Развитие мелкой моторики в продуктивных видах деятельности (лепке) в средней группе

Оглавление

Введение 3

Глава 1.Теоретическое обоснование проблемы развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности 6

1.1.Значение формирования мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста 6

1.2 Психолого-педагогическая характеристика ребенка среднего дошкольного возраста 9

1.3. Лепка как средство развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста 12

Вывод по 1 главе 16

Глава 2. Экспериментальная работа по развитию мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста в продуктивной деятельности (лепка) 18

2.1 Характеристика базы исследования. Диагностика уровня развития мелкой моторики у детей 18

2.2. Реализация комплекса мероприятий, содействующих развитию мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста 21

2.3 Проверка эффективности проведенной работы 25

Заключение 31

Список литературы 32

Введение

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкая моторика [12].

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев ребенка уже с восьмимесячного возраста.

26 стр., 12920 слов

Младший школьный возраст. Психосоциальная адаптация детей к школе

... которых демонстрируются процедуры диагностики психологической готовности ребенка к школе. 1. МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ 1.1 Переход ребенка из дошкольного в младший школьный возраст. Кризис 7 лет В этой ... способности и др. В младшем школьном возрасте они закрепляются и становятся устойчивыми либо развиваются дальше. К концу дошкольного возраста ребенок представляет собой в известном смысле личность. ...

Сенсомоторное развитие один из ведущих факторов развития ребенка. Активное взаимодействие его с окружающей средой (перцептивное, кинестетическое, пространственное и др.) формирует систему восприятия.

В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…».

В процессе лепки совершенствуются все психические функции: память, воображение, зрительное восприятие – развитие глазомера, мышление – умение анализировать, сравнивать, сенсорное восприятие. Одной из важнейших проблем в лепке – является недостаточное развитие мелкой моторики руки. Актуальность данной проблемы выявляется при подготовке дошкольников к письму. В школе, на первом этапе обучения, дети часто испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строчка, не получается правильное написание букв. Эти затруднения обуславливаются неразвитостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью зрительно-двигательной координации.

Многие отечественные исследователи обращают внимание на необхо-димость и педагогическую значимость работы по коррекции моторики у детей в комплексе коррекционно-развивающих мероприятий (Л.З.Арутюнян (Андронова), Р.Д.Бабенкова, Л.И.Белякова, И.А.Грошенков, А.А.Дмитриев, М.М.Кольцова, B.И.Лубовский, Е.М.Мастюкова, В.М.Мозговой, М.С.Певзнер и др.).

Актуальность исследования и определила выбор темы работы: «Развитие мелкой моторики в продуктивных видах деятельности (лепке) в средней группе»

Цель данной работы – теоретически обосновать и эксперимен-тально проверить эффективность способов развития мелкой моторики в продуктивных видах деятельности (лепке) в средней группе.

Объектом исследования: мелкая моторика.

Предмет исследования: способы развития мелкой моторики на заня-тиях лепкой.

Для достижения данной цели требовалось решение следующих задач:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.

2. Охарактеризовать особенности использования лепки в качестве средства развития мелкой моторики.

3. Предложить способы развития мелкой моторики в продуктив-ных видах деятельности (лепке) в средней группе и оценить их эффективность.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: анализ и обобщение литературы по теме исследования; наблюдение, тестирование, эксперимент.

Базой исследования является МБДОУ комбинированного типа № 344, дети средней группы в количестве 10 человек.

Глава 1.Теоретическое обоснование проблемы развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности

1.1.Значение формирования мелкой моторики у детей средне-го дошкольного возраста

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость [6].

10 стр., 4947 слов

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста ...

... деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка. Целью работы стало: развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей в играх, ... заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования способствует формированию ...

К области мелкой моторики относится большое разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

В быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь дей-ствия мелкой моторики: застёгивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование и т. д., поэтому от её развития напрямую зависит его качество жизни.

Мелкая моторика – развитие мелких мышц пальцев, способность вы-полнять ими тонкие координированные манипуляции.

Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. Важно начинать работу в данном направлении уже с младенческого возраста, в условиях ДОУ с раннего возраста. Оказывается, если внимательно посмотреть на снимок головного мозга, то становится ясно, что двигательная речевая область располагается рядом с двигательной областью, явля…………

Список литературы

1. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. – Ярославль, 1997. – 240 с.

2. Беззубцева В.Г. Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребёнка, готовим её к рисованию и письму. — М.: ГНОМ и Д, 2003. — 120 с.

3. Вайнерман С.М., Большов А.С., Силкин Ю.Р. Сенсомоторное развитие на занятиях по изобразительному искусству. – М.: Владос, 2001. — 287с.

4. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. – М.: «ЦГЛ», 2002. – 80 с.

5. Давыдов В.В. Психологический словарь. – М., 1983. – 117 с.

6. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Конструирование // Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта: Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. – М. : Просвещение, 2003. — с. 184-195

7. Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников. М.: Просвещение, 1980. – 152с.

8. Мир детства. Дошкольник./Под ред. А.Г. Хрипковой. – М.: Просвещение, 1979.

9. Миронова Д.М. Игра в развитии активности детей. – Минск, 1989.

10. Мухина В.С. Психология дошкольника. – М.: Просвещение, 1979.

11. Рахмакова Г.Н. Некоторые особенности письменной речи младших школьников с ЗПР // Дефектология. — 1991. — № 2.

12. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.: Аркти, 2000

13. Семенов Л.А., Солнцева Л.И. Психолого-педагогические основы ориентирования в пространстве и мобильности. – М., 1989.

14. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Дону: «Фе-никс», 2003. – 672 с.

15. Трошин Г.Я. Антропологические основы воспитания. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей. – Ростов на дону: Феникс, 2000.

16. Циркин С.Ю. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. –СПб., 2000.

11 стр., 5040 слов

Развитие выносливости у детей среднего и старшего возраста

... возраста. Целью курсовой работы является изучение развития выносливости у детей среднего и старшего возраста. Степень научной разработанности данной проблематики достаточно широка, о чем свидетельствует список использованной литературы. Методологическую основу ... развития выносливости у детей среднего и старшего возраста Показатели выносливости у детей среднего и старшего возраста незначительны. ...