ПСИХОДИАГНОСТИКА АГРЕССИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ПОДРОСТКОВ

Реферат

Курсовая работа 39 с., 4 рис., 2 табл., 25 источников, 2 прил.

ПРОБЛЕМА АГРЕССИИ, МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ, ПОДРОСТКИ, ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ, ПРОБЛЕМА, ПСИХОДИАГНОСТИКА, МЕТОДЫ, РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Объект исследования — дети младшего школьного возраста и подростки.

Предмет исследования — агрессия младших школьников и подростков.

Цель работы — провести психодиагностику агрессии младших школьников и подростков.

Методы исследования: описательно-аналитический, сравнительно-сопоставительный, опросник.

Элементы новизны: доказано, что тем больше выражена агрессия, чем более экстравертирован и менее эмоционально устойчив ребенок.

Результаты внедрения: разработка использована в учебном процессе на кафедре психологии УО «ВГУ им. П.М. Машерова» (при наличии акта о внедрении).

Теоретическая и практическая значимость определяется тем, что его результаты позволяют расширить и углубить научные представления об особенностях проявления, механизмов и уровней агрессии младших школьников и подростков.

Содержание

Введение…4

1. Теоретические аспекты по проблеме агрессии младших школьников и подростков…6

1.1 Основные подходы к проблеме агрессии …6

1.2 Методы диагностики агрессии…11

2. Психодиагностика агрессии у младших школьников и подростков…17

2.1 Цель, гипотеза и задачи исследования …17

2.2 Методика исследования…17

3 Анализ результатов исследования и их обсуждение…29

3.1 Результаты исследования…29

3.2 Обсуждение результатов исследования…30

Заключение…32

Список использованных источников…34

Приложения…36

Введение

Актуальность исследования. В онтогенезе человека одним из самых сложных периодов является время перехода от младшего школьного к подростковому возрасту. В это время происходит перестройка ранее сложившихся физиологических и психологических структур, возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.

3 стр., 1094 слов

Зависимость уровня агрессии подростков от успеваемости в школе

... подростковой агрессии 16 Глава 2. Экспериментальное исследование взаимосвязи агрессивности и успеваемости подростков 20 2.1. Организация исследования 20 2.2. Анализ полученных результатов. 23 ... Целью данной работы будет выявление зависимости подростковой агрессии от успеваемости в школе. Объект исследования: Агрессия подростков. Предмет исследования: взаимосвязь агрессивности и успеваемости в школе. ...

Проявлениям агрессивности способствуют недостатки воспитания, осуществляемого разными институтами социализации, в том числе не только семьей, школой, но и средствами массовой информации.

Агрессивность в личностных характеристиках детей формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворения своим положением в обществе, что проявляется в соответствующем поведении. Вместе с тем на развитие агрессивности подростка могут влиять природные особенности его темперамента, например возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя. Естественно, что в состоянии фрустрации подросток к подобной психической организацией ищет выхода внутреннему напряжению, в том числе и в драке, ругани.

Современные дети живут в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано с типом и ритмом технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Дети и подростки больше других возрастных групп, страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в обществе. Сегодня, в целом, в нашем обществе имеется серьезный дефицит позитивного воздействия на растущих детей. Происходит «деформация» семьи, которая не выполняет такие важные функции, как формирование у детей чувства психологического комфорта, защищенности. В результате для многих подростков и детей характерна неразвитость нравственных представлений, потребительская ориентация, эмоциональная грубость, агрессивный способ самоутверждения, что связано, в частности, с повышенной внушаемостью, подражательностью. Следует отметить, что для многих подростков типично умышленное подражание определенным манерам как конкретных людей, так и тем стереотипам которые предлагаются различными средствами информации. Провоцирующие агрессивные формы поведения подростков, делая его взрослым в собственных глазах и являясь средством демонстрации своей значимости.

18 стр., 8848 слов

Психологические особенности агрессии учащихся младших школьников с ЗПР

... особенности агрессии учащихся младших школьников с ЗПР" Введение Актуальность исследования. Проблема проявления агрессии и агрессивного поведения детей младшего школьного возраста ...  с. Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. - СПб: ... ЗПР. Для переформирования деструктивного поведения детей и подростков используется целый комплекс терапии-беседы, игры, ...

Объект исследования — дети младшего школьного возраста и подростки.

Предмет исследования — агрессия младших школьников и подростков.

Цель работы — провести психодиагностику агрессии младших школьников и подростков.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретические аспекты по проблеме агрессии младших школьников и подростков;

2. Указать основные подходы и методы к проблеме агрессии;

3. Провести психодиагностику агрессии в младших школьников и подростков;

Методы исследования: описательно-аналитический, сравнительно-сопоставительный, опросник.

Методологическую основу исследования составили: личностно-деятельностный подход к исследованию психических явлений, представленный в работах Б.Г. Ананьева, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева и др.; теоретические представления о сущности и психологических механизмах и уровнях агрессивного поведения зарубежных ученых: А. Бандуры, А. Басса, Л. Берковитца, Р. Бэрона и Д. Ричардсон, З. Фрейда и др.; и отечественных исследователей: С.Н. Ениколопова, Н.Д. Левитова, А.А. Реан, Т.Г. Румянцева, И.А. Фурмонова и др.;

1 Теоретические аспекты по проблеме агрессии младших школьников и подростков

1.1 Основные подходы к проблеме агрессии

Агрессия (происходит от латинского «aggredi» — «нападать») представляет собой любую форму поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Существует множество теоретических обоснований возникновения агрессии, ее природы и факторов, влияющих на ее проявление. Рассмотрим наиболее известные из них [12].

15 стр., 7072 слов

Проявление агрессии у детей младшего школьного возраста, занимающихся рукопашным боем

... 1. Теоретические аспекты агрессивности детей младшего школьного возраста 1.1Понятие агрессии и агрессивности 1.2 Специфика агрессии у младших школьников Глава 2. Исследование агрессивности школьников, посещающих секции ... самооценку; - нарушения в отношениях со сверстниками. Особенности проявления агрессии детей и подростков: 1. Жертвами агрессии становятся близкие люди - родные, друзья. Это своего ...

Теория влечения (психоаналитический подход).

По мнению основоположника этой теории З. Фрейда, агрессивное поведение инстинктивное и неизбежно по своей природе. Оно связано с тем, что в человеке существует два базовых инстинкта: либидо — сексуальный — и танатос — инстинкт влечения к смерти. Энергия первого типа направлена на упрочнение, сохранение и воспроизведение жизни. Энергия же второго типа направлена на разрушение и прекращение жизни. Он утверждал, что все человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия этих инстинктов, и между ними существует постоянное напряжение. Ввиду того, что существует острый конфликт между сохранением жизни (эросом) и ее разрушением (танатосом), другие механизмы (смещение) служат цели направлять энергию танатоса вовне, в направлении от «Я». А если энергия танатоса не будет обращена вовне, то это вскоре приведет к разрушению самого индивидуума. Таким образом, танатос косвенно способствует тому, что агрессия выводится наружу и направляется на других. Этот процесс можно условно изобразить на схеме:

Отсюда очевидно, что уменьшить вероятность появления опасных действий может внешнее проявление эмоций, сопровождающих агрессию [2]…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В нашей работе мы провели изучение проблемы агрессивности у младших школьников и подростков.

Теоретическое изучение проблемы показало, что единой точки зрения на источник и морфологию агрессии нет, что усложняет понимание данной проблемы. В личностных характеристиках детей агрессивность формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, но на развитие агрессивности могут влиять и природные факторы. Кроме того, агрессия может быть вызвана необходимостью защитить себя или удовлетворить свои потребности в ситуации, в которой растущий человек не видит иного выхода, кроме непосредственного аффективного высвобождения накопившихся эмоций. В подростковом возрасте, в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая предпосылки для возникновения и проявления агрессивности. В отличие от детей младшего школьного возраста, агрессивное поведение подростков носит характер протеста, возникает эпизодически и не нарушает в целом их взаимоотношения с окружающими. Оно является следствием лишь количественного недостатка высших социально — психологических свойств личности, неверных установок поведения, слабости правосознания, искажений в системе ценностных ориентаций.

4 стр., 1584 слов

Вопрос 1. Проблема биологического и социального в поведении людей

... в состоянии решить психофизиологическую проблему. Поэтому единого методологического подхода к исследованию проблем психологии не существует. Из ... физиологические процессы взаимосвязаны и взаимообусловливают поведение человека. Вопрос 3. Психические процессы, их динамика и ... отрицании фундаментального закона природы — закона сохранения энергии. Если бы материальные процессы, какими являются ...

Рассматривая специфику проявления агрессии в ходе теоретического исследования мы выдвинули гипотезу, согласно которой, агрессия тем больше выражена, чем более экстравертирован и менее эмоционально устойчив индивид. Фактически, такое описание полностью соответствует общепринятому в психологии описанию холерического темперамента, то есть таких характерных черт, свойственных индивиду, как импульсивность, невротичность, порывистость, повышенная возбудимость, т. е. в целом эмоциональная неустойчивость — с одной стороны и яркая выраженность эмоциональных переживаний, общительность и обращенность вовне, широкий круг знакомств и потребность в контактах, стремление действовать под влиянием момента, вспыльчивость, беззаботность, оптимистичность, добродушие, веселость — с другой.

Проведенная нами диагностика продемонстрировала тесную взаимосвязь между экстравертированностью и эмоциональной неустойчивостью, подтвердив тем самым выдвинутую гипотезу.

В педагогической психологии часто говорится о том, что с поступлением в школу у детей темперамент претерпевает «смещение» в сторону холерического (а значит, согласно результатам проведенной нами диагностики, и рост агрессивности).

Остается непонятным, какова феноменология такого смещения, в какой период и под влиянием каких факторов оно происходит наиболее интенсивно. Особая проблема заключается в том, что нет очевидной ясности и в том, есть ли и каковы внешние и внутренние детерминанты холерического темперамента ребенка, не влияющие непосредственно на развитие агрессивности. Возникает и другая трудность — должны ли использоваться особые методы профилактики и коррекции агрессивности, характерные для каждого отдельного возраста, и каковы другие факторы, помимо возраста, которые могут быть учтены для эффективного управления этим явлением. Эти вопросы играют большую роль в рассматриваемой проблеме и могут послужить основой для дальнейших исследований.

7 стр., 3489 слов

Детская психология в вопросах и ответах

... дополнения данных. Для успешного овладениякурсом возрастной психологии важно научиться самостоятельно составлять задачи.Например: а. сформулировать вопрос кзаданным условиям; б. к заданному вопросусформулировать ... Целесообразно потренироватьсяв составлении системы заданий и вопросов, которые бы отражали содержание целогораздела или темы возрастной психологии. Например, после изучение темы:”Развитие ...

Список использованных источников

1. Алфимова, М.В. Трубников, В.И. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии. — 2000. — № 6. — С.112−121.

2. Бандура, А., Уолтерс, Р. Подростковая агрессия. — М., 1999. — 512с.

3. Берковиц, Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. — М., 2001. — 420c.

4. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении, взгляд на себя и других. — М., 1996. — 346c.

5. Бурлачук, Л.Ф., Морозов, С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. — СПб., 2002. — 528c.

6. Бэрон, Р. Ричардсон, Д. Агрессия. — СПб., 1997. — 261c.

7. Вельдер, Р. К вопросу о феномене подсознательной агрессивности // Общественные науки и современность. — 1993. — № 3. — 368c.

8. Волков, Б.С., Волкова, Н.В. Методы исследования в психологии. — М., 2002. — 213c.

9. Завражин, С.А. Агрессивные фантазии в детском и подростковом возрасте// Вопросы психологии. — 1993. — № 5. — 123c.

10. Кернберг, О.Ф. Агрессия при расстройствах личности. — М., 1998. — 364c.

11. Ковалев, П. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения. — СПб., 1996. — 358c.

12. Крысько, В.Г. Социальная психология. — М., 2001. — 208c.

16 стр., 7850 слов

Характеристика степени выраженности жестокости и агрессивности у современных подростков и юношей

... Психология подростка / [под ред. А.А. Реана]. – СПб. : Изд-во ПРАЙМ – ЕВРОЗНАК, 2003. – С. 195 – 199. 15. Реан, А.А. Агрессия и агрессивность ... опросника использовались принципы: 1. Вопрос может относиться только к одной форме агрессии. 2. Вопросы формулируются таким образом, чтобы в ... с другими людьми, поэтому общество в целом задает вопрос о положительном или отрицательном поведении своих членов. ...

13. Лалаянц, И. Энергия агрессивности // Семья и школа. — 1995. — № 6. — с. 20−21.

14. Лоренц, К. Агрессия (так называемое «зло»).

— М., 1994. — 246c.

15. Нравственность, агрессия, справедливость // Вопросы психологии. — 1992. — 465c.

16. Психология человеческой агрессивности / под ред. К.В. Сельченок. — Минск., 1999. — 204c.

17. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. — М., 1991. С. 212−214.

18. Реан, А.А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. — 1996. — 48c.

19. Реан, А.А., Трофимова, Н.Б. Гендерные различия структуры агрессивности у подростков // Актуальные проблемы деятельности практических психологов. — 1999. — № 3.

20. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога. — М. 1999. — 384c.

21. Румянцева, Т.Г. Агрессия и контроль // Вопросы психологии. — 1992. — № 5/6.

22. Румянцева, Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии. — 1991. — № 1.

23. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. — М., 1996. — 210c.

24. Фридман, Л.М., Кулагина, И.Ю. Психологический справочник учителя. — М., 1991. — 288c.

25. Фурманов, И.А. Детская агрессивность. — М., 1996. — 254c.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector