Содержание
- Введение
- Глава 1. Теоретический анализ гендерных особенностей самосознания у подростков
-
- 1.1 Понятие «самосознание»
- 1.2 Гендерное самосознание
- 1.3 Гендерные особенности самосознания юношей и девушек в подростковом возрасте
- Глава 2. Эмпирическое изучение особенностей гендерного самосознания у подростков
-
- 2.1 Методика диагностики
- 2.2 Проведение и интерпретация диагностики
- Заключение
- Литература
- Приложения
Введение Личность является категорией половой принадлежности. По мнению Н.Н. Куинджи, «никакие новые педагогические технологии неспособны формировать личность ребенка средствами «бесполой» педагогики, поскольку нормальная личность формируется на базе конкретной половой принадлежности» [18, с.17] На взгляд психологов, гендер должен быть интегрирован в каждый шаг процесса воспитания и обучения, что позволит улучшить качество существующего образования. Невнимание к проблеме поло-ролевой идентификации и социализации в целом обернулось многими проблемами для современного общества.
Результаты «бесполой» педагогики и психологии не заставили себя ждать: мальчики оказываются недостаточно эмоционально устойчивыми, решительными, сильными, а у девочек обнаруживается нехватка нежности, скромности, мягкости, терпимости. Это является одним из факторов кризиса современной семьи, ведет к возрастанию психосоматических заболеваний и общей невротизации. Современные исследователи все чаще обращают свое внимание именно на проблему половой и гендерной идентичности, как на одну из базовых структур личности. Изучение личности не заканчивается изучением ее психических свойств темперамента, мотивов, способностей, характера. Завершающий этап — изучение самосознания личности. Основываясь на самосознании происходит организация и регуляция жизнедеятельности человека. Самосознание человека с неизбежностью возникают на стадии проверки правильности даваемых человеком ответов: действительно ли я такой, как о себе думаю? правда ли, что окружающий меня мир и смысл моей жизни именно таковы, как мне сейчас представляются? Проблема самосознания в современной психологии имеет множество аспектов и уровней исследования (социологический, философский, психологический).
Такая многослойность обусловлена, тем обстоятельством что в своих многообразных взаимоотношениях с миром человек выступает для себя точкой отсчета не только своих действий, мыслей и переживаний, но и других людей и ситуаций в целом. Тенденция нарастания интереса к данной проблеме прослеживается как в зарубежной, так и в отечественной психологии. Анализу и особенностям самосознания посвящено множество исследований (И.С. Кон, В.С. Мухина, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин, И.И. Чеснокова, К. Хорни, Э. Эриксон, В.А. Ядов и др.).
Понятие личности. Аспекты научного изучения личности
... человека (социальная психология личности). Сосредотачиваясь на интрапсихическом компоненте личности, Л. и Д. Зиглер выделяют следующие аспекты ее научного изучения: • структура личности - это стабильные ... А. Маклакова, А.А. Реан, Н.В. Бордовской, В.Сластенина. 1. Понятие личности. Аспекты научного изучения личности Личность - система социально значимых качеств индивида, мера овладения ...
Гендерное самосознание изучается в контексте исследования гендерных отношений (И.С. Клецина), гендерных характеристик образа Я (Л.Н. Ожигова, Н.Н.Лупенко, И.Ю. Шилов, Н.Ю. Рымарев), в контексте исследования гендерных стереотипов как элементов самосознания (Р.Г. Гаджиева), психологических различий между полами (И.В. Грошев, Т.В. Бендас), исследования особенностей психологического пола на разных возрастных этапах (В.В. Абраменкова).
Развиваются исследования женской психологии (Е.А. Здравомыслова, А.А. Темкина), социально-психологических особенностей женщин в профессиональной деятельности (М.В. Сафонова, А.В. Чернобровкина).
Среди понятий, используемых для изучения структурно — содержательной специфики личности, наиболее часто используется понятие гендерной идентичности (Л.Н. Ожигова, Л.Б. Шнейдер), при этом акцентируется внимание на эмоционально-ценностном отношении к гендерной принадлежности, без исследований иерархии и когнитивной сложности представлений об этой принадлежности. Поэтому тема курсовой работы — «Гендерные особенности самосознания в подростковом возрасте» — является актуальной. Цель курсовой работы — изучение гендерных особенностей самосознания у детей подросткового возраста. Объект курсовой работы — учащиеся подросткового возраста. Предмет курсовой работы — развитие гендерного самосознания в подростковом возрасте. Задачи курсовой работы: — изучить сущность понятия «самосознание»; — дать современное понимание гендерному самосознанию; — охарактеризовать гендерное самосознание в подростковом возрасте; — провести и проанализировать диагностику гендерного самосознания у учащихся подросткового возраста. Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Глава 1. Теоретический анализ гендерных особенностей самосознания у подростков
1.1 Понятие «самосознание»
Самосознание — это, прежде всего процесс, с помощью которого человек познает себя и относится к самому себе. Самосознание характеризуется также своим продуктом — представлением о себе, Я-образом или Я-концепцией (следует отметить, что представление о себе, «Я-образ», «Я-концепция» в данном контексте используются как синонимы).
Р. Бернс определяет понятие «Я-концепция» как «совокупность всех представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом «Я» или картиной «Я». Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем» [11].
«Я-концепция» играет, по существу, троякую роль:
1) она способствует достижению внутренней согласованности личности, необходимой для психического благополучия;
2) определяет интерпретацию опыта
3) является источником ожиданий по отношению к другим людям.
Самосознание личности — это совокупность ее представлений о себе, выражающейся в «концепции — «Я» и оценка личностью этих представлений — самооценка [1, с.
6 стр., 2854 слов
Психологический анализ самосознания личности
... литературы Объект исследования: самосознание личности Предмет исследования: самосознание личности студентов? А что Вы еще в самосознание изучаете, укажите! Цель: Провести сравнительный анализ самосознания личности Задача: Изучить ... с успехами другого разочаровывается с себе. Самосознание личности в различных его проявлениях результат развития и становления личности в условиях, которые по-разному ...
68].
Цель развития самосознания состоит в осознании личностью своего «Я», своей отдельности от других людей, что находит свое выражение в растущей самостоятельности и независимости субъекта.
Самосознание повышает эффективность деятельности, однако оно способствует появлению рассогласования между реальным поведением и Я — концепцией. Если их невозможно устранить путем предметной деятельности, то включаются механизмы психологической самозащиты делающие это рассогласование более терпимым. Защитные механизмы могут обнаруживаться в любом поведении [13].
Согласно современным представлениям «Я-концепция» включает: 1) когнитивную, 2) оценочную и 3) поведенческую составляющие [8, с. 211].
1. Когнитивная составляющая — это знания и представления о себе (о своих физических свойствах, способностях, качествах и пр.) — «Я-образ». «Психологически «Я-образ» формируется с эмоционального (положительного или отрицательного) отношения к людям и с изъявления своей воли («Я хочу», «Я сам»), которая выступает как конкретная потребность ребенка» [12, с. 52]. «Я-образ» включает: «Я-реальное» (какой я на самом деле); «Я — идеальное» (каким я хотел бы быть); «Я-зеркальное» (как меня воспринимают другие) или, например, у К. Хорни «Я-фантастическое» (каким мог быть, если было бы возможно).
Человек стремится приблизить реальное «Я» к идеальному. Если же преобладает фантастическое «Я», то сознание и деятельность личности дезорганизуются и выход из невротического конфликта возможен только через осознание личностью своего реального «Я».
2. Оценочная составляющая выражает отношение человека к себе в целом и к своим отдельным качествам. Это отношение проявляется в форме непосредственной эмоциональной реакции или оценочного суждения. Адекватное отношение к себе выступает в форме самоуважения, гордости, требовательности к себе, совести, чувства долга и выражается в самооценке. Самооценка может быть адекватной (совпадающей с реальной) или неадекватной, которая в свою очередь, может быть завышенной или заниженной. Самооценка может быть устойчивой и неустойчивой. Желаемая самооценка называется уровнем притязаний. Он проявляется в трудности целей, задач, которые человек выбирает, и повышается при успехе деятельности. Для полноценного самочувствия человеку необходимо самоуважение. Согласно У. Джеймсу самоуважение находится в прямой зависимости от успеха и в обратной — от уровня притязаний [8, с. 211].
При отсутствии успеха человек вынужден снижать уровень притязаний.
3.
Поведенческая составляющая — саморегулирование поведения личности. Адекватные когнитивная и оценочная составляющие формируют и адекватное поведение. Саморегуляция поведения имеет две формы: управление конкретным поведением и планирование, которое является основой самовоспитания.
В структуре самосознания Л.Д. Столяренко выделяет 4 уровня [19, с. 85]:
* непосредственно-чувственный уровень — самоощущение, самопереживание психосоматических процессов в организме и собственных желаний, переживаний, состояний психики, в результате достигается простейшая самоидентификация личности; .
* целостно-образный, личностный уровень — осознание себя как деятельного начала, проявляется как самопереживание, самоактуализация, отрицательная и положительная идентификация и поддержание аутоидентичности своего «Я»;
* рефлексивный, интеллектуально-аналитический уровень — осознание личностью содержания собственных мыслительных процессов личности, в результате возможно самонаблюдение, самоосмысление, самоанализ, саморефлексия;
* целенаправленно-деятельный уровень — своеобразный синтез трех рассмотренных уровней, в результате выполняются регулятивно-поведенческие и мотивационные функции через многочисленные формы самоконтроля, самоорганизации, саморегламентации, самовоспитания, самоусовершенствования, самооценки, самокритики, самопознания, самовыражения.
Информационное наполнение структур самосознания связано с двумя механизмами его деятельности: уподоблением, отождествлением себя с кем-то или чем-то («самоидентификация») и интеллектуальным анализом своего «Я» (рефлексия и саморефлексия).
Главная функция самосознания — сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле, оценить себя. Если оценка окажется неудовлетворительной, человек может заняться либо самосовершенствованием, либо при помощи защитных механизмов устранить из сознания эти неприятные сведения [15, с. 31].
Психологическим механизмом самопознания выступает рефлексия (логическая — в сфере мышления, личностная — в сфере самосознания).
16 стр., 7732 слов
Профилактика агрессивности детей в современной семье
... уровень образования, более агрессивны по отношению к детям, при этом формы их насилия своеобразны. В современном обществе во многих семьях, ... точки зрения абсолютно бесперспективно. Различные общественные формы деятельности человека детерминированы отнюдь не его биологической сущностью. ... в индивидуальной психологии людей, в субъективном мире личности.[16] Теории побуждения предполагают, что источником ...
К развитию рефлексии ведут «самонаблюдение, соотнесение, самоанализ» [26]
Г.А. Галицын считает, что суть рефлексии — в изменении средств и оснований деятельности с целью управления состоянием, его оптимизации, лучшего и более полного достижения цели [6, с. 65].
Самосознание, по мнению Б.Г. Ананьева, является неотъемлимым компонентом психологической структуры личности и развивается вместе с ней от низшего к высшему уровню своей организации, что выражается в самооценке личности [6, с. 66].
В.В. Столин выделяет следующие структурные компоненты развития самосознания [1, с. 68]:
1. Принятие точки зрения другого на себя (прямое усвоение или опосредованное, другой точки зрения).
В процессе принятия точки зрения других важно и оценить себя, опираясь на отношение других людей. Это
а) ценности, параметры оценок и самооценок, нормы;
б) образ самого себя, как носителя определенных способностей и качеств;
в) отношение к себе родителей, выражаемое ими посредством эмоциональных и когнитивных оценок;
г) самооценки самих родителей, т.е. самооценка родителей или одного из них может стать самооценкой ребенка;
д) способ регуляции поведения ребенка родителями и другими взрослыми, который становится способом саморегуляции.
2. Прямое и косвенное внушение ребенку со стороны родителей, как способы усвоения ребенком, транслируемых ему оценок, норм, стандартов, способов поведения и т.д.
3. Трансляция ребенку со стороны родителей конкретных оценок, стандартов, что формирует у ребенка уровень ожиданий и уровень притязаний.
Родители всегда вооружают ребенка его конкретными оценками, целями поведения, идеалами, планами, стандартами исполнения действий. Если все они реалистичны, то достигая их, он повышает и свою самооценку, свой уровень притязаний, формируя тем самым позитивную «Я»-концепцию.
4. Система контроля за ребенком.
Речь идет о влиянии системы контроля за ребенком, стиля воспитания, избираемого родителями на «Я»-концепцию ребенка. Контроль над поведением ребенка может осуществляться либо по линии предоставления автономии ребенку, либо по линии жесткого контроля. Сам контроль осуществляется двумя способами: либо поддержанием страха перед наказанием, либо вызыванием чувства вины или стыда. Контроль может быть абсолютно последовательным, либо случайным и непредсказуемым. С точки зрения формирующегося самосознания важно отдавать себе отчет, как система контроля, используемая родителями, трансформируется в систему самоконтроля за поведением у самого ребенка.
5. Система межкомплиментарных отношений (система трансакций по Э. Берну).
Речь идет о характере отношений, складывающихся между родителями и ребенком, которые могут предполагать:
а) равенство общающихся;
б) функциональное неравенство, т.е. неравенство, задаваемое ситуацией, статусами общающихся и т.п.;
в) систему трансакций — действий субъекта, направленных на другого с целью вызвать в нем желаемое субъектом состояние и поведение (трансакции по Э. Берну).
Чаще всего отношения между родителями предполагают функциональное неравенство, но с возрастом они могут меняться на равноправные.
6. Семейная идентичность, т.е. вовлечение ребенка в реальные взаимоотношения в семье.
Речь идет о роли семьи в формировании самосознания ребенка. В первую очередь следует охарактеризовать так называемую семейную идентичность, т.е. совокупность представлений, планов, взаимообязанностей, намерений и проч., которые создают семейное «МЫ». Именно оно, это семейное «МЫ» входит в содержание индивидуального «Я» ребенка. Кроме того, самосознание ребенка будет определяться и психологической структурой семьи, т. е. теми требованиями, предъявляемых членами семьи друг к другу. Семьи различаются на:
Семьи с жесткими непроходимыми границами между ее членами. Родители чаще всего ничего не знают о жизни ребенка, и только какое-то драматическое событие может активизировать внутрисемейное общение. Такая структура — барьер на пути формирования у ребенка семейной идентичности. Ребенок как бы исключается из семьи;
Семьи с диффузными, спутанными границами (псевдовзаимные семьи).
19 стр., 9224 слов
Методики социальной работы с семьей ребенка с особенностями психофизического ...
... этой проблемы можно обеспечить реабилитацию и интеграцию в общество детей с особенностями психофизического развития. Семья ребенка с особенностями в развитии, как конкретная категория, подлежащая комплексной социальной защите, исследована крайне ...
В них поощряется выражение только теплых, любящих, поддерживающих чувств, а враждебность, гнев, раздражение и другие негативные чувства всячески скрываются и подавляются. Такая недифференцированная семейная структура создает у ребенка трудности в самоопределении, в формировании его «Я», развитии самостоятельности.
7. Механизм идентификации
Идентификация — уподобление себя в форме переживаний и действий другому лицу. Идентификация — это и механизм формирования установок личности, и механизм психологической защиты.
«Я-концепция» формируется в процессе деятельности и общения с другими людьми. Каждая составляющая формируется на двух уровнях:
1) «Я»-«другие» (по сравнению с другими людьми складываются знания о себе, самооценка и поведение),
2) «Я»-«Я» (по сравнению с собой).
10 стр., 4865 слов
ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕВОЧЕК-ПОДРОСТКОВ
... диагностическое исследование; 5) Описать возможности профилактики и реабилитации агрессивного поведения у девочек-подростков; 6) Сделать необходимые выводы. Теоретической основой данной ... противоправном) и криминальном (преступном) поведении. Подростковый возраст представляет собой группу повышенного риска в отношении развития девиантного поведения. Во-первых, сказываются внутренние трудности ...
Самосознание — поздний продукт развития. Этапы формирования самосознания совпадают с этапами психического развития ребенка — становления его интеллектуальной и личностной сфер, которые разворачиваются от рождения по подростковый период включительно.
Первый этап связан с формированием у младенца схемы тела — субъективного образа взаимного положения состояния движения частей тела в пространстве. Этот образ формируется на основе информации о положении тела и его частей в пространстве (проприоцептивной информации) и о состоянии движения органов (кинестетической информации).
Второй этап — начало ходьбы. При этом существенно не столько техника овладения, сколько изменения во взаимоотношениях ребенка с окружающими людьми. Относительная автономность ребенка в его передвижении порождает некоторую самостоятельность ребенка по отношению к другим людям. С осознанием этого объективного факта связано первое представление ребенка о своем «Я».
Третий этап связан с формирующейся у ребенка полоролевой идентичностью, т.е. отнесение себя к полу и осознание содержания половой роли. Ведущим механизмом усвоения половой роли является идентификация, т.е. уподобление себя в форме переживаний и действий другому лицу.
Четвертый этап — овладение ребенком речью. Овладевая речью, из состояния объекта воздействий окружающих ребенок переходит в состояние субъекта своих воздействий на них.
Развитие самосознания человека неразрывно связано с процессом самопознания, как процесса наполнения самосознания содержанием, связывающим человека с другими людьми, с культурой и обществом в целом; процесс, происходящий внутри реального общения и благодаря ему, в рамках жизнедеятельности субъекта и его специфической деятельности.
Феномены самопознания касаются вопроса о том, как происходит самопознание, в том числе и того, что уже усвоено или присвоено, превращено в «Я» субъекта и в его личность, и какие формы приобретают результаты этого процесса в самосознании.
1.2 Гендерное самосознание
Понятие «гендер» в психологии и сексологии означает любые психологические или поведенческие свойства, которые представляются маскулинностью и фемининностью и отличают мужчин от женщин. Т.е. в контексте гендера описывается какие психологические качества присущи женскому и мужскому полу, какое поведение считается нормальным, сомнительным или отклоняющимся от нормы для мужчин и женщин, как пол влияет на социальное положение, личный, социальный и правовой статус личности, на социальные взаимоотношения.
В последнее время в науке принято четко разграничивать конституциональные и социокультурные аспекты в различении мужского и женского, связывая их с понятиями пола и гендера [7]. Термин «пол» описывает биологические различия между людьми, определяемые генетическими особенностями строения клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями. Термин — «гендер» указывает на социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом и сексуальностью, но возникают во взаимодействии с другими людьми [16, с.15]. Хотя индивидуальные различия, как среди мужчин, так и среди женщин все же превосходят гендерные, социальные психологи выявили тот факт, что психологические различия все же имеют место. Таким образом, принадлежать к мужскому полу — это одно, а быть мужчиной — другое; одно дело — принадлежать к женскому полу, и совсем другое — быть женщиной.
Гендер конструируется через определенную систему социализации, разделения труда и принятые в обществе культурные нормы, роли и стереотипы. Принятые в обществе гендерные нормы и стереотипы в определенной степени определяют психологические качества (поощряя одни и негативно оценивая другие), способности, виды деятельности, профессии людей в зависимости от их биологического пола. Люди не рождаются мужчинами или женщинами, а становятся ими в зависимости от социокультурного контекста. Современные исследователи считают, что следует говорить не о гендере, а о гендерах, подчеркивая то, что понятия «быть женщиной» и «быть мужчиной» различны для разных этнических, религиозных, расовых групп, для разных социальных слоев, для разных поколений.
Смешение половых и гендерных характеристик, по замечанию И.С. Кпециной, «приводит к тому, что к характеристикам мужественности и женственности одновременно относят и психофизиологические, и социокультурные аспекты психологических различий, тогда как в ситуациях реального взаимодействия между собой люди редко связывают биологические особенности своего организма с гендерными характеристиками» [16, с.16].
В то время как далеко не все психологические различия между мужчинами и женщинами тесно связаны с биологическими, а пол и гендер — не взаимодополняющие категории, социальные конструкты человеческой сексуальности.
Гендерное самосознание является системой, элементами которой выступают, помимо гендерной идентичности, представления о собственном соответствии моделям феминности и маскулинности, оценка подобного соответствия и готовность поступать в плане создания собственной модели поведения.
Гендерное самосознание — это разновидность социального самосознания, которое обладает такими же признаками, как национальное или классовое самосознание.
Гендерное самосознание можно представить как систему, в которой имеются различные структурные элементы. Во-первых, когнитивный (представления о собственном соответствии или несоответствии той или иной модели маскулинности или феминности), эмоциональный (оценка подобного соответствия или несоответствия) и волевой (то есть готовности поступать в соответствии с имеющимися в данном обществе моделями гендерного поведения).
7 стр., 3148 слов
Копия 2 распр.нарушения у детей
... четвертой групп. Большинство авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно‑двигательной ... определять развитию мышечного, осязательного, зрительно‑осязательного восприятия. Если целостное восприятие у ребенка достаточно развито, можно проводить занятия по развитию других психических функций ( ...
Во-вторых, необходимо различать статистический компонент гендерной идентичности («идентичность-состояние») и динамический («идентичность-процесс»).
Феминность и маскулинность — две основные формы гендерного самосознания, которые состоят в осмыслении принадлежности к определенному гендерному типу, в конструировании определенной гендерной идеологии и в презентации ее в многообразных видах социальной деятельности. Феминность определяется как социальный конструкт, надстраиваемый обществом над биологическим полом; на индивидуальном уровне гендерное самосознание выступает как акт гендерного самовосприятия, вне жесткой связи с физиологическим полом, хотя общепринятая трактовка «феминности» имеет в виду, что именно особь женского пола готова принять на себя роли и обязанности, традиционно связанные с ее полом.
Исследования С. Бем позволили провести классификацию гендеров, в основе которых лежит демонстрация маскулинности и феминности мужчинами и женщинами. Соответственно данной классификации можно рассуждать о восьми гендерных типах, по четыре для мужчин и женщин.
Маскулинный тип (высокая маскулинность — низкая феминность).
16 стр., 7796 слов
Социально-психологические аспекты развития самосознания подростков
... числу относится проблема социально-психологических аспектов развития самосознания подростков. Объект исследования - развитие самосознания подростков. Предмет исследования – факторы, влияющие на развитие самосознания подростков. Развитие самосознания подростков будет эффективно, если: - рассмотрены понятия и сущность ...
Маскулинные мужчины нечувствительны, энергичны, честолюбивы и свободолюбивы. Маскулинные женщины обладают сильной волей, склонны соперничать с мужчинами и претендовать на их место в профессии, социуме, сексе и т.д.
Феминный гендерный тип (высокая феминность — низкая маскулинность).
Феминные мужчины чувствительны, ценят человеческие отношения и творческие достижения, нередко принадлежат к миру искусства. Феминные женщины отличаются покорностью, верностью, заботливостью, нежностью.
Высокий уровень андрогинии (высокая феминность — высокая маскулинность).
Андрогинные мужчины сочетают в себе продуктивность и чувствительность, нередко выбирая гуманные профессии врача, педагога. Андрогинные женщины способны осуществлять вполне мужские задачи, используя женские средства (гибкость, коммуникабельность).
Низкий уровень андрогинии (низкие маскулинность и феминность).
Недифференцированные мужчины и женщины характеризуются скорее недостатком либидо (половое влечение) в широком смысле слова и страдают от нехватки жизненных сил.
В каждом конкретном классе есть девочки и …девочки. Мальчики и … мальчики. Стремящиеся к успеху, уверенные и смелые, открытые и решительные, спокойные, оптимистичные и робкие, чувствительные к наказанию, тревожные и озабоченные, раздражительные и недоверчивые дети существенно различаются в зависимости от их половой идентичности.
Маскулинные девочки и мальчики ценят авторитет силы и независимость поведения, ориентированы на высокие индивидуальные достижения, отстаивают свое мнение любыми доступными для них способами, в том числе и агрессивными действиями, предпочитают лидирующие позиции. Им присущ независимо-соревновательный стиль поведения, авторитарный характер взаимоотношений со сверстниками.
Феминные дети демонстрируют эмоционально-экспрессивный стиль поведения, связанный с зависимым, подчиненным поведением, осторожностью, отказом от собственной инициативы и самостоятельности, ориентированностью на других. В совместной деятельности, как правило, являются ведомыми, их инициатива минимальна.
Способы поведения и контакты андрогинных детей — самые многочисленные и разнообразные. Для них характерны не привязанность к традиционным нормам, а направленность на реальное осмысление ситуации, самостоятельное преодоление трудностей. Им присуща высокая социальная активность. Их маскулинные и феминные качества носят конструктивный характер (защита, помощь).
Им присущи настойчивость, самостоятельность в принятии решения, высокий уровень реальных достижений, что может служить подтверждением их личностного благополучия.
Недифференцированные дети отвергают как мужской, так и женский стиль поведения, характеризуются отсутствием каких-либо полоролевых ориентиров, а также эмоциональным отвержением всех видов деятельности. Пассивность, низкие реальные достижения, отсутствие социального принятия в коллективе сверстников и ответное избегание контактов — таковы основные характеристики таких школьников.
1.3 Гендерные особенности самосознания юношей и девушек в подростковом возрасте
Подростковый возраст представляет особый этап в развитии личности. Границы подросткового возраста однозначно не определены в психологической литературе и зависят от представлений исследователей о критериях, лежащих в основе психического онтогенеза. Современные источники относят нижнюю границу подросткового возраста к 10 годам, выделяют младший подростковый возраст (10, 11-14 лет) и старший подростковый возраст (14-16).
В исследованиях различных авторов, посвященных психологии подростка отмечается, что подростковый период развития является переломным, критическим (Л.С. Божович, 1981, 1997; Э. Эриксон, 1996; А.Е. Личко, 1997).
Характерными для подросткового возраста новообразованиями являются «чувство взрослости», а также развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как личности, к своим возможностям и способностям [2, с. 10]
Каждый возрастной этап характеризуется совокупностью специфических закономерностей развития — основными достижениями, сопутствующими образованиями и новообразованиями, определяющими особенности конкретной ступени психического развития, в том числе особенности развития самосознания.
Примерно в 11-12 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания. Подросток открывает для себя свой внутренний мир. Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, личностные черты, поступки, анализируются им пристрастно. Подросток хочет понять, какой он есть на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть. Познать себя ему помогают друзья, в которых он смотрится как в зеркало, в поисках сходства, и отчасти близкие взрослые. Познание себя приводит к формированию когнитивного (познавательного) компонента «Я-концепции».
Становление психосоциальной идентичности, лежащее в основе феномена подросткового самосознания, включает три основные задачи развития:
1) осознание временной протяженности собственного «Я», включающей детское прошлое и определяющей проекцию себя в будущее;
2) осознание себя как отличного от интериоризованных родительских образов;
3) осуществление системы выборов, которые обеспечивают цельность личности (в основном речь идет о выборе профессии, половой поляризации и идеологических установках) [3, с. 235].
Гендерное самосознание — это интегральная характеристика человека, включающая в себя «образ-Я», «Я-концепцию», гендерные стереотипы, гендерные установки (аттитюды), гендерное поведение, гендерную самооценку и гендерные (социополовые) роли.
Новообразованием критической фазы подросткового возраста, ярким свидетельством того, что отрочество началось, является так называемое «чувство взрослости» — особая форма отроческого самосознания. Через чувство взрослости подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность.
Взрослость по отношению к себе проявляется у подростка в том, что он стремится перенять формы взрослого поведения, иногда с аддитивными привычками (курение, употребление малоалкогольных и сильноалкогольных напитков, нецензурная брань и пр.).
Но более всего подросток стремится изменить самого себя — стать взрослым. Поэтому он усиленно начинает заниматься самообразованием и самовоспитанием. Особенно ярко это проявляется в желании стать внешне похожим на взрослых — так же одеваться, использовать косметику. Девочки-подростки, стремясь походить на топ-моделей, начинают носить обувь на высоком каблуке, делают экстравагантные прически, одеваются по моде, причем в крайнем ее выражении. Мальчики хотят быть физически сильными и развитыми.
Важным содержанием самосознания подростка является образ его физического «Я» — представление о своем телесном облике. В образе своего физического «Я» более полно представлены те детали, которые являются результатом непосредственного самонаблюдения. Для подростка оказывается более трудной оценка собственного телосложения и лица как сложных комплексов, требующих учета соотношения всех элементов, одновременной оценки их величины, формы и взаимоположения. Такого рода оценка легче производится при восприятии другого человека [2, с. 20]. Процесс развития приводит подростков к концентрации на физических аспектах своего «Я». Схема тела не всегда объективна, а иногда даже полностью противоположна мнению окружающих.
Актуальным становится сравнение и оценка себя с точки зрения эталонов «мужественности» и «женственности». Не случайно, среди подростковых хобби “телесные” увлечения занимают одно из центральных мест. Мальчики начинают заниматься различными видами спорта. Главную привлекательность этих занятий составляет возможность укрепления своей физической силы, приобретение «мужественного» облика. С той же целью девочки увлекаются ритмической гимнастикой — эталон привлекательной молодой женщины требует таких качеств, как стройность, спортивность, раскованность.
Рост самосознания и повышенного интереса к собственному Я вытекает из процессов полового созревания, возникают и физические признаки взросления, на которые обращают внимание все окружающие люди. Подросток начинает чувствовать крайнюю противоречивость внутри себя, так как его социальная роль изменилась, поэтому вопрос «Кто Я?» становится очень актуальным в этот период.
Мальчики и девочки начинают относиться друг к другу иначе, чем прежде, — как к представителям другого пола. Для подростка становится очень важным, как к нему относятся другие, он начинает уделять большое внимание своей внешности. Происходит гендерная идентификация себя с представителями своего пола.
Из-за широкой изменчивости процессов роста и стремления подростков сравнивать себя со сверстниками у многих из них наблюдается значительное снижение самооценки и чувства собственной значимости.
О.А. Ахвердова приводит следующие данные: испытывают беспокойство по поводу своего роста 30% девочек и 20% мальчиков (девочки боятся оказаться слишком высокими, а мальчики — слишком маленькими) [3, с. 244]. Согласно многочисленным исследованиям, мальчики мало озабочены увеличением веса тела и редко ограничивают себя в пище, в то время как 60% их сверстниц считают, что обладают лишним весом, и уже пытались похудеть с помощью диеты, хотя в действительности только 16% из них испытывают реальные трудности, связанные с ожирением [3, с. 244].
Для девочек важнее, как они выглядят, что о них думают другие, они чувствительнее к критике и насмешкам, относящимся к их внешности. Девочка-подросток, например, может спокойно отнестись к тому, что ее посчитают «глупой», но будет глубоко уязвлена, если ее назовут «уродкой»». У мальчиков и девочек обычно различается и оценка своих психических качеств. Мальчики склонны считать себя храбрыми, сильными, энергичными, девочки более самокритичны и зачастую не стесняются своей слабости [10, с. 13-14].
На образ физического «Я» и самосознание в целом оказывает влияние темп полового созревания. В 14 лет подростки, раньше других достигающие физической зрелости, обладают высоким социальным статусом как среди своего, так и среди противоположного пола. Позднее половое развитие вызывает, серьезные проблемы, особенно у мальчиков, которые имеют в этом случае более низкий социальный статус, испытывают чувство физической неполноценности и некоторые трудности психологического характера: негативный образ «Я», чувство социальной отверженности и чувство зависимости.
У девочек с поздним развитием все обстоит иначе. Хотя по сравнению с нормально развивающимися сверстницами они более тревожны, эта тревога концентрируется на физических проблемах, не сопровождаясь трудностями, характерными для мальчиков с подобным типом развития.
Процесс становления гендерной идентичности происходит в условиях семьи, именно семья является для ребенка первым и наиглавнейшим социальным фактором влияния.
Несомненно, для развития личности ребенка необходима здоровая психологическая атмосфера в семье. Ее отсутствие неблагоприятно сказывается на формировании личности и в частности на половой идентификации ребенка. Личностные качества родителей также играют здесь немаловажную роль. Так же как и наличие у ребенка полной семьи. Присутствие в его жизни полноценных папы и мамы.
На девочках отсутствие отца сказывается в первую очередь в подростковый период. Хорошие отцы способны помочь своим дочерям научиться взаимодействовать с представителями противоположного пола адекватно ситуации.
Некоторые авторы полагают, что половая идентификация мальчиков проходит в более трудных условиях, чем таковая девочек. Среди препятствующих идентификации факторов называют большее время контакта матери с ребенком, чем отца, из-за чего отец выступает для ребенка менее привлекательным объектом, Вследствие этого первичной оказывается идентификация с матерью, т.е. феминная. Да и само положение ребенка отражает традиционно женские особенности: зависимость, подчиненное положение, пассивность и т.п.
Совершенствование самосознания в подростковом возрасте характеризуется особенным вниманием ребенка к собственным недостаткам. Желательный образ «Я» у подростков обычно складывается из ценимых ими достоинств других людей.
Важную роль в саморегуляции подростков играют гендерные образы-идеалы [14, с. 217]. Для мальчиков-подростков объектом подражания часто становится тот человек, который ведет себя «как настоящий мужчина» и обладает силой воли, выдержкой, смелостью, мужеством, выносливостью, верностью дружбе. У девочек развивается тенденция подражать тем, кто выглядит «как настоящая женщина»: старшим подругам, привлекательным, пользующимся популярностью взрослым женщинам. К своему физическому развитию многие мальчики-подростки относятся очень внимательно, и начиная с V—VI классов школы многие из них приступают к выполнению специальных физических упражнений, направленных на развитие силы и выносливости, у девочек же больше наблюдается подражание внешней атрибутике взрослости: одежде, косметике, приемам кокетства и т.п.
А.В. Либин, Ю.А. Тюменева, Б.И. Хасан выделяют гендерные различия в моральном развитии подростков. У мальчиков моральный идеал носит более обобщенный характер, имеет большую опору в рациональном мышлении, обнаруживаются расхождения в форме идеала. Девочки, видимо, чаще находят свой идеал в ближайшем окружении, опираясь, прежде всего на чувства; мальчики ищут его в более широком диапазоне, более опираясь на рациональную мысль. Для девочек условием возникновения массы конфликтов является жесткое разделение «Я-женского» и школьной нормативности. Нормативность же является «тотальным, нерасчлененным фрустратором» [22]. Для девочек нормативное экспериментирование переносится на конец школьного возраста, в чем они кардинально отличаются от мальчиков-подростков, у которых закономерно происшедшая в младшем школьном возрасте интериоризация нормативности позволяет ему избегать фрустраций и адекватно отвечать требованиям действительности [22].
Другое важное явление, определяющее формирование самосознания подростка, — эгоцентризм. Подростки захвачены открывшимся им разнообразием точек зрения на один весьма увлекательный факт — факт собственного уникально-неповторимого существования. Но при этом подростки впадают в новую форму поглощенности собственной точкой зрения. Они столь интенсивно себя анализируют и оценивают, что легко поддаются иллюзии, будто их непрерывно оценивают все окружающие.
Ощущение, что все окружающие смотрят и критикуют, заставляет девочку-подростка часами вертеться перед зеркалом, пытаясь уложить волосы «так как надо». Эта озабоченность подростков собственной внешностью или поведением переходит и на их социальные отношения с кругом общения. Ещё одним аспектом подросткового эгоцентризма является чувство собственной неповторимости, уникальности. «Фантазии, иллюзии, сказки о самом себе» подросток рассказывает себе сам, записывает в своих личных дневниках, альбомах и при этом снова и снова помещает себя самого (или себя саму) на первое место. Иллюзии о том, что все неприятности происходят только с другими побуждают подростка к риску. Стремление к риску у мальчиков-подростков в семь раз сильнее, чем у девочек. У мальчиков возникает синдром молодого мужчины, у девочек — синдром молодой женщины.
В подростковом возрасте, на который приходится процесс формирования самосознания, самооценка чаще всего бывает неадекватной. При этом, как отмечает В.Т. Кондрашенко, «подросток или завышает, или занижает свои возможности. В первом случае подросток относится к себе как к уже обладающему нужными, престижными качествами и способностями (завышенная самооценка), во втором — относит себя к типу людей, у которых таких качеств и способностей нет (заниженная самооценка)» [10, с. 13]. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности. Уровень притязаний — это желаемый уровень самооценки личности (уровень образа «Я»), проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой.
На первой стадии подросткового возраста (в 10—11 лет) ребенка характеризует весьма своеобразное отношение к себе (принятие себя).
Около 34% мальчиков и 26% девочек дают себе полностью отрицательные характеристики. В ответах этих детей ощущается недоумение, растерянность, они как бы не узнают самих себя. И хотя около 70% подростков отмечают в себе не только отрицательные, но и положительные черты, в их оценках наблюдается явное преобладание отрицательных черт и форм поведения. Некоторые подростки особо подчеркивают, что недостатков у них много, а нравится в себе «только одно», «единственная черта», т.е. характеристикам младших подростков присущ отрицательный эмоциональный фон [17, с. 74]. При этом у детей четко обнаруживается острая потребность в самооценке и в то же время переживание неумения оценить себя.
На второй стадии подросткового периода (в 12—13 лет) наряду с общим принятием себя сохраняется и ситуативно отрицательное отношение ребенка к себе, обнаруживающее зависимость от оценок окружающих, прежде всего сверстников. В то же время критическое отношение подростка к себе, переживание недовольства собой сопровождается актуализацией потребности в самоуважении, общем положительном отношении к себе как личности.
На третьей стадии этого возраста (в 14—15 лет) возникает «оперативная самооценка», определяющая отношение подростка к себе и в настоящее время. Эта самооценка основывается на сопоставлении подростком своих личностных особенностей, форм поведения с определенными нормами, которые выступают для него как идеальные формы его личности [21, с. 75].
Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности — самопознания. Основной формой самопознания является сравнение себя с другими людьми — взрослыми, сверстниками.
Возникая под влиянием общения, разнообразных форм взаимодействия с людьми, самооценка, в свою очередь, начинает регулировать поведение подростка в его общении со сверстниками и взрослыми. Уменьшается значимость родителей в семье и усиливается влияние группы сверстников.
Установление эффективных контактов со сверстниками, особенно противоположного пола, — важнейшая задача этого возрастного периода [6] и одновременно одно из условий успешной социализации [8].
Чрезвычайно важный компонент самосознания — самоуважение. Самоуважение выражает установку одобрения или неодобрения по отношению к самому себе и указывает, в какой мере индивид считает себя способным, значительным, преуспевающим и достойным. У подростков 12—14 лет наблюдается существенное понижение самоуважения, причем “плохими” считают себя в большинстве девочки.
Важный показатель развития самосознания — разграничение вынужденного одиночества (англ. loneliness) и добровольного уединения (solitude).
Дети этих понятий еще не различают и трактуют «одиночество» как некое физическое состояние («нет никого вокруг»).
По мере осознания своей неповторимости, непохожести на других подросток начинает переживать собственное «Я» как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую чем-то необходимо заполнить. Это стимулирует к общению и одновременно повышает его избирательность, потребность в уединении, тишине, молчании, в том, чтобы услышать свой внутренний голос не заглушённым суетливой будничной повседневностью.
Зарубежными психологами установлено, что «способность различать неприятное одиночество и положительное уединение повышается с возрастом, особенно с началом пубертата, причем девочки не только раньше и значительно лучше мальчиков различают эти понятия, но и чаще испытывают потребность в уединении» [9].
Хотя девочки раньше мальчиков начинают страдать от одиночества и чаще жалуются на него, это не значит, что мальчикам легче. Они переживают одиночество молча, потому что это не мужское качество, «настоящий мальчик» всегда должен быть в стае, вместе с ребятами. Этому соответствует и более жесткая личностная поляризация: уединение может быть результатом как свободного выбора, так и коммуникативных трудностей.
То же можно сказать о застенчивости. Девочки жалуются на нее значительно чаще мальчиков, зато мальчики переживают ее тяжелее, потому что воспринимают это не просто как коммуникативную проблему, но и как недостаток маскулинности — «мальчик должен быть крутым и решительным». Похоже, что индивидуальные различия между мальчиками в этих вопросах больше, чем групповые различия между мальчиками и девочками.
Подростковый возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии).
Поведение подростков зачастую бывает непредсказуемым, за короткий период они могут продемонстрировать абсолютно противоположные реакции:
— целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью;
— неуемная жажда деятельности может смениться апатией, отсутствием стремлений и желаний что-либо делать;
— повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяются ранимостью и неуверенностью в себе;
— развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;
— романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;
— нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости;
— потребность в общении сменяется желанием уединиться.
Наиболее бурные аффективные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек — на 13-15 лет.
Открытие своего внутреннего мира — радостное и волнующее событие, которое вызывает много тревожных, драматических переживаний. Несовпадение внутреннего «Я» с внешним, поведенческим актуализирует проблему самоконтроля. Не случайно самая распространенная форма подростковой самокритики — жалобы на слабоволие.
Эти процессы протекают у мальчиков и девочек не совсем одинаково и по срокам, и по содержанию. Первое обусловлено гендерными особенностями когнитивного и эмоционального развития. То, что девочки лучше выражают свои переживания и имеют более богатый словарь эмоций, облегчает им формирование более тонких и сложных форм самосознания. Мальчики значительно дольше остаются эмоционально немыми, страдают от этого, но сделать ничего не могут. Свои чувства они могут выражать лишь условно, чаще всего в музыке, но не в словах. Кроме того, сказывается принудительная коллективность, стадность мальчишеского стиля жизни.
Итак, в педагогическом процессе следует учитывать гендерные особенности подростков. В современном обществе это является одним из необходимых условий гармоничного развития личности.
гендерный подростковый самосознание личность
Глава 2. Эмпирическое изучение особенностей гендерного самосознания у подростков
2.1 Методика диагностики
Цель исследования: экспериментальное изучение гендерного самосознания у детей подросткового возраста.
Задачи исследования:
1. Анализ и отбор методик изучения гендерного самосознания у детей подросткового возраста.
2. Опытно-экспериментальное исследование гендерного самосознания у детей подросткового возраста.
3. Анализ данных проведенного экспериментального исследования.
4. Описание экспериментальной части работы посредством описания использованных методик, хода их применения и интерпретации полученных в результате этих данных.
Экспериментальная база: МОУ СОШ №41 г. Иваново.
Характеристика выборки: наша курсовая работа посвящена изучению гендерного самосознания у школьников подросткового возраста, потому в экспериментальной работе участвовало 24 ученика 7 класса.
В данной работе мы использовали следующие методики: методика «Самооценка» (методика Будасси); методика С. Бема «Исследование маскулинности-фемининности личности»
2.2 Проведение и интерпретация диагностики
1. Методика «Исследование маскулинности-феминности личности»
Цель: диагностика психологического пола и определение степени андрогинности, маскулинности и феминности у подростков.
Опросник содержит 60 утверждений (качеств), на каждое из которых испытуемый отвечает «да» или «нет», оценивая тем самым наличие или отсутствие у себя названных качеств (Приложение 1).
Ключ к тесту:
— мускулинность («да»): 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19, 22, 25, 28, 31, 34, 37, 40, 43, 46, 49, 52, 55, 58
— феминность («да»): 2, 5, 8, 11, 14,17, 20, 23, 26, 29.32, 35, 38, 41,44, 47, 50, 53, 56 ,59
За каждое совпадение ответа с ключом начисляется один балл. Затем определяются показатели феминности (F) и маскулинности (М) в соответствии со следующими формулами.
F = (сумма баллов по феминности): 20
М = (сумма баллов по маскулинности): 20
Основной индекс IS определяется как:
IS = (F — M) : 2,322
Если величина индекса IS заключена в пределах от -1 до +1, то делают заключение об андрогинности.
Если индекс IS меньше -1, то делается заключение о маскулинности.
А если индекс IS больше +1 — о феминности.
При этом, в случае когда IS меньше -2,025 говорят о ярко выраженной маскулинности.
А если IS больше +2,025 — говорят о ярко выраженной феминности.
С помощью методики были получены данные об самоопределении подростков в гендерной парадигме, включающей андрогинность, маскулинность и феминность) (Таблица 1).
Сводная таблица исследования маскулинности-феминности подростков
Таблица 1
Испытуемый № n/n |
Сумма в баллах, (F — M) : 2,322 |
Выявленный тип: |
|
Юноши |
|||
Эдуард А. |
= (0,8 — 0,7) : 2,322 = 0,04306632 |
Андрогинность |
|
Антон Б. |
= (0,6 — 0,9) : 2, 322 = 0,12919897 |
Мускулинность |
|
Денис В. |
= (0,75 — 0,7) : 2,322 = 0,02153316 |
Андрогинность |
|
Кирилл Г. |
= (0,7 — 0,75) :2,322 = 0,02153316 |
Мускулинность |
|
Олег Д. |
= (0,85 — 0,6) : 2,322 = 1,0766581 |
Феминность |
|
Алексей К. |
= (0,7 — 0,75) : 2,322 = 0,02153316 |
Мускулинность |
|
Женя К. |
= (0,6 — 0,9) : 2, 322 = 0,12919897 |
Мускулинность |
|
Андрей К. |
= (0,85 — 0,75) : 2,322 = 0,04306632 |
Андрогинность |
|
Марат К. |
= (0,55 — 0,75) :2, 322 = 0,08613264 |
Мускулинность |
|
Женя И. |
= (0,75 — 0,8) : 2,322 = 0,02153316 |
Мускулинность |
|
Дима Я. |
= (0,7 — 0,9) : 2,322 = 0,08613264 |
Мускулинность |
|
Алексей Ч. |
= (0,75 — 0,8) : 2,322 = 0,02153316 |
Мускулинность |
|
Девушки |
|||
Вероника Т. |
= (0,85 — 0,6) : 2,322 = 1,0766581 |
Феминность |
|
Валерия С. |
= (0,75 — 0,7) : 2,322 = 0,02153316 |
Андрогинность |
|
Мария Г. |
= (0,9 — 0,6) : 2,322 = 1,2919897 |
Феминность |
|
Полина П. |
= (0,95 — 0,5) : 2,322 = 1,9379844 |
Феминность |
|
Ольга Р. |
= (0,75 — 0,7) : 2,322 = 0,02153316 |
Андрогинность |
|
Карина В. |
= (0,85 — 0,6) : 2,322 = 1,0766581 |
Феминность |
|
Дарья М. |
= (0,9 — 0,3) : 2,322 = 2,583979 |
Феминность |
|
Юлия Ш. |
= (0,7 — 0,9) : 2,322 = 0,08613264 |
Мускулинность |
|
Мария А. |
= (0,8 — 0,6) : 2,322 = 0,08613264 |
Андрогинность |
|
Катерина Г. |
= (0,9 — 0,3) : 2,322 = 2,583979 |
Феминность |
|
Анна Д. |
= (0,8 — 0,65) : 2,322 = 0,06459948 |
Андрогинность |
|
Наталья Б. |
= (0,95 — 0,5) : 2,322 = 1,9379844 |
Феминность |
|
По результатам диагностики мы составили сводную таблицу (таблица 2) по определению степени андрогинности, маскулинности и феминности у подростков.
Сводная таблица степени андрогинности, маскулинности и феминности у подростков
На основе полученных табличных данных мы построили следующую диаграмму.
По ней хорошо видно, что 8 испытуемым мальчикам (66,6%) более, присущи мужские черты личности (мускулинный тип), и они позиционируют себя как мужчины, т.е. для данных испытуемых характерны мужские черты личности (независимость, напористость, доминантность, агрессивность, склонность к риску, самостоятельность, уверенность в себе и др.).
3 мальчикам (25,0%) испытуемых мальчиков имеют смешанный, андрогинный тип личности, т.е. у данных мальчиков на паритетных началах представлены существенные черты как маскулинного, так и феминного типов. При этом предполагается, что у андрогина эти черты представлены гармонично и взаимодополняемо. И всего 1 мальчик (8,4%) имеет феминный тип.
Таблица 2
Юноши |
Девушки |
||||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
||
Маскуллиность |
8 |
66,6 |
1 |
8,4 |
|
Феминность |
1 |
8,4 |
7 |
58,3 |
|
Андрогинность |
3 |
25,0 |
4 |
33,3 |
|
По группе испытуемых девочек были получены следующие данные: у 7 девочек (58,3%) из всей выборки обнаружен феминный тип личности, т.е. для данных девочек типичны женские черты личности такие, как уступчивость, мягкость, чувствительность, застенчивость, нежность, сердечность, способность к сочувствию, сопереживанию и др. 4 девочкам (33,3%) присущ андрогинный тип личности и у 1 девочки (8,4%) выявлен мускулинный тип.
2. Методика «Самооценка» (методика Будасси)
Цель: изучить общую самооценку подростка
Стимульный материал: слова, обозначающие отдельные качества личности: аккуратность, беспечность, вдумчивость, вспыльчивость, гордость, грубость, доброта, жадность, жизнерадостность, завистливость, застенчивость, злопамятность, искренность, капризность, легковерие, мечтательность, нежность, непринужденность, нерешительность, несдержанность, обидчивость, осторожность, педантичность, подозрительность, принципиальность, высокомерие, радушие, развязность рассудочность, решительность, сдержанность, стыдливость, терпеливость, трудолюбие, трусость, увлекаемость, упорство, уступчивость, упрямство, черствость, честность, чуткость, эгоизм.
Инструкция:
1 этап: «Выберите из предложенного списка слов 20 качеств, которые на Ваш взгляд должны быть присущи идеальному человеку. Проставьте рядом с выбранными качествами галочки (во 2 колонке)».
2 этап: «Из выбранных 20 слов выберите наиболее неприятное для Вас. Поставьте напротив этого слова (в колонке «идеал») цифру 1. Далее из оставшихся 19 слов так же выберите наиболее неприятное качество и поставьте напротив этого слова цифру 2. И так далее…».
3 этап: «Из этих же 20 слов выберите качество, наименее характерное для Вас. И поставьте напротив этого качества в колонке «Реальное Я» цифру 1 . Далее из оставшихся 19 слов так же выберите наименее характерное для Вас качество и поставьте напротив этого слова цифру 2 . И так далее…».
Так как нашей задачей является рассмотрение гендерного самоотношения, то при анализе теста мы разделили класс на мальчиков и девочек. И поэтому в нашем анализе будем две сводные таблицы («Самооценка юношей» и «Самооценка девушек»).
Обработка результатов методики самооценки:
1. Найти значения d, d 2 , S d 2
где d — разность номеров рангов.
2. По формуле Роджерса подсчитать коэффициент корреляции рангов:
r = 1 — (6 S d 2 /(n 3 -n)) ,
где d — разность номеров рангов, n — число рассматриваемых свойств (20)
Критерии самооценки:
— если r стремится к +1, то это указывает на завышенную самооценку;
— если r стремится к -1, то это указывает на заниженную самооценку;
— при -0,5 < r< +0 ,5 — самооценка нормальная.
Сводная таблица самооценки девушек
Таблица 3
№ п/п |
Ф.И. учащегося |
Баллы |
Уровень самооценки |
|
1. |
Вероника Т. |
0,4 |
адекватная |
|
2. |
Валерия С. |
-0,3 |
адекватная |
|
3. |
Мария Г. |
0,4 |
адекватная |
|
4. |
Полина П. |
-0,5 |
адекватная |
|
5. |
Ольга Р. |
-0,9 |
заниженная |
|
6. |
Карина В. |
0,8 |
завышенная |
|
7. |
Дарья М. |
-0,5 |
адекватная |
|
8. |
Юлия Ш. |
-0,9 |
заниженная |
|
9. |
Мария А. |
0,5 |
адекватная |
|
10. |
Наталья Б. |
0,8 |
завышенная |
|
11. |
Анастасия В. |
0,7 |
завышенная |
|
12. |
Анастасия Р. |
— 0,8 |
заниженная |
|
Используя набор слов в исследовании, характеризующих отдельные качества личности мы смогли вычислить коэффициент по «положительному» множеству и по «отрицательному».
Трое девушек, переоценивающих себя, некритически относящихся к себе с коэффициентом, близким к единице оказалось трое.
В результате диагностики также были выявлены три девушки с заниженной самооценкой, т.е. эти подростки недооценивают себя.
У 6 девушек, коэффициенты были близки к 0,5, что говорит о нормальной адекватной самооценке. Сводная таблица самооценки юношей
Таблица 4
№ п/п |
Ф.И. учащегося |
Баллы |
Уровень самооценки |
|
1. |
Эдуард А. |
0,6 |
завышенная |
|
2. |
Антон Б. |
0,2 |
адекватная |
|
3. |
Денис В. |
0,9 |
завышенная |
|
4. |
Кирилл Г. |
-0,5 |
адекватная |
|
5. |
Олег Д. |
0,4 |
адекватная |
|
6. |
Алексей К. |
0,3 |
адекватная |
|
7. |
Женя К. |
-0,8 |
заниженная |
|
8. |
Андрей К. |
0,5 |
адекватная |
|
9. |
Марат К. |
0,5 |
адекватная |
|
10. |
Женя И. |
0,4 |
адекватная |
|
11. |
Дима Я. |
-0,8 |
заниженная |
|
12. |
Алексей Ч. |
-1 |
заниженная |
|
По результатам диагностики мы выявили:
Юношей, переоценивающих себя, некритически относящихся к себе с коэффициентом, близким к единице оказалось двое.
В результате диагностики также было выявлено трое юношей с заниженной самооценкой, т.е. эти подростки недооценивают себя.
У 7 подростков, коэффициенты были близки к 0,5, что говорит о нормальной адекватной самооценке.
По результатам статистического анализа, математической обработки данных и аналитического анализа мы выявили, что представление о своей половой принадлежности соответствует современному гендерному представлению о мужском и женском поле; самооценка представителей обоих полов соответствует их возрастным особенностям.
Заключение Теоретическая часть курсовой работы посвящена рассмотрению современного понимания гендерного самосознания, рассмотрены гендерные особенности подростков. Самосознание — это представлением о себе, Я-образом или Я-концепцией. «Я-концепция» включает: когнитивную, оценочную и поведенческую составляющие. Цель развития самосознания состоит в осознании личностью своего «Я», своей отдельности от других людей, что находит свое выражение в растущей самостоятельности и независимости субъекта. Главная функция самосознания — сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле, оценить себя. Если оценка окажется неудовлетворительной, человек может заняться либо самосовершенствованием, либо при помощи защитных механизмов устранить из сознания эти неприятные сведения. Гендерное самосознание рассматривается как сложное личностное образование, которое в своей цельности, обусловленной системными связями содержательных и структурных характеристик, включает показатели феминности/маскулинности, обусловленные особенностями пола, возраста подростка. Гендерное самосознание включает в себя следующие психологические образования: осознание своего тела как тела человека определенного пола; осознание себя, своей личности, своего жизненного пути как представителя определенного пола; знания гендерных стереотипов (об атрибутах одежды, возможностях, играх, занятиях и т.д.) и ролей (личных, семейных, профессиональных и других) своего пола; представления о своих гендерных стереотипах, статусах и ролях; представления о сексуальном поведении — своего пола и своем; представления о мужских и женских идеалах; осознание своего соответствия гендерным представлением стереотипам, ролям и т.д. Вследствие гендерных стереотипов, гендерное самосознание юношей и девушек в подростковом возрасте различается. Подростки в различной степени подчиняются традиционному гендерному поведению. На их поведение влияет огромное количество внешних факторов с самого рождения: наблюдение за поведением наших родителей и других взрослых, подражание людям своего гендера, игра в определенные игры, средства массовой информации, которые создают в нашем обществе стереотипы женственности и мужественности. Подростки, стараясь в большинстве своем соответствовать своей роли, быть настоящим мужчиной или настоящей женщиной, далеко не всегда соглашаются с тем что, предписывает им общество. Педагоги, учитывая гендерный подход в образование подростков, тем самым создают условия для роста самосознания и возможностей самореализации личности с андрогинным набором характеристик. В практической части работы проведено эмпирическое изучение гендерного самосознания у детей подросткового возраста. По результатам статистического анализа, математической обработки данных и аналитического анализа мы выявили, что представление о своей половой принадлежности соответствует современному гендерному представлению о мужском и женском поле; самооценка представителей обоих полов соответствует их возрастным особенностям. Литература 1. Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. — 89 с. 2. Александрова Ю. В. Возрастная психология. Книга. 3. Характеристика психологических особенностей подростков и юношей. — М.: Современный гуманитарный университет, 1999. — 66 с.
3. Ахвердова О.А., Гюлушанян К.С., Козлитина О.Н. Руководство к проведению семинарских и практических занятий по курсу «Психология развития и возрастная психология»: Учебное пособие. Ч.1. — Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003 — 373 с.
4. Балгимбаева З.М. Психология гендерных предубеждений. — Алматы: «Алла прима», 2008. — 160 с.
5. Бендас Т.В. Гендерная психология. Учебное пособие. — СПб., Питер, 2006. — 431 с.
6. Березин С.В., Турусова О.В. Общая психология. — Самара, Самарский госуниверситет, 1995. — 218 с.
7. Берн Ш. Гендерная психология. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. — 320 с.
8. Гамезо М.В. Герасимова B.C., Машурцева Д.А., Орлова Л.М. Общая психология: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. М.В. Гамезо. — М.: Ось-89, 2007. — 352 с.
9. Кон И.С. «Мальчик — отец мужчины». — М.: Время, 2009. — 704 с.
10. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. — Минск: Беларусь, 2005. — 204 с.
11. Мир подростка /Под. ред. Снежневской Р.Д. — М.: Педагогика. 1989. — 233 с.
12. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. — 4-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 456 с.
13. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. — М., Просвещение. 1997. — 448 с.
14. Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие для, вузов. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. — 288 с.
15. Первушина О.Н. Общая психология: Методические указания. (Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996. — 92 с.
16. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Кпециной. — СПб.: Питер, 2003. — 479 с:
17. Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна. — М., 1987. — 415 с.
18. Радюк И.В. Гармония в «Гармонии» — единство противоположностей // Педагогическое обозрение. — 2010. — №6. — С. 17.
19. Столин В.В. Самосознание личности. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. — 284 с.
20. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. — 1988. — №6. — С. 31 — 42.
21. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В. Дубровиной. — М.: Педагогика, 1987. — 182 с.
22. Хасан Б.И., Тюменева Ю.А. Особенности присвоения социальных норм детьми разного пола // Вопросы психологии. 1997. — №3. — С. 33-40.
23. Чеснокова И.И. Проблемы самосознания в психологии. — М.: Наука, 1997. — 143 с.
24. Штылева Л.В. Педагогика и гендер: развитие гендерных подходов в образовании.
Приложение 1
Текст опросника С. Бема
1. Верящий в себя
2. Умеющий уступать
3. Способный помочь
4. Склонный защищать свои взгляды
5. Жизнерадостный
6. Угрюмый
7. Независимый
8. Застенчивый
9. Совестливый
10. Атлетический
11. Нежный
12. Театральный
13. Напористый
14. Падкий на лесть
15. Удачливый
16. Сильная личность
17. Преданный
18. Непредсказуемый
19. Сильный
20. Женственный
21. Надежный
22. Аналитичный
23. Умеющий сочувствовать
24. Ревнивый
25. Способный к лидерству
26. Заботящийся о людях
27. Прямой, правдивый
28. Склонный к риску
29. Понимающий других
30. Скрытный
31. Быстрый в принятии решений
32. Сострадающий
33. Искренний
34. Полагающийся только на себя (самодостаточный)
35. Способный утешить
36. Тщеславный
37. Властный
38. Имеющий тихий голос
39. Привлекательный
40. Мужественный
41. Теплый, сердечный
42. Торжественный, важный
43. Имеющий собственную позицию
44. Мягкий
45. Умеющий дружить
46. Агрессивный
47. Доверчивый
48. Малорезультативный
49. Склонный вести за собой
50. Инфантильный
51. Адаптивный, приспособляющийся
52. Индивидуалист
53. Не любящий ругательств
54. Не систематичный
55. Имеющий дух соревнования
56. Любящий детей
57. Тактичный
58. Амбициозный, честолюбивый
59. Спокойный
60. Традиционный, подверженный условностям
Приложение 2
Бланк протокола «Самооценка личности подростка»
№ |
Суждение |
Да |
Иногда |
Нет |
|
1. |
Обычно я рассчитываю на успех в своих делах |
||||
2. |
Большую часть времени я нахожусь в подавленном настроении |
||||
3. |
Со мной большинство ребят советуются (считаются) |
||||
4. |
У меня отсутствует уверенность в себе |
||||
5. |
Я примерно так же способен и находчив, как большинство окружающих меня людей (ребят в классе) |
||||
6. |
Временами я чувствую себя никому не нужным |
||||
7. |
Я все делаю хорошо (любое дело) |
||||
8. |
Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем (после школы) |
||||
9. |
В любом деле я считаю себя правым |
||||
10. |
Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею |
||||
11. |
Когда я узнаю об успехах кого-нибудь, кого я знаю, то ощущаю это как собственное поражение |
||||
12. |
Мне кажется, что окружающие смотрят на меня осуждающе |
||||
13. |
Меня мало беспокоят возможные неудачи. |
||||
14. |
Мне кажется, что успешному выполнению поручений или дел мне мешают различные препятствия, которые мне не преодолеть |
||||
15. |
Я редко жалею о том, что уже сделал |
||||
16. |
Окружающие меня люди гораздо более привлекательны, чем я сам |
||||
17. |
Я сам думаю, что я постоянно кому-нибудь необходим |
||||
18. |
Мне кажется, что я занимаюсь гораздо хуже, чем остальные |
||||
19. |
Мне чаще везет, чем не везет |
||||
20. |
В жизни я всегда чего-то боюсь |
||||
Размещено на