Профессиональное самоопределение старшекласников на уроках технологии

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ 7

1.1. ПРОФОРИЕНТАЦИЯ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ВОЗМОЖНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ 7

1.2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ 16

1.3. КОНЦЕПЦИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ СО СТАРШЕКЛАССНИКАМИ 22

2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 27

2.1. РАЗЛИЧНЫЕ НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ, РЕГИОНАЛЬНОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЯХ 27

2.2. МЕТОДИКА КУРСА «ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ» ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ТЕХНОЛОГИЯ») 32

3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА 37

3.1. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ 37

3.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ 42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51

ПРИЛОЖЕНИЯ 55

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы. Проблема выбора профессии является одной из главной в жизни каждого человека. По причине незнания правил выбора профессии, ситуации на рынке труда, отсутствие практического опыта в профессиональной деятельности, около 40% молодых людей выбирают профессию, не соответствующую их интересам, склонностям и убеждениям. Это влечет за собой разочарование, пополняются ряды неудачников в жизни. Особо значимой является проблема приобретение учащимися адекватных представлений о профессиональной деятельности, избираемой профессии и собственных возможностях, активного развития их, формирования потребностей и умения включаться в общественный производительный труд и социальные отношения трудового коллектива. Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего выступает как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса при обязательном дополнении его информационной и консультативной работой, практической деятельностью для развития склонностей и особенностей учащихся к труду.

Однако, несмотря на некоторые положительные результаты, профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих главных целей — формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику. Существенным тормозом развития профориентации является то, что она, как правило, рассчитана на некоторого усредненного ученика; отсутствует индивидуальный, дифференцированный подход к личности выбирающего профессию; используются в основном словесные, декларативные методы, без предоставления возможности каждому попробовать себя в различных видах деятельности, в том числе и в избираемой. Многие города и районы не обеспечены текущей информацией о потребностях в кадрах; слабо осуществляется подготовка квалифицированных специалистов — профориентаторов.

6 стр., 2668 слов

Основные проблемы профессионального самоопределения на современном этапе развития общества

... период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности. Возникновение профессионального самоопределения охватывает старший школьный возраст, но ему предшествуют этапы: · Первичный выбор профессии ...

О низкой результативности профориентационной работы со школьниками свидетельствуют и противоречия, связанные с профессиональным самоопределением учащихся: [43]

• между их склонностями, способностями и требованиями избираемой профессии;

• осознанием уровня своего общего развития и возможностью менее квалифицированной работы;

• их притязаниями и реальными возможностями заполнения вакантных мест;

• склонностью и представлениям о престиже профессии;

• желанием заранее попробовать себя в избираемой профессиональной деятельности и отсутствием таковой возможности в школе и ближайшем её окружении;

• несоответствием здоровья, характера, привычек требованиям, предъявляемым профессией и др.

Данные противоречия можно отнести к группе внутренних, личностно-психологических.

Проблема выбора профессии становится особо актуальной, так как завершение учебной деятельности и вступление в трудовую жизнь требуют от лиц подростково-юношеского возраста достаточной физиологической и психической зрелости.

Сложность сегодняшних социально-экономических процессов, связанных со стихийным переходом в сферу «рыночных отношений», когда возникает больше вопросов, чем ответов на них, существенно сказывается на образовании молодежи и на ее профессиональном самоопределении.

9 стр., 4403 слов

Формирование профессионального самоопределения у старшеклассников

... уровень профессионального самоопределения старшеклассников, являются: личностная зрелость, адекватность самооценки способностей и интересов для овладения будущей профессией, степень полноты представлений о содержании будущей профессиональной деятельности, психолого-педагогическое ...

Таким образом, профессиональная ориентация в школе приобретает новое качество. Она является не только важнейшим компонентом образования, но и его приоритетной целью. В последние годы эти проблемы разрабатываются в трудах С.Н. Чистяковой, В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш, О.П. Очкина.

Цель исследования — исследование профессионального самоопределения старшеклассников на уроках технологии.

Объект исследования — профориентация старшеклассников и их психолого-педагогические особенности, необходимые им для выбора ими будущей профессии.

Предмет исследования — особенности психолого-педагогической подготовки старшеклассников к выбору профессии и ее влияние на профессиональное самоопределение.

Гипотеза. В зависимости от цели, объекта и предмета исследования можно выдвинуть гипотезу о том, что любой выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон: подростка с его индивидуальными способностями и профессии с теми требованиями, которые она предъявляет к человеку. При правильном выборе индивидуальные особенности подростка совпадают с требованиями профессии.

Задачи:

— изучение психолого-педагогической литературы по проблеме выбора профессии старшеклассниками;

— раскрытие перспектив успешности в профессиональной деятельности;

— проведение профессионального тестирования с целью выявления интересов и склонностей учащихся.

Методы исследования: наблюдение, анкетирование, социометрия, психодиагностические тесты, личностные опросники и психолого-педагогический анализ.

Организация и ход исследования. На 1 этапе была осуществлена диагностика 9,11 классов с целью выявления знаний учащихся о мире профессий, о правилах и затруднениях в мире профессий. На 2 этапе — обработка и интерпретация полученных результатов. На 3 этапе — разработка и внедрение в образовательный процесс программы.

Проведен анализ результатов педагогического эксперимента, сформированы выводы, оформлена квалификационная работа.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9−11 классов)

... ребята! Просим вас ответить на вопросы анкеты, в которой перечислены профессиональные и личные качества учителя. Оцените его работу по 5-балльной ... . Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

1.1. Профориентация как один из факторов, обеспечивающих возможности профессионального самоопределения

Каждый год сотни тысяч юношей и девушек, завершивших школьное обучение, начинают искать применение своим силам и способностям «во взрослой жизни». При этом — как свидетельствует статистика — большая часть молодых людей сталкивается с серьезными проблемами, связанными с выбором профессии, профиля дальнейшего образования, последующим трудоустройством и т. д. и причины не только в «закрытости» рынка труда для молодых и неопытных, но и в том, что подавляющая часть оптантов имеет весьма приблизительные представления о современном рынке труда, существующих профессиях, оказываются не в состоянии соотнести предъявляемые той или иной сферой профессиональной деятельности требования со своей индивидуальностью. Многие из только что названных проблем отнюдь не являются фатальными, автоматически «прилагающимися» к периоду «профессионального старта» развивающейся личности. Практически все они могут быть решены на психопрофилактическом уровне еще в стенах школы…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе теоретического и методологического исследования были сделаны следующие выводы.

На современном этапе определены основные требования к общеобразовательной школе. Это развитие индивидуальных способностей учащихся, расширение дифференцированного обучения в соответствии с их запросами и склонностями, развитие сети специализированных школ и классов с углубленным изучением различных предметов, обеспечение соответствия уровня среднего образования требованиям научно-технического прогресса.

Реализация современных требований, предъявляемых к общеобразовательной школе, значительно активизировала разработку научных и практических проблем профориентации.

Профориентация — это многоаспектная, целостная система научно-практической деятельности общественных институтов, ответственных за подготовку подрастающего поколения к выбору профессии и решающих комплекс социально-экономических, психолого-педагогических и медико-физиологических задач по формированию у школьников профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах высокой квалификации.

6 стр., 2586 слов

Воспитание интереса к профессии у учащихся

... диалектическом единстве и является важнейшим стимулом трудовой деятельности. Интерес к профессии побуждает к постоянному совершенствованию профессионального мастерства, возбуждает и аккумулирует энергию работника, делает ... и проведении совместно с органами образования разные слёты, готовят выставки, демонстрируют подготовленные кинофильмы о жизни и учебе учащихся, организуют встречи с бывшими ...

Проблема выбора профессии рано или поздно встает перед любым человеком. Вопрос этот очень важен, поскольку от его решения зависит не только будущее каждого, но и будущее нашего общества.

И чтобы не ошибиться, необходимо вооружить учащихся знаниями о различных профессиях, правилах выбора профессиональной деятельности и требованиях, которые предъявляют профессии к человеку; изучить свои интересы, склонности, способности, состояние здоровья и индивидуальные особенности.

Для этого в школе разработана профориентационная работа, которая направлена на формирование психологической готовности учащихся к трудовой деятельности. Эта работа включает в себя: беседы о многообразии мира профессий, о секретах и правилах выбора профессиональной деятельности. Изучение интересов, наклонностей, мотивации выбора будущей профессии с помощью различных анкет, опросников, других методов. Знакомство учащихся с различными видами профессий и их профессиограммами, приобщение ребят к элементарным видам профессиональной деятельности в реальных производственных отношениях, формирование у них соответствующих навыков и умений, потребностей к профессиональному обучению.

Работа с учащимися ориентирована на формирование у них адекватных представлений, критичности в оценке своих личностных свойств, их значимости в проявлении для того или иного вида профессиональной деятельности.

Результаты нашего исследования подтверждают выдвинутую нами гипотезу и позволяют сделать следующие выводы:

1. Анализ проблемы исследования в теории и практике подтвердил ее актуальность, которая определяется современной российской экономической и образовательной ситуацией.

5 стр., 2220 слов

Психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения учащихся в предпрофильной подготовке

... профессиональной деятельности специалистов учреждений дополнительного образования. Таким образом, психолого-педагогическая поддержка делает процесс профессионального самоопределения учащихся ... -педагогической подготовки таких специалистов по профессии); - познавательные и просветительские лекции ... Просвещение, Учебная литература, 1996. – 352с. 4. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального ...

2. Определение понятия профориентации как фактора, обеспечивающего выбор профессии, современного состояния организации и провеления профориентационной работы в школе на государственном, региональном и муниципальном уровнях, а также понятия профессиональное самоопределение школьников способствовало проведению экспериментальной работы.

3. Выделены критерии профессионального самоопределения школьников: автономность, информированность, планирование, принятие решения и эмоциональное отношение.

4. Разработан и апробирован курс «Профессиональное самоопределение» для старшеклассников общеобразовательных школ, способствующий повышению профессиональной готовности учащихся, в рамках образовательной области «технология». Предложен годовой пан профориентационной работы школы.

Данная квалификационная работа, естественно, не решает всех проблем, касающихся профессионального самоопределения школьников, но доказывает общедидактическую значимость полученных результатов. Исследование может быть продолжено в таких направлениях, как:

• использование компьютерных программ в профориентационных курсах для повышения эффективности профессиональной готовности,

• влияние самообразования и рефлексии на профессиональное самоопределение старшеклассников,

• исследование влияния реформы профильной школы на выбор профессии школьниками.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Lea H.D., Leibowitz Z.V. (Eds.).

(1983).

Handbook of Vocational Psychology. Vol.1. — N. Jersey; L.

2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды — М., 1980. — Т.1.

3. Аракелов Г. Г. Учителям и родителям о психологии подростков. — М.: Высшая школа, 1990.

4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание — М., 1986.

5. Большая советская энциклопедия: [В 30 т.]/ Гл.ред. А.М.Прохоров — 3-е изд.стереотип. — М.: Институт новой экономики, 1998. — 864 с.

4 стр., 1627 слов

Образование как фактор профессионального успеха

... профессиональной саморегуляции. Таким образом, после назначения на управленческую должность руководитель обязательно должен получить дополнительное образование по психологии управления.Такое образование ... руководитель, имеющий любое профессиональное образование (профильное или непрофильное, техническое или гуманитарное), нуждается в знании основ социальной психологии управления людьми.Под этим ...

6. Бондарев В.П. Выбор профессии: Из опыта работы центра профориентации молодёжи Ленинграда. — М.: Педагогика, 1989.

7. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи / АН УССР, Ин-т философии. — Киев: Наук. думка, 1988.

8. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности — Киев, 1984.

9. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. — Л., 1988.

10. Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера»: Кн. для учителя/ И.П.Арефьев, Т.В.Васльева, А.Я.Журакина и др.; под ред. С.Н.Чистяковой — М.: Просвещение, 1998. — 191 с.

11. Жариков Е., Крушельницкий Е. Для тебя и о тебе: Кн. для учащихся — М.: Просвещение, 1991. — 223 с.

12. Зуева Ф.А. Основы профессионального самоопределения — Челябинск: ИДПОПР, 1998. — 25 с.

13. Зуева Ф.А. Основы профессионального самоопределения. Образовательная область «Технология». Рабочая тетрадь для учащихся 9 — 11 классов. — Челябинск: Изд. центр Взгляд, 2002. — 36 с.

14. Йовайша Л.А. Проблемы профориентации школьников. — М., Педагогика, 1983.

15. Климов Е.А. как выбирать профессию — М., 1984.

16. Климов Е.А. Как выбирать профессию — М.: Просвещение, 1990.

17. Климов Е.А. Психология профессионала: Избр. психол. тр. — М.: Воронеж: Изд-во «Ин-т практ. психологии»: НПО «МОДЭК», 1996.

18. Кон И.С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1980 г. — 192с.

19. Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе)// Народное образование, 2000, № 2. — С. 19−25.

20. Левшинов А. 12 сторон ладони — СПб: Питер, 1996. — 146 с.

21. Логинова Н.А. Развитие личности и ее жизненный путь// Принцип развития в психологии — М., 1978.

22. Любавин М.Л. Хочешь узнать себя? Нет проблем! — Челябинск: Атоксо-СТ «Пресса», 1992. — 238 с.

23. Методические рекомендации к профконсультационной работе/ Сост. И.В.Кузнецова — Ярославль, 1986.

24. Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения — М., 1988.

25. Национальная доктрина образования в РФ// Народное образование, 2000, № 2. — С.14−18.

26. Некоторые аспекты организации технологического образования в условиях общеобразовательного учреждения — Челябинск, 2002. — 74 с.

27. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Психология образования. — М.: Просвещение: Владос, 1994. — 496с.

28. Неустроев Г. Н. Методические указания к лабораторным работам по общей психологии — Челябинск: ЧГАУ, 1991. — 50 с.

29. Опыт профориентации школ в условиях дифференцированного обучения. Школа и производство № 1, 1991.

30. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера — М., 1987.

31. Основы формирования содержания образования и БУП для профильной школы — Вестник образования. Профильное обучение/ Тематический выпуск, декабрь 2002. (Материал написан А.А. Кузнецовым)

32. Павлютенкова Е. Профориентация учащихся — К.: Рад. школа, 1983.

33. Полев Д.М., Рузаков А.А. Компьютерный психолого-педагогический мониторинг и качество образовательного процесса// Информатика и образование. — 2000. — № 8. — С. 22 — 26.

34. Примерные программы основного общего образования/ Сост. А.М.Водянский, Н.Н.Гара — 3-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2000. — 448 с.

35. Профориентация молодёжи. — М.: Высшая школа, 1978

36. Профориентация старших школьников в процессе трудового обучения. — М.: Просвещение, 1972.

37. Прошицкая Е.Н. Выбирайте профессию. — М., Просвещение, 1991.

38. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение/ Акад. пед. и социал. наук, Моск. психол.-социал. ин- .- М.; Воронеж: Изд-во «Ин-т практ. психологии»: НПО «МОДЭК», 1996.

39. Пряжников Н.С. Профориентационные игры: Проблемные ситуации, задачи, карточные методики: Учеб.-метод. пособие — М.: Изд-во МГУ, 1991.

40. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда: Учеб. пособие — М.; Воронеж: Изд-во «Ин-т практ. психологии»: НПО «МОДЭК», 1997.

41. Пряжников Н.С. Психология элитарности: Учеб.-метод. пособие — М.: Воронеж: МОДЭК, 2000.

42. Психология и педагогика: Учеб. пособие для ВУЗов./ Под ред. А.А. Радугина. — М.: Центр, 1997. — 255 с.

43. Ростунов А.Т. Формирование профессиональной пригодности. — Минск: Вышейш. шк., 1984.

44. Сериков Г. Н. Обучение как условие самоподготовки к профессиональной деятельности. — Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1985.

45. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений — М.: Школа — Пресс, 1998. — 512 с.

46. Словарь по этике — М., 1989. — С.9

47. Технология. Трудовое обучение: Учебник для учащихся 8-го класса общеобразовательной школы./ Под ред. В.Д. Симоненко. — М.:"Вентана-Граф", 1998. — 240с.

48. Федоришин Б.А. Профконсультационная работа со старшеклассниками. — М.: Просвещение, 1987.

49. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. — 96 с.

50. Чернявская А.П. Развитие уровня готовности личности к выбору профессии// Психологическая наука: проблемы и перспективы — Киев, 1990.

51. Щебетенко А.И. Тесты для делового человека и для всех — Пермь: Алгос-Пресс, 1995. — 197 с.

52. Энциклопедия психологических тестов: Профессиональное консультирование. Профессиональная ориентация. Профессиональный отбор. Тесты для безработных. — М.: Назрань; Саратов: АСТ Науч. кн., 1997.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Годовой план профориентационной работы в школе

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector