КУРСОВАЯ РАБОТА
Психологические и юридические особенности материнства среди несовершеннолетних
Направление/специальность «Психология девиантного поведения»
Москва, 2014
Оглавление
Введение
1.Юридические особенности материнства среди несовершеннолетних
.Материнство как психологическое явление
.Психологические особенности материнства среди несовершеннолетних
.1Особенности личности подростка
.2Особенности личности несовершеннолетней матери
Заключение
Список использованных источников
Введение
Одним из центральных вопросов для человека современного общества являются риски и способы их предотвращения, минимизации и управления ими. Риск можно трактовать как возможность наступления событий с отрицательными последствиями, возникшая в связи с предпринимаемыми действиями, а также сами действия, при которых достижение желаемого результата связано с такой опасностью.
Во всем мире, несмотря на свободный доступ к современным средствам контрацепции, идет омоложение ранней беременности, когда возраст роженицы едва достигает 15-16 лет. И если в российском обществе данное явление по большей степени умалчивается и игнорируется, то в ряде зарубежных стран несовершеннолетнее материнство рассматривается не только в научных трудах, но и в популярной литературе, и даже кинематографе.
Материнство в юном возрасте сопровождается рядом затруднений жизнедеятельности, разрешение которых в значительной степени зависит как от самих подростков и их семей, так и от общества. Юная мать нередко лишена экономической и психологической поддержки, что негативно отражается на ее социальном самочувствии и эффективности адаптации к роли матери.
Актуальность выбранной темы обуславливается следующим:
.правовое просвещение подростков остается на низком уровне, что недостаточно для их успешной социализации и адаптации;
.изучение психологии материнства — одна из малоразработанных наукой областей;
.несовершеннолетнее материнство в современном российском обществе практически не признается и депроблематизируется на публичных аренах.
Наркомания среди несовершеннолетних
... данной темы; во-вторых, выделить направления предупреждения наркомании среди несовершеннолетних. В настоящее время степень освещения темы данной курсовой работы в юридической литературе ... описал профилактические меры наркомании, Жилкин Р.Л., рассмотрел тенденции развития наркомании среди несовершеннолетних. В подростковом и юношеском возрасте начинает складываться ценностно-смысловая ...
Цель: выделить психологические и юридические особенности материнства среди несовершеннолетних
Объект: материнство среди несовершеннолетних
Предмет: психологические и юридические особенности материнства среди несовершеннолетних
Задачи:
.рассмотреть юридические особенности материнства среди несовершеннолетних;
.рассмотреть материнство как психологическое явление;
.рассмотреть психологические особенности материнства среди несовершеннолетних.
1. Юридические особенности материнства среди несовершеннолетних
В современном законодательстве Российской Федерации вопрос несовершеннолетнего родительства (в частности, несовершеннолетнего материнства) является мало разработанным. Это связано с тем, что несовершеннолетнее материнство депроблематизируется в большинстве сфер жизни современного российского общества. Избегание либо резко негативная трактовка темы несовершеннолетнего материнства в СМИ, отсутствие грамотно составленной и стабильной системы социальной поддержки несовершеннолетних матерей, заведомая нелигитимность (незаконность) подростковой беременности, а так же слабая половая просвещенность подростков — все это приводит к тому, что столкнувшись с беременностью девочки-подростка, ее семья, чаще всего, ни только не готова к помощи ребенку, но и не может получить необходимую информацию и поддержку по данному вопросу. В связи с неподготовленностью своей семьи, девочка-подросток часто старается скрыть факт беременности от окружающих, решается на нелегальный аборт и самопроизвольное прерывание беременности [12, 17].
Анализируя юридически обозначенные права и обязанности родителей, [19] можно сделать следующее заключение: несовершеннолетние матери, в целом, обладают такими же правами и обязанностями, как и совершеннолетние матери (в том числе, право на получение педагогической, материальной, медицинской и других видов помощи и поддержки).
И все же, родительские права и обязанности могут быть ограничены в связи с возрастом матери, а точнее в связи с отсутствием ее полной дееспособности. До достижения несовершеннолетней матерью возраста шестнадцати лет воспитание ребенка осуществляется совместно с назначенным опекуном. По достижении шестнадцатилетия, маленькая мама имеет право самостоятельно воспитывать и растить ребенка, а так же может вступить в брак, тем самым приобретая полную дееспособность.
В любом случае, не зависимо от дееспособности несовершеннолетней матери, у нее есть обусловленные права и обязанности по отношению к ее ребенку, в первую очередь, а так же по отношению к родственникам ребенка, будь то его отец, бабушки или дедушки, братья или сестры и т.д. Во-первых, родительские права и обязанности по отношению к ребенку равны как для матери, так и для отца. Знание данного положения позволяет распределять заботу о благополучии ребенка в равноценных долях между его родителями. Даже если один из родителей проживает отдельно от ребенка, то это не лишает его права на получение информации о ребенке, на общение с ним, а так же на полноценное участие в жизни ребенка. Во-вторых, родители не вправе препятствовать общению ребенка с его бабушками, дедушками, братьями, сестрами и другими родственниками, как по материнской, так и по отцовской линии.
Методические рекомендации для студентов по курсу «Профилактика ...
... - получить научные представления об источниках и способах распространения ВИЧ-инфекций среди несовершеннолетних в образовательной среде; - ознакомиться с базовыми основами построения профилактической деятельности ... риск заражения при половом контакте. Передача ВИЧ от матери к ребенку. Заражение при инъекционном употреблении наркотиков. Переливание зараженной крови. Профессиональнoe заражение ...
Среди родительских обязанностей, стоит выделить воспитание ребенка, забота о его физическом, психологическом, моральном и других видов развития, здоровья и благополучия. Родители обязаны защищать права и интересы своего ребенка (при их совпадении), либо предоставить право защищать права и интересы ребенка органом опеки (при наличии противоречий интересов и мнений между ребенком и его родителями).
Обеспечение получения ребенком общего образования так же возлагается на родителей, вместе с тем наделяя их правом выбирать образовательное (или образовательные) учреждения для ребенка, форму обучения с учетом мнения ребенка.
Родителям, независимо от их возраста и дееспособности, важно не забывать, что 1) обеспечение интересов ребенка — это предмет их основной заботы; 2) причинение какого-либо вреда ребенку, а так же унижение, оскорбление, грубое или жестокое обращение и т.п. по отношению к ребенку в любом случае недопустимы; 3) никто не вправе незаконно удерживать ребенка у себя; 4) нарушение прав ребенка, пренебрежение своими родительскими обязанностями и злоупотребление родительскими правами караются ограничением родительских прав, либо лишением оных.
материнство инстинкт несовершеннолетний
2. Материнство как психологическое явление
Если обобщать все основные направления исследований, то можно обнаружить, что материнство как психологический феномен рассматривают с двух основных позиций: материнство как обеспечение условий для развития ребенка и материнство как часть личностной сферы женщины [14]. Свойство матери эмоционально переживать стимуляцию от ребенка и выражать свои эмоции во взаимодействии с ним, стремиться участвовать в его жизни рассматривается как ее природная способность [2]. Степень выраженности материнского инстинкта зависит от того, насколько сильны в обществе механизмы и процессы, направленные на игнорирование, подавление значимости детородных качеств женщины [9, 15].
Выделяется ряд факторов, положительно влияющих на созревание и появление материнского инстинкта [18]:
.прообраз материнства;
Копия 2 распр.нарушения у детей
... четвертой групп. Большинство авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно‑двигательной ... определять развитию мышечного, осязательного, зрительно‑осязательного восприятия. Если целостное восприятие у ребенка достаточно развито, можно проводить занятия по развитию других психических функций ( ...
.желание иметь детей, установка на них;
.положительный отклик на беременность;
.нежность к зарождающейся жизни;
.чувство жалости и сострадания к ребенку;
.эмоциональная отзывчивость матери.
Между тем, ряд исследователей полагают, что материнский инстинкт не заложен природой, а формируется в процессе взросления женщины. Э. Бадинтер полагает, что материнская любовь (а не инстинкт) зависит от того, какая из трех основных женских ролей во взаимосвязи друг с другом является главенствующей: роль матери, жены или свободно реализующейся женщины [14].
Образ идеальной женщины:
.идеальная женщина не сталкивается с незапланированными беременностями, потому что всегда реалистично оценивает ситуацию, не поддаваясь чувствам;
.она обладает адекватно высокой самооценкой;
.осознанно и эффективно планирует свою деятельность;
.став матерью, всегда готова к взаимодействию с ребенком;
.не подвержена депрессивным настроениям, переживаниям вины и стыда;
.сама справляется со всеми проблемами.
Данный образ частично противоречит сопоставим с современным образом матери. Мать, которая оценивает ситуацию не опираясь на чувственный опыт, в меньшей степени способна установить психологический контакт со своим ребенком. Эксперименты Г. Харлоу, посвященные изучению депревации материнского воспитания, позволяют сделать вывод, что психологический контакт между матерью и ребенком крайне важен. К тому же, данный образ не указывает на взаимодействие женщины с отцом ребенка после зачатия ребенка.
Таким образом, в идеале, мать должна:
.сознательно желать быть матерью;
.быть эмоционально отзывчивой по отношении к своему ребенку;
.обладать объективно высокой самооценкой, при этом не избегать обращения к специалистом в случае возникновения каких-либо проблем;
.направлять свою деятельность на успешное физическое развитие, воспитание ребенка, формирование его как целостной личности.
В кинематографе множество картин посвящено материнской роли. Здесь и отечественные и зарубежные фильмы и сериалы самых разных жанров: от драмы до документального фильма, от повседневности до фантастики и фэнтези. Они повествуют о периоде беременности, о матерях с младенцами и матерях с детьми-подростками. Образ материнства в кинематографе нередко занимает нишу особой ценности, даже чуда.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ЖЕНЩИНЫ – ПРЕСТУПНИЦЫ
... ее особенностей. Основной задачей работы является ознакомление с особенностями личности женщин совершивших преступление. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ЖЕНЩИНЫ – ПРЕСТУПНИЦЫ Личность ... жизни. Личность корыстно-насильственных преступниц обладает целым рядом отличительных признаков: демографических, нравственных, уголовно-правовых, психологических. Эти признаки и особенности личности ...
В целом, фильмы и сериалы о материнстве показывают зрителю все те особенности, которые были названы выше, оказывают существенное влияние на формирование положительного восприятия данного явления.
3. Психологические особенности материнства среди несовершеннолетних
.1 Особенности личности подростка
Подростковый возраст не зря считается одним из самых сложных периодов в жизни человека. Ввиду отсутствия в современных условиях преемственности между детством и взрослостью, можно говорить о маргинальности подросткового периода [16]. Подросток уже не ребенок, но еще и не взрослый. Он теряет часть привилегий, доступных детям, и приобретает обязанности, характерные для взрослого человека. Наступает так называемый «переходный возраст», основная цель которого — окончательная подготовка молодого человека к взаимодействию с социумом, к приобретению статуса взрослого и, как следствие, к обретению полной дееспособности, полной ответственности за себя, свои действия и свою жизнь.
В первую очередь происходят существенные изменения в физиологии подростка, напрямую связанные с половым созреванием. Начинают вырабатываться гормоны, под влиянием которых проявляются вторичные половые признаки (например, щетина у мальчиков и менструальный цикл у девочек).
Бурный физический рост организма сопровождается изменениями пропорций тела, появляется подростковая угловатость, в связи с чем подросток чувствует себя неловким и неуклюжим [16].
Половым созреванием обусловлены и психологические особенности, характерные подростковому возрасту: завышенные притязания к себе и окружающим, резкие перепады настроения, амбивалентность чувств, стремление к автономии и т.д. [3, 16]. Дандарова Ж.К., Костромина С.Н., Реан А.А., Петанова Е.И. и Розум С.И. говорят об основных явлениях, присущих подростковому возрасту [16]:
. ПОДРОСТКОВЫЙ КОМПЛЕКС ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ
В связи с появлением в организме подростка новых гормонов, его психика становится нестабильной, что в первую очередь сказывается на его эмоциях. Реакции на одно и то же событие могут существенно различаться, завися от субъективного состояния подростка. Если он испытывает даже слабовыраженный дискомфорт, то может «выплеснуть» все негативные эмоции на окружающих, и наоборот, в приподнятом настроении подросток способен игнорировать события, не соответствующие его внутреннему состоянию. Так же к подростковому комплексу эмоциональности относят и амбивалетность чувств («люблю и ненавижу», «и смешно, и грустно» и т.п.).
Психофизиологические особенности личности детей разных возрастов. ...
... имеют хороший самоконтроль, низкий уровень тревожности и напряженности. Характерной особенностью детей с конформным типом личности является недоразвитие познавательной деятельности, что затрудняет усвоение учебной ... подвижность нервных процессов) выполнили Л.М. Сухарева, К.Э. Павлович, Н.А. Бесстрашная. Подростки обоего пола отличаются от взрослых более высокой возбудимостью нервной системы. ...
. ПОДРОСТКОВАЯ СЕНСИТИВНОСТЬ
Сенситивность, в быту более известная как эмпатия, так же не чужда подростковому возрасту. С развитием самосознания, подросток ищет ответ на вопросы: «Кто я?» и «Что думают другие люди?» Чтобы найти ответы, ему приходится прислушиваться к чувствам окружающих людей, сравнивая их с самим собой.
На основе опыта подростка формируется личное восприятие окружающего мира и система стабильных реакций на происходящие внешние изменения. Если в детстве ребенок руководствуется мнениями старших, то подросток «сам себе на уме», то есть действует в рамках своих предпочтений и взглядов.
. ПОТРЕБНОСТЬ В АВТОНОМИИ И СТРЕМЛЕНИЕ К ЭМАНСИПАЦИИ
Находясь в маргинальном положении, в одном случае, подросток стремится отделиться от родителей, все больше проявляет самостоятельность, порой доводящую до абсурда, желая присоединиться ко взрослым. В другом случае, может присутствовать регрессия к ранним этапам детства, проявляющаяся в нежелании принимать на себя какую-либо ответственность, к увеличению зависимости от родителей.
. ПОДРОСТКОВАЯ РЕАКЦИЯ ГРУППИРИРОВАНИЯ
Если в доподростковом возрасте авторитетом для ребенка были родители, другие члены семьи и учителя, то для подростка важнее всего мнение сверстников. В связи с этим он предпочитает проводить время с людьми со схожими интересами, увлечениями и взглядами на ту или иную сторону жизни. Например, увлеченность рок-музыкой приводит к знакомству с неформальной субкультурой и дальнейшему присоединению подростка к ней.
Эриксон Э. говорит от семи конфликтах подросткового возраста [4]:
. формирование временной перспективы
. уверенность в себе
. ролевое экспериментирование
. ученичество
. сексуальная ориентация
. отношения подчинения/доминирования
. система принципов или идеологическая убежденность
В зависимости от того, насколько успешно подросток справился с конфликтами, перечисленными выше, складывается его идентичность с одним из вариантов исхода: позитивным или негативным. Позитивный исход психосоциального развития личности подростка характеризуется достижением идентичности (т.е. принятие самого себя, определение своей роли и места в обществе) и способностью к ролевому постоянству. При негативном исходе формируется диффузная идентичность [7]. Пожалуй, одним из наиболее верных признаков смешанной идентичности является невозможность дать ответ на вопрос «Кто я?».
Психология личности подростка
... период знаменуется бурным психофунологическим развитием и перестройкой социальной активности ребенка. Происходят изменения во всех сферах личности. В связи с работами, которые проводила я, я ... самооценки. В моей работе меня интересуют два основных понятия: уровень самооценки подростка и уровень тревожности. Тревожность Неустойчивость эмоциональной сферы характеризуется высоким уровнем тревожности. ...
Синдром патологии идентичности — явление, рассмотренное И.А. Баевой по отношению к подростковому возрасту. Она указывает следующую симптоматику [13]:
. регрессия к инфантильному уровню, желание как можно дольше отсрочить обретение взрослого статуса
. смутное, но устойчивое состояние тревоги
. чувство изоляции и опустошенности
. постоянное пребывание в состоянии ощущения чего-то, что может изменить жизнь
. страх перед глубоким личностным общением
. враждебность и презрение ко всем признанным общественным ролям, вплоть до ролей мужчины и женщины («унисекс»)
. агрессия к привычному, иррациональная тяга к «другому», «хорошо там, где нас нет»
Большинство исследователей (Фрейд З.), рассматривают инфантилизм как результат работы защитных механизмов (в том числе, регрессии), инфантильность помогает индивиду закрыться от фрустрирующих обстоятельств, игнорировать их наличие и влияние. Избегание «разговоров по душам», постоянное ожидание того, что изменит жизнь, а так же противопоставление себя обществу, асоциальный образ жизни ведут формированию устойчивого состояния тревоги и «вакуума», которые, в свою очередь, являются основой для развития неврозов.
Подростки из неблагополучных семей относятся к группе риска в формировании патологии идентичности. Исследования Смыковой Т.А. позволили выделить особенности личности таких подростков [11]:
. низкая сформированность интеллектуальных функций
. слабая активность мыслительных процессов
. недостаточная развитость высших форм мышления (логического, абстрактного)
. низкая выраженность познавательных интересов
. ориентированность на непродуктивные стили поведения
. плохое овладение социальными нормами
. неуверенность в себе
. робость и застенчивость
. преобладание мотивации избегания неудач
. недобросовестность
. безответственность
. пониженный уровень самоконтроля
. плохое понимание социальных нормативов
Психологическая помощь матерям, родившим детей с перинатальной ...
... продолжительность беременности. Дети, родившиеся до 38 недель беременности, считаются недоношенными. Принято дифференцировать недоношенных детей. группа - дети, рожденные весом меньше 1000 г. группа - дети, рожденные ... особенностей внутриутробного периода (болезнь матери, патологическое развитие плода), осложнений в родах (асфиксия инфицирования ребенка). Как известно ЦНС тесно связана ...
. неустойчивость и ситуационная обусловленность поведения
. недостаточное развитие волевых качеств
Как можно увидеть, подростки из неблагополучных семей испытывают трудности в процессе социализации, плохо адаптируются к изменяющимся условиям жизни. Они не способны полноценно исполнять общественные роли, не соответствуют и, в частности, не желают соответствовать общественных нормам.
Обращаясь к вопросу особенностей личности подростка, не стоит забывать, что «подросток — человек, который вовне демонстрирует максимально противоположное тому, что есть внутри» [13].
.2 Особенности личности несовершеннолетней матери
Существует ряд положений, в связи с которыми рассматривается проблема подросткового материнства [17]:
.подростковая беременность заведомо нелигитимна;
.преемственность между детством и взрослостью отсутствует;
.профессионализация беременности и детства.
Первые два положения уже были рассмотрены ранее. Третье становится все более актуальным в современных условиях: существует множество специализаций, направленных на мать и ребенка. Они рассматриваются с медицинской, психологической, социальной и иных точек зрения. Сейчас материнство все чаще воспринимается в качестве науки, а не естественного социально-личностного явления.
Выделяется три подхода к пониманию подростковой беременности и материнства [23]:
.патологизирующий (проблема в психическом неблагополучии девушки);
.традиционалистский (проблема в семье, в уходе от семейных ценностей);
.оппозиционный (проблема в системе социального обеспечения, не оказывающей должно поддержки подросткам)
В своих работах Арчакова Т.О. дает следующую характеристику матери-подростка:
.низкие навыки планирования;
.заниженная самооценка;
.низкая мотивация к учебе и профессиональному самоопределению;
.склонны излишне романтично воспринимать действительность;
.относятся к группе риска по возникновению послеродовой депрессии и формированию девиантного материнства;
Психология детей с задержкой психического развития (ЗПР)
... в связи с недостаточной психологической готовностью к систематическим занятиям. У некоторых детей ослаблена способность концентрации внимания на выполнении предложенного задания, или труда, оставаться ... радиация, высокочастотные токи, повышенная вибрация и прочее), химические вещества, заболевания матери, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору. Мозг наиболее чувствителен к различным ...
.часто — изоляция от сверстников;
.чувство вины по отношению к своей матери;
.восприятие ребенка как «продолжение» кого-то другого, а не как самостоятельную личность.
Исследование «Основные жизненные ориентации и установки девушек в современном мире», проведенное в Германии, выявляют следующую тенденцию: возраст девушки и ее направленность на рождение ребенка и создание семьи прямо пропорциональны друг другу [22].
Исследования российских ученых (Силасте Г.Г., Фисун Е.В., Голод С.И. и другие) подтверждают наличие данной тенденции [6, 8, 20, 21, 22]. Для девушек-подростков характерны «игнорирование» симптомов беременности, слабая эмоциональная реакция и искажение представлений о беременности [1].
Вместе с личностными характеристиками несовершеннолетней матери следует учитывать и распространенные последствия ранней беременности [5, 10]:
.физиологическая и психологическая неготовность к рождению и воспитанию ребенка;
.отсутствие мужа или его неготовность к созданию семьи;
.зависимость в принятии решений от родителей;
.социальные трудности из-за необходимости закончить образование и получить работу;
.правовая некомпетентность;
.негативные стереотипы со стороны общества;
.перенос «осуждающего» отношения с несовершеннолетней матери на ее ребенка;
Все это негативно сказывается на успешности выполнения роли матери подростком, так или иначе, необходима дополнительная поддержка и помощь со стороны более опытных людей: родителей и близких, педагогов-психологов.
Отечественных фильмов, посвященных подростковому материнству, крайне мало, к тому же, они малоизвестны в обществе. Зато это явление широко представлено в зарубежном кинематографе. Сразу вспоминаются такие картины, как «Juno» (2007, США), «Mother and Child» (2009, США и Испания), «Prengnancy Pact» (2010, США), «The Secret Life of the American Teenager» (2008 — 20013, США), «16 and Pregnant» (2009 — …, США) и другие.
Зарубежные кинокартины отлично показывают, как делать не надо и что делать, если подросток забеременел. Они формируют точные представления о явлении подросткового материнства, дают прямые советы и рекомендации в той или иной ситуации, а так же указывают на все те характерные особенности, которые присущи матери-подростку.
Заключение
Юридические права и обязанности несовершеннолетней матери мало чем отличаются от прав и обязанностей совершеннолетней матери. Ввиду несовершеннолетия и отсутствия полной дееспособности действуют некоторые ограничения по отношению к юной матери, целью которых является оказание помощи подростку на ранних этапах ухода за младенцем.
Для успешного воспитания ребенка, мать должна:
.сознательно желать быть матерью;
.быть эмоционально отзывчивой по отношению к своему ребенку;
.обладать объективно высокой самооценкой, при этом не избегать обращения к специалистом в случае возникновения каких-либо проблем;
.направлять свою деятельность на успешное физическое развитие, воспитание ребенка, формирование его как целостной личности.
Ввиду психологических особенностей своего возраста, девочка-подросток не может полноценно исполнять материнские обязанности без какой-либо поддержки со стороны родителей, родственников, отца ребенка (мужа), педагогов и органов социальных служб.
Список использованных источников
1.Брутман В.И., Родионова М.С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности // Вопросы психологии. 1997. № 6. С. 38-41.
.Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери — М.: Класс, 2007. — 80 с.
.Возрастная психология / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. — Москва : Академический проект, 2008. — 668 с.
.Восемь возрастов человека / Э. Эриксон. — Москва, 2009 // Психология личности : хрестоматия / ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырей, В.В. Архангельская. — Москва : АСТ : Астрель, 2009. — С. 388-403.
.Ежегодный государственный доклад. «О положении детей РФ» // Ломоносовские чтения 2002 г. // Молодые ученые. М.: Синертия, 2000
.Журавлева И.В. Социология здоровья и медицины // Репродуктивное здоровье подростков и проблемы полового просвящения. 2004. С. 37-38, 41-44, 45-49.
.Идентичность: юность и кризис : учебное пособие : пер. с англ. / Э. Эриксон. — 2-е изд. — Москва : Флинта : МПСИ : Прогресс, 2006. — 352 с.
.Кон И.С. Психология юношеской сексуальности // Советская педагогика. 2010. № 5. С. 66-75
.Культура и мир детства: Взросление на Самоа. Как растут на Новой Гвинее. Отцовство у человека социальное изобретение. Культура и преемственность и др. / Мид М. // Культура и мир детства. — М.: Директ-Медиа, 2008. — 878 с.
.Ланцбург М.Е., Арчакова Т.О. Исследование потребности в социально-психологической поддержке у матерей с детьми младенческого и раннего возраста // Ребенок в современном обществе: Сб. научн. ст. / Научные редакторы: Л.Ф. Обухова, Е.Г. Юдина. Редакционная коллегия: Н.Н. Авдеева, И.А. Корепанова, Е.В. Филиппова. М.: МГППУ, 2007. — 336 с.
.Особенности личности подростков из неблагополучных семей / Т.А. Смыкова. — Москва, 2009 // Другое детство : сборник тезисов участников II всероссийской научно-практической конференции по психологии развития [Москва 25-27.11.2009] / ред. Л.Ф. Обухова, И.А. Корепанова. — Москва : МГППУ, 2009. — С. 44-45.
.Подростковая беременность и юное материнство. Причины, проблемы и пути решения / А.А. Крысько, М.Е. Ланцбург // Современная зарубежная психология ; Journal of modern foreign psychology / ред. Т.В. Ермолова. — 2013. — №1 2013. — С. 88-99.
.Проблемы социализации подростка в постсоветском периоде развития России (психологический анализ молодежной субкультуры) / И.А. Баева // На пороге взросления : сборник научных статей [III всероссийской научно-практической конференции 23-25.11.2011] / ред. Л.Ф. Обухова, И.А. Корепанова. — Москва : Московский городской психолого-педагогический университет, 2011. — 295 с.
.Психология материнства : учебное пособие / Г.Г. Филиппова. — Москва : Институт психотерапии, 2002. — 240 с.
.Психология материнства: концептуальная модель : мнография / Г.Г. Филиппова. — Москва : Институт молодежи, 1999. — 286 с.
.Психология человека от рождения до смерти: полный курс психологии развития : учебное пособие / ред. А.А. Реан. — 3-е издание. — СПб.: Прайм-Еврознак ; М.: Олма-Пресс, 2005. — 416 с.
.Раннее материнство: психологическая проблема или социальный конструкт? / Т.О. Арчакова // Психологическая наука и образование / Ред. В.В. Рубцов, Аркадий Аронович Марголис. — Москва : Психологический институт Российской академии образвания : Международный образовательный и психологический колледж, 2012. — №1 2012. — 111 с.
.Семейная психология : антология / Л.Б. Шнейдер. — Москва : Академический проект : Трикста, 2010. — 720 с.
19.Семейный кодекс РФ (СК РФ) от 29.12.1995 N 223-ФЗ
.Силасте Г.Г. Профессиональная мобильность и социальная адаптация молодых матерей на московском рынке труда // Безопасность Евразии. Научный альманах высоких технологий. 2009. № 3. С. 93-112.
.Силасте Г.Г. Российская женщина в условиях кризиса // Мат-лы научно-практич. конф. к 30-летию принятия Конвенции ООН «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин». 2009. С. 10-21.
.Фисун Е.В. Проблема самореализации в современном мегаполисе как фактор, влияющий на качество эмоционального общения в семье // Психологические проблемы семьи и личности в мегаполисе. 2009. С. 128-140.
23.Kelly D.M. Stigma Stories: Four Discourses About Teen Mothers, Welfare and Poverty // Youth and Society. 1996. № 27. P. 421-449.