Тема: «Профилактика наркомании в подростковой среде в условиях общеобразовательной школы»
Содержание
Введение…………………………………………………………………….
1. Факторы риска ранней зависимости от наркотиков…………………….
1.1. Проблема наркомании в современной России…………………………….
1.2. Предпосылки развития наркозависимости у подростков (объедините 1.2 и 1.3) ……………………………………………………
1.3. Теоретическая модель процесса профилактики наркомании в общеобразовательной школе.
2. Психолого-педагогическая профилактика наркомании…………….
2.1. Формы и методы профилактики наркомании в российской системе образования
2.2. Анализ деятельности СОШ №… города… по профилактике наркомании в подростковой среде
2.3. Рекомендации руководителям общеобразовательных школ и социальным педагогам по организации профилактики наркомании в подростковой среде.
Заключение……………………..
Список используемой литературы………………..
Приложение А…………..
Приложение В………………
Пртложение С…………
Введение
Актуальность проблемы профилактики наркомании определяется изменением наркоситуации в нашей стране, основной тенденцией которой является катастрофический рост числа наркозависимых, прежде всего, среди детей и подростков, что создало предпосылки к угрозе национальной безопасности страны, связанной с эпидемией наркозависимости среди молодежи. Распространение наркомании приняло за последнее десятилетие угрожающие размеры и приобрело черты социального бедствия. Недоступность большинству населения информации о вреде наркотиков, причинах возникновения, формирования и распространения наркоманий, методах противодействия наркозависимости делает малоэффективной антинаркотическую пропаганду. Отсутствие эффективной молодежной антинаркотической политики, нередкие откровения поп-кумиров, привели к формированию неотразимо привлекательной для молодежи наркотической субкультуры. Установлено, что чем раньше произошло приобщение к психоактивным веществам, тем быстрее формируется наркозависимость, тем тяжелее течение наркомании как болезни, больше негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления наркотиков (безнадзорность, преступность, рост сопутствующих наркомании заболеваний), и тем меньше эффективность профилактических, коррекционных и реабилитационных программ.
В настоящее время в экстренной профилактической помощи нуждается значительная группа детей и подростков, которые в силу особенностей своего поведения, школьной и социальной дезадаптации выпадают из общего числа более благополучных сверстников, и, следовательно, не охвачены программами первичной профилактики.
Роль неправительственных организаций в решении проблем наркомании ...
... РАБОТЫ С НАРКОЗАВИСИМЫМИ ПОДРОСТКАМИ.................................................. 30 2.1 Деятельность специалиста по социальной работе с указанной целевой группой………………………………………………..30-39 2.2 Современные методики и программы профилактики наркомании в подростковой среде…………………………….……………40-50 ...
Увеличение числа наркозависимых подростков и недооценка обществом серьезности этой ситуации; отсутствие эффективных моделей антинаркотического воспитания, с одной стороны и потребность в адекватных разработках профилактики наркомании, просветительской работы среди населения, с другой, требует поиска новых форм социально-педагогической деятельности.
Степень разработанности: Психолого-педагогические исследования профилактики ранней наркомании подростков проведены психологами: С.А. Бадмаевым, С.А. Беличевой, А.П. Горбачевой, И.И. Кауненко; педагогами — Т.К.Зуевой, И.В.Иванниковой, В.П. Кащенко, Ю.А. Клейбергом, A.C., Меликсетяном, И.А. Невским, В.А. Поповым, З.Д. Раевской, О.Л.Романовой. Расширяют и углубляют изучение данной проблемы труды социальных педагогов — В.Г. Бочаровой, Б.З. Вульфова, Т.П.Гуриной, Д.В.Колесова, A.B. Мудрика, Л.П.Федоренко. Свой вклад в решение этого вопроса вносят исследователи-криминологи — Г.А. Аванесов, А.И. Алексеев, В.Р. Кудрявцев, Г.М. Миньковский. Медицинский аспект проблемы отражен в работах Б.С. Братуся, A.A. Вдовиченко, В.В. Ковалева, А.Е. Личко.
Проблеме проявления отклоняющихся форм поведения подростков, вызванных неблагоприятным положением ребенка в системе внутрисемейных отношений, посвящены работы Ю.Р. Вишневского, И.А. Горьковой, Г.А. Гурко, И.А. Двойменного, А.Н. Елизарова, E.H. Заборовой, В.А. Лелекова, A.B. Меренкова, В.Д. Москаленко, Г.П. Орлова, Б.С. Павлова. Влияние школьной среды в процессе социализации подростка, а также ее роль в профилактике ранней алкоголизации и табакокурения учащихся, представлены в работах Б.Н. Алмазова, B.C. Афанасьева, Г.Ф. Кумарина, В.В. Лозового, И.А. Невского, В.Г. Степанова.
Признавая значение вышеизложенных работ, стоит отметить, что, несмотря на множество подходов к исследованию вредных привычек личности, проблема ранней подростковой наркомании, а также разработка системы их педагогической профилактики, направленной на нравственное и физическое оздоровление подрастающего поколения и утверждения здорового образа жизни требует дальнейшего изучения.
Проблема исследования заключается в том, чтобы на основе теоретических положений организовать профилактическую работу педагога-психолога с учащимися общеобразовательной школы по снижению зависимости наркомании.
Объект исследования: наркомания как социально-педагогическое явление.
Предмет исследования: профилактика наркомании в подростковой среде в условиях общеобразовательной школы.
Цель данной работы: раскрыть деятельность педагога-психолога по профилактике наркомании среди подростков.
В соответствии с указанной целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
Методология психолого-педагогических исследований: общая характеристика
... в массив научного знания. Общая логика и структура социально-педагогического исследования Глоссарий к теме Тема исследования – это лаконичное и четкое ограничение аспектов исследуемой ... процессов и связей между ними. Индивидуальная научная деятельность – процесс научной работы отдельного исследователя. Коллективная научная деятельность – деятельность всего сообщества ученых, работающих в данной ...
1. Рассмотреть понятие «наркомания» и ее проблему в современной России;
2. Охарактеризовать предпосылки развития наркозависимости у подростков;
3. Разработать теоретическую модель процесса профилактики наркомании в общеобразовательной школе;
4. Описать формы и методы профилактики наркомании в российской системе образования;
5. Провести анализ деятельности СОШ №1 г. Меленки по профилактике наркомании в подростковой среде;
6. Подобрать рекомендации руководителям и социальным педагогам по организации профилактики наркомании в подростковой среде.
Для решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: анализ психологической, педагогической, социально-педагогической литературы.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение и список использованных источников, приложения.
Научная новизна исследования заключается в том, что определены этапы развития ранней наркомании подростков; разработана система педагогической профилактики вредных привычек у подростков, основанная на превентивном обучении, представляющим собой новую область педагогической деятельности, в которой сочетаются все виды социологических, психологических, правовых, педагогических, медицинских воздействий на личность подростка и окружающие его условия. Система профилактики включает в себя: учебно-воспитательную работу с подростками; выявление детей «группы риска»; подготовку педагогов к ведению профилактической работы; работу с семьей; организацию деятельности педагога-психолога с учреждениями по трудоустройству подростков; организацию педагогом досуга подростков; реализацию принципов профилактики; определена совокупность педагогических условий, способствующих эффективности системы педагогической профилактики.
Теоретическая значимость исследования состоит в том: 1) дана характеристика этапов развития вредных привычек у подростков, выступающая обоснованием для профилактических мероприятий (формирование иллюзорно-компенсаторной деятельности; формирование первичной и вторичной профилактики по отношению к алкоголизации и табакокурению); 2) проанализированы и определены неблагоприятные сочетания факторов риска ранней наркомании у подростков; 3) раскрыты современные проблемы профилактики вредных привычек; 4) охарактеризована система психолого-педагогической профилактики и педагогические условия, способствующие ее эффективной реализации. Тем самым расширяются теоретические представления о деятельности педагога-психолога по профилактике вредных привычек у подростков и вносится вклад в теорию общей педагогики.
Практическая значимость исследования состоит в том, что а) результаты позволяют расширить спектр психолого-педагогических средств, способствующий повышению эффективности психолого-педагогической профилактики вредных привычек у подростков; б) апробирована система профилактики и установлена ее эффективность; в) разработанные: комплекс информационно-обучающих занятий, г) программа профилактики наркомании у подростков могут быть использованы в деятельности как педагогов общеобразовательных школ, так и других работников образования.
Положения, выносимые на защиту:
1. Факторы риска ранней зависимости от наркотиков.
Девиантное поведение подростков как педагогическая проблема
... поведение. Предметом является девиантное поведение подростков как педагогическая проблема. Целью нашей курсовой работы является: изучение девиантного поведения подростков. Основные задачи: Дать определение ... принял специально посвященный этой проблеме Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»[2;ст. 3177], заложивший основы правового ...
1.1 Проблема наркомании в современной России.
Злоупотребление наркотиками, известное с древнейших времен, сейчас распространилось в размерах, тревожащих всю мировую общественность. Даже при сужении, с точки зрения наркологов, границ наркомании до юридических приемлемых, во многих странах наркомании признаны социальным бедствием.
Наркотические мафии управляют государствами (Латинская Америка), имеют свои армии (Юго-восточная Азия).
Доходы подпольных корпораций по торговле наркотиками превышают известные доходы от торговли нефтью и приближаются к мировым доходам от торговли оружием.
Особенно гибельно злоупотребление в молодежной среде – поражается и настоящее, и будущее общества. Полная, с точки зрения наркологов, картина распространения злоупотребления, включающая формы токсикоманий, еще более трагична. Вещества и препараты, изменяющие сознание, но не включенные в список наркотиков, как правило, еще более злокачественны, приводят к еще большему ущербу для индивидуума.
До определенного времени в России наиболее актуальной была проблема пьянства, но затем наметились малоутешительные тенденции перетекания проблем алкоголизма в проблемы наркотизации не только среди взрослых, но и среди молодежи и даже школьников. По результатам опроса общественного мнения, на сегодняшний день наркомания – вторая по важности проблема в России (первой, безусловно, является преступность).
И, действительно, в России с катастрофической быстротой увеличивается количество наркоманов…
Заключение
Важнейшим показателем богатства и процветания нации является состояние здоровья подрастающего поколения. Не случайно одним из приоритетных направлений деятельности Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) является обучение школьников навыкам здорового образа жизни. Наиболее важной в деле формирования здорового образа жизни среди подрастающего поколения является роль педагога-психолога.
Одним из важнейших аспектов здорового образа жизни является сознательный отказ от табакокурения, приема алкоголя, наркотических и токсикоманических средств. Особое значение в наши дни приобретает профилактика наркомании и токсикомании.
В данной работе мы рассмотрели понятие « наркомания» в психолого-педагогической литературе. Наркомания – это заболевание, проявляющееся во влечении к постоянному приему средств, называемых наркотическими, неотвратимой потребностью в наркотике, добыванием его всевозможными средствами, стремлением к постоянному повышению доз, приводящему к физической и моральной деградации личности и вредным для общества социальным последствиям. Это форма девиантного поведения, которая выражается в физической или психической зависимости от наркотиков, постепенно приводящей детский организм к физическому и психическому истощению и социальной дезадаптации личности.
Охарактеризовали факторы и причины наркомании среди подростков. Выделили биологические, психологические, социальные, социально-педагогические, социально- культурные факторы.
К биологическим факторам относятся: степень изначальной толерантности к наркотику; природа наркотического вещества и потребности в его принятии.
Профилактика употребления наркотиков подростками и молодежью
... средствам. 4. Разработать мероприятия по профилактике наркомании среди подростков. Объект исследования: подростковый наркотизм. Предмет ... больных, инвалидов, нетрудоспособных, а нередко и социально опасных членов общества. Вследствие этого разрушаются ... экологии Человека Института народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук, немецкого Института демографических исследований Макса ...
К психологическим факторам относятся: привлекательность на психологическом уровне возникающих отношений; стремление к самоутверждению; отсутствие устойчивых социальных интересов и особенности личной акцентуации подростка.
К социальным факторам относятся: мода и влияние референтной группы. К социально-педагогическим факторам относятся: воспитание ребенка в семье и адаптация в школьном коллективе. И к социально- культурным факторам относят: влияние субкультуры на подростка; развал идеологических и общественных институтов; доступность наркотиков.
Описали социально-педагогическую деятельность по профилактике наркомании среди подростков. Основными направлениями профилактики девиантного поведения являются: медико-биологический подход, социально- педагогический подход, информационный, социально- профилактический и применение санкций. По классификации профилактику можно разделить на первичную, вторичную, третичную профилактику.
В целом, изучив основные направления деятельности по профилактике наркомании в подростковой среде, можно сделать вывод о том, что в профилактической работе нужно использовать комплексный подход, работать не только с подростками, но и с их близким окружением.
Список используемой литературы
1. Ахмерова С.Г., Мубинова З.Ф., Ижбулатова Э.А. Профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения в образовательных учреждениях: Учебно-методическое пособие для учителей. — Уфа: Ин-формреклама, 2005. — 144 с.
2. Ахмерова С.Г. Теоретико-методические основы профилактики наркомании в образовательных учреждениях. — Уфа, БИРО, 2005. – 230 с.
3. Бенюмов В.М., Костенко О.Р., Флоренсова К.М. Вред алкоголя, никотина, наркотиков. – М.: Просвещение, 2003. – 123 с.
4. Габиани А.Л. На краю пропасти: Наркомания и наркоманы. — М.: Мысль, 2005. – 385 с.
5. Гарифуллин P.P. Скрытая профилактика наркомании: Практическое руководство для педагогов и родителей. — М.: ТЦ Сфера, 2002. – 317 с.
6. Генкова Л.Л., Славков Н.Б. Почему это опасно. — М.: Просвещение, 2004. – 328 с.
7. Глушков В.А. Наркомании у подростков. — Киев, 2005. – 330 с.
8. Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков: учеб. пособие для студентов средних и высш. педагог. учеб. заведений /Еникеева Д.Д. — 2-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2006. — 144 с.
9. Еникеева Д.Д. Популярная психиатрия / Еникеева, Д.Д. — М.: Аст-Пресс, 2006. — 528 с.
10. Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Змановская, Е.В. — М.: Академия, 2003. — 564
11. Клочинова П. Профилактика асоциального поведения подростков /Клочинова П. // Социальная педагогика. – 2006. — № 1. – С.61-70.
12. Кулаков С.А. Психопрофилактика и психотерапия в средней школе: Учеб.-метод, пособие. — СПб.: Питер, 2006. – 317 с.
13. Левин Б.М., Левин М.Б. Наркомания и наркоманы: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 2005. – 417 с.
14. Личко А.Е., Битенский B.C. Подростковая наркология. — Л.: Медицина. 2004. – 415 с.
15. Макаров В.В. Первичная профилактика наркоманических заболеваний у подростков // Вопросы наркологии. — 2003. — № 4.- С.25-27.
Попова м.В. Психология как учебный предмет в школе: Учеб.-методич. ...
... месяцев), имеющих совершенно определенные задачи и прагматически ориентированную идеологию. Второе направление — объемные учебные курсы, включающие целый спектр самоподготовки ребенка к самостоятельной жизни (эти ...
16. Макеева А.Г. Не допустить беды: Пед. профилактика наркотизма школьников. Под ред. М.М. Безруких; М-во образования Рос. Федерации. — М.: Просвещение, 2003. — 191 с.
17. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику / А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2007. – 340 с.
18. Макеева А.Г. Педагогическая профилактика наркомании в школе. — М.: Просвещение, 2005. – 315 с.
19. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании /Под ред. С.В. Березина и др. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2005. – 438 с.
20. Профилактика вредных привычек и здоровый образ жизни. – Ижевск, 2006.- 63 с.
21. Психология подростка: полное руководство / под ред. А.А. Реана. – СПб: прайм — ЕВРОЗНАК, 2003. – 432 с.
22. Психология и лечение зависимого поведения / Под ред. С. Даулинга. — М.: Академия, 2006. – 217 с.
23. Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью/Под науч. ред. Л.М. Шипицыной, Л.С. Шпилени. — СПб.: Питер, 2003. – 345 с.
24. Сирота Н.А. Профилактика наркомании и алкоголизма / Сирота Н.А., Ялтинский В.М. — М.: Академия, 2003. — 176 с.
25. Социальная педагогика: курс лекций: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /под общ. ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 416 с.
26. Степанов В.Г. Психология трудных подростков: учеб. пособие для студ. высш. педаг. учеб. заведений / В.Г. Степанов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2006. -336 с.
27. Суханов В.И., Макович В.А. Вредные привычки: причины и профилактика. — Челябинск, 2006. – 375 с.
28. Ураков И.Г. Алкоголь: личность и здоровье / Ураков, И.Г. — М.: Медицина, 2006. – 80 с.
29. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Высоцкая Н.В. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы. — М.: ВАКО, 2007. — 256 с.
30. Хомик В.С. Отношение ко времени: психологические проблемы ранней алкоголизации и отклонение поведения / Хомик В.С., Кроник А.А. //Вопросы психологии. — 2004. — №1. — С. 98-106.
31. Цетлин М.Г., Колесников А.А. Наркомании и токсикомании // Профилактика пьянства, наркомании, токсикомании, курения, СПИДа (курс лекций и программа).
— М.: ВНИЦ ПМ МЗ РФ, 2007. – 430 с.
32. Школа без наркотиков. Книга для педагогов и родителей: Изд. 2-е, перераб. и доп. // Под науч. ред. Л.М. Шипицыной, Е.И. Казаковой. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 330 с.
33. Ягодинский В.И. Уберечь от дурмана: — М., 2005. – 282 с.
34. Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. — М.: Просвещение, 2006. – 287 с.