4062 Д
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретический аспект развития ловкости у детей 5 – 6 лет с дизартрией на физкультурных занятиях 8
1.1 Сущностные характеристики ловкости. Особенности развития ловкости у детей 5-6 лет в ДОУ 8
1.2 Особенности физического и нервно-психического развития детей 5 – 6 лет с дизартрией 13
1.3 Пути развития ловкости у детей 5-6 лет с дизартрией на физкультурных занятиях 22
Вывод по главе 1 33
Список литературы 35
Введение
В современных условиях значительно увеличился объем деятельности, осуществляемой в вероятных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движения, их рациональности. Все эти качества или способности связывают в теории физического воспитания с понятием «ловкость».
Необходимость целенаправленного развития способностей оптимально регулировать, (т. е. точно, быстро, рационально) управлять движениями, быстро усваивать сложно координационные, точные движения и перестраивать свою деятельность в зависимости от условий — все это характеризует ловкость.
Согласно Н.А. Бернштейну, ловкость — «чрезвычайно универсальное, разностороннее». Об этом физическом качестве можно многое сказать: это и функция управления, а в связи с этим главенствующее место по ее осуществлению занимает центральная нервная система. Управлять же для реализации ловкости т. е. ей приходится очень многим. Прежде всего двигательная ловкость проявляется во всевозможных случаях: профессиональных навыках, рабочих движениях, в быту, в домашнем хозяйстве, в гимнастике, легкой атлетике, спортивных играх, акробатике, в военной деятельности и т. д. Притягательное свойство ловкости, ее доступности т. е. особенность ее, которая дает шанс человеку с самыми средними телесными данными одержать верх в самым сложных ситуациях, ловкость не какое — то неизменяемое прирожденное свойство, она поддается упражнению, ее можно выработать в себе, добиться сильного повышения ее уровня. Как писал Н.А. Бернштей, «она -концентрат жизненного опыта по части движений и действий». Недаром ловкость повышается с годами и удерживается у человека дольше всех других его психофизических качеств. Двигательная ловкость это свое рода двигательная находчивость.
Ряд ученых подчеркивают, что ловкость является ведущим психофизическим качеством в формировании гармонично развитой личности (Н.А.Бернштейн, В.М.Зациорский, Е.П.Ильин, В.И.Лях, И.М.Туревский, В.С.Фарфель и др.).
Периоды развития теории управления
... справедливое распределение ответственности. Гилбрет – изучение утомляемости рабочего и его двигательной активности, пути улучшения общего состояния рабочего, научный отбор и изучение ... при изменении состояния внешней среды. пропорциональность производства и управления, соотносительность развития основного и вспомогательного производства. соотносительность и адекватность управляющей и управляемой ...
Так как, именно она обусловливает точность, ритмичность и согласованность отдельных движений, формирование ориентировки в пространстве, чувство равновесия, умения согласовывать свои действия с изменениями окружающей обстановки. Основу ловкости составляет подвижность двигательного навыка, автоматизация которого способствует освоению новых более сложных движений. Процессы антеципации и экстраполяции, специфичные для данного качества, обеспечивают, так называемый, «перенос навыков» по механизму условнорефлекторной деятельности (Н.А.Бернштейн, В.М.Зациорский, В.И.Лях, Л.П.Матвеев, А.Д.Новиков и др.).
Характерно, что у детей дошкольного возраста ловкость является наивысшим показателем сформированности двигательного навыка и рассматривается с ним в диалектическом единстве. Перенос двигательного опыта в игровую и самостоятельную двигательную деятельность является наиболее характерным проявлением ловкости (А.А.Гужаловский, Е.П.Ильин, П.Ф.Лесгафт, В.И.Лях, Е.А.Покровский, Э.Я.Степаненкова, И.М.Туревский, Н.С.Филитис и др.).
Работы Н.А.Бернштейна, В.И.Ляха, И.М.Туревского, В.С.Фарфеля и др. доказывают: ловкость является психофизическим качеством, которое базируется на морфофункциональных особенностях организма, и имеет, вследствие этого, ярко выраженную индивидуальность и неповторимость.
Люди с нарушениями речи — это люди, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.
Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.
Дети с дизартрией по своей клинико-психологической характеристике представляют собой крайне неоднородную группу. При этом нет взаимосвязи между тяжестью дефекта и выраженностью психопатологических отклонений. Дизартрия, в том числе и тяжелые ее формы, могут наблюдаться у детей с сохранным интеллектом, а легкие «стертые» ее проявления — как у детей с сохранным интеллектом, так и у детей с нарушениями интеллектуального развития.
Являясь одним из нарушений развития, дизартрия определяет особенное развитие ребенка, откладывает отпечаток на его личностную, социальную, образовательную сферы. Наличие такого рода особенностей влияет на формирование жизненного пространства человека, чем определяет появление определенного рода проблем.
Неоднократное упоминание данного факта, его значительная роль в организации социальной жизни людей с дизартрией определили тему нашей работы: «Развитие ловкости у детей 5 – 6 лет с дизартрией на физкультурных занятиях».
Клинико-психологическая характеристика детей с дизартрией
... развития: • дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием; • дизартрия у детей с церебральным параличом • дизартрия у детей с олигофренией • дизартрия у детей с гидроцефалией • дизартрия у детей с задержкой психического • дизартрия у детей ... ловкости ... занятия по восполнению пробелов в развитии звуковой стороны речи, то есть по формированию правильного (четкого) произношения звуков и развитию ...
Цель работы: обосновать теоретически и проверить эмпирически возможность развития ловкости у детей 5 – 6 лет с дизартрией на физкультурных занятиях.
Объект исследования: процесс развития ловкости у детей 5 – 6 лет с дизартрей.
Предмет исследования: пути развития ловкости у детей 5- 6 лет с дизартрией на физкультурных занятиях.
Гипотеза исследования: процесс развития ловкости у детей 5 – 6 лет с дизартрией на физкультурных занятиях будет проходить наиболее эффективно, если:
• учитывать данные диагностики развития ловкости детей 5 – 6 лет с дизартрией как одно из условий целенаправленной работы;
• разработать и внедрить комплекс двигательных заданий для детей 5 – 6 лет с дизартрией в содержание каждого физкультурного занятия;
• обеспечить грамотное руководство двигательной деятельностью детей 5 – 6 лет с дизартрией на физкультурных занятиях.
Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи:
1. изучить состояние проблемы развития ловкости у детей 5 – 6 лет с дизартрией на физкультурных занятиях в психолого-педагогической литературе;
2. провести диагностику уровня развития ловкости у детей 5 – 6 лет с дизартрией;
3. разработать и внедрить комплекс заданий на физкультурных занятиях с целью развития ловкости у детей 5 – 6 лет с дизартрией;
4. проверить эффективность проведенной работы.
Для решения поставленных задач нами были выбраны следующие методы исследования: изучение литературы, обобщение и систематизация теоретических материалов, тестирование, моделирование.
Базой исследования является Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Сказка» Челябинской области, Кунашакского района.
Этапы выполнения работы:
1 этап (октябрь – декабрь 2010) – изучение и анализ литературы по заявленной проблеме; диагностика уровня развития ловкости у детей экспериментальной группы.
2 этап (январь – апрель 2011 года) – разработка и внедрение комплекса двигательных заданий для физкультурных занятий с целью развития ловкости у детей 5 – 6 лет с дизартрией.
3 этап (апрель – май 2011 года) – контрольный этап эксперимента, оценка эффективности проводимой работы по развитию ловкости у детей 5 – 6 лет с дизартрией на физкультурных занятиях, обобщение и формулировка выводов, оформление работы.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1. Теоретический аспект развития ловкости у детей 5 – 6 лет с дизартрией на физкультурных занятиях
1.1 Сущностные характеристики ловкости. Особенности развития ловкости у детей 5-6 лет в ДОУ
Н.А. Бернштейн считал, что слово «Ловкость» — есть производная от слова «лов» — ловить. Первоначальное значение слова относится к охоте промыслу, ловле зверя, птицы, рыбы. С течением времени значение слова расширилось и перенесено было на человека, но смысл его мало изменился с тех пор. Ловкость по -прежнему определяется как способность нашего тела к проворству, ухватке, подвижности, гибкости.
По В.И. Далю, «Ловкость» — это значит « складный в движениях».
Именно «складывать» движений определяет ловкого прыгуна, бегуна именно умение многие движения рук, ног, туловища «складывать» в общее движение всего тела, дающие высший результат. Умение управлять своим телом и есть ловкость.
КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ 2
... функционирование других. Этот фактор определяет частое сочетание дизартрии у детей с другими речевыми расстройствами (задержкой речевого развития, общим недоразвитием речи, моторной алалией, заиканием). У ... затем в учебниках логопедии (О. В. Правдина, 1969). Важным этапом в развитии проблемы дизартрии является изучение локально-диагностических проявлений дизартричес-ких расстройств (работы Л. Б. ...
Ловкостью называется способность быстро овладевать новыми движениями и их сочетаниями, а так же умение действовать в изменяющихся условиях правильно, быстро и находчиво.
О высоком уровне развития ловкости свидетельствует хорошее выполнение детьми движений, включенных в подвижные игры с меняющимися условиями или осложненных дополнительными заданиями (бег змейкой, с убеганием препятствий и др.).
Многочисленные исследования последних десятилетий показали, что различные виды координационных проявлений человека в физической культуре, спорте, трудовой и военной деятельности, быту достаточно специфичны. Поэтому вместо существующего термина ловкость оказавшегося многозначным, нечетным и «житейским», ввели понятия координационные способности; стали говорить о системе таких способностей и необходимости дифференцированного подхода к их развитию.
Н.А.Бернштейн отмечал, что «в системе управления движениями одним из основных понятий, на основе которого строятся другие, является понятие координации движений «организация управляемости двигательного аппарата» Организация, программирование и управление любым двигательным действием происходят на разных этапах ЦНС по принципу динамической субординации. Это означает, что высшие (ведущие) уровни построения движений всегда реализуют смысловые и программирующие стороны движений, а низшие (фоновые) уровни, находящиеся под контролем высших, обслуживают исполнительские или моторные стороны движений (двигательный состав).
Сенсорные коррекции как ведущих, так и фоновых уровней (последние могут протекать бессознательно) обеспечивают двигательным действием устойчивость опорных частей тела, синергетическую плавность всех звеньев участвующей в кинематической цепи, экономичность мышечных затрат, пространственную точность, стабильность и т.д.
Ловкость выражается через совокупность координационных способностей, а также способностей выполнять двигательные действия с необходимой амплитудой движений (подвижностью в суставах).
Ловкость воспитывают посредством обучения двигательным действиям и решения двигательных задач, требующих постоянного изменения структуры действий. При обучении обязательным требованием является новизна разучиваемого упражнения и условий его применения. Элемент новизны поддерживается координационной трудностью действия и созданием внешних условий, затрудняющих выполнение упражнения. Решение двигательных задач предполагает выполнение освоенных двигательных действий в незнакомых ситуациях.
Координационные способности это умение человека наиболее совершенно, быстро, целесообразно, экономно, точно и находчиво решать двигательные задачи, при возникновении сложных и неожиданных ситуаций.
Координационные способности связаны с возможностями управления движениями в пространстве и времени и включают: а) пространственную ориентировку; б) точность воспроизведения движения по пространственным, силовым и временным параметрам; в) статическое и динамическое равновесие. Пространственная ориентировка подразумевает: 1)сохранение представлений о параметрах изменения внешних условий (ситуаций) и 2) умение перестраивать двигательное действие в соответствии с этими изменениями. Человек не просто реагирует на внешнюю ситуацию. Он д…
24.Условия труда
... тяжести относятся работы, при выполнении которых в результате весьма неблагоприятных (экстремальных) условий труда в конце рабочего периода ... особо неблагоприятных условиях труда явления, типичные для пятой категории тяжести, развиваются при выполнении работ вскоре ... показатели в момент трудового усилия (в процессе выполнения производственных операций), и прежде всего функции центральной нервной ...
**************************************************************