ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Дневное отделение
Специальность 080501 Менеджмент
(по отраслям)
«Утверждаю»
Зам. Директора по УМР
___________Прошина В.А.
«__»______________2011г.
Комплексная курсовая работа
По дисциплине «Управление персоналом»
«Управленческая психология»
на темы «Структура, численность и борот персонала»
«Психологические аспекты межличностных отношений»
Руководители курсовой работы:
Преподаватель: Карпычева Н.В.
Преподаватель: Виноградова Н.Ю.
Курсовую работу выполнила:
Студентка группы М-35
_________ Гуличкина М. В.
Защита курсовой работы
___________ ___________ ___________
(оценка) (подписи преподавателей)
Дневное отделение
Специальность 080501
«Утверждаю»
Руководитель курсовой работы
___________Виноградова Н.Ю.
Руководитель курсовой работы
_____________Карпычева Н.В.
«___»________________2011 г.
Содержание
Комплексной курсовой работы на темы: «Структура, численность и оборот персонала», «Психологические аспекты межличностных отношений» Студентки группы М-35 Гуличкиной М.В.
Введение________________________________________________________ 3.
Глава 1. Персонал организации и его структура.
1.1. Персонал и его структура_______________________________________7.
1.2. Категории персонала__________________________________________13.
Глава 2. Численность и оборот персонала.
2.1.Численность и оборот персонала________________________________16.
Раздел 3. Межличностные отношения.
3.1. Понятие и виды межличностных отношений_____________________ 23.
Раздел 4. Общение в системе межличностных отношений.
4.1. Общение и его функции______________________________________ 28.
4.2. Средства и каналы общения__________________________________ 30.
4.3. Манера и стиль общения_____________________________________ 36.
СТРУКТУРА КУРСОВОЙ/ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
... научных исследований (ПК-15); разработке новых средств воздействия на межличностные и межгрупповые отношения и на отношения субъекта с реальным миром (ПК-21); созданию психодиагностических методик, ... и быть практически ориентированной. Студенты реализуют умения в области практической психологии. Курсовая работа этого типа заключается в формировании или адаптации методик психодиагностики или ...
Заключение____________________________________________________ 43.
Список использованной литературы_______________________________ 47.
Введение.
Не секрет, что для успешного функционирования предприятия и его деятельности в целом необходимы человеческие ресурсы. Наиболее важными аспектами, характеризующими ту или иную организацию, являются структура, численность и оборот персонала.
Развитие научно-технического прогресса, усовершенствование производства, новые технологии, привели, с одной стороны, к сокращению потребности в рабочей силе, на производство одной единицы продукции, а с другой, усилили дифференциацию между профессиями, повысили спрос на более квалифицированный труд. Специалисты в области управления персоналом давно пришли к выводу, что успех деятельности любой организации всецело зависит от того, насколько осознанно ее персонал реализует поставленные перед собой цели.
Актуальность темы. Одним из важнейших факторов, обеспечивающих успех работы предприятия (организации, фирмы) является деятельность его работников. Именно поэтому современная концепция управления предприятием предполагает выделение из большого числа функциональных сфер управленческой деятельности той, которая связана с управлением кадровой составляющей производства – персоналом предприятия.
Вполне естественно, что на каждом предприятии возникает необходимость в определении численности персонала, его структуре, в эффективной системе подбора, найма и расстановки кадров, обучения, в обеспечении их занятости с учетом интересов производства и самого работника, в системе вознаграждения за труд по его мотивации, в учете индивидуальных проблем работников, улучшении их бытовых условий и отдыха и т. д.
Цель данной работы – изучить состав, структуру и оборот персонала предприятия.
Задачами работы являются:
-изучить структуру и персонал организации;
— рассмотреть анализ структуры и состава персонала предприятия;
— раскрыть пути оптимизации численности персонала;
— раскрыть потребность в персонале.
Проблематика данной темы заключается в том, что, структура организации и численность персонала, являясь важнейшими показателями и характеристиками деятельности, влияющие на процесс формирования организационной структуры, не всегда соответствуют стратегическим целям и тактическим задачам предприятия, ее кадровой политике.
А ведь с развитием рыночной системы в России, в которой большую значимость приобретает рынок трудовых ресурсов, политика предприятия по отбору и набору персонала, по оптимизации его численности и построению структуры организации должна являться приоритетной для фирмы, поскольку она играет важную роль для достижения миссии и целей организации. Однако не все фирмы своевременно понимают важность данных проблем, в связи, с чем результаты их деятельности могут не соответствовать желаемому.
Изучением персонала предприятия и его структуры, занимались и будут заниматься многие исследователи, директора, менеджера по персоналу, руководители высшего звена и другие заинтересованные лица, так как кадры компании — это ее «золотой запас», обеспечивающий эффективную деятельность предприятия.
Формальное и неформальное общение в организации
... которой он состоит, общаются в организации. увидеть, организационные основы взаимодействия. 1.1Понятие общения Общение – это процесс развития контактов между людьми, порождаемые потребностями совместной деятельности, который включает обмен информацией, выработку ...
В настоящее время межличностное общение — совершенно необходимое условие бытия людей, что без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом. Поскольку общение — это взаимодействие людей и поскольку в нем всегда развертывается взаимопонимание ими друг друга, устанавливаются те или иные взаимоотношения.
Актуальность темы исследования. Проблемы, касающиеся, межличностных отношений уже несколько веков не только не теряют своей актуальности, но становятся все более важными для многих социально-гуманитарных наук. Анализируя межличностные отношения и возможности достижения в нем взаимопонимания, можно объяснить многие социальные проблемы развития общества, семьи и отдельной личности. Являясь неотъемлемым атрибутом жизни человека, межличностное отношение играет большую роль во всех сферах жизнедеятельности. При этом качество межличностных отношений зависит от общения, от уровня достигнутого понимания. Роль общения в межличностном отношении, несмотря на возросший к ней интерес ряда социально-гуманитарных наук, является все же не достаточно изученной.
Целью данной курсовой работы является осмысление роли общения в межличностном отношении, а так же в попытке структурирования межличностных отношений по уровням общения. Задача курсовой работы раскрыть специфику общения в структуре межличностных отношений и взаимодействия людей.
Для межличностного общения типична такая ситуация, когда участники общения, вступая в контакты, преследуют по отношению друг к другу более или менее значимые для них цели, которые могут совпадать по своему содержанию, а могут и отличаться друг от друга. Цели эти — следствие действия определенных мотивов, имеющихся у участников общения, их достижение постоянно предполагает использование разнообразных способов поведения, которые у каждого человека формируются по мере развития у него качеств объекта и субъекта общения.
Все это означает, что межличностное общение по основным своим характеристикам всегда является видом деятельности, суть которого составляет взаимодействие человека с человеком.
1.1. Персонал и его структура.
Персонал предприятия – это совокупность физических лиц, состоящих с фирмой как юридическим лицом в отношениях, регулируемых договором найма. Он представляет собой коллектив работников с определенной структурой, соответствующей научно-техническому уровню производства, условиям обеспечения производства рабочей силой и установленным нормативно-правовым требованиям. Категория «персонал предприятия» характеризует кадровый потенциал, трудовые и человеческие ресурсы производства. Она отражает совокупность работников различных профессионально-квалификационных групп, занятых на предприятии и входящих в его списочный состав. В списочный состав включаются все работники, принятые на работу, связанную как с основной, так и с неосновной деятельностью предприятия.
Персонал фирмы и его изменения имеют определенные количественные, качественные и структурные характеристики.
Количественные характеристики персонала фирмы в первую очередь измеряются такими показателями, как списочная, явочная и среднесписочная численность работников. Списочная численность работников фирмы – это показатель численности работников списочного состава за определенную дату с учетом принятых и выбывших за этот день работников. Явочная численность – это расчетное количество работников списочного состава, которые должны явиться на работу для выполнения производственного задания. Разница между явочным и списочным составом характеризует количество целодневных простоев (отпуска, болезни и т.д.).
Формы общения между людьми, выражение своих чувств и эмоций, ...
... повышает ли она общий уровень интеллектуальности общества и, тем самым, «ступень общения» людей. Существуют довольно противоречивые точки зрения по вопросу о времени возникновения «массовой ... эмоции и чувства. 2. Формы общения между людьми: Общения между людьми происходит в различных формах, которые зависят от уровня общения, его характера, цели. Наиболее типичными формами ...
Для определения численности работников за определенный период используется показатель среднесписочной численности. Он применяется для исчисления производительности труда, средней заработной платы, коэффициентов оборота, текучести кадров и ряда других показателей.
Среднесписочная численность работников за месяц определяется путем суммирования численности работников списочного состава за каждый календарный день месяца, включая праздничные и выходные дни, и деления полученной суммы на число календарных дней месяца.
Кроме численности работников количественная характеристика трудового потенциала фирмы и ее внутренних подразделений может быть представлена и фондом ресурсов труда в человеко-днях или человеко-часах, который можно определить путем умножения среднесписочной численности работников на среднюю продолжительность рабочего периода в днях или часах.
Структура персонала.
Совокупность отдельных групп работников образует структуру персонала, или социальную структуру организации, которая может быть статистической и аналитической.
Статистическая структура отражает распределение персонала и движение его в разрезе категорий и групп должностей. Например, можно выделить персонал основных видов деятельности (лица, работающие в основных и вспомогательных, научно-исследовательских и опытно-конструкторских подразделениях, аппарате управления, занятые созданием продукции, услуг или осуществляющие обслуживание этих процессов) и неосновных видов деятельности (работники ремонтного, жилищно-коммунального хозяйства, подразделений социальной сферы).
Все они в своих подразделениях занимают должности руководителей, специалистов, рабочих, и основные сведения о них содержатся в текущей отчетности.
Аналитическая структура определяется на основе специальных исследований и расчетов и подразделяется на общую и частную. В разрезе общей структуры персонал рассматривается по таким признакам, как стаж работы, образование, профессия; частная структура отражает соотношение отдельных категорий работников, например, «занятые тяжелым трудом с помощью простейших приспособлений и без них»; «выполняющие работу вручную, не при машинах»; «выполняющие ручную работу по обслуживанию машин и механизмов», «занятые на обрабатывающих центрах» и проч. Критерием оптимальности структуры персонала является соответствие численности работников различных должностных групп объемам работ, свойственным каждой должностной группе, выраженным в затратах времени…………..
Заключение.
Из всей совокупности ресурсов предприятия, особое место занимают трудовые ресурсы. Преобразование трудовых ресурсов совершается в результате взаимодействия средств производства и труда людей, участвующих в производственной деятельности. В данной курсовой работы было дано понятие персонала, структуры, численности и оборота персонала, откуда стало ясно, что персонал — это личный состав или работники учреждения, предприятия, составляющие группу по профессиональным или служебным признакам.
Методика определения конкурентоспособности работников на рынке труда
... конкурентоспособности . Различия в рыночной потребности в том или ином качестве труда обусловливают соответствующие виды конкурентоспособности персонала (работника): устойчивая конкурентоспособность, временная (полуустойчивая), неустойчивая. . В зависимости от уровня уникальности ...
Структура персонала — это качественный состав работников предприятия. Персонал может характеризоваться уровнем образования, степенью квалификации, профессионализмом. Люди являются центральным фактором в любой системе управления. Структура работников имеет четко выраженную сущность, которая связана с особенностями отрасли, предприятия, изготовляемой продукции.
Численность персонала — это количество занятых на предприятии людей. Выяснили, что к ней относится списочная, явочная, среднесписочная численность, текучесть кадров, коэффициенты оборота рабочей силы.
Также в этой работе была определена классификация численности персонала, а именно разделение на непромышленный персонал (работники, занятые в учреждениях и организациях, состоящих на балансе предприятия, но не производящих промышленную продукцию) и промышленно производственный персонал. Существенное значение имеют границы разделения труда, нарушение которых обычно приводит к изменениям производительности труда, себестоимости продукции и т.п.
Обязательным условием эффективности работы исполнителя при любых разделениях и кооперации труда являются: — организация и обслуживание рабочих мест. Необходимо учитывать, что никакой совместный труд людей не возможен без объединения их действий и поступков для достижения поставленной цели. Планирование потребности в персонале включает: оценку наличного потенциала трудовых ресурсов; оценку будущих потребностей; разработку программ по развития персонала.
С организацией труда неразрывно связано нормирование труда, которое представляет собой деятельность по управлению трудом и производством, направленную на установление необходимых затрат и результатов труда, а так же соотношений между численностью различных групп персонала и количеством единиц оборудования.
Обеспечение потребности в кадрах действующего предприятия предполагается не только определение численности работников предприятия, но и ее сопоставление с имеющейся рабочей силой, оценкой текучести кадров и определении дополнительной потребности или избытка кадров. Для эффективного функционирования любой организации необходимо качественное управление персоналом. Управление людьми включает обеспечение сотрудничества между всеми членами трудового коллектива, кадровую политику, обучение, информирование, мотивацию работников и другие важные составные части работы руководителя.
Межличностное общение — совершенно необходимое условие бытия людей, что без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом. Поскольку общение — это взаимодействие людей и поскольку в нем всегда развертывается взаимопонимание ими друг друга, устанавливаются те или иные взаимоотношения.
Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к изучению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.
Общение составляет внутренний механизм совместной деятельности людей, основу межличностных отношений. Возрастание роли общения, важности его изучения связано с тем, что в современном обществе гораздо чаще в прямом, непосредственном общении между людьми вырабатываются решения, которые прежде принимались, как правило, отдельными людьми.
Использование социально-психологических методов в управлении ...
... персонал, как объект управления, остается на втором плане. Поэтому неудивительно, что службы управления персоналом большинства украинских предприятий ... состояние как фактор производительности труда и как цель менеджмента. ... человека, а точнее грамотный подход к управлению ими показывают, как влияют социально-психологические методы управления на эффективность работы всех подразделений предприятия. ...
Своевременно правильно оценивать роль общения для стимулирования оптимального эмоционального настроя личности, максимального проявления ее общественно одобряемых склонностей и способностей и, наконец, для формирования ее в целом в нужном обществу направлении необходимо потому, что общение как ценность в системе ценностей, имеющихся у большинства людей, занимает очень высокое место.
Каждое чувство неповторимо, ибо это своеобразное отношение одного человеческого индивида к другому. Но среди людей, находящихся в устойчивой ассоциации, неизбежно возникают одни и те, же проблемы.
По мере того как человек научается взаимодействовать с окружающими, развиваются типические персонификации, и специфические значения – любовь, ненависть, герепочитание, ревность – оказывается достаточно определенными, чтобы сделать возможным рассмотрение типичных чувств.
Каждый участник совместного действия симпатичен некоторым из окружающих и вызывает неприязнь у других. Это образует сеть личностных обязанностей, которая в значительной мере определяет поведение вовлеченных в нее лиц. Устойчивость любой такой сети межличностных взаимоотношений зависит от непрерывного потока удовлетворения для большинства участников.
В процессе межличностных отношений люди не просто общаются, они не просто действуют сообща или рядом друг с другом, они оказывают влияние друг на друга, формируют определенный стиль отношений. Стремясь подражать хорошему, избегать плохого, сравнивая себя с окружающими, человек «строит себя и свои отношения с окружающим миром».
Список использованной литературы.
1. Андреева Г.М. Социальная психология. — М., Аспект Пресс, 2006.
2. Бороздина Г.В. Психология делового общения. Учебник для ВУЗов. М., 2008.
3. Базаров Т.Ю. Управление персоналом / Т.Ю. Базаров, Б.Л. Еремина. — М.: ЮНИТИ, 2002. — 560с.;
4. Бодалев А.А. Личность и общение. – М.,2007.
5. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. — М.: Изд-во МГУ, 2006.
6. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 2008.
7. Виноградская А.П. Управление численностью и структурой персонала / А.П. Виноградская, Ставрополь: ФЭФ. — 2006, 30с.;
8. Волков О.И. Экономика предприятия / О.И. Волков. — М.: 2007;
9. Дружинин Е. Отбор персонала организации // Управление персоналом. — 2007. — №10. — с.12-21.
10. Кравченко К.А. Поиск и отбор персонала. История и современность // Управление персоналом, №12. 2007.
11. Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения
индивида,// Психологические проблемы социальной регуляции поведения, — М., 2006.
12. Лабунская В.А. Невербальное поведение. — Ростов-на-Дону, 2006.
13. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 2006.
14. Маслов В.И. Стратегическое управление персоналом В.И. Маслов. — М.: 2006.
15. Немов Р.С. Психология. Том 1. Общие основы психологии. — М., Просвещение, 2007.
Психологические аспекты управления персоналом
... принципов и методов управления персоналом. Управление персоналом заключается в формировании системы управления персоналом; кадровом планировании; проведении маркетинга персонала, определении кадрового потенциала ... исходную противоречивость. -Проблема интуиции - наиболее сложная проблема психологии мышления. Ее характеризуют следующие особенности: непосредственность, самоочевидность, простота ...
16. Управление персоналом организации. Учебник / под ред.А.Я.Кибанова. — 3-е издание, доп. — М.: ИНФРА-М, 2006г.
17. Резников Е.Н. Межличностные отношения // Современная психология: Справочное руководство /Под ред. В.Н. Дружинина. — М.: Инфра-М, 2006.
18. Электронный ресурс: режим доступа: www. managment. aaanet. ru.
19. Электронный ресурс: dps.smrtlc.ru/Articles/Personal.htm.
20. Электронный р.: revolution.allbest.ru/management/00008533_0.html