ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ В СИТУАЦИИ РАЗВОДА РОДИТЕЛЕЙ
Содержание
- Описание проблемы, ее исследования (теоретическое введение)
- Феноменология проблемы (поведение ребенка)
- Список литературы
Описание проблемы, ее исследования (теоретическое введение) Культура людей немыслима без семьи, любви, детей, супружеских и детско-родительских отношений. Эти отношения уникальны и неповторимы, потенциал их огромен, хотя они несут и положительные, и отрицательные предпосылки, закладывая основы для будущих бед и радостей. Семья как малая социальная группа, с одной стороны, создает благоприятные условия для развития позитивных чувств, поскольку в ней люди более открыты, просты в общении, практически постоянно находятся в личных взаимоотношениях. Родители сознательно стремятся к гармоничному развитию своих детей. Они также, желают того или не желают, передают детям свой телесный организм со всеми его положительными и отрицательными качествами. Наряду с заботой о здоровье ребенка родители также постоянно должны быть ответственными за его духовное развитие. Постоянное совершенствование и возрастание у ребенка духовной энергии, самодеятельности, воли, стойкости, чистых моральных помыслов являются благородной целью родительских забот.
Однако, к сожалению на современном этапе индивидуализация, одиночество в семье, эгоизм внутрисемейного организма, самостоятельность в семье как малой социально-психологической группе, распространение в широком массовом сознании представлений о легкости расторжения брака — сегодня для науки, а самое важное для реальной жизни, стали явлениями привычными. Наиболее заметным явлением, демонстрирующим нарушение единства семьи, является развод, который в современных обществах стал массовым. [6] Проблема развода находится в тесной связи с изменением типа отношений в современной семье: новые модели семьи порождают собственные формы разрыва этих отношений. Если в традиционном браке под разводом понимают разрыв отношений в юридическом, экономическом, психологическом плане, что влечет за собой реорганизацию жизни обоих супругов, то современные формы семейных отношений предполагают, что и после их прекращения психологические аспекты последствий расставания не только сохраняются, но и выходят на первый план. [5] Наиболее часто к распаду супружеских отношений приводят: 1. Бытовые проблемы (жилищная неустроенность, неумение вести хозяйство, материальная необеспеченность, вынужденное раздельное проживание).
Возможности коррекции межличностных отношений в семьях детей ...
... с внешним миром. Исследование данной проблемы даёт возможность выявить особенности родительского отношения к своим детям, отношение детей к родителям, особенности общего интеллектуального ... -родительских отношений, что определяет актуальность избранной темы исследования. Таким образом, в качестве проблемы нашего исследования избраны особенности межличностных взаимоотношений в семье, имеющей детей ...
2. Межличностные конфликты (утрата любви, привязанности, грубость, разные взгляды на жизнь, ревность, мнительность).
3. Внешние факторы (измена, новые чувства к другому человеку, вмешательство родителей или других лиц).
Т.В. Шеляг выделяет четыре стадии дезорганизации семьи: · первая — происходит разрыв эмоциональной связи между супругами («эмоциональный развод»); · вторая — характеризуется разрывом физического (интимного) фактора; · третья — наблюдается «пробный развод» (фактически семья распалась, но юридически развод пока не оформлен); · четвертая — юридический развод. Стадии развода (модель предложенная Кюблер-Россом).
Стадия отрицания (ситуация развода воспринимается выраженной защитой «ничего особенного не произошло», «так будет даже лучше»).
Стадия озлобленности (от душевной боли защищаются озлобленностью по отношению к партнеру, манипулируют детьми).
Стадия переговоров (самая сложная стадия: предпринимаются попытки восстановить брак).
Стадия депрессии (снижается самооценка, появляется ощущение, что жизнь кончилась).
Стадия адаптации (приспособление к новым условиям жизни).
[2] Стратегии поведения в разводной ситуации также могут быть различными: воинственно-ненавидящая (вернуть супруга (супругу) любой ценой).
Здесь нужна победа, но при этом уважения ни к себе, ни к партнеру нет. обострение любви — поиск каких-то вариантов удержать, привлечь партнера. Эта тактика может сработать, только если партнер еще не принял окончательного решения уйти. принять реальность такой, какая она есть. В данном случае это дает возможность сохранить с бывшим супругом (супругой) человечность в отношениях, не зачеркивать совместно прожитые годы, свести к минимуму негативные последствия для детей. [7] Стадии развода, а также стратегии поведения в разводной ситуации, на мой взгляд, оказывают непосредственное влияние на отношение родителей с ребенком, на его психологическое состояние. Следовательно, при работе с ребенком данные факты необходимо учитывать. Постразводная ситуация. Развод как социальное явление имеет свои последствия для общества и личности, к главным из которых относятся: снижение рождаемости; ухудшение условий семейного воспитания; падение работоспособности и производительности труда бывших супругов; ухудшение показателей здоровья, увеличение заболеваемости и смертности; рост алкоголизации; увеличение суицидальных исходов; увеличение риска психических заболевании. Развод порождает много проблем для всех, в первую очередь он отражается на ребенке. Воспитание ребенка в семье, пережившей развод или уход одного из родителей, становится серьезным испытанием (конечно, за исключением случаев асоциального поведения какого-либо родителя).
Принимая на себя возросшую ответственность, приспосабливаясь к изменениям своей роли и материального положения, одинокий родитель, практически всегда — мать, часто терпит неудачу в попытках адаптироваться к изменившимся условиям жизни. Это порождает дополнительные психологические проблемы. К сожалению, ныне почти половина браков в семьях с детьми заканчивается разводом. Заметим: в современных условиях рост неполных семей — это не социальная проблема, требующая решения, а социальная реальность, которая ждет помощи. [2] В результате развода дети в неполных семьях не только ограничены или лишены общения с одним из родителей. У них зачастую формируются искаженные представления о мужских и женских социальных, в том числе семейных, ролях и, следовательно, закладываются не всегда адекватные представления о собственном родительстве в будущем. [6]
Феноменология проблемы (поведение ребенка) В представлении каждого человека развод связан с разного рода горестями и бедами. Для ребенка развод является трагедией, от которого он страдает иногда больше, чем родители. Естественно, ситуации бывают разные, и в некоторых случаях развод является «наименьшим злом».
Социально-психологическая помощь детям, пережившим развод родителей
... решение детям. Ребенок зачастую воспринимает развод родителей как горе, возможно испытывая при этом чувство вины. Впечатления от расставания родителей накладывают отпечаток на всю жизнь ребенка. Поэтому дети, оказавшись в такой ситуации, нуждаются ...
Психологи (Ю.Е. Алешина, О.А. Карабанова) отмечают, что иногда для детей лучше жить с одним из родителей, но в спокойной и доброжелательной атмосфере, чем в полной семье, но скандальной и конфликтной. Однако так или иначе ситуация развода становится для ребенка причиной постоянно развивающегося стресса, во-первых, потому та два человека, которых он любит больше всего на свете и от которых зависит его эмоциональное благополучие, находятся в состоянии войны. Во-вторых, взрослые поглощены своими переживаниями, а ребенок заброшен, забыт и одинок. Он чувствует себя беспомощным, не зная, как рассказать другим людям о случившемся, кто виноват и чем все закончится. Он страдает, нервничает, чувствует себя одиноким и беспомощным; потеряв одного родителя, боится потерять второго. Эмоции и чувства детей в ситуации развода могут быть самыми разнообразными: гнев, злость, вина, печаль, страх, тоска, растерянность. Ребенку сложно сосредоточиться, у него могут появиться бессонница, апатия и т.п. Некоторые дети начинают халатно относиться к учебе, прогуливают занятия либо целиком погружаются в учебу, пытаются справиться со своими чувствами, скрывая свои страдания. Несмотря на то, что для большинства детей развод является серьезной травмой, именно фон, на котором происходит развод, влияет на то как ребенок приходит в себя после этого крайне тяжелого события.
[4] Исследователями описан комплекс признаков, характеризующих состояние юного члена семьи в периоды до, во время и после развода. По свидетельству В.М. Целуйко, А.В. Василенко, Е.А. Дементьевой, переживание детьми разрыва родителей изменяется в диапазоне от вялой депрессии, апатии до резкой гиперактивности, негативизма и демонстрирования разногласия с их мнением. Е. Григорьева, И.Ф. Дементьева, Ю.А. Конусов и другие отмечают, что дети испытывают страх покинутости, досаду, одиночество, чувство вины, грусть, агрессию, направленную на родственников и других детей, и т.п. Особое внимание ученые уделяют анализу механизмов формирования деструктивных последствий развода родителей для детей и, в частности, факторам, способным усугубить его отрицательное воздействие. Доказано, что на психологические травмы несовершеннолетнего влияют не столько факт распада семьи, сколько конфликтные отношения между родителями как до, так и после расторжения брака, те социальные и психологические условия, в которые он попадает вследствие этого развода. Адаптивность ребенка снижается пропорционально продолжительности периода, в течение которого он живет в такой разрушающей среде. Особенно сложна жизнь детей в так называемой распадающейся семье — чрезвычайно обострившейся конфликтной ситуации, когда брак фактически уже распался, но супруги продолжают жить вместе, что считается наиболее психотравмирующим источником для ребенка из-за длительности стрессовой ситуации и приводит к нарушениям в развитии личности.
Дети в такой семье непрерывно пребывают в состоянии так называемого конфликта лояльности, т.е. необходимости в случае ссоры родителей принимать чью-либо сторону. Существуют вполне достоверные исследования, подтверждающие, что затяжной межсупружеский конфликт в семье разрушает личность ребенка, который обречен быть свидетелем ссор между родителями в течение ряда лет. Особое внимание в трудах исследователей уделяется изучению психолого—педагогических проблем, порождаемых разводом. В качестве таковых учеными выделены: усложнение и деформация вхождения ребенка в социальную среду, нарушение социальной адаптации к повседневной жизни; формирование дефектов характера и нравственного paзвития, проявляющихся в несформированности альтруистических и гуманистических свойств, в отсутствии положительного опыта сотрудничества, взаимных уступок и решений, в выборе в будущем роли постоянной жертвы; социальная дискриминация, связанная с отсутствием отца и матери; увеличение риска асоциального как реакции на предразводную конфликтную ситуацию в семье, бракоразводную процедypy, а также на свой особый социальный статус; детская безнадзорность; сложности во взаимоотношениях с взрослыми, сводными и единокровными братьями и сестрами в ситуации полиродительства.
Родители — первые образцы для своих детей для усвоении мужских и женских моделей поведения, для восприятия отцовства и материнства. Родительские роли различны в разных обществах, и это также видят и дети. Между тем воспитание ребенка в неполной семье после развода — это большая вероятность однобокого воспитания, феминизации мальчиков, нарушения половой идентификации. Что же касается долгосрочных психолого-педагогических последствий разводов для детей, то последние исследования свидетельствуют, что ограничение (отсутствие) контактов с отцом затрудняет получение ребенком значительной части социального опыта не только из-за отсутствия прямого влияния на него еще одного воспитателя (с отличными от матери психологическими особенностями), но и по причине невозможности приобщения к практике родительского, супружеского взаимодействия. Авторы отмечают, что дети, выросшие в неполных семьях, лишенные возможности наблюдать близкие и гармоничные отношения между двумя близкими людьми, часто повторяют ошибки своих родителей. [6] Среди маленьких детей встречается также феномен, который психологи называют «магическим мышлением”. В его основе лежит вера в то, что мысли и чувства могут реализоваться.
Например, ребенок, обидевшийся на родителя за взбучку, может верить, что его злые мысли были причиной того, что родитель-обидчик споткнулся на лестнице, заболел или ушел из семьи. Многие дети прибегают к различным практическим ухищрениям для воссоединения семьи. Малышка может думать, например, что если она будет очень хорошей девочкой, ее папа вернется домой, или, напротив, если она проявит себя скверным ребенком, родителям придется встретиться, чтобы обсудить ее поведение. Ребенок может думать, что если он заболеет, папа будет вынужден снова придти домой. [1] Характер реакции ребенка (детей) на известие о разводе: ребенок предпринимает попытки померить родителей; ребенок винит в происходящем себя; ребенок, несмотря на сильный стресс, понял отца и мать; ребенок занял позицию одного из родителей; ребенок воспринял все относительно спокойно и др. Негативные и позитивные последствия разводов для детей
Негативные последствия разводов для детей |
||
Усложнение и деформирование вхождения ребенка в социальную среду, нарушение адаптации к повседневной жизни |
Негативное влияние развода на социальную адаптацию детей проявляется не только в рамках межличностного взаимодействия с родителями, но и распространяется на другие сферы жизни. Отмечается, в частности, снижение познавательных установок у детей развода, низкая школьная успеваемость и слабо выраженные стремления к достижениям. Одно из самых ближайших последствий после-разводного стресса для детей — нарушение их адаптации к повседневной жизни. Ребенок лишается не только своей семьи, но и привычного круга общения. Для ребенка это такая травма, которую он не забудет никогда, даже если ничего не скажет об этом родителям. Это самая частая причина возникновения у детей неврозов, нарушения поведения и многих психических заболеваний. Известно, что люди, пережившие развод родителей в подростковом возрасте, чаще, чем их благоприятные сверстники, выбирают в дальнейшем роль «жертвы», становятся несчастны сами и заставляют страдать близких. Именно такие люди имеют наибольший шанс остаться одинокими. |
|
Социальная дискриминация, связанная с отсутствием отца или матери |
Ребенок подвергается социальной дискриминации, связанной с отсутствием отца или матери. Довольно часто ребенок из разведенной семьи оказывается объектом нравственно-психологического давления со стороны детей из благополучных полных семей. |
|
Повышенный риск девиантного поведения |
Риск асоциального поведения резко повышается, если родители расходятся или разводятся, однако этот риск увеличивается лишь незначительно, если один из родителей умирает. Это позволяет предположить, что именно разлады и дисгармония в семье, а не ее распад как таковой ведут к асоциальному поведению ребенка. Распад семьи гораздо чаще создает психолого-педагогические проблемы (детская безнадзорность, безотцовщина, однобокое воспитание, феминизация мальчиков). |
|
Увеличение различного рода фрустраций, психологических и психических расстройств |
Развод неизменно вызывает у детей психологический надлом и сильные переживания. Развод родителей — одна из причин детских самоубийств. Дети из разведенных семей в значительно большей степени подвергаются риску нарушения психического здоровья, чем дети из полных благополучных семей. Семейный конфликт, уход одного из родителей и развод становятся для ребенка причиной постоянно развивающегося стресса. |
|
Однобокое воспитание, нарушение в процессе половой идентификации |
Дети из распавшихся семей в дальнейшем испытывают затруднения в следовании принятым моделям поведения, соответствующим полу. |
|
Сложности во взаимоотношениях со взрослыми, сводными и единокровными братьями и сестрами |
При повторном браке родителей возникают трудности приспособления к жизни с отчимом (мачехой), единокровными и сводными братьями и сестрами, родными и неродными бабушками и дедушками, другими родственниками. |
|
Формирование негативных образов будущего семейного поведения |
Развод в последнее время становится как бы наследственным. Дети, выросшие в неполных семьях, часто повторяют жизненные ошибки своих родителей: не умеют сохранить мир и лад в семье. Ребенок лишается возможности наблюдать близкие и гармоничные отношения между двумя взрослыми людьми. Это может сказаться в более позднем периоде его жизни на его собственных брачных отношениях. Созданные детьми развода семьи в целом отличает более высокий уровень конфликтности. |
|
Появление либо обострение психосоматических заболеваний |
Дети из семей после развода имеют повышенную заболеваемость. |
|
Позитивные последствия разводов для детей |
||
Улучшение условий формирования личности ребенка |
Развод может расцениваться как благо, если он изменяет к лучшему условия формирования личности ребенка, кладет конец острому воздействию на его психику супружеских конфликтов и раздоров. Прекращение стрессовых ситуаций через развод приводит к разрядке, которая способствует созданию благоприятной обстановки для здорового развития детей. |
|
[6]
Как протестуют мальчики и девочки.
Психологически все реакции протеста против расставания родителей могут служить одной из двух задач: во-первых, выжить и уцелеть как личности самому, во-вторых, постараться сохранить семью в ее привычном составе. Важно понимать, что эти цели реализуются как сознательно, так и неосознанно.
Ребенок пытается оградить себя от неприятной реальности. Это могут быть как побеги из дому, решение поселиться у бабушки, стремление проводить каникулы вне дома, так и пассивными, психологическими — когда ребенок создает свой собственный внутренний мир, ограждает себя посредством защитного фантазирования или проявляет явные признаки депрессии. Депрессия — это состояние пониженного настроения, охлаждения интереса к происходящему в мире предметов.
Депрессия играет защитную роль, позволяя ребенку сосредоточиться на внутреннем опыте, но затяжные депрессии должны вызывать тревогу родителей и взрослых и требуют вмешательства. Самые частые жалобы разведенных родителей, приводящих своих детей к психологу — это «плохо учится” или «не ладит с детьми в садике”.
В семье ребенок может оказывать сопротивление, например, отказ выполнять любые просьбы старших в знак протеста и осуждения происходящего в семье.
Хотя все дети реагируют на стрессы по-разному, есть некоторые закономерности, о которых нужно знать. Так, девочки чаще носят переживания «в себе”, и внешнее поведение может у них почти не меняться. Однако вполне могут появиться другие признаки нарушения адаптации: пониженная работоспособность, утомляемость, депрессия, отказ от общения, слезливость, раздражительность. Девочки могут жаловаться на здоровье.
Иногда все эти признаки служат одной задаче — привлечь к себе внимание расстающихся родителей, скрепить их узы или, по крайней мере, убедиться, что хотя бы ребенка они не разлюбили.
Для мальчиков же характерны более очевидные нарушения поведения, носящие иногда явно провокационный характер. Это может быть воровство, сквернословие, побеги из дому. Если ведущие переживания девочек в ситуации развода родителей — грусть и обида, то у мальчиков это гнев и агрессивность. Иначе говоря, переживания девочек доставляют беспокойство в первую очередь им самим, а проблемы мальчиков быстро начинают сказываться на окружающих.
развод ребенок супружеский психологическая
Мальчики могут выражать свою агрессивность по-разному, меняя ее объект в зависимости от наличных условий — они могут демонстративно отказаться говорить с отцом, но если отец вне дома, — пытаться повышать голос на мать. Мальчики уходят из дому без того чтобы поставить в известность мать. Еще хуже — побеги, причем иногда в достаточно отдаленные регионы. Ребенок может и просто перейти жить к бабушкам или друзьям.
Конечно, все это — просто наиболее распространенные формы ответа на стресс, что не означает строгого соответствия эталонам поведения для мальчиков и девочек.
Многое в психологической реакции ребенка зависит и от возраста: чем старше ребенок, тем сильнее в нем проявляются признаки пола и тем более серьезными могут быть нарушения поведения. Маленькие дети могут дать понять о своем неблагополучии только одним способом — заболеть, что они и делают. Экземы, гастриты, заикания, навязчивые движения — все это наиболее типичные проявления внутреннего напряжения детей, с помощью которых они предлагают взрослым задуматься о семейном климате. [3]
Приведем некоторые наиболее общие реакции детей на развод, которые соответствуют определенному возрасту.
Грудной возраст. От рождения до 18 месяцев
Грудной ребенок, конечно, не понимает сути происходящего, но на уровне энергетики улавливает настроение родителей. Ребенок не может высказать того, что он чувствует, поэтому его частые заболевания становятся ответом на происходящее. Возможные детские реакции:
* потеря аппетита;
* расстройства желудка;
* беспокойное поведение;
* диатез.
Если ссоры между родителями носят постоянный характер, ребенок становится раздражительным и нервным, у него часто случаются приступы плохого настроения, особенно в присутствии незнакомых людей. Такие дети склонны отставать в развитии.
Как сгладить негативные последствия: дети нуждаются в стабильности и близости с родными людьми. Необходимо постараться сохранить режим, который был до развода, особенно в отношении питания и сна. Обеспечить ребенка его любимыми игрушками, проводите с ним время дольше обычного, чаще держите на руках, тем самым, обеспечивая физический комфорт.
18 месяцев — 3 года
В этом возрасте эмоциональная связь с родителями наиболее сильная, весь мир ребенка сосредоточен на папе и маме. Развод дети переживают очень сложно, им трудно принять сам факт расставания родителей. Малыши зачастую думают, что папа и мама расстались из-за них. Возможные детские реакции:
* проблемы со сном;
* внезапные приступы крика, плача и гнева без видимых на то причин;
* возврат к младенческому поведению (регрессия развития);
* проявление агрессивности (ребенок может кусаться, драться);
* возникновение панического страха, если родителя нет рядом.
Меры, которые следует предпринять родителям:
* выделить специальное время для общения с ребенком (совместные игры, чтение);
* не наказывать за возврат к младенческому поведению;
* все действия производить спокойно, размеренно;
* привлекать к общению с ребенком других близких родственников;
* рассказать ребенку, в доступной для него форме, почему папа (мама) больше не будет постоянно с вами проживать.
3 года — 6 лет
Дошкольники еще не понимают всей сути понятия развод, но не хотят, чтобы родители расставались, не смотря на напряженность отношений. Они чувствуют, что не могут влиять на ситуации, последствия которой им не известны и не контролируемы. Дошкольники также могут винить себя в разводе родителей.
Возможные детские реакции:
* приятные и неприятные фантазии;
* появление неуверенности относительно будущего;
* ощущение ответственности за произошедшее;
* желание наказания;
* повышенный травматизм;
* появление агрессивности, направленной против родителя, с которым он живет;
* во сне часто мучают кошмары.
Как сгладить негативные последствия: идеальный вариант, когда родители расходятся без ссор, скандалов и взаимных упреков, при этом позитивно оценивая изменения происходящие в их жизни («раз не сложилось, расстанемся друзьями»).
Такой вариант развода меньше всего травмирует ребенка, так как в этом возрасте он ощущает эмоции родителей, даже если их пытаются скрывать. Дошкольнику нужен кто-то, с кем он может обсудить свои чувства. Это может быть бабушка или дедушка, любой человек, которому ребенок доверяет, и который будет объективно смотреть на происходящее, а не настраивать дошкольника против одного из родителей. В этом возрасте дети хорошо реагируют на специальные книжки о разводе. Ребенку также необходимо точно знать, что он не перестанет видеться с тем родителем, который уходит. Также родителям следует принять еще и следующие меры:
* поощрять ребенка говорить о том, что его беспокоит, что он чувствует;
* убеждать ребенка, что он не ответственен за развод, что о нем будут заботиться вне зависимости от сложившихся обстоятельств;
* заверить ребенка, что он находится в безопасности;
* организовать встречи с родителем, оказавшимся вдали от ребенка (если это невозможно, то организовать хотя бы общение по телефону);
* каждый день уделять ребенку время для бесед и общих занятий;
* не разлучать ребенка с любимым животным.
6-11 лет
Ребенок понимает, что такое развод, и знает, что его родители не будут жить больше вместе, потому что они не любят друг друга. Дети бояться остаться одни в результате развода. Они могут испытывать страх, больше никогда не увидеть папу, если остаются жить с мамой и наоборот. Дети могут верить, что могут восстановить отношения между папой и мамой, а могут злиться на одного из родителей, делить их на «хорошего» и «плохого». Школьники могут обвинять папу или маму в эгоизме и выражать свой гнев разными способами: плохим поведением, плохими оценками, отстраненностью от внешнего мира и т.п. В результате стресса у детей часто возникают следующие реакции:
* ребенок чувствует себя обманутым;
* надеется, что родители еще будут вместе;
* чувствует себя брошенным тем родителем, который уехал;
* игнорирует школу и избегает дружбы;
* жалуется на головные боли или боли в желудке;
* у него появляются тревожные сны;
* могут появиться: потеря аппетита, проблемы со сном, диарея, частое мочеиспускание.
Как сгладить негативные последствия: Необходимо восстановить пошатнувшиеся в результате развода чувство безопасности и самооценку. Для этого каждый из родителей должен качественно и интересно проводить с ребенком свободное время, обсуждать с ним его чувства, убеждать и словами и действиями, что ни один из родителей его не бросит, и он не виноват в сложившейся ситуации. В тоже время родители не должны обвинять друг друга в том, что произошло и объяснять ребенку, что развод был их общим решением. Важно поддерживать четкий график визитов, так как больше всего пользы в стрессовый период, дает постоянный режим, когда ребенок знает, когда и чего ему ожидать. Очень полезно разработать четкий график посещений.
В любом случае в этот сложный период ребенку необходимо как можно больше общаться с друзьями, родственниками и со сверстниками, участвовать в различных спортивных мероприятиях, ходить в какие-либо секции и кружки и т.п., так как активная социальная жизнь позволяет отвлечься от неприятных мыслей, повышает самооценку и не дает замыкаться в себе.
Дети от одиннадцати лет и подростки.
Они понимают, но не принимают развод. Возможные детские реакции:
* ребенок чувствует разочарование, обиду;
* чувствует себя брошенным тем родителем, который не живет с ним рядом;
* пробует манипулировать родителями, используя сложившуюся ситуацию;
* становится «идеальным», или, наоборот, ведет себя вызывающе, прогуливает школу и занимается тем, что связано с риском (наркотики, кражи в магазинах и т.д.);
* игнорирует одного или обоих родителей;
* у ребенка возникает чувство неспособности иметь долгосрочные отношения.
Меры, которые следует предпринять родителям:
* поддерживать двухстороннюю связь;
* продолжать контролировать действия своего ребенка — при относительной его свободе;
* не вовлекать ребенка в споры между вами;
* не обсуждать с ним взрослые проблемы.
Конечно, мы рассмотрели далеко не все возникающие реакции и способы борьбы с ними. Иногда мы недооцениваем интенсивность влияния развода на неустойчивую детскую психику и поэтому решение надо принимать в соответствии с каждым конкретным случаем. [8]
Развод родителей для детей — потенциальный фактор десоциализации еще и потому, что будучи социальным институтом и малой социально-психологической группой семья незаменима для естественного и гармоничного развития личности. Для гармоничного развития ребенка ему необходима любовь отца и матери, бережные и внимательные взаимоотношения между самими родителями, которые создают особую ауру в семье.
Любовь родителей не есть дело случая в истории семьи, ее невозможно представить и в качестве волевых усилий родителей или даже унимать ее прочно с родительским долгом, по большому счету родительская любовь есть «благотворная необходимость» для человеческого сообщества.
Развод же — это не просто изменение или прекращение отношений между супругами, между родителями и детьми. Это нередко значительная трансформация их социальных ролей и, следовательно, потенциальный фактор десоциализации детей, источник многочисленных психолого-педагогических, медико-социальных, социально-правовых, материально-бытовых и прочих проблем. [6]
Роль взрослых в создании проблемы.
В ситуации развода родители часто не сообщают об этом ребенку, пока не наступит сам процесс развода. Причины развода взрослые детям не объясняют. В такой ситуации ребенок может подумать, что виноват перед своими родителями.
Ребенок находится в недоумении о своей дальнейшей жизни (где, с кем будет жить), когда об этом не говорят родители.
Родители ошибаются, если считают, что, скрывая от детей факт развода, ограждают их от излишних волнений. В случае отсутствия достаточной информации сын или дочь начинают домысливать происходящее, придавая ему более устрашающие черты, чем есть на самом деле. Правдивое объяснение поможет ребенку легче приспособиться к ситуации.
Родители не всегда в состоянии контролировать собственные переживания, взрослые изменяются и в отношении к ребенку: кто-то видит в нем причину развала семьи и не стесняясь говорит об этом, кто-то настраивает себя на то, чтобы всецело отдаться воспитанию ребенка, кто-то узнает в нем ненавистные черты бывшего супруга или, напротив, радуется их отсутствию. В любом случае внутренняя дисгармония взрослого в послеразводном кризисе накладывает отпечаток на воспитание ребенка. Нередко взрослые просто «отыгрываются” на детях как самых беззащитных и доступных для выброса злых чувств существах. [3]
Некоторые родители плохо отзываются о бывшем супруге, пытаются ребенка настроить против родителя, используют детей как оружие друг против друга: запрещают встречаться с бывшим супругом; предлагают роль шпиона, заставляя предавать другого родителя, или роль курьера который должен хранить тайны, и т.п.
Опасной «ловушкой» является и соперничество за любовь малыша, которого каждый из родителей пытается убедить, что он лучше другого, подкупая его дорогими подарками. Такие соревнования только ухудшают ситуацию, тревожат и морально травмируют ребенка.
Иногда, домогаясь расположения со стороны покинутого ребенка, ушедший из семьи родитель буквально осыпает его подарками и старается сделать так, чтобы каждая минута встречи с ним стала волнующим и интереснейшим событием и забавой. За этой лавиной щедрости, веселья и забав скрывается страх или опасение, что без всего этого родитель может быть отвергнут. Иногда подобное свидетельствует о том, что родитель чувствует, что не может непринужденно общаться с ребенком, и поэтому отчаянно старается сделать что-то особенное вместо того, чтобы просто оставаться самим собой. Спора нет — дети обожают подарки и зрелища, но в конечном итоге они скорее предпочли бы просто побыть побольше с родителем, чтобы, например, за совместным мытьем посуды рассказать ему о том, что произошло в школе. [1]
Своими реакциями родители влияют на восприятие ребенком ситуации.
Если для матери развод — страшная трагедия, то так его будет воспринимать ребенок.
Родители могут попросить родственников рассказать о разводе ребенку, но это не правильно. Сообщать ребенку о разводе должны сами родители, причем желательно, чтобы они вместе сообщили о своем решении развестись. Это поможет ребенку сохранить чувство доверия к родителям! Кроме того, если у него возникнут какие-то вопросы, он сможет получить информацию от них обоих.
Характер взаимоотношений детей и родителей после развода:
между ребенком и обоими родителями сохраняются теплые отношения. Ушедший родитель продолжает участвовать в его воспитании;
ребенок настроен одним родителем и его родственниками против другого родителя;
ребенок сохраняет теплые чувства к покинувшему родителю, но боится это признать перед негативно настроенным родителем;
ушедший родитель не хочет видеться с ребенком;
ребенок не принимает ушедшего родителя;
отношения ребенка с ушедшим из семьи родителем прекратились и др. [6]
Развод родителей — травмирующее событие для детей, поэтому родители должны постараться не разрушать ритм и уклад их жизни.
Диагностические материалы для использования психологом
Для исследования психоэмоционального состояния, особенностей личностной сферы и семейных предпочтений можно использовать диагностическую программу, которое включает проведение соответствующих методик и наблюдение за деятельностью, эмоциональным состоянием ребенка.
В диагностике используются методики, направленные на выявление психоэмоционального состояния и личностных особенностей детей, оказавшихся в ситуации развода родителей: «Несуществующее животное» М.З. Друкаревич; методика «Два дома». Кроме того используются методики, направленные на выявление семейных предпочтений: проективная игра «Почта» (модификация теста Е. Антони и Е. Бине).
Несуществующее животное
Цель: выявление особенностей личности.
Это одна из наиболее информативных рисуночных методик. Ее рекомендуется использовать, начиная со старшего дошкольного возраста (с пяти — шести лет).
Проведение тестирования. Лист бумаги кладется перед обследуемым горизонтально. Инструкция: «Я хочу посмотреть, насколько у вас развиты воображение, фантазия (как ты умеешь фантазировать, воображать).
Придумайте и нарисуйте животное, которого на самом деле нет, никогда не было и которого до вас никто не придумал — ни в сказках, ни в компьютерных играх, ни в мультфильмах».
Если обследуемый говорит, что не знает, как рисовать, не умеет, не может ничего придумать и т.п., то надо ободрить его, объяснить, что для этого задания не нужно ничего уметь. Поскольку требуется нарисовать животное, которого на самом деле нет, то совершенно все равно, каким оно получится. Если обследуемый долго думает, не приступая к рисованию, то следует посоветовать ему начать рисовать, как получается, а дальше придумывать по ходу рисования.
Когда обследуемый кончает рисовать, его просят придумать животному название. Его записывают в протоколе. Если придумывание названия вызывает очень большие затруднения, то эту часть задания опускают. При необходимости выясняют, какой части тела (или какому органу) соответствуют те или иные детали изображения.
Бывает, что вместо несуществующего животного изображают обычное, известное, что отражается в его названии (заяц, осел и т.п.).
В этом случае нужно попросить сделать еще один рисунок, нарисовав на этот раз животное, которого на самом деле не бывает. Инструкцию при этом полностью повторяют. Если и повторный рисунок представляет собой изображение реального животного, то эту работу прекращают. Если вид нарисованного животного вполне обычен (например, явно изображен заяц), но названо оно необычно (например, сказано, что это «волшебный заяц»), то задание считается успешно выполненным и повторять его не нужно.
Выяснив название животного, проверяющий говорит: «Теперь расскажите про него, про его образ жизни. Как оно живет?». Рассказ записывают, по возможности, дословно. При обследовании подростка или взрослого человека можно предложить ему написать рассказ об образе жизни придуманного животного самостоятельно.
Если в рассказе нет достаточных сведений о животном, то по окончании работы задаются дополнительные вопросы:
Чем оно питается?
Где живет?
Чем обычно занимается?
Что любит делать больше всего?
А чего больше всего не любит?
Оно живет одно или с кем-нибудь?
Есть у него друзья? Кто они?
А враги у него есть? Кто? Почему они его враги?
Чего оно боится, или оно ничего не боится?
Какого оно размера?
Затем обследуемому предлагают представить, что это животное встретило волшебника, который готов выполнить любые три его желания, и спрашивают, какими могли бы быть эти желания. Все ответы записывают в протоколе.
Беседа о придуманном животном может варьироваться проверяющим в зависимости от особенностей обследуемого и от целей обследования. Приведенный список вопросов — не обязательный, а ориентировочный.
Интерпретация результатов
Размер
Интерпретация размера изображенного животного обычно базируется на пространственной метафоре «больший размер — больше силы, больше энергии». Чем больше рисунок тем более энергичен, возбудим, уверен в себе его автор. Соответственно малый размер говорит о неуверенности, закрепощенности и т.д. Однако, если рисунок так велик, что не умещается на лист, то это так же проявление закрепощенности и внешнего давления на автора.
Расположение рисунка на листе
Ось «Верх — Низ»
Расположение рисунка относительно оси «верх — низ» листа может быть расшифровано при помощи следующих ориентационных метафор:
1. Счастье — вверх; грусть — низ. (Грусть и уныние гнетут человека, и он опускает голову, а положительные эмоции распрямляют его.)
2. Сознание ориентирует вверх; бессознательное состояние — вниз. Человек спит лежа, а, просыпаясь встает.
3. Здоровье и жизнь ориентируют вверх; болезнь и смерть вниз. (Серьезная болезнь заставляет лежать. Мертвый падает вниз).
4. Обладание властью или силой ориентирует вверх; подчинение власти или силе — вниз. (Победитель в борьбе обычно находится вверху).
5. Рациональное ориентировано вверх; эмоциональное вниз. (В нашей культуре люди считают, что они способны к контролю над животными, растениями и окружающей средой, именно эта уникальная особенность ставит человека над животными и обеспечивает связь над ними).
Ось «Левое — правое»
При интерпретации расположения рисунка относительно оси «Левое — правое» необходимо учитывать две традиции, присущие нашей культуре:
1. Традиция чтения слева направо. Соответственно левая сторона находится сзади, правая спереди.
2. Будущее в западных культурах находится справа, прошлое слева.
На основании этих традиций расположение рисунка слева интерпретируется как направленность на прошлые впечатления, расположение справа — направленность в будущее, экстраверсия. Очевидно, на основании тех же традиций интерпретируется центральная смысловая часть фигуры — голова или заменяющая ее деталь. Голова, повернутая вправо — устойчивая направленность на действительность. Почти все, что обдумывается и планируется, осуществляется до конца. Человек активно переходит к реализации своих желаний. Голова влево — тенденция к рефлексии, размышлениям: лишь незначительная часть действий реализуется. Увеличение по соотношению с фигурой головы говорит о том, что автор рисунка ценит рациональное начало, а, возможно, эрудицию в себе и окружающих.
Расположение самого листа
Если автор не меняет положения листа, и лист расположен вертикально, это может свидетельствовать о ригидности, нежелании ничего менять. Если он меняет расположение листа в зависимости от рисунка (например, дерево чаще рисуют на вертикальном листе, а несуществующее животное и людей на горизонтальном), это значит человек умеет приспособиться, не абсолютно следует инструкции.
Форма рисунка
Форма может интерпретироваться в соответствии с фрейдистской традицией, когда всем вытянутым предметам присваивалось мужское начало, а округлым — женское. Соответственно, при интерпретации рисунка вытянутая форма характеризует наличие мужских, маскулинных черт в характере (мужественность, активность).
Сжатая, округлая форма характеризует женственность, пассивность.
Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером острых углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения.
Фигура круга, особенно незаполненного, символизирует тенденцию к сокрытию, замкнутости своего внутреннего мира, нежелание подврегаться тестированию.
Подчеркнутая человекообразность или фигуры «несуществующего животного» рассматривается как проявление неудовлетворенной потребности в общении. У подростков это явление почти нормальное: им положено иметь настолько высокую потребность в общении, что она почти никогда не бывает удовлетворена. Уподобление животного человеку, любые признаки антропоморфизации свидетельствуют об инфантильности, эмоциональной незрелости.
Машинообразность фигуры говорит о нарушениях шизоидного круга: в норме животному «не положено» иметь колеса, подставку или прямоугольный корпус. Симметричность-ассиметричность
Ассиметричность рисунка интерпретируется как активность, экстравертированность, энергичность. Симметричность связывается с пассивностью, статичностью, инертностью.
Контур рисунка
Контур рисунка интерпретируется как отношения с окружающим миром, окружающими людьми. Верхний контур — против вышестоящих людей, реально имеющих возможность наложить запрет, ограничения. Нижний — против подчиненных, или зависимых. Боковые — недифференцированная опасность и готовность к защите любого порядка и в любой ситуации. О той же готовности к неясной угрозе свидетельствуют элементы защиты, расположение не по контуру, а внутри его на корпусе. Острые углы на контуре фигуры говорят об агрессивной защите. Затемнения, запачкивания контурной линии свидетельствуют о страхе и тревоге. Заслоны, щиты, удвоенные линии связаны с опасением и подозрительностью.
Характер линий и графических движений
Сплошные линии характеризуют людей последовательных уверенных в себе, не испытывающих колебаний, сомнений. Прерывистые линии могут быть связаны с неуверенностью, колебаниями, сомнениями. Линии с обводкой, исправление собственных линий, штриховки внутри контура изображения свидетельствуют о фиксации на определенных деталях. В этом случае необходимо уделить внимание интерпретации значения выделенных деталей. Штриховки тесно связаны с тревожностью, беспокойством, озабоченностью. Иногда по характеру линии рисунка можно судить об органических изменениях. Тремор, либо несоединение линий, либо пересечение — нарушение сенсорной координации. Эпилепсия в графических движениях проявляется достаточно редко. Гораздо ярче она проявляется в в содержании рисунка. Как правило, на эпилепсию может указывать большое количество одинаковых, часто повторяемых деталей.
Цвет
Цвет исторически выполняет сигнальную, коммуникационную призывную функции в мире растений, животных и человека. В различных человеческих культурах сложились различные традиции использования цветов. «Так же точно как люди давно научились путем внешних впечатлений выражать свои внутренние состояния, так же точно и образы фантазии служат внутренним выражениям для наших чувств. Горе и траур человек знаменует черным цветом, радость — белым, спокойствие голубым, восстание — красным». (Л.С. Выготский) Использование рисующим определенного цвета или цветовой гаммы интерпретируется как выражение неактуализированная эмоциональная потребность. Для определения этой потребности может быть использованы методы применяемые при интерпретации основного набора цветов теста Люшера.
Способы конструирования
Способы конструирования несуществующего животного характеризуют тип воображения, общий подход автора рисунка к творческой задаче. Выделяются три основных способа конструирования, не считая нулевого уровня, когда рисуется просто реальное животное. В первом случае новое существо собирается из деталей реальных животных. Этот способ характерен для рационалистического подхода к творческой задаче. Во втором случае по образу и подобию существующих животных создается целостный образ нового, несуществующего животного, хотя оно может отдаленно напоминать дракона, слонопотама и т.п. Этот тип характерен для художественно-эмоционального подхода к творческой задаче. В третьем случае, при собственно творческом складе воображения, создается абсолютно оригинальное существо. Такой способ конструирования встречается при любом складе воображения — и рациональном, и художественном, если у человека есть реальные творческие возможности. Разница между вторым и третьим способами конструирования состоит в том, что второй строится по стандартной схеме живого существа: голова с глазами, туловище, конечности. Поэтому оно всегда несколько похоже на что-то существующее. Для каждого способа конструирования выделяются уровни, соотносимые с уровнями общеинтеллектуального развития. Для рационалистического способа конструирования существенна степень отклонения от реального образца. Например, если скомбинированы элементы пяти животных. это более сложное изобретение, чем собака с птичьим клювом. Для определения уровня «художественного» способа конструирования выразительным критерием является степень своеобразия: несуществующее животное всегда что-то напоминает, и чем больше оно похоже на что-то существующее, тем ниже уровень исполнения. Уровень собственно творческого способа конструирования определяет степень естественности. Если изобретение слишком вычурно, то речь идет не столько об оригинальности, сколько об оригинальничании: не о подлинных возможностях творчества, а о демонстративных тенденциях. Творческие возможности выражены обычно числом сочетающихся элементов. Отсутствие творческого начала — к готовой форме существующего животного приделываются такие же готовые детали. Оригинальность проявляется в форме, построенной из элементов, а не из целых заготовок.
Сложность конструкции
Сложность, избыточность конструкции характеризует общую энергию. Чем больше деталей, тем энергичнее человек. Соответственно, чем экономнее рисунок, тем ярче выражено стремление к экономии своих сил. Это может быть связано с застенчивостью, соматическими заболеваниями.
Содержание рисунка
Тематически животные делятся на угрожающие и нейтральные. Это отношение к своему «я», представление о своем положении в мире. Несоответствие размера рисунка с размерами животного свидетельствует о внутреннем конфликте. Например, слоноподобное животное размером в 1/6 часть листа, или мухообразик во весь лист. Положение в фас трактуется как эгоцентризм.
Внешний вид животного
Внешний вид животного, непосредственное впечатление от рисунка очень важны для различения прямой и защитной агрессии. По внешнему виду можно судить о том, нарисовано ли оно страшным, злым или совсем не страшным, безобидным; запугивает оно или холодно убивает; нападает и съедает или устрашает. Любые очевидные аксессуары нападения, нарисованные, но не объявленные таковыми — это проявление агрессии, причем именно собственной, а не защитной агрессии. Для боязни агрессии очень характерны гигантские размеры животного. Сам рисунок может быть небольшим, но в рассказе автор сообщает, что его животное «выше Останкинской башни». Присвоение животному больших размеров может являться «простым и незамаскированным исполнением желания быть большим». Если у Вас возникает предположение о боязни агрессии, а ребенок сам ничего не говорит о размерах своего существа, то нужно специально об этом спросить. Боязнь агрессии может проявиться в подчеркнуто выразительной агрессивности изображенного животного. В этом случае автор идентифицируется не с нарисованным животным, а с самой опасностью, страхом. Как правило это встречается лишь в случае истинного невроза.
Детали, соответствующие органам чувств: уши, рот, глаза
Глаза
Глаза — символ человеческого страха. Это значение особенно подчеркивается прорисовкой радужки. Ресницы — истероидно-демонстративные манеры поведения для женщин; для мужчин — женственные черты характера, а также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.
Уши
Значение детали «уши» — прямое: заинтересованность в информации, значимой для окружающих. Необычно большое количество глаз, ушей — разных органов чувств, призванных напряженно следить за миром, чтобы не пропустить никакой опасности и угрозы — сигнализуруют об остром чувстве тревоги.
Рот
Приоткрытый рот с прорисовкой губ — большая речевая активность в сочетании с чувственностью. Открытый рот без прорисовки губ и языка, особенно зачерченный — легкость возникновения страхов, опасений недоверия. Рот с зубами — вербальная агрессия, обычно защитная. Для детей и подростков зачерчение рта округлой формы говорит о боязливости и тревожности. Покровы, рога являются символом защиты и агрессии.
Опорная часть фигуры
Несущая, опорная часть фигуры: ноги, лапы, постамент. Рассматривается основательность этой части фигуры по отношению к размерам всей фигуры и форма. Основательность — обдуманность, рациональность при принятии решений, опора на существенную, значимую информацию, существенные положения. Следует обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: соединение точное, тщательное или слабое, небрежное, не соединено совсем. Это характер контроля за своими суждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность, а также повторяемость форм ног, любых элементов опорной части это — свительство стабильности и конформизма в суждениях и установках. Соответственно, обратное (разнообразие в форме и расположении несущих частей тела) свидетельствует о самостоятельности и непостоянстве.
Части над фигурой
Функциональные части, возвышающиеся над уровнем фигуры, интерпретируются как показатели энергии, охвата разных областей человеческой деятельности, уверенности в себе, стремление руководить, доминировать над окружающими. Украшающие части, возвышающиеся над уровнем фигуры, свидетельствуют о демонстративности, склонности к обращению на себя внимания, манерности.
Перья
Наличие перьев выдает тенденцию к самоукрашению или самооправданию, к демонстративности.
Грива, шерсть, подобие прически
Грива, шерсть, волосяной покров интерпретируются как чувственность, подчеркивание своего пола, а иногда ориентировка на свою сексуальную роль.
Хвост
Хвосты выражают отношение рисующего к собственным действиям и результатам своей деятельности. Оценка их обозначена направлением хвоста. Движение вверх, (хвост трубой или морковкой) — уверенность в своих действиях и их результатах. Движение вниз (поджатый хвост) — недовольство собой, подавленность, сожаление о содеянном. Если хвост направлен вправо, то чувство вызвано недовольством по поводу своих действий. Если хвост направлен влево, то испытывается неудовлетворенность в связи со своими мыслями, пропущенным моментом, собственной нерешительностью.
Характер линий
Слабые, паутинообразные линии связываются с слабостью, стремлением к экономии сил. Линии с сильным нажимом сигнализируют о тревожности. При этом Важно обратить внимание, какая деталь выполнена с повышенным нажимом, чтобы понять, с чем связана тревога.
Название несуществующего животного
Название животного используется для определения типа мышления. Названия, составленные из нескольких названий или частей названий других животных, говорят о рациональном, научном подходе. Название по звучанию, состоящее из нескольких слогов или звуков, которые сами по себе смысла не имеют, характеризуют художественный тип мышления. Кроме того название несуществующего животного может говорить о способе представления себя другим людям перед процессом взаимодействия:
· Псевдонаучные — с латинскими окончаниями это — демонстрация своей образованности и значительности своего интеллектуального уровня.
· Названия с повторяющимся слогом — инфантильность.
· Название с ироническим звучанием — ироническое отношение к людям и ситуации тестирования.
· Название, не имеющее никакой связи с рисунком — несерьезность, поверхностность.
Все описанные в руководстве признаки и их характеристики могут быть сведены в единую таблицу.
Методика «Два дома«
Цель: определить круг значимого общения ребенка.
Исследование проводится строго индивидуально. Сначала кратко обсуждается, в каком доме живет ребенок. Затем психолог предлагает: «А теперь давай выстоим для тебя прекрасный, красный, красивый дом». (И рисует на глазах у ребенка красный дом, еще и еще раз подчеркивая его привлекательность).
«А теперь давай этот прекрасный дом заселим. Конечно, в нем будешь жить ты, ведь мы его для тебя и построили! (Около дома записывается имя ребенка).
А кто еще? Здесь, в этом новом доме могут жить все, кого ты захочешь поселить с собой, не важно, живете вы сейчас рядом или нет. Поселяй, кого хочешь!» Когда ребенок называет будущего обитателя красного дома, психолог записывает новое имя и как можно более нейтрально интересуется, а кто это.
Записав двух-трех новоселов в красный дом, психолог рисует рядом еще один дом — черный, но никак его не характеризует. «Может быть, кого-то ты не захочешь поселить рядом с собой в красный дом. Но надо, чтобы им тоже было где жить». Ни в коем случае не сообщается, что этот дом плохой или чем-то хуже красного. Черный дом вообще не оценивается, это просто другой дом.
Если черный дом не заполняется жильцами, ребенка к этому мягко побуждают: «Что же, этот дом так и будет стоять пустой?» После этого список жильцов обоих домов дополняется.
Если кто-то из реального окружения ребенка вообще не упомянут, то психолог может спросить о нем впрямую: «Ой, а бабушку мы вообще никуда не поселили. А ведь ей тоже надо где-то жить?!» Разумеется, этот вопрос тоже задается нейтральным тоном.
Результаты этой методики интерпретируются «впрямую», без символической дешифровки. Учитываются и количественные показатели (сколько людей ребенок охотно вселяет в свой дом), и, главное, показатели качественные.
В ситуации развода родителей важно куда ребенок поселит родителей.
Тест — игра «Почта«
Позволяет выявить эмоциональное отношение ребёнка к членам своей семьи, а также уверенность — неуверенность в родительской любви.
Ход игры: Ребенку предлагается роль «почтальона», разносящего письма адресатам — членам своей семьи. Диагностическая задача состоит в том, что ребенок должен выразить свое эмоционально оценочное отношение к каждому из адресатов, распределяя письма-послания по собственному усмотрению. Выполнение дошкольником такой задачи не требует от него ни умственного напряжения, ни обязательного участия речи, т.к. он получает готовое содержание посланий.
Игра проводится с каждым ребенком отдельно. Он приглашается в комнату, где находится игровой материал. Взрослый сообщает ребенку: «Я хочу предложить тебе поиграть. Это игра в «Почту». Ты, конечно, знаешь, кто работает на почте и что делает? (Ребенок отвечает) Я хочу предложить тебе роль почтальона. Вот эти письма почтальон должен вручить адресатам». При этом перед мальчиками ставится игрушка — машина, «груженая» почтой; девочкам предлагается красочная сумка почтальона, наполненная письмами и телеграммами. Пока ребенок рассматривает атрибуты к игре, взрослый продолжает: «Обычно письма посылают родным и близким. Пусть эти письма почтальон принесет твоим маме, папе, бабушке (называются все члены семьи ребенка).
Выбери фигурки, которые будут изображать твою маму, бабушку, папу и других членов твоей семьи». Малыш выбирает из картонных фигур-аппликаций те, которые будут обозначать членов его семьи детей и взрослых. Отобранные фигурки легко устанавливаются на столе, оставаясь в поле зрения ребенка, у каждой — свой почтовый ящик.
«В нашей игре пожелал еще участвовать Незнакомец, — сообщает взрослый и ставит на стол внешне неброскую фигуру Незнакомца. — В почтовый ящик Незнакомца почтальон тоже может опускать письма, но только в том случае, когда какое-то из писем он не захочет передать никому из своих близких».
Чтобы предупредить механическое раскладывание писем «по очереди» в каждый ящик, важно напомнить ребенку после прочтения «адреса» (короткой фразы на конверте): Подумай: к кому из адресатов письмо с таким адресом относится больше всего? А теперь подумай, кому в ящик положить следующее письмо».
Чтобы у ребенка не возникало сомнений, что чужие письма читать нельзя, взрослый до начала игры в доброжелательно-шутливой форме договаривается с ним считать содержание короткой фразы, которая ребенку будет прочитана, своеобразным «адресом». Располагается такая фраза-«адрес» на лицевой стороне конверта, а само письмо выглядит запечатанным.
Игра длится обычно не более 15 минут. По окончании ее, ребенку предлагается подсчитать количество писем в каждом почтовом ящике. Переключение его из тестовой ситуации, требующей эмоциональных оценок, на деятельность по счету, в которой отсутствует зримое напоминание о распределении эмоциональных предпочтений, успокаивает ребенка.
В игре используется 20 писем, из них 10 — с сообщениями об отношении ребенка к членам семьи:
1. Этого человека я люблю.
2. Этого человека я не люблю.
3. Об этом человеке я скучаю.
4. Об этом человеке я не скучаю.
5. С этим человеком я люблю играть, читать.
6. Иногда я боюсь этого человека.
7. Я часто рассказываю этому человеку свои секреты.
8. На этого человека я часто сержусь.
9. Этому человеку мне нравится помогать дома.
10. К этому человеку я никогда не обращаюсь за помощью.
Другие 10 содержат сообщения об отношении членов семьи к ребенку (на основе его представлении):
1. Этот человек меня любит.
2. Этот человек меня не любит.
3. Этот человек всегда веселый.
4. Этот человек на меня злится и сердится.
5. Этот человек меня всегда жалеет.
6. Этот человек часто наказывает меня и ругает.
7. Этот человек часто играет со мной.
8. Этот человек никогда не играет со мной.
9. Этот человек самый добрый, хороший.
10. Этот человек всегда все запрещает мне.
При обработке данных учитывается то, как распределились между всеми адресатами письма с положительной и с отрицательной направленностью.
Особое значение придается письмам следующего содержания: «Этого человека я люблю». «Этого человека я не люблю». «Этот человек меня любит» «Этот человек не любит меня», так как письма обладают наибольшей степенью, информативности об избирательности эмоциональных отношений ребенка. Если одному и тому же лицу ребенок адресует сообщения с положительной эмоциональной окраской («Этот человек меня любит», «Этого человека я люблю»), а также другие письма положительной направленности, типа: «Этот человек самый добрый, хороший», веселый»,». часто со мной играет» и т.п., то можно предполагать взаимную симпатию и близость с этим взрослым, доверие со стороны малыша к этому человеку.
Если в почтовый ящик, относящийся к той или иной фигурке, ребенком не опущено ни одного письма, содержание которого обладает наибольшей эмоциональной насыщенностью, типа: «Этого человека я люблю», «Этот человек меня любит», «Этот человек самый добрый», — такой факт говорит об эмоционально не выраженном отношении к данному лицу (индифферентное).
На безучастность будут указывать и письма, иллюстрирующие бедность контактов с этим адресатом, типа: «К этому человеку я никогда не обращаюсь за помощью»; «Этот человек никогда не играет со мной» и др.
О негативном отношении маленького человека к взрослому, о наличии эмоциональных проблем в отношениях с ним, естественно, будет свидетельствовать то, что ребенок опустит реальным членам семьи (а не эмоционально нейтральной фигуре Незнакомца) письма с отрицательными посланиями, типа: «Этого человека я не люблю», «Этот человек не любит меня», «Этот человек часто наказывает меня и ругает» и т.д.
Адресованность одному и тому же лицу писем, как с положительным, так и с отрицательным отношением ребенка или с положительным и отрицательным отношением этого человека к ребенку можно расценивать как противоречивость чувств ребенка к этому члену семьи.
Кто то из детей может адресовать послания «я… люблю»,». меня любит» эмоционально нейтральной фигуре Незнакомца. Возможно, это свидетельствует об отсутствии у ребенка объема любви и привязанности из числа близких людей.
Описание проблемы
К психологу обратилась мама девочки Даши (5;5): «Меня волнует поведение моего ребенка. Моя дочь всегда была послушной, веселой, хорошо занималась в детском саду, дружила с девочками. А сейчас воспитатель говорит, что Даша может ударить своих сверстников, на занятиях она стала не внимательной. Плохо ест, отказывается от еды, а если заставляют, то начинает плакать. Моя дочь совершенно ничего не делает. Раньше она играла, рисовала, лепила, а сейчас ничего этого не делает. Я, конечно, понимаю, что дочери сейчас не легко. Мы развелись с мужем месяц назад. При ребенке мы старались не ссориться, незачем ребенку замечать разногласия в семье. Когда мы развелись с мужем, сразу об этом я Даше не говорила. Муж переехал на другую квартиру, а Даше я сказала, что папа в командировке. Я не знала, как сообщить о разводе ребенку. Сказала только через неделю. Даше я сказала, что с папой мы больше не муж и жена, но что она может видеться с отцом. Даша вполне нормально отреагировала, даже не плакала. Но через несколько дней дочь заболела. Я ее лечила. Она попросила меня, чтобы я обязательно сказала об этом папе.
Когда приехал мой бывший супруг, Даша повеселела. Папе она почему-то сказала, что всегда будет себя хорошо вести и во всем его слушаться. Сейчас с отцом ребенок видеться. Сама я замечаю, что Даша стала раздражительна, плохо спит, ей снять кошмары. Я не знаю, что мне делать. «
Программа помощи ребенку
Цель программы: улучшение эмоционального, физического и психического состояния ребенка, находящихся в переживании ситуации развода, за счет снятия психического напряжения, а также выявления творческого потенциала для самовыражения и снятия стрессового состояния.
Задачи программы:
1. Знакомство со спектром эмоций, силой их выражения, формирование способности осознавать, адекватно выражать и принимать в себе различные эмоции, как позитивные, так и негативные (эмоции, вызванные разводом родителей).
2. Создание на занятиях атмосферы доверия и психологического комфорта.
3. Коррекция агрессивности и гнева.
4. Обучение детей методам саморегуляции (избавление от тревожности, страха быть отвергнутым, эмоциональной напряженности).
5. Повышение самооценки и уверенности в себе.
6. Разъяснить ребенку сущность происходящего, перспективы его будущего.
Программа имеет три основных направления: работа с детьми, с родителями и педагогами.
Используемые виды психокоррекции и психотерапии:
коррекционные упражнения;
психогимнастика;
сказкотерапия;
песочная терапия;
арттерапия.
Работа с детьми.
Занятие № 1.
Упражнение 1.
Цель: создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе.
«Зайки и слоники»
Сначала ребенку предлагается быть зайкой — трусишкой. Взрослый задает ребенку вопрос: «Когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно дрожит. Покажи как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся» и т.д. ребенок показывает. «А теперь покажи, что делает зайка, когда слышит шаги человека. А что делает, когда видит волка». Взрослый играет с ребенком в течении нескольких минут. «А теперь ты будешь слоном большим, сильным, смелым. Покажи как спокойно и величественно ходят слоны. А что делаю слоны, когда видят человека, а тигра». Дети в течении нескольких минут изображают бесстрашного слона.
После взрослый обсуждает с ребенком кем ему больше понравилось быть и почему.
Упражнение 2.
Цель: коррекция агрессивности и гнева, снятие эмоционального напряжения.
«Апельсин (или лимон)»
Ребенок лежат на спине, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Ребенка просят представить, что к их правой руке подкатывается апельсин, пусть он возьмут его в руку и начнут выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8-10 сек.)
«Разожми кулачок, откати апельсин (некоторые дети представляют, что они выжали сок) ручка теплая., мягкая., отдыхает.».
Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура выполняется с левой рукой. Желательно делать упражнения 2 раза (при этом поменять фрукты), если оно выполняется только одно; если в комплексе с другими упражнениями — достаточного одного раза (с левой и правой рукой).
Занятие №2.
Упражнение 1.
Цель: коррекция агрессивности и гнева.
«Сердитый дедушка».
К дедушке в деревню приехал Петя и сразу же пошел гулять. Дедушка рассердился, что Петя ушел за калитку. А если из леса придет волк, что будет с Петей? Мимика. Нахмуренные брови.
Во время этюда звучит музыка С. Прокофьева из симфонической сказки «Петя и Волк», тема дедушки.
Упражнение 2.
Цель: развитие психической саморегуляции, способствующие успокоению и снятию напряжения.
«Лифт»
Психолог говорит: «Положите ладонь на живот. Представьте, что живот — это первый этаж дома. Немного выше находится желудок — это второй этаж дома. Подержите там ладонь. Теперь положите ладонь на грудь и представьте, что это третий этаж дома.
Приготовьтесь, мы начинаем «поездку на лифте»:
· Вдохните ртом медленно и глубоко так, чтобы воздух дошел до первого этажа — до живота. Задержите дыхание. Выдохните ртом.
· Вдохните так, чтобы воздух поднялся на один этаж выше — до желудка. Задержите дыхание. Выдохните ртом.
· Вдохните — и «поднимите лифт» еще на один этаж — до груди. Задержите дыхание. Выдохните ртом.
· Во время выдоха вы ощущаете, что напряжение и волнение выходят из тела, словно из дверей лифта».
Упражнение выполняется стоя. Время выполнения 2-3 минуты. Дыхание задерживается на 2-3 секунды.
Занятие № 3.
Упражнение 1.
Цель: коррекция агрессивности и гнева.
«Гневная гиена».
Гиена стоит у одинокой пальмы (специально поставленный стул).
В листьях пальмы прячется обезьянка. Гиена ждет, когда обезьянка обессилит от голода и жажды и спрыгнет на землю. Тогда она ее съест. Гиена приходит в ярость, если кто-нибудь приближается к пальме, желая помочь обезьянке.
Я страшная Гиена, Я гневная Гиена,
От гнева на моих губах
Всегда вскипает пена.
Выразительные движения. Усиленная жестикуляция. Мимика. Сдвинутые брови, сморщенный нос, оттопыренные губы.
Упражнение 2.
Цель: развитие психической саморегуляции, способствующие успокоению и снятию напряжения.
«Цветок»
Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Сядьте на корточки, опустите голову и руки.
Представьте, что вы семечки, из которых вырастут прекрасные цветы. Вот теплый луч солнца достиг земли и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Встаньте, поднимите и разведите руки в стороны. Нежится цветок на солнышке. Подставляет теплу и свету каждый лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем. Приподнимите подбородок, представьте, что вы смотрите на солнышко из-под опущенных век, улыбнитесь, медленно поворачивайте голову вправо — влево.
А теперь расскажите о том, что вы чувствовали, когда были цветами».
Упражнение 3.
Цель: возможность прояснить свои чувства и внутренне расслабиться неспокойным и расстроенным детям.
«Танцующие руки»
Взрослый раскладывает большие листы оберточной бумаги (или старые обои) на полу. Предлагает ребенку взять 2 мелка. «Выбери для каждой руки мелок понравившегося тебе цвета. Теперь ложись спиной на разложенную бумагу так, чтобы руки, от кисти до локтя, находились над бумагой. (Иными словами, так, чтобы у ребенка был простор для рисования.) Закрой глаза, и, когда начнется музыка, ты можешь обеими руками рисовать по бумаге. Двигай руками в такт музыке. Потом ты можете посмотреть, что получилось» (2-3 минуты).
Игра проводится под музыку.
Занятие № 4.
Упражнение 1.
Цель: коррекция агрессивности и гнева.
«Два сердитых мальчика»
Мальчики поссорились. Они очень сердиты, сдвинули брови, размахивают руками, наступают друг на друга, вот-вот подерутся.
Этюд выполняется под музыку Е. Ботлярова «Драчун».
Упражнение 2.
Цель: снять напряжение, успокоить детей.
«Воздушный шарик»
Взрослый дает ребенку инструкцию: «Представь себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохни воздух, поднеси воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувай его. Следи глазами за тем, как твой шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представил? Я тоже представила твой огромный шар. Дуй осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажи его мне».
Упражнение можно повторить 3 раза.
Упражнение 3.
Цель: создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе.
«Я очень хороший»
Взрослый предлагает ребенку сказать: «Я очень хороший (-ая)». Но для начала ребенок говорит слово «Я» шепотом, потом обычно, а после криком. Таким же образом поступают со словами «очень» и «хороший ( — ая)».
Затем ребенку предлагается сначала шепотом, обычно, а потом прокричать все слова вместе: «Я очень хороший (-ая)».
Арт-терапия
Арт-терапия — это специализированная форма психотерапии, основанная на изобразительном искусстве. Основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка.
Мир рисунка безграничен как фантазия детей, поэтому не всегда к прочтению образов нужно подходить буквально. Например, черные и серые тона — не обязательно тоска и негатив. Возможно, ребенок просто экспериментирует и ищет применение этому цвету. Или персонажи сказок, герои популярных мультфильмов, сложно поддающиеся узнаванию — это повод радоваться режиссерскому прочтению ребенка. Вот так он прочувствовал замысел. Нельзя творчество детей в любом возрасте ставить в рамки и пытаться понять буквально. Равно как и сами рисунки, которые часто взрослые не понимают из-за отсутствия четкости, плавности линий и той академичности, к которой привыкли и пытаются навязать. Гораздо эффективнее, сделать этот процесс арт-терапией и инструментом расслабления.
При рисовании происходит:
Расставание с негативными эмоциями и прорисовывание тяжелого дня или события.
Пережидание и усмирение ярости, гнева, злости. Тогда можно избежать наказания, обидных слов и действий. Лучше — отдать все на откуп бумаге, линиям, краскам, фигурам и объектам.
Совместная деятельность и уникальная возможность в процессе, наводящими вопросами о рисунке узнавать, что тревожит ребенка. И главное — как вы можете ему помочь.
Чтобы читать и узнавать новое о ребенке по его рисункам, этот процесс еще нужно правильно организовать, заинтересовав маленького художника. Понятное дело, что большинство деток охотно соглашаются на такое творчество. Но и это стремление нужно всячески поддерживать.
Организация арт-терапии:
1) инструменты (бумага, карандаши, фломастеры, краски и кисточки) находятся на видном месте и в поле зрения малыша.
2) давай возможность ребенку выбора. Хочет много бумаги — пусть берет. Хочет рисовать одновременно карандашом и маркером — на здоровье. Наденьте большой защитный слюнявчик, рубашку для рисования — и вперед! Он не должен бояться испачкать стол, стены, одежду. Поэтому о месте для рисования и прочих мелочах нужно позаботиться заранее.
3) Ребенок выполняет работу
4) Презентация работы
5) Обсуждение работы
Можно предложить ребенку тематический рисунок: «Я дома», «Моя семья» и т.п.
Рисуя, дети дают выход своим чувствам и переживаниям, безболезненно соприкасаются с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами. Рисование — это отражение в сознании человека окружающей действительности, выражение отношения к ней, что и имеет терапевтический эффект для личности ребенка.
Песочная терапия
Ненаправленная (недирективная) песочная терапия проходит в форме свободной игры ребенка, что способствует большему самовыражению, достижению эмоциональной устойчивости и саморегуляции. В распоряжение ребенка предоставляется набор различных предметов: фигурки людей, животных, части зданий, домики, автомашины, деревья, бесформенный материал (плоский и открытый ящик, наполненный песком).
Из этого материала ребенок строит свой мир. «Миры» создаются ребенком в соответствии с его возрастом и индивидуальными особенностями. Затем психолог обсуждает с ребенком процесс и конечный результат его творчества. Во время игры дети обнаруживают свое эмоциональное отношение к людям, предметам. Эта игра представляет собой определенную диагностическую ценность, кроме того, в процессе игры ребенок перерабатывает свои душевные конфликты.
Недирективная песочная терапия одновременно решает три основные задачи:
1. способствует развитию самовыражения ребенка;
2. снимает имеющийся у ребенка эмоциональный дискомфорт;
3. формирует саморегулирующие процессы.
Сказкотерапия
«Сказка о маленькой принцессе»
В одном большом сказочном королевстве жили король, королева и их дочь принцесса.
Принцесса каждый день в своей комнате играла с другими принцами и принцессами.
Девочка очень любила рисовать. Она придумывала разные истории к своим картинкам. Нравилось ей показывать свои рисунки маме и папе. Но в последнее время принцесса заметила, что мама и папа не спрашивают о том, что нарисована, не задают никаких вопросов о рисунке, не хвалят ее, а быстро смотрят и отдают. Маленькая принцесса очень огорчалась, она думала, что стала плохо рисовать раз уж родители не расхваливают ее картины. Поэтому девочка решила больше никогда не рисовать.
В своей комнате король и королева постоянно ссорились, но принцесса только иногда слышала крики, которые доносились из другой стороны королевства.
Однажды королева подошла к своей дочери принцессе и сказала, что король уехал в другое королевство, чтобы подписать указ.
Папы-короля очень долго не было и принцесса стала спрашивать: «Мам, а где папа? Он же не может так долго подписывать указ. Я очень боюсь, чтоб его не схватили разбойники».
И тогда мама-королева решила все рассказать своей дочке: «Папа больше с нами жить не будет, он сейчас живет в другом королевстве. Мы уже больше не муж и жена. Но ты будешь видеться с папой, навещать его в другом королевстве».
Принцесса очень сильно расстроилась: ведь теперь у нее только мама, а папы больше нет. Она очень хотела видеть своего папу.
Когда к принцессе приходили другие дети, чтобы поиграть она их выгоняла, бросала в них игрушки, и даже могла кого-нибудь больно ударить. Принцесса постоянно бегала в другую сторону королевства, чтобы проверить не уехала ли мама в другое королевство, как папа. А то вдруг и мама решит не жить с принцессой.
Девочка постоянно думала от чего же папа с ними не живет. И тут принцесса подумала, что если очень хорошо будет себя вести, то папа вернется. «Ведь это он точно из-за меня уехал в другой лес. Я ведь раскидывала свои игрушки, смотрела много мультиков. И он на меня разозлился. Все, буду хорошо себя вести», — подумала принцесса.
Так себя девочка и вела, однако папа не возвращался.
Опять принцессу одолела злость на своих родителей, она подумала, что больше никому не нужна, и что ни папа, ни мама ее не любят раз уж не хотят жить вместе.
Когда наступила темная ночь, принцесса убежала из королевства. Она оказалась в дремучем лесу, там она заблудилась. Принцесса думала, что ей надо далеко уйти, ведь ее все равно никто не любит.
В лесу раздавались странные звуки, девочка посмотрела вперед и увидела дом лесной колдуньи. Принцесса решила, что будет жить с ней.
Когда колдунья увидела девочку, то очень обрадовалась. Принцессе сразу не понравилось у колдуньи: в доме было очень грязно, ей не разрешали играть, а когда принцесса рисовала, то колдунья забирала у нее рисунки и сжигала, при этом приговаривала: «Какая мерзость. Фу». Принцесса хотела от нее уйти, но колдунья положила на девочку заклятие, которое могли снять только ее родители, если они по настоящему любят свою дочь.
Принцесса очень расстроилась. Она подумала, что заклятие никогда не будет снято, что родители даже искать ее не будут. И тут девочка вспомнила своих маму папу и ей так стало грустно, ведь с ними было так хорошо, и рисунки ее они никогда не обзывали так, как эта ведьма.
А в это время король и королева уже три дня искали свою дочь. И вот они наконец ее нашли. Девочка была безумно рада. Колдунья сказала королю и королеве, что принцесса заколдована и они не смогут ее забрать так как не любят девочку. Однако родители без труда забрали свою дочь, и тогда принцесса поняла, что и папа, и мама ее очень сильно любят.
Принцесса стала ездить к своему папе в другое королевство, сначала ее там не нравилось, но потом она познакомилась с новыми друзьями, а также у нее была своя комната для рисования. Принцесса с большим удовольствием рисовала и показывала всем свои рисунки.
Принцесса знала, что родители ее никогда не бросят. Просто они вместе не живут. Но продолжают как и раньше ее любить.
Рекомендации для родителей
· Сообщить ребенку о предстоящем разводе до того, как он произойдет.
· Необходимо в общих чертах объяснить, почему родители решили развестись, и убедить ребенка, что его вины в этом нет.
· На доступном ребенку языке сообщить о предстоящих переменах в его жизни, при этом важно учитывать возраст ребенка и возможные переживания.
· Как бы родители не были огорчены, какие чувства бы они не испытывали, ребенок не должен почувствовать себя эмоционально заброшенным. Необходимо не забывать о ребенке и уделять ему внимание. Детям необходимо от взрослых: сопереживание по поводу их чувств, поддержка, которая может утешить, показать, что их любят и не бросят;
· Не делать из ребенка личного психотерапевта, т.е. не следует делиться с ребенком своими переживаниями, которые ребенок не в состоянии понять в силу своего возраста или в силу поглощенности собственными переживаниями. (Исключение составляют уже взрослые дети.)
· Не очернять образ бывшего супруга в глазах ребенка. Избегайте приклеивания ярлыков и оскорблений в адрес другого родителя. Важно уверить ребенка, что он сможет всегда с ним встретиться при обоюдном желании.
· Не решать супружеские конфликты за счет ребенка.
· Не лгать ребенку и всегда объяснять, что происходит в семье.
· Ради ребенка сохранить максимально хорошие отношения между разведенными супругами.
Рекомендации для педагогов
· Учитывать эмоциональное состояние ребенка в ситуации развода родителей.
· Не допускать нескромных вопросов, дразнения со стороны сверстников.
· Вовлекать ребенка в деятельность.
· Говорить с ребенком о его чувствах и переживаниях.
· Поддерживать эмоциональный комфорт ребенка.
· Поощрять ребенка в достигнутых им результатах.
· Убеждать ребенка, что он не ответственен за развод, что о нем будут заботиться вне зависимости от сложившихся обстоятельств.
· Заверить ребенка, что он находится в безопасности;
Список литературы 1. Бретт Д. Жила-была девочка похожая на тебя. — М.: независимая фирма «Класс». 2. Зритнева, Е.И. Семьеведенье: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. и специальности «Соц. работа» / Е.И. Зритнева, Н.П. Клушина. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. — 246 с. 3. Нартова-Бочавер, С.К., Несмеянова, М.И., Малярова, Н.В., Мухортова, Е.А. Ребенок в карусели развода. — М., 1996. 4. Педагогика и психология семейного воспитания / М.П. Осипова и др.; под ред. М.П. Осиповой. — Мн.: ИВЦ Минфина, 2008. — 360 с. 5. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др., ред.Е.Г. Силяева. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. 6. Савинов, Л.И., Камышова, Е.В. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей: учебное пособие. — 4-е изд., перераб. и доп. / Л.И. Савинов, Е.В. Камышова. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и др.», 2008. — 260 с. 7. Сизанов, Хриптович. Психология семейных отношений.
Размещено на