Министерство Общего иПрофессионального Образования
Российской Федерации
Уральский ГосударственныйТехнический Университет
КУРСОВАЯ РАБОТА
по
Менеджменту
на тему:
Истоки деловых конфликтов иих
роль в процессе управления
Преподаватель:
Кондюкова Е.С.
Студент:
Художник А.О.
группа:
И-432
Екатеринбург
1998
Оглавление
стр.
1. Введение
2
2. Природа конфликта
4
2.1. Что такое конфликт?
4
2.2. Типы конфликтов
5
2.3. Причины конфликтов
8
2.4. Модель процесса конфликта
11
2.5. Последствия конфликтов
12
3. Управление конфликтной ситуацией.
13
3.1. Противодействие возникновению конфликта
13
3.2. Как должен реагировать руководитель?
14
3.3. Структурные методы разрешения конфликта
15
3.4. Межличностные стили разрешения конфликтов
16
4. Резюме
18
5. Список использованной литературы
19
Конфликт сам по себе не есть проблема,
проблема в том, что нам делать с нашими различиями.
Р. Фишер
Лучший способ предупредить конфликт — не допуститьего.
1. Введение.
Руководить — значит приводитьсотрудников к успехам и к самореализации
Руководить без конфликтов —возможно ли это? Если под конфликтом понимать каждое критическое выступление,каждую дискуссию или расхождение во мнениях, то концепция управления безконфликтов была бы не просто утопией, она не выдержала бы никакой критики.
Конфликты, которых следуетизбегать,— это деструктивные явления, приводящие к разрушению ресурсов вместововлечения их в конструктивный процесс оптимального использования.
Ресурсы — это силы и их источники, ресурсы — этолюди, их духовное богатство и готовность приложить свои силы к какому-то делу.Ресурсы — это, конечно, сырье и материалы, капитал и земля, природа и окружающаясреда. И ресурс особого рода — это наше время.
Руководитель — это человек,в большей, чем другие, степени ответственный за оптимальное использованиересурсов, их улучшение и умножение.
Руководить без конфликтов возможно, если научитьсятакому управлению, при котором в целенаправленном сотрудничестве с другимиустраняется все деструктивное. Это трудная задача. Но сегодня мы располагаемзнаниями и опытом, позволяющими приблизить эту цель. Не использовать этивозможности, проходить мимо них или не принимать их в расчет — значит потерятьквалификацию руководителя, управляющего.
Анализ социального конфликта
... видел не только разрушительную, но и созидательную функцию. Интересны идеи относительно природы конфликтов, высказанные английским философом Нового времени Фрэнсисом Бэконом (1561-1626 гг.). Он впервые ... Гоббсом (1588-1679). Он считал, что люди равны по природе, однако равенство неизбежно порождает непрерывные конфликты и столкновения между людьми. "Из равенства способностей возникает равенство ...
Или сосуществовать с конфликтами?
Самая последовательнаяполитика гуманизации на предприятиях и в учреждениях и лучшие методы управленияне защитят от необходимости жить в условиях конфликтов. Тот, у кого этовызывает пессимизм, должен задаться вопросом, а отвечает ли это его интересам,например стремлению к коллективному управлению. Ведь этот стиль немыслим безспецифических конфликтов, и более того, он вызывает эти конфликты.
Само слово «конфликт»содержит ответ. Оно — латинского корня и в буквальном переводе означает«столкновение». Если «столкновение» затрагивает сферу идеи, то мы имеемситуацию, которая знакома каждому Вопрос состоит в том, что делать в этойситуации, как вести себя в отношении своих же сотрудников? Если мырассчитываем иметь дело с сотрудниками, имеющими собственную позицию, которыене являются молчаливыми и бездумными исполнителями, действующими противсобственной воли, но выполняющими все им предписанное, то конфликты неизбежны,но плодотворны. Речь идет о действительном сотрудничестве, при которомработник и управляющий соотносят свои представления, которые имеют равный веси принимаются в расчет при принятии решений. Возникающие дискуссии должныприводить к выработке совместных предложений, которые полезны всем сторонам.Предложение (тезис) и контрпредложение (антитезис) в идеале образуют совместноерешение синтез).
Если вызов приводит ксовместному поиску решений, к открытому обмену мнениями, к конфликту выдвигаемыхконцепций, то что-то должно привести к «потере стабильности». Если эта системаадминистративно-командного управления, то принята одна концепция, все молчат,трений и конфликтов не бывает. Но конфликт остается. Он смещается в другуюплоскость. Он становится глубже и сложнее, потому что человек, как емупредставляется, может предложить что-то лучшее, не находит аудитории, уходит в«подполье», и тем решительнее, чем более он охвачен своей идеей. Неразрешимыйконфликт часто воздействует на подсознание и проявляется в нарастаниисопротивления в самых различных областях, вплоть до заболеваний, и даже, какпоказывают проведенные исследования, доводит до неосознанных несчастныхслучаев.
Но не станем забывать, что влюбом конфликте есть изрядная порция предположений о будущем, о котором, какизвестно, точно знать ничего нельзя Поэтому всегда есть сомнения относительнотого, в чем же состоит высшее благоразумие Но и в этом вопросе при коллективномуправлении возможно определенное согласование позиций. Следует также учитыватьсоциально-психологическую личностную структуру участвующих лиц. Человек, какговорят психологи, когда они хотят быть понятыми,— это на одну десятую головаи на девять десятых — желудок Почему это соотношение должно измениться, есличеловек утром миновал проходную и прошел по коридорам учреждения до своегорабочего места? Кроме того, мужчины с детства приучаются держать чувства присебе и уж во всяком случае не быть «размазней». Результат: чувства оказываютсязагнанными в сферу подсознания, откуда их воздействие становится еще менееконтролируемым. И еще, мы научились наши чувства и инстинкты обряжать в «мантиюразума». На языке психологов этот процесс называется «рационализацией», когдаразум используется как прикрытие для других, истинных движущих сил. Другимисловами, собственно мотивы остаются прежними.
Правила поведения в конфликте
... любви, совместному действию, сотрудничеству. Л.Г. Зайцев и М.И. Соколова выделяют следующие причины конфликтов [3, с.319-326] -индивидуальные характеристики человека; -ситуационные условия; ... и прогнозирования. Основным в теории игры является понятие конфликта. Конфликт в теории игр состоит в специфическом взаимодействии сторон. Участвующие в ...
Управляющему следует учитывать и то, что конфликтможет казаться разрешенным в атмосфере «наибольшей деловитости». На самом жеделе стороны остались неудовлетворенными: хотя на уровне «рацион» общее решениенайдено, но остались эмоции. И они ищут эха. И наоборот: один из вашихсотрудников выдвигает на первый план рациональные причины, чтобы на самом делеудовлетворить эмоциональные установки. По принципу: если рациональное решениепроизводственного конфликта, возникающего при проработке целей или принятиирешения, поможет «вырасти» сопернику, как же мне это решение поддерживать?
В этом случае коллективный стиль управлениякомпрометируется. Конфликт приносит плоды не всей «команде», а только«избранным». Способствующие этому факторы и внешние воздействия многообразны иво всей совокупности психологами еще не изучены. Как же управляющему, честностремящемуся к кооперации, убрать с дороги эти капканы? Совершенно очевидно,что сделать это в полном объеме невозможно. Но управляющий в состояниисущественно повысить шансы совместного разрешения конфликтов, если приобсуждении конфликтов своим поведением он дает понять, что он считаетконструктивные конфликты нормальным явлением и, участвуя в их решении, выступаетне в качестве доминирующей силы, а на равных со всеми основаниях.
Конфликты — зона повышенной напряженности
Итак, конфликты –это невсегда обязательно что-то плохое. Плохим, негативным и тем самым деструктивнымможет быть поведение в конфликтной ситуации. Коллективное управление, когдасотрудник рассматривается как ценный участник всех процессов, а не какполучатель команд и распоряжений, создает ситуацию, в которой представленыразличные мнения и позиции.
Открытый конфликт, в которомразногласия относятся к производственной сфере и выражают, например,различные пути, ведущие к одной цели, относительно безобиден. Можнодискутировать и так или иначе прийти к общему решению.
Открытый конфликт чаще всегоразворачивается на деловой основе. Скрытый, тлеющий конфликт — человеческиевзаимоотношения. Многие кажущиеся «деловыми» конфликты — на самом делеконфликты, замешанные на чувствах и взаимоотношениях. Результат: напряжение неустраняется; если деловая часть безупречно отрегулирована, оно переносится надругой «театр военных действий».
Для -управляющегочрезвычайно важно быть в состоянии справиться с конфликтными ситуациями,обладать интуицией и достаточными знаниями в области психологии, хотя бы обосновных конфликтных зонах человеческого поведения.
Новичка в анализе конфликтов (а управляющий, ксожалению, всегда остается таким новичком, пока не получит систематическогопсихологического образования и не наберется профессионального опыта) можнонапутствовать советом: если мотив конфликта очевиден, то всегда необходимоотдавать себе отчет в том, что мы склонны все свое внимание сконцентрироватьна том, что находится на первом плане: остальное, чаще всего наиболее важное,то, что не спешит открыто заявить о своем присутствии, остается вне поля зрения.Фразы, начинающиеся со штампа: «Ну это же совершенно ясно…», чаще всего ведутне туда. Точно так же следует предостеречь тех, кто считает, что у конфликтатолько одна причина. Монокаузальные конфликты (т. е. имеющие в своей основетолько одну причину) — редкие исключения. С самого начала следует приучить себяк необходимости не ограничиваться тем, что лежит на поверхности, анализироватьглубже, искать скрытые причины, не упускать сопутствующие мотивы. В жизни всетесно переплетено.
ГЛАВА 1. ЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ И ПРИЧИНЫ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
... конфликтологов и политологов в решении урегулирования этнического конфликта можно отметить следующие некоторые общие правила: 1) Легитимация конфликта — официальное признание существующими властными структурами и ... и укрепления единства многонациональной России призваны сыграть межрегиональные связи общественных организаций политических партий, движений, союзов, которые могут и должны стать ...
2. Природаконфликта.2.1. Чтотакое конфликт?
Как у многих понятий у конфликта имеется множество определений итолкований. Одно из них определяет конфликт как отсутствие согласия между двумяили более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждаясторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешаетдругой стороне делать то же самое.
Когда люди думают оконфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами,враждебностью, войной и т.п. В результате, бытует мнение, что конфликт — явление всегда нежелательное, что его необходимо, по возможности избегать и чтоего следует немедленно разрешать, как только он возникнет. Такое отношениечетко прослеживается в трудах авторов, принадлежащих к школе научного управления,административной школе и разделяющих концепцию бюрократии по Веберу. Этиподходы к эффективности организации в большей степени опирались на определениезадач, процедур, правил, взаимодействий должностных лиц и разработкурациональной организационной структуры. Считалось, что такие механизмы, восновном, устранят условия способствующие появлению конфликта, и могут бытьиспользованы для решения возникающих проблем.
Авторы, принадлежащие кшколе “человеческих отношений”, тоже были склонны считать, что конфликта можнои должно избегать. Они признавали возможность появления противоречий междуцелями отдельной личности и целями организации в целом, между линейным иштабным персоналом, между полномочиями и возможностями одного лица и междуразличными группами руководителей. Однако они обычно рассматривали конфликт какпризнак неэффективной деятельности организации и плохого управления. По ихмнению, хорошие взаимоотношения в организации могут предотвратить возникновениеконфликта.
Современная точка зрения заключается в том, что дажев организациях с эффективнымуправлением некоторые конфликты нетолько возможны, но даже могут быть и желательны. Конечно, конфликт не всегдаимеет положительный характер. В некоторых случаях он может мешатьудовлетворению потребностей отдельной личности и достижению целей организации вцелом. Например, человек, который на заседании комитета спорит только потому,что не спорить он не может, вероятно, снизит степень удовлетворения потребностив принадлежности и уважении и, возможно, уменьшит способность группы приниматьэффективные решения. Члены группы могут принять точку зрения спорщика толькодля того, чтобы избежать конфликта и всех связанных с ним неприятностей даже небудучи уверенными, что поступают правильно. Но во многих ситуациях конфликтпомогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию,помогает выявить большее число альтернатив или проблем и т.д. Это делаетпроцесс принятия решений группой более эффективным, а также дает людямвозможность выразить свои мысли и тем самым удовлетворить личные потребности вуважении и власти. Это также может привести к более эффективному выполнениюпланов, стратегий и проектов, поскольку обсуждение различных точек зрения наэти документы проходит до их фактического исполнения.
ШКОЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ 2
... или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание. Конструктивным является конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они ... ценное для себя, остались удовлетворены его результатом. Разнообразие школьных конфликтов. Причины возникновения и способы решения Конфликт в школе явление многоплановое. При общении с участниками школьной ...
Таким образом, конфликтможет быть функциональным и вести к повышению эффективности организации. Или он может быть дисфункциональными приводит к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества иэффективности организации. Роль конфликта, в основном, зависит от того,насколько эффективно им управляют. Чтобы управлять конфликтом, необходимопонимать причины возникновения конфликтной ситуации. Слишком уж частоуправляющие считают, что основной причиной конфликта является столкновение личностей.Однако, последующий анализ показывает, что “виноваты” другие факторы.
2.2. Типыконфликтов
Конфликт — это столкновение,он возникает там, где сталкиваются разные желания, различные альтернативы ипринятие решения затруднено. Конфликты возникают и там, где сталкиваются разныешколы, разные манеры поведения, их может питать и желание получить что-то, неподкрепленное соответствующими возможностями.
Чем больше разброс критериев при принятии решений ивозможных вариантов этих решений, тем глубже может быть конфликт.
·
МОТИВАЦИОННЫЕ КОНФЛИКТЫ. За последние годы о мотивации написано так много,что нет нужды еще раз говорить о том, что собой представляет пирамидапотребностей по Маслоу, шкала мотивационных и гигиенических факторов поХерцбергу, не говоря уже о более сложных моделях. На первый взгляд в качествемотива производственной деятельности и поведения в целом, как правило, недооцениваютсяпсихологические потребности. Наиболее ярко выражены такие мотивы, какбезопасность, принадлежность к определенному сообществу, престиж, чувствособственного достоинства и самореализация.
Применим в исследованииконфликтов подход, учитывающий эти человеческие потребности. Всегда ли вашапозиция в конфликте достаточно защищена? Постоянная «недогрузка» на производствеи соответственно низкий социальный статус могут явиться серьезными«нарушителями спокойствия». Чувство собственного достоинства — это альфа иомега, и все, что его ущемляет, пробуждает огромную энергию, нацеленную наконфликт. К тому же результату ведет и «перегрузка», которая должна получатьпризнание, что не всегда возможно. В результате «перерабатывающему» еще ипредъявляются претензии, чтобы обосновать то, что результат его трудаотличается от ожидаемого.
·
КОНФЛИКТЫ КОММУНИКАЦИИ. Тот, кто помнит раздел «Коммуникация. Каждыйвтроем», знает, что любая словесная или бессловесная информация, которую мыполучаем, в первую очередь улавливается высокочувствительными мембранаминашего эмоционального восприятия («детское Я»), прежде чем она рассматриваетсяпод углом зрения возможного конфликта с усвоенными нормами («Можно ли такпоступать?», «Поступают ли так?»), и только на завершающем этапе приинтеллектуальном усилии анализируется собственно деловое содержаниеинформации. Если этого усилия не последует из-за усталости или простоинтеллектуальной слабости, то возникает эмоциональная реакция. Единственный тормоз— полученное воспитание, которое также может весьма своеобразно модифицироватьреакцию на тех, кто ведет себя «не так».
Диагностика ролевого конфликта в деятельности руководителя на ...
... сегодняшние теоретики управления признают, что полное отсутствие конфликта внутри организации - условие не только невозможное, но и ... единого психологического начала. Отдельный человек, даже если это руководитель, обычно вынужден учитывать фактор "коллективного разума"; в ... труда и качества продукции, что, в конечном счете, приводит к убыткам. Свидетельством зреющего конфликта является также ...
Найдет ли участник конфликтадостаточно мужества, чтобы признать, что что-то вызывает у него нарастаниенегативной эмоциональной волны, что он, например, несмотря на собственноесопротивление, испытывает ревность, что он хочет взять реванш за унижение,испытанное несколько недель назад? Нет! Признает ли управляющий, что увеличениеставок в его подразделении или отделка его кабинета непосредственно связаны сего потребностью подтверждать собственную значимость (т. е. его «детское Я»нуждается в каждодневной подпитке).
Разве кто-нибудь позволит себе сказать:«Мне в конечном счете все равно, будете ли Вы заставлять клиентов ждать вкоридоре на дешевых креслах или толпиться перед окошечками, которых у нашихконкурентов нет уже более пяти лет…» В этом случае совершенно ясно, что впервую очередь его волнуют совсем не клиенты.
Коммуникационный конфликтналицо, когда никто не решается на установление «обратных связей» сруководителем, т. е. никто не обращает внимания шефа на его промахи.Аналогичная ситуация возникает и тогда, когда сотруднику не сигнализируют отом, что его признают и уважают. Кто никогда не слышит слов признания, тотстановится неуверенным.
«Что приходит в голову,когда утром вы обнаруживаете в своем почтовом ящике письмо, адресованное вамлично руководством компании?» Спонтанный ответ участников семинара: «Илиувольнение — или повышение!» Можно с уверенностью сказать, что отвечающиеработают на предприятии с недостаточно развитыми коммуникационными связями.Это — поле для конфликтов. В разряд «коммуникационных конфликтов» попадают ибанальное непонимание, неверная интерпретация той или иной информации, но неих мы имеем в виду. Вопрос «Правильно ли меня поняли?» остается. Но если нет,то виноват в этом «источник» информации. Только тот, кто передает информацию,точно знает, что именно он передает.
·
Управление предприятием —это тоже политика, определяемая теми, кто принимает решения. Коллективноеуправление и система участия трудового коллектива в управлении производствомкое-что видоизменили. Но принцип остался прежним. На предприятии те, кто неможет добиться признания своей позиции, имеют гораздо меньше возможностей длятого, чтобы придать вес своей оппозиции.
Тем не менее существуетмасса возможностей — затормозить развитие, ставить палки в колеса. Конфликт — висит в воздухе. Чаще всего расплачивается за это производство.
·
ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ. «Две души живут в моей груди…» Где бы нижили души, о которых писал Гете, поэт видел, что конфликт может бушевать ивнутри человека. Этот тип конфликта не соответствует определению, данному выше.Однако, его потенциальные дисфункциональные последствия аналогичнымпоследствиям других типов конфликта. Он может принимать различные формы. Однаиз самых распространенных форм — ролевой конфликт, когда к одномучеловеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким долженбыть результат его работы. Например, заведующий секцией или отделом вуниверсальном магазине может потребовать, чтобы продавец все время находился вотделе и предоставлял покупателяминформацию и услуги. Позже заведующий может высказать недовольство тем, чтопродавец тратит слишком много времени на покупателей и уделяет мало вниманияпополнению отдела товарами. А продавец воспринимает указания относительно того,что делать и чего не делать — как несовместимые. Аналогичная ситуация возниклабы, если бы руководителю производственного подразделения его непосредственныйначальник дал указание наращивать выпуск продукции, а руководитель по качествунастаивал бы на повышении качества продукции путем замедления производственногопроцесса. Оба примера говорят о том, что одному человеку давалисьпротиворечивые задания и от него требовали взаимоисключающих результатов. Впервом случае конфликт возникал в результате противоречивых требований,предъявляемых к одному и тому же человеку. Во втором случае причиной конфликтабыло нарушение принципа единоначалия.
Социально-психологические методы управления и особенности их ...
... функции, права, обязанности и ответственность подразделений и служб организации и их руководителей. На основе положений составляется штатное расписание данного подразделения, ... нормативы (технические условия, стандарты организации и др.); - технологические (маршрутные и технологические карты и т.п.); - эксплуатационно-ремонтные (например, нормативы планово-предупредительного ремонта); -& ...
Внутриличностныйконфликт может также возникнуть в результате того, что производственныетребования не согласуются с личными потребностями или ценностями. Напримерженщина — руководитель давно планировала в субботу и в воскресенье поехатьотдохнуть с мужем, так как ее чрезмерное внимание работе стало плохосказываться на семейных отношениях. Но в пятницу к ней в кабинет врывается еенепосредственный начальник с какой-то проблемой и настаивает, чтобы оназанялась ее решением в выходные дни. Или агент по продаже рассматривает взяткукак крайне неэтичный способ взаимодействия, но начальство дает ему понять, чтопродажа должна состояться во что бы то ни стало. Многие организациисталкиваются с тем, что некоторые руководители возражают против их перевода вдругой город, хотя это сулит им солидноеповышение в должности и жаловании. Это особенно часто происходит в семьях, гдеи муж, и жена занимают руководящую должность или являются специалистами.Внутриличностный конфликт может также являться ответом на рабочую перегрузкуили недогрузку. Исследования показывают, что такой внутриличностный конфликтсвязан с низкой степенью удовлетворенности работой, малой уверенности в себе и организации, атакже со стрессом.
·
МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ. Этот тип конфликта, возможно, самыйраспространенный. В организациях он проявляется по-разному. Чаще всего этоборьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, времяиспользования оборудования или одобрение проекта. Каждый из них считает, чтопоскольку ресурсы ограничены, он должен убедить вышестоящее начальство выделитьэти ресурсы именно ему, а не другому руководителю.
Межличностныйконфликт может также проявляться и как столкновение личностей. Люди сразличными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не всостоянии ладить друг с другом. Как правило, взгляды и цели таких людейотличаются в корне.
·
КОНФЛИКТ МЕЖДУ ЛИЧНОСТЬЮ И ГРУППОЙ. Производственные группыустанавливают нормы поведения и выработки. Каждый должен их соблюдать, чтобыбыть принятым неформальной группой и, тем самым, удовлетворить свои социальныепотребности. Однако, если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиямиотдельной личности, может возникнуть конфликт. Например, кто-то захочетзаработать побольше, то ли делая сверхурочную работу, то ли перевыполняя нормы,а группа рассматривает такое “чрезмерное” усердие как негативное поведение.
Моральный конфликт, пути его разрешения
... конфликта на развитие организации. В зависимости от характера влияниявыделяются следующие типы конфликтов в организации: конструктивные,стабилизирующие и деструктивные. Стабилизирующие конфликты ... создастмнение, что их продукция по качеству ниже, чем продукция конкурентов. Хотя ... конфликт, если эталичность займет позицию, отличающуюся от позиции группы. Например, обсуждая насобрании возможности ...
Между отдельной личностью и группой можетвозникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позициигруппы. Например, обсуждая на собрании возможности увеличения объема продаж,большинство будет считать, что этого можно добиться путем снижения цены. Акто-то один, однако, будет твердо убежден, что такая тактика приведет куменьшению прибыли и создаст мнение, что их продукция по качеству ниже, чемпродукция конкурентов. Хотя этот человек, мнение которого отличается от мнениягруппы, может принимать к сердцу интересы компании, его или ее все равно можнорассматривать, как источник конфликта, потому что он или она идет против мнениягруппы.
Аналогичный конфликт может возникнуть на почведолжностных обязанностей руководителя: между необходимостью обеспечиватьсоответствующую производительность и соблюдать правила и процедуры организации.Руководитель может быть вынужден предпринимать дисциплинарные меры, которыемогут оказаться непопулярными в глазах подчиненных. Тогда группа может нанести ответный удар — изменитьотношение к руководителю и, возможно,снизить производительность труда.
·
МЕЖГРУППОВОЙ КОНФЛИКТ. Организации состоят из множества групп, какформальных, так и неформальных. Даже в самых лучших организациях между такимигруппами могут возникать конфликты (рис.1.). Неформальные организации, которыесчитают, что руководитель относится к ним несправедливо, могут крепчесплотиться и попытаться “рассчитаться” с ним снижением производительноститруда. Еще одним примером межгруппового конфликта может служитьнепрекращающийся конфликт между профсоюзом и администрацией.
Президент
конфликт
Производство
Маркетинг Рис.1. Межгрупповой конфликт
К сожалению частым примероммежгруппового конфликта служат разногласия между линейным и штабным персоналом.Штабной персонал обычно более молодой и образованный, чем линейный, и приобщении любит пользоваться техническим жаргоном. Эти отличия приводят кстолкновению между людьми и затруднениям в общении. Линейные руководители могутотвергать рекомендации штабных специалистов и выражать недовольство по поводусвоей зависимости от них во всем, что связано с информацией. В экстремальныхситуациях линейные руководители могут намеренно выбрать такой способ выполненияпредложения специалистов, что вся затея закончится провалом. И все это длятого, чтобы поставить специалистов “на свое место”. Штабной персонал, в своюочередь, может возмущаться, что его представителям не дают возможности самимпровести в жизнь свои решения, и стараться сохранить информационную зависимостьот них линейного персонала. Это — яркие примеры дисфункционального конфликта.
Часто из-за различия целей начинают конфликтоватьдруг с другом функциональные группы внутри организации. Например, отдел сбыта,как правило, ориентируется на покупателя, в то время как производственноеподразделение больше заботится о соотношении затрат и эффективности, а так жеоб экономии на масштабах. Держать большие товарные запасы, чтобы быстровыполнять заказы, как предпочитает отдел сбыта, значит увеличивать затраты, аэто противоречит интересам производственных подразделений. Дневная сменамедицинского персонала может обвинить ночную смену в том, что та плохоухаживает за больными. В крупных организациях одно подразделение можетпопытаться увеличить свою прибыльность, продавая готовую продукцию внешнимпотребителям вместо того, чтобы удовлетворить потребности других подразделенийкомпании в своей продукции по более низкой цене.
34. Сущность основные элементы конфликта
... мнение, что необходимо, по возможности, избегать конфликта, что это явление всегда нежелательное. В деловом общении обычно подчеркивается важность гармоничного развития предприятий и организаций, необходимость активного обмена мнениями ... Особенно надо отметить специфику работы, в случае, если все или большая часть персонала — женщины. В отличие от мужчины, который обычно разделяет свою жизнь на ...
2.3. Причиныконфликтов
У всех конфликтов есть несколько причин. Основнымипричинами конфликта являются ограниченность ресурсов, которые нужно делить,взаимозависимость заданий, различия в целях, различия в представлениях иценностях, различия в манере поведения, в уровне образования, а также плохиекоммуникации.
·
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕСУРСОВ. Даже в самых крупных организациях ресурсывсегда ограничены. Руководство должно решить, как распределить материалы,людские ресурсы и финансы между различными группами, чтобы наиболее эффективнымобразом достигнуть целей организации. Выделить большую долю ресурсов какому-тоодному руководителю, подчиненному или группе означает, что другие получатменьшую долю от общего количества. Не имеет значения, чего касается эторешение: за какой из четырех секретарей закрепить компьютер спрограммой-редактором, какому факультету университета дать возможность увеличить количество преподавателей, какойруководитель получит дополнительные средства для расширения своего производстваили какое подразделение получит приоритет в обработке данных — люди всегдахотят получать не меньше, а больше. Таким образом, необходимость делить ресурсыпочти неизбежно ведет к различным видам конфликта.
·
ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ ЗАДАЧ. Возможность конфликта существует везде, гдеодин человек или группа зависят в выполнении задачи от другого человека илигруппы. Например, руководитель производственного подразделения может объяснятьнизкую производительность своих подчиненных неспособностью ремонтной службыдостаточно быстро ремонтироватьоборудование. Руководитель ремонтной службы, в свою очередь, может винить кадровуюслужбу, что не взяла на работу новых рабочих, в которых нуждалисьремонтники. Аналогичным образом, еслиодин из шести инженеров, занятых разработкой новой продукции, не будет работатькак следует, другие могут почувствовать, что это отражается на их возможностяхвыполнять свое собственное задание. Это может привести конфликту между группой и тем инженером.который, по их мнению, плохо работает. Поскольку все организации являютсясистемами, состоящих из взаимозависящих элементов, при неадекватной работеодного подразделения или человека взаимозависимость задач может стать причинойконфликта.
Некоторые типыорганизационных структур и отношений как бы способствуют конфликту,возникающему из взаимозависимости задач. Причиной конфликта между линейным и штабнымперсоналом будет взаимозависимость производственных отношений. С одной стороны,линейный персонал зависит от штабного, потому что нуждается в помощиспециалистов. С другой стороны, штабной персонал зависит от линейного, так какнуждается в его поддержке в тот момент, когда выясняет неполадки впроизводственном процессе или когда выступает в роли консультанта. Более того,штабной персонал при внедрении своихрекомендаций обычно зависит от линейного.
Определенные типыорганизационных структур также увеличивают возможность конфликта. такаявозможность возрастает при матричной структуре организации, где умышленнонарушается принцип единоначалия. Возможность конфликта также велика вфункциональных структурах, поскольку каждая крупная функция уделяет внимание восновном своей собственной области специализации. В организациях, где основойорганизационной схемы являются отделы (по каким бы признакам они нисоздавались: продуктовому, потребительскому или территориальному), руководителивзаимозависимых подразделений подчиняются одному общему начальству болеевысокого уровня, тем самым уменьшая возможность конфликта, который возникает почисто структурным причинам.
·
РАЗЛИЧИЯ В ЦЕЛЯХ. Возможность конфликта увеличивается по мере того. какорганизации становятся более специализированными и разбиваются наподразделения. Это происходит потому, что специализированные подразделения самиформулируют свои цели и могут уделять большее внимание их достижению, чем целейвсей организации. Например, отдел сбыта может настаивать на производстве какможно более разнообразной продукции и ее разновидностей, потому что этоповышает их конкурентоспособность иувеличивает объемы сбыта. Однако, цели производственного подразделения,выраженные в категориях затраты-эффективность выполнить легче, еслиноменклатура продукции менее разнообразна. Аналогичным образом, отдел снабженияможет захотеть закупить большие объемы сырья и материалов. чтобы снизитьсреднюю себестоимость единицы продукции. С другой стороны, финансовый отделможет захотеть воспользоваться деньгами, взятыми под товарно-материальныезапасы и инвестировать их, чтобы увеличить общий доход на инвестированныйкапитал.
·<