Эмоциональное выгорание личности профессионала

Содержание

Введение

1. Феномен «эмоционального выгорания»

1.1. Понятие «эмоциональное выгорание»

1.2. Характеристика состояния и симптомов, приводящих к эмоциональному выгоранию

2. Взаимосвязь личностных характеристик профессионала и эмоционального выгорания

2.1. Черты личности профессионала, влияющие на эмоциональное выгорание

2.2. Особенности влияния эмоционального выгорания для развития личности профессионала

Заключение

Список литературы

Введение

Повышенный интерес к человеку как субъекту труда обратил внимание исследователей на изменения, которые происходят с личностью в процессе выполнения профессиональной деятельности. Ранее в отечественной литературе указывалось на позитивное значение трудовой деятельности для развития личности, описывались механизмы и условия эффективной профессионализации человека [21]. С другой стороны, назывались негативные психические состояния человека в труде, такие как утомление, монотония, стресс. Сравнительно недавно в зарубежной, а затем и отечественной литературе появилось понятие «эмоционального выгорания» Люди, профессионально занятые в определенной сфере деятельности, рано или поздно могут встретиться с синдромом эмоционального выгорания (СЭВ).

Это явление, сопровождаемое как психофизиологическими, так и серьезными психическими проблемами, приводит к «выпадению» из профессии, к снижению коэффициента полезного действия и потенциала работы огромного числа людей[18].

Среди профессий, в которых синдром эмоционального выгорания встречается наиболее часто (от 30 до 90% работающих), следует отметить врачей, учителей, психологов, социальных работников, спасателей, работников правоохранительных органов. К настоящему времени увеличилось не только количество симптомов профессионального «выгорания», но и перечень профессий подверженных опасности выгорания. Этот список был дополнен милиционерами, политиками, торговым персоналом и менеджерами [24].

Специфика работы в данных профессиях отличается большим количеством эмоционально насыщенных и сложных межличностных контактов, что требует от человека большого субъективного вклада в ежедневные профессиональные дела. Эта общая особенность позволяет их причислить к категории профессий «высшего типа». Эмоциональная насыщенность профессиональных контактов при этом может не быть постоянно высокой, однако носит хронический характер, что является особенно патогенным.

Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения, который позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы [6]. Могут наступать дисфункциональные следствия неблагоприятного психологического состояния, когда выгорание отрицательно сказывается на развитии личности профессионала и результатах деятельности. Таким образом, изучение этих состояний является актуальной проблемой.

23 стр., 11464 слов

Влияние механизмов психологической защиты на формирование синдрома ...

... данной группы. 1. Синдром эмоционального выгорания - как результат профессиональной деятельности медицинской сестры 1.1 Проблема профессионального эмоционального выгорания Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) - это реакция ... в качестве синонима синдрома эмоционального выгорания, используется термин «синдром психического выгорания». Так же это выработанный личностью механизм психологической защиты в ...

Целью работы являлось изучение влияния эмоционального выгорания для становления личности профессионала.

Задачи:

1. Дать определение эмоционального выгорания.

2. Раскрыть черты личности профессионала.

3. Выявить роль эмоционального выгорания для становления личности профессионала.

Объект: эмоциональное выгорание.

Предмет: Эмоциональное выгорание личности профессионала.

1. Феномен «эмоционального выгорания»

1.1. Понятие «эмоциональное выгорание»

Обращение к проблеме эмоциональной дезадаптации профессионалов (вследствие непереносимых эмоциональных перегрузок) произошло в сфере психологии труда после появления в англоязычной литературе результатов исследования так называемого «синдрома эмоционального выгорания» как специального вида профессионального заболевания лиц, работающих в системе «человек — человек».

Термин «эмоциональное сгорание» был предложен американским психологом Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами (пациентами) в эмоционально перегруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи [8]. В отечественной психологии первые упоминания о феномене эмоционального выгорания можно найти в работах Б.Г. Ананьева, который употреблял аналогичный понятию «выгорание» термин «эмоциональное сгорание» для обозначения некоторого отрицательного явления, возникающего у людей, профессия которых подразумевает тесное взаимодействие с другими людьми [2]. Социальный психолог К. Маслач в 1976 году определила это состояние как синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам или пациентам.

В 1981 году Э. Морроу предложил яркий эмоциональный образ, отражающий восприятие окружающими «выгоревшего» профессионала. По его мнению, вокруг такого человека витает «запах горящей психологической проводки».

В.В. Бойко рассматривает «выгорание» как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций из психотравмирующей ситуации [6].

Первоначально под синдромом эмоционального выгорания подразумевалось состояние изнеможения с ощущением собственной бесполезности. Позже симптоматика данного синдрома существенно расширилась за счет психосоматического компонента. Исследователи все больше связывали синдром с психосоматическим самочувствием, относя его к состояниям предболезни.

В Международной классификации болезней (МКБ-10) синдром эмоционального выгорания отнесен к рубрике Z73 — «Стресс, связанный с трудностями поддержания нормального образа жизни», расстройство приспособительных реакций F43.2; кратковременная депрессивная реакция, обусловленная расстройством адаптации F 43.21; смешанная тревожная и депрессивная реакция, обусловленная расстройством адаптации F 43.22; расстройство адаптации с преобладанием нарушения других эмоций F 43.23; расстройство адаптации с преобладанием нарушения поведения F 43.24; смешанное расстройство эмоций и поведения, обусловленное расстройством адаптации F 43.25 [24].

7 стр., 3363 слов

Стресс представляет собой реакцию на значимый раздражитель

... в первом примере мы видели яркое проявление кратковременного сильного эмоционального стресса; во втором – длительного стресса. Кратковременный стресс – это бурное расходование поверхностных адаптационных резервов, то ... он будет получать неудовлетворительные оценки, он будет периодически испытывать отрицательный эмоциональный стресс, который, в конце концов, скажется на его соматическом состоянии. ...

В настоящее время под профессиональным выгоранием понимают негативные изменения в состоянии личности человека под влиянием профессиональных стрессоров — неблагоприятных факторов, вытекающих из особенностей самой деятельности. Профессиональный стресс — это многомерный феномен, выражающийся в физиологических и психологических реакциях на сложную рабочую ситуацию. Развитие стресс-реакций возможно даже в прогрессивных, хорошо управляемых организациях, что обусловлено не только структурно-организационными особенностями, но и характером работы, личностными отношениями сотрудников, их взаимодействием.

Стресс, связанный с работой, — это возможная реакция организма, когда к людям предъявляются требования, не соответствующие уровню их знаний и навыков. В ходе проведенного опроса в 15 странах Европейского союза 56% рабочих отмечали высокие темпы работы, 60% — жесткие сроки ее выполнения, 40% — ее монотонность, свыше трети не имели возможности оказать какое-либо влияние на порядок выполнения заданий. Связанные с работой стрессовые факторы способствуют развитию проблем со здоровьем. Так, 15% работающих жаловались на головную боль, 23% — на боль в области шеи и плеч, 23% — на усталость, 28% — на стресс и 33% — на боль в спине. Почти каждый 10-й сообщил, что к нему на рабочем месте применяют тактику запугивания.

Еще одним феноменом, характерным для многих производств, является психическое насилие, причина которого — ухудшение межличностных отношений и организационные дисфункции. Наиболее распространенной формой такого насилия является злоупотребление властью по отношению к людям, не способным защитить себя.

Экономические потери от производственного стресса и связанных с ним проблем, с психическим здоровьем работающих оказываются достаточно высокими (около 265 млрд евро ежегодно для 15 государств Европейского союза).

В наши дни из-за быстро меняющихся социально-экономических и политических ситуаций, увеличения нервно-психических и информационных нагрузок, диверсификации производства, роста конкурентности проблемы управления производственными стрессами становятся все более актуальными [24].

К профессиональным стрессорам относят:

· Хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность. Такая деятельность связана с интенсивным общением, с целенаправленным восприятием партнеров и воздействием на них.

· Дестабилизирующая организация деятельности. Основные ее признаки: нечеткая организация и планирование труда, недостаток оборудования, плохо структурированная и расплывчатая информация.

· Повышенная ответственность за исполняемые функции и операции. Представители массовых профессий обычно работают в режиме внешнего и внутреннего контроля. Прежде всего, это касается медиков, педагогов, воспитателей, работников правоохранительных органиов, обслуживающего персонала.

3 стр., 1213 слов

Эмоциональный стресс и социальные контакты

... в условиях обучения и т.д. 4. Одной из ярких разновидностей эмоционального стресса является эмоциональное выгорание. Эмоциональное выгорание – относительно устойчивое состояние, симптомами которого являются снижение мотивации к работе, повышенная конфликтность и возрастающее ...

· Неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности. Таковая определяется двумя основными обстоятельствами: конфликтностью по вертикали, в системе «руководитель-подчиненный», и по горизонтали, в системе «коллега-коллега».

· Психологически трудный контингент, с которым имеет дело профессионал в сфере общения [16].

Согласно концепции Г. Селье, работа в стрессовой обстановке приводит к мобилизации внутренних ресурсов и может вызвать как острые нарушения, так и отсроченные последствия. На протяжении первых трех лет воздействия стресс-факторов возрастает число острых состояний и реакций (психозы, инфаркты), а затем начинают преобладать хронические болезни (ишемическая болезнь сердца, депрессия, болезни почек, иммунологические заболевания и др.).

Количество стресс-реакций возрастает по «принципу ускорения», когда уже развившаяся стресс-реакция приводит к изменениям в жизни и новым стрессам, и «принципу заразительности», весьма выраженному в производственных коллективах.

В результате «сгорания» человек теряет психическую энергию, у него развиваются психосоматическая усталость (изнурение), эмоциональное истощение («исчерпывание ресурсов»), появляются немотивированное беспокойство, тревога, раздражительность, возникают вегетативные расстройства, снижается самооценка, утрачивается осознание смысла собственной профессиональной деятельности.

Синдром эмоционального выгорания рассматривается как результат неблагоприятного разрешения стресса на рабочем месте, при этом следует отметить, что профессиональная специфика сказывается лишь на определенной степени стрессогенности отдельных факторов. Связь между производственными стресс-факторами и симптомами выгорания выявлена:

· между общим (суммарным) показателем выгорания и характеристиками работы (значимостью задачи, продуктивностью, намерениями поменять работу);

· между деперсонализацией и недисциплинированностью, плохими отношениями с семьей и друзьями;

· между эмоциональным истощением и психосоматическими заболеваниями, между персональными достижениями и отношением к профессиональным обязанностям, значимостью работы и др.

В результате длительного воздействия профессиональных стрессоров может наблюдаться следующая негативная динамика: хронический стресс — истощение личностных ресурсов — выгорание, или профессиональная деформация личности. Таким образом, длительный профессиональный стресс может приводить к устойчивым негативным личностным изменениям.

Дж. Гринберг предлагает рассматривать эмоциональное выгорание как пятиступенчатый прогрессирующий процесс [11].

· На первой стадии («медовый месяц») работник в общем доволен работой и заданиями, относится к ним с энтузиазмом. Однако по мере продолжения рабочих стрессов профессиональная деятельность начинает приносить все меньше удовлетворения, и работник становится все менее энергичным.

· Вторую стадию («недостаток топлива») характеризуют появление усталости, апатии, могут возникнуть проблемы со сном. При отсутствии дополнительной мотивации и стимулирования у работника теряется интерес к своему труду или утрачивается привлекательность работы в данной организации, соответственно снижается продуктивность его деятельности. Возможны нарушения трудовой дисциплины. В случае «высокой» мотивации работник может продолжать «гореть», подпитываясь внутренними ресурсами, но в ущерб своему здоровью.

1 стр., 373 слов

Мотивация профессиональной деятельности

Инструкция: «Прочитайте нижеперечисленные побуждения в профессиональной деятельности и дайте оценку их значимости для вас по пятибалльной шкале». В очень ... процесса и результата труда 7. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности Обработка: Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной ...

· На третьей стадии (хронические симптомы) чрезмерная работа без отдыха приводит к таким физическим явлениям, как изнемождение и подверженность заболеваниям, а так же психологическим переживаниям — хронической раздражительности, обостренной злобе или чувству подавленности, «загнанности в угол». Присутствует постоянное переживание нехватки времени (синдром менеджера).

· Четвертая стадия (кризис) характеризуется развитием хронических заболеваний, в результате чего человек частично или полностью теряет работоспособность. Усиливаются переживания неудовлетворенностью собственной неэффективностью и качеством жизни.

· На пятой стадии («пробивание стены») физические и психологические проблемы переходят в острую форму и могут спровоцировать развитие опасных заболеваний, угрожающих жизни человека. У работника появляется столько проблем, что его карьера оказывается под угрозой.

В настоящее время выделяют три фазы синдрома эмоционального выгорания:

· фаза напряжения — переживание психотравмирующих ситуаций, неудовлетворенность собой, снижение самооценки, тревога и депрессия;

· фаза резистентности — неадекватное избирательное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, сужение сферы эмоционального реагирования, редукция профессиональх обязанностей;

· фаза истощения — дефицит эмоций, эмоциональная отстраненность, психосоматические и психовегетативные нарушения [18].

Часто в трехфазную модель синдрома выгорания добавляют четвертую фазу — химическую зависимость, которая характеризуется головными болями, нарушениями сна, повышением раздражительности, тревожности, агрессии, употреблением психоактивных веществ. Химическая зависимость демонстрирует неспособность и нежелание решать проблемы. Этот фактор сближает синдром выгорания с депрессией.

Таким образом, синдром эмоционального выгорания можно определить как сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение, возникающее вследствие продолжительной эмоциональной нагрузки.

1.2. Характеристика состояния и симптомов, приводящих к эмоциональному выгоранию

Характеристика состояния и симптомов эмоционального выгорания с позиции В.В.Бойко

В.В.Бойко (1996) рассматривает симптомы трех фаз эмоционального выгорания.

Фаза «напряжения». Нервное напряжение служит предвестником и «запускающим» механизмом в формировании эмоционального выгорания. Тревожное напряжение включает несколько симптомов:

1. Симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств». Проявляется усиливающимся осознанием психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, которые трудно или вовсе не устранимы.

2. Симптом «неудовлетворенности собой». В результате неудач или неспособности повлиять на психотравмирующие обстоятельства, человек обычно испытывает недовольство собой, избранной профессией, занимаемой должностью, конкретными обязанностями.

3. Симптом «загнанности в клетку». Является логическим продолжением развивающегося стресса. Это состояние интеллектуально — эмоционального затора, тупика.

4. Симптом «тревоги и депрессии». Обнаруживается в профессиональной деятельности в особо сложных обстоятельствах, побуждающих к эмоциональному выгоранию как средству психологической защиты.

16 стр., 7930 слов

Особенности развития синдрома эмоционального выгорания педагогов ...

... школы. Предмет: особенности профессионального выгорания педагогов. Гипотеза: можно предположить, что синдром эмоционального выгорания развивается в процессе длительной профессиональной деятельности педагога и зависит ... и приложения. 1. Особенности развития синдрома профессионального выгорания 1.1 Профессиональное выгорание: понятие, симптомы, причины и фазы развития Научный и практический ...

Фаза «резистентности». Выделение ее в самостоятельную фазу условно. Сопротивление нарастающему стрессу начинается с момента появления тревожности. Формирование защиты с участием эмоционального выгорания происходит на фоне следующих явлений:

1. Симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования». Профессионал неадекватно экономит на эмоциях, ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования в ходе рабочих контактов.

2. Симптом «эмоционально — нравственной дезориентировки». Он как бы углубляет неадекватную реакцию в отношениях с деловыми партнерами. Нередко у профессионала возникает потребность в самооправдании: не проявляя должного эмоционального отношения к субъекту, он защищает свою стратегию.

3. Симптом «расширение сферы экономии эмоций». Это явление эмоционального выгорания имеет место тогда, когда данная форма защиты осуществляется вне профессиональной области — в общении с родными, знакомыми.

4. Симптом «редукции профессиональных обязанностей». Термин редукция означает упрощение. В профессиональной деятельности редукция проявляется в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат.

Фаза «истощения». Характеризуется падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы.

1. Симптом «эмоционального дефицита». К профессионалу приходит ощущение, что он уже не может помогать субъектам своей деятельности. Не в состояние войти в их положение, соучаствовать и сопереживать, отзываться на ситуации, которые должны трогать, побуждать, усиливать интеллектуальную, волевую и нравственную отдачу.

2. Симптом «эмоциональной отстраненности». Личность почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности. Ее почти ничего не волнует, не вызывает эмоционального отклика — ни позитивные обстоятельства, ни отрицательные.

3. Симптом «личностной отстраненности, или деперсонализации». Отмечается полная или частичная утрата интереса к человеку — субъекту профессионального действия. Возникает деперсонализированный защитный эмоционально — волевой антигуманистический настрой. Работа кажется не интересной, не представляет социальной ценности.

4. Симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений». Симптом проявляется на уровне физического и психического самочувствия. Обычно он образуется по условно-рефлекторной связи негативного свойства: многое из того, что касается субъектов профессиональной деятельности, провоцирует отклонения в соматических или психических состояниях [6].

С точки зрения В.В. Бойко, эмоциональное выгорание включает три фазы, характеризующиеся определенными симптомами. Трехфазная модель описывает фазы: «напряжения», «резистентности», «истощения».

Характеристика состояния и симптомов эмоционального выгорания с точки зрения К. Маслач (1976)

К. Маслач (1976) определяет синдром «burnout» как трехмерную конструкцию, включающую в себя эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений.

1. эмоциональное истощение — как чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственно работой;

12 стр., 5864 слов

Характеристика профессионально–педагогической деятельности педагога ...

... направленности личности преподавателей и мастеров производственного обучения являются: социально-профессиональные ориентации, профессионально-педагогические интересы, мотивы профессиональной деятельности и самосовершенствование профессиональной позиции педагога, педагогический долг и ответственность, педагогическая справедливость, ...

2. деперсонализацию — как циничное отношение к труду и объектам своего труда;

3. редукцию профессиональных достижений — как возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.

Таким образом, с позиции К. Маслач, в развитии эмоционального выгорания основными составляющими являются: эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция профессиональных достижений.

Современный взгляд на симптомы эмоционального выгорания

Е.В. Елфимова выделяет пять ключевых групп симптомов (2010):

· физические — усталость, физическое утомление, истощение; изменение веса; недостаточный сон, бессонница; плохое общее состояние здоровья; затрудненное дыхание, одышка; тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожь; повышение артериального давления;

· эмоциональные — недостаток эмоций; пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни; безразличие, усталость; ощущение беспомощности и безнадежности; агрессивность, раздражительность; тревога, усиление иррационального беспокойства; неспособность сосредоточиться; депрессия, чувство вины; истерики, душевные страдания; потеря идеалов, надежд и профессиональных перспектив; увеличение деперсонализации — люди становятся безликими, преобладает чувство одиночества;

· поведенческие — при работе более 45 часов в неделю; во время работы появляется усталость и желание отдохнуть; безразличие к еде; малая физическая нагрузка; оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств; несчастные случаю — падения, травмы, аварии; импульсивное эмоциональное поведение;

· интеллектуальные — падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам в решении проблем; скука, тоска, апатия, снижение вкуса и интереса к жизни; большее предпочтение стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу; цинизм или безразличие к новшествам; малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах — тренингах, образовании; формальное выполнение работы;

· социальные — низкая социальная активность; падение интереса к досугу, увлечениям; социальные контакты ограничиваются работой; скудные отношения на работе и дома; ощущение изоляции, непонимания других и другими; ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег.

Таким образом, эмоциональное выгорание — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Эмоциональное выгорание является формой профессиональной деформации личности, развивается поэтапно и для каждого этапа характерны определенные признаки.

2. Взаимосвязь личностных характеристик профессионала и эмоционального выгорания

2.1 Черты личности профессионала, влияющие на эмоциональное выгорание

3 стр., 1020 слов

Главным пониманием своего вампиризма является чувство эмоциональной ...

... Я ВАМПИР? Главным пониманием своего вампиризма является чувство эмоциональной зависимости от людей или событий. Когда вы начинаете ощущать ломку без ... вампирит. Если человек сам по себе не вампир и живет самодостаточной жизнью, не зависит ни от кого эмоционально и сохраняет ... — это тоже своего рода энергетический вампиризм, ведь спасая человека, нам отдается огромное количество энергии, и многие так на ...

Ключевыми компонентами развития симптома эмоционального выгорания является несоответствие между личностью, ее способностью противостоять стрессу и требованиям окружающей среды [18].

Личность человека — достаточно целостная и устойчивая структура, и ей свойственно искать пути защиты от деформации. Одним из способов такой психологической защиты и является синдром эмоционального выгорания. Основная причина развития синдрома эмоционального выгорания является несоответствие между личностью и работой, между повышенными требованиями руководителя к работнику и реальными возможностями последнего. Зачастую синдром эмоционального выгорания вызывается несоответствием между стремлением работников иметь большую степень самостоятельности в работе, самим искать способы и методы достижения тех результатов, за которые они отвечают, и жесткой, нерациональной политикой администрации в организации рабочей активности и контроля за ней. Результат такого контроля — возникновение чувств бесполезности своей деятельности и отсутствие ответственности.

Отсутствие должного вознаграждения за работу переживается работником как непризнание его труда, что может также привести к эмоциональной апатии, снижению эмоциональной вовлеченности в дела коллектива, возникновению чувства несправедливого к нему отношения и, соответственно, к выгоранию.

Среди черт личности профессионала, влияющих на эмоциональное выгорание, наиболее важны следующие [14]:

· Склонность к эмоциональной ригидности. Эмоциональное выгорание как средство психологической защиты возникает быстрее у тех, кто менее реактивен и восприимчив, более эмоционально сдержан. Формирование СЭВ будет проходить медленнее у людей импульсивных, обладающих подвижными нервными процессами.

· Интенсивная интериоризация (восприятие и переживание) обстоятельств профессиональной деятельности. Данное психологическое явление возникает у людей с повышенной ответственностью за порученное дело, исполняемую роль. Постепенно эмоционально-энергетические ресурсы истощаются, возникает необходимость восстанавливать их или беречь, прибегая к тем или иным приемам психологической защиты.

· Слабая мотивация в профессиональной деятельности.

· Нравственные дефекты и дезориентация личности. Нравственный дефект обусловлен неспособностью включать во взаимодействие с деловыми партнерами такие моральные категории, как совесть, добродетель, добропорядочность, честность, уважение прав и достоинства другой личности.

Американские исследователи выделили три группы факторов, оказывающих влияние на развитие синдрома «выгорания» в профессиях «человек — человек» [5]:

· личностные факторы — соотношение экстернальности и интернальности; уровень реактивности; пол; возраст; авторитаризм; самоуважение; «трудоголизм»; уровень эмпатии; наличие мотивации; степень удовлетворенности профессией и профессиональным ростом; стаж работы и др.;

· ролевые факторы — участие в ролевых конфликтах; ролевая неопределенность;

· организационные факторы — время, затрачиваемое на работу; неопределенное содержание труда; работа, требующая исключительной продуктивности и постоянного повышенного профессионализма; работа, требующая постоянной подготовки (тренировки); неопределенность или недостаток ответственности; характер руководства, не соответствующий содержанию работы [13].

6 стр., 2542 слов

Понятие стресса, адаптация человека к стрессу

... адаптационного процесса. Одним из факторов стресса является эмоциональная напряженность, которая физиологически выражается в изменениях эндокринной системы человека. К примеру, при экспериментальных ... соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который (процесс) позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать ...

Е.В. Елфимова выделяет следующие наиболее важные личностные характеристики, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания:

1. повышенная личностная тревожность;

2. пониженная самооценка, склонность к переживанию чувства вины;

3. выраженная эмоциональная лабильность;

4. наружный локус контроля (в жизни опираются на случайность, удачу, достижения и мнения других людей);

5. пассивные, избегающие стратегии выхода из сложных ситуаций

Особенно быстро «выгорают» сотрудники, имеющие интравертированный характер, индивидуально-психологические особенности которых не согласуются с профессиональными требованиями коммуникативных профессий.

Люди — интраверты «погружены в себя», замкнуты, не нуждаются в общении, сдержанны. Они не обладают избытком жизненной энергии, характеризуются скромностью и застенчивостью, склонны к замкнутости и концентрации на предмете профессиональной деятельности. Именно такие работники способны накапливать профессиональный дискомфорт без «сбрасывания» отрицательных переживаний во внешнюю среду.

Синдрому профессионального выгорания больше подвержены люди, испытывающие постоянный внутриличностный конфликт в связи с работой. Чаще всего это женщины, переживающие внутреннее противоречие между работой и семьей, а так же дополнительный прессинг в связи с необходимостью постоянно доказывать свои профессиональные возможности в условиях жесткой конкуренции с мужчинами.

Так же профессиональному выгоранию подвержены работники, профессиональная деятельность которых проходит в условиях острой нестабильности и хронического страха потери рабочего места. В России к этой группе относятся, прежде всего, люди старше 45 лет, для которых вероятность нахождения нового рабочего места в случае неудовлетворительных условий труда на старой работе резко снижается по причине возраста.

На фоне перманентного стресса синдром выгорания проявляется, когда человек попадает в новую, непривычную обстановку, в которой он должен проявить высокую эффективность. Например, после лояльных условий обучения в высшем учебном заведении на дневном отделении молодой специалист начинает выполнять работу, связанную с высокой ответственностью, и остро чувствует свои некомпетентность. В этом случае симптомы выгорания могут проявиться уже после шести месяцев работы.

Синдрому выгорания больше подвержены жители мегаполисов, которые живут в условиях навязанного общения и взаимодействия с большим количеством незнакомых людей в общественных местах.

Людей, подверженных синдрому эмоционального выгорания, можно разделить на три типа:

· «педантичный» — отличается добросовестностью, возведенной в абсолют, чрезмерной болезненной аккуратностью, стремлением в любом деле добиться образцового порядка (пусть в ущерб себе);

· «демонстративный» — стремятся первенствовать во всем, всегда быть на виду, вместе с тем им свойственна высокая степень истощаемости при выполнении незаметной рутинной работы;

· «эмотивный» — чувствительны и впечатлительны, их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с саморазрушением, и это при явной нехватке сил сопротивляться любым неблагополучным обстоятельствам.

Установлена взаимосвязь «сгорания» с неконструктивными моделями поведения в проблемных производственных ситуациях и определенным личностным симптомокомплексом (личностными «факторами риска»).

Многие исследователи предпринимают попытки обнаружить связь между производственными стресс-факторами и симптомами «выгорания». Значимые корреляции были обнаружены: между общим (суммарным) показателем «выгорания» и характеристиками работы: значимостью задачи, продуктивностью, намерениями поменять работу; между деперсонализацией и прогулами (недисциплинированностью), плохими отношениями с семьей и с друзьями; между эмоциональным истощением и психосоматическими заболеваниями; между персональными достижениями и отношением к профессиональным обязанностям, значимостью работы и другое [10].

Таким образом, развитию основных симптомов синдрома эмоционального выгорания способствуют личностные особенности: высокий уровень эмоциональной лабильности; высокий самоконтроль, особенно при волевом подавлении отрицательных эмоций; рационализация мотивов своего поведения; склонность к повышенной тревоге и депрессивным реакциям, связанным с недостижимостью «внутреннего стандарта» и блокированием в себе негативных переживаний; ригидная личностная структура.

2.2. Особенности влияния эмоционального выгорания для развития личности профессионала

Вернемся еще раз к определению эмоционального выгорания. Доктор К. Маслач подчеркивает, что выгорание — это не потеря творческого потенциала, не реакция на скуку, а «эмоциональное истощение, возникающее на фоне стресса, вызванного межличностным общением».

Эмоциональное выгорание — это реакция человека на профессиональный стресс. В этом случае человек напрягается, изменяется работа его физиологической системы, появляются отрицательные эмоции.

Когда стрессовые атаки часты и сильны, энергетических ресурсов в организме может не хватить, адаптационные механизмы выйдут из строя. Из-за истощения, связанного с эмоциональным выгоранием, все труднее стимулировать угасающие функции организма. Это бывает, когда отключаются могучие силы саморегуляции, когда внезапно действует очередная отрицательная эмоция на всю тяжесть стрессовой ситуации [25].

В ходе развития стресса наблюдают три стадии [15]

1. Стадия тревоги, возникающая при появлении раздражителя, вызывающего стресс. Наличие такого раздражителя вызывает ряд физиологических изменений: у человека учащается дыхание, несколько поднимается давление, повышается пульс. Изменяются и психические функции: усиливается возбуждение, все внимание концентрируется на раздражителе, проявляется повышенный личностный контроль ситуации. Все вместе призвано мобилизовать защитные возможности организма и механизмы саморегуляции на защиту от стресса. Если этого действия достаточно, то тревога и волнение утихают, стресс заканчивается. Большинство стрессов разрешается на этой стадии.

2. Стадия сопротивления. Наступает в случае, если вызвавший стресс фактор продолжает действовать. Организм защищается от стресса, расходуя «резервный» запас сил, с максимальной нагрузкой на все системы организма.

3. Стадия истощения. Если раздражитель продолжает действовать, то происходит уменьшение возможностей противостояния стрессу, так как истощаются резервы человека. Снижается общая сопротивляемость организма. Стресс «захватывает» человека и может привести его к болезни. При воздействии раздражающего фактора у человека формируется оценка ситуации как угрожающей. Наличие осознанной угрозы — это основной стрессовый фактор человека.

Р.М. Грановская (1997) отмечает положительное влияние стресса умеренной силы на ряд психологических свойств, но они непродолжительны, улучшение внимания, повышение заинтересованности человека в достижении поставленной цели, положительная эмоциональная окраска процесса работы. Она определяет стресс как совокупность стереотипных, филогенетических запрограммированных неспецифических реакций организма, подготавливающих его к физической активности, т.е. к сопротивлению, борьбе или бегству. Слабые воздействия не приводят к стрессу, он возникает только тогда, когда влияние стресса превосходит обычные приспособительные возможности человека. Отрицательные эмоции возникают в ситуации неопределенности, дефицита информации, необходимой для организации действий.

Развитие отрицательных эмоций тесно связано с фрустрацией. Из психологического словаря: «фрустрация» (от латинского — обман, расстройство, разрушение планов):

1) психическое состояние, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения. Вызывается объективно неопределимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи;

2) состояние краха или подавленности, вызванное переживанием неудачи…» [20].

Сущность стрессовой реакции заключается в «подготовительном» возбуждении, активации, необходимой для готовности к физическому напряжению. В базе данных головного мозга помимо всех прочих есть и рефлекс, который автоматически срабатывает всякий раз, когда ситуация кажется угрожающей. Главный результат всех стремительно происходящих процессов — скачкообразное повышение имеющейся у человека энергии, чтобы можно было воспользоваться ею при встрече с опасностью [15]

При активной реакции на стресс мыслительные процессы могут измениться в сторону схематизации, обобщения ситуации с выделением главных аспектов приложения усилий. Однако гиперактивная, импульсивная реакция, порождая излишнюю суетливость и неоправданную спешку, приводит к увеличению количества ошибок при сохранении или даже возрастании темпа деятельности. Избыточно тормозная реакция ведет к замедленному выполнению мыслительных операций, повышению инерционности при выработке новых навыков или при переучивании.

В.Д. Небылицын (1996) классифицировал признаки стресса по блокам:

-..физиологические признаки: учащенное дыхание, частый пульс, покраснение или побледнение кожи лица, увеличение адреналина в крови, потение;

— психологические признаки: изменение динамики психических функций, чаще всего замедление мыслительных операций, рассеивание внимания, ослабление функции памяти, уменьшение сенсорной чувствительности, торможение процесса принятия решения;

— личностные признаки: полное подавление воли, снижение самоконтроля, пассивность и стереотипность поведения, неспособность к творческим решениям, повышенная внушаемость, страх, тревожность, немотивированное беспокойство;

— медицинские признаки: повышенная нервозность, наличие истерических реакций, обмороки, аффекты, головные боли, бессонница.

Б. Колодзин (2004) отмечает следующие внешние признаки воздействия стресса: немотивированная бдительность; «взрывная» реакция; притупленность эмоций; агрессивность; стремление решать проблемы с помощью грубой силы; нарушения памяти и концентрация внимания; депрессия и сопутствующее ей нервное истощение, апатия и отрицательное отношение к жизни; общая тревожность; приступы ярости; злоупотребление наркотическими и лекарственными веществами; непрошеные воспоминания; бессонница (трудности с засыпанием и прерывистый сон); мысли о самоубийстве.

В процессе трудовой деятельности человек постоянно сталкивается с различными стрессорами, которые оказывают влияние на общее психологическое состояние личности, проявляясь в поведенческих реакциях и отражаясь на результатах деятельности.

Существует тесная взаимосвязь между профессиональным выгоранием и мотивацией деятельности. Выгорание может приводить к снижению профессиональной мотивации: напряженная работа постепенно превращается в бессодержательное занятие, появляется апатия и даже негативизм по отношению к своим обязанностям, которые сводятся к минимуму. Психическому выгоранию в большей степени подвержены трудоголики — те, кто работает с высокой самоотдачей, ответственностью, установкой на постоянный рабочий процесс.

Психологи отмечают следующее особенности влияния эмоционального выгорания на развитие личности профессионала: невосприимчивость к новому, попытка переложить ответственность на других, решение возникающих проблем и задач только в краткосрочной перспективе, потеря интереса к работе и т.д.

Таким образом, эмоциональное выгорание оказывает негативное влияние на профессиональную деятельность: снижается эффективность профессиональной деятельности, уровень квалификации профессионала, мотивация, утрачивается творческий подход к решению задач, увеличивается число конфликтов на работе и дома, наблюдается переход на другую работу, смена профессии, а так же расстройство психического и соматического здоровья.

Заключение

Синдром эмоционального выгорания можно определить как сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение, возникающее вследствие продолжительной эмоциональной нагрузки.

Эмоциональное выгорание — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Эмоциональное выгорание является формой профессиональной деформации личности, развивается поэтапно и для каждого этапа характерны определенные симптомы.

Развитию основных симптомов синдрома эмоционального выгорания способствуют личностные черты, такие как: высокий уровень эмоциональной лабильности; высокий самоконтроль, особенно при волевом подавлении отрицательных эмоций; рационализация мотивов своего поведения; склонность к повышенной тревоге и депрессивным реакциям, связанным с недостижимостью «внутреннего стандарта» и блокированием в себе негативных переживаний; ригидная личностная структура.

Эмоциональное выгорание оказывает негативное влияние на профессиональную деятельность: снижается эффективность профессиональной деятельности, уровень квалификации профессионала, мотивация, утрачивается творческий подход к решению задач, увеличивается число конфликтов на работе и дома, наблюдается переход на другую работу, смена профессии, а так же расстройство психического и соматического здоровья.

С целью профилактики и устранения симптомов эмоционального выгорания необходимо:

1. Определение краткосрочных и долгосрочных целей. Первое не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что лидер находится на правильном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию. Достижение краткосрочных целей — успех, который повышает степень самовоспитания. К концу очередного рабочего года очень важно включить цели, доставляющие удовольствие.

2. Общение. Когда руководители анализируют свои чувства и ощущения и делятся ими с другими, вероятность «выгорания» значительно снижается или этот процесс менее выражен. Поэтому рекомендуется, чтобы лидеры делились своими чувствами с коллегами и искали у них социальной поддержки. Если вы делитесь своими отрицательными эмоциями с коллегами, те могут помочь найти вам разумное решение возникшей у вас проблемы.

3. Использование «тайм-аутов». Для обеспечения психического и физического благополучия очень важны «тайм-ауты», т.е. отдых от работы и других нагрузок. Работники любой сферы имеют отпуск, отдыхают во время праздников и в выходные дни. В наше сложное время, когда темп жизни все ускоряется, новые украинские лидеры работают практически без перерывов круглый год, находясь постоянно под действием стресса.

4. Овладение умениями и навыками саморегуляции. Овладение такими психологическими умениями и навыками, как релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь, способствует снижению уровня стресса, ведущего к «выгоранию». Например, определение реальных целей помогает сбалансировать профессиональную деятельность и личную жизнь. Определяя реальные цели, следует находить время и для работы, и для личной жизни, что будет способствовать предотвращению «выгорания».

5. Сохранение положительной точки зрения. Найдите людей, которые обеспечат социальную поддержку и, следовательно, помогут сохранить положительную точку зрения в отношении ваших действий.

6. Контроль эмоций, возникающих после завершения намеченной работы. Большинство лидеров знают, как важно уметь контролировать чувство тревожности и напряженности при решении профессиональных задач. Но завершение работы не всегда устраняет сильные психологические чувства, особенно если работа не принесла нужных результатов. Эмоции часто усиливаются и проявляются в ссорах с коллегами и подчиненными или, наоборот, в депрессии, которая приводит к «выгоранию».

7. Поддержание хорошей спортивной формы. Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь. Хронический стресс воздействует на организм человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую спортивную форму с помощью физических упражнений и рациональной диеты. Неправильное питание, увеличение или снижение массы тела отрицательно влияют на уровень самооценки и способствуют развитию синдрома «выгорания». Когда вы испытываете определенный стресс, попытайтесь сохранить хорошую спортивную форму, что поможет вам остаться устойчивым и психически.

эмоциональный психофизиологический стрессовый синдром

Список литературы

1. Александровский Ю. Состояние психической дезадаптации и их компенсация /Ю. Александровский. — М.: Медицина, 1993. — 367 с.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. — 339 с.

3. Барри М. Стоу Антология организационной психологии/ Барри М. Стоу; (Пер. с англ.: С.Е.Пале).

— М.:ООО «Вершина», 2005.- 712с.

4. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности /С.П. Безносов. — Издательство «Речь», 2004. — 272с.

5. Березин Ф.Б. Психологическая и психофизическая адаптация человека/ Ф.Б. Березин, Л. — 1988. -243 с.

6. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других /В.В. Бойко. — М, 1996. — 256 с.

7. Большой толковый психологический словарь.:В 2т. / Под ред. А. Ребера, — М.: Вече АСТ, 2001. — 764с.

8. Водопьянова Н.Е. Психологическое «выгорание» /Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова //Мир медицины. — 2001. — № 7 — 8. — С.39-41.

9. Водопьянова Н.Е. Психологическое «выгорание» /Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова //Мир медицины. — 2001. — № 9 — 10. — С.44-45.

10. Водопьянова Н.Е. Психологическое «выгорания» Водопьянова Стоматолог. — 2002. — №7. — C.11-15.

11. Гринберг Д. Управление стрессом. СПб.- 2002. -206 с.

12. Елфимова Е.В. Синдром эмоционального выгорания у медицинских работников /Е.В. Елфимова, М.А. Елфимов // Заместитель главного врача.- 2010. — № 3. — С.102 — 111.

13. Ильин Е.П. Эмоции и чувства/Е.П. Ильин. — СПб.: Питер, 2002. — 752 с.

14. Климов П.Н. Управление стрессом в профессиональной деятельности.// Кадровый менеджмент. — 2003. — №6. — С.24 — 27.

15. Колодзин Б. Как жить после психической травмы / Б. Колодзин. — СПб.: Издательство «Речь», 2004. — 290с.

16. Конечный Р. Психология в медицине /Р. Конечный, М. Боухал, — Прага: Авиценум, 1983. — 436с.

17. Леонова А.Б. Психология труда и организационная психология / Леонова А.Б., Чебышева О.Н. — м., 1995.- 453с.

18. Орел В.Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии В.Е. Орел. Ярославль, 1999. -119 с.

19. Психологический словарь./ В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева и др. — Ростов н/Д.: Феникс, 2003, — 640с.

20. Реан А.А., Баранов А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей/А.А. Реан, А.А. Баранов//Вопросы психологии. — 1997. — № 1. — С. 45-53.

21. Самыкина Н. Синдром выгорания у сотрудников пенитенциарной системы /Н. Самыкина, В. Сулицкий //Социальная психология. — 2005. — №6. С.33-38.

22. Селье Г. Стресс без дистресса /Г. Селье. — М.: Прогресс, 1982. — 210с.

23. Сидоров П.И. Клиническая психология /П.И. Сидоров, А.В. Парняков. — М.: ГЭОТАР — МЕД, 2002. 864 с.: ил.

24. Сидоров П.И. Синдром эмоционального выгорания /П.И. Сидоров// Медицинская газета. — 2005 г . — № 43.

25. Форманюк Т.В. Синдром эмоционального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя/Т.В. Форманюк//Вопросы психологии. — М.: Школа-Пресс, 1994. — № 6. — С. 57-63.

Размещено на