Развитие творческих способностей дошкольников в процессе ознакомления с природой

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей детей дошкольного возраста…………………………………………………………….5

1.1 Понятие творческие способности в психолого-педагогических исследованиях …………………………………………………………………5

1.2 Ознакомление с природой как средство развития творческих способностей дошкольников ……………………………………………….…10

Выводы по главе 1 …………………..…………………………………………..16

Глава 2. Природа как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ………………………………………………..…………17

2.1 Содержание, формы и методы развития творческих способностей на занятиях при ознакомлении с природой ………………………………………17

2.2 Педагогический эксперимент и его результаты…………………………24

Выводы по главе 2………………………………………………………………28

Заключение ………………………………………………………………………30

Список литературы………………………………………………………………32

ВВЕДЕНИЕ

Дошкольный возраст — важнейший этап в развитии ребёнка. В этот возраст происходит интенсивное развитие личности, формирование сознания как самостоятельности и творческой индивидуальности ребёнка в различных видах деятельности.

Основной целью воспитания и обучения детей является развитие неповторимой, самобытной личности ребёнка с его основами миропонимания, ценностью отношения к природе, процессу познания, к самому себе.

По мнению многих ученых Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, М. И. Лисиной, Дж. Фримана, Д. Б. Эльконина и других творческие способности подразумевают собственную активность ребенка в своей деятельности, ставящий цели, ищущий пути и способы их достижения.

Недаром многие ученые-педагоги рекомендуют вооружить человека определенной суммой знаний, воспитывать самостоятельную, творчески развитую личность.

Ребенок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, он тянется к красивому, яркому, испытывает свою радость общения с природой. Он открывает для себя мир в разнообразных красках и звуках.

Мир природы прячет в себе широкие возможности для всестороннего развития детей. Целенаправленная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений дает возможность развивать мышление детей, способность видеть и чувствовать живописное разнообразие явлений природы, обнаруживать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе вместе с воспитателем, дошкольник обогащает и наполняет свои знания, чувства, у него формируется правильное и бережное отношение к живому, желание создавать, эксперементировать, а не разрушать.

4 стр., 1811 слов

Развитие творческих способностей студентов при изучении дисциплины ...

... творческие способности студентов. Предметом исследования являются формы и методы развития творческих способностей студентов. Гипотеза исследования - процесс развития творческих способностей студентов на занятиях по Технологии будет эффективным, если: • будут раскрыты психолого-педагогические основы развития творческих способностей ...

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой благоприятно влияет на человека, делает его душевнее, мягче, формирует нравственные и эстетические чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. Знания о природе помогают ребенку ориентироваться в качествах, признаках и свойствах различных объектов.

Актуальность данного исследования обусловлено тем, что для решения этих проблем необходимо вести работу по использованию занятий по ознакомлению с природой для развития творческих способностей, так как в ходе работы с природным материалом ребёнок осваивает новые знания. В частности, орудия художественно — творческой деятельности, планируют необходимые для выполнения действия, реализуют свои замыслы в материальные объекты действительности.

Объект исследования: процесс ознакомления с природой, ориентированный на творческие способности.

Предмет исследования: педагогические условия для развития творческих способностей дошкольников.

Цель исследования: теоретически доказать развития творческих способностей средствами окружающей природы.

Задачи исследования:

· изучить психолого-педагогические и методические источники по проблеме исследования;

· раскрыть понятие «творческие способности» в научных исследованиях;

· проверить успешность использования занятий по ознакомлению с природой для развития творческих способностей дошкольников

Изучением развития способностей занимались многие ученые: Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Я. А. Пономарев, Б.М.Теплов, Д. Векслер, Г. Айзенк, Л. Термен, Р. Стернберг, Л.С. Выготский.

Методы исследования:

· Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

· Наблюдение за деятельностью дошкольников;

· Педагогический эксперимент, анализ результатов.

Теоретическая значимость предстоящей работы состоит в том, что в работе рассмотрены различные формы занятий по ознакомлению с природой как средства развития творческих способностей дошкольников.

Практическая значимость определяется тем, что в результате работы будет представлен полный материал данного исследования, который может быть использован в учебной деятельности педагога.

Изложенные цель и задачи исследования определили структуру курсовой работы, которая состоит из введения, двух глав, выводов по ним, заключения, списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей детей дошкольного возраста

5 стр., 2426 слов

Педагогические условия развития творческого воображения в театрализованных ...

... основные принципы организации театрализованной деятельности, предложена методика работы, выявлены особенности проведения театрализованных занятий, разработаны сценарии, пособия, конспекты занятий. Проблема исследования: Каковы педагогические условия развития творческого воображения у детей ...

1.1. Понятие творческие способности в психолого-педагогических исследованиях

Согласно требованиям ФГОС дошкольного образования проблемы развития творческих возможностей подрастающей личности в современных условиях имеют большую важность. Именно в дошкольном периоде закладываются базовые характеристики, которые в дальнейшем будут определять творческую направленность человека. Наряду с этим о необходимости развития творческих способностей дошкольников написано много научных трудов. В настоящее время ученые-педагоги разработали различные развивающие программы и технологии, направленные на достижение этой цели. Однако в настоящее время проблема развития творческих способностей дошкольников претерпела существенные изменения.

Творческий климат в обществе создается не только воспитанием любознательности, способности мыслить нетривиально, вкуса к нестандартным решениям. Необ­ходимо еще воспитывать готовность к восприятию со­циально-прогрессивного, а также нового и необычного, стремление использовать и внедрять творчество.

Рассматривая структуру способностей, С.Д. Рубинштейн вы­деляет два основных компонента:

«операциональный» — отлаженная система тех способов дей­

ствия, посредством которых осуществляется деятельность;

«ядро» — психические процессы, которыми регулируются

операции: качество процессов анализа и синтеза.

Структура способностей, предложенная Рубинштейном, с од­ной стороны, позволяет избежать фатализма, так как через ста­новление системы операций допускает развитие самого ядра, а с другой — объясняет те трудности, с которыми столкнулась тесто-логия. Оценка по результату, а не процессу не позволяет давать однозначную интерпретацию результатов тестирования, поскольку на формирование операциональной системы влияет ряд чисто социальных факторов[3, 20].

Анализ научных разработок Л.А. Венгера, Н.А. Ветлугиной, Л.С. Выготского показал, что креативность дошкольников развивается в совместной деятельности с воспитателем. Взрослый является примером для подражания, показывает своим поведением и поступками необычайные стороны окружающего предметного мира.

Существует несколько основных точек зрения на рассматриваемую проблему. Первый подход раскрывается в работах Л.С. Выготского.

Л.С. Выготский под творческой деятельностью подразумевал деятельность человека, которая придумывает, экспериментируют что-то новое, не имеет значения будет ли это созданием творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущими и обнаруживающимся только в самом человека [5, 64].

Важно отметить, что развитие способностей про­ходит несколько стадий:

развитие функциональной системы, реализующей конкретную функцию в совокупности ее компонентов и связей;

развитие операционных механизмов;

развитие оперативности в системе функциональных и опера­ционных механизмов;

овладение субъектом способностями через рефлексию в кон­кретной деятельности[3, 22]

Следует отметить, что в поведении человека, его деятельности в различных областях, выделяют два основных вида действий. Одни действия человека можно назвать производящими или репродуктивными. Данный вид деятельности имеет большую связь с нашей пaмятью и показывает сформированные приемы поведения и действия.

Согласно Н.Н. Поддьякову, детское творчество представляет собой механизм развития деятельности ребёнка, накопления опыта ребенка, личностного роста[16].

7 стр., 3355 слов

Развитие творческих способностей у старших дошкольников в рисовании

... деятельностью дошкольников. Объектом данной работы является вопрос развития творческих способностей у дошкольников, предметом - развитие творческих способностей на занятиях по изобразительной деятельности у старших дошкольников. Актуальность темы определяется тем, что развитие творческих способностей у ...

Согласно Л.А. Большаковой, творческие способности выступают как сложное личное качество, определяющее способность человека к творчеству в различных сферах жизнедеятельности. В тоже время оно позволяет оказывать поддержку в творческой самореализации другим людям. Это высокая степень увлечённости, интеллектуальной активности, познавательной самодеятельности личности.

В процессе творческой деятельности создается что-то новое, необыкновенное, основанное на способности создавать своеобразные идеи и использовать обычные способы деятельности.

Детское творчество — это своеобразный самостоятельный мир духовной жизни ребенка. Оно определяет самовыражение и самоутверждение ребенка, активность, креативность, интерес и личностную значимость, интеллектуальное развитие и решительность.

В результате полученных впечатлений от восприятия искусства и накопления опыта исполнительства формируется детское творчество. В импровизациях ребенок эмоционально, непосредственно применяет все то, что усвоил в процессе обучения.

Ученые-педагоги классифицируют творческие способности на общие и специальные. К общим способностям, относятся трудолюбие, настойчивость, целенаправленность детей, внимательность, умение поддерживать произвольную память, сообразительность, упорство в преодолении трудностей и т.д.

Второй подход прослеживается в трудах Л.А. Венгера. К примеру, Л. А. Венгер, под способностями понимает индивидуально-психологические и двигательные особенности индивида, имеющие большое отношение к успеху выполнения определенной деятельности. Однако при этом успех в какой-либо деятельности может быть обеспечен группой способностей характеризующих личность [4, 47].

Из сказанного становится очевидным, что определенных творческих способностей нет. Важно отметить, что интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой деятельности индивида.

Интересна позиция по этому вопросу у исследователей А. Олоха, Д. Б. Богоявленской, А. Маслоу, которые рассматривали главную роль в формулировании определения значения выражения творческого поведения через

· мотивации,

· ценности,

· личностные черты (и др.).[14].

Предметом особого внимания этих исследователей стала когнитивная одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях творческого поведения детей.

Тем н……..

Список литературы

1. Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития[Текст] / В. И. Андреев. — Казань: Центр инновационных технологий, 2012. — 608 с.

2. Алякринский, Б. С. О таланте и способностях [Текст]: учеб.-метод. пособие/ Б. С. Алякринский. — Москва: Изд-во МГУ,1988. — С.78-97.

3. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей[Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2002.-320 с.

4. Венгер, Л. А. Педагогика способностей [Текст] / Л. А. Венгер. — М. : Педагогика, 1973. — 96 с.

5. Веретенникова, С.А. Ознакомление дошкольников с природой[Текст] /С.А. Веретенникова- М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 400 с

6. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте[Текст] / Л. С. Выготский. — СПб. : Союз, 1997. — 96 с.

23 стр., 11494 слов

Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников в ...

... 1. Теоретические основы развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста 1.1 ... по развитию коммуникативных способностей; если воспитатель будет обучать детей применять, имеющиеся коммуникативные навыки общения со сверстниками. коммуникативный дошкольник ролевая игра Глава ...

7. Гончарова, Е.В. Развитие креативности дошкольников в процессе ознакомления с природой [Текст] /Е.В. Гончарова, И.С. Телегина //Вестник Нижневартовского государственного университета < contents.asp?issueid=1399857>.- 2015.- № 2 < contents.asp?issueid=1399857&selid=23639562>. -С. 57-63.

8. Дружинина, Н.В. Развитие эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира у детей дошкольного возраста [Текст] / Н.В. Дружинина, И.Ф. Кривошеева, О.В.Ходакова //Детский сад от А до Я < contents.asp?issueid=1362490>.- 2010. -№ 6 (48) < contents.asp?issueid=1362490&selid=22844869>. -С. 122-129

9. Дыбина, О.В. Развивать, играя [Текст]/О.В. Дыбина: Метод, пособие для воспитателей,- Тольятти, 2002.

10. Игнатович И.И. Роль природы в развитии креативного потенциала [Текст] / И. И.Игнатович // Научные труды SWorld < contents.asp?issueid=1403755>. -2015. -Т. 8.- № 2 (39) < contents.asp?issueid=1403755&selid=23728830>. -С. 28-30.

11. Колесникова, Г.Г. Роль природы в формировании личности дошкольника [Текст] / Г.Г Колесникова, Е.В. Гордеева//Международный академический вестник < contents.asp?issueid=1373993>- 2015.- № 1 (7) < contents.asp?issueid=1373993&selid=23065170>.- С. 52-53

12. Литовкина, А. В. Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте [Текст] / А. В. Литовкина, Е. С. Дручинина // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 669-671.

13. Лук, А. Н. Психология творчества / А. Н. Лук. — М. : Академия. — 2008. — 336 с.

14. Митина, Р.М. Формирование у детей интереса к родной природе [Текст]/Р.М. Митина, Л.А Жидова, Н.Н.Исаева //Педагогическое мастерство и педагогические технологии < contents.asp?issueid=1516906>. -2015.- № 1 (3) < contents.asp?issueid=1516906&selid=24932103>. -С. 53-55

15. Олах, А. Творческий потенциал и личностные перемены[Текст] // Общественные науки за рубежом. Р. Ж. Сер. Науковедение. — 2004

16. Петровский, А. В. Введение в психологию [Текст]: учеб.-метод. пособие / А. В. Петровский. — Москва: Изд-во Академия, 2005. — 468с.

16. Поддьяков, Н.Н. Творчество и соразвитие детей дошкольного возраста [Текст] / Н.Н. Поддьяков. — Волгоград, 1994.

17. Рютина, И.М Эстетическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой[Текст] //В сборнике: Актуальные проблемы художественно-эстетического развития дошкольников < item.asp?id=24321149> материалы межвузовской научно-практической конференции. Отв. редактор С.Б. Шухардина.- 2015.- С. 128-132.

18. Саморукова, П.Г. Методика ознакомления детей с природой в детском саду: учебное пособие / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева. — М.: Просвещение, 1991. — 240 с.

19. Севостьянова, И.Н. Психолого-педагогическая наука о развитии творчески способностей дошкольников [Текст] /И.Н.Севостьянова// Начальная школа плюс До и После < contents.asp?issueid=1255916>.- 2014. -№ 2 < contents.asp?issueid=1255916&selid=21371528>.- С. 52-55.

9 стр., 4482 слов

Особенности психолого-педагогических исследований. Экспериментирование ...

Научное исследование - процесс изучения, эксперимента, концептуализации и проверки теории, связанный с получением научных знаний. . Наблюдение как метод исследования Наблюдение - это целенаправленное, организованное восприятие и регистрация поведения исследуемого объекта. Задача наблюдателя, как правило, не связана с вмешательством в "жизнь" путем создания специальных условий для проявления ...

20.Сергеева, Г.Ю. Развитие творческих способностей дошкольников в процессе ознакомления с природой[Текст] // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — Издательство «Институт стратегических исследований» < >, 2016.-№6-3.-С.105-109

21.Терентьева, Л.И. Средства развития интеллектуальных способностей дошкольников в процессе ознакомления с природой [Текст] // Инновационная наука < contents.asp?issueid=1568688>. -2016.- № 4-2 < contents.asp?issueid=1568688&selid=25809464>.- С. 208-213.