Е.А. Козырева
Программа психологического
сопровождения школьников,
их учителей и родителей
(с 1 по 11 кл.)
К читателю
Может показаться странным, что в серии “Проблемы правового образования в России” появляется брошюра на тему психологического сопровождения школьников, их родителей и учителей. Но, на наш взгляд, Е.Козырева и ее коллеги разработали программу, которая имеет самое прямое отношение к задачам правового образования. Одна из таких задач – рождение правовых отношений в школе. Без усилий в этом направлении школьное правовое (или гражданское) образование в лучшем случае поможет кому-то поступить на юридические факультеты, а в худшем – вновь приведет к двойному стандарту. Мы будем много и красиво говорить на уроках о правовом государстве, о демократии, об уважении к личности, ее правам, но тут же опровергать сами себя, проявляя небрежение, неуважение к человеку. Потому что нам не хватает терпимости, мы не умеем договариваться и далеки еще от того, чтобы жить в согласии. А ведь именно это – уважение к человеку, терпимость и умение договариваться, регулировать свои отношения и только так решать проблемы – должно стать важнейшей частью правового (гражданского) образования в школе . Этой традиции нам недостает. На создание именно такой традиции направлена программа Елены Козыревой. Без традиции терпимости в обществе невозможны правовые отношения. А без правовых отношений правовое образование бессильно будет сыграть ту роль, которую оно призвано сыграть в продвижении к правовому государству.
Всего доброго.
Лидия Семина, автор проекта
“Школа – правовое пространство”,
программа “Среднее образование”,
Институт “Открытое общество”
Раздел 1
Разработка и внедрение программы психологического сопровождения школьников, их учителей и родителей (с 1 по 11 кл.)
Начало разработки
Разработка программы психологического сопровождения школьников, их учителей и родителей (с 1 по 11 кл.) началась в 1989 году. Это было время крайней общественной неустойчивости, характеризующейся разрушением идеалов советского общества, изменениями в экономической политике государства, появлением рыночных отношений, конкурентности. В это время особенно отмечалось снижение престижа образования. Тяготы такой ситуации остро ощущались и в школе: всплеск педагогических инноваций сосуществовал с повышенной тревогой родителей за будущее своих детей, выбор выпускниками школы жизненного пути зачастую противопоставлял их учителям и родителям.
Психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к доу
... Осуществляется это через систему психологического сопровождения всех участников процесса, включающую в себя прогноз вероятной степени адаптации ребенка, консультирование родителей и консультирование педагогов. В ... специалистов ДОУи семьи в период адаптации, а так же перспективный план психологического сопровождения всех участников проекта. Начинать работу весной позваляет специфика нашего детского ...
В появившихся гимназиях, лицеях, гимназических классах в общеобразовательных школах усилилась экстенсификация образования. Дифференцированное обучение идентифицировалось с дифференциацией детей по классам, между которыми обострялись отношения. Очевидно, что и учителя, и родители нуждались в психологической поддержке. А особенно – дети!
Внедрение психологии в школы было масштабным и, вместе с тем, стихийным явлением. Во многих районах страны работал (и работает) всего один психолог, составить целостную психологическую программу профессиональной деятельности которому не под силу. А это крайне важно. Иначе отсрочивается результативность психологической работы. Школьный психолог оказывается скомпрометированным в глазах детей, родителей, учителей. Восстановить свою репутацию он пытается путем усиленного использования лишь диагностических методик. Изменений в отношениях детей и взрослых, их личностном, коммуникативном развитии в этом случае почти не происходит.
Основная характеристика работы психолога в школе – цейтнот и, как следствие, истощение собственных психических и профессиональных ресурсов. Ожидать быстрой адаптации психолога в школе не приходится: занимаясь локальными проблемами, требующими значительных затрат времени и энергии, психолог слабо влияет на решение принципиальных проблем в школе: гуманизации отношений, личностной ориентации образовательного процесса, индивидуального роста детей и взрослых. Здесь он почти незаметен.
Курс психологических занятий для детей 1–11 классов в течение всего этого времени апробировался в различных общеобразовательных школах. Осуществлялся поиск эффективной технологии построения психологических занятий.
В 1992 г. курс психологических занятий претерпел редакцию как со стороны организации внедрения, так и в плане трансформации цели в психологические задачи, необходимость решения которых продиктована запросом (явным, неявным) школьников, их психологической готовностью к рефлексии эмоциональных, интеллектуальных, волевых проявлений; запросами педагогов (исходя из актуальной ситуации развития школьного образования и конкретного учебного заведения), запросами родителей.
Ориентация на максимальную эффективность и вариативный потенциал психологической программы (1–11 кл.)
Любая инновация в образовании осуществляется на основе анализа имеющихся ресурсов. Возможны, по крайней мере, три пути преобразования в школе: поиск новых ресурсов (кадры, материальное обеспечение, время и др.), адаптация нововведения к имеющимся условиям его реализации, либо сочетание этих вариантов. Все пути имеют свои особенности, однако для многих школ, как показывает опыт, второй путь наиболее реалистичен. Следовательно, сама инновация (а в данном случае программа психологического сопровождения детей и взрослых в школьной ситуации развития) должна содержать возможности ее вариативного внедрения. Это позволит без особых сложностей вносить различные изменения в содержание психологической программы.
Психологические знания в работе учителя
... Психологические знания в работе учителя 2.1 Психологические механизмы воспитания в современных условиях 2.2 Психологические условия формирования свойств личности .2.1 Социально-психологические аспекты воспитания 2.2.2 Учебная деятельность и индивидуально-психологические особенности детей ... на различных ступенях развития ребенка выступают как ... учитель, выступая с лекциями, беседами перед родителями ...
Наблюдая в процессе внедрения психологической программы явную положительную динамику в развитии различных способностей детей, мы столкнулись с ситуацией, когда, говоря языком учителей, “дети стали перерастать и учителей, и родителей”. Парадокс, но осведомленность и умения детей начинали становиться препятствием к взаимопониманию со взрослыми. Количество запросов родителей нарастало. Консультирование взрослых в основном имело целью их психологическое образование (содержанием консультаций являлись не только глобальные вопросы типа “характеристики подростков” и т.п., но и нюансы взаимоотношений, общения, управления эмоциями и т.д.).
В журнале профессиональной деятельности психолога, который заполнял каждый специалист, становилось все больше записей с пометкой не только “повторное обращение клиента”, но и “последующее”.
Тщательный анализ сложившейся ситуации показал, что интересы, проблемы, вопросы детей и взрослых, являющихся участниками школьной жизни, имеют общее. Подсчет частотности тем, выдвигаемых для обсуждения с психологом, позволил выделить наиболее значимые из них и для школьников, и для их учителей, и для родителей. На языке детей и взрослых это:
успехи в учебе (оценки, отметки),
желание учиться,
здоровье,
взаимоотношения в классе,
выбор друзей и отношения с ними,
решение проблем без оскорбления достоинства других людей,
умение общаться,
способности,
оригинальность,
самостоятельность,
инициативность,
терпимость по отношению к окружающим,
организованность,
уверенность,
отношения между полами,
отношения с учителями, родителями,
отношения в семье (в т.ч. к прародителям),
выбор профиля обучения, профессии и некоторые другие.
На основе изучения представленной информации выявлено содержание психологического сопровождения школьников, их учителей и родителей. Прежде всего – это развитие умений и навыков в сфере общения; установление гармоничных взаимоотношений между учениками, учителями и родителями; детьми, родителями и прародителями; мальчиками и девочками, администрацией и учителями. Кроме того, основными направлениями психологического сопровождения являются:
Психологическая помощь детям с задержкой психического развития ...
... также замедленное развитие интеллектуальных процессов. Клинико-психологическая структура каждого варианта ЗПР отличается своеобразным соотношением интеллектуальных и эмоционально-волевых нарушений. ЗПР конституционального происхождения наблюдается у детей с психофизическим ...
• формирование умения жить в обществе, сотрудничать;
• развитие терпимости к другим людям, другим точкам зрения;
• развитие способностей к взаимопониманию;
• формирование ответственности;
• развитие навыков общения;
• обучение разрешению жизненных проблем;
• стимулирование познавательной активности;
• тренировка навыков саморегуляции, в т.ч. развитие стрессоустойчивости;
• формирование чувства уверенности;
• развитие навыков самоорганизации (самостоятельность в планировании, самоконтроль, работоспособность, умение не перекладывать на других решение собственных проблем);
• образование и тренировка умений в области самоопределения (понимание собственных задач в конкретной ситуации, определение соответствующей линии поведения, осуществление выбора на основе рефлексии ситуации, осознания ограничений).
Таким образом, логика поисков привела к мысли о том, что если существуют сходные значимые для детей и взрослых темы и проблемы, то, возможно, существуют и технологии, которые позволят психологу эффективно устанавливать контакт между учениками, учителями и родителями. С 1994 года программа психологического сопровождения школьников разрабатывается в русле совместной деятельности, участниками которой являются педагоги и родители.
О понимании психологического сопровождения
Психологическое сопровождение рассматривается достаточно широко. Г. Бардиер, И. Ромазан, Т. Чередникова (1993) считают, что взрослый должен ценить естественные механизмы развития ребенка, не разрушать их, а раскрывать, при этом самому быть и наблюдателем, и соучастником и исследователем. В зависимости от ситуации развития группы, межличностных отношений отдельных детей психологическое сопровождение предстает в различных формах психологических развивающих занятий.
Наблюдения показывают, что ритмичные встречи психолога со взрослыми и детьми в большей степени эффективны, чем эпизодические, квалифицированно проведенные интенсивные тренинги. В ежедневном общении детей или учителей, участвовавших в интенсивах, проводившихся приглашенными психологами, долгое время продолжается разговор об острых проблемах, обсуждавшихся на тренинге. Школьному психологу приходится работать с проблемами, которые порождены в тренинговой группе. Возникает серьезный профессиональный вопрос об определении меры глубинности личностного самораскрытия родителей, учителей, детей. И его надо решать хотя бы из соображения “не навреди”.
Основные положения психологического сопровождения школьников, их учителей и родителей
1. Психологическое сопровождение детей и взрослых отражает содержание запросов, задачи, поставленные участниками школьной жизни. Психологическое сопровождение является неэффективным, если оно дублирует учебный процесс во всех его проявлениях, не отвечает интересам школьников.
Педагогическое сопровождение в развитии коллективной творческой ...
... деятельности, где возможна встреча взрослого и ребенка, развитие их отношений в процессе совместного творчества, в ... (по аналогии с уроком) должно вызвать определенный психологический настрой воспитанников. В качестве средств могут выступать: ... творческая деятельность учащихся. Предмет исследования - педагогическое сопровождение коллективной творческой деятельности учащихся. При написании работы ...
2. Программа психологических занятий является практическим воплощением идеи о непрерывности психологического сопровождения детей и взрослых в школьной ситуации развития. Принципиально не называются психологические занятия уроками, тем самым подчеркиваются существенные различия между школьными уроками и встречами с психологом. По сути, это программа встреч, общения психолога с детьми, направленная на создание условий для проявления и развития личностных “устремлений” (В. А. Петровский).
3. Психологическое сопровождение ведется в аспекте профилактики, развития, диагностики, социально-психологического образования и консультирования детей и взрослых. Виды деятельности, составляющие программу психологического сопровождения, имеют выраженный практико-ориентированный характер (развитие умений и навыков в области общения, взаимоотношений, познания, самообладания и т.д.).
4. Личность обладает пятью потенциалами (М.С. Каган).
Психологическое сопровождение создает условия, чтобы дети и взрослые почувствовали, поверили в свои разносторонние способности.
5. Аксиома психологического сопровождения: индивидуальная жизнь человека самоценна, уникальна, должна быть лишена насилия.
6. Опыт и активность в его накоплении способствуют личностному развитию.
7. Взрослые и дети лучше понимают и развивают друг друга, когда совместно решают значимые задачи.
8. Дети, учителя, родители от конфронтации приходят к взаимопониманию, если они уважительно относятся друг другу, ответственно подходят к решению жизненных проблем, имеют право и навыки самостоятельного выбора.
9. Формирование содержания психологического сопровождения происходит исходя из опыта участников психологических занятий, закономерностей возрастного развития детей, школьной и внутриклассной ситуации развития отношений и взаимоотношений, интереса детей и взрослых.
10. Программа психологического сопровождения школьников ориентирована на всех детей с 1 по 11 класс независимо от их интеллектуального развития, склонностей, национальности, социального происхождения. Также в ней могут принимать участие все учителя и родители любого возраста, профессии, взглядов.
Организация внедрения в школу психологической программы (1–11 кл.)
Это многоаспектный процесс. Но тем не менее можно выделить основные этапы внедрения:
1. Формирование команды психологов-экспериментаторов.
2. Обсуждение места и роли психологической программы в контексте практической работы школьного психолога. Организация работы каждого психолога.
Хозиева М.В. Проектная форма обучения в контексте психологического ...
... нашему опыту, наиболее эффективной является следующая схема[1] психологического сопровождения развития ребенка: первичная психологическая консультация родителей, психологическое обследование ребенка, совместная деятельность родителей и детей, индивидуальная работа с ребенком (в случае острой необходимости), последующее индивидуальное консультирование ...
3. Формирование группы педагогической поддержки внедрения психологической программы. Обсуждение задач и ожиданий в результате внедрения курса психологических занятий.
4. Формирование запроса родителей на психолого-развивающую работу с детьми.
5. Внедрение программы психологических занятий. Анализ внедрения.
6. Принятие решения об изменениях в программе.
7. Обсуждение возможностей и специфики внедрения психологической программы в различные школы.
8. Распространение информации о разработке, поиск источников материальной поддержки психологической программы.
Об оценке эффективности программы психологического сопровождения детей и взрослых
Изучение эффективности программы соотносится с поставленной целью и задачами. Методами оценки эффективности программы являются опросы учителей, учащихся и родителей, индивидуальные и групповые интервью, наблюдения (за проведением конкретных занятий, интересом их участников к содержанию, динамикой в отношениях, проявлениях от начала к концу занятий и др.), применение технических средств (фото, видеоаппаратуры) для визуального наблюдения и анализа изменений, происходящих в участниках подпрограмм.
1. Эффективность стимулирования педагогов к внедрению личностно-ориентированных технологий обучения. Учитываются: динамика готовности учителей к педагогическим инновациям, критическое, творческое отношение к новому, фиксация фактов изменения позиции педагога в отношении сущности образования детей; педагогический самоанализ профессиональной деятельности; стиль общения; рефлексия учебных отношений.
2. Установление диалоговых отношений между учениками, родителями, учителями; формирование готовности к поиску вариантов решения проблем, к гибкому, вариативному поведению в сложных жизненных ситуациях. Критерии: степень включенности взрослых в программу психологических занятий; продуктивность совместной деятельности; удовлетворенность диалогом, определение стиля поведения в ситуациях разногласия; эмпатические тенденции; коммуникативный контроль. (Видеомониторинг.)
3. Создание условий для развития устремлений детей и взрослых (познавательных, эмоционально-личностных) через выявление содержания индивидуальности ребенка, рассмотрение горизонтов его развития, особенностей саморазвития. Системность мышления. Включенность в групповые отношения. Личностная саморегуляция. Тревожность. Стрессоустойчивость. Самоопределение. Потребность в самопознании.
4. Самореализация родителей – в самореализации детей. Помощь в самореализации родителей через развитие рефлексии особенностей воспитания и обучения ребенка, общения с ним. Характеристика родительского отношения: ориентация на принятие ребенка, кооперацию в решении проблем. Отношение к школе. “Родительская готовность к школе”. Последовательность в воспитании детей. (Видеомониторинг.)
Этапы психологического сопровождения одаренных детей
... развития способностей детей с выращенной собственной познавательной потребностью в какой-либо области. Этапы психологического сопровождения одаренных детей Программа психологического сопровождения одаренных детей ... определенными признаками. К методам выявления одаренных детей относятся: · наблюдение; · общение с родителями; · работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа; ...
О знаниях, умениях и позиции ведущего, реализующего программу психологического сопровождения детей и взрослых
Психологу, социальному педагогу, классному руководителю, выбравшему в своей работе стратегию сопровождения школьников, их учителей и родителей, необходимо иметь образование в области психологического сопровождения, а также
• навыки эффективного общения (умение устанавливать контакт, слушать и говорить, выражать свои чувства и эмоции, сопереживать);
• хорошо ориентироваться в школьной ситуации, знать ее особенности и учитывать их в построении практических гипотез;
• навыки организации групп детей и взрослых на совместную деятельность и общение;
• технологические, интерпретационные, аналитические умения;
• навыки нейтрального, безусловно уважительного, заинтересованного поведения и творческого мышления в разрешении конфликтных ситуаций, жизненных проблем;
• умения выстраивать отношения, прогнозировать межличностные ситуации.
Среди личностных черт ведущего психологической программы имеют особое значение: ответственность, уверенность в себе, уважительное отношение к людям, оптимизм, чувство юмора. Подготовку к внедрению программ психологического сопровождения можно пройти на специальных семинарах, практикумах.
На сегодняшний день, как видится автору, основная работа по психологическому сопровождению детей и взрослых может проводиться школьным психологом. Обоснованным представляется обучение психологическому сопровождению (особенно в сфере установления гармоничных взаимоотношений) классных руководителей (кураторов), социальных педагогов. Первой ступенью такой подготовки является образование в области психологического сопровождения, а также непосредственное участие хотя бы в одной из психологических подпрограмм.
Раздел 2
Содержание психологического сопровождения детей и взрослых
в школьной ситуации развития
Цель психологического сопровождения школьников, их учителей и родителей
Усиление негативных тенденций в развитии нашего общества (крайняя неустойчивость и неустроенность социальной жизни людей; увеличение количества детских правонарушений; ухудшение экологической обстановки, влияющей на состояние психического здоровья; девальвация педагогических ценностей, долгое время содержание которых сводилось к формированию личности, интериоризации ею социальных и предметных норм через усвоение моральных норм и знаний, умений, навыков вместо того, чтобы развивать личность /Новые ценности образования. – М.: Инноватор, 1995. – С. 33-35/) взывает к необходимости разработки программ, способствующих социальной адаптации, терпимости по отношению друг к другу, самоопределению.
До сих пор значительно распространено стереотипное использование педагогических методов и приемов – следствие тоталитарного образования, или не оформившейся внутренней концепции профессиональной деятельности молодых специалистов, готовых работать творчески, но не имеющих педагогического опыта, слабо владеющих навыками развития детей. Идея непрерывности психологического сопровождения обусловливается как закономерностями развития детей (возрастные кризисы возникновения психологических новообразований), педагогического коллектива (динамика группового процесса), детско-родительских отношений, так и ситуативными кризисами отношений. Педагоги получили профессиональное образование, детей учат специалисты, родители не имеют не только родительского образования, но даже минимальной психологической поддержки. Хотя общение родителей и детей является детерминантой развития ребенка (В.В. Столин).
Устранение причин неблагоприятного психологического климата в ...
... Объект исследования данной работы — семьи, имеющие ребенка с нарушениями развития. Предметом исследования является психологический климат в семье, имеющей проблемного ребенка, возможные состояния родителей, основные проблемы с которыми сталкиваются семьи ...
Цель психологической программы состоит в том, чтобы способствовать образовательно-культурному развитию России; гуманизации школьных отношений; инновационной образовательной деятельности педагогов, связанной с внедрением личностно-ориентированных технологий обучения; социализации и индивидуальному развитию учащихся; выстраиванию гармоничных отношений между детьми, педагогами, родителями в школьной ситуации развития; внедрению эффективных психологических технологий в практику образования. Идея состоит в том, что внедрение программы психологического сопровождения детей с 1 по 11 класс в общеобразовательную школу является основой сопровождения школьников, педагогов, родителей.
О психологическом сопровождении учителей
Психологическое сопровождение учителей позволяет педагогам преодолевать психологические барьеры, связанные с готовностью к нововведениям, развивать стилевые характеристики общения, позитивные взаимоотношения друг с другом, администрацией, родителями, детьми. В свете гуманистической психолого-педагогической парадигмы образования и внедрения ее в педагогический процесс два аспекта психологической работы с учителями выходят на первый план: первый аспект – психологическая помощь педагогам, связанная с внедрением личностно- ориентированных технологий обучения в реальный учебный процесс, а в связи с этим – второй аспект – психологическое отношение учителя к оценке и отметке (выставляемых и высказываемых учителями детям и родителям) как центральный педагогический конфликт, обусловленный различными факторами. Наша позиция состоит в том, что обучение представляет собой личностно-коммуникативное взаимодействие педагогов и учащихся, воплощающееся в психолого-дидактических ситуациях, организуемых педагогом; понимание педагога и учащихся в образовательном процессе достигается через их взаимную рефлексию информационных отношений между педагогом и учащимися. Объектом обучения в этом случае выступает учебный материал, через который возможна профессиональная самореализация педагога и становление субъектности ученика.
Психологическое сопровождение учителей имеет психопрофилактическую направленность, связанную с приобретением учителями навыков психической саморегуляции. Особенностью педколлективов является то обстоятельство, что 70% школьных педагогов – женщины. Проведенное в 1990 году в 24 городах страны Всесоюзное социологическое исследование показало ущербность социально-психологического самочувствия женщин-педагогов, 27% женщин не замужем (это в основном женщины 31–50 лет, стаж их педагогической деятельности свыше 10 лет. К сожалению, большинство личностных проблем учителя серьезно отражается на качестве их труда (см. ж-л Педагогика, № 3, 1996).
О психологическом сопровождении родителей
В процессе непрерывного психологического сопровождения родителей психолог имеет возможность обсуждать и развивать родительское отношение к воспитанию и обучению детей, к особенностям работы учителей, администрации, что позволит сблизить индивидуальные смысловые контексты общающихся с целью поиска вариантов разрешения конфликтов в образовательных ситуациях. Прогнозируется положительная динамика в плане развития демократического стиля взаимоотношений учителей, родителей и детей. Прогнозируется также изменение отношения родителей к конфликту. Становится возможным отношение к конфликту как к противоречию, требующему конструктивного общения, поиска альтернативных вариантов выхода из проблемной ситуации. Выражается это в качественном изменении запроса взрослых по поводу направления решения проблемы: от внешне обвинительных эмоционально-деструктивных реакций родителей до конструктивного устремления к гармоничным отношениям с собой, с другими. Иными словами, увеличивается доля самостоятельности и продуктивность взрослых в разрешении трудных ситуаций. И это существенно: непрерывность психологического сопровождения не является “костылем” в общении, а дает широкий диапазон психологических средств для саморазвития, социальной адаптации в сочетании с сохранением и реализацией собственной уникальности.
Задачи психологического сопровождения школьников
Психологическое сопровождение школьников представлено подпрограммами, которые не имеют жесткой соотнесенности с годом обучения детей. Так, например, если внедрение программы психологического сопровождения идет первый год, то подпрограмма “Учимся жить в согласии” может быть реализована на любой параллели 1–5 классов (при этом содержание необходимо соответствующим образом адаптировать).
После этого раздела вы сможете прочитать о факторах, влияющих на выбор психологом определенной подпрограммы. Через содержание психологических подпрограмм осуществляется взаимодействие с учителями и родителями. Задачи последующих подпрограмм решаются на основе предыдущих достижений школьников, родителей, педагогов.
1–6 классы
Подпрограмма “Учимся жить в согласии”
Важнейшим периодом, оказывающим влияние на всю последующую жизнь ребенка в школе, является первый класс, а точнее, первое полугодие начального обучения. Именно в этот период происходит встреча ожиданий и установок ребенка с установками и ожиданиями учителя, родителей. Смысл здесь не только в том, чтобы сделать отношения между участниками школьной деятельности демократичными, гуманными, теплыми, но в создании и поддержании возможности использования детской инициативы в построении совместной со взрослыми учебной деятельности.
Основные задачи реализации подпрограммы:
1. Психологическое изучение готовности ребенка к школе. Создание условий для формирования компонентов психологической готовности детей к школе.
2. Создание условий для развития класса как психологической группы. Технология решения задачи состоит в организации занятий в течение первого полугодия по подгруппам, затем на определенной стадии группового процесса происходит объединение малых групп. Переход группы от стадии к стадии имеет критерии, составляющие содержание каждого этапа группового процесса.
3. Создание в классе условий для построения системы учебного сотрудничества – достигается через применение в групповой работе разнокачественных заданий для совместной деятельности и рефлексии ее результатов.
4. Изменение позиции учителя в классе – учитель как ведущий и участник группового процесса – становится возможным при включенности педагога в психологические занятия в позиции “участник” и последующем делегировании ему полномочий психолога, связанных с организацией совместной деятельности, развитием межличностных отношений.
5. Изучение и развитие стиля общения в диаде “ребенок–родитель”, проявляющегося в совместном выполнении учебных заданий, уровень трудности которых находится в зоне ближайшего развития детей.
Подпрограмма “Учимся чувствовать и понимать другого”
Достижение цели психологических занятий – развитие эмоционального отношения к миру, к человеку, к себе – сопряжено с организацией диалогового общения ребенка со сверстниками и взрослыми (эмпатический способ общения), имеет в основе развитие самосознания ребенка, чувства “я”. Ребенок уникален, самоценен и обладает внутренними источниками саморазвития, любой человек имеет возможность пережить и осознать свою неправильную приспособляемость (К. Роджерс).
В круг специфических проблем, подлежащих профилактике и психогигиене, входят: нарушение роста “я”, самонеадекватность, сомнения и неуверенность в возможностях собственного личностного роста и обусловленные ими тревожность и враждебность ребенка к окружающим.
Эта подпрограмма построена на использовании продуктивных форм терапии отношений – игротерапия, арттерапия (игры “в семью”, агрессивные игры, строительные игры, выражающие конструктивные и деструктивные намерения, игры-упражнения (психогимнастика); рисование пальцами, карандашами, красками).
Дети 8–9 лет способны использовать художественные материалы для символической экспрессии и коммуникации. Основная цель здесь состоит в развитии самоуважения и уважения других людей, развитии чувств, стимулировании самовыражения, взаимопонимания.
Подпрограмма “Как достичь успехов в учении или как избежать ошибок”
При выборе видов деятельности в данной подпрограмме одним из критериев было оптимальное сочетание субъективного опыта учащихся и социального образа поведения, наличие сильной внутренней мотивации (заинтересованности именно в успешности деятельности, а не только в ее положительной оценке другими, возможность нарушения установленных правил, которая не приводит к санкциям со стороны взрослых).
В то же время чувство успеха возникает в ситуации постоянного одобрения, стимулирования к достижению реальных учебных целей. Имея в виду, что в течение школьного времени, развиваясь, ребенок все более отличается от других, мы особенно пристально относимся к созданию условий, ситуаций для проявления детьми позитивных качеств, которые дают возможность развиваться и привлекать к себе внимание. В этом смысле имеет значение степень развития интегральной, поведенческой произвольности детей, для которой данный возраст, по концепции Д.Б.Эльконина, является сензитивным, а новообразования этого периода характеризуются возникновением внутреннего плана действий, рефлексии, самоконтроля.
Тренинговая программа строится на диагностической основе, а формирование произвольности психики предстает как средство личностного развития, основа для принятия ответственности, проявления воли для достижения успехов в человеческих отношениях; произвольность ребенка расширяет диапазон его самореализации, позволяет продуцировать варианты взаимодействия со взрослыми на основе своего эмоционального состояния и понимания требований взрослых, что, безусловно, предупреждает возникновение напряженности, эмоциональных срывов.
Подпрограмма “Как разрешать свои проблемы”
Переход детей в среднюю школу в целом можно охарактеризовать как кризис школьного развития ребенка. Иное содержание работы классного руководителя, связанное с ограничением его включения в развитие групповых отношений, формирование норм школьной жизни; увеличение количества предметов, несогласованность педагогов в отношении объема домашних заданий, графика проведения контролирующих работ; предметно-кабинетная система обучения; сохраняющаяся позиция родителей как “руководителей”; отношение учителей к детям как к взрослым (к старшеклассникам) – все это ставит прежде всего детей в затруднительное положение, зачастую они “теряются” в этой ситуации, и это сказывается на адаптации их к обучению в средних классах, влияет на интерес к школе, вызывает неровность личностных и интеллектуальных успехов. Родители и педагоги с неизбежностью констатируют отрицательную динамику учебной и поведенческой успешности. Гуманное желание взрослых адаптировать детей зачастую приводит к грубому давлению на них. Нами было обнаружено, что первостепенное значение здесь имеет поддержание эмоционально благополучного состояния детей в школе, координация отношений к процессу обучения пятиклассников между педагогами и родителями, профилактика школьной дезадаптации через создание устойчивой ситуации успеха. Плавный переход к новой системе обучения в рамках психологической подпрограммы обеспечен ее направленностью на повышение эффективности учебной деятельности путем актуализации, в частности, мнемической сферы школьника, обусловленной личностными особенностями – ценностями, интересами, целями, мотивами и характером деятельности, связанной со смысловым анализом учебных сообщений.
Теоретическими источниками подпрограммы явились работы С.Г. Бархатовой, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, С.Л. Рубинштейна, И.А.Рапопорт, А.А.Смирнова и др.
5-й класс – это фактически начало обучения детей на новом витке учебных взаимоотношений.
Подпрограмма имеет содержательно-смысловые корни в курсе предыдущих встреч детей и взрослых с психологом.
Подпрограмма “Мир чувств и воли человека”
Ранний подростковый период — возраст первых дневников девочек, возраст осознанных глубоких личностных вопросов, связанных с взаимоотношениями с родителями, общением со сверстниками и поиском дружбы. Это возраст гормональной перестройки организма, сопровождающейся некоторой неровностью поведенческих проявлений детей, провоцирующих неадекватное реагирование родителей. Задачи данной подпрограммы заключаются в расширении, углублении “чувствующего” пространства детей, зависящего от развития адекватной “я” -концепции и самоуважения, чуткого отношения к людям, навыков социального взаимодействия, понимающего отношения к индивидуальности, анализа мыслей, чувств, поступков людей, на основе распознавания причин возникновения настроений и эмоций и соответствующих им проявлений. В круг задач также входят развитие самокритичности и самообладания.
7–9 классы
Подпрограмма “Круг общения”
Со временем у подростков на первый план выходят ценности личностных, дружеских взаимоотношений, потребность в самостоятельности в принятии решений, а у части детей наиболее представлены познавательные потребности. Интересы мальчиков и девочек значительно различаются, это обусловлено возрастной неравномерностью их полового созревания.
К сожалению, школьная практика изобилует примерами асоциального поведения подростков. Важно, чтобы учителя и родители понимали необходимость изменения позиции с “руководителя жизни ребенка” на позицию “сопровождающего” это развитие.
Задачи подпрограммы:
• поддерживать интерес детей к психологическим аспектам собственной жизни через обсуждение значимых для них, а соответственно, для социума, ситуаций; обогащать разработки психотехнологий решения этой задачи;
• получить информацию относительно динамики развития межличностных отношений детей, психологического самочувствия их родителей и педагогов и на этой основе уточнить содержание конкретных занятий;
• расширить диапазон понимания детьми коммуникативных ситуаций (характер ситуаций, лексика общающихся, стиль поведения, письменное общение, национальные традиции общения, аттрактивность собеседников, юмор, острословие и др.), а также стимулировать активное участие в них;
• концентрировать внимание детей на опыте отношений со взрослыми в плане творческого развития индивидуальной жизни;
• вдохновить детей и взрослых на возможность оказания помощи друг другу, основанной на гуманной интерпретации чувств и поступков, на поиске смысложизненных альтернатив;
• стимулировать обсуждение мировоззренческих идей, уважение взглядов каждого человека как возможность развития жизненных устремлений;
• создать условия для самопознания;
• тренировать уверенность детей в себе.
Подпрограмма “Право выбора”
Во многих школах после девятого класса происходит переформирование классов с целью обучения детей в определенном направлении (естественнонаучном, гуманитарном, эстетическом и т.д.).
При этом интересы и познавательные склонности, способности имеют зачастую вспомогательное значение. А между тем от профильного самоопределения выпускников зависит “профессиональное здоровье” общества, объем расходов государства, связанных с неустойчивым профессиональным определением молодежи, переходом из вуза в вуз, работой не по специальности и т.д.
У подростков и родителей возникают разногласия в отношении жизненной перспективы. Требуются специальные занятия, направленные на обсуждение склонностей, характера увлечений, учебной успешности и предпочтений подростка, его смысложизненных ориентаций и ценностей.
Наряду с профильным, профессиональным самоопределением актуальными являются проблемы эмоционально-психологической устойчивости подростков к стрессовым ситуациям, мотивации межличностных отношений: доверия и ответственности.
Подпрограмма направлена на решение следующих задач:
• самоопределение (понимание собственных задач в конкретной ситуации, определение адекватной линии поведения, волевой выбор);
• самоорганизация (самостоятельность в планировании, самоконтроль, работоспособность, умение самостоятельно преодолевать собственные проблемы);
• психологическое исследование готовности подростка к профильному обучению, совместный (с родителями и учителями) анализ направления и способов обучения школьника по окончании 9 класса;
• обучение способам снятия психологических стрессов (приемы музыкотерапии, арттерапии, аутотренинга, релаксации, обсуждение и анализ возможностей физических способов – спорт, контрастный душ, шейпинг и др.);
• развитие навыков общения – умения слушать, умения адекватно выражать свои мысли и чувства;
• обсуждение особенностей общения между юношей и девушкой, проблемных ситуаций, связанных с привлекательностью, дисморфофобией, модой и другими явлениями психосоциальной жизни полов;
• обсуждение роли родителей, референтной группы, значимых людей, кумиров в развитии жизненных ориентаций подростка;
• тренировка умений вести переговоры, дискуссию, самопрезентацию;
• поддержание личностного здоровья подростков, в частности через ознакомление с правовыми нормами регулирования сексуальных отношений, обсуждение ответственности за сексуальные преступления, употребление и распространение наркотиков и другие темы;
• формирование психологической готовности подростка к общению с врачом, юристом, занимающимися этими проблемами.
При достаточной групповой организованности занятия проводятся фронтально, тренировочный блок занятий идет по подгруппам.
10–11 классы
Подпрограмма “Психология отношений между людьми”
Опыт, эрудиция, умения десятиклассников позволяют им обсуждать не только круг межличностных проблем своего класса, отношений со взрослыми, но понимать и широкий контекст отношений между людьми – социальный, психологический, этический, философский. Это дает возможность юношам и девушкам саморазвивать личностное мировоззрение, самосознание, “примерить” свои жизненные цели к социуму, в котором представляемая перспектива наполняется индивидуальным содержанием.
Проблематичность этого возраста подтверждается исследованиями Д.И. Фельдштейна, И.С.Кона, Н.Н.Толстых и др. Разработки же психологических программ развития десятиклассников сводятся к тренингам общения, лишь частично отражающим спектр значимых проблем старшеклассников.
Задачи этой подпрограммы раскрывают содержание следующих проблем:
• формирование первого впечатления о другом человеке, начало общения;
• методы общения с людьми (деловые, дружеские взаимоотношения);
• гармония взаимоотношений группы и личности, возможности повышения статуса человека в группе;
• проблемы психологии и этики пола (равноценность и равноправие полов, психофизиология и психопедагогика отношений полов, разнонациональные браки);
• проблема выбора спутника жизни, эволюция форм брака, особенности современной семьи, ответственность и доверие в брачных отношениях, психология и психогигиена половых отношений;
• свобода, счастье, любовь, успех в отношениях между людьми.
Подпрограмма “Искусство компромисса”
Подпрограмма осуществляется в форме тренинга конструктивных взаимоотношений, проводится параллельно со школьниками, педагогами, родителями методом интенсивного погружения.
Группы формируются по 10–12 человек, занятия проводятся последовательно в несколько потоков.
По нашему опыту, этот курс явился самым эффективным в плане реализации целей всех заинтересованных сторон (учеников, учителей, родителей).
Оказалась очень существенной потребность в актуализации умений взаимодействовать, соблюдать эмоциональное равновесие, проявлять позитивность и креативность в отношении ситуаций, субъективно воспринимаемых как экстремальные, кризисные, конфликтные.
Подпрограмма ориентирована на интеграцию умений детей и взрослых взаимодействовать в различных ситуациях, собирать необходимую информацию для выявления возникших проблем (на основе умения слушать и высказываться), на различные варианты разрешения проблем, “останавливаться” на оптимальных решениях, внедрять их в жизнь. Смыслообразующим при этом является умение перевести ценностный конфликт в ресурсный.
Эта же психотехнология применяется при оценке вариантов профессиональных предпочтений выпускниками (добытых в результате специальной диагностики) и согласовании их со взрослыми.
Факторы, влияющие на выбор определенной подпрограммы психологического сопровождения (1–11 кл.)
1. Психолого-педагогическая характеристика класса (особенности группового развития, позитивное содержание в развитии совместной деятельности и общения в коллективе, проблемы и степень их выраженности, психологическая зрелость учащихся, содержание интересов, запросы детей на психологическое образование, приобретение умений).
2. Психолого-педагогическая компетентность учителей. Запросы учителей, администрации в отношении определенного класса. Место и содержание психологических задач, входящих в запросы педагогов.
3. Родительское образование. Запросы родителей ( повторяющиеся, отдельные).
Психологические задачи, направленные на решение родительских запросов.
4. Стиль взаимоотношений в системе “ученики – учителя – родители”.
5. Психологические подпрограммы, участниками которых был данный класс (или отдельные дети), учителя, родители. Смысловое содержание проведенной психологической работы, нереализованные задачи, причины эффективности/неэффективности.
6. Организационно-методические возможности школы в плане использования психологической подпрограммы.
7. Готовность психолога взять на себя ответственность за содержание и результат профессиональной работы.
Планирование психологического сопровождения
школьников, их учителей и родителей.
ДИАПАЗОН ИСПОЛЬЗОВА-НИЯ ПОДПРОГРАММ |
НАЗВАНИЕ ПОДПРО-ГРАММЫ |
ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧАСТНИКОВ |
УЧАСТНИКИ |
ПЕРИОДИЧ-НОСТЬ и ПРОДОЛЖИТЕ-ЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЙ |
1-6 классы |
Учимся жить в согласии Учимся чувствовать и понимать другого Как достичь успехов в учении или как избежать ошибок Как разрешать свои проблемы Мир чувств и воли человека |
параллельные занятия подгрупп детей, объединение подгрупп на определеннной стадии развития подгруппы класс класс подгруппы подгруппы |
сначала дети, позже включаются учителя, параллельно родители; заключительные промежуточные занятия совместные дети+учителя; по мере готовности — родители дети, параллельно учителя и родители, отдельные занятия совместно дети, по мере готовности — учителя и родители дети, совместные занятия |
1 раз в неделю 40-50 мин в течение года. 1 раз в неделю 45 мин в течение года 1 раз в неделю 45 мин в течение года 1 раз в неделю от 45 мин до 1 часа в течение года 1 раз в неделю 1-1,5 часа 10-12 занятий |
|
Круг общения Право выбора |
подгруппы, класс подгруппы, класс |
параллельные группы: дети, учителя, родители; затем совместные группы параллельные и совместные группы |
1 раз в неделю 1,5-2 часа 12-14 занятий 1 раз в неделю 1,5 часа в течение года |
10-11 классы |
Психология отношений между людьми Искусство компромисса |
класс подгруппы подгруппы |
параллельные и совместные группы совместные |
1 раз в неделю 45 мин в течение года интенсивные занятия 25 часов |
Структура тематического плана подпрограммы психологического сопровождения детей и взрослых
Вариативность использования психологических подпрограмм обеспечивается типом и содержанием включаемых в них психотехник, заданий, вопросов. Подбор упражнений, игр, соревнований должен соотноситься с интерпретационным полем смыслообразующих заданий.
Таким образом, тематический план подпрограммы включает в себя название темы, смыслообразующее задание, интерпретационное поле (основные и дополнительные вопросы для обсуждения).
Тематический план подпрограммы “Учимся жить в согласии”.
СТАДИЯ |
ТЕМА |
СМЫСЛООБРАЗУЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ |
ИНТЕРПРЕТАЦИОННОЕ ПОЛЕ |
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ |
1 |
1. Давайте познакомимся. 2. Играем и общаемся. |
Игры с именами: “Выбор имени” Игра-интервью “Мы — корреспонденты”, “Снежный ком”. Игры Е.Е. Кравцовой: “Да и нет не говорите”, “Заяц больше волка, волк больше медведя. Кто в этом случае больше?” |
Принятие — непринятие; первичная ориентация в обстановке. Первичное представление друг о друге, психологе, учителе. Открытость — закрытость межличностных взаимодействий, самочувствие детей. Запоминание имен. Сформированность общения для новой ситуации возрастного развития. Восприятие позиции ведущего. Принятие учебных задач. |
3 часа 1 час |
2. |
3. Узнаем друг о друге. 4. Чувствуем друг друга. 5. Я хочу сказать о своих чувствах. 6. Словарь чувств. Я хочу сказать о тебе. 7. Что улучшает наши чувства 8. Чувства и поступки. |
“Рукопожатие” “Кто это?” “Передача рукопожатия со звуками” “Автобиографический обмен” “Обмен впечатлениями”. (в конце занятия) Обсуждение на тему. Представьте, что вы … (животное, птица, машина, цветок, муз. инструмент и т.д.). Какими вы будете, что будете чувствовать, что будете делать. |
Чувство, что ребенка понимают. Ощущение собственной значимости. Особенности предъявления детьми себя в неугрожающей обстановке. Установление группового контакта. Эмоциональное равновесие. Поиск союзников. Углубление доверия. Безопасность. Особенности высказываний. Я — высказывание. Обратная связь. Словарный запас. Отношение к ведущему. Особенности взаимодействия. Позитивная поддержка. Защиты. Уходы. Самораскрытие. Безопасность. Углубление доверия. |
1 час 1 час 2 часа 1 час 1 час 1 час |
3. |
9. Учимся договариваться. 10. Учимся решать проблемы. 11. Когда люди уважают друг друга. 12. Кто самый главный человек. |
Игра “Лабиринт” Е.Е. Кравцовой Обсуждение “Успех дня” “Расскажите о ведущем, учителе” Рисунок “Когда я уважаю себя” “когда уважаю других” “Волшебный ящик” |
Развитие норм и правил взаимодействия и поведения: отношение к игре, согласованность действий, подражание, планирование действий, отношение к партнеру, сотрудничество. Процедура выработки норм без выигравших и проигравших. Проявление чувств: положительных, негативных. Лидерство. Взаимное доверие в классе. Нормы и правила для всех. Действия, в которых возрастает уважение и самоуважение. Равноправие. Готовность зафиксировать правила взаимодействия и следовать им. |
3 часа 3 часа 1 час 1 час |
4. 5. 6. |
13. Учимся владеть собою. 14. Обмен успехом. 15. Комп-лименты. 16. Наши достижения. Чувства “я” и “мы”. 17. Согласие — это … |
“Убийцы утверждений и действий”. Ролевое проигрывание. “ ЯКИУ — Я Красивый и Умный” “Не имеет значения, что ты говоришь или делаешь мне. Я все же стоящий человек!” Монолог-воспоминание “Счастливый день” “Будущий успех” Упражнение “Атака комплиментами”. “Автопортрет” “Личный флаг” Коллаж в профиле лица: “В моем уме” Обсуждения. Рисунки. Альбомы. “Личная линия времени “Нерешенные проблемы” |
Индивидуальный опыт решения проблемных ситуаций. Чувства, возникающие в трудных ситуациях. Способы восстановления эмоционального равновесия. Открытое / закрытое проявление конфликтов и негативных чувств. Безоценочное высказывание. Выражение чувств обидчику. Безоценочный ответ. Позитивная самоподдержка. Позитивные аспекты себя. Публичный обмен достижениями. Чувство собственного достоинства. Установки по отношению к себе. Особенности индивидуального роста, эффективность. Типы поведения в классе. Позитивная обратная связь. Чувство групповой сплоченности. Преодоление кризисной стадии. Отношение к принятым нормам. Индивидуальные проявления и особенности продуктивной деятельности личности. Ориентировка на выполнение задания. Интерес к работе друг друга. Выражение чувств. Темы разговора. Переживания. Мысли. Самоуважение. Уважение других. Взаимоотношения с учителями и родителями. События, объединяющие всех. Диагностика и обсуждение умений, составляющих содержание подпрограммы. |
4 часа 2 часа 1 час 1 час 2 часа 2 часа 3 часа 2 часа |
Несколько заданий, иллюстрирующих программу психологического сопровождения детей и взрослых
1. Конфликтологический этюд “Линейка”
Представьте такую ситуацию: к вам подошел одноклассник (родитель, учитель) и просит линейку. У вас ее нет. Что вы будете делать, что говорить? Ситуация разыгрывается ведущим в группе детей и (или) родителей Ведущий просит линейку, участники отвечают на эту просьбу. По сути, это конфликтная ситуация. Способы поведения могут быть различными: категоричный или вежливый отказ, поиск любой ценой, встречное предложение, игнорирующее смысл просьбы и др. Развивающая ценность упражнения заключается в тренировке умений разрешать конфликтную ситуацию (сбор информации – ключевой момент в поиске вариантов помощи друг другу в этой ситуации); выявление проблемы, поиск вариантов разрешения проблемы, выбор варианта, принятие окончательного решения. Ведущий руководит обсуждением произнесенных реплик, действий.
2. Игра с правилами “Лабиринт” (предложена Е.Е. Кравцовой)
Детям предлагается довольно сложный лабиринт (рис.1).
В противоположных по диагонали углах доски находятся два окрашенных в разные цвета “гаража” с четырьмя игрушечными машинами в каждом. Машинки также были окрашены в два соответствующих гаражам цвета. Перед началом игры ведущий просит поставить машинки в “чужой” гараж. Играющим (детям, детям и взрослым) предлагается провести машинки по лабиринту так, чтобы каждая оказалась в гараже своего цвета. В остальном правила этой игры сводятся к следующим трем требованиям: можно возить только по одной машине; машины должны ездить только по дорожкам лабиринта; нельзя трогать руками машины партнера.
Интерпретационное поле: способность к сознательному принятию и удержанию в течение всей ситуации общения со сверстником определенной задачи и соответствующих ей требований; тип сотрудничества играющих, произвольность поведения, особенности переговоров, связанных с выполнением задачи; характер игры (подражание, соревнование, совместная деятельность).
3. Игра-соревнование “Скорая помощь”
Дети (взрослые) делятся на две команды (по желанию) с равным количеством участников. Ведущий излагает ситуацию: “В одном городе случилась автокатастрофа. Представьте, что вы – команды врачей, которые должны оказать помощь пострадавшим. Дело осложняется тем, что это произошло ночью. Когда все в порядке, врачи ночью дремлют. Человек, сидящий на первом стуле – диспетчер. Он принимает звонки, рядом с ним – врач, передающий чемоданчик скорой помощи (медикаменты, инструментарий).
Как только прозвучит сообщение: “Случилась автокатастрофа на перекрестке улиц Зеленой и Мостовой. Срочно нужна помощь!” — диспетчер будит врача (хлопнув по коленке), передает чемоданчик рядом сидящему коллеге, тот – своему соседу. Последний игрок, получив чемоданчик, говорит: “Помощь пришла”. Команда, быстрее дошедшая до последнего этапа, соблюдая все условия, считается победительницей. Дополнительные условия игры: все сидят с закрытыми глазами. Только услышав пароль, можно открыть глаза. Ведущий, управляя игрой, может усложнять ситуацию: “передавать” для скорой помощи сообщения различного содержания, в частности (это представляет особый интерес) с незначительными изменениями “пароля”: “Случилась автокатастрофа на мостовой. Срочно нужна помощь”, или “Случилась автокатастрофа под перекрестком…”
Интерпретационное поле: умение выполнять задачу сообща, умение слушать (адекватное отражение содержания, темп выполнения инструкции, фонематический слух); работоспособность (врабатываемость, переключаемость, истощаемость); поведение и отношения в соревновательной ситуации; этико-психологические аспекты совместной жизни людей (взаимопомощь, уважение, эмпатия, терпимость и др.).
Игра может повторяться неоднократно: участники, меняясь местами, “получая” новый пусковой сигнал, пытаются преодолеть те проблемы, которые прозвучали в очередном обсуждении игры.
Эта игра может использоваться в целях диагностического наблюдения за развитием умений детей и взрослых выражать свои чувства, находить компромиссные решения, договариваться. Желательно при этом использовать видеоматериалы первого и итогового занятий.
4. Дискуссионная игра “ Трансплантация сердца”
Учащиеся прочитывают инструкцию к игре и составляют согласно инструкции иерархию положений (в данном случае список потенциальных реципиентов) сначала поодиночке, а потом в группах. В ходе групповых обсуждений они спорят и открывают для себя принципы эффективной дискуссии и решения общественно значимых вопросов.
В трансплантационном центре, который известен своим высоким профессиональным уровнем и исключительно хорошими предыдущими результатами, решается вопрос о возможности трансплантации сердца некоторым из потенциальных реципиентов. Имеется подходящий донор, жизнь которого уже невозможно сохранить, а он сам давно дал согласие на предоставление своих органов для спасения жизни другого человека. Весьма вероятно, что трансплантация сохранит жизнь кому-либо из 8 потенциальных реципиентов. К сожалению, есть только одно сердце и надо решать быстро.
Потенциальные реципиенты:
1. 29-летний прославленный спортсмен, который многократно представлял свою страну. За рулем попал в автокатастрофу, и, по предварительным данным, есть подозрение, что попал в нее вследствие небрежной езды под влиянием алкоголя.
2. 5-летняя девочка с замедленным умственным развитием средней степени.
3. 62-летняя мать шестерых взрослых и почти взрослых детей.
4. 27-летний бездетный римско-католический приходский священник.
5. 30-летний вьетнамский рабочий, который во время пребывания у нас стал жертвой несчастного случая, гражданин вьетнамского государства.
6. 48-летняя бездетная женщина-врач, которая работает над исследованием рака, гомосексуальна, убежденная феминистка.
7. 40-летний опытный депутат парламента, в настоящее время предприниматель, трудолюбивый, заботливый отец двоих детей.
8. 20-летняя студентка с депрессивными проявлениями, у которой при повторном покушении на самоубийство случилось повреждение сердца.
Составьте очередность пациентов, в какой рекомендуете их к операции.
Интерпретационное поле: способы ведения дискуссии, умение слушать (отражение чувств, отражение содержания, придание значимости и др.); уважение и терпимость к людям, высказывающим другие точки зрения; время, затраченное на обсуждение; точность высказывания; аргументация; принятие решения и анализ его мотивов, предрассудков и прошлого опыта.
5. Познавательное задание, выполняемое совместно детьми и взрослыми
Стимульный материал: кубики Кооса или развивающая игра Никитиных “Сложи узор”.
Инструкция: дети в парах, тройках или ребенок с родителями собирают из кубиков узоры по цветным чертежам.
Интерпретационное поле: вклад каждого участника в общее задание; характер взаимодействия: наличие плана совместной деятельности, взаимопомощь, чувства, возникающие в трудной познавательной ситуации, способы их преодоления; отношение к партнеру в процессе и по окончании решения задачи; интерес к познавательной ситуации; формирование планов на случай выполнения аналогичного задания.
Значение программы психологического сопровождения детей и взрослых
1. Программа психологического сопровождения детей и взрослых позволяет формировать позитивные взаимоотношения между школьниками, их учителями и родителями. Дети приобретают опыт отношений, получают возможность сознательно выбрать стиль общения, скорректировать его, имея постоянную обратную связь.
2. Психологическая программа раскрывает способности детей и родителей к взаимопониманию, взаимоподдержке, взаимопомощи, раскрывает ценности жизни в семье.
3. Психологическое сопровождение — это значит непрерывная, систематическая поддержка детей и взрослых. Само слово сопровождение имеет процессуальный оттенок. В настоящее время в школах нет непрерывного психологического сопровождения детей. Ни у кого не вызывает вопроса необходимость обучения детей математике, русскому языку, музыке с первого класса. А идея формирования культуры психологической жизни человека, 10–11 лет находящегося в ситуации школьного обучения, оказывается недостаточно разработанной, слабо внедренной в образовательный процесс учебных заведений. Развитие таких социально важных навыков, как жизнеспособность, уверенность, терпеливое отношение к другому, к разным точкам зрения, самообладание в трудной ситуации, критичность и другие, требует длительного времени и неоднократного возвращения к развитию этих понятий, умений. Психологическая программа с 1 по 11 класс позволяет решать эту важную задачу.
4. Участие детей и учителей в совместных психологических занятиях существенно улучшает их взаимопринятие, способствует конструктивному разрешению возникающих школьных проблем.
5. Программа положительно влияет на развитие комфортных отношений между администрацией школы, педагогическим и родительским коллективами.
6. Программа психологического сопровождения пропагандирует здоровый образ жизни, поддерживает психическое здоровье детей и взрослых.
7. Программа психологического сопровождения позволяет через ее содержание осуществлять динамическое наблюдение, исследование развития сфер познания, чувств, эмоций и переживаний детей, которые проявляются в межличностном общении, в учебной деятельности, отношении к ней. Причем речь идет не о тотальной диагностике всевозможных психических функций, свойств и состояний у всех детей, а о выявлении проблем отдельного класса и решении их посредством содержания психологических занятий.
8. Программа осуществляется в контексте школьной ситуации развития детей и взрослых и предоставляет возможность учителям решать свои профессиональные проблемы, а детям – преодолевать учебные трудности.
Рекомендуемая литература
Вайсен Р., Оли Дж., Эванс В., Ли Дж., Спрунгер Б., Пеллаукс Д. Обучение жизненным навыкам в школах. – М.:Вита-Пресс, 1996. – 66 с.
Газман О.С., Вейсс Р.М., Крылова Н.Б. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. – М., 1995. – 103 с.
Дена Д. Преодоление разногласий. Как улучшить взаимоотношения на работе и дома. – СПб, 1994. – 138 с.
Ефремцева С.А. Тренинг общения для старшеклассников /Под ред. Ю.З. Гильбурха. – Киев, 1994. – 80с.
Жариков С.С. Психологические средства стрессоустойчивости. – М., 1990. – 30с.
Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. – Киров: Эниом, 1991. – 96 с.
Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М., 1991. – 152 с.
Клюева Н.В. Психологическая поддержка учителей и администрации (технологии работы психолога с педагогическим коллективом и администрацией в образовательном учреждении).
– Ярославль, 1995. – 31 с.
Клюева Н.В., Устиленцева И.В. Программа коррекции личностно-эмоциональных проблем детей младшего школьного возраста. – Ярославль, 1995. – 33 с.
Клюева Н.В., Свистун М.А. Программы социально-психологического тренинга. – Ярославль, 1992. – 66 с.
Корнелиус Х., Фейр Ш. Выиграть может каждый. – М.: Стрингер, 1992. – 216 с.
Коростылева Л.А., Советова О.С. Психологические барьеры и готовность к нововведениям. – СПб., 1996. – 33 с.
Инновационное обучение: стратегия и тактика. – Материалы Перв. научн.-практ. семинара. Сочи, 3–10 октября 1993 г. /Под ред. В.Я. Ляудис. – М., 1994. – 203 с.
Инновационные процессы в школе: организация и управление. – Владимир,1995. – 69 с.
Кулаков С.А. Психопрофилактика и психотерапия в средней школе. – СПб., 1994. – 64 с.
Левис Ш., Левис Ш.К. Ребенок и стресс. – СПб.: Питер-Пресс, 1996. – 208 с.
Михайлова Н.Н. Ориентационно-ролевая игра “Семья”. – М., 1991. – 88 с.
Никольская И., Бардиер Г. Уроки психологии в начальной школе. – СПб.–Рига, 1996. – 80 с.
Овчарова Р.В. Практическая психология начальной школе. – М.:ТЦ “Сфера”, 1996. – 240 с.
Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Роспедагентство, 1996. – 374 с.
Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. – М.: Роспедагенство, 1996. – 268 с.
Права человека в современном мире. – Донецк, 1995. – 292 с.
Подвойская М.А. Уроки психологии в школе. – М., 1993. – 85 с.
Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 1995. – 123 с.
Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М.: Педагогика, 1989. – 208 с.
Технология эффективной профессиональной деятельности. – М.: Красная площадь, 1996. – 400 с.
Толстых А.В. Возрасты жизни. – М.: Мол. гвардия, 1988. – 223 с.
Фельдштейн Д.И. Закономерности поуровневого развития личности в онтогенезе. В книге “Развитие личности в онтогенезе”. – М.: Педагогика, 1989. – С. 143-159.
Шибаева Л.В. Программы психологической реабилитации школьников. – М., 1995. –103 с.
Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. – М.: Интерпракс, 1995. – 288 с.
Особые слова
благодарности хочется сказать всем психологам и педагогам, ранее принимавшим участие и работающим ныне по программе психологического сопровождения. Мои коллеги неоднократно вносили изменения в программу, делая ее более интересной.
Автор благодарит за сотрудничество Сергея Васильевича Носикова, который осуществляет технологический образовательный менеджмент данного проекта.
Развитие психологической программы на практике было бы невозможно без неустанной поддержки и доверия директоров школ. Среди них: Людмила Ейликовна Кацыв – директор школы-лицея № 11 (г.Химки), Евгения Викторовна Кузнецова – директор гимназии № 1530 (Москва), Марина Николаевна Осипова – директор УВК №1601 (Москва).
Мы благодарны Институту “Открытое общество” за поддержку нашего проекта.
Спасибо детям, учителям и родителям – участникам и главным критикам программы психологического сопровождения.
Автор с удовольствием ответит на вопросы и замечания по программе психологического сопровождения школьников, их учителей и родителей (1-11 классы).
Телефоны в рабочее время:
коммутатор (095)572-70-03 (добавочный 6-04),
(095) 213-25-54 (факс, автоответчик , телефон круглосуточно).
Адрес для переписки: 141400, Московская обл., г. Химки, а/я 103.
Электронная почта: E-mail: snosikov @ openmail . irex . ru