Анализ проблем в ситуации развода в семьях и психологические условия стрессовых реакций

Введение

Особую актуальность в настоящее время приобретает обращение к семейным взаимоотношениям и взаимодействию в семье. В западной психологии интерес к семейной проблематике не угасал никогда, а его пик пришелся на 1970-1980-е годы прошлого столетия. Отечественные же психологи, социологи, философы, культурологи пытаются именно сейчас осмыслить те значительные изменения в семейных отношениях, которые претерпевает российская семья в последнее десятилетие. Среди них всем известные явления и тенденции, такие как уменьшение числа регистрируемых браков и рост разводов. По статистике сегодня в России распадается каждый второй брак. Десять лет назад распадался каждый третий. Рост огромный — в полтора раза!

Возросший интерес специалистов разных областей (социологов, психологов, педагогов) к проблеме семьи, особенно в конце XX-начале XXI века, можно объяснить тем, что в эпоху нестабильности российского общества именно семье отводят стабилизирующую роль.

Являясь непрерывно действующим институтом, обладающим значительной инерцией во многих аспектах, имеющим тысячелетний опыт, семья оказалась наиболее устойчивой к произошедшим изменениями экспериментам. Тем не менее, семья чутко реагирует на социально-экономические и политические процессы, происходящие в обществе, путем изменений в системе внутрисемейных отношений. Увеличение числа проблемных семей во время переходных, кризисных периодов общественного развития иллюстрирует эту зависимость. В связи с этим анализ проблем взаимоотношений в семье и совладания семьи с жизненными трудностями ( стрессами ) приобретает особую значимость.

Феноменология психологической защиты и совладания (синоним копинг, от англ. to cope — совладать, преодолевать) достаточно широко представлена в рамках зарубежных теорий личности. Впервые термин coping (совладание) был использован Л. Мэрфи в 1962 году в исследованиях способов преодоления детьми требований, выдвигаемых кризисами развития. К ним относились активные, преимущественно сознательные усилия личности, направленные на овладение трудной ситуацией или проблемой. Копинг — это стремление к решению проблем, которое предпринимает человек, если требования имеют огромное значение для его самочувствия, так как эти требования активизируют адаптивные механизмы.

В отечественной психологии изучение проблематики совладающего поведения (coping behavior), началось сравнительно недавно. Исследователями описываются различные стратегии совладающего поведения, реализуемые людьми в трудных жизненных ситуациях.

10 стр., 4615 слов

Семья как фактор развития ребенка

... из важнейших её функций. В целом можно заключить, что задачи семьи: создать максимальные условия для роста и развития индивида, обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту человека, ... передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения ...

Фундаментальные работы Л.А. Китаева-Смыка, Е.П. Ильина, В.А. Бодрова, В.А. Суворовой, Ю.В. Щербатых в области стресса, а также известные работы по эгозащитным механизмам К.А. Абульхановой-Славской, Л.А. Анцыферовой, Р.М. Грановской, Л.Ю. Субботиной и, наконец, инновационные подходы к разработке совладающего поведения А. Либина, С.К. Нартовой-Бочавер, И.М. Никольской, Т.Л. Крюковой, Н.Г. Осухова, Н.А. Сирота, В.М. Ялтонской и др. дают основание полагать, что перспективы решения данной проблемы могут быть весьма многообещающим.

Целью исследования является изучение сущности и закономерностей совладающего поведения субъекта со стрессом, обоснование подхода к его пониманию с опорой на субъектные критерии человеческой активности. Объектом исследования является совладающее поведение субъекта, его феноменология и детерминация в социальном взаимодействии и отношениях в разные периоды жизни.

Предметом выступают стили и стратегии совладания со стрессом при разводе как отдельные элементы сознательного социального поведения, с помощью которых субъект справляется с жизненными трудностями.

Объект, предмет и цель исследования определяют его задачи: теоретический анализ проблем в ситуации развода в семьях и психологические условия стрессовых реакций, исследование понятия стресса, изучение социально-психологических особенностей развода, причин и последствий разводов в семьях, выяснить условия преодоления стрессовых реакций, провести экспериментальное исследование динамики состояний супругов в процессе развода и в послеразводный период, проанализировать и интерпретировать полученные данные, дать рекомендации по итогам проведённого исследования.

В отечественной науке до недавнего времени не было специальных тестов для исследования причин стрессов потери при разводе, чаще использовались тесты, по выявлению личностых особенностей человека в его стрессоустойчивости (локус контроля, личностная и ситуативная тревожность, конфликтность и др.).

Сегодня используетсяя Методика многомерного измерения копинга «Копинг-поведениев стрессовых ситуациях» Н.С. Эндлера и Д.А. Паркера, адаптированная Т.Л. Крюковой, которую мы и будем использовать.

Глава 1. Теоретический анализ проблем в ситуации развода в семьях и психологические условия стрессовых реакций

1.1 Общая характеристика стресса

В последние десятилетия стресс является актуальным предметом исследований различных отраслей науки: биологии, медицины, психологии, социологии. Являясь одновременно самостоятельным физиологическим, психическим и социальным явлением, стресс по своей сути представляет собой еще один вид эмоционального состояния.

Под стрессом понимают неспецифический ответ организма на предъявляемые ему внешние или внутренние требования. Данное понятие было предложено Гансом Селье.

Можно сказать, что предложенная им концепция была революционной для науки середины ХХ века. В то время среди биологов, врачей господствовало мнение, что реакция живого организма на факторы среды носит сугубо специфический характер и задача ученых состоит в том, чтобы обнаруживать и фиксировать именно отличия реакций на разнообразные воздействия внешнего мира. Г. Селье пошел другим путем и начал искать общие закономерности биологических реакций, в результате чего обнаружил единый, неспецифический компонент биохимических изменений в организме человека и животных в ответ на самые разные воздействия. Он писал: «Бизнесмен, испытывающий постоянное давление со стороны клиентов и служащих, диспетчер аэропорта, знающий, что минутное ослабление внимания — это сотни погибших, спортсмен, безумно жаждущий победы, муж, беспомощно наблюдающий, как его жена медленно и мучительно погибает от рака, — все они испытывают стресс. Их проблемы совершенно различны, но медицинские исследования показали, что организм реагирует стереотипно, одинаковыми биохимическими изменениями, назначение которых — справиться с возросшими требованиями к человеческой машине.

10 стр., 4895 слов

Стрессы и стрессовые ситуации

... дисстресс» дифференцировал понимание стресса. Эустресс – положительные эмоциональные реакции организма на предъявляемые к нему требования, соответствующие его ресурсам; дисстресс – эмоционально-стрессовые состояния, характеризуемые ... этого могут возникать различные физические или психические отклонения в состоянии здоровья. Частые стрессы способны привести к истощению адаптационной защитной ...

До появления работ этого автора считалось, что реакция организма на холод и тепло, движение и длительное обездвиживание диаметрально противоположны, однако Г. Селье удалось доказать, что во всех этих случаях кора надпочечников выделяет одни и те же «антистессорные» гормоны, помогающие организму адаптироваться к любому стрессору.

Многоаспектность явления стресса у человека столь велика, что потребовалось осуществить разработку целой типологии его проявлений. В настоящее время принято разделять стресс на два основных вида: системный (физиологический) и психический. Поскольку человек является социальным существом и в деятельности его интегральных систем ведущую роль играет психическая сфера, то чаще всего именно психический стресс оказывается наиболее значимым для процесса регуляции.

Некоторые авторы разделяют факторы, вызывающие психический стресс, на две большие группы. Поэтому и психический стресс они условно делят на два вида: информационный и эмоциональный.

Информационный стресс возникает в ситуациях значительных информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей переработки поступающей информации и не успевает принимать правильные решения в требуемом темпе, особенно при высокой ответственности за последствия принятых решений.

Возникновение эмоционального стресса большинство авторов связывают с ситуациями угрозы, опасности, обиды и т.д. С этой точки зрения принято выделять три формы эмоционального стресса: импульсивный, тормозной и генерализированный.

При эмоциональном стрессе отмечаются определенные изменения в психической сфере, в том числе изменения протекания психических процессов, эмоциональные сдвиги, трансформация мотивационной структуры деятельности, нарушения двигательного и речевого поведения.

Психологический стресс может проявляться в изменениях различных функциональных систем организма, а интенсивность нарушений может варьировать от небольшого изменения эмоционального настроения до таких серьезных заболеваний, как язва желудка или инфаркт миокарда.

Существует несколько способов классификации стрессорных реакций, но для психологов наиболее эффективным является на разделение их на поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные и физиологические проявления стресса.

Нарушения поведенческих реакций могут проявляться в следующем. Нарушение психомоторики (избыточное напряжение мышц (особенно часто лица и «воротниковой» зоны; дрожание рук; изменение ритма дыхания; уменьшение скорости сенсомоторной реакции; дрожание голоса и нарушение речевых функций и т.д.).

Изменение образа жизни (изменение режима дня; нарушение сна).

3 стр., 1154 слов

Стресс в деятельности руководителя

... к близким людям, родственникам, друзьям, которым доверяют. Также отличным способом преодоления стресса, преодоления кризиса эмоциональных состояний является смена обстановки, смена трудовой деятельности, правильный ... когда уменьшение стресса для руководителя может стать причиной увеличения стресса для подчиненных. Чтобы этого избежать, следует заранее оповестить сотрудников об изменениях, которые вы ...

Профессиональные изменения (снижение производительности труда; повышении утомляемости; ухудшении согласованности движений, их точность, соразмерность требуемых усилий).

Нарушение социально-ролевых функций. Это выражается в уменьшении времени, которое уделяется на общение с близкими и друзьями, повышении конфликтности, снижении сензитивности во время общения, появление различных признаков антисоциального поведения; потере внимания к своему внешнему виду.

При стрессе обычно страдают все стороны интеллектуальной деятельности, в том числе такие базовые свойства интеллекта, как память и внимание.

Нарушение показателей внимания в первую очередь обусловлено тем, что в коре больших полушарий головного мозга человека формируется стрессорная доминанта, вокруг которой формируются все мысли и переживания. При этом концентрация произвольного внимания на других объектах затруднена и отмечается повышенная отвлекаемость.

Несколько меньше страдает функция памяти. Тем не мене, постоянная загруженность сознания обсуждением причин стресса и поиском выхода из него снижает емкость оперативной памяти, а измененный при стрессе гормональный фон вносит нарушения в процесс воспроизведения необходимой информации.

Интеллектуальным признаком стресса является также нарушение логики мышления, спутанное мышление, трудность принятия решений, частые сбои в вычислениях, снижение творческого потенциала.

Физиологические проявления стресса касаются почти всех систем органов человека — пищеварительной, сердечно-сосудистой и дыхательной.

Нарушения нормальной деятельности отдельных органов и систем, с одной стороны, и отражение этих нарушений в сознании, с другой стороны, приводит к комплексным физиологическим нарушениям: снижению иммунитета, повышенной утомляемости, частым недомоганиям, изменениям массы тела и др. При этом, многие исследователи подтверждают, что психосоматические проявления стресса больше выражены у лиц, которые отмечали у себя стеснительность, робость, пессимизм, застенчивость, страх перед будущим, навязчивые мысли о возможных неприятностях. Данные черты характерны для интровертов, лиц с повышенной сензитивностью и слабым типом высшей нервной деятельности.

Эмоциональные проявления стресса затрагивают различные стороны психики. В первую очередь это касается характеристик общего эмоционального фона, который приобретает негативный, мрачный, пессимистический оттенок. При длительном стрессе человек становится более тревожным по сравнению с его нормальным состоянием, теряет веру в успех и в случае особо затяжного стресса может впасть в депрессию.

На фоне такого измененного настроения у человека, испытывающего стресс, отмечаются более сильные эмоциональные вспышки, чаще всего — негативного характера. Это могут быть эмоциональные реакции раздражительности, гнева, агрессии, вплоть до аффективных состояний.

Длительный или повторяющийся кратковременный стресс может приводить к изменению всего характера человека, в котором появляются новые черты или усиливаются уже имеющиеся: интроверсия, склонность к самообвинениям, заниженная самооценка, подозрительность, агрессивность.

При наличии определенных предпосылок все вышеописанные изменения выходят за пределы психологической нормы и приобретают черты психопатологии, которые чаще всего проявляются в виде различных неврозов. Отрицательные эмоциональные состояния (страх, тревога, пессимизм, негативизм, агрессивность) одновременно являются и следствием и предпосылками развития стрессов.

14 стр., 6605 слов

Влияние развода родителей на детей подросткового возраста

... развития, его эмоциональном самочувствии, самооценке, отношении к окружающим людям. Исследования свидетельствуют о травмирующей роли развода на личность ребенка. На протяжении всей истории крепкие семьи были ... и др. В данной работе преследуется цель комплексного анализа влияния развода родителей на детей подросткового возраста. Для достижения цели поставлены следующие задачи: . Охарактеризовать ...

Таким образом, психологический стресс можно охарактеризовать, как состояние организма, возникающее в процессе взаимодействия индивида с внешней средой, сопровождающееся значительным напряжением в условиях, когда нормальная адаптивная реакция оказывается недостаточной.

Бесспорным является то, что возникновение и течение стресса в первую очередь зависит от индивидуальных особенностей человека. Люди реагируют на одинаковые нагрузки по-разному. У одних отмечается повышение активности. При стрессе их деятельность долгое время продолжает расти (так называемый «стресс льва». У других людей наоборот, отмечается снижение активности, а эффективность их деятельности быстро падает (стресс «кролика»).

При этом стресс-факторы могут быть как психосоциальными, так и физическими.

1.2 Социально-психологические особенности развода

По-разному складывается у людей семейная жизнь. Не все семьи способны выдержать испытание на прочность. Многие семейные функции со временем нарушаются, значительные изменения претерпевают психологические установки супругов на сохранение брака, жизненные планы рушатся. Поэтому в некоторых случаях не только невозможно, но и нецелесообразно сохранять брак как союз, который не приносит удовлетворение партнерам. Часто выход в такой ситуации один — развод.

Счастливый брачный союз, основанный на любви и взаимопонимании, разумеется, добро. А развод? Одни считают его злом, а другие — избавлением от зла. А он как дождь: когда необходимо — добро, во всех остальных случаях — зло, и немалое. Пожалуй, в этой метафоре наиболее четко подмечена психологическая сущность развода. Для кого-то — это единственный выход из сложившейся конфликтной ситуации в семье, когда присутствие рядом другого человека вызывает острое раздражение, даже ненависть, а для кого-то — сильное эмоциональное и психическое потрясение, оставляющее горький след в душе.

Перед нами бездна человеческих отношений с их сложностью, где объективное состояние теснейшим образом переплетено с субъективным, биологическое с социальным, психологическое с нравственно-этическим, необходимое со случайным. Вот почему есть основание полагать, что далеко не все разведенные хорошо понимают, почему их семейное счастье не сложилось, был ли развод действительно необходим, что ждет их и детей после развода. Не зря развод довольно часто сравнивают с айсбергом в море: на поверхности видна лишь небольшая часть комплекса драматических переживаний, основная же масса их под водой — в глубинах душ и сердец разведенных.

Еще древний мудрец Платон (V-IV вв. до н. э.), понимая несовершенство человеческих брачных отношений и думая об истоках этих страданий, предлагал создать «безразводное общежитие». С этой целью он разработал проект бессемейного государства, поскольку именно в семье культивируются собственнические инстинкты. Здесь все претендуют на всех и на всё. Муж — на жену и наоборот, родители — на детей и наоборот, и все поколения — на совместно добытое или наследуемое имущество. Поэтому алчность и эксплуататорские наклонности и сохраняются в обществе, ведь они не изживаются в его первоначальной ячейке — в семье.

24 стр., 11937 слов

Влияние психологических особенностей супругов на удовлетворенность браком

... устойчивости брака, совместимости супругов, роли семьи в обществе и т.д. Лишь немногие авторы обращались к проблеме исследования семейных отношений с точки зрения качества брака, удовлетворенности супругов семейными отношениями. Попытаемся ... эти внутригрупповые изменения приводят к повышению уровня внутренней конфликтности семьи, а также к росту разводов и снижению уровня рождаемости» [18, с. 11]. В ...

Чтобы разрушить эту «цитадель» пороков до основания, Платон предложил мужчинам и женщинам выбирать себе партнера по жребию и ненадолго. Иначе могут «прирасти» друг к другу душой и телом. Детей же и вовсе отторгнуть от родителей и воспитывать всех вместе за счет государства. Таким образом, дети, перестав быть «своими», перестанут быть и чужими для каждого гражданина и гражданки, перестанут быть яблоком раздора в спорах родителей.

Философ видел способ борьбы с мучениями, причиняемыми браком и разрывом семейных уз, в ликвидации самого этого института. Не будет семейных радостей, но не будет и страданий. Как видим, даже величайшие умы человечества попадали в тупик, когда пытались открыть секрет всеобщего бесконфликтного существования мужчины и женщины.

Право на развод с давних времен было предметом обсуждения в любом обществе. Признание права на развод, то есть свободы людей не только заключать браки, но и расторгать их, является одним из доказательств демократизации общества. В законодательстве и в отношении общественного мнения к разводу, к разведенным и их детям очень ярко проявляется и общественно-политический строй данной страны, и культурные, национальные традиции, и социально-психологические особенности народа.

Еще А. Бебель в книге «Женщина и социализм» отмечал, что цифры разводов в каждой стране сами по себе мало, о чем говорят, их нельзя сравнивать, не зная точно обычаев и законов страны. Так, например, в странах, где сильно влияние католической церкви, которая, как известно, запрещает разводы, эти показатели будут значительно ниже, чем в тех странах, в которых препятствий для расторжения брака меньше. Однако эти цифры ничего не скажут об истинной прочности браков.

Это же относится и к статистическим данным в отношении наиболее частых причин разводов. В одной стране развод осуществляется на основе «принципа виновности», то есть суд должен доказать виновность одного из супругов по следующим основаниям: супружеская неверность, намеренный уход одного из супругов из семьи, отказ от выполнения супружеских обязанностей и т. д. В некоторых мусульманских странах мужчине достаточно трижды публично сказать о том, что нынешняя супруга ему уже не жена, как брак считается расторгнутым.

Во все времена и эпохи запрещение развода наиболее тяжело отражалось на женщинах, усугубляя их и без того бесправное, подчиненное положение. Известная французская писательница ХVIII века Жермена де Сталь писала: «Воспрещение развода давит всей своей тяжестью только на жертвы: оно старается заклепывать цепи, не влияя на условия, делающие их мягкими или жестокими. Оно словно говорит: я не могу доставить вам счастья, но зато обеспечиваю прочность вашего несчастья… Как безумно сказать: есть узы, которые не может разорвать отчаяние! Смерть приходит на помощь физическим страданиям, когда нет больше сил переносить их; а общественные учреждения делают из нашей жизни тюрьму… из которой нет выхода!.. Дети страдают столько же, сколько родители…»].

11 стр., 5021 слов

Брак — основа семьи

... создания семьи при соблюдении условий и порядка, установленных законом, и порождающий взаимные права и обязанности супругов Фененко Ю. В. Социология. М., 2008. С. 48.. Под формой брака ... семейно-брачных отношений и, в частности, на перспективу возникновения семейных конфликтов и развод. Давно отмечено, что в традиционных обществах семейная жизнь протекает с меньшими возмущениями, ...

Развод — это расторжение брака, то есть юридическое прекращение его при жизни супругов. Развод представляет собой ненормативный кризис семьи, главным содержанием которого является состояние дисгармоничности, обусловленное нарушением гомеостаза семейной системы, требующее реорганизации семьи как системы. Развод — это результат кризисного развития отношений супружеской пары.

Осуществленному разводу, как правило, предшествуют неоднократные попытки супругов разойтись. Развод и его психологические следствия представляют актуальную проблему современного российского общества. Согласно статистике, сегодня каждый четвертый брак в России распадается, причем, по данным исследований, 67 % мужчин и 32 % женщин считают, что развод можно было предотвратить.

В современном обществе развод как явление оценивается неоднозначно. Если раньше его интерпретировали однозначно отрицательно — как угрозу семье, то сегодня возможность расторжения брака рассматривается как неотъемлемый компонент семейной системы, необходимый для реорганизации ее в тех случаях, когда сохранить семью в прежнем составе и структуре оказывается невозможным.

Рост числа разводов, по мнению исследователей, в определенном смысле предопределен переходом к новому способу заключения брака, когда основное значение приобретает свободный выбор супруга на основе чувства любви и личностной избирательности. Свобода выбора партнера с необходимостью предполагает свободное расторжение брака в условиях, когда супружеские отношения складываются неудачно. Многими молодыми людьми развод воспринимается уже не как трагедия, а как хорошая возможность избавиться от невыносимо тусклых и лживых отношений в любви.

Разводы, к сожалению, представляют серьезную социальную проблему, охватившую весь мир. Причем появилась она тогда, когда человечеством была придумана первая, еще несовершенная в юридическом отношении формула, провозглашающая заключение брака законным. Наряду с этим кто-то уже стал думать о том, как разрушить правовые узы между мужем и женой.

Первое упоминание о разводе встречается в своде законов вавилонского царя Хаммурапи, жившего еще в ХVIII веке до нашей эры. С тех пор прошло почти четыре тысячелетия. Положения о разводе многократно менялись, в разных частях света и в различные исторические периоды действовали и продолжают действовать различные положения о разводе. Случалось, что где-то развод был чрезвычайно затруднен, а где-то, наоборот, становился до смешного простой процедурой.

Разумеется, это не могло не отразиться на массовом сознании, которое всегда реагировало на наиболее значимые общественные проблемы. Именно таковой, на наш взгляд, является проблема развода. Поэтому неудивительно, что, как и раньше, общественное мнение сегодня по-разному расценивает тенденцию увеличения числа разводов. С одной стороны, оно защищает права человека на личную свободу, единодушно признавая право на освобождение от неудавшегося или ставшего невыносимым супружества. С другой — осуждает его как наносящий непоправимый вред детям.

Подобное двойственное отношение к разводам в обществе определенным образом сказалось и на характере научных исследований по этому вопросу. Одни исследователи рассматривают развод как негативное, пагубное явление, форму проявления семейной деструкции, указывая на то, что и в массовом сознании развод часто ассоциируется с позором, симптомом личного падения, с проявлением собственной слабости, с неизбежным разрывом нормальных отношений с детьми и т. д.

7 стр., 3083 слов

Проблемы семейного общения. Разрушение брака и семьи

... оскорбляйте друг друга, стремитесь видеть друг друга прежде всего хорошее. Брак не может быть счастливым, если супруги выискивают друг в друге отрицательные черты, подлавливают друг друга ... вашего дня. Духовная близость. Вера в позитивность взаимодействия людей, которая позволяет членам семьи доверять друг другу, учиться любить и быть любимыми. Отказывайтесь правильно! Отрицательные ответы ...

Некоторые исследователи полагают, что развод может играть позитивную роль в том случае, если он ведет к действительному решению семейной проблемы, способствует эмоциональному равновесию и «моральному возрождению» супругов. Подобную точку зрения на развод они обосновывают тем, что в некоторых случаях не только невозможно, но и нецелесообразно сохранять брак, ведь деструктивные отношения между родителями могут оказывать травмирующее воздействие на психику детей и десоциализирующее влияние на формирование их личности.

Развитие экономической самостоятельности и социального равноправия женщин создает условия для расторжения брака в тех случаях, когда семья становится помехой на пути свободного саморазвития и самореализации женщины. В семье, имеющей детей, развод не означает ее ликвидацию и прекращения ее функционирования. Семья сохраняет по крайней мере одну, но важнейшую функцию — воспитание детей. Разведенные супруги перестают быть мужем и женой, но всегда остаются родителями своих детей.

Развод — весьма противоречивое социально-нравственное явление, которое определяется в словаре по семейному воспитанию как «способ прекращения брака при жизни супругов». Развод — это лишь финал семейной драмы, юридическое оформление распавшихся супружеских отношений.

В процессе, предшествующем окончательному расторжению брака, выделяется несколько стадий. Начинается все с эмоционального развода, который выражается в возникновении чувства отчужденности, безразличия супругов друг к другу, в утрате доверия и любви. Затем наступает физический развод: супруги уже думают о возможности юридического развода, но не считают его единственным и наилучшим выходом из создавшегося положения. Супружеские отношения в этот период ограничены, брачные партнеры начинают жить раздельно.

При пробном разводе проблема обсуждается открыто. Супруги живут порознь или, если это невозможно, ведут раздельное хозяйство. Чаще всего таким «пробным» разводом пытаются (нередко неосознанно) облегчить переход к разрыву отношений в условиях распавшейся семьи. Юридический развод — это уже завершение долгого процесса.

1.3 Причины и последствия разводов в семьях

Во многих странах достаточным основанием и одним из самых частых мотивов при разводе служит супружеская неверность. В нашей стране примерно четверть всех причин разводов связанно с нарушением супружеской верности.

Измена затрагивает область супружеских чувств, являясь антиподом любви. Для современной семьи любовь — важнейший мотив для вступления в брак, нередко единственное основание для создания и существования семьи. Измена же отражает разные противоречия, конфликты, дисгармонию между супругами.

Супружескую неверность можно встретить в семьях с благополучными и устойчивыми отношениями, чаще — в конфликтных, проблемных семьях, а также в семьях с критическими, практически разрушенными отношениями супругов.

Мотив «измены» наблюдается чаще всего при расторжении молодых браков, что свидетельствует скорее о незрелости, легкомыслии супругов, о непонимании семейных ценностей и такого понятия, как «священность семейных уз».

Огромную роль здесь играет этическое воспитание и общая культура людей. Во все времена культура мужчины, его честь и достоинство определялись культурой его отношений к женщине. Истинная культура заключается в том, чтобы видеть и уважать в женщине, прежде всего человека, друга и личность.

Кроме того, супружеская верность во многом зависит от добрачного поведения: мужчины и женщины, имевшие добрачные половые связи, легче нарушают обет супружеской верности. Это связано с тем, что ранний половой опыт, скорее всего не основанный на настоящей любви, снижает оценку сексуальных отношений и чувство долга, обязательства по отношению к другому партнеру.

Чувство супружеского долга — это осознание человеком своих обязательств перед брачным партнером, отождествление своих личных интересов с интересами семьи.

Существует мнение о том, что измена, случайная связь заставляет человека понять, что в семье была любовь. По некоторым исследованиям, 75% мужчин не находят в случайном партнере того, что ожидали, и начинают больше ценить свою жену. Среди неверных жен число таких, кто не испытал ничего, кроме разочарования и угрызений совести, оказалось еще больше — 90%. Супруг осознает, что совершил страшную ошибку, что предал близкого человека и впредь будет дорожить своим очагом.

И все же в большинстве случаев измена не идет на пользу любви. Измену, наверное, простить труднее всего. И трудно, даже невозможно забыть. Даже супруги с солидным семейным стажем признаются, что воспоминание об измене одного из них сохраняет горечь на долгие годы.

В современных исследованиях делаются попытки проанализировать причины супружеской неверности. Приведем здесь одну из классификаций.

1. Новая любовь. Эта причина супружеской неверности характерна для браков, где любовь была незначительной или вовсе отсутствовала (рациональные или вынужденные браки, основанные на выгоде, страхе одиночества).

2. Возмездие. При помощи измены реализуется желание отомстить за неверность супруга, чтобы восстановить чувство собственного достоинства.

3. Поруганная любовь. В брачных отношениях отсутствует взаимность. Один из супругов страдает от неприятия его любви, безответности чувства. Это побуждает утолить чувство в другом партнерстве, где возможна взаимность.

4. Поиск новых любовных переживаний, как правило, характерен для супругов со значительным стажем, когда чувства поблекли. Либо в семьях с такими нормами, когда от жизни берется все возможное. Вариантом может быть подражание “красивой жизни” зарубежных образцов, сексуальной свободе.

5. Тотальный распад семьи. Измена здесь — фактически результат создания новой семьи, когда первая семья воспринимается нежизнеспособной.

6. Случайная связь, когда измена не характеризуется регулярностью и глубокими любовными переживаниями. Обычно она бывает спровоцирована определенными обстоятельствами (настойчивость «партнера», «удобный случай» и т.п.).

Отмечается увеличение процента разводов из-за грубости супруга, алкоголизма, психологической несовместимости. По-видимому, это происходит потому, что с ростом культурного уровня современного человека, повышением культуры межличностного общения, уважения к личности и т.д. случаи грубости, психологической несовместимости, а тем более пьянства стали ощущаться сильнее и становятся достаточно веской причиной разводов.

Следует отметить, что на удовлетворенность браком влияет не столько реальное поведение супругов в различных сферах брачно-семейных отношений, сколько оценка поведения одного супруга другим. Поскольку у разных людей может быть разное представление о том, что такое хорошо налаженный быт, должное воспитание детей, уважение, внимание, любовь постольку результаты исследования удовлетворенности вряд ли могут служить показателем реальных брачно-семейных отношений.

В то же время исследование удовлетворенности может очень много дать для выявления ожиданий каждого из супругов, связанных с распределением ролей и ролевым поведением членов семьи. Можно выделить 2 подхода к решению этой проблемы. При первом подходе рассматриваются ролевые ожидания и ролевое поведение в какой-то одной, сравнительно узкой, сфере деятельности.

Например, конфликты между мужем и женой могут возникать из-за того, что жена хочет, чтобы муж проводил все свое свободное время дома, в то время как он предпочитает общение с друзьями или увлечение любительскими занятиями.

Второй подход связан с попыткой построения комплексных моделей ролей, ролевых ожиданий и ролевого поведения. Одна из наиболее интересных попыток в этом направлении была предпринята известным американским социологом по изучению семьи К. Киркпатриком, который выделил традиционные роли мужа и жены, товарищеские роли (роли компаньонов) и роли партнеров и перечислил основные ожидания, которые соответствуют этим ролям. Такой перечень имел в его ожидании следующий вид:

Обязанности жены-матери:

1. Рождение и воспитание детей.

2. Создание и поддерживание дома, жилища.

3. Обслуживание семьи.

4. Преданное подчинение собственных интересов интересам мужа.

5. Приспособленность к зависимому социальному и экономическому статусу.

6. Терпимость к ограниченной сфере деятельности.

Обязанности мужа-отца:

1. Преданность матери своих детей.

2. Обеспечение экономической безопасности и защиты семьи.

3. Поддерживание семейной власти и контроля.

4. Принятие основных решений.

5. Эмоциональная благодарность и уважение к жене за ее преданность семье.

6. Обеспечение алиментов в случае развода.

По данным социологов, часто именно из-за недоудовлетворенности в интимной жизни, происходят разводы.

Иногда дисгармония в интимных отношениях не носит явно выраженного характера, но и она нежелательна, потому что смутная неудовлетворенность порождает раздражение, подавленность, губит радость.

Последствия разводов.

Существенно негативное влияние развода на уровень рождаемости. В ряде случаев женщина после развода так и остается одинокой, а в «преддверие» развода воздерживается от рождения детей. С ростом количества разводов возросло число людей, не желающих после развода вступать в повторный брак.

По результатам одного из опросов 45% мужчин и 35% женщин сожалели после развода о распаде своего первого брака, 9,5% опрошенных мужчин и 8,5% женщин вообще хотели восстановить прежнюю семью. Об этом же свидетельствуют данные, полученные в работе В.В.Солодникова, который, исследуя характер протекания и последствия предразводной ситуации в молодой семье, обнаружил что 46% из числа всех обследованных семей, по крайней мере, один из супругов (чаще муж), на момент подачи заявления о расторжении брака испытывает позитивные чувства к партнеру, а в каждой пятой супружеской паре (21%) оба супруга сохранили эмоциональную привязанность друг к другу.

Исходя из приведенных данных, правомерно возникает вопрос, не является ли нежелание вступать в повторный брак после развода следствием более глубоких причин? Одной из них, например, может быть сохраняющаяся какое-то время после развода эмоциональная привязанность к бывшему брачному партнеру. Во всяком случае, едва ли такое явление, как рост числа людей, не желающих после развода вступать в повторный брак, можно объяснить только приобретенным негативным опытом и неудачей первого брака.

Увеличение числа разводов приводит к тому, что многие супружеские пары и их дети глубоко переживают неблагополучие в семье, обычно сопутствующее разводу. Развод тяжело сказывается и на моральном состоянии детей.

Следующее направление влияния разводов на эффективность функционирования института брака состоит в том, что перспектива развода, вернее опасение, что муж (жена) воспользуется правом на развод при первом же более или менее серьезном конфликте, так или иначе отражается на поведении каждого из супругов и их отношении к своим семейным ролям, на взаимных оценках и самооценках, на планировании семьи, по меньшей мере до тех пор, пока и у мужа, и у жены не появляется ощущение стабильности их семьи, а, следовательно, и ориентации не только на сегодняшний и завтрашний день, но и на относительно далекое будущее.

Разводы увеличивают количество неполных семей. В них создается специфическая система отношений между матерью и ребенком, формируются образцы поведения, представляющие собой в некоторых отношениях альтернативу нормам и ценностям, на которых основывается институт брака.

Развод оказывает влияние и на самих разводящихся супругов. Достаточно часто наблюдается своеобразный шок со стыдом и жалостью к себе. Разведенные пытаются рационализировать ситуацию и доказать, что им безразличны возникшие проблемы. Весьма распространенным является чувство беспокойства, нетерпеливости, идущее от нарушенных привычек и утраты привычных ролей.

Проведенные в США исследования показали, что процент повторных браков у разведенных партнеров выше, чем у овдовевших. Одна из причин этого состоит в том, что люди иногда идут на развод для того, чтобы юридически оформить уже сложившееся новое супружество. Кроме того, разведенные обычно более обеспокоены тем, чтобы порвать с прошлым и продемонстрировать посредством повторного брака, что с ними не случилось ничего серьезного. Наконец, развод обычно происходит в более раннем возрасте, чем вдовство, и это предоставляет человеку больше возможностей вступить в следующий брак.

Таким образом, развод — это сильнейшее эмоциональное и психическое потрясение, которое не проходит для супругов бесследно. Между тем, сегодня существует немало супружеских пар, прибегающих к разводу при первом же столкновении с обычными житейскими трудностями.

Однако есть и такие пары, где одна из сторон делает все для того, чтобы спасти брак, а другая сторона при этом лишь укрепляется во мнении о собственной исключительности. Есть, наконец, пары, которым противопоказана совместная жизнь.

1.4 Условия преодоления стрессовых реакций

Факторами, уменьшающими стрессогенность среды и ее отрицательное влияние на организм, являются предсказуемость внешних событий, возможность заранее подготовиться к ним, а также возможность контроля над событиями, что существенно снижает силу воздействия неблагоприятных факторов. Значительную роль в преодолении отрицательного влияния неблагоприятных состояний на деятельность человека играют волевые качества. «Проявление волевых качеств (силы воли) — это, прежде всего, переключение сознания и волевого контроля с переживания неблагоприятного состояния на регуляцию деятельности (на ее продолжение, подачу внутренней команды к началу деятельности, к сохранению качества деятельности)». Переживание состояния при этом отодвигается в сознании на второй план. Важную роль в регуляции психических состояний, в том, как человек реагирует на воздействие стрессоров окружающей среды, играют индивидуально-типические особенности нервной системы и личности. Известно, что лица с высокой силой нервной системы характеризуются большей устойчивостью, лучшей переносимостью стрессовых ситуаций по сравнению с индивидами, имеющими слабую силу нервной системы. Так найдены подтверждения того, что жизнерадостные люди более устойчивы, способны сохранять контроль и критичность в сложных ситуациях.

Влияние самооценки проявляется в том, что люди с низкой самооценкой проявляют более высокий уровень страха или тревожности в угрожающей ситуации. Они воспринимают себя чаще всего как имеющих неадекватно низкие способности для того, чтобы справиться с ситуацией, поэтому они действуют менее энергично, склонны подчиняться ситуации, пытаются избегать трудностей, так как убеждены, что не в силах с ними справиться.

Таким образом, мы видим, что стресс в большой мере является индивидуальным феноменом.

Важным направлением психологической помощи является обучение человека определенным приемам и выработка навыков поведения в стрессовых ситуациях, повышение уверенности в себе и самопринятие.

В исследованиях Селье и многочисленных последующих работах показано, что непредсказуемые и неуправляемые события более опасны, чем предсказуемые и управляемые. Когда люди понимают, как протекают события, могут повлиять на них или, хотя бы частично, оградить себя от неприятностей, вероятность стресса значительно снижается. Применительно к деятельности можно сказать, что если возможность управления ситуацией очень низка, а напряженность работы значительна, то такая работа сама по себе является стрессором.

Рассмотрим возможные реакции организма на стресс:

Реакция стресса. Человек сознательно или подсознательно старается приспособиться к совершенно новой ситуации. Затем наступает выравнивание, или адаптация. Человек либо обретает равновесие в создавшейся ситуации и стресс не дает никаких последствий, либо не адаптируется к ней — это так называемая плохая адаптация. Как следствие этого могут возникнуть различные психические или физические отклонения.

Пассивность. Она проявляется у человека, адаптационный резерв которого недостаточен и организм не способен противостоять стрессу. Возникает состояние беспомощности, безнадежности, депрессии. Но такая стрессовая реакция может быть преходящей.

Две другие реакции активные и подчинены воле человека.

Активная защита от стресса. Человек меняет сферу деятельности и находит что-то более полезное и подходящее для достижения душевного равновесия, способствующее улучшению состояния здоровья.

Активная релаксация (расслабление), которая повышает природную адаптацию человеческого организма — как психическую, так и физическую. Эта реакция наиболее действенная.

Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями личной жизни человека. Например студенту можно дать следующие советы: 1. Разработайте систему приоритетов в своей работе. 2. Научитесь говорить “нет”, когда достигнете предела, после которого вы уже не можете взять на себя больше работы. 3. Наладьте особенно эффективные и надежные отношения с вашими преподавателями. 4. Не соглашайтесь с кем-либо, кто начинает выставлять противоречивые требования. 5. Сообщите своему преподавателю, когда вы почувствуете, что ожидания или стандарты оценки задания не ясны. 6. Найдите день, время для отключения и отдыха. К другим факторам, связанным с понижением вероятности стресса, относятся соблюдение надлежащего питания, поддержание себя в форме с помощью физических упражнений и достижение общего равновесия в жизни.

Стресс могут вызывать и личностные факторы. Чтобы предотвратить дальнейшие последствия, способствующие возникновению различных психических отклонений и психосоматических заболеваний, можно дать ряд рекомендаций, которые помогут своевременно подготовиться к стрессогенному событию или жизненной ситуации и ослабить их негативное воздействие на организм: 1. Собрать достаточную информацию о возможности наступления подобных ситуаций. 2. Продумать способы предупреждения конкретных жизненных опасностей, попытаться найти способы их смягчения. 3. Не пытаться в преддверии самого события делать поспешные умозаключения. 4. Осознать, что большую часть вызывающих стресс ситуаций человек способен решить сам, не прибегая к посторонней помощи. 5. Стремиться активно вмешиваться в ситуацию, вызывающую стресс. Активный образ жизни способствует созданию в организме защитного фона против стресса, улучшая деятельность адаптационных организмов. 6. Понять и принять, что серьезные перемены — это неотъемлемая часть жизни. 7. Помнить, что стрессогенными жизненными ситуациями быстрее и лучше овладевают те, кто умеет использовать методы релаксации.

Можно выделить четыре основных метода борьбы со стрессом: релаксация, противострессовый распорядок дня, оказание первой помощи при остром стрессе и аутоанализ личного стресса. Использование этих методов при необходимости доступно каждому.

Одним из эффективных средств защиты от стресса является релаксация. Согласно теории Г.Селье, автоматическая реакция тревоги состоит из трех последовательных фаз: импульс, стресс, адаптация. Следовательно, если человек хочет направить свои усилия на сохранение здоровья, то на стрессовый импульс он должен осознанно отвечать релаксацией. С помощью этого вида активной защиты человек может помешать воздействию стрессового импульса, задержать его или ослабить стресс, предотвратив тем самым психосоматические нарушения в организме.

Дыхание может стать затруднённым и тяжёлым при физическом напряжении или в стрессовой ситуации. Человек имеет возможность, сознательно управляя дыханием использовать его для успокоения, для снятия напряжения — как мышечного, так и психического, таким образом, ауторегуляция дыхания может стать действенным средством борьбы со стрессом, наряду с релаксацией и концентрацией.

Обнаружить и объяснить реакции своего организма на стрессовые ситуации помогает метод аутоанализа личного стресса посредством ведения “дневника стрессов”. Метод этот требует фиксации в дневнике в течение нескольких недель того, когда и при каких обстоятельствах были обнаружены признаки стресса. Анализ записей в дневнике помогает просто и быстро определять, какие события или жизненные ситуации способствуют возникновению стресса. Именно регулярно повторяющиеся ситуации, описанные в дневнике, могут быть причиной возникновения стресса.

Рассмотрим методы первой помощи при остром стрессе.

Неожиданно оказываясь в стрессовой ситуации, для начала нужно собрать в кулак всю свою волю и скомандовать себе остановиться, чтобы резко затормозить развитие острого стресса. Чтобы суметь выйти из состояния острого стресса и успокоиться, необходимо найти эффективный способ самопомощи, чтобы в критической ситуации быстро сориентироваться, прибегнув к этому методу помощи при остром стрессе: 1. Противострессовое дыхание; 2. Релаксация; 3. Рациональное восприятие окружающей обстановки; 4. Смена обстановки; 5. Заняться любой (отвлекающей) деятельностью. В условиях стрессовой ситуации это выполняет роль “громоотвода”, помогая отвлечься от внутреннего напряжения. 6. Локальная концентрация (помогает вытеснить из сознания внутренний диалог, насыщенный стрессом).

Глава 2. Экспериментальное исследование динамики состояний супругов в процессе развода и в послеразводный период

2.1 Методика и процедура проведения исследования

стресс развод семья

Исходя из цели работы — изучение сущности и закономерностей совладающего поведения субъекта со стрессом при разводе было проведено эмпирическое исследование совладающего поведения со стрессом потери при разводе.

Участниками исследования стали: 64 человека из них: 32 — состоящих в браке (15 мужчин и 17 женщин) и 32 — переживающих развод (9 мужчин и 23 женщины).

Средний возраст опрошенных 36,7 лет.

Методы исследования:

Методика многомерного измерения копинга «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» Н.С. Эндлера и Д.А. Паркера, адаптированная Т.Л. Крюковой в рамках проекта РГ НФ в 2001 г. для измерения трех основных стилей совладания: «стиль, ориентированный на решение задачи или проблемы» (ПОК), «эмоционально-ориентированный стиль» (ЭОК), «стиль, ориентированный на избегание» (КОИ).

Методика состоит из сорока восьми утверждений, которые группируются в три фактора. Каждый из факторов представлен шкалой из шестнадцати вопросов, третий фактор — «избегание» — имеет две шкалы: «отвлечение» и «социальное отвлечение».

«Опросник о способах копинга» Р. Лазаруса и С. Фолкман использовался для определения стратегий совладания. Данная методика включает пятьдесят вопросов, которые группируются в восемь шкал:

* «конфронтативный копинг» (КК) — состоит из агрессивных усилий человека изменить ситуацию, проявления неприязни и гнева в отношении того, что создало проблему;

* «поиск социальной поддержки» (ПСП) — состоит из усилий индивида найти в обществе информационную, материальную и эмоциональную помощь;

* «планирование решения проблемы?»(ПРП) — состоит в выработке плана действий и следования ему;

* «самоконтроль» (С) — заключается в старании регулировать собственные чувства и действия;

* «дистанцирование» (Д) — описывает попытки индивида отделить себя от проблемы, забыть о ней;

* «позитивная переоценка собственных возможностей» (ПП) -описывает усилие человека придать позитивное значение происходящему, его попытку справиться с трудностями путем интерпретации обстановки в позитивных терминах;

* «принятие ответственности» (ПО) — заключается в признании своей роли в порождении проблемы и в попытке не повторять прошлых ошибок;

* «бегство-избегание» (Б-И) — складывается из усилий человека избавиться от проблемной ситуации, уйти от нее.

Достоверность различий полученных данных определялась с помощью критерия Фишера.

2.2 Результаты проведения исследования

Результаты исследования совладающего поведения разведенных и состоящих в браке представлены в таблице 1.

Таблица 1 — Уровни проявления стилей совладания разведенных и состоящих в браке

Уровень использования стилей совладания (%)

ПОК

ЭОК

КОИ

О

СО

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

Высокий

9

9

19

44

31

6

22

12,5

34,5

37,5

Средний

53

72

56

41

44

53

56

50

53

34,5

Низкий

38

19

25

15

25

41

22

37,5

12,5

28

Примечание: I — разведенные; II — состоящие в браке.

Разведенные менее успешно справляются с трудностями по сравнению с состоящими в браке, так как большинство видов копинга в среднем по выборке у них менее выражено.

У разведенных наиболее предпочитаемым стилем совладания по уровню использования является «копинг, ориентированный на избегание» (КОИ), на 2-м месте — «эмоционально-ориентированный копинг» (ЭОК), на 3-м месте — «проблемно-ориентированный» (ПОК).

У людей, состоящих в браке, на 1-м месте по уровню использования «эмоционально-ориентированный копинг» (ЭОК), на 2-м месте — «проблемно-ориентированный» (ПОК), на 3-м месте — «копинг, ориентированный на избегание» (КОИ).

Переживающие стресс потери при разводе реже, чем состоящие в браке, используют: «проблемно-ориентированный копинг», «эмоционально-ориентированный копинг», «конфронтативный копинг», «планирование решения проблемы». Разведенные и состоящие в браке примерно в равной степени используют стратегии «поиск социальной поддержки», «самоконтроль», «дистанцирование», «положительную переоценку», «принятие ответственности» и «бегство-избегание».

Чаще, чем состоящие в браке, разведенные используют «копинг, ориентированный на избегание».

Выявлены статистически значимые различия в проявлении «проблемно-ориентированного», «эмоционально-ориентированного копинга» и «копинга, ориентированного на избегание» у разведенных и состоящих в браке. «Проблемно-ориентированный копинг» (ПОК) — на низком уровне разведенные используют значительно чаще, чем состоящие в браке (ц*эмп = 1,70; p ? 0,05).

То есть люди, совладающие со стрессом потери при разводе, не анализируют проблему, активно не ищут ее решения, не привлекают опыт решения подобной проблемы в прошлом, не планируют и не исполняют действия, не распределяют время, не контролируют ситуацию, не регулируют свое состояние и не мобилизуют усилия для разрешения проблемы. «Эмоционально — ориентированный копинг» (ЭОК) — на высоком уровне выше у людей, состоящих в браке (ц*эмп = 2,20; p ? 0,05).

То есть люди, состоящие в браке, в большей степени склонны слишком эмоционально относиться к проблеме, погружаться в переживание боли и страданий, чаще испытывают чувства раздражения и беспомощности. «Копинг, ориентированный на избегание» (КОИ) — на высоком уровне выше у разведенных (ц*эмп = 2,75; p ? 0,01).

То есть люди, переживающие стресс потери при разводе, предпочитают заниматься различными делами, не решая возникшей проблемы, и стремятся контактировать с другими людьми, при этом общение не предполагает разрешение возникшей проблемы, а носит отвлекающий характер.

Наиболее часто люди, переживающие развод, используют такие копинг-стратегии как: «самоконтроль», «планирование решения проблеммы», «поиск социальной поддержки». Наименее предпочитаемой стратегией является «конфронтативный копинг». У людей, состоящих в браке, наиболее предпочитаемыми копинг-стратегиями являются: «планирование решения проблемы», «самоконтроль» и «поиск социальной поддержки». Наименее предпочитаемыми — «конфронтативный копинг» и «дистанцирование».

Выявлены статистически значимые различия в проявлении «конфронтативного копига» и «планирования решения проблемы». Разведенные реже используют данные стратегии по сравнению с состоящими в браке.

Значимых различий в проявлении «поиска социальной поддержки», «самоконтроля», «дистанцирования», «положительной переоценки», «принятия ответственности» и «бегства-избегания» у разведенных и состоящих в браке не выявлено.

Проведенное исследование показало, что женщины более эффективно справляются со стрессом при разводе по сравнению с мужчинами.

Также был проведен сравнительный анализ уровней проявления стилей совладания у мужчин и у женщин, переживающих развод (данные представлены в таблице 2).

Таблица 2 — Уровни проявления стилей совладания у разведенных мужчин и разведенных женщин

Уровень использования

стилей совладания (%)

ПОК

ЭОК

КОИ

О

СО

муж

жен

муж

жен

муж

жен

муж

жен

муж

жен

Высокий

0

13

11

22

11

40

0

30

11

43,5

Средний

55,5

52

33

65

78

30

78

48

78

43,5

Низкий

44,5

35

56

13

11

30

22

22

11

13

Выявлены статистически значимые различия в проявлении уровней использования основных стилей совладания между разведенными мужчинами и женщинами. Женщины во многом более активно, чем мужчины используют такие виды совладания как: «проблемно-ориентированный» (ц*эмп = 1,85, p ? 0,05), «эмоционально-ориентированный копинг» (ц*эмп = 2,38, p ? 0,01), ориентированный на «избегание» (ц*эмп = 1,73, p ? 0,05), «отвлечение» (ц*эмп = 2,89, p ? 0,01) и «социальное отвлечение» (ц*эмп = 1,93, p ? 0,05).

Выявлены также статистически значимые различия в проявлении уровней использования копинг-стратегий между разведенными мужчинами и женщинами. Женщины чаще используют такие стратегии как: «планирование решения проблемы», «самоконтроль», «положительная переоценка», «принятие ответственности», «бегство-избегание». Мужчины, переживающие стресс потери при разводе, не склонны искать помощи у других людей, у них высокие показатели по отсутствию применения «поиска социальной поддержки».

Почему же большинство людей, переживающих развод, предпочло стиль «избегания», который относится исследователями к неконструктивным?

На сегодняшний день не существует единой теории совладающего поведения. Также остается открытым вопрос и об эффективности любого копинг-стиля. Дело в том, что те способы поведения, которые помогают в одних ситуациях, могут не работать в других. Например, известно, что восстановление эмоционального баланса при помощи пассивных стратегий (не через решение проблемы) используется более интенсивно, если источник стресса неясен и у человека нет знаний, умений или реальных возможностей уменьшить его. Использование «проблемно-ориентированного копинга» в совершенно не поддающейся контролю ситуации также оказывается малопродуктивным, истощает ресурсы. Л. И. Анцыферова указывает на значимую роль способности к оценке ситуации, от которой зависит адекватный выбор стратегий преодоления. Характер оценки во многом зависит от уверенности человека в собственном контроле ситуации и возможности ее изменения. Автор вводит понятие «когнитивное оценивание», определяя его как некую активность личности, а именно «процесс распознавания особенностей ситуации, выявление негативных и позитивных ее сторон, определения смысла происходящего».

От того, как у человека работает механизм когнитивного оценивания, по мнению Анциферовой, зависит выбор стратегий, которые будет использовать человек при разрешении трудной ситуации. Результат когнитивного оценивания — вывод человека о том, сможет ли он разрешить данную ситуацию или нет, сможет ли он контролировать ход развития событий, или ситуация неподконтрольна ему. По словам Л. И. Анцыферовой, если субъект расценивает ситуацию как подконтрольную, то он склонен применять для ее разрешения конструктивные копинг-стратегии. Особый интерес представляет собой оценка человеком стрессового события в условиях неопределенности. Неопределенность ситуации напрямую связана с такими параметрами оценки ситуации, как возможность прогноза. Прогнозируемость события означает то, насколько человек способен предсказать динамику, развитие ситуации. С ростом неопределенности ситуации уменьшается степень прогнозируемости события, и, как следствие, становится невозможным применение копинг-стратегий, связанных с планированием своих действий по преодолению стрессового события. В. А. Бодров отмечает, что отсутствие возможности и способности предсказывать развитие событий ведут к невозможности осуществления эффективного преодоления ситуации.

В данном случае, скорее всего, ситуация потери близкого человека в результате развода воспринимается большинством испытуемых как ситуация, не поддающаяся изменению. Человек, испытывая тяжелейший стресс, связанный с потерей близких отношений, пытаясь как-то восстановить эмоциональный баланс, использует пассивный копинг. Люди преодолевают утрату семьи путем различных способов отвлечения, стараясь не думать о проблеме вообще.

Таким образом, развод бесповоротно меняет жизнь людей. Здесь уже не важно, кто виноват, они никогда не смогут стать прежними. Это не всегда плохо, ведь испытав стресс такого уровня, человек может открыть в себе новые возможности, взглянуть на себя по-новому. Тогда боль расставания и несбывшихся ожиданий может превратиться в боль нового рождения. Все зависит от отношения человека к проблеме.

Этот аспект может стать предметом для дальнейших исследований совладающего поведения. В настоящее время проводится изучение совладающего поведения во всех областях жизни. Наиболее важной, на наш взгляд, областью является изучение совладающего поведения в семье. Именно семейная жизнь со своей сложностью и неоднозначностью служит источником и одновременно ареной как социально-психологического закаливанияличности, так и возможных деформаций, травм, несовладания, особенно в детском возрасте. Несомненно, что совладающее поведение может быть реальной защитой, буфером против стресса. Здоровье — физическое, психическое — и общее субъективное ощущение жизненного благополучия являются результатом в том числе совладающих усилий субъекта и семьи как группового субъекта. Психологическая помощь, коррекция и психотерапия тем, кто не совладает, направлены в современных концепциях стресса-копинга на поиск и открытие собственных ресурсов личности и семьи, овладение саморегуляцией, самоорганизацией и побуждением стремления к самосовершенствованию и веры в свои силы.

Заключение

Изучение теоретического и практического материала по проблемам совладания со стрессом потери при разводе, а также проведенное исследование, позволяет сделать следующие выводы:

Психологический стресс можно охарактеризовать, как состояние организма, возникающее в процессе взаимодействия индивида с внешней средой, сопровождающееся значительным напряжением в условиях, когда нормальная адаптивная реакция оказывается недостаточной.

Бесспорным является то, что возникновение и течение стресса в первую очередь зависит от индивидуальных особенностей человека. Люди реагируют на одинаковые нагрузки по-разному. У одних отмечается повышение активности. При стрессе их деятельность долгое время продолжает расти (так называемый «стресс льва». У других людей наоборот, отмечается снижение активности, а эффективность их деятельности быстро падает (стресс «кролика»).

При этом стресс-факторы могут быть как психосоциальными, так и физическими.

Развод — это сильнейшее эмоциональное и психическое потрясение, которое не проходит для супругов бесследно. Между тем, сегодня существует немало супружеских пар, прибегающих к разводу при первом же столкновении с обычными житейскими трудностями.

Однако есть и такие пары, где одна из сторон делает все для того, чтобы спасти брак, а другая сторона при этом лишь укрепляется во мнении о собственной исключительности. Есть, наконец, пары, которым противопоказана совместная жизнь.

Неожиданно оказываясь в стрессовой ситуации, для начала нужно собрать в кулак всю свою волю и скомандовать себе остановиться, чтобы резко затормозить развитие острого стресса. Чтобы суметь выйти из состояния острого стресса и успокоиться, необходимо найти эффективный способ самопомощи, чтобы в критической ситуации быстро сориентироваться, прибегнув к этому методу помощи при остром стрессе: 1. Противострессовое дыхание; 2. Релаксация; 3. Рациональное восприятие окружающей обстановки; 4. Смена обстановки; 5. Заняться любой (отвлекающей) деятельностью. В условиях стрессовой ситуации это выполняет роль “громоотвода”, помогая отвлечься от внутреннего напряжения. 6. Локальная концентрация (помогает вытеснить из сознания внутренний диалог, насыщенный стрессом).

Развод бесповоротно меняет жизнь людей. Здесь уже не важно, кто виноват, они никогда не смогут стать прежними. Это не всегда плохо, ведь испытав стресс такого уровня, человек может открыть в себе новые возможности, взглянуть на себя по-новому. Тогда боль расставания и несбывшихся ожиданий может превратиться в боль нового рождения. Все зависит от отношения человека к проблеме.

Литература

1. Алешина Ю.Е., Гозман Л.А., Дубовская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. М., 2004.

2. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование жизненных ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. Т. 15. 1994. № 1.

3. Аронс К. Развод: крах или новая жизнь? М., 2009.

4. Бодров В.А. Когнитивные процессы и психологический стресс // Психологический журнал. 1996. №17.

5. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса // Психологический журнал. 2006. № 2.

6. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М., 2006.

7. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. СПб.: Питер, 2002.

8. Дементьева Н.Ф. Первые годы брака: Проблемы становления молодой семьи. М.: Наука, 1991.

9. Дорно Н.В. Современный брак: проблемы и гармония. М.: Педагогика,1990.

10. Закатова А. Стресс замедленного действия // Новый персонал. 2004. №6.

11. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М.: Наука, 1983.

12. Леонова А., Мотовилина И. Профессиональный стресс в процессе организационных изменений // Психологический журнал. 2004. № 2.

13. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2010.

14. Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. СПб.: Питер, 2001.

15. Муздыбаев К. Психология ответственности. Л., 1983.

16. Попова П. Современный мужчина в зеркале семейной жизни. М.: Мысль, 1989.

17. Постылякова Ю. Ресурсы совладания со стрессом в разных видах профессиональной деятельности // Психологический журнал. 2005. №6.

18. Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы. М., 2007.

19. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними / Под ред. Крюковой Т.Л., Сапоровской М.В., Куфтяк Е.В. СПб., 2005.

20. Селье Г. Стресс без дистресса. М., 2008.

21. Смелзер Н. Социология. М.: Феникс, 1994.

22. Суворова В.В. Психофизиология стресса. М., 2004.

23. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. М.: Мысль, 1989.

24. Уфаев К. Психологическое давление: стресс на работе // Новый персонал. 2003. №7-8.

25. Фетискин Е.П. Психотехнологии стрессосовладающего поведения. М., Кострома, 2007.

26. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. М., 2000.

27. Харчев А.Г. Социология воспитания. М.: Политиздат, 1990.

28. Щербатых Ю.В. Психология стресса. М.: Академия, 2005.

29. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. СПб.: Питер, 2006.

Размещено на