Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Приволжский исследовательский медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
(ФГБОУ ВО «ПИМУ» Минздрава России)
Кафедра психиатрии и медицинской психологии
Курс: Психология и педагогика
Курсовая работа:
Выполнила: студент(ка) 2-го курса
Лечебного факультета
Группы 23_ ___________
Проверила: доцент кафедры психиатрии
и медицинской психологии ПИМУ
Катунова В. В.
Нижний Новгород, 2018 г.
Содержание:
1. Введение………………………………………………………………………..….3
2. Ощущение и восприятие ………………………..………………………………..3
3. Мышление. Внимание. Память…………………………………………….……..
4. Речь…………………………………………………………………………………
5. Эмоции……………………………………………………………………………..
6. Коммуникативные способности………………………………………………….
7. Личность……………………………………………………………………………
8. Темперамент…………….…………………………………………………………
9. Характер…………………………………………………………………………..
10. Проективные тесты………………………………………..……………………..
11. Методика изучения мотивации обучения в ВУЗе Т. И. Ильиной…….…….
12. Тест СЖО – Дж. Крамбо, Леонард Махолик, Д. А. Леонтьев……………….
13. Методика определения мотивов выбора профессии Е. М. Павлютенкова…
14. Опросник терминальных ценностей И. Г. Сенина……………………………
15. ТОР………………………………………………………………………………
16. Выводы…………………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………………
Красным выделено то, что вы можете стереть, а потом — вставить свое. Голубым — то, что Катунова спрашивать не будет. Но у всех остальных преподавателей как бы было. Пустые места — для графиков. Я от руки рисовала.
1. Взаимоотношение психологии и психиатрии. Роль и значение экспериментально-психологического ...
... Предметы некоторых наук, объектом которых является человек Если психология изучает людей с нормальным поведением, то психиатрия изучает людей, чье поведение уже совсем неадекватно, выходит ... есть, психологией личности, персонологией, понимаемой как психологический аспект, охватывающий человека в целом. Наряду с этим, соразмерным себе предметом рассмотрения в качестве контекста, психиатрия включает ...
-
Введение
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
2. Ощущение и восприятие
Лабораторная работа №1 «Характеристика ощущений»
Ощущение – это психический процесс отражения единичных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Наиболее простая форма психической деятельности, рефлекторная реакция нервной системы на тот или иной раздражитель.
1 опыт. Результаты: наиболее чувствительными участками тела оказались: подушечки пальцев, ладонь (рабочий орган), запястный и локтевой сгибы (рецепторы оберегают вены).
Выводы: разные участки кожной поверхности имеют различную выраженность чувствительности тактильных ощущений. Причина – разная концентрация тактильных рецепторов.
2 опыт. Результаты: испытуемый №1 обладает низкой чувствительностью к различению веса, испытуемый №2 – высокой барочувствительностью. Порог барочувствительности в данном опыте = 0,5 г. Выводы: можно предположить, что высокая и низкая адекватность во втором опыте зависят от индивидуальных особенностей тактильного распознавания и внутреннего состояния испытуемых.
3 опыт. Результаты: уровень распознавания тактильной информации у всех испытуемых высокий.
Лабораторная работа №2 «Изучение особенностей и свойств восприятия»
Восприятие – это познавательный психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при их воздействии на органы чувств. Результат восприятия – образ.
1 опыт. Результаты: у участников группы высокая адекватность тактильного предметного восприятия. Оба испытуемых правильно определили все предметы. Выводы: восприятие отличается от ощущения тем, что человек воспринимает предмет в целом, а не отдельные его свойства.
2 опыт. «Особенности восприятия времени». Результаты: возбуждение нервной системы преобладает над торможением. Вывод: восприятие времени может быть связано с врождённым типом нервной системы, временем суток или с темпераментом испытуемого. Также на результат мог повлиять шум.
Мышление. Внимание. Память
Лабораторная работа №3 «Мышление»
Мышление – это психический познавательный процесс, выраженный в опосредованном и обобщённом отражении предметов и явлений, их наиболее существенных взаимосвязях и отношениях.
Лабораторная работа по психогенетике
... характер. Предлагаемые вам опросники составлены по-разному, поэтому и результаты измерений у Вас получатся разными. Задачей лабораторной работы будет сравнение и анализ полученных данных. Фактически в ... лишь ввести данные в виде таблиц в память компьютера, воспользовавшись услугами любого статистического пакета (рис.2). Рисунок 2. В лабораторной работе от Вас потребуется проделать эту процедуру ...
1 опыт. 1 часть. Результаты: 15 написанных названий животных, начинающихся на букву «К». Выводы: вербальная беглость (скорость вербального мышления) в норме.
2 часть. Результаты: 13 рисунков. Выводы: образная гибкость (переключаемость образного мышления) – средняя.
2 опыт. Результаты: 3 написанных предложения. Выводы: вербальная переключаемость ниже нормы (норма 4-6).
Результат может быть обусловлен временем суток, темпераментом испытуемого, его настроением. Также на результат могли повлиять особенности обучения в ВУЗе. Для точности результата его рекомендуется проводить несколько раз в разное время суток и только потом подсчитывать средний результат.
3 опыт. Результаты: 3 ошибки. Выводы: высокий уровень лабильности мышления.
Лабораторная работа №4. «Внимание»
Внимание – целенаправленность и сосредоточенность познавательной активности человека на каких-либо предметах, явлениях, связях действительности.
1 опыт. Результаты: рассеянность внимания = 0%. После выполнения задания оставалось время. Выводы: уровень концентрации внимания – высокий.
2опыт. Результаты: график зубчатый. Выводы: внимание переключаемое.
Лабораторная работа №5. «Память»
Память – это психический процесс отражения действительности, заключающийся в запечатлении и сохранении с последующим воспроизведением и узнаванием следов прошлого опыта, делающий возможным повторное использование его в деятельности, возвращение в сферу сознания.
1 опыт. 1 часть – числовая память. Результаты: наибольшая длина ряда – 7.
2 часть – вербальная память. Результаты: 1) 9 слов. 2) 14 слов. Выводы: объем кратковременной памяти – средний. Визуальная кратковременная память преобладает над слуховой.
- Речь
Речь — один из видов коммуникативной деятельности, осуществляемой в форме языкового общения.
Лабораторная работа № 6. «Индивидуальные особенности и характеристики речи»
1 опыт. Результаты: семантический речевой профиль (график)
Вывод: достоинство речи – голос красивый, приятный, хороший, успокаивающий, естественный; оживленный; выразительный, экспрессивный; интеллигентный, серьезный, наполненный, четкий. Нуждаются в корректировке ___________
- Эмоции
Лабораторная работа №7. «Эмоциональные характеристики человека»
Эмоция – психический процесс субъективного отражения наиболее общего отношения человека к предметам и явлениям действительности, к другим людям и самому себе соотносительно удовлетворения или неудовлетворения его потребностей, целей, намерений.
Опыт социальной работы в учреждениях здравоохранения по реабилитации ...
... и исследовательская, прогностическая работа социального работника в учреждениях здравоохранения за рубежом органично опирается не только на диагнозы врачей, показания лабораторных экспертиз, но ... решить следующие задачи: 1) проанализировать технологию социальной работы в здравоохранении; 2) проанализировать опыт социальной работы в учреждениях здравоохранения по реабилитации онкологических больных ...
1 опыт (Методика А. Лутошкина). Результаты: выбрала зеленую (основной цвет – внутренняя уравновешенность, довольство собой), желтую (фоновый цвет – уют, спокойствие; приятный эмоциональный фон), оранжевую (фоновый цвет — радостное настроение, избирательная активность) карточки.
2 опыт. Результаты: выбрала 3 рисунка: основной — «безразличие», фоновые — «скептицизм», «печаль»
Выводы: Второй опыт показал более достоверные результаты в сравнении с первым, наиболее точно отразил внутреннее эмоциональное состояние. (У вас может быть наоборот Лутошкин лучше).
Коммуникативные способности
Лабораторная работа №8. «Эмоциональные характеристики человека»
1 опыт (Тест В. Ф. Ряховского – оценка уровня общительности). Результаты: 14 баллов – средний уровень коммуникабельности. Интерпретация: у меня нормальная коммуникабельность. Я любознательна, охотно слушаю интересного собеседника, достаточно терпелива в общении с другими, отстаиваю свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний иду на встречу с новыми людьми. В то же время не люблю шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у меня раздражение. Выводы: интерпретация результатов соответствует действительности.
2 опыт (Тест М. Снайдера — оценка самоконтроля в общении). Результаты: 3 балла – низкий коммуникативный контроль. Интерпретация: мое поведение устойчиво, и я не считаю нужным меняться в зависимости от ситуации. Я способна к искреннему раскрытию в общении, отчего некоторые считают меня «неудобной» по причине моей прямолинейности. Выводы: интерпретация результатов соответствует действительности.
3 опыт. Результаты: 50 баллов – средний уровень коммуникативности с тенденцией к высокому. Выводы: в отношениях с людьми мне важнее качество общения, а не его количество.
-
Личность
Личность – это человек, который обладает определенным набором психологических свойств, на которых основываются его поступки, имеющие значение для общества; внутреннее отличие одного человека от остальных.
Лабораторная работа №9. «Социально-психологическая защита личности»
1 опыт. Результаты: A — механизм отрицания – 4; B – механизм подавления – 2; C – механизм регрессии – 10; D – компенсация – 9; E – проекция – 12; F – замещение – 7; G – интеллектуализация – 5; H – реактивные образования – 3.
Выводы: незрелость социально-психологической защиты личности. Ярко выражены: F, D, C, E. Низко выражены: A, B, G, H.
Тест Кеттелла
психологические рисуночные тесты
... агрессии рассмотреть возможности психологических рисуночных тестов в процессе исследования личности. 5. На основе полученных результатов сделать соответствующие выводы. 6. Систематизировать и обобщить подходы ... характеристики его выделяют его среди других методов? Каким образом осуществляется интерпретация рисуночных тестов? – это основные вопросы, которые мы попытаемся раскрыть в данной ...
Результаты по шкалам:
- А: замкнутость-общительность (из 10): 6
- В: конкретное мышление — абстрактное мышление (из 10): 7
- С: эмоциональная нестабильность — стабильность (из 10): 2
- Е: подчиненность — доминантность (из 10): 9
- F: сдержанность — экспрессивность (из 10): 5
- G: низкая нормативность поведения — высокая нормативность поведения (из 10): 5
- Н: робость — смелость (из 10): 4
- I: реализм — чувствительность (из 10): 2
- L: подозрительность — доверчивость (из 10): 10
- М: практичность — мечтательность (из 10): 6
- N: прямолинейность (наивность) – проницательность (искусственность) (из 10): 1
- О: спокойствие — тревожность (из 10): 0
- Q1: консерватизм — радикализм (из 10): 10
- Q2: конформизм (зависимость от группы) — нонконформизм (самостоятельность) (из 10): 8
- Q3: низкий самоконтроль — высокий самоконтроль (из 10): 4
- Q4: расслабленность — эмоциональная напряженность (из 10): 10
- F1: Тревожность (из 10): 7
- F2: Интроверсия — экстраверсия (из 10): 5
- F3: Чувствительность (из 10): 6
- F4: Конформность (из 10): 10
График:
Акцентуированные (ярко выраженные) черты:
С: Эмоциональная устойчивость-неустойчивость. Я очень чувствительный человек, легко поддаюсь эмоциям, легко расстраиваюсь. Моё настроение очень часто меняется. Меня нельзя назвать терпеливым, если у меня что-то не получается, то я могу испытывать раздражение.
Е: Доминантность-подчиненность. Я лидер, привыкла всегда побеждать и уверена в том, что моя жизненная позиция — единственно правильная. При этом активно стремлюсь к тому, чтобы мою точку зрения разделяли все окружающие меня люди — родственники, друзья, однокурсники. Я несгибаема в спорах, меня невозможно переубедить. Даже тогда, когда я сама отчетливо понимаю абсурдность моей позиции в конфликте, продолжаю стоять на своем, исходя из собственных принципов.
I: Мягкость-твердость характера. Меня нельзя назвать фаталистом. Я привыкла верить в себя, в свои способности, знания, умения. Я реалистично смотрю на жизнь, критически подхожу к оценке событий и людей.
L: Подозрительность-доверчивость. Я склонна подозревать окружающих в неискренности, в попытках меня обмануть. С людьми держусь очень насторожено, часто сама манипулирую их поведением, чтобы вывести их «на чистую воду».
N: Проницательность-наивность. В общении с людьми стараюсь держаться прямо и откровенно, высказывая все, что у меня на уме, до конца, без фальши. Из-за этого у меня часто возникают трудности во взаимоотношениях с окружающими.
O: Тревожность-безмятежность. Я привыкла верить в себя, в свои силы и способности. Трезво смотрю на собственные недостатки, спокойно отношусь к собственным промахам и неудачам. Меня довольно трудно вывести из равновесия.
ТЕСТ _ПСИХОДИАГНОСТИКА
... предметы, контрастность предметов или явления, внутреннее состояние человека нет правильного ответа Произвольное внимание имеет следующую ... 5 лет можно использовать методику «Аналогии» * «Вырежи фигуры» «Вербальная фантазия» Методика «Исключение лишнего» предназначена для ... наблюдение, проективные техники, опросник По сфере применения тестов можно выделить следующие группы норм возрастные, социальные, ...
Q1: Радикализм-консерватизм. Я радикально настроена по отношению ко всяческим традициям, ритуалам и образцам. Постоянно стремлюсь к новизне во всем, начиная от стиля одежды и заканчивая способами выполнения привычных действий. Положительно воспринимаю любые перемены в жизни.
Q2: Самостоятельность-зависимость. Я не привыкла слушать мнение большинства, полагаясь на собственную точку зрения по любым вопросам. Меня довольно сложно убедить в чем-либо, неплохо отстаиваю свою позицию.
Q4: Напряженность-расслабленность. Большую часть времени я напряжена, беспокойна, мои мысли все время заняты делами и проблемами. Мне очень сложно полностью расслабиться, я не люблю подолгу отдыхать.
Социально-психологические особенности: экстраверсия — интроверсия:
А+, F+, H-
Открытость, экспрессивность, импульсивность в межличностном общении. Трудность в установлении социальных контактов, проявление застенчивости в новых, незнакомых обстоятельствах, затруднения при принятии социальных решений
Интеллектуальные характеристики личности:
В+, М+, Q1+, Е+
Оперативность, подвижность мышления, высокий уровень общей культуры, развитая аналитичность, интерес к интеллектуальным знаниям, стремление к свободомыслию, радикализму. Умение оперировать абстракциями, развитое воображение. Гармоничность развития интеллекта. При высоких оценках по фактору Е — склонность к самостоятельным оригинальным решения.
Темперамент
Темперамент – индивидуально-психологические свойства человека, определяющие формально-динамические особенности ее деятельности, такие как интенсивность и время. Составляет основу формирования и развития характера.
Тест Айзенка
Предназначен для диагностики экстра-интроверсии и нейротизма, включает также вопросы, составляющих «шкалу лжи». Представление результатов по шкалам экстраверсии и нейротизма осуществляется при помощи системы координат. Интерпретация полученных результатов проводится на основе психологических характеристик личности, соответствующих тому или иному квадрату координатной модели с учетом степени вариабельности индивидуально-психологических свойств и степени достоверности полученных данных.
Результаты по шкалам:
- Показатель экстраверсии/интроверсии (из 24): 7 (вертикальная стрелочка в кружочке)
- Показатель нейротизма (из 25): 20 (горизонтальная стрелочка в кружочке)
- Установочное поведение (шкала лжи) (из 9): 3
- Нормированное значение показателя экстраверсии/интроверсии: Потенциальный интроверт
- Нормированное значение показателя нейротизма: Нестабильный
Интерпретация:
Показатель итроверсии-экстраверсии: Я типичный интроверт — человек, обращенный вовнутрь, интроспективный, сосредоточенный на своем внутреннем мире, спокойный, застенчивый, трудно идущий на общение. Сдержана и отдалена от всех, кроме близких людей. Имею тенденцию планировать свои действия загодя и не доверяю внезапным побуждениям. Не люблю возбуждения, серьезна, люблю порядок в жизни. Держу свои чувства под строгим контролем, редко поступаю агрессивно, не вспыльчива, конфликты в общении и ссоры прекращаю молчанием. Предпочитаю деятельность, требующую сосредоточенного и напряженного внимания и малой подвижности.
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... тела. Потом я …очень скоро оказался в толпе серых фигур. Говорю «толпа», потому что их было так много, что некоторые ... очень трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... извлекать весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить не ...
Показатель нейротизма: Нейротическая личность характеризуется ярким конфликтом между сознательным и бессознательным, а потому плохо управляет своими отрицательными эмоциями. Эмоциональная неустойчивость обычно связана с сильной ранимостью человека, его легко задеть за живое, он не уверен в себе, постоянно нуждается в поддержке, ободрении, одобрении или помощи других людей. Ему присущи резкие колебания настроений, подъемы и спады энергии. Ему нередко кажется, что он несчастлив, в чем-то хуже других, хотя для этого нет серьезных оснований, его иногда терзает чувство безотчетной вины. Он любит мечтать, мнителен, бывает раздражителен, долго переживает неприятности, боится неудачи. Ему трудно принять решение, но и трудно отказаться от своих намерений.
Установочное поведение (шкала лжи): в пределах нормы
В
ывод:тип темперамента – меланхолик.
-
Характер
Характер – это система устойчивых отношений личности к миру, другим людям и самому себе, формирующиеся под влиянием условий жизни и восприятия и проявляющиеся в особенностях социального поведения.
Тест Леонгарда (модификация С.Шмишека)
Результаты по шкалам:
- Демонстративность – 16
- Застревание — 22
- Педантичность – 12
- Возбудимость — 15
- Гипертимность — 6
- Дистимность — 15
- Тревожность – 12
- Экзальтированность – 18
- Эмотивность – 18
- Циклотимность — 15
Диаграмма:
Акцентуации:
Застревающий тип. Его характеризует умеренная общительность, занудство, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. Часто страдает от мнимой несправедливости по отношению к нему. В связи с этим проявляет настороженность и недоверчивость по отношению к людям, чувствителен к обидам и огорчениям, уязвим, подозрителен, отличается мстительностью, долго переживает происшедшее, не способен легко отходить от обид. Для него характерна заносчивость, часто выступает инициатором конфликтов. Самонадеянность, жесткость установок и взглядов, сильно развитое честолюбие часто приводят к настойчивому утверждению своих интересов, которые он отстаивает с особой энергичностью. Стремится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется, и проявляет большое упорство в достижении своих целей. Основной чертой является склонность к аффектам (правдолюбие, обидчивость, ревность, подозрительность), инертность в проявлении аффектов, в мышлении, в моторике.
10. Проективные тесты ?????
Эти тесты направлены на выявление скрытых (латентных) потребностей, трудностей, внутренних и внешних конфликтов, характера отношений с другими людьми, отношения к прошлому и будущему. Проективные тесты дают очень достоверную информацию, поскольку в них человек не пытается показать себя в лучшем виде, представляя себя таким, каким является. Одним из типов проективных методик являются рисуночные тесты. Рисуя тот или иной объект, человек невольно, а иногда и сознательно передает свое отношение к нему. Вряд ли он забудет нарисовать то, что кажется ему наиболее важным и значимым; а вот тому, что он считает второстепенным, будет уделено гораздо меньше внимания. Если какая-то тема его особенно волнует, то при ее изображении проявятся признаки тревоги. Рисунок — это всегда какое-то сообщение, зашифрованное в образах.
Для диагностического использования рисунков очень важно, что они отражают, в первую очередь, не сознательные установки человека, а его бессознательные импульсы и переживания. Именно поэтому рисуночные тесты так трудно «подделать», представив в них себя не таким, какой ты есть в действительности.
Как и прочие проективные тесты, рисуночные методики очень информативны, т. е. позволяют выявить множество психологических особенностей человека. При этом они просты в проведении, занимают немного времени и не требуют никаких специальных материалов, кроме карандаша и бумаги.
Дополнительным достоинством рисуночных методов является их естественность, близость к обычным видам человеческой деятельности. Тот или иной опыт рисования есть практически у каждого человека.
В отличие от большинства других тестов, рисуночные методики могут проводиться многократно и сколь угодно часто, не утрачивая своего диагностического значения. Они применимы к клиентам самого разного возраста — от дошкольного до взрослого включительно. Это позволяет использовать их для контроля динамики состояния и для наблюдения за ходом психического развития в течение длительного периода.
- «Рисунок человека»
Пространство листа:
Рисунок человека находится в центральной части листа, психологическое настоящее. Амбиверсия (сбалансированность по характеристикам экстра и интраверсии).
С незначительным смещением влево, психологическое прошлое. Интроверсия (ориентация на внутренний опыт, внимание к прошлому опыту, попытка его осмысления и повторной переработки, стремление ограничить стимуляцию извне).
Фигура человека:
Фигура юноши неподвижна, стоит на месте.
Размер фигуры: средний.
Части фигуры:
На рисунке объекта представлены все части тела.
Голова:
Голова чуть увеличена по отношению к телу, чётко прорисована: ценность интеллектуального начала, рационального подхода, духовность. Выделение волос на голове — стремление подчеркнуть мужественность мужской фигуры. Короткая шея может символизировать естественность и прямолинейность.
Тело:
Тело нарисовано пропорционально. Подчёркнуто экстравертная поза- руки и ноги широко расставлены в стороны.
Ноги и стопы:
Пропорциональные и хорошо прорисованные ноги говорят о устойчивой психике. Маленькие ступни, говорят о чувстве незащищённости.
Руки, кисти рук:
Руки и кисти чётко прорисованы, нормального размера, детально проработаны – признак благополучия в сфере общения. Одна рука занята предметом- тенденция к опосредованному взаимодействию с социумом, например, общение в процессе определённой деятельности. Пальцы детально прорисованы — агрессия в поведении. Широкие плечи – ощущение превосходства.
Лицо (глаза, нос, рот, уши нарисованы): принятие образа «Я», осознание собственной индивидуальности.
Широко открытые глаза говорят о любознательности. Большие уши чувствительность к критике. Аккуратные брови — свидетельство заботы о собственной внешности, ухоженности, сдержанности, умеренности. Прорисованные пухлые губы — нарциссические тенденции.
Половая принадлежность:
Несоответствие пола нарисованного человека полу автора рисунка. Осознание в себе и проявление в социальном взаимодействии черт полоролевого поведения, характерного для лиц противоположного пола. Фигура украшена дополнительными аксессуарами (часы на руке, ремень с пряжкой) – акцентирование признаков пола (наличие в рисунке социально признанных атрибутов мужественности), стремление привлечь внимание именно к данной составляющей собственной личности. Также может означать повышенное внимание к собственной персоне.
Возраст:
Возраст нарисованного человека противоположного пола соответствует возрасту автора.
Анализируя этот рисунок, можно сделать следующие выводы: собственное «Я» представляется автору интеллектуально развитым, оптимистичным, мужественным, общительным, уделяющий внимание своему внешнему виду.
- «Рисунок человека другого пола» (относительно первого рисунка)
Пространство листа:
Человек противоположного пола занимает чуть меньше пространства на листе, воспринимается менее уверенным в себе.
Рисунок человека находится в центральной части листа, психологическое настоящее. Амбиверсия (сбалансированность по характеристикам экстра- и интраверсии).
Но всё же с незначительным смещением влево, психологическое прошлое. Интроверсия (ориентация на внутренний опыт, внимание к прошлому опыту, попытка его осмысления и повторной переработки, стремление ограничить стимуляцию извне).
Фигура человека:
Фигура девушки повёрнута вправо — автор рисунка устремлён в будущее, активен. Девушка идёт, что говорит о творческой направленности.
Размер фигуры: средний.
Части фигуры:
На рисунке объекта представлены все части тела (норма).
Голова:
Голова пропорциональна по отношению к телу, чётко прорисованная голова говорит о наличии интеллекта у автора рисунка. Ощущение себя как умного либо желание быть таковым. Тщательно нарисованная причёска — демонстративность.
Тело:
Тело нарисовано пропорционально.
Ноги и стопы:
Дублирующие линии в процессе рисования ног, повторные попытки «упрочить» опорную часть фигуры, говорит о нестабильности ситуации и самооценки, неуверенность в себе. Маленькие ступни без должной опоры, словно парящие в пространстве, говорят о несформированности как личности. Левая нога — символ семейной реальности
Руки, кисти рук:
Руки и кисти чётко прорисованы — личность активна в установлении контактов, социальная уверенность, успешность. Одной рукой девушка придерживает платье, другая направлена ладонью вверх как бы желание прикоснуться к бабочке. Автору важно видеть красоту во всём происходящем; он отрицает вс грубое, аморальное, неэстетическое (погружённость в мир собственных фантазий).
Лицо (глаза, нос, рот, уши нарисованы):
Красивые глаза с соблюдением симметрии говорят о желании понравиться. Наличие ресничек — кокетливость, демонстративность. Взгляд устремлён в сторону — недоверчивость, скрытность, подозрительность.
Предметы украшения, короткое платье, говорят о потребности чувствовать себя более уверенно в своём поле, подчеркнуть в социальном взаимодействии собственную принадлежность к определённому полу, что косвенно свидетельствует о неуверенности, затруднениях в сфере межполовой коммуникации (стремление доказать другим, что являешься привлекательной девушкой).
Возраст:
Нормативная ситуация — примерное соответствие возраста нарисованного человека возрасту автора.
Анализируя этот рисунок, можно сделать следующие выводы:
Автор рисунка человек интеллектуальный, творческий, уделяющий внимание своему внешнему виду, демонстративен, устремлён в будущее. Самокритичный, не уверенный в себе, испытывает трудности в межполовой коммуникации.
- «Человек под дождём»
Сравнивая рисунки 2 и 3 можно заметить изменение в образе человека. На первом рисунке изображена девушка, соответствующая возрасту автора, а на рисунке 3 изображена маленькая девочка. Изменение возраста указывает на самоощущение человека в ситуации жизненных неурядиц.
Пространство листа:
Изображение слегка смещено влево, что может быть связано с наличием импульсивности в поведении, ориентацией на прошлое, в ряде случаев с зависимостью от матери. Незначительное смещение фигуры 3 вниз относительно фигуры 1 может свидетельствовать о тенденции к депрессивным переживаниям.
Фигура человека:
Девочка стоит спиной, что указывает на стремление отрешиться от мира, к самозащите. Размер фигуры: средний.
Части фигуры:
При изображении фигуры отсутствует лицо (человек стоит спиной), это указывает на специфику защитных механизмов и особенности проявлений Эго-реакций.
Голова:
Голова пропорциональна по отношению к телу. Чётко прорисованная голова говорит о наличии интеллекта у автора рисунка. Ощущение себя как умного либо желание быть таковым. Тщательно нарисованная причёска-демонстративность.
Тело:
Тело нарисовано пропорционально.
Ноги и стопы:
Маленькие ступни – чувство незащищённости.
Руки, кисти рук:
Одна рука спрятана в карман, что говорит о нежелание уступать, идти на компромиссы. Вторая рука держит зонт высоко над головой. Зонт представляет собой символическое изображение психической защиты от неприятных внешних воздействий, отображение связи с матерью и отцом.
Половая принадлежность:
Соответствие пола нарисованного человека полу автора рисунка. Предметы украшения, яркое платье, говорят о потребности чувствовать себя более уверенно в своём поле.
Возраст: Ребёнок – психологическая незрелость, инфантилизм.
Анализируя этот рисунок, можно сделать следующие выводы:
Композиция рисунка достаточно яркая, эстетично выполнена, с явным старанием, возможно под действием неблагоприятных факторов человек мобилизуется. Семь цветов свидетельствуют о высокой лабильности. Изображение ребёнка означает регресс в детство. Девочка держит зонт над головой, как средство защиты от дождя. Зонт соответствует размеру фигуры. Зонт представляет собой символическое изображение психической защиты от неприятных внешних воздействий. С точки зрения трактовки образов зонт может рассматриваться как родительская защита. Купол — материнское начало, а ручка — отцовское. Дождь — помеха, нежелательное воздействие, побуждающее человека закрыться, спрятаться. Девочка чувствует себя защищённой от дождя. Частые, закрашенные капли дождя говорят о том, что человек тяжело переживает стрессовые ситуации. Лужа под ногами объекта отражает последствия тревожной ситуации, те переживания, которые остаются после «дождя», это может означать неудовлетворенность, потерю ориентиров.
4. Рисунок «Семья»
___________________________
___________________________
Рисунок «Несуществующее животное»
Положение рисунка на листе:
Рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа.
Расположение рисунка по центру говорит о среднем уровне самооценки. Человек имеющий данный уровень самооценки всегда объективно оценивает свои успехи и свои неудачи. Но, если уверен в своей правоте, своё мнение будет отстаивать.
Вытянутая форма фигуры характеризует наличие мужских, маскулинных черт в характере (мужественность, активность)
Голова:
Положение “анфас”, голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм.
На голове расположены детали, соответствующие органам чувств – рот, глаза это говорит о важности информации, о зависимости от чужого мнения. Наличие губ говорит о чувственности.
Глаза чётко прорисованы символ присущего человеку переживания страха прорисовка радужки. На голове расположены дополнительные детали в виде перьев — тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности.
Несущая, опорная часть фигуры:
Тщательное соединение корпуса с хвостом, указывает на характер контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями.
Наличие хвоста говорит об отношении к собственным решениям и действием, к продуктам своей деятельности. Хвост, направленный влево – отношение к мыслям и возможностям. Направленность хвоста вниз говорит о восприятии человеком этого отношения как негативное. Испытывает неудовлетворённость в связи со своими мыслями, пропущенным моментом, собственной нерешительностью.
Контуры фигуры:
На рисунке присутствуют затемнения – есть тревога и страх.
Общая энергия:
На рисунке малое количество составных частей и элементов говорит об экономии энергии.
Дополнительные детали и части фигуры:
Украшающие детали в виде перьев, бантиков говорят о уверенности в себе, о высоком уровне энергии, которую человек умеет распределять в разные сферы деятельности. Иногда это выливается в притеснении других людей, о желании концентрировать внимание только на своей личности. Этот человек стремящийся к самореализации. Романтичность, мечтательность, склонность к компенсаторному фантазированию, склонность предаваться мечтам «витать в облаках».
Панцирь – закрытость, отчужденность от мира.
Узор на шкуре – демонстративность.
Характер животного:
Животное скорее нейтральное, нет признаков агрессии.
Название:
Название животного продуманное, на латинском языке – это демонстрация своей образованности и значительности своего интеллектуального уровня.
-
Тест т. И. Ильиной
Методика разработана для изучения мотивации обучения в ВУЗе. В ней имеются три шкалы: 1) «Приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность); 2) «Овладение профессии» (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества); 3) «Получение диплома» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов).
В опросник, для маскировки, автор методики включила ряд фоновых утверждений, которые в дальнейшем не обрабатываются.
Результаты по шкалам:
- «Приобретение знаний» — 9
2) «Овладение профессии» — 4
3) «Получение диплома» — 8,5
График:
Выводы: Показатели по 1 и 3 шкалам – высокие, по 2 – средние. Преобладание мотивов по первым двум шкалам свидетельствует об адекватном выборе студентом профессии и удовлетворенности ею.
Тест «Смысло-жизненные ориентации» авторов Дж. Крамбо, л. Махолика и д. А. Леонтьева
Тест позволяет оценить «источник» смысла жизни, который может быть найден человеком либо в будущем (цели), либо в настоящем (процесс) или прошлом (результат), либо во всех трех составляющих жизни. В тесте СЖО жизнь считается осмысленной при наличии целей, удовлетворении, получаемом при их достижении и уверенности в собственной способности ставить перед собой цели, выбирать задачи из наличных, и добиваться результатов. Важным является ясное соотнесение целей – с будущим, эмоциональной насыщенности – с настоящим, удовлетворения – с достигнутым результатом, прошлым. Ситуация предоставляет каждому человеку возможность сделать в настоящем определенный выбор в виде поступка, действия или бездействия. Основой такого выбора является сформированное представление о смысле жизни или его отсутствии. Совокупность осуществленных, актуализированных выборов формирует «прошлое», которое неизменно, вариациям подвержены лишь его интерпретации. «Будущее» есть совокупность потенциальных, ожидаемых результатов усилий, предпринимаемых в настоящем, в этой связи будущее принципиально открыто, а различные варианты ожидаемого будущего имеют разную мотивирующую притягательность. Результаты по шкалам:
- Уровень сформированности представлений о жизни – 33 (средний)
- Осмысленность целей – 5 (высокий)
- Интерес к жизни – 7 (высокий)
Выводы:
1) Средний уровень сформированности представлений о жизни (норма) соответствует возрасту испытуемого.
2) Высокие баллы по этой шкале могут характеризовать не только целеустремленного человека, но и прожектера, планы которого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию.
3) Этот показатель говорит о том, что испытуемый воспринимает сам процесс своей жизни кик интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом.
-
Тест е. М. Павлютенкова
Данная методика позволяет установить роль тех или иных мотивов при выборе профессии конкретным испытуемым. Для определения основных мотивов выбора профессии необходимо подсчитать суммы по каждой группе мотивов. Группы мотивов, имеющие максимальное количество баллов, являются основными в выборе профессии данным испытуемым.
Результаты по шкалам:
- Социальные мотивы (9) — желание своим трудом способствовать общественному прогрессу, социальная направленность на высшие общечеловеческие цели и потребности.
- Моральные мотивы (9) — стремление к совершенствованию своего морального облика, духовного мира, развитию нравственных качеств.
- Эстетические (8) — стремление к эстетике труда, его красоте, гармонии, восприятие прекрасного, получение ощущения радости от деятельности.
- Познавательные (9) — стремление к овладению специальными знаниями, познание содержания конкретного труда.
- Творческие (6) — стремление быть оригинальным в работе, совершение научных открытий, получение возможностей для творчества.
- Связанные с содержанием труда (9) — четкие знания о процессе труда, направленность на умственный и физический труд.
- Материальные (6) — стремление получать определенные блага.
- Престижные (9) — стремление к профессиям, которые ценятся среди знакомых, позволяют достичь видного положения в обществе, обеспечивают быстрое продвижение по службе.
- Утилитарные (10) — стремление руководить людьми, работа в городе, чистота и легкость, труда, ориентация на вуз.
График:
Выводы: Фаза адепта – выбор сделан, происходит освоение профессиональных знаний.
Опросник терминальных ценностей и. Г. Сенина
Основывается на двух предположениях: во-первых, что жизненные сферы, в той или иной мере представленные в жизни каждого человека, обладают для разных людей различной степенью значимости, а во-вторых, что в каждой из них реализуются различные для каждого человека желания и стремления, которые являются одним из компонентов направленности его личности.
Опросник может оценить: 40 показателей выраженности каждой из 8 ценностей в каждой из 5 сфер жизни — всего 53 показателя.
Результаты:
- Жизненные сферы:
Профессиональная
Учебная
Семейная
Общественная
Увлечения
65 — высокий уровень выраженности
73 — высокий уровень выраженности
50 — средний уровень выраженности
62 — средний уровень выраженности
54 — средний уровень выраженности
- Ценности:
|
35 – средний уровень выраженности |
5) Развитие себя |
39 – средний уровень выраженности |
|
44 – высокий уровень выраженности |
6) Достижения |
42 – высокий уровень выраженности |
|
34 – средний уровень выраженности |
7) Духовное удовлетворение |
39 – средний уровень выраженности |
|
32 – средний уровень выраженности |
8) Сохранение собственной индивидуальности |
39 – средний уровень выраженности |
Выводы: Шкала ценностей: тщательное планирование своей жизни, конкретные цели на каждом ее этапе, главное — добиться этих целей.
Стремление к возможно более высокому уровню материального благосостояния. Убеждение в том, что материальный достаток является главным условием жизненного благополучия. Высокий уровень материального благосостояния оказывается основанием для развития чувства собственной значимости и повышенной самооценки.
При интерпретации данных по шкалам жизненных сфер, высокий балл отмечается по показателям сферы профессиональной жизни, обучения и образования. Что говорит о высокой значимости для меня сферы профессиональной деятельности. Постоянное стремление к повышению уровня своей образованности, расширению кругозора. Считаю, что самое главное в жизни — это учиться и получать новые знания.
-
Томский опросник ригидности
Ригидность – это специфическое свойство личности человека, характеризующиеся отсутствием или чрезвычайно медленным приспособлением поведенческих реакций (низкой адаптацией) на изменяющиеся условия внешней среды.
Результаты по шкалам и интерпретация:
1. Шкала «симптомокомплекс ригидности» (СКР) отражает склонность к широкому спектру фиксированных форм поведения – персеверациям, навязчивостям, стереотипиям, упрямству, педантизму и собственно ригидности.
159 из 248. Высокий показатель.
2. Шкала «актуальной ригидности» (АР). Последний аспект шкалы СКР – ригидность в собственном или узком смысле – неспособность, при объективной необходимости изменить мнение, отношение, установку, мотивы, модус переживания и т. п. – отражен во входящей в СКР субшкале «актуальной ригидности». Вопросы и утверждения этой субшкалы в разном количестве и модификациях в зависимости от назначения входят и в остальные 5 шкал ТОР.
34 из 72. Средний показатель.
3. Шкала «сенситивной ригидности» (СР) отражает эмоциональную реакцию человека на ситуации, требующие от него каких-либо изменений на новое, возможно, страх перед новым, своего роде неофобию. Это несомненно личностный уровень проявления психической ригидности, выраженный в эмоциональном отношении и соответствующий требованиям объективной действительности.
44 из 76. Высокий показатель.
4. Шкала «установочной ригидности» (УР) также отражает личностный уровень проявления психической ригидности, выраженный в позиции, отношении или установке на принятие – непринятие нового, необходимости изменения самого себя – самооценки, уровня притязаний, системы ценностей, привычек и т. п.
34 из 68. Средний показатель.
5. Шкала «ригидности как состояния» (РСО). Высокие показатели по этой шкале свидетельствуют о том, что в состоянии страха, стресса (дистресса), плохого настроения, утомления или болезни человек в высокой степени склонен к ригидному поведению. В обычных условиях такого поведения он может не проявлять. Правда, нередко ригидность как состояние (как реакция) сочетается с ригидностью как чертой характера, а потому проявляется с исключительной силой и тотально.
15 из 24. Высокий показатель.
6. Шкала «преморбидной ригидности» (ПМР). Высокие показатели по этой шкале свидетельствуют о том, что испытуемый уже в подростковом и юношеском возрасте (школьный возраст) испытывал трудности в ситуациях, требующих каких-либо перемен, нового подхода, решения и т. п. Опрашиваемые взрослые ретроспективно оценивали то, как они себя обычно вели, переживали и решали те или иные проблемы в соответствующих ситуациях в школьном возрасте (для больных – это обычно преморбидный период).
44 из 80. Высокий показатель.
• Шкала «реальности» (ШР). Это вид контрольной шкалы. Она показывает, исходит ли испытуемый в своих ответах на вопросы ТОР из своего опыта, или только из предположений. Высокие показатели по этой шкале свидетельствуют о том, что в ответах на вопросы ТОР испытуемый исходил из своих предположений, а поэтому результаты обследования не могут вызывать доверия.
8 из 68. Результаты достоверны.
Выводы: Ригидность, как черта личности не всегда является патологией. Порой это просто акцентуация характера человека, которая не причиняет дискомфорта ни ему, ни окружающим. Люди с ригидностью хорошо выполняют монотонный труд, требующий внимания и точности. В коррекции нуждаются только выраженные нарушения поведения, когда становится очевидным вред от ригидности.
- Выводы
_________________________________________________
_________________________________________________
Список использованной литературы:
- Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Под ред. Д.Я. Райгородского. Издательство Дом «БАХРАХ». Самара, 1998г.
- Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: Эксмо, 2007.
- Психологические рисуночные тесты. А.Л. Венгер. «Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС». Москва, 2003 г.
- Методика изучения акцентуаций личности К. Леонгарда (модификация С. Шмишека): https://vsetesti.ru/216/
- Айзенк Г.Ю. Структура личности / Пер. с англ.. — М.; СПб: КСП+; Ювента, 1999. — 463 с.
- Г. В. Залевский. Психическая ригидность в норме и патологии. Томск: ИТУ, 1993
21