Обучение грамоте детей 5-6 лет в группе с ОНР

Содержание

Введение 3

1. Клиническая типология дошкольников с ОНР 5

2. Методика обучения грамоте детей 5-6 лет с нормальным развитием речи 10

3. Методика обучения грамоте детей 5-6 лет с ОНР 15

Заключение 25

Литература 27

Введение

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.

Дошкольный возраст это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.

Однако в настоящее время довольно часто педагогами, воспитателями и логопедами отмечаются отклонения в развитии речи у дошкольников, которые в научной литературе получили название – общее недоразвитие речи (ОНР).

При диагнозе «общее недоразвитие речи» происходят отрицательные изменения в развитии не только речи, но и познавательной, интеллектуальной, социальной сфер личности дошкольника, которые в конечном итоге не позволяют ему обучаться в общеобразовательных учреждениях. Этот факт и предопределяет социальную значимость данной работы.

Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи привлекла внимание исследователей еще с начала XX века. В отечественно педагогике, психологии и логопедии проблема развития ребенка с ОНР получила достаточно широкое развитие. Так, изучением общих особенностей дошкольников с ОНР занимались Л.С. Выготский, Т.Г. Визель, Л.Н. Ефимова, методов исследования – О.Б. Иншакова, сравнительных характеристик между отдельными группами детей с различными диагнозами ОНР – Р.Л. Мартынова, характеристик фонематического слуха – Н.В. Дурова, методов коррекции отклонений в общем и речевом развитии дошкольников – А.И. Богомолова, Н.С. Жукова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, и, наконец, подготовкой детей к школе – Г.А. Каше и др.

Несмотря на многочисленность и разнообразие работ в этой области, следует отметить, что практика исследований обучения грамоте у дошкольников с ОНР и в настоящее время требует пристального внимания. Этот факт определяет научную значимость настоящего исследования.

22 стр., 10553 слов

Психологический анализ описательной речи детей и ее развития ...

... Речь – инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучения ... речи маленького ребенка объясняется тем, что речь еще не приобрела функции планирования, она тесно связана с практической деятельностью. По свидетельству Д.Б. Эльконина, речь младшего дошкольника ...

Практическая значимость данной работы обусловлена тем, что итоги нашего исследования могут быть использованы в практической работе педагогами, психологами, логопедами, дефектологами и другими специалистами, занимающимися данной проблемой.

В связи с этим цель данной работы – изучение особенностей обучения грамоте детей 5-6 лет в группе с ОНР.

Объект исследования – особенности отклонений в развитии детей дошкольного возраста с ОНР.

Предмет исследования – процесс обучения грамоте детей 5-6 лет с ОНР.

Задачи:

1. Рассмотреть клинические особенности типологии дошкольников с ОНР.

2. Дать характеристику методике обучения грамоте детей 5-6 лет с нормальным развитием речи.

3. Описать методику обучения грамоте детей 5-6 лет с ОНР.

1. Клиническая типология дошкольников с ОНР

Общее недоразвитие речи – это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Этиология общего недоразвития речи может быть различна и соответственно этому будет различна структура аномальных проявлений.

Нередко причиной общего недоразвития речи является слабость акустико-гностических процессов. В этих случаях при сохранном слухе наблюдается пониженная способность к восприятию речевых звуков. Прямой результат нарушения слухового восприятия — недостаточное различение акустических признаков, характерных для каждой фонемы, вторично при этом страдает произношение звуков и воспроизведение структуры слова.

Общее недоразвитие речи часто возникает вследствие нарушений, связанных с органическими поражениями или недоразвитием определенных отделов центральной нервной системы.

Общее недоразвитие речи может быть вызвано и социальными причинами (двуязычие, многоязычие, воспитание ребенка глухими взрослыми), а также физической ослабленностью ребенка, частыми заболеваниями, недоношенностью. В таких случаях говорится о задержке речевого развития. Во всех остальных случаях общее недоразвитие речи является признаком органического поражения центральной нервной системы.

По данным Е. М. Мастюковой, дети с общим недоразвитием речи могут быть условно разделены на три основные группы [17]:

— с моторной алалией;

— с недоразвитием речи церебрально органического генеза;

— с неосложненным вариантом общего недоразвития речи.

При моторной алалии поражены (или недоразвиты) речевые зоны головного мозга, находящиеся в коре левого полушария, и в первую очередь зоны Брока — центра моторной речи. Характерными признаками моторной алалии являются трудность формирования слоговой структуры слов, взаимозависимость фонемных и лексических нарушений, трудности в развитии фразовой речи. Вторичным дефектом является проявление поведенческого негативизма, нарушение психомоторики и нарушение эмоционально-волевой сферы [28].

14 стр., 6763 слов

Особенности развития внимания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

... и коррекции нарушений личностного развития дошкольников с ОНР. Гипотеза у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи существуют проблемы с формированием внимания. Цель курсовой работы способствовать развитию ...

При моторной алалии общее недоразвитие речи может проявляться в тяжелой форме, когда собственная речь невозможна, и в малозаметных трудностях лексико-грамматического строя речи. Особенно отчетливо дефект проявляется при формировании связного высказывания.

При сенсорной алалии ребенок не понимает речи окружающих и не говорит сам. Это нарушение в чистой форме встречается редко, при этом трудно бывает различить дефект речи и дефект слуха. При менее выраженных формах сенсорной алалии общее недоразвитие проявляется в трудностях понимания речи окружающих. При бедности содержания и множестве ошибок собственная речь ребенка с сенсорной алалией интонационно богато модулирована, сопровождается мимикой и жестами.

Алалия часто может сочетаться с дизартрией.

Основные проявления дизартрии состоят в расстройстве артикуляции звуков, нарушениях дыхания и голосообразования, в изменениях темпа речи, ритма и интонации. Нарушения могут проявляться в разной степени и в различных комбинациях в зависимости от локализации поражения, от тяжести нарушения, от времени возникновения дефекта.

Нарушения артикуляции и фонации, затрудняющие членораздельную звучную речь, составляют первичный дефект, который может привести к возникновению вторичных проявлений, осложняющих его структуру.

Причинами дизартрии являются органические поражения ЦНС в результате воздействия неблагоприятных факторов на мозг ребенка во внутриутробном или раннем периоде развития [5].

Бульварная дизартрия проявляется при заболеваниях (воспалениях или опухолях) продолговатого мозга. Характерным является паралич или парез мышц глотки, гортани, языка, мягкого нёба….

Заключение

Данная работа была посвящена актуальной, но все еще не до конца изученной проблеме обучения грамоте детей 5-6 лет с ОНР.

Проведенное нами теоретическое исследование позволяют нам сделать ряд выводов.

В дошкольном возрасте одним из основных факторов развития ребенка служит речь. Речь оказывает существенное влияние на последующее формирование у детей всех основных сфер личности (познавательной, интеллектуальной, коммуникативной, творческой и т.д.), на развитие письма и чтения. Ученые выявили, что к концу дошкольного периода и к моменту поступления в школу в норме должны быть уже сформированы лексико-грамматический строй, слоговая структура слов, звукопроизношение, словоизменение, диалогическая и монологическая функции речи, фразовая речь, понимание речи, фонематическое восприятие и связность речи. Словарный запас к 5-6 годам достигает примерного уровня 3000 слов.

Для большинства детей в дошкольном возрасте свойственны некоторые отклонения в развитии речи. Патологические черты этого явления получили название «общее недоразвитие речи».

23 стр., 11429 слов

Проблема взаимодействия семьи и детского дошкольного учреждения ...

... — учебно-воспитательный процесс подготовки детей к обучению в школе. Предмет исследования — психолого-педагогические условия готовности дошкольников к школьному обучению. В соответствии с целью, объектом ... успешно обучать детей данного возраста началам математики и грамоты, а тем самым значительно улучшить подготовку к школьному обучению. Проблема психологической подготовки детей к школе ...

Общее недоразвитие речи — это нарушенное формирование всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой структуры, фонематических процессов, лексики, грамматического строя, смысловой стороны речи) у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. При ОНР наблюдаются позднее появление речи, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования, нарушения чтения и письма.

Нарушения речевых структур у данных детей влияет на все стороны развития дошкольников. Речевые функции формируются у этих ребят с опозданием и оказывают негативное воздействие на развитие: моторики и оптико-пространственного гнозиса, двигательных навыков и общую двигательную работоспособность, познавательных процессов (памяти, внимания, восприятия) и эмоционально-волевой качеств, мотивационно-потребностной и коммуникативной сферы.

В научной литературе метод обучения грамоте детей дошкольного возраста с нормальным развитием речи разрабатывался такими учеными как К.Д. Ушинский (звуковой метод), И.Н. Шапошникова (деление слов на слоги и слогов на звуки), Д.Б. Элькониным (звуковой метод, который состоит из трех этапов: выделение в слове фонем; освоение системы гласных фонем; освоение системы согласных фонем, формирование основного механизма чтения).

Важные наработки по данному вопросу были сделаны А.И. Воскресенской. Метод этого автора имеет два варианта обучения: первый вариант предусматривает обучение дошкольников чтению и письму в процессе усвоения всего алфавита; второй вариант подготовки к обучению грамоте включает в себя усвоение 11 звуков и букв: 4 гласных (а, у, о, ы) и 7 согласных (м, ш, с, р, л, н, п).

Обучение грамоте дошкольников с ОНР 5-6 лет, также в основном основано на методе звукового анализа слова.

Так, например, Л.Ф. Спирова и Р.И. Шуйфер процесс обучение грамоте основывали на изучении звуко-буквенного состава слова. Т.А. Ткаченко предложила систему обучения грамоте дошкольников с ОНР, в основе которой лежит общепринятая последовательность изучения звуков и букв по системе. Т.Б.Филичева и Г.В.Чиркина разработали методику обучения грамоты на материале предварительно отработанных в произношении звуков.

Н.В. Нищева разработала методику, в которой дети обучются алфавитному названию букв и учат сам русский алфавит.

В заключение следует отметить, что опыт работы показывает, что использование данных методических рекомендаций позволяет добиться положительных результатов при обучении детей с ОНР чтению и письму.

Литература

1. Визель Т. Г. Аномалии речевого развития ребенка. — М., 2005.

2. Воскресенская А. И. Грамота в детском саду. — М., 2002.

3. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышления и речь. – СПб., 2006.

4. Горбушина Л. А., Николаичева А. П. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста. — М., 2003.

5. Гриншпун Б.М. Дислалия: Логопедия. — М., 1999.

6. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. — М., 2005.

7. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — М., 2000.

8. Жукова Н. С. Формирование устной речи. — М., 2004.

9 стр., 4422 слов

Особенности развития речи детей дошкольного возраста

... разработки общих основ эстетического воспитания дошкольников. Многие работы Е. А. Флериной посвящены вопросам развития речи детей. «Живое слово в дошкольном ... ребенка. Являясь сторонницей свободного воспитания, Монтессори считала, что основными задачами должны быть воспитание мускулов, чувств и развитие языка. Последнее включает упражнения в номенклатуре, исправление дефектов речи, обучение грамоте. ...

9. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей. — М., 2004.

10. Журова Л. Е. Обучение грамоте в детском саду. — М., 2008.

11. Иншакова О. Б. Логопедическое обследование. — М., 1999.

12. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. — М., 2001.

13. Кеменова А. В., Архангельская Н.В., Карлсен Е.Г. Обучение грамоте. — М., 2002.

14. Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. Ступеньки к школе: Обучение грамоте детей с нарушениями речи. — М., 1999.

15. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. — М., 2005.

16. Логопедия: Учебник / Под ред. Л. С. Волковой. — М., 2005.

17. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. – М.: ВЛАДОС, 1998.

18. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Учебно-методическое пособие / Под ред. Т. В. Волосовец. — М., 2002.

19. Спирова Л. Ф. Особенности звукового анализа у детей с недостатками речи. — М., 2004.

20. Ткаченко Т. А. В первый класс — без дефектов речи. — СПб., 1999.

21. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. — М., 1999.

22. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь: Формирование и развитие связной речи. — СПб., 1998.

23. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь: Формирование лексико-грамматических представлений. — СПб., 1999.

24. Ткаченко Т. А. Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте. — М., 1999.

25. Туманова Г. А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. — М., 2001.

26. Ушинский К.Д. Избр. пед. соч. — М., 2008.

27. Филичева Т. Б., Каше Г. А. Методическое руководство к дидактическому материалу по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. — М., 1999.

28. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. — М., 2002.

29. Филичева Т. Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с недоразвитием речи. — М., 2001.

30. Филичева Т.Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. — М., 2001.

31. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — М., 2004.

32. Чтение и письмо по системе Д. Б. Эльконина: Кн. для учителя. — М., 2003.

33. Шаховская С. Н., Худенко Е.Д. Логопедические занятия в детском саду для детей с нарушениями речи. — М., 2002.

34. Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников. — М., 2001.