Министерство Российской Федерации по налогам и сборам
Всероссийская государственная налоговая академия
Курсовая работа
по дисциплине « Социология и психология управления»
Психологические особенности принятия решений в условиях риска
Выполнила:
Студентка группы УПО – 201
Серегина Е. М.
Научный руководитель:
профессор кафедры
«Психология управления»
Осипова О. С.
Москва 2009
Содержание
1. Введение ……………………………………………………………………………….3
2. Глава 1. Понятие и сущность риск-менеджмента………………………..5
1.1 Понятие и сущность риска ……………………………………………5
1.2 Возможные причины возникновения рисков…………………………8
1.3 Основные подходы к классификации рисков………………………..11
3. Глава 2. Психологические риски…………………………………………16
2.1 Дистресс и способы его преодоления ……..………………………..16
2.2 Психологические методы управления рисками ……………………20
4. Глава 3.Степень готовности к риску как личностная
характеристика (практическое исследование)….…….…………………24
5. Заключение…………………………………………………………………29
6. Список использованной литературы…………………………………….30
7. Приложение………………………………………………………………31
Введение
Бизнес всегда связан с риском. Когда человек рискует собственными деньгами — это его личное дело. Ущерб понесет он сам. Совсем иное дело, когда деньгами рискует руководитель фирмы, менеджер. Здесь под удар ставятся интересы многих заинтересованных сторон — руководства фирмы, ее акционеров, местных органов власти, налоговых органов, государства и т.д. Размеры опасности неизмеримо возрастают и, естественно, мера ответственности тоже.
При этом наибольшую прибыль, как правило, приносят рыночные операции с повышенным риском. Однако во всем нужна мера. Риск обязательно должен быть рассчитан до максимально допустимого предела. Менеджер всегда должен предусматривать дополнительные возможности для смягчения крутых поворотов на рынке. Главная цель менеджмента, особенно для условий сегодняшней России, добиться, чтобы при самом худшем раскладе речь могла идти только о некотором уменьшении прибыли, но ни в коем случае не стоял вопрос о возможности существования самого предприятия.
Роль руководителя организации в управлении конфликтами и стрессами. ...
... административных методов воздействия. Давайте посмотрим, каким образом руководитель способен создать в коллективе психологический климат, стабилизирующий межличностные отношения. Разъяснение требований. ... по выбранной теме, разработка рекомендаций, обеспечивающих эффективное участие руководителя организации в управлении конфликтами и стрессами, описание методов предотвращения конфликтных ...
Главные задачи менеджера в этой области общеизвестны: обнаружить область повышенного риска, оценить его степень, разработать и принять заблаговременные меры, а если ущерб уже имеет место, то и способы возмещения ущерба. Распознавание, оценка, контроль рисковых ситуаций позволяют избежать многих потерь.Риск в бизнесе выступает как сама сущность менеджмента. Не рискующий менеджер вряд ли чего-либо положительного добьется, хотя его подчиненные, возможно, будут чувствовать себя спокойнее. Ни один менеджер не в состоянии устранить риск полностью, но за счет выявления сферы повышенной опасности, точного ее измерения, оценки допустимого уровня риска, осуществления необходимых контрольных процедур хороший менеджер всегда способен владеть ситуацией. Последствия решений менеджера, экономиста, инженера проявятся в будущем. А будущее неизвестно. Мы обречены, принимать решения в условиях неопределенности. Мы всегда рискуем, поскольку нельзя исключить возможность нежелательных событий. Но можно сократить вероятность их появления. Для этого необходимо спрогнозировать дальнейшее развитие событий, в частности, последствия принимаемых решений. Опыт не только российских, но и западных компаний убеждает, что банкротства почти всегда связаны с грубыми просчетами в менеджменте. Отсюда особое внимание командиры бизнеса призваны уделять постоянному совершенствованию управления риском — риск-менеджменту.
Проблемы управления рисками интересовали и представителей классической школы менеджмента — основатель классической школы Анри Файоль в числе шести основных групп операций, производимых на предприятии, наряду с техническими, коммерческими, финансовыми, учетными и административными особо выделял страховые. Этот факт свидетельствует о том, что Файоль большое внимание уделял профилактике возникновения внешних рисков и минимизации их негативных последствий.
Ощутимый вклад в развитие теории управления рисками внесли представители школы психологии и человеческих отношений. Результаты хортонских экспериментов Элтона Мэйо показали, что благоприятная социально-психологическая обстановка на предприятии способствует не только повышению производительности труда, но и существенному снижению риска возникновения сбоев и брака.
На современном этапе изучением проблем риск-менеджмента занимаются такие исследователи, как И. А.. Бланк. О. А. Грунин и С. О. Грунин, В. И. Лукашин, В. П. Мак-Мак, В. А. Швандар, Г. Б. Поляк, Е. С. Стоянова и др. Однако в настоящее время еще рано говорить о риск-менеджменте как об окончательно сформировавшейся отрасли научного управления. Имеющиеся в этой сфере теоретические знания и практические наработки разрознены и не систематизированы. По-видимому, лишь спустя несколько лет можно будет рассматривать риск-менеджмент как полноправный раздел теории управления.
Объект исследования : управленческое решение.
Предмет исследования : психологический механизм принятия решений.
Цель исследования : выявить влияние психологических факторов на принятие управленческих решений в условиях риска.
Основные концепции управления предпринимательской деятельностью
... ходе и перспективах производственной деятельности, принимают решение, обязательные для исполнения. Управленческий труд охватывает два основных вида деятельности: а)собственно управление и б)подготовка к нему. Непосредственным управлением заняты хозяйственные руководители – директора ...
Задачи : изучить литературу по проблеме, проанализировать генезис основных понятий, исследовать корреляцию уровня склонности к риску от ряда социально-психических характеристик личности.
Глава 1. Понятие и сущность риск-менеджмента
1.1 Понятие и сущность риска
В современной экономике сфера предпринимательских рисков является относительно новой и практически не изученной. Это обстоятельство объясняет наличие множества различных, зачастую противоречащих друг другу подходов к определению понятия «риск». Для того чтобы разработать наиболее полное и правильное толкование этого термина, целесообразно рассмотреть основные из вышеупомянутых подходов.
Профессор И.А Бланк под риском предприятия понимает вероятность возникновения неблагоприятных последствий в форме потери дохода или капитала в ситуации неопределенности условий осуществления финансово-хозяйственной деятельности.[1]
Профессор И.Т. Балабанов в наиболее общем виде определяет риск как возможную опасность потерь, вытекающую из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человека. В то же время он подчеркивает, что с экономической точки зрения риск представляет собой возможность совершения события, которое может повлечь за собой три основных экономических результата:
— отрицательный (убыток)
— нулевой (отсутствие предполагаемой прибыли)
— положительный (прибыль).
Б. Мильнер и Ф. Лиис считают, что риск представляет собой вероятность неблагоприятного исхода, когда компания не получает ожидаемого результата.[2]
О. А. Грунин и С. О Грунин отмечают, что «под фактором риска в бизнесе понимается причина, движущая сила, способная породить опасность или привести к ущербу, убытку».
Обобщая содержание приведенных выше определений, можно сформулировать основные отличительные черты понятия «риск». К ним относятся:
— экономическая сущность категории «риск»;
— зависимость риска от социальных, политических и правовых факторов;
— наличие неопределенности в финансово-хозяйственной деятельности организации или индивидуального предпринимателя;
— отсутствие или неполнота либо недостоверность информации о текущем состоянии самого хозяйствующего субъекта и его внешней среды;
— невозможность с абсолютной точностью прогнозировать основные тенденции развития конъюнктуры рынка;
— вероятность получения прямых убытков в результате проведения конкретной коммерческой операции;
— возможность получения нулевого результата коммерческой деятельности, т. е. отсутствие прибыли;
— наличие реального, но безусловного шанса получения положительного результата, т. е. прибыли;
— отсутствие возможности точно определить предполагаемый экономический результат планируемой коммерческой операции.
На основе вышеизложенного можно утверждать, что с точки зрения современного бизнеса риск представляет собой потенциальную существующую вероятность потери ресурсов или неполучения доходов. Риск непосредственным образом связан с управлением и находится в прямой зависимости от эффективности и обоснованности принимаемых управленческих решений. Ни один руководитель в своей деятельности не в состоянии полностью устранить риск. Это происходит потому, что реальная ситуация практически никогда полностью не соответствует запланированным или заданным параметрам. Поэтому любой менеджер или предприниматель всегда вынужден идти на определенный риск, начиная то или иное дело. Еще И. С. Тургенев отмечал, что «если ждать минуты, когда все, решительно все будет готово, никогда не придется начинать.[3] Однако, выявляя сферы повышенного риска, количественно измеряя и регулярно контролируя его, можно в ограниченной степени управлять рисками либо осуществлять их профилактику. Это позволяет в значительной степени снизить уровень риска и минимизировать его негативные последствия.
Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)
... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.
В то же время не следует забывать, что риск играет в бизнесе не только отрицательную, но и положительную роль. Общеизвестно, что чем выше уровень инновационного проекта, тем выше закладываемый уровень рентабельности привлекаемых инвестиций. Иными словами, вкладывая деньги в рискованные предприятия, бизнесмены могут рассчитывать на более высокий уровень прибыли и рентабельности своих капиталовложений. Кроме того, стремление минимизировать негативные последствия предпринимательских рисков создает объективные предпосылки для возникновения и развития специфических и принципиально новых сфер предпринимательской деятельности, таких как страхование, обеспечение экономической безопасности и т. п. В современном бизнесе риск выполняет такие основные функции, как инновационная, регулятивная, защитная и аналитическая.
Инновационную функцию предпринимательский риск выполняет, стимулируя поиск нетрадиционных решений проблем, стоящих перед предпринимателем. Анализ современной литературы показывает, что в международной хозяйственной практике накопился положительный опыт инновационного рискового хозяйствования. Большое количество фирм, компаний добиваются успеха, становятся конкурентоспособными на основе инновационной экономической деятельности, связанной с риском. Рисковые решения приводят к более эффективному производству, от которого выигрывают предприниматели, и потребители, и общество в целом.
Регулятивная функция имеет противоречивый характер и выступает в двухформах: конструктивной и деструктивной. Риск предпринимателя, как правило, ориентирован на получение значимых результатов нетрадиционными способами. Тем самым он позволяет преодолевать консерватизм, догматизм, косность, психологические барьеры, препятствующие перспективным нововведениям. В этом проявляется конструктивная форма регулятивной функции предпринимательского риска.
Конструктивная форма регулятивной функции риска заключается в том, что способность рисковать – одно из условий успешной деятельности предпринимателя. Однако риск может стать проявлением авантюризма, субъективизма, если решение принимается в условиях неполной информации, без должного учета закономерностей развития экономики. В этом случае риск выступает в качестве дестабилизирующего фактора. Следовательно, хотя риск и «благодарное дело», но не любые решения целесообразно реализовать на практике, они должны быть обоснованными, иметь взвешенный, разумный характер.
В связи с вышеизложенным возникает вопрос: что такое «разумный риск ». Наиболее удачным является определение К. Татеиси. В работе «Вечный дух предпринимательства» он пишет: «Когда дело доходило до принятия решений, то я лично всегда придерживался «правила 70/30». Скажем, вносится предложение о сознании новой отрасли производства: если я на 70% уверен в успехе дела, то даю свое согласие. Оставшиеся 30% сомнений станут стимулятором для рассмотрения мер, которые следует принять в случае неудачи. Это и называется «разумным риском». Однако К. Татеиси считает, что в некоторых случаях «правило 70/30» ограничивает свободу действия предпринимателей и иногда разумнее использовать «правило 30/70».[4]
Роль психолога-консультанта в разрешении конфликтов управленческой ...
... персоналом . Профессиональная психологическая диагностика – одно из направлений деятельности психолога на предприятии. Должностные обязанности психодиагноста в сфере управления персоналом включают: - ... должен хорошо владеть психодиагностическим инструментарием, многими значимыми для успешности его деятельности методами – организационной диагностики, групповой дискуссии (мозговой штурм, социально ...
Защитная функция риска проявляется в том, что если для предпринимателя риск — естественное состояние, то нормальным должно быть и терпимое отношение к неудачам. Инициативным, предприимчивым хозяйственникам нужны социальная защита, правовые, политические и экономические гарантии, исключающие в случае неудачи наказание и стимулирующие оправданный риск. Чтобы решиться на риск, предприниматель должен быть уверен, что возможная ошибка не может скомпрометировать ни его дело, ни его имидж. Вероятность ошибки следует расценивать как неотъемлемый атрибут самостоятельности, а не как следствие профессиональной несостоятельности. Имеется в виду ошибка, которая оказывается таковой вследствие не оправдавшего себя, хотя и рассчитанного риска.
Следует выделить еще аналитическую функцию предпринимательского риска, которая связанна с тем, что наличие риска предполагает необходимость выбора одного из возможных вариантов решений, в связи, с чем предприниматель в процессе принятия решения анализирует все возможные альтернативы, выбирая наиболее рентабельные и наименее рисковые. В зависимости от конкретного содержания ситуации риска выбор альтернативы обладает различной степенью сложности и разрешается различными способами. В простых ситуациях, например при заключении договора поставки сырья, предприниматель опирается, как правило, на интуицию и прошлый опыт. Но при оптимальном решении той или иной сложной производственной задачи, например принятии решения о вложении инвестиций, необходимо использовать специальные методы анализа.
Рассматривая функции предпринимательского риска, следует еще раз подчеркнуть, что, несмотря на значительный потенциал потерь, который несет в себе риск, он является и источником возможной прибыли. Поэтому основная задача предпринимателя не отказ от риска вообще, а выбор решений, связанных с риском на основе объективных критериев, а именно: до каких пределов может действовать предприниматель, идя на риск. Можно утверждать, что предпринимательский риск, с одной стороны, представляет собой объективный и неизбежный фактор, всегда сопровождающий любые виды предпринимательской деятельности, а с другой стороны – он может играть не только отрицательную, но и положительную роль, принося дополнительную прибыль и стимулируя развитие принципиально новых сфер бизнеса.
1.2 Возможные причины возникновения рисков
Источники рисков — это условия и факторы, которые имеют деструктивную природу и при определенных условиях могут представлять угрозу существованию, нормальному развитию и функционированию организационных систем. Они имеют естественно-природное, техногенное и социальное происхождение.[5] Не вдаваясь в подробный анализ и рассмотрение причин возникновения риска, следует отметить, что, во-первых, факторов риска, опасностей, угроз и других деструктивных обстоятельств, которые могут повлиять на результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия, бесконечное множество; во-вторых, в зависимости от условий развития бизнеса значимость тех или иных факторов может измениться; в-третьих, все факторы риска, опасности и угрозы могут быть сгруппированы по различным классификационным признакам. Так, в зависимости от возможности их прогнозировании следует выделить те опасности или угрозы, которые можно предвидеть (т. е. предсказуемые), и те, которые трудно предусмотреть (т. е. непредсказуемые).
Экстремальные факторы оперативно-служебной деятельности
... среды функционирования органов внутренних дел, множественность оказывающих влияние на их деятельность деструктивных факторов, экстремальные условия, в которых им приходится решать сложные и ответственные ... устойчивости как коллективов, так и отдельных работников. 1. Экстремальные факторы оперативно-служебной деятельности В соответствии с законодательством Российской Федерации МВД РФ реализует ...
К предсказуемым относятся те, которые, как правило, возникают в определенных условиях, известны из опыта хозяйственной деятельности, своевременно выявлены и обобщены экономической наукой. Непредсказуемые возникают внезапно, неожиданно. Они связаны, как правило, с непредвиденными действиями конкурентов, партнеров, с изменением правового поля, деформацией социально-экономической или политической ситуации, форс-мажорными обстоятельствами (аварии, стихийные бедствия) и т. д. В этой ситуации задача предпринимателя и менеджеров различных уровней — своевременно обнаружить эти опасности или угрозы и ослабить их негативное действие.
Опасности и угрозы экономической безопасности предприятия в зависимости от источника возникновения подразделяют на объективные и субъективные. Объективные возникают без участия и помимо воли предприятия или его служащих, независимо от принятых решений, действий менеджера. Это состояние финансовой конъюнктуры, научные открытия, форс-мажорные обстоятельства и т. д. Их необходимо распознавать и обязательно учитывать в управленческих решениях. Субъективные порождены умышленными или неумышленными действиями людей, различных органов и организаций, в том числе государственных и международных. Поэтому предотвращение этих угроз во многом связано с воздействием на субъекты экономических отношений. В зависимости от возможности предотвращения выделяют факторы форс-мажорные и нефорс-мажорные.[6] Первые отличаются непреодолимостью воздействия (войны, катастрофы, чрезвычайные бедствия, которые заставляют решать и действовать вопреки намерению).
Вторые могут быть предотвращены своевременными и правильными действиями.
По вероятности наступления все деструктивные факторы (появление зоныриска, вызов,опасность, угроза) можно разделить наявные, т. е. реально существующие, видимые и латентные, т. е. скрытые, тщательно замаскированные, трудно обнаруживаемые. Они могут проявиться внезапно. Поэтому их отражение потребует срочных мер, дополнительных усилий и средств. Опасности и угрозы могут классифицироваться и по объекту посягательства: персоналу, имуществу, технике, информации, технологиям, деловой репутации и т. д.
По природе возникновения можно выделить политические, экономические, техногенные, правовые, криминальные, экологические, конкурентные и другие опасности и угрозы.В зависимости от величины потерь или ущерба, к которому может привести действие деструктивного фактора, опасности и угрозы можно подразделить на вызывающие трудности, значительные и катастрофические. А по степени вероятности — на невероятные, маловероятные, вероятные, весьма вероятные, вполне вероятные.
В. П. Мак-Мак подразделяет угрозы по признаку их отдаленности во времени: непосредственная, близкая (до 1 года), далекая (свыше 1 года); в пространстве (на территории предприятия; прилегающей к предприятию; на территории региона, страны; на зарубежной территории).[7] Наибольшее распространение в науке получило выделение опасностей и угроз в зависимости от сферы их возникновения. По этому признаку различают внутренние и внешние.
Стресс представляет собой реакцию на значимый раздражитель
... первом примере мы видели яркое проявление кратковременного сильного эмоционального стресса; во втором – длительного стресса. Кратковременный стресс – это бурное расходование поверхностных адаптационных резервов, то длительный ... слово, которое используется в том же контексте, что и слово «стресс». Обычный стресс, который может быть приятным или неприятным, - обязательный компонент жизнедеятельности ...
Внешние опасности и угрозы возникают за пределами предприятия. Они не связаны с его производственной деятельностью. Как правило, это такое изменение окружающей среды, которое может нанести предприятию ущерб. К факторам, влияющим на результаты хозяйственной деятельности, могут быть отнесены: состояние предпринимательской среды, наличие местных сырьевых и энергетических ресурсов, развитие транспортных и других коммуникаций, наполняемость рынка производимой предприятием продукцией, состояние конкурентов, наличие свободных трудовых ресурсов, уровень их профессиональной подготовленности, степень социальной и политической напряженности, ориентировка населения на производительный труд, уровень жизни населения, его платежеспособность, криминализация хозяйственной жизни (коррумпированность чиновников, рэкет, экономическая преступность) и многие другие. Все внешние факторы, влияющие на экономическую безопасность предприятия, можно сгруппировать, выделив политические, социально-экономические, экологические, научно-технические и технологические, юридические, природно-климатические, демографические, криминалистические и др.
Внутренние факторы связаны с хозяйственной деятельностью предприятия и его персонала. Они обусловлены теми процессами, которые возникают в ходе производства и реализации продукции и могут оказать свое влияние на финансовые результаты. Наиболее значительными из них являются: качество планирования и принятия решения, соблюдение технологии, организация труда и работа с персоналом, финансовая политика предприятия, дисциплина. Все внешние факторы, влияющие на экономическую безопасность предприятия, можно сгруппировать, выделив политические, социально-экономические, экологические, научно-технические и технологические, юридические, природно-климатические, демографические, криминалистические и др.
Для того чтобы добиваться решения стоящих перед ним задач, иметь потенциал успешного развития, производственное предприятие, должно избегать чрезмерно рискованных решений. Для этого менеджерам необходимо:
• выяснить возможные последствия действий факторов риска;
• определить скрытые препятствия на пути достижения целей бизнеса;
• предусмотреть резервные возможности, подстраховаться на случай неудачного или нежелательного развития событий.
В подобных условиях бизнесмен, изучив рынок, возможности конкурентов, разнообразную, часто противоречивую информацию, может предусмотреть меры по нейтрализации или смягчению нежелательных последствий.[8] Таким образом, понимая, что деструктивные факторы, порождающие риск, неустранимы, объективны, руководитель должен принимать хозяйственные решения на основе приемлемого риска, когда факторы риска тщательно анализируются, рассматриваются возможные последствия их действий, принимаются меры по ослаблению нанесенного ими ущерба и обеспечению приемлемого для данного хозяйственного субъекта уровня риска. Использование концепции приемлемого риска дает предприятию возможность не скатываться ниже критического предела и обеспечивать необходимый уровень экономической безопасности.
Развитие стиля управления в организации (на примере СК «Авиакор»)
... множество литературы освещающей стили управления организацией. Особенно мне понравился учебник «Управление организацией» автор Огарков А.А. Он ... анархический). Всю работу по управлению можно разделить на две части: - управление деятельностью фирмы, - управление людьми (персоналом) (рис. 1). ... планировать и выполнять планы, - способность идти на риск, - способность принимать решения, - готовность дать ...
Очевидно, что управление коммерческим риском является одним из важнейших слагаемых обеспечения экономической независимости предприятия, создания условий для достижения целей бизнеса.
1.3. Основные подходы к классификации рисков
Существует множество подходов к классификации и систематизации рисков. Рассмотрим основные из них. Поскольку задача предпринимателя — рисковать расчетливо, не переходя ту грань, за которой возможно банкротство фирмы, следует выделять допустимый, критический и катастрофический риски. Допустимый риск — это угроза полной потери прибыли от реализации того или иного проекта или от предпринимательской деятельности в целом. В данном случае потери возможны, но их размер меньше ожидаемой предпринимательской прибыли; таким образом, данный вид предпринимательской деятельности или конкретная сделка, несмотря на вероятность риска, сохраняют свою экономическую целесообразность.
Следующая степень риска, более опасная в сравнении с допустимым, — это критический риск.[9] Этот риск связан с опасностью потерь в размере произведенных затрат на осуществление данного вида предпринимательской деятельности или отдельной сделки. При этом критический риск первой степени связан с угрозой получения нулевого дохода, но при возмещении произведенных предпринимателем материальных затрат. Критический риск второй степени связан с возможностью потерь в размере полных издержек в результате осуществления данной предпринимательской деятельности, т. е. вероятны потери намеченной выручки, и предпринимателю приходится возмещать затраты за свой счет.
Подкатастрофическим понимается риск, который характеризуется опасностью, угрозой потерь в размере, равном или превышающем все имущественное состояние предприятия. Катастрофический риск, как правило, приводит к банкротству Фирмы, так как в данном случае возможна потеря не только всех вложенных предпринимателем в определенный вид деятельности или в конкретную сделку средств, но и его имущества. Это характерно для ситуации, когда фирма получала внешние займы под ожидаемую прибыль; при возникновении катастрофического риска предпринимателю приходится возвращать кредиты из личных средств.
По степени правомерности предпринимательского риска могут быть выделены оправданный (правомерный) и неоправданный (неправомерный) риски. Возможно, это наиболее важный для предпринимательского риска элемент классификации, имеющий наибольшее практическое значение. Для разграничения оправданного и неоправданного предпринимательских рисков необходимо учесть в первую очередь то обстоятельство, что граница между ними в разных видах предпринимательской деятельности, в разных секторах экономики различна. Так, в области научно-технического прогресса допустимая вероятность Получения отрицательного результата на стадии фундаментальных исследований составляет 5-10%, прикладных научных разработок — 80-90%, проектно-конструкторских разработок — 90-95% . Очевидно, что данная область деятельности характеризуется высоким уровнем риска. Вместе с тем существуют отдельные отрасли, например атомная энергетика, где возможность риска вообще не допускается.
Управление человеком и управление группой
... чтобы пытаться успешно управлять ими. Но проблема управления человеком в организации не сводится только к взаимодействию работника и менеджера. В любой организации человек работает в окружении коллег, товарищей по ... навыков и умений, а качества характера, такие как, например, принятие на себя риска. Сила лидерского влияния прямо пропорциональна степени принятия последователем того, что лидер ...
Все предпринимательские риски можно также подразделить на две большие группы всоответствии с возможностью страхования: страхуемые и не страхуемые. Предприниматель может частично переложить риск на другие субъекты экономики, в частности обезопасить себя, осуществив определенные затраты в виде страховых взносов. Таким образом, некоторые виды риска, такие как риск гибели имущества, риск возникновения пожара, аварий и т. п., предприниматель может застраховать.[10]
Страхуемый риск — это вероятное событие или совокупность событий, на случай наступления, которых проводится страхование. В зависимости от источника опасности страховые риски подразделяются на две группы:
1) риски, связанные с проявлением стихийных сил природы (погодные условия, землетрясения, наводнения и др.);
2) риски, связанные с целенаправленными действиями человека.
Профессор М. М Максимцов предлагает классифицировать риски по нескольким отличительным признакам. К таким признакам он относит возможный экономический результат, причину возникновения, зависимость от покупательной способности денег, а также влияние инвестиционного климата.[11] В зависимости от возможного экономического результата выделяют чистые и спекулятивные риски. Чистые риски отражают возможность получения отрицательного или нулевого результата.Спекулятивные рискиозначают возможность получения как положительного, так и отрицательного эффекта.
Система классификации рисков Б. Мильнера и Ф. Лиса представляется наиболее точной и удобной. Однако она имеет один недостаток, требующий исправления. В рамках указанной системы распределение рисков на внешние и внутренние не в полной мере соответствует современным представлениям о внешней и внутренней среде организации.
Риск-менеджмент можно определить как одно из основных направлений современного менеджмента, изучающее проблемы управления рисками, возникающими в деятельности самостоятельной хозяйственной организации.В теории и практике риск-менеджмента можно выделить три основных направления. Первое направление связано с работкой системы мер, направленных на предупреждение, и профилактику рисков. Второе касается вопросов минимизации негативных последствий, которые могут причинить риски хозяйственной организации. И, наконец, третье направление тесным образом связано с возможностью получать в ситуациях риска дополнительные доходы или иные коммерческие преимущества. Только отрабатывая все три вышеназванных направления в совокупности, руководитель организации сможет создать действительно эффективную систему управления рисками.[12]
Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы:
• Риск представляет собой потенциально существующую вероятность потери ресурсов или неполучения доходов.
• Риск непосредственным образом связан с управлением и находится в прямой зависимости от эффективности и обоснованности принимаемых управленческих решений.
• Посредством выявления сфер повышенного риска, его количественного измерения и осуществления регулярного контроля можно в ограниченной степени управлять рисками либо осуществлять их профилактику. Это позволяет в значительной степени снизить уровень риска и минимизировать его негативные последствия.
• Источники рисков — это условия и факторы, которые таят и себе опасность и при определенных условиях сами по себе либо и различной совокупности обнаруживают враждебные намерении, вредоносные свойства, деструктивную природу.
• Наибольшее распространение в науке получило выделение опасностей и угроз в зависимости от сферы их возникновения. По этому признаку различают внутренние и внешние.
Внешние опасности и угрозы возникают за пределами предприятия. Они не связаны с его производственной деятельностью. Кик правило» это такое изменение окружающей среды, которое может нанести предприятию ущерб. Внутренние факторы связаны с хозяйственной деятельностью предприятия и его персонала. Они обусловлены теми процессами, которые возникают в ходе производства и реализации продукции и могут оказать свое влияние на производственные результаты.
♦ Понимая, что деструктивные факторы, порождающие риск, неустранимы, объективны, руководитель должен принимать хозяйственные решения на основе приемлемого риска, когда факторы риска тщательно анализируются, рассматривание возможные последствия их действий, принимаются меры по ослаблению нанесенного ими ущерба и обеспечению приемлемого для данного хозяйственного субъекта уровня риска.
♦ Риск-менеджмент можно определить как одно из основных направлений современного менеджмента, изучающее проблемы управления рисками самостоятельной хозяйственной организации.
♦ В теории и практике риск-менеджмента можно выделить три основных направления. Первое направление связано с разработкой системы мер, направленных на предупреждение и профилактику рисков. Второе — касается вопросов минимизации негативных последствий, которые могут причинить риски хозяйственной организации. И, наконец, третье направление тесным образом связано с возможностью получать 8 ситуациях риска дополнительные доходы или иные коммерческие преимущества.
♦ Основную цель риск-менеджмента можно определить как обеспечение максимальной эффективности управления риска хозяйственной организации.
♦ В рамках риск-менеджмента решаются три основные задачи: профилактика возникновения рисков; минимизации ущерба, причиненного рисками; максимизация дополнительно прибыли, получаемой в результате управления рисками.
♦ Отдельные вопросы управления рисками затрагивались различными исследователями на протяжении практически всей истории развития менеджмента, однако сегодня все еще рано говорить о риск-менеджменте как об окончательно сформировавшемся разделе научного управления.
Глава 2. Психологические риски
2.1 Дистресс и способы его преодоления
Стресс сам по себе представляет явление исключительно виртуальное которое нельзя ни увидеть, ни продемонстрировать. Стресс — это состояние напряженности, возникающее у человека под влиянием внешних воздействий.[13] Отсюда следует, что стресс представляет собой термин, определяющей одно из двух радикальных состояний человеческого организма. А именно — максимальное напряжение. Состояние организма, противоположное стрессу, это релаксация, т. е. полное расслабление. Таким образом, стресс, так же как и релаксация, — понятие качественное поддающееся визуальному наблюдению. Увидеть и оценить можно не сам стресс, а только его последствия: изменения в мышцах, составе крови, характере реакций и т. д.
В отличие от конфликтов и сбоев, представляющих собой хотя и объективные, но не вполне желательные элементы трудовой деятельности, стрессы исключительно полезны. Подобное утверждение может выглядеть парадоксально, однако его справедливость можно легко доказать, приведя простой пример. Допустим, человек переходит проезжую часть. И вдруг из-за угла появляется автомобиль, несущийся на большой скорости. Человек резко отскакивает в сторону, благодаря чему остается невредимым. Очевидно, что в данной ситуации человек испытал стресс, который позволил ему уцелеть, а быть может, и спас ему жизнь. Таким образом, можно утверждать, что стресс является неотъемлемым и очень важным элементом механизма выживания человека. Он был сформирован в процессе эволюции как инструмент, обеспечивающий сохранение биологического вида в жестокой конкурентной борьбе. Стресс позволяет человеку в кратчайший срок мобилизовать ресурсы организма и использовать их с максимальной отдачей. Рациональное отношение к стрессу может позволить руководителю использовать его преимущества для повышения производительности и качества труда в случаях, когда это необходимо.
Основная причина негативного отношения к стрессам в настоящее время заключается в следующем. С развитием общества существенно изменились и условия жизнедеятельности отдельного человека. Если в первобытных условиях механизм стресса действовал безотказно и в полной мере, то современная жизнь накладывает на него серьезные ограничения. Например, когда первобытный человек замечал движущегося в его сторону хищника (т. е. испытывал внешнее воздействие), то его организм автоматически приходил в состояние повышенного тонуса (т. е. стресса).
После этого человек либо сам нападал на хищника, либо убегал от него (т. е. совершал какие-либо активные действия, направленные на сохранение собственной жизни).
Если человеку удавалось спастись, и он понимал, что опасность миновала, то его организм естественным образом расслаблялся (т. е. входил в состояние релаксации).
Таким образом, в структуре механизма нормального стресса присутствуют четыре основных элемента, а именно:
1) внешнее воздействие, которое может быть как отрицательным, так и положительным;
2) состояние напряженности, возникающее в организме человека под влиянием внешнего воздействия;
3) активное действие, т. е. реакция на внешнее воздействие;
4) расслабление (или релаксация).
В зависимости от причины возникновения выделяют два вида стресса: физиологический и психологический.
— Физиологический стресс возникает вследствие накопления критической массы усталости или иных физических воздействий на организм человека (отравление алкоголем, вредные излучения, громкие звуки и т. п.).
— Психологический стресс в свою очередь подразделяется на эмоциональный и информационный. Причиной эмоционального стресса могут послужить яркие переживания человека, а информационный стресс имеет место в случае перегрузки мозга различного рода информацией.[14]
В условиях современного общества человек далеко не всегда имеет возможность полностью реализовать механизм стресса. К примеру, вы пришли домой после ночной смены и решили немного вздремнуть, а вашим соседям непременно в это время взбрело в голову включить музыкальный центр на полную мощность. У вас наверняка возникает вполне справедливое желание разбить этот музыкальный центр о голову соседа или, по крайней мере, высказать ему все, что вы о нем сейчас думаете. Однако на практике это желание может реализовать далеко не каждый. Поэтому, как правило, вы себя сдерживаете и просто терпите это неудобство либо идете и вежливо просите соседа убавить громкость. Таким образом, в данном случае мы имеем первый элемент стресса, т. е. внешнее воздействие, и второй элемент — состояние напряжения. Третий и четвертый элементы блокируются в силу необходимости соблюдения человеком установленных в обществе норм поведения. Не совершая активных действий, человек лишает себя возможности быстро расслабиться. В случае, когда отрицательные внешние воздействия имеют место в жизни человека в течение длительного промежутка времени, то в организме возникает хроническое состояние напряжения, т. е. дистресс .
В отличие от стресса, дистресс вреден и даже опасен для человека. Он чреват такими негативными последствиями, как различного рода заболевания, замедленная реакция организма на воздействие факторов внешней среды, нарушение нормального ритма мыслительных и нервных процессов, происходящих в организме, и т. п. В рамках хозяйственной организации нейтрализовать дистрессы и их негативные последствия можно двумя основными способами:
1. Внести изменения в систему управления, чтобы ликвидировать базу стрессов и минимизировать их количество.
2. Принимать конкретные меры индивидуального характера для нейтрализации негативных последствий возникающих стрессов. Профилактика стрессов должна осуществляться по самым разнообразным направлениям: начиная с образа жизни каждого отдельно взятого работника и заканчивая глобальными проблемами организации управленческих и производственных процессов на предприятии.
Образ жизни — это повседневная жизнь человека с раннего утра до позднего вечера, каждую неделю, каждый месяц, каждый год. Составными частями активного и релаксационного образажизни являются и начало трудового дня, и режим питания, и двигательная активность, и качество отдыха и сна, и взаимоотношения с окружающими, и реакция на стресс, и многое другое. Именно от этих факторов зависит, каким будет образ жизни каждого работника организации, — здоровым, активным или же нездоровым, пассивным. Немаловажную роль в этом играет отношение руководства к организации досуга работников фирмы.[15] Если менеджеру удастся положительно повлиять на основные жизненные принципы своих подчиненных, добиться того, чтобы релаксация и концентрация стали составной частью их образа жизни, то его работники станут более уравновешенными и будут более спокойно реагировать на стрессогенные факторы, Любой работник должен знать, что он в состоянии сознательно воздействовать на те или иные процессы, происходящие в организме, т. е. обладает способностью ауторегуляции. В рамках организации в целом предотвратить возникновение стрессов возможно за счет белее рациональной и эффективной организации труда. Чем меньше на предприятии будет возникать нестандартных внеплановых ситуаций, тем ниже будет уровень стрессов. Существуют различные подходы и к нейтрализации негативных последствий дистресса. Прежде всего — это меры индивидуального характера.
Альберт Эллис создал рационально-эмотивную терапию, согласно которой причины психологических расстройств — это иррациональные убеждения, или убежденные иррациональные высказывания. К таким можно отнести следующие вопросы и высказывания: «что я должен делить?», «как я должен себя вести?», «я не могу ничего с собой поделать» и т. д. Альберт Эллис полагает, что выход из дистресса возможен с помощью логики, аргументации, убеждения, насмешки и юмора.[16]
Арон Бек, как и Альберт Эллис, был разочарован в психоаналитических методах и предложил когнитивный подход психотерапии. Предложенная им терапия получила достаточную известность в связи с лечением дистресса. Арон Бек считает, что психологические проблемы связаны с возникновением у индивида автоматически появляющихся мыслей и негативными рассуждениями его о самом себе. Когнитивная терапия Арона Бека направлена на идентифицирование и корректирование искаженных концептуальных схем и дисфункциональных убеж-дений. Терапия состоит из 15-25 занятий, имеющих недельный интервал. Данный подход заключается в том, чтобы научить индивида, находящегося в состоянии дистресса, отслеживать негативные автоматизированные мысли, распознать, как эти мысли приводят к проблемам в чувствах и поведении, исследо-вать факты, свидетельствующие «за» и «против» этих мыслей, и замещать эти искаженные когниции более реалистическими интерпретациями. В процессе специализированного обучения индивид должен понять, что его интерпретация событий ведет к хроническому напряжению организма. Это позволит человеку самостоятельно нейтрализовать стрессы, возникающие в его жизни.[17]
Существует и множество других методик нейтрализации негативных последствий дистрессов, однако все они имеют одну общую черту: в основе любой из них лежит процесс релаксации.
Релаксация — это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения. Релаксация является очень полезным методом, поскольку овладеть ею довольно легко — для этого не требуется специального образования и даже природного дара. Но есть одно непременное условие — мотивация, т. е. каждому необходимо знать, для чего он хочет освоить релаксацию.[18] Методы релаксации нужно осваивать заранее, чтобы в критический момент можно было легко противостоять раздражению и психической усталости. При регулярности занятий релаксационные упражнения постепенно станут привычкой, будут ассоциироваться с приятными впечатлениями, хотя для того чтобы их освоить, необходимы упорство и терпение. Большинство людей настолько привыкло к душевному и мышечному напряжению, что воспринимают его как естественное состояние, даже не осознавая, насколько это вредно. Следует четко уяснить, что, освоив релаксацию, можно научиться это напряжение регулировать, приостанавливать и расслабляться по собственной воле, по своему желанию. Выполнять упражнения релаксационной гимнастики желательно в отдельном помещении, без посторонних глаз. Для этого на предприятиях обычно создаются комнаты психологической разгрузки. Целью упражнений является полное расслабление мышц. Полная мышечная релаксация оказывает положительное влияние на психику и снижает душевное равновесие. Психическая ауторелаксация может вызвать состояние «идейной пустоты». Это означает минутное нарушение психических и мыслительных связей с окружающим миром, которое дает необходимый отдых мозгу. Здесь надо проявлять осторожность и не переусердствовать с отрешением от мира. Именно поэтому многие фирмы имеют в своем штате профессиональных психологов, которые в состоянии сделать процесс индивидуальной релаксации работников управляемым и более эффективным.
2.2 Психологические методы управления рисками
В основе психологических методов управления рисками лежит воздействие руководителя на личность работника. Понимание личности имеет очень большое значение, как для теории, так и для практики современного менеджмента. В первую очередь такое положение вещей обусловлено тем, что личность с точки зрения менеджмента может выступать в двух основных качествах: как субъект управления и как объект управления. В качестве субъекта управления личность представляет собой совокупность основных психологических характеристик руководителя-практика, а в качестве объекта — совокупность индивидуальных качеств подчиненного ему работника.[19] Однако, несмотря на всю важность и значимость понятия «личность», в современной управленческой психологии до сих пор нет единого подхода к определению этого термина. Большинство исследователей считают, что личность есть прижизненно формирующаяся индивидуальная совокупность черт, определяющих образ мышления, строй чувств и специфику поведения конкретного человека. Такое определение, на первый взгляд, по мнению А. Файоля кажется исчерпывающим, но при этом вызывает существенное сомнение утверждение о прижизненном формировании основных характеристик человека как личности.[20] Ведь общеизвестно, что ряд качеств и способностей человек получает «по наследству» от своих предков в виде генетического кода. Исходя из этого, можно с полной уверенностью говорить о том, что часть параметров личности формируется прижизненно, а часть имеет наследственный, врожденный характер.Таким образом,личность можно определить как индивидуальную совокупность прижизненно формирующихся и врожденных черт, определяющих образ мышления, строй чувств и специфику поведения конкретного человека.[21]
В основе личности лежит ее структура, т. е. связь и взаимодействие относительно устойчивых компонентов личности: способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций и мотивации. Способности человека определяют его успехи в различных видах деятельности. От темперамента зависят его реакции на окружающий мир. Характер определяет его поступки в отношении других людей. Волевые качества характеризуют стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация — это соответственно переживания людей и побуждение к деятельности и общению.
В основе механизма действия психологических методов управления рисками лежит целенаправленное воздействие менеджера на потребности исполнителей. Указанное воздействие осуществляется посредством применения мер нематериального стимулирования.[22] Основными формами нематериального поощрения работников являются:
• объявление благодарности;
• выдача премии;
• награждение ценным подарком;
• награждение почетной грамотой;
• занесение в Книгу почета, на Доску почета.
Вышеприведенный перечень мер поощрения не является
исчерпывающим. Правилами внутреннего трудового распорядка и другими локальными нормативными актами, а также уставами и положениями могут быть предусмотрены и другие нематериальные меры поощрения. Этими же актами могут вводиться и свои почетные звания: «Лучший работник», «Ветеран труда» и т. д. Практике известна и такая мера поощрения, как вручение личного клейма, дающего работнику право сдавать изготовленную им продукцию без проверки отделом технического контроля. Существуют и другие формы нематериального поощрения, такие как продвижение по службе, предоставление возможностей для дальнейшего обучения, поручение более ответственных заданий. Все эти способы основаны на принципе повышения заинтересованности работника в своем труде.
Вышеперечисленные способы стимулирования работников составляют основу мобилизационных и седативных методов управления. Сущность мобилизационных методов состоит в побуждении работника к активным действиям, направленным на достижение целей организации. Седативные методы направлены на нейтрализацию деятельности работника с целью предоставления ему рекреационных возможностей (т. е. возможностей для наиболее полного восстановления своего трудового потенциала в процессе отдыха).
Проблема психологических методов управления рисками особенно актуализируется сегодня в связи с переориентацией нашей страны на инновационный путь развития. Прогресс современной экономики неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Благодаря опережающим темпам развития науки и техники в деловой и экономической жизни постоянно возникают новые виды предпринимательской деятельности, на рынке появляются новые товары, в производство внедряются новые технологии, осваиваются нетрадиционные методы товаропродвижения. В связи с этим все большее значение в бизнесе приобретают инновационные риски.
Инновационные риски — это вероятность потерь при запуске в производство новых товаров и услуг, которые, возможно, не найдут ожидаемого спроса на рынке, и при освоении новых технологий, которые могут не обеспечить ожидаемого повышения эффективности производства.[23] Инновационные риски могут возникать в следующих основных ситуациях:
1) При внедрении более дешевого метода производства товара или услуги по сравнению с уже использующимися. Подобные инвестиции будут приносить фирме временную сверхприбыль до тех пор, пока она является единственным обладателем данной технологии. В данной ситуации фирма сталкивается лишь с одним видом риска — возможней неправильной оценкой спроса на производимый товар;
2) При создании нового товара или услуги на старом оборудовании. В этом случае к риску неправильной оценки спроса на новый товар или услугу добавляется риск несоответствия качества товара или услуги установленным стандартом в связи с использованием старого оборудования;
3) При производстве нового товара или услуги при помощи новой техники и технологии. В данной ситуации инновационный риск включает в себя: риск того, что новый товар или услуга может не найти покупателя; риск несоответствия нового оборудования и технологии необходимым требованиям производства нового товара или услуги; риск невозможности продажи созданного оборудования, если оно не подходит для производства иной продукции, в случае неудачной реализации инновационного проекта.
Уровень инновационных рисков достаточно высок. Возможность потерь и неудач в этой сфере гораздо выше, чем во всех остальных. Достаточно сказать, что в среднем только четыре из десяти инновационных проектов заканчиваются успешно, остальные шесть, согласно данные статистики, заведомо обречены на неудачу. Именно поэтому венчурные компании (фирмы, занимающиеся разработкой и внедрением инновационных проектов) при планировании своей финансово-хозяйственной деятельности используют самые высокие ставки рентабельности.
Глава 3. Степень готовности к риску как личностная
характеристика
Тест «Темперамент личности» (двухфакторная модель измерения
экстравертированности и нейротизма Г. Айзенка)
Тест может использоваться для определения базовых личностных качеств и особенностей работников, которые необходимо учитывать в процессе руководства коллективом, для обеспечения психологической совместимости и повышения эффективности взаимодействия сотрудников, особенно в условиях сплоченных рабочих групп и команд.
С помощью тест-опросника Г. Айзенка определяются две основные характеристики личности: «экстраверсия — интроверсия» и «эмоциональная неустойчивость — стабильность». Первая характеристика подразделяет всех сотрудников на экстравертов («обращенных наружу») и интровертов («обращенных в себя»).
Экстраверты требуют постоянной, стимуляции от окружающей среды. Они общительны, стремятся к новым впечатлениям, любят перемены, готовы к быстрым реакциям. Для них характерна раскованность поведения, склонность к риску, оптимистичность, веселость, вспыльчивость и агрессивность, поверхностность в восприятии людей и явлений. Интроверты , наоборот, живут своим богатым внутренним миром, черпают изнутри стимулы своей жизненной активности. Они замкнуты, малообщительны, медлительны, серьезны, сдержанны, любят порядок, склонны к самосозерцанию, дружат преданно, но с немногими людьми, избегают шумных компаний.
В реальной жизни редко встречаются «чистые» экстраверты или интроверты, обычно люди занимают позиции между этими двумя крайними полюсами. Вторая характеристика, определяемая с помощью данного теста, — «эмоциональная неустойчивость — стабильность». В соответствии с ней все люди подразделяются на тревожных (нестабильных) и эмоционально устойчивых (стабильных) личностей. Эмоциональную нестабильность характеризует постоянное эмоциональное напряжение, переживание личной угрозы, повышенная чувствительность к неудачам и ошибкам, склонность к самообвинениям, стремление к самосовершенствованию. Эмоциональная стабильность характеризуется, противоположными свойствами — уравновешенностью, помехоустойчивостью, холодностью, негибкостью, неспособностью сочувствовать другим людям. Крайние значения этого свойства у человека встречаются редко, обычно они представлены в той или иной пропорции.
Тест «Готовность к риску» (PSK Шуберта)
Тест позволяет оценить степень готовности к риску. Риск понимается как действие наудачу в надежде на счастливый исход или как возможная опасность, как действие, совершаемое в условиях неопределенности.[24]
В целях изучения корреляции гендерных особенностей и склонности к риску со студентами ВГНА было проведено тестирование «Темперамент личности» и «Готовность к риску».
Методика тестирования : группе были розданы анкеты из 57 вопросов для определения своего темперамента и 25 вопросов для выявления склонности к риску. Был проведен инструктаж группы, рекомендовано:
— Отвечать на вопросы максимально искреннее для получения более объективных результатов о самом себе;
— Отвечать так, как опрашиваемым подсказывает интуиция при первом прочтении вопроса.
Контингент : 25 студентов 2-ого курса, специальность УПО, факультет финансово-экономический. Погрешность выборки достаточно высокая, т. к. был опрошен не значительный контингент студентов. Однако наша основная задача заключалась в апробации методики, что и успешно было сделано.
В тестировании приняли участие 25 человек. Из них 21человек — женского пола и 4 — мужского пола.
Среди протестированных преобладают холерики (40%) и меланхолики (40%), меньшинство составили сангвиники и флегматики – 8% и 12% соответственно.
Достаточно большое количество меланхоликов (40%) и флегматиков (12%), безусловно, нетипичны для средней студенческой группы, что и оказало влияние на результат исследований.
1) Основная часть опрошенных студентов имеют среднюю склонность к риску – 48% протестированных
Таблица 1
Всего 100% — 25 чел. |
8% (2 чел.) | 48% (12 чел.) | 44% (11 чел.) |
Холерик | 50% | 41,7% | 36,4% |
Меланхолик | 50% | 33,2% | 45,5% |
Флегматик | 0 | 16,6% | 9,1% |
Сангвиник | 0 | 8,3% | 9,1% |
Высокая склонность к риску | Средняя склонность к риску | Низкая склонность к риску |
2) Опрошенной группе больше присуще средняя и низкая склонность к риску (таковых оказалось 92%), чем высокая и средняя склонность к риску- в совокупности (56%)
3) Высокая склонность к риску характерна только для 8% опрошенных (См. таблицу 1).
Высокая готовность к риску сопровождается, как правило, низкой мотивацией к избеганию неудач (защите) .
4) Среди лиц, для которых характерна средняя склонность к риску, преобладают холерики. Если для большинства холериков 41,7% характерна средняя склонность к риску, то для большинства меланхоликов присуще низкая склонность к риску.
5) Если холерикам и меланхоликам присуще высокая и средняя склонность к риску, то флегматикоам средняя и низкая склонность.
6) Таким образом, прослеживается определенная связь между темпераментом человека и его склонностью к риску.
Результаты нашего исследования могут быть дополнены интересными выводами, сделанными учеными в ряде научных исследований:
1) У женщин готовность к риску реализуется при более определенных условиях, чем у мужчин;
2) В условиях группы готовность к риску проявляется сильной, чем при действиях в одиночку, и зависит от групповых ожиданий.
3) С возрастом готовность к риску падает.
К сожалению, отсутствие гендерного равновесия в опрошенной группе, не позволяет в нашем исследовании изучить корреляцию социального пола и склонности к риску.
Заключение
Любой бизнес связан с неопределенностью, со многими опасностями, с конкуренцией. Риск — неотъемлемая часть деловой активности на любом рынке. Особенно рискованный характер имеет предпринимательская деятельность в современной России.
Любому предприятию, которое не хочет внезапно разориться, необходим комплекс мер по снижению вероятности наступления случайных негативных событий и их последствий.
Проведенная нами работа позволяет более четко понять, что собой представляет риск-менеджмент, каковы особенности принятия решения в условиях риска, каковы социально-психологические факторы риска.
Практическая часть работы показала, что опрошенной группе больше присуще средняя и низкая склонность к риску (таковых среди тестируемых оказалось 92%), результаты тестирования подтвердили наличие определенной связи между темпераментом человека и его склонностью к риску.
Список использованной литературы:
1. Фомичев А. Н. риск-менеджмент: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»,2008. – 376с.
2. Балдин К. В. Риск-менеджмент: М.: Издательство Эксмо 2006
3. Орлов И. А. Теория принятия решений: Учебное пособие. – М.: Издательство «Март»,2004
4. Ларичев О.И Теория и методы принятия решений: — М.: Издательство «Логос»,2000. – 296с.
5. Пугачев В. П. Руководство персоналом: Практикум.: Учеб. Пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 316с.
6. http://vsetesti.ru
Приложение
№ | Темперамент | Пол | Склонность к риску |
1 | холерик | мужской | больная |
2 | меланхолик | женский | большая |
3 | холерик | женский | низкая |
4 | холерик | женский | низкая |
5 | меланхолик | женский | низкая |
6 | сангвиник | женский | низкая |
7 | холерик | женский | низкая |
8 | меланхолик | женский | низкая |
9 | холерик | мужской | низкая |
10 | меланхолик | женский | низкая |
11 | меланхолик | женский | низкая |
12 | меланхолик | женский | низкая |
13 | холерик | женский | средняя |
14 | меланхолик | женский | средняя |
15 | флегматик | мужской | средняя |
16 | холерик | женский | средняя |
17 | флегматик | женский | средняя |
18 | меланхолик | мужской | средняя |
19 | холерик | женский | средняя |
20 | меланхолик | женский | средняя |
21 | холерик | женский | средняя |
22 | сангвиник | мужской | средняя |
23 | холерик | женский | средняя |
24 | меланхолик | женский | средняя |
25 | флегматик | женский | средняя |
[1] Фомичев А. Н. Риск-менеджмент: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008.
[2] Балдин К. В. Риск-менеджмент: М.: Издательство Эксмо 2006
[3] Борохов Э. Энциклопедия афоризмов: Россыпи мыслей. – М.:АСТ, 2001. С. 482.
[4] Татеиси К. Вечный дух предпринимательства: Практическая философия бизнесмена. / Пер. с англ. – М.: Моск. Бизнес, 1990. С. 56.
[5] См.: Лукашин В. И. Экономическая безопасность: Учебно-практич. пособие / Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики. – М.: МЭСИ, 1999. С. 5.
[6] Фомичев А. Н. риск-менеджмент: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008.
[7] См.: Мак-Мак В. П. Служба безопасности предприятия. Организационно-управленческие и правовые аспекты деятельности. – М.: Мир безопасности, 1999. С. 3.
[8] Фомичев А. Н. риск-менеджмент: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008.
[9] Фомичев А. Н. риск-менеджмент: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008.
[10] Балдин К. В. Риск-менеджмент: М.: Издательство Эксмо 2006
[11] См.: Максимцов М. М., Игнатьева А. В., Комаров М. А. и др. Менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. М. М. Максимцова, А. В. Игнатьевой. – М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 1998. С. 213-218
[12] Фомичев А. Н. риск-менеджмент: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008.
[13] Фомичев А. Н. Риск-менеджмент: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008.
[14] Ларичев О.И Теория и методы принятия решений: — М.: Издательство «Логос»,2000. – 296с.
[15] Орлов И. А. Теория принятия решений: Учебное пособие. – М.: Издательство «Март», 2004
[16] См.: Карпова Т.П Управленческий учет: Учебник для вузов. – М.: Аудит; ЮНИТИ, 1998. С. 35-36
[17] Орлов И. А. Теория принятия решений: Учебное пособие. – М.: Издательство «Март», 2004
[18] Ларичев О.И Теория и методы принятия решений: — М.: Издательство «Логос», 2000.
[19] Орлов И. А. Теория принятия решений: Учебное пособие. – М.: Издательство «Март», 2004
[20] Фомичев А. Н. Риск-менеджмент: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008.
[21] Ларичев О.И Теория и методы принятия решений: — М.: Издательство «Логос», 2000.
[22] Орлов И. А. Теория принятия решений: Учебное пособие. – М.: Издательство «Март», 2004
[23] Балдин К. В. Риск-менеджмент: М.: Издательство Эксмо 2006
[24] http://vsetesti.ru/28/