

— семья — важнейший социальный институт, выполняющий воспитательную функцию, ведь по силе своего воздействия на ребенка семью не может заменить ни один общественный институт. Именно в семье происходит процесс усвоения человеком опыта социальной жизни, т.е. социализации личности.

— ценность семьи для общества определяется, во-первых, ее главным социальным предназначением — рождением и воспитанием нового поколения, поэтому общество должно быть заинтересовано не только в организации такого социального института как семья, но и в его качественном состоянии; во-вторых, процессом воспроизводства исторических традиций, нравственных устоев, обычаев, социальной памяти, культурных, религиозных ценностей. Как носитель всех этих качеств семья является основой формирования целостности народа.

Заключение

На основании вышеизложенного можно сформулировать следующее определение, отражающее взгляд на семью:

— семья — первичная компонента функционально-ценностного социального взаимодействия, сущностью которой является формирование, сохранение и трансляция ценностных приоритетов, отражающих исторические и этнические особенности общества.

Семья в наше время — не роскошь: в сложном, меняющемся мире мы острее, чем раньше, нуждаемся в этой опоре. Однако именно сегодня мы в меньшей степени готовы строить ее, вкладывать силы и время в ее развитие и сохранение. Скорее всего, дело просто в инерции.

Мы слишком медленно приходим к осознанию изменившейся роли семьи и необходимости личного, творческого к ней отношения, рассчитывая, что «все само образуется». А когда этого не происходит, списываем неудачу на так называемый кризис. Но кризис не в семьях — в головах. Ведь семья — это не что-то независимое от нас, это мы сами. А значит, нам и решать все семейные проблемы нашими усилиями, не кивая при этом ни на других, ни на пресловутый кризис, ни на глобализацию.

Система норм, ценностей и стратегий семьи выверена столетиями. Ее устойчивость и гибкость, адаптационные способности и терпимость обеспечиваются следованием опыту многих поколений. Стабильность, спокойствие и сила государств опираются на нормы и ценности семейного образа жизни.

Список литературы

1. Антонов А.И. Современная семья: два взгляда на одну проблему. Семья в России. 2011. С 105.

2. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. — М.: Издательство МГУ, 2013. С 45.

3. Борисов В.А. Деградация института семьи // Семья в России. 2012. С 113.

4. Бутаева М. Семья в контексте современных проблем трансформации России // Власть. — 2011. — № 4. — С.34-37.

5. Волков. А Г. Семья — объект демографии. — М.: Мысль. 2012. С. 11-13.

6. Гаспарян Ю.А. «Семья на пороге 21 века». Издательство: Питер, 2013. С 35.

7. Гребенников И.В. Основы семейной жизни. Учебное пособие. — М.: Просвещение, 2011. С 148.

8. Гурко Т.А. Актуальные проблемы семей в России/Т.А. Гурко.- М.: Институт социологии РАН, 2013. С 116.

9. Демографические проблемы семьи/Под. ред. Н.М. Римашевской — М. 2011, с. 11.

10. Зверева Н.В. Воспроизводство человеческого капитала на уровне семьи //Вестник Моск. Ун-та. Экономика, №5, 1998; Калабихина И. Тендерный фактор в воспроизводстве человеческого капитала. // Женщина, гендер, культура. — М, МЦГИ, 2009.-С. 171-183

11. Карцева Л.В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества. Социологическое исследование № 7. 2013. С 205.

12. Климантова Г.И. Государственная семейная политика современной России: Учебное пособие под общей редакцией академика РАН В.И.Жукова. 2-е издание дополненное и переработанное — М.: «Гном и Д», 2013. С 96.

13. Магровский М.С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии и методики. — М.: Наука, 2009

14. Мердок Д. П. Социальная структура // ОГИ, 2009 г. — С. 18 — 22.

15. Мехришвили Л.Л. Проблема детства в системе российской социальной политики: автореф. дис. … д-ра соц. наук. — Тюмень, 2012. — 49 с.

16. Навайтис Г. Семья в психологической консультации. — М.: Московский психологосоциальный институт, 2009.

17. Рябова Г.Б. Семьеведение. Учебное пособие. Томский межвузовский центр дистанционного образования. 2011. С 112.

18. Свадьбина Т.В. Семья и российское общество в поиске обновления. Нижний Новгород, 2010. С 49.

19. Соловьев Н.Я. Брак и семья сегодня. — Вильнюс. 2010., с. 38.

20. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Директ-Медиа, 2011.

21. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. — М.:Мысль, 2013. С 71.

22. Сысенко В.А. Устойчивость брака: проблемы, факторы и условия — М.: Мысль, 2011. С 62.

23. Федотова Ю. В. Проблема понимания кризиса семьи. 2012. С 48.

24. Харчев А.Г. Быт и семья в социалистическом обществе. — Л.: Знание, 2008. и Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. — М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления («Братья Карич»), 2006

25. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. — М.: Норма. 2012. С 97.

26. Шеляг Т. В. Цели и ценности государственной семейной политики // Государственная семейная политика. — М., 2013. — С. 14 — 22.

27. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. — М.: Апрель-Пресс, издательство ЭКСМО-Пресс, 2010. С 118.

Размещено на