Содержание
1.1. Понятие «произносительная сторона речи» в теоретических исследованиях 3
Глава 2. Состояние звукопроизносительной стороны речи дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами 7
2.1. Обзор существующих методик обследования произносительной стороны речи 7
2.2. Организация и содержание диагностики произносительной стороны речи детей дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами 13
2.3. Особенности произносительной стороны речи детей дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами 32
1.1. Понятие «произносительная сторона речи» в теоретических исследованиях
Понятие «произносительная сторона речи» включает систему фонем языка (звукопроизношение) и интонацию. Звукопроизношение обеспечивает смысловое значение речи, а интонация – ее эмоциональное содержание.
В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковой облик слов. Каждый отдельный звук характеризуется присущей только ему комбинацией различных признаков – как артикуляционных, так и акустических. Знание этих признаков необходимо для правильной организации работы по формированию и исправлению звукопроизношения.
Соответствующие зоны коры головного мозга контролируют четкое восприятие и дифференциацию звуков по акустическим признакам, т.е. обеспечивают фонематические процессы, необходимые для формирования правильного произношения.
По артикуляционным признакам звуки речи подразделяются на гласные и согласные. Основным критерием такого разделения является наличие или отсутствие преграды в ротовой полости при их произнесении.
Гласные звуки играют большую роль в речи: их отчетливое, внятное произношение способствует разборчивости речи (четкости дикции), ее плавности, зависящей от длительности и равномерности речевого дыхания, мелодичности, которая достигается путем изменения тона голоса. В зависимости от степени подъема языка по вертикали гласные бывают:
Психологическое содержание понятий «инновация» и «инновационные барьеры»
... – изучить проблему психологических барьеров при нововведении. Задачи исследования: 1. Раскрыть психологическое содержание понятий «инновация» и «инновационные барьеры». 2. Изучить основные виды психологических барьеров по ... социальная психология [текст] : учебное пособие / Л.Г. Почебут, В.А. Чикер. – СПб. : Речь, 2002. – 298с. 12. Пригожин, А. И. Методы развития организаций [текст] : методическое ...
верхнего подъема ([и], [ы], [у]);
среднего подъема ([э], [о]);
нижнего подъема ([а]).
При образовании гласных к нёбу поднимается не весь язык, а отдельные его части: передняя, средняя, задняя. За счет этого меняется объем и форма ротовой полости. При образовании гласных:
переднего ряда ([и] и [э]) поднимается передняя часть языка;
среднего ряда ([а] и [ы]) участвует средняя часть языка;
заднего ряда ([у] и [о]) поднимается задняя часть языка.
В образовании гласных наряду с языком существенную роль играет положение губ. Путем вытягивания губ вперед образуются лабиализованные гласные ([о] и [у]).
При произнесении нелабиализованных гласных [и] и [э] губы занимают положение улыбки. Гласные [ы] и [а] произносятся при минимальной степени участия в артикуляции губ (губы занимают нейтральное положение) и также относятся к нелабиализованным.
Согласные звуки образуются путем создания подвижными органами артикуляции преград в ротовой полости. Согласные звуки классифицируются по способу образования и по месту образования. По способу образования выделяют щелевые (ф, ф, в, в с, с, з, з, ш, ж, х, х, щ), смычно-взрывные (п, п, б, б), смычно-щелевые (ц, ч, т, т, д, д, к, к, г, г), смычно-проходные (м, м, н, н, л, л), дрожащие (р, р) согласные звуки.
По месту образования выделяют губно-губные (п, п, б, б, м, м,), губно-зубные (ф, ф, в, в), переднеязычные (т, т, д, д, с, с, з, з, л, л, р, р, н, н, ш, ж, ц, щ, ч), среднеязычные (j), заднеязычные (к, к, г, г, х, х).
Мягкий звук образуется в результате добавления к артикуляции твердого звука подъема средней части языка к нёбу. Выделяют всегда мягкие (j, ч, щ) и всегда твердые звуки (ц, ш, ж).
По акустическим признакам, которые важны при проведении работы по противопоставлению звуков на слух, выделяют звуки: тональные (гласные, образуются голосом при почти полном отсутствии шума), сонорные — главная роль — голос, шум участвует в меньшей степени (м, м, н, н, л, л, р, р, j), шумные — их качество определяется характером шума (акустического эффекта) от трения воздуха при сближенных или взрыве при сомкнутых органах артикуляции. Шумные подразделяются на звонкие (в, в, з, з, ж, б, б, д, д, г, г), глухие (ф, ф, с, с, ш, х, х , п, п, т, т, к, к).
По производимому звуками акустическому впечатлению выделяют следующие подгруппы звуков: свистящие (с, с, з, з, ц), шипящие (ш, ж, щ, ч), твердые и мягкие.
Следующий компонент произносительной стороны речи – просодика. Одним из компонентов просодики является интонация – совокупность звуковых средств языка, которые фонетически организуют речь; устанавливают смысловые отношения между частями фразы; сообщают фразе повествовательное, вопросительное или побудительное значение; являются средством выражения экспрессивной эмоциональной окраски. Интонация – сложное явление, она состоит из ряда компонентов: ударение, мелодика речи, темп речи, тембр, пауза (таблица 1).
Особенности экспрессивной речи у детей раннего возраста с задержкой ...
... символах. Для того, чтобы реализовать символ в языке и речи языка реализации, требуются сложные реакции в их взаимоотношениях.[17] Для овладения речью необходимы: - зрение (ребенок должен видеть ... и социальном развитии личности. Умственное развитие проявляется отсутствие фиксации глаз, реакция на звук, изменение мышечного тонуса, нарушение формирования двигательных реакций и т.д. Более ранние ...
Таблица 1 – Компоненты интонации
Компонент Характеристика
Ударение Языковое явление, в основе которого лежит интенсивность, сила звука. Для интонирования речи значимы словесное ударение (силовая и тональная вершина слова) и ударения смысловые: синтагматическое, фразовое, логическое
Мелодика речи Тональный контур речи, модуляции высоты (повышение и понижение) основного тона голоса при произнесении высказывания
Темп речи Скорость произношения речи, относительное ускорение или замедление отдельных ее отрезков (звуков, слогов, слов, предложений), зависит от стиля произношения, смысла речи, эмоционального состояния говорящего, эмоционального содержания высказывания
Тембр Дополнительная окраска звучания, сообщающая речи различные эмоционально-экспрессивные оттенки голоса
Пауза интонационное средство, которое по акустическому выражению может быть действительным или мнимым (нулевым).
Действительная пауза — это остановка, перерыв в звучании
Компоненты интонации выполняют следующие основные функции: коммуникативную, смыслоразличительную, кульминативную (выделительную), синтезирующую (объединительную), делимитативную (разграничительную), эмоциональную и экспрессивную.
Произнесение звуков – это результат согласованной работы всех отделов речедвигательного аппарата. Периферическим отделом речедвигательного анализатора является речевой аппарат, куда входят [1]:
— дыхательный аппарат, обеспечивающий энергетическую основу речи (диафрагма, легкие, бронхи, трахея, гортань);
— голосообразовательный аппарат, обеспечивающий образование звука (гортань с голосовыми складками);
— артикуляционный аппарат, преобразующий звук, возникающий в гортани, в разнообразные речевые звуки (ротовая и носовая полости).
Таким образом, понятие «произносительная сторона речи» включает интонацию и систему фонем языка (звукопроизношение).
В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковой облик слов. Каждый отдельный звук характеризуется присущей только ему комбинацией различных признаков — как артикуляционных, так и акустических. Интонация – это совокупность звуковых средств языка, которые фонетически организуют речь, устанавливают смысловые отношения между частями фразы, сообщают фразе повествовательное, вопросительное или побудительное значение, являются средством выражения экспрессивной эмоциональной окраски. Интонация состоит из ряда компонентов: ударение, мелодика речи, темп речи, тембр, пауза.
Глава 2. Состояние звукопроизносительной стороны речи дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами
2.1. Обзор существующих методик обследования произносительной стороны речи
Методика обследования произносительной стороны речи детей была сформирована с учетом широко применяемых в логопедии методик, представленных в работах Л.Н. Ефименковой, Г.А. Каше, Р.Е. Левиной, Д.Г. Мисаренко, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, Т.А. Фотековой, Н.А. Чевелевой, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой, а также схем логопедического обследования Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Л.В. Венедиктовой, Р.И. Лалаевой, О.Г. Приходько.
Одна из первых методик обследования звукопроизношения была разработана М.Е. Хватцевым. Основополагающие принципы обследования речи детей, в том числе и звукопроизношения, были разработаны в Институте коррекционной педагогики РАО сотрудниками лаборатории логопедии под руководством Р.Е. Левиной. На современном этапе развития логопедии как науки существует большое многообразие технологий обследования речи детей, включающих раздел «Обследование состояния звукопроизношения».
Субъект обследования – человек (ребенок), страдающий нарушени- ем речи
... менее знание законов развития речи в онтогенезе поможет логопеду правильно отобрать языковой материал и виды работы по обследованию детей. Обследование детей разных возрастных групп и ... определение соотношения импрессивной и экспрессивной речи. К методам логопедического обследования относят педагогический эксперимент; беседу с ребенком; наблюдение за ребенком; игру. В качестве дидактического ...
Г.В. Чиркина отмечает, что обследование звуков речи у детей начинается с тщательной проверки изолированного произношения. Затем исследуют звуки в словах и предложениях. Проверяются следующие группы звуков:
— гласные: А, О, У, Э, И, Ы;
……..