формирование знаний в области ОБЖД у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями.

Содержание

Введение 3

Глава I. Теоретические основы формирования знаний в области основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста 7

1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования знаний в области ОБЖД у детей старшего дошкольного возраста 7

1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с интеллектуальной недостаточностью 17

1.3. Особенности формирования знаний в области ОБЖД у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью 25

Выводы по I главе 30

Список литературы 31

Введение

Безопасность жизнедеятельности в современном мире является одной из центральных проблем человечества. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью. Техногенные и экологические катастрофы, террористические акты, военные конфликты, рост преступности, социальная и экономическая нестабильность особенно остро сказываются на детях.

Такие особенности дошкольника, как доверчивость, внушаемость, открытость в общении и любознательность, обусловливают поведение в опасной ситуации и способствуют его уязвимости. У детей дошкольного возраста часто наблюдается недостаточная готовность к самосохранительному поведению, слабо развито умение анализировать обстановку, прогнозировать последствия своих действий. Возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив при этом в них естественной любознательности, открытости и доверия к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни.

Самостоятельность ребёнка относительна, благополучие и сама его жизнь зависят от внимания и помощи воспитывающих его взрослых людей. Без взрослого человека ребёнок не может выжить и развиться в социальную личность. Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы самим оберегать и защищать ребенка. Необходимо подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными обстоятельствами, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь овладеть элементарными навыками поведения в разных ситуациях.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

... и родителями. Заключение По утверждению специалистов, дошкольный возраст – синзетивный период для формирования музыкально - творческих способностей. Все дети от природы музыкальны. Об этом необходимо знать ... [21]. Различают способности общие, которые проявляются везде или во многих областях знания и деятельности, и специальные, которые проявляются в какой-то одной ...

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что данная проблема исследовалась в работах Т.Г. Хромцевой, О.Г. Жуковой, Н.Т. Мельниковой, Л.А. Захаровой. Проблемам обеспечения безопасности жизнедеятельности дошкольников посвящены исследования К.Ю. Белой, В.Н. Зимониной, С.А. Козловой и других. Значительный вклад в исследование данной проблемы внесли И.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, разработавшие программу и учебно-методическое пособие «Основы безопасности детей дошкольного возраста».

Работа по формированию представлений о безопасности жизнедеятельности особенно актуальная при воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья. Формирование знаний в области основ безопасности жизнедеятельности у детей с нарушениями в интеллектуальном развитии рассматривается как проблема ознакомления дошкольников с окружающим природным и социальным миром, осознания себя в этом мире, ориентирования в нем.

Анализ специальной литературы свидетельствует о наличии исследований, затрагивающих вопросы формирования у детей с проблемами в интеллектуальном развитии социально-бытовой ориентировки, культурно-гигиенических, социально-коммуникативных умений и навыков поведения в повседневной жизни (Л.И. Аксенова, И.М. Бгажнокова, Е.Т. Логинова, Е.В. Локтева и др.).

Это находит отражение в современных программах специального дошкольного образования (Е.А. Екжанова, О.И. Кукушкина, Н.Д. Соколова, Е.А. Стребелева, A.M. Щербакова и др.).

Одним из аспектов работы по формированию социальных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью выделяется обучение их безопасной жизнедеятельности: способам и средствам сохранения здоровья, знаниям правил дорожного движения и стремлению их выполнять, пожарной, экологической, правовой, духовно-нравственной безопасности, навыкам поведения и реагирования в потенциально опасных, экстремальных ситуациях, в процессе различного рода общения и взаимодействия в социуме (Л.Б. Баряева, И.В. Евтушенко, Н.В.Москаленко, Л.М. Шипицына, Н.Н. Яковлева и др.).

28 стр., 13918 слов

Педагогические условия адаптации детей третьего года жизни к дошкольному образовательному учреждению

... детей третьего года жизни к дошкольному образовательному учреждению. Методы исследования: ... предметов для детей, их безопасность. В нашей группе дети играют и ... внимание вновь поступившим детям. Итак, знание особенностей периода адаптации, ... областей. (Российская педагогическая энциклопедия. Редактор В.В. Давыдов) В данной работе рассматривается социальная адаптация детей третьего года жизни к дошкольному ...

Обзор литературы позволяет сделать вывод о том, что специальных исследований, посвященных проблеме формирования представлений об основах безопасности жизнедеятельности детей с интеллектуальной недостаточностью с учетом их психолого-педагогических особенностей не проводилось. Возникает противоречие между в необходимости формирования знаний в области основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖД) у детей с интеллектуальной недостаточностью и отсутствием специальных коррекционных методик по данной проблеме.

Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы обусловили выбор темы исследования: «Формирование знаний в области основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью».

Цель исследования: обосновать и экспериментально подтвердить возможность формирования знаний в области основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями.

Объект исследования: формирование знаний в области ОБЖД у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: формирование знаний в области ОБЖД у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями.

Гипотеза исследования: формирование знаний в области ОБЖД у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями будет возможным, если:

1. в основу работы будут положены данные диагностического исследования о знания детей в области ОБЖД;

2. будет разработан и внедрен комплекс заданий, реализуемых в течение дня (в совместной деятельности педагога и детей и в самостоятельной деятельности детей) с целью решения выявленной проблемы;

2 стр., 961 слов

1. Особенности психических состояний у детей раннего (дошкольного, школьного) возраста или спортсменов (на примере одного из видов спорта) на примере спорт

... развитие психологических особенностей спортсменов занимающихся тайским боксом; 4. Провести экспериментальное исследование психологических особенностей спортсменов, занимающихся тайским боксом; 5. Определить эффективность ... восходящую ветвь физиологического и социального созревания организма и присущих этому возрасту желаний испытать себя в экстремальных переживаниях, проявлениях эмоций различной ...

3. будут учтены особенности нервно-психического развития детей с интеллектуальной недостаточностью.

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по заявленной проблеме.

2. Изучить особенности нервно-психического развития детей с интеллектуальными нарушениями.

3. Подобрать комплекс дидактических игр, специальных заданий для формирования знаний в области ОБЖД у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями.

4. Подобрать диагностические методики, позволяющие отследить эффективность проведенной работы.

Методы исследования: анализ, прогнозирование, проектирование, диагностические методы, математические расчеты.

Этапы исследования:

Этапы работы:

1. теоретический — изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования, определение цели, объекта и предмета, гипотезы и задач исследования.

2. практический — экспериментальная работа по формированию знаний в области ОБЖД у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями.

3. обобщающий — анализ и обобщение результатов экспериментальной работы, текстовое оформление материалов, формулировка выводов по теме исследования

База исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида второй категории № 448 г. Челябинска.

Глава I. Теоретические основы формирования знаний в области основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста

1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования знаний в области ОБЖД у детей старшего дошкольного возраста

Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях. В Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и иных катастроф ежегодно погибают более 300 тысяч человек, 100 тысяч человек становятся инвалидами, еще больше людей теряют здоровье. Защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности — первостепенные задачи нашей страны.

5 стр., 2200 слов

Теоретическое обоснование проблемы художественно-эстетического воспитания в дошкольном образовательном учреждении. Анализ психолого-педагогической и методич

... теоретически обосновать методику организации работы по художественно-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста. Объект исследования – художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Предмет исследования – методика организации работы с ... С. Выготский. – 3-e изд. - М.: Просвещение, 1991. - 93 с. 9. Выготский, Л.С. Психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Издательство ЭКСМО ...

Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые нашим государством в области законодательного регулирования вопросов обеспечения нормальных условий охраны труда, обновления нормативной базы, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных случаев с детьми, а также низкого уровня охраны их здоровья и жизни.

Становится очевидным, что ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обуче…

Список литературы

1. Авдеева, Н.Н. Основы безопасности детей дошкольного возраста [Текст] / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина // Дошкольное воспитание. — 1997. — № 3,4.

2. Выготский, Л.С. Принципы воспитания физически дефективных детей // Собр. соч. в 6-ти т. Т.5. Основы дефектологии / Под ред. Т. А. Власовой. М, 1983. С. 34−49.

3. Гаврилушкина, О.П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. Книга для воспитателя [Текст] / О.П. Гаврилушкина, Н.Д. Соколова. — М.: Просвещение, 1985. — 72 с.

4. Гаврилушкина, О.П. Программы для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста [Текст] / О.П. Гаврилушкина, Н.Д. Соколова. — М.: Просвещение, 1991. — 134с.

9 стр., 4079 слов

Компьютерные технологии в формировании профессиональных компетенций учителей и духовно-нравственном воспитании учащихся на основе ценностей православной ку

... основ православной культуры» и в духовнонравственном воспитании учащихся. Апробация основных положений проводилась с 2002 г. среди различных категорий обучающихся — взрослых и детей ... Десять Запо­ведей, или Техника духовной безопасности», «Пост и Пасха», «Наши ... на занятиях по духовно-нравственному просвещению, но и по другим ... , так и ученика способствуют тексты покадровых комментариев к презентациям. С ...

5. Головина, Н. Профилактическая работа по предупреждению травматизма у дошкольников [Текст] / Н. Головина // Дошкольное воспитание. — 1986. — № 3. — С.93−94.

6. Данилина, Т.А. Взаимодействие ДОУ с социумом [Текст]/ Т.А. Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова. — М.:АРКТИ, 2004. — 77с.

7. Дошкольное воспитание аномальных детей [Текст] / Под ред. Л.П. Носковой. — М.: Просвещение, 1993. — 224 с.

8. Дошкольное образование России в документах и материалах [Текст]: Сборник действующих нормативно-правовых и программно-методических материалов. — М.: ГНОМ и Д, 2001. — 472с.

9. Екжанова, Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта [Текст]: методические рекомендации / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. — М.: Просвещение, 2009. — 175 с.

10. Екжанова, Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта [Текст]/ Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. — М.: Просвещение, 2005. — 272 с.

11. Екжанова, Е.А. Организация коррекционно-воспитательного процесса в условиях специализированного дошкольного учреждения для детей с нарушением интеллекта [Текст] / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева // Дефектология. — 2000. — № 3. — С.66−78.

12. Закон Российской Федерации «Об образовании» [Текст]. — М, 2001. — 306с.

13. Замский, Х.С. Умственно отсталые дети. История их изучения, воспитания и обучения с древних времён до середины XX века [Текст]/ Х.С. Замский. — М., 1995. — 246 с.

14. Зверева, О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 80 с.

14 стр., 6714 слов

Одаренные дети. Вопросы обучения, воспитания и общения

... человеком, личностью. 4. Практические методологический вопросы педагогики одаренных детей Главное направление в педагогическом воспитании одаренных детей - это изучение собственных потенциальных возможностей, исследование таких ... Одаренные дети. Вопросы обучения, воспитания и общения 1. Понятие и определение одаренности у детей Что такое одаренность. Одаренный или неодаренный человек. Как нас всегда ...

15. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника [Текст] / Под ред. Л.А. Парамоновой, А.Н. Давидчук и др. М.: Карапуз, 1997. — 288 с.

16. Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателей детских садов [Текст] / К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская. — М.: Просвещение, 2000. — 94 с.

17. Катаева, А.А. Дошкольная олигофренопедагогика [Текст] / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. — М.: Владос, 2005. — 207с.

18. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Модернизация российского образования. Документы и материалы. — М.: Изд-во ВШЭ, 2002. — С.263−282.

19. Крулехт, М.В. Дошкольник и рукотворный мир [Текст] / М.В. Крулехт. — СПб.: Детство-Пресс, 2002. — 160 с.

20. Лобанова, Е.А. Дошкольная педагогика [Текст]: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. — Балашов: Николаев, 2005. — 76 с.

21. Лукина, Л.И. Работа с родителями в ДОУ [Текст] / Л.И. Лукина // Управление ДОУ. — 2004. — № 5. — С.41−49.

22. Малофеев, Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. — 1997. — С. 3−15.

23. Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Кн. для учителя [Текст] / Сост. А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин; Под ред. А.Т. Смирнова. — М.: Просвещение, 2001. — 160 с.

24. МКБ-10. Международная классификация болезней (10-й пересмотр).

Классификация психических поведенческих расстройств. Клинические описания и указания по диагностике [Текст]. — СПб, 1994.

25. Мозговой, В.М. Основы олигофренопедагогики [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений / В.М.Мозговой, И.М.Яковлева, А.А.Еремина. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 224 с.

26. Психология [Текст] / Под ред. В.Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2003. — 656 с.

27. Пузанов, Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития [Текст] / Б.П. Пузанов. — М., 2003. — 272 с.

28. Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 5−6 лет в детском саду [Текст] / Сост. Т.Н. Доронова. М.: Просвещение, 1996. — 95 с.

29. Реан, А.А. Психология и педагогика [Текст] / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. — СПб.: Питер, 2003.

30. Солодянкина, О.В. Сотрудничество ДОУ с семьей [Текст] / О.В. Солодянкина. — М., 2004. — 77 с.

31. Татарникова, Л.Г. Валеология: основы безопасности жизни ребенка / Л.Г. Татарникова, Н.Б. Захаревич, Т.О. Калинина. — М., 1997. — 413 с.

32. Топоров, И.К. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных учреждениях [Текст]: Кн. для учителя / И.К. Топоров. — М.: Просвещение, 2000. — 96 с.

33. Фисенко, М.А. ОБЖ. Подготовительная группа. Разработки занятий [Текст] / М.А. Фисенко. — Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.

34. Хромцева, Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста [Текст]: учебное пособие / Т.Г. Хромцева. — М.: Педагогическое общество России, 2005.

35. Хромцева, Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту [Текст] / Т.Г. Хромцева. — М.: Педагогическое общество России, 2005. — 78 с.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector