Самодетерминация по Деси и Райану

Дергачева О. Е.

Основные положения теории самодетерминации Э. Деси и Р. Райана

Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова

Проблема самодетерминации является важной и актуальной в современной психологии. Она связана с необходимостью понимать, как человек сам может выбирать и направлять собственную активность. Многие авторы опираются на идею собственной активности субъекта, но механизмы ее проявления часто остаются за пределами интересов исследователей. Хотя еще Л. С. Выготский говорил о связи понятия личности с овладением собой и ставил вопрос о том, как перейти от понимания мотивов, связанных с внешними силами к управлению мотивацией самим человеком. Однако после смерти Выготского эта идея так и не получила своего дальнейшего развития. Теория Деси и Райана дает возможность ответа на поставленный вопрос.

Эта теория является одной из наиболее цитируемых и известных на западе. Однако имя Эдварда Деси и Ричарда Райана и их теория самодетерминации в России почти неизвестны, хотя на Западе Деси называют живым классиком. Ни одна из их работ не переведена на русский язык.

Теория Деси и Райана вобрала в себя более ранние и односторонние теории локуса контроля, приобретенной беспомощности и является более новым этапом в развитии науки. Разработанное авторами направление затрагивает одну из сложных проблем, не слишком широко представленную в зарубежной, а тем более в отечественной психологии, — проблему самодетерминации. В контексте рассматриваемого подхода самодетерминация, или автономия рассматривается как ощущение и реализация свободы выбора человеком способа поведения и существования в мире независимо от влияющих на него сил внешнего окружения и внутриличностностных процессов. Деси и Райан рассматривают самодетерминацию и как врожденную склонность организма к вовлечению в интересующее поведение. Это не означает генетической предопределенности психологических особенностей человека. Скорее, отмеченную выше врожденную направленность можно рассматривать как некоторую стартовую точку процесса развития, направление которого уже зависят от особенностей взаимодействия ребенка с окружающим миром.

Понятие самодетерминации тесно связано с понятием воли, которое понимается авторами как способность человека выбиратьна основе информации, полученной из среды и на основе процессов, происходящих внутри личности. Помимо понятия воли, с термином самодетерминации авторы связывают такие психологические функции человека как эмоции и внутренняя мотивация. Внутренняя мотивация рассматривается как побуждение человека к интересующей его активности при отсутствии внешнего подкрепления или наказания.

13 стр., 6240 слов

Теория самодетерминации Деси и Райана

... наиболее популярных и признанных на сегодняшний день, является теория самодетерминации Эдварда Деси и Ричарда Райана, теория о мотивации человека. Двое ученых вот уже 30 лет работают в продуктивном ... не проявляются сами по себе, автоматически, а требуют определенной социальной поддержки, внешней "подпитки". Поэтому, социальный контекст может как поддержать, так и помешать психологическому ...

Авторы рассматривают самодетерминацию в контексте процесса развития. Они считают, что уровень самодетерминации человека зависит от типа обстановки, в которой ребенок воспитывался в детстве. Оптимальное развитие возможно только при предоставлении ребенку максимальной свободы исследования мира. Развитие регуляции поведения идет в направлении от полной определяемости внешними силами к внутренней автономной саморегуляции. Различные стадии этого процесса и степень автономности могут быть представлены в виде континуума.

В соответствии с особенностями развития мотивации у человека может сложиться три разных типа локуса каузальности. Понятие локуса каузальности отражает, на что ориентируется человек, когда ведет себя определенным образом. Человек может основываться на собственном автономном выборе — этовнутренний локус контроля, на внешних требованиях или ожидаемой награде — этовнешний локусили на невозможности достижения желаемого результата никаким путем — этобезличный локус.

В зависимости от преобладающего типа локуса контроля выделяются три типа одноименных мотивационных субсистем. Мотивационная субсистема определяется как тип преобладающей в личности мотивации.

На основе критерия мотивационной субсистемы авторы строят свою типологию личностей. Тип мотивационной субсистемы в сочетании с соответствующими когнитивными, аффективными и другими психологическими характеристиками определяется автором как каузальная ориентация, которая может выть внутренней (интернальной), внешней (экстернальной) или безличной. Деси и Райан считают, что на практике у человека присутствуют все три типа ориентаций, а индивидуальные различия выражаются в соответствующих пропорциональных соотношениях ориентаций.

Все постулируемые теоретические положения нашли свое дальнейшее развитие в экспериментальных исследованиях авторов в различных областях психологии. Однако в задачу нашей работы не входит освещение результатов эмпирических исследований, и мы ограничились только изложением основных теоретических идей.

Интернет-ресурс Мир словарей: http://mirslovarei.com/content_psy/samodeterminacii-teorija-2260.html

Самодетерминации Теория

(англ. self-determination theory) — психологическая теория, разработанная амер. психологами Э. Деси (Е. Deci) и Р. Райаном (R. Ryan).

С. т. постулирует, что человек способен ощущать и реализовывать в своем поведении свободу выбора, несмотря на объективные ограничивающие факторы среды или влияние неосознаваемых внутриличностных процессов. Если с самого детства условия существования ребенка способствуют предоставлению ему свободы выбора активности, области интересов, если они предоставляют широкий диапазон возможностей без наложения ненужных ограничений, то все это способствует тому, что ребенок, а впоследствии и взрослый, становится здоровой и полноценной личностью. Подмена выбора самого человека требованиями извне — одна из причин возникновения психических нарушений. Ощущение и реализация свободы выбора человеком способа поведения и существования в мире независимо от влияющих на него сил внешнего окружения и внутриличностных процессов определяется как самодетерминация, или автономия. Самодетерминация — это врожденная склонность к вовлечению в интересующее поведение, что, однако, не означает генетической предопределенности психологических особенностей человека. Скорее, ее можно рассматривать как некоторую стартовую точку процесса развития, направление которого зависит от особенностей взаимодействия ребенка с окружающим миром.Самодетерминация включена в процесс развития так, что изменение способа регуляции по ведения идет в направлении от полной определяемости внешними силами к внутренней автономной саморегуляции.

8 стр., 3906 слов

Теория развития в гештальт-подходе

... пространстве, где сосредоточен основной источник мотивации и контроля в процессе развития – окружающая среда, сам человек, собственно процесс контактирования в поле. Специфические для этапа черты ... оказалось, такая позиция усложнила жизнь гештальт-подходу – не только теории, которая оказалась неспособной описывать процесс развития, но и практике, которая пострадала от отсутствия возможности строить ...

Различные стадии этого процесса и степень автономности м. б. представлены в виде континуума: от внешней регуляции (extrinsic regulation) через интроекцию (по форме это внутренняя регуляция, но регуляторный процесс не включен в личность человека и является источником напряжения и конфликта) и идентификацию (предполагает отождествление человека с ценностями и регуляторными процессами и принятие их как своих собственных) к интеграции (регуляторные процессы ассимилированы в личность человека целиком).Понятие самодетерминации тесно связано с понятием воли, которое в С. т. понимается как способность человека выбирать на основе информации, полученной из среды и на основе процессов, происходящих внутри личности. Кроме того, с самодетерминацией связываются такие функции, как эмоции и внутренняя мотивация. Внутренняя мотивация (intrinsic motivation) проявляется как побуждение человека к интересующей его активности при отсутствии внешнего подкрепления (награды или наказания).В соответствии с особенностями развития мотивации у человека может сложиться 3 разных типа локуса каузальности. Понятие локуса каузальности (locus causality) отражает, на что ориентируется человек, когда ведёт себя определенным образом.

Человек может основываться на собственном автономном выборе — это внутренний локус каузальности, на внешних требованиях или ожидаемой награде — это внешний локус, на невозможности достижения желаемого результата к.-л. путем — это безличный локус. В зависимости от преобладающего типа локуса каузальности выделяются 3 типа одноименных мотивационных субсистем. Мотивационная субсистема определяется как тип преобладающей в личности мотивации.На основе критерия мотивационной субсистемы авторы строят свою типологию личностей. Тип мотивационной субсистемы в сочетании с соответствующими когнитивными, аффективными и др. психологическими характеристиками определяются как каузальная ориентация, которая м. б. внутренней (интернальной), внешней (экстернальной) или безличной. Деси и Райан считают, что на практике у человека присутствуют все 3 типа ориентации, а индивидуальные различия выражаются в соответствующих пропорциональных соотношениях ориентации.С. т. можно причислить к набирающему в США силу направлению позитивной психологии, которое нацелено на решение тех задач, которые не удалось решить гуманистической психологии, использующей при этом самые новые и современные научные методы. (О. Е. Дергачева.)

12 стр., 5708 слов

30.Основы социальной работы с молодежью. Социальные проблемы молодежи

В сфере образования молодежи состояние дел также неоднозначно. Бесспорным достижением является стремление молодежи к знаниям, учебе в вузах и техникумах. В то же время существует проблема трудоустройства выпускников, получивших профессиональное образование. В результате многие их них вынуждены работать не по специальности. Среди официально зарегистрированных безработных доля молодежи на ...