ПСИХОДИАГНОСТИКА АГРЕССИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ПОДРОСТКОВ

Реферат

Курсовая работа 39 с., 4 рис., 2 табл., 25 источников, 2 прил.

ПРОБЛЕМА АГРЕССИИ, МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ, ПОДРОСТКИ, ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ, ПРОБЛЕМА, ПСИХОДИАГНОСТИКА, МЕТОДЫ, РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Объект исследования – дети младшего школьного возраста и подростки.

Предмет исследования – агрессия младших школьников и подростков.

Цель работы – провести психодиагностику агрессии младших школьников и подростков.

Методы исследования: описательно-аналитический, сравнительно-сопоставительный, опросник.

Элементы новизны: доказано, что тем больше выражена агрессия, чем более экстравертирован и менее эмоционально устойчив ребенок.

Результаты внедрения: разработка использована в учебном процессе на кафедре психологии УО «ВГУ им. П.М. Машерова» (при наличии акта о внедрении).

Теоретическая и практическая значимость определяется тем, что его результаты позволяют расширить и углубить научные представления об особенностях проявления, механизмов и уровней агрессии младших школьников и подростков.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….4

1. Теоретические аспекты по проблеме агрессии младших школьников и подростков.………………………………………………………………………….6

1.1 Основные подходы к проблеме агрессии …………………………………6

1.2 Методы диагностики агрессии……………………………………………11

2. Психодиагностика агрессии у младших школьников и подростков………..17

2.1 Цель, гипотеза и задачи исследования ………………………………….17

2.2 Методика исследования…………………………………………………..17

3 Анализ результатов исследования и их обсуждение…………………………29

3.1 Результаты исследования……………………………………………………..29

3.2 Обсуждение результатов исследования……………………………………..30

Заключение…………………………………………………………………………32

Список использованных источников…………………………………………….34

Приложения………………………………………………………………………..36

Введение

Актуальность исследования. В онтогенезе человека одним из самых сложных периодов является время перехода от младшего школьного к подростковому возрасту. В это время происходит перестройка ранее сложившихся физиологических и психологических структур, возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.

3 стр., 1094 слов

Зависимость уровня агрессии подростков от успеваемости в школе

Оглавление Введение 3 Глава 1. Теоретические основы изучения агрессии в отечественной и зарубежной литературе 5 1.1. Понятие агрессии и агрессивности, основные теоретические подходы.. 5 1.2. Причины агрессии, ее виды и механизм действия 10 1.3. Специфика подростковой агрессии 16 Глава 2. Экспериментальное исследование взаимосвязи агрессивности и успеваемости подростков 20 2.1. Организация ...

Проявлениям агрессивности способствуют недостатки воспитания, осуществляемого разными институтами социализации, в том числе не только семьей, школой, но и средствами массовой информации.

Агрессивность в личностных характеристиках детей формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворения своим положением в обществе, что проявляется в соответствующем поведении. Вместе с тем на развитие агрессивности подростка могут влиять природные особенности его темперамента, например возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя. Естественно, что в состоянии фрустрации подросток к подобной психической организацией ищет выхода внутреннему напряжению, в том числе и в драке, ругани.

Современные дети живут в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано с типом и ритмом технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Дети и подростки больше других возрастных групп, страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в обществе. Сегодня, в целом, в нашем обществе имеется серьезный дефицит позитивного воздействия на растущих детей. Происходит «деформация» семьи, которая не выполняет такие важные функции, как формирование у детей чувства психологического комфорта, защищенности. В результате для многих подростков и детей характерна неразвитость нравственных представлений, потребительская ориентация, эмоциональная грубость, агрессивный способ самоутверждения, что связано, в частности, с повышенной внушаемостью, подражательностью. Следует отметить, что для многих подростков типично умышленное подражание определенным манерам как конкретных людей, так и тем стереотипам которые предлагаются различными средствами информации. Провоцирующие агрессивные формы поведения подростков, делая его взрослым в собственных глазах и являясь средством демонстрации своей значимости.

Объект исследования – дети младшего школьного возраста и подростки.

Предмет исследования – агрессия младших школьников и подростков.

Цель работы – провести психодиагностику агрессии младших школьников и подростков.

5 стр., 2022 слов

Предупреждение неуспеваемости младших школьников.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НЕУСПЕВАЕМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ПУТИ УСТРАНЕНИЯ ЭТИХ ПРИЧИН 1.1 Понятие «неуспеваемость» в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………………...5 1.2 Исследование проблем неуспеваемости младших школьников в зарубежной и отечественной психологии………………………………………6 1.3 Психолого-педагогические причины ...

Задачи исследования:

1. Изучить теоретические аспекты по проблеме агрессии младших школьников и подростков;

2. Указать основные подходы и методы к проблеме агрессии;

3. Провести психодиагностику агрессии в младших школьников и подростков;

Методы исследования: описательно-аналитический, сравнительно-сопоставительный, опросник.

Методологическую основу исследования составили: личностно-деятельностный подход к исследованию психических явлений, представленный в работах Б.Г. Ананьева, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева и др.; теоретические представления о сущности и психологических механизмах и уровнях агрессивного поведения зарубежных ученых: А. Бандуры, А. Басса, Л. Берковитца, Р. Бэрона и Д. Ричардсон, З. Фрейда и др.; и отечественных исследователей: С.Н. Ениколопова, Н.Д. Левитова, А.А. Реан, Т.Г. Румянцева, И.А. Фурмонова и др.;

1 Теоретические аспекты по проблеме агрессии младших школьников и подростков

1.1 Основные подходы к проблеме агрессии

Агрессия (происходит от латинского «aggredi» – «нападать») представляет собой любую форму поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Существует множество теоретических обоснований возникновения агрессии, ее природы и факторов, влияющих на ее проявление. Рассмотрим наиболее известные из них [12].

Теория влечения (психоаналитический подход).

По мнению основоположника этой теории З. Фрейда, агрессивное поведение инстинктивное и неизбежно по своей природе. Оно связано с тем, что в человеке существует два базовых инстинкта: либидо – сексуальный – и танатос – инстинкт влечения к смерти. Энергия первого типа направлена на упрочнение, сохранение и воспроизведение жизни. Энергия же второго типа направлена на разрушение и прекращение жизни. Он утверждал, что все человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия этих инстинктов, и между ними существует постоянное напряжение. Ввиду того, что существует острый конфликт между сохранением жизни (эросом) и ее разрушением (танатосом), другие механизмы (смещение) служат цели направлять энергию танатоса вовне, в направлении от “Я”. А если энергия танатоса не будет обращена вовне, то это вскоре приведет к разрушению самого индивидуума. Таким образом, танатос косвенно способствует тому, что агрессия выводится наружу и направляется на других. Этот процесс можно условно изобразить на схеме:

6 стр., 2890 слов

Мелик-Пашаев А. — А.С. Пушкин и психология художественного творчества (Вопросы психологии)

А.С.ПУШКИН И ПСИХОЛОГИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА А.А. МЕЛИК-ПАШАЕВ Для человека, принадлежащего к русской культуре, говорить о А.С. Пушкине — трудное и ответственное дело. Во-первых,всегда рискуешь, по выражению А.Н. Островского, “украсть у Пушкина его праздник”. Вовторых, не покидает опасение, что, вопреки видимости, мы до сих пор не вполне осознали его значение для нашей культуры. Вспомним: ...

Отсюда очевидно, что уменьшить вероятность появления опасных действий может внешнее проявление эмоций, сопровождающих агрессию [2]….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В нашей работе мы провели изучение проблемы агрессивности у младших школьников и подростков.

Теоретическое изучение проблемы показало, что единой точки зрения на источник и морфологию агрессии нет, что усложняет понимание данной проблемы. В личностных характеристиках детей агрессивность формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, но на развитие агрессивности могут влиять и природные факторы . Кроме того, агрессия может быть вызвана необходимостью защитить себя или удовлетворить свои потребности в ситуации, в которой растущий человек не видит иного выхода, кроме непосредственного аффективного высвобождения накопившихся эмоций. В подростковом возрасте, в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая предпосылки для возникновения и проявления агрессивности. В отличие от детей младшего школьного возраста, агрессивное поведение подростков носит характер протеста, возникает эпизодически и не нарушает в целом их взаимоотношения с окружающими. Оно является следствием лишь количественного недостатка высших социально – психологических свойств личности, неверных установок поведения, слабости правосознания, искажений в системе ценностных ориентаций.

8 стр., 3968 слов

22.Типичные проблемы подростка

... . Подросток теперь тяготится конкретным, его начинают интересовать философские вопросы (проблемы происхождения ... мозга. смешанный конфликт. Отличаются агрессивностью, импульсивностью. Опыт нашей работы ... Преодоление отрицательных форм поведения (агрессия, негативизм и пр.) ... психологии или же занятия профориентационной направленности. Особую значимость приобретает консультирование родителей подростков ...

Рассматривая специфику проявления агрессии в ходе теоретического исследования мы выдвинули гипотезу, согласно которой, агрессия тем больше выражена, чем более экстравертирован и менее эмоционально устойчив индивид. Фактически, такое описание полностью соответствует общепринятому в психологии описанию холерического темперамента, то есть таких характерных черт, свойственных индивиду, как импульсивность, невротичность, порывистость, повышенная возбудимость, т.е. в целом эмоциональная неустойчивость – с одной стороны и яркая выраженность эмоциональных переживаний, общительность и обращенность вовне, широкий круг знакомств и потребность в контактах, стремление действовать под влиянием момента, вспыльчивость, беззаботность, оптимистичность, добродушие, веселость – с другой.

Проведенная нами диагностика продемонстрировала тесную взаимосвязь между экстравертированностью и эмоциональной неустойчивостью, подтвердив тем самым выдвинутую гипотезу.

В педагогической психологии часто говорится о том, что с поступлением в школу у детей темперамент претерпевает «смещение» в сторону холерического (а значит, согласно результатам проведенной нами диагностики, и рост агрессивности).

Остается непонятным, какова феноменология такого смещения, в какой период и под влиянием каких факторов оно происходит наиболее интенсивно. Особая проблема заключается в том, что нет очевидной ясности и в том, есть ли и каковы внешние и внутренние детерминанты холерического темперамента ребенка, не влияющие непосредственно на развитие агрессивности. Возникает и другая трудность – должны ли использоваться особые методы профилактики и коррекции агрессивности, характерные для каждого отдельного возраста, и каковы другие факторы, помимо возраста, которые могут быть учтены для эффективного управления этим явлением. Эти вопросы играют большую роль в рассматриваемой проблеме и могут послужить основой для дальнейших исследований.

Список использованных источников

1. Алфимова, М.В. Трубников, В.И. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии. – 2000. – №6. – С.112-121.

2. Бандура, А., Уолтерс, Р. Подростковая агрессия. – М., 1999. – 512с.

3. Берковиц, Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. – М., 2001. – 420c.

7 стр., 3489 слов

Детская психология в вопросах и ответах

Б. С. Волков, Н. В. Волкова ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ В ВОПРОСАХИ ОТВЕТАХ Содержание Введение Проблемная ситуация и задача 1. Методы изучения психикиребенка 2. Основные закономерностипсихического развития ребенка 3. Психическое развитие детейот рождения до 1 года 4. Психическое развитие детейот 1 года до 3 лет 5. Психическое развитие детейдошкольного возраста 6. Психическая готовностьдетей к обучению в ...

4. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении, взгляд на себя и других. – М., 1996. – 346c.

5. Бурлачук, Л.Ф., Морозов, С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб., 2002. – 528c.

6. Бэрон, Р. Ричардсон, Д. Агрессия. – СПб., 1997. – 261c.

7. Вельдер, Р. К вопросу о феномене подсознательной агрессивности // Общественные науки и современность. – 1993. — №3. – 368c.

8. Волков, Б.С., Волкова, Н.В. Методы исследования в психологии. – М., 2002. – 213c.

9. Завражин, С.А. Агрессивные фантазии в детском и подростковом возрасте// Вопросы психологии. – 1993. – №5. – 123c.

10. Кернберг, О.Ф. Агрессия при расстройствах личности. – М., 1998. – 364c.

11. Ковалев, П. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения. – СПб., 1996. – 358c.

12. Крысько, В.Г. Социальная психология. – М., 2001. – 208c.

13. Лалаянц, И. Энергия агрессивности // Семья и школа. – 1995. – №6. – с. 20-21.

14. Лоренц, К. Агрессия (так называемое «зло»).

– М., 1994. – 246c.

15. Нравственность, агрессия, справедливость // Вопросы психологии. – 1992. – 465c.

16. Психология человеческой агрессивности / под ред. К.В. Сельченок. – Минск., 1999. – 204c.

17. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1991. С. 212-214.

18. Реан, А.А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. – 1996. – 48c.

19. Реан, А.А., Трофимова, Н.Б. Гендерные различия структуры агрессивности у подростков // Актуальные проблемы деятельности практических психологов. – 1999. — №3.

20. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога. – М. 1999. – 384c.

21. Румянцева, Т.Г. Агрессия и контроль // Вопросы психологии. – 1992. – №5/6.

22. Румянцева, Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии . – 1991. – №1.

23. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. – М., 1996. – 210c.

24. Фридман, Л.М., Кулагина, И.Ю. Психологический справочник учителя. – М., 1991. – 288c.

25. Фурманов, И.А. Детская агрессивность. – М., 1996. – 254c.