Оглавление
Введение………………………………………………………………………….……….3
Глава I Проблемы страха в психологических исследованиях……….…………….6
1.1. Понятие и общая характеристика страхов в отечественной и зарубежной психологии………………………………………………………………………..……….6
1.2. Общая характеристика возрастных страхов у детей……………….….…………..17
1.3. Описание куклотерапии……………………………….………………..…………..21
Глава II Куклотерапия как средство снижения страхов у детей старшего
дошкольного возраста…………………………………………………………………29
2.1 Выявление страхов у детей дошкольного возраста……………………..…………29
2.2 Использование куклотерапии как средства снижения страхов у детей дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни">старшего дошкольного возраста…….……………………………………………………..……….33
Заключение……………………….……………………………………………….….…35
Библиографический список…………………………………………………….….…37
Приложение А…………………………………..…………………………………..…..39
Приложение Б……………………………………………………………………..…….40
Введение
Актуальность выбранной темы заключается в том, что психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов.
По мнению авторов (Л.И. Божович, А.А. Бодалёв, В.С. Мухина, Т.А. Репина и других) ребёнок как самая чувствительная часть социума подвержен разнообразным отрицательным воздействиям. В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями являются тревожность и страхи у детей (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и другие).
Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Обширные области исследований, посвящённых страху, создают прекрасные основания для дальнейшего понимания этой важной эмоции. Литературы по данной проблеме разработано немного. Хотя проблема страхов у детей старшего дошкольного возраста актуальна в настоящее время. Проблема страхов мало используется и в практике дошкольных учреждений. И будучи ещё в детском саду, дети должны пройти все тесты тревожности и преодолеть барьер страха в своём сознании [3].
Особенности страхов детей среднего дошкольного возраста в зависимости ...
... по данной проблеме разработано немного. Хотя проблема страхов у детей старшего дошкольного возраста актуальна в настоящее время. Проблема страхов мало используется и в практике дошкольных учреждений. И будучи ещё в детском ...
Детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Однако те детские страхи, которые сохраняются длительное время и тяжело переживаются ребёнком, говорит о нервной ослабленности малыша, неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье и в целом являются признаком неблагополучия. Большинство причин, как отмечают психологи, лежат в области семейных отношений, таких как попустительство, непоследовательность в воспитании, отрицательное или слишком требовательное отношение к ребёнку, которое порождает в нём тревогу и затем формирует враждебность к миру.
Психика ребенка отличается обостренной восприимчивостью, ранимостью, неспособностью противостоять неблагоприятным воздействиям. Невротические страхи появляются в результате длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений, часто на фоне болезненного перенапряжения нервных процессов[6]. Поэтому невротические страхи требуют особого внимания психологов, педагогов и родителей, так как при наличии таких страхов ребенок становится скованным, напряженным. Его поведение характеризуется пассивностью, развивается аффективная замкнутость. В связи с этим остро встает вопрос ранней диагностики невротических страхов.
В последнее время вопросы диагностики и коррекции страхов приобрели, важное значение, ввиду их довольно широкого распространения среди детей. В связи с вышесказанным остро встает необходимость комплексного подхода к решению проблемы коррекции детских страхов, в частности, привлечения семьи[4]. Эта работа может выражаться как в ознакомлении родителей с результатами исследования в допустимой форме, так и в направлении родителей на консультацию к специалисту по семейным вопросам. Такой подход может воздействовать не только на внешние стороны проявления страхов, но и на порождающие его обстоятельства[12].
Страхи, эмоциональные нарушения поддаются коррекции и без последствий проходят у детей до десяти лет. Поэтому чрезвычайно важно своевременно обращаться к специалисту, принять меры по преодолению фобий у ребёнка.
Но страх может быть и конструктивным явлением, поскольку мобилизует организм в целом на решение многих конфликтов и преодоление многих препятствий, возникающих на пути ребенка. Важно только суметь с этим страхом совладать[7].
Помочь в этом может воображение. Нужно только помочь ребенку воспользоваться им. Благодаря воображению дети видят чудовищ, прячущихся в темноте, или верят в то, что реально существующее животное или микроб внезапно накинется на них. Но они также могут прибегнуть к своему воображению, чтобы победить страхи, овладение которыми по ряду причин становится затруднительным или практически невозможным.
Причины детских страхов рассматривали многие психологи: А.И. Захаров, Т.А. Немчин, В.Н. Мясищев, Дж. Алан и другие. В качестве таковых назывались: соматическая ослабленность ребенка в результате длительных заболеваний в дошкольный период; негативные взаимоотношения с родителями, конфликты между родителями.
Следует отметить, что каждый случай преодоления детских страхов уникален и требует от специалистов длительной и тщательной процедуры диагностики. В диагностической процедуре основное внимание уделяется оценке индивидуальных психофизических, личностных свойств, а первичная среда пребывания ребенка не подвергается тщательному исследованию[3].
Развитие коммуникативных навыков детей раннего и дошкольного возраста
... исследования выступает диагностика коммуникативного уровня ребенка и разработке методического материала для выявления его уровня. Разработанный методический инструментарий позволяет определять возрастную динамику развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста, ... других. Все они придерживаются того, что дети в дошкольном возрасте представляют собой чистую страницу, которая ...
В каждом конкретном случае следует проводить профилактику и коррекционную работу, исходя из особенностей ситуации, индивидуально-личностных характеристик дошкольника, специфики семейной и социальной ситуации и прочих факторов.
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно- экспериментальным путем проверить эффективность использования работы со сказками как средства снижения страхов у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: страх как эмоциональная реакция на определенные стимулы и ситуации.
Предмет исследования: использование куклотерапии в снижении страхов у детей старшего дошкольное возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что использования куклотерапии будет являться эффективным средством снижение страхов детей старшего дошкольного возраста если в процессе ее реализации:
— предполагается изготовление кукол, их вербализация, театрализация, рефлексивный анализ;
— сочинения кукольных историй будут отражать содержание страхов у детей.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическому литературу по проблеме страхов
2. Определить особенности проявление страхов у детей дошкольного возраста.
3. Охарактеризовать значение и специфику организации куклотерапии с детьми дошкольного возраста.
4. Выявить проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста.
5. Опытно- экспериментальным путем показать эффективность, использования куклотерапии в снижении страхов у детей старшего дошкольного возраста.
Методологической основой исследования являются: положение А.И Захарова о том, что страх есть реакция на вполне определенные стимулы или ситуации, т.е страх, имеет в качестве своего возбудителя какого-то конкретного человека или объект; А.И. Захарова о том, что страхи в дошкольном возрасте возникает при измерении ситуации, появление незнакомых лиц или предметов, в отсутствии матери и имеют возрастной характер. Так же А.Ю. Татаринцева и М.Ю. Григорчук рекомендуют использовать куклотерапию в работе с детскими страхами
Методы исследования:
1. Теоретические — анализ психолого-педагогической литературы по проблемы исследования.
2. Эмпирические — диагностическая методика А.И. Захарова «Беседа о страхах»
проективная методика А.И. Захарова «Рисунок страха», педагогический эксперимент
3. Интерпретационно — описательные- качественные и количественные анализ результатов исследования.
Практическая значимость исследование: заключается, в том что предположенный
в исследовании алгоритм работы с куклами может быть использован воспитателями для снижения страхов детей старшего дошкольного возраста.
База исследования: МБДОУ Детский сад№9 «Колокольчик». Адрес РХ Боградский район с.Знаменка ул. Дзержинского д.74
Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Глава I Проблемы страха в психологических исследованиях
1.1 Понятие и общая характеристика страхов в отечественной и зарубежной психологии
Страх не нуждается в представлении; каждый из нас на собственном опыте знает это переживание. В наибольшей степени страх склонны переживать невротики. Несомненно, что проблема страха — центральный пункт, в котором сходятся самые важные вопросы психической жизни, как в норме, так и в патологии.
Страхи детей дошкольного возраста
... страхи детей с признаками невротических страхов - внушенные взрослыми (тревожными родителями). Возможно, потребуется коррекция и психолого-педагогическое сопровождение ребенка и семьи. Рассмотрев проблему страхов у детей старшего дошкольного возраста, ... цензуру сознания”, поэтому они уникальны для исследования бессознательных процессов. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, ...
Рассмотрим понятие страха в отечественной и зарубежной психологии. Проблемой страха в зарубежной психологии занимались такие учёные как С. Холл, З.Фрейд, Г.С. Солливен и другие; в отечественный психологии страх изучали такие учёные как Захаров, А.В. Запорожец и другие.
Перейдём к рассмотрению страха в зарубежной психологии. Представитель биогенетического направления С.Холл распространял биогенетический закон и на онтогенез страха. Он утверждал, что ребёнок переживает в процессе своего развития страхи, которые испытали животные, а затем люди на разных этапах антропогенеза. Он писал, что в детских страхах сохранились многочисленные следы первоначальной психоплазмы из которой первобытный человек создавал многочисленные волшебные демонические существа[12].
Доказательством биогенетического детерминизма, сточки зрения С.Холла, являются многочисленные рациональные необъяснимые детские страхи. Боязнь животных более, чем другие виды страха, походит на исчезнувшие рефлексы и отголоски психических состояний первобытного человека, наличие которых у современного ребёнка нельзя объяснить ни фактами его индивидуальной жизни, ни нынешними условиями его существования. Эти формы страха интерпретируются автором как инстинктивный страх[13]. Так же источником страха у детей является тяжёлый личный опыт и влияние социальной среды. Понимая страх как неустранимую реакцию души, С.Холл отмечает, что существует возможность его приведения в границы здоровой реальности.
Подробнее изучение феномена страха в детском возрасте проводилось в рамках психоанализа.
Как было отмечено, З.Фрейд полагал, что страх — это аффект, который возникает в субъективной ситуации неудовольствия, с которым (неудовольствием) нельзя справиться путем разрядки через принцип удовольствия[3]. Эта ситуация является травматическим фактором, и страх может быть как ее прямым следствие, так и предвосхищением возможного ее повторения.
Соответственно любой страх является внешней ситуацией опасности, которая содержит травматический фактор. Основываясь на этом, З.Фрейд выделял два вида страха — реальный и невротический. Реальный страх вызван непосредственно ситуацией опасности. Невротический страх — такое его развитие, когда внешний страх подвергается вытеснению вследствие слабости «Я» и дает невротической цепочке.
По З.Фрейду, в процессе развития существуют естественные возрастные ситуации опасности, вызывающие естественные невротические страхи. Младенцу соответствует опасность психической беспомощности, раннему возрасту соответствует опасность потери объекта любви, фаллической фазе — страх кастрации и страх перед сверх — Я — латентному периоду[3].
В рамках неопсихоанализа психоаналитические представления наполнялись социально-культурным содержанием. Одна из основных концепций детского страха в этом направлении связана с работами Г.С.Сатливена. основной его особенностью теории является представление о том, что переживание страха и тревоги различны по своей природе. Страх рождается из ощущения угрозы физико-химическим потребностям, необходимым для поддержания жизни. Тревога не имеет отношения к физико-химическим потребностям, а рождается из интерперсональных отношений.
Особенности страхов детей старшего дошкольного возраста
... В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ……………………… 5 1.1. Страх, как понятие в психологии …………………… 5 1.2. Особенности проявления страхов детей старшего дошкольного возраста……………………………… 11 1.3. Коррекция страхов детей старшего дошкольного возраста.……………………………………………… 16 Выводы ...
В самом начале развития, в младенчестве, напряжение тревоги возникает из-за тревоги, переживаемой материнской фигурой, т.е. взрослым человеком, от содействия которого зависит выживание младенца. Здесь необходимо упомянуть одно из базовых положений Г.С.Саливена: напряжение тревоги, переживаемое материнской фигурой. вызывает тревогу у младенца путем эмпатии. Например, у младенца возникает страх, когда «плач от голода» не вызывает реакции — кормление (удовлетворение физико-химической потребности) [9]. Тревога же возникает, когда кормление (или любая забота) сопровождается тревогой матери. Из этого следует, что между страхами и тревогой существует ряд существенных различий. Вследствие возрастающей потребности дети приобретают определенную специфику страха: появляются страхи, связанные с неудовлетворением разных потребностей («страх от голода», «страх от холода» и т.п.).
Тревога же возникает, по причине локализации эмоций человека. Эмоция страха возникает в результате ответа на действие угрожающего стимула. Ее осознание формируется в процессе жизненного опыта и межличностных отношений, когда некоторые индивидуальные для человека раздражители постепенно приобретают характер угрожающих воздействий[11]. В этих случаях говорят о проявлении травмирующего опыта, психологическим заряжением страха от окружающих лиц и непроизвольном обучении с их стороны соответствующему типу эмоциональных реакций.
Все это дает основание говорить об условно-рефлекторной мотивации страха, т.к. в нем заложена эмоционально переработанная информация о возможности опасности. Само же чувство страха проявляется непроизвольно, помимо воли, сопровождаясь выраженным чувством волнения, беспокойства или ужаса.
По мнению К.Изарда необходимо различать страх тревогу, хотя ключевой эмоцией при тревоге является страх.
Страх — это эмоциональное состояние, отражающее защитную биологическую реакцию человека или животного при переживании или реальной или мнимой опасности для здоровья и благополучия[3].
Следовательно, для человека как социального существа страх часть становится препятствием для достижения поставленных им целей.
Итак, можно отметить, что в зарубежной психологии исследования, связанные со спецификой детских страхов, велись в основном в рамках психоаналитических направлений. Страх, как любая базовая эмоция, может варьировать в своей интенсивности, соответственно в тревоге он может быть выражен слабо, умеренно или сильно.
В отечественной психологии изучение страха у детей велось в рамках концепции неврозов и невротического развития личности. В данном случае авторы не создавали собственные целостные концепции детского страха, а в рамках своих задач вносили ряд существенных замечаний, связанных со спецификой детского страха.
Так, Н.С. Жуковская пишет о неврозе страха как о группе реактивных (психогенных) состояний с ведущим синдромом страхов. В.А. Гурьева выделяет невроз страха, развившейся из острой аффективно-шоковой реакции и возникающей постепенно, под влиянием травмирующей ситуации. Первый характеризуется паническим страхом, а второй — страхами, носящими навязчивый характер. Т.П.Симсон отмечает высокое значение фактора неожиданности для возникновения детских страхов. Она заявляет, что любое явление, если но возникло неожиданно, может стать источником страха[25].
РОЛЬ СКАЗОК В КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
... Тексты /Под ред. В.К.Вилюнаса, Ю.Б.Гиппенрейтер. - М.: МГУ, 1984. 41. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия. - СПб.: Речь, 2004. - 432 с. 42. Риман, Ф. Основные формы страха: ... например в случаях, когда страх перерос в фобию невротическое расстройство». Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувства страха. Беспокойство, тревога, страх такие же неотъемлемые ...
Вышеприведенные и другие авторы данного направления. говоря о детском страхе, в первую очередь описывали клиническую картину «невроза страха», его классификация определяет небольшое количество места его возрастным особенностям. Однако в отечественной психологии существует ряд исследований, уделяющих большое внимание страху в дошкольном возрасте.
В.И.Гарбузов разработал концепцию невроза у детей. Анализируя специфику детских страхов, он отмечал, что за всеми страхами ребенка стоит несознаваемый или осознаваемый трах смерти. Страх смерти естественен для человека. Это страх — корень всех страхов. Ребенок может бояться Бабы Яги. волка и чужого дяди, бояться многих объектов, лишь множество ночных страхов, но за ним и стоит одно — страх смерти[16].
А.И. Захаров рассматривал страх в детском возрасте как основную движущую силу невротического развития личности. Дошкольному возрасту, по его мнению, соответствуют инстинктивные страхи, выступающие главным образок в виде триады «темнота одиночество — замкнутое пространство».
Проводя анализ взглядов различных авторов на особенности содержания страха в детском возрасте, необходимо отметить следующее.
В психологических исследованиях представлен достаточно широкий спектр взглядов 3а специфику страха в дошкольном возрасте. Описывая существование у детей страха, связанно с мифологочностью мышления — страха различных мифологических персонажей, которые могут являться надстройкой над всеми остальными детскими страхами и которые связаны с культурно-историческим развитием общества[3].
Часто тревожность принимают за страх. Это действительно близкие состояния, но все же разные. Если для возникновения тревоги часто ……..
Список использованных источников
1.Белая К.Ю. Сказка в детском саду [Текст] / К.Ю.Белая, Л.М.Денякина // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. — 2008. — № 5. 178 с.
2.Беляускайте Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка [Текст] / Р.Ф. Беляускайте // Обруч. — 2009. — № 10. — 147 с.
3.Большой толковый психологический словарь [Текст]: словарь-справочник / под ред.Ребер Артур. — М.: АСТ,Вече, 2001. — 959 с.
4. Брусиловский Л.С. Музыкотерапия: Руководство по психотерапии [Текст] / Л.С. Брусиловский. — М.: Академия, 2007. — 318 с.
5.Вачков И.В. Развитие самосознания через психологическую сказку [Текст] / И.В. Вачков. — М.: Ось-89, 2007. — 234 с.
6.Добровольская Т.А. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании [Текст]: учебник для вузов / Т.А. Добровольская, Л.Н. Комиссарова, И.Ю. Левченко, Е.А. Медведева. — М.: Академия, 2008 — 256 с.
7.Дубровина И.В. Тревога как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации [Текст ] / И.В. Дубровина, В.И. Гарбузова, Е.В. Ковалева // Ребенок в ДОУ. — 2006. — № 7. — 163 с.
8.Жукова И.С. Музыкотерапия в ДОУ [Текст] / И.С. Жукова, О.А. Шапиро // Справочник музыкального руководителя. — 2012. — №1. — 95 с.
Копия 2 распр.нарушения у детей
... среды. Для них характерны многочисленные страхи, стереотипные движения, импульсивность, манерность, симбиотическая связь с матерью. Их речь, как правило, односложна. Среди детей, страдающих аутизмом, эта группа является ... новые незнакомые вещи. Иногда у них возникают реакции неадекватного страха на обычные объекты и ситуации (ребенок боится кусочка меха, разлитого клея и др.). Основными клиническими ...
9. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии [Текст] / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. — С-Пб.: Речь, 2004. — 203 с..
10.Ильина В.М. Народные сказки глазами детей [Текст] / В.М.Ильина, Г.Д.Егоров, К.В.Тарасов // Воспитание дошкольника. — 2008. — №10. — 119 с.
11.Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми [Текст] / М.В. Киселева. — СПб.: Речь, 2008. — 160 с..
12. Копытин А.И. Системная терапия [Текст] / А.И. Копытин. — СПб.: Питер, 2006. — 324 с.
13.Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников:методические рекомендации для психокоррекционной работы [Текст] / Л.Д.Короткова // Справочник музыкального руководителя. — 2012. — № 3. — 107 с.
14.Краева А.О. Сказка-детям [Текст] / А.О.Краева, В.А.Деркунская // Справочник музыкального руководителя. — 2012 — № 2. — 94 с.
15.Кузина В.М. Арт-терапия в работе с детьми [Текст] / В.М. Кузина, Г.Р. Искандарова // Музыкальный руководитель. — 2008. — № 6. — 102 с.
16.Мамайчук И.И. Играем в сказку [Текст] / И.И.Мамайчук, Т.Р.Наумова // Обруч. — 2009, — № 7. — 68 с.
17.Основы сказкотерапии [электронный ресурс]. //http//: www/ vachkov.skazki
18.Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия [Текст] / В.И. Петрушин. — М.: ООО «Издательство Астрель», 2009. — 316 с.
19.Практикум по арт-терапии [Текст]: Учеб. пособие / под редакцией А.И. Копытина. — СПб, 2007. — 380 с.
20.Стрелкова Л.К. Поиграем в забавные сказки [Текст] / Л.К.Стрелкова. — СПб.: Речь, 2009. — 176 с.
21. Тарасова К.В. Сказкотерапия для детей [Текст] / К.В.Тарасова, В.Е.Симукова // Музыкальный руководитель. — 2010. — № 6. — 105 с.
22.Тарефьев Т.В. Преодоление страхов у детей [Текст] / Т.В.Тарефьев // Дошкольное воспитание. — 2009. — №9. — 97 с.
23.Татаринцева.А.С. Детские страхи [Текст] / А.С.Татаринцева. — Спб.: Речь, 2007. — 176 с.
24.Шилова К.Л. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи [Текст] / К.Л.Шилова, Г.Т.Эберлейн. — Спб.: Речь, 2007. — 328 с.
25.Шорохова О.А. Играем в сказку [Текст] / О.А.Шорохова. — М.:Сфера, 2009. — 129 с.
26.Юрчук В.В. Как ускорить процесс понимания сказки [Текст] / В.В.Юрчук, Н.Г.Яковлева // Дошкольное воспитание. — 2007. — №5. — 156 с.