«БРЯНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ИНЖЕНЕРНО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»
Кафедра инженерной психологии, педагогии и права
Тема: Стресс: причины и приемы противодействия.
Контрольная работа №1
по дисциплине:
«Психология и педагогика»
Вариант №
Автор работы: |
|
|
|
|
|
Лощихина Д.Н. |
|
|
(подпись) |
|
|
|
|
Группа: |
|
ФК-304 |
|
Номер зачетной книжки |
|
10-2.249 |
|
|
|
|
|
|
|
Дата регистрации: |
|
«___» ________ |
|
|
|
|
|
|
|
|
(подпись) |
|
|
Допуск к защите: |
|
«___» ________ |
|
|
|
Рубина Г.В. |
|
|
|
|
(подпись) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дата защиты: |
|
«___» ________ |
|
Оценка: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Преподаватель: |
|
|
|
|
|
Рубина Г.В. |
|
|
(подпись) |
|
|
|
|
Брянск 2013
Содержание
Введение 3
Стресс: причины и приемы противодействия. 4
1 Понятие стресса 4
2 Причины стрессового напряжения 10
3 Способы преодоления стресса 14
Заключение 17
Список литературы 18
Трудно найти научный термин, который использовался бы так же часто, как слово «стресс».
Стресс — особое состояние организма возникающее в ответ на сильный внешний раздражитель. [4, c. 513]
В постиндустриальный период развития общества, когда технологии выходят на первый план и задают темпы развития и обновления, возможности людей уходят на второй план, при этом возрастают задачи возлагаемые на людей, увеличивается нагрузка, как эмоциональная таки физическая. В результате большинство населения подвержено стрессу. Именно этот факт, подтверждает актуальность выбранной темы.
Концепция стресса была разработана канадским физиологом Г. Селье, который впервые применил этот физический термин в биологии в 1936 году.
По словам Г. Селье, стресс есть неспецифический (то есть один и тот же на различные воздействия) ответ организма на любое предъявленное ему требование, который помогает ему приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней. [2, c. 186]
Целью контрольной работы состоит в изучении понятия стресс.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— изучить понятие стресса;
— проанализировать основные признаки стресса;
— рассмотреть способы выхода из стресса.
Стресс: причины и приемы противодействия.
1 Понятие стресса
Стресс — это эмоциональное напряжение, нагрузка на психику, которые испытывает человек в результате внешних воздействий.
Слово «стресс» в нашу лексику пришло из английского языка (stress) и в переводе означает давление, напряжение. Позднее понятие стресса было расширено и стало использоваться для характеристики особенностей состояний индивида в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. [5, c. 258]
В русском языке термин «стресс» употребляется также для обозначения и самого раздражителя — физического (холод, жара, повышенное или пониженное атмосферное давление, ионизирующее излучение), химического (токсичные и раздражающие вещества), биологического (усиленная мышечная работа, заражение микробами и вирусами, травма, ожог), психического (сильные положительные и отрицательные эмоции), а также их комбинаций (синонимы: стрессор, стресс-фактор, стресс-стимул, стресс-воздействие).[4, c. 516]
Концепция стресса была разработана канадским физиологом Г. Селье, который впервые применил этот физический термин в биологии в 1936 году.
Согласно Селье, любой достаточно сильный внешний стимул (стрессор), физический или психический, вызывает состояние стресса, проявляющееся в определенном неспецифическом (то есть не зависящем от характера стрессора) ответе организма млекопитающего, названном им общим адаптационным синдромом (ОАС).
[2, c.186]
Понятие стресса шире, чем понятие общего адаптационного синдрома, который иногда рассматривается как клиническое проявление стресса.
ОАС возникает в ответ на стрессор, то есть фактор, вызывающий нарушение (или угрозу нарушения) баланса физиологических систем организма — относительного постоянства его внутренней среды (К. Бернар), или гомеостаза (У. Кеннон).
[3, c.89]
Стрессорами могут быть самые разнообразные факторы: микробы и вирусы, различные яды, высокая или низкая температура окружающей среды, травма и так далее. Но оказывается, что такими же стрессорами могут быть и любые эмоциогенные факторы, то есть факторы, влияющие на эмоциональную сферу человека. Это все, что может нас взволновать, несчастье, грубое слово, незаслуженная обида, внезапное препятствие нашим действиям или стремлениям. [3, c. 90]
Устойчивость человека к возникновению различных форм стрессовых реакций определяется прежде всего индивидуально-психологическими особенностями и мотивационной ориентацией личности. Однако экстремальное воздействие далеко не всегда оказывает отрицательное влияние на эффективность выполняемой деятельности. В противном случае вообще было бы невозможно успешное преодоление трудностей, возникающих при усложнении условий. Тем не менее работа в стрессогенной ситуации обязательно приводит к дополнительной мобилизации внутренних ресурсов, что может иметь неблагоприятные отсроченные последствия. Типичные болезни «стрессовой этиологии», такие как сердечно-сосудистые патологии, язва желудка, психосоматические расстройства, неврозы, депрессивные состояния, весьма характерны для различных современных видов производства и управленческой деятельности. [6, c.120]
При этом, выступит та или иная ситуация причиной стресса или нет, зависит не только от самой ситуации, но и от личности, ее опыта, ожиданий, уверенности в себе и так далее. Особенно большое значение имеет, оценка угрозы, ожидание опасных последствий, которую содержит в себе ситуация.
Для понимания природы состояний индивида в экстремальных условиях особое значение имеет характеристика стресса со стороны вызывающих его экстремальных факторов, или стрессоров. Перечень стрессоров весьма разнообразен: от простых физико-химических стимулов (температура, шум, газовый состав атмосферы, токсические вещества и др.) до сложных психологических и социально-психологических факторов (риск, опасность, дефицит времени, новизна и неожиданность ситуации, повышенная значимость деятельности и др.).
[1, c. 218]
В зависимости от вида стрессора и механизма его воздействия выделяют различные типы стресса. Наиболее общая классификация предложена Р. Лазарусом, выделившим физиологический и психологический стрессы. [2, c. 192]
Физиологический стресс представляет собой непосредственную реакцию организма на воздействие однозначно определенного стимула, как правило, физико-химической природы. Соответствующие этому типу состояния характеризуются главным образом выраженными физиологическими сдвигами (признаками вегетативной и нейрогуморальной активации) и сопутствующими им субъективными ощущениями физического дискомфорта.
Для практических исследований трудовой деятельности, особенно осуществляемой в затрудненных или необычных условиях среды обитания, большое значение имеют знания о конкретных формах проявления частных видов физиологического стресса – шумового, температурного, вибрационного и другого. [2, c. 193]
Психологический стресс характеризуется включением сложной иерархии психических процессов, опосредующих влияние стрессора или стрессогенной ситуации на организм человека.
Физиологические проявления при этом сходны с описанными выше, тогда как спектр психологических и поведенческих проявлений значительно разнообразнее. Наиболее типичными из них являются изменения в протекании различных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), в эмоциональных реакциях, изменении мотивационной структуры деятельности, нарушениях двигательного и речевого поведения вплоть до его полной дезорганизации. [2, c. 193]
Психологический стресс, как правило, отрицательно влияет на деятельность. При этом выделяются разные по качеству (например, импульсивная, тормозная, генерализованная) и (или) степени выраженности (например, реакции тревоги разной степени) виды ответной реакции.
Исключительно важно то значение, которое имеет физический и эмоциональный (психический) стресс в жизни человека и в формировании многих заболеваний. При этом до сих пор остается нерешенной одна из главных проблем формулированная научным сообществом следующим образом: стресс — это хорошо или плохо?
На этот вопрос не смог ответить даже сам Селье; если в первых работах он высказывал мнение о том, что умеренные стресс-стимулы оказывают благотворное воздействие на организм, стимулируя его защитные силы, и только чрезмерные или слишком длительные перегрузки могут «выбить из колеи», то в конце жизни он был вынужден выдвинуть понятие «хорошего» и «плохого» стресса, чем в значительной степени разрушил целостность своей концепции. [5, c. 262]
Иногда стресс может быть полезным, так как помогает в случае необходимости задействовать ресурсы организма. Но чрезмерные стрессы приводят к истощению, которое может вызвать физические и психические заболевания. Очень часто люди обращаются к врачу с жалобами на физические недомогания, тогда как реальной причиной их состояния является стресс. Стрессы входят в первую десятку причин, вызывающих болезни. [1, c. 222]
Стрессы могут проявляться как ощущение пустоты в глубине желудка, когда встаем, представляясь в классе, или как повышенную раздражительность или бессонницу во время экзаменационной сессии.
Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций. Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования, надо только научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой
стресс. Нулевой стресс невозможен. [2, c. 198]
В настоящее время ученые различают эустресс(положительный стресс, который сочетается с желательным эффектом и мобилизует организм) и дистресс ( отрицательный стресс с нежелательным вредоносным эффектом).
При эустрессе происходит активизация познавательных процессов и процессов самосознания, осмысления действительности, памяти. Дистресс, возникающий в рабочей обстановке имеет тенденцию распространяться и на нерабочее время. Такое накопившееся последствие трудно компенсировать в часы досуга, нужно компенсировать в рабочее время. [6, c. 130]
При длительном пребывании в экстремальных условиях возникает сложная картина изменений физиологических, психологических и социально-психологических характеристик человека. Многообразие проявлений длительного стресса, а также трудности организации экспериментов с многосуточным, многомесячным и тому подобным пребыванием человека в экстремальных условиях – основные причины недостаточной его изученности. Систематическое экспериментальное изучение адаптации в условиях длительного стресса было начато в связи с подготовкой длительных космических полетов. Исследования первоначально велись с целью определения пределов переносимости человеком тех или иных неблагоприятных условий. Внимание экспериментаторов при этом было привлечено к физиологическим и психофизиологическим показателям: когда в основном были определены физиологические пределы переносимости человеком различных экстремальных физических факторов. Предметом исследования стали психические состояния и работоспособность человека в экстремальных условиях. [3, c. 95]
Важным направлением изучения длительного стресса явились социально-психологические его исследования, необходимые, и для решения проблем групповой совместимости в экстремальных ситуациях, проблем управления массовыми психологическими процессами и тому подобное.
Исследования показывают, что к физиологическим признакам стресса относятся язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце. Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к межличностным и сексуальным отношениям и другому. [2, c. 201]
2 Причины стрессового напряжения
Специалисты считают, что любая ситуация, на которую человек реагирует сильным эмоциональным возбуждением, может стать причиной возникновения стресса. Ситуации, провоцирующие стресс, могут быть весьма серьезными, а могут носить и незначительный характер (долгое ожидание в очереди или в пробке).
Планету населяет более 7 млрд. человек и у каждого из них свой склад характера и тип темперамента, поэтому было бы бессмысленно перечислять все возможные причины возникновения стресса. [1, c. 224]
Ситуации, которые вызывают в нашем организме стресс, называют стресс-факторами.
Стресс-фактор, независимо от того, положительный он или отрицательный, может вызывать у человека стресс, но лишь в той мере, или частично в той мере, в какой этот человек воспринимаем этот фактор. [4, c. 518]
Специалисты выделяют ряд состояний человека, которые могут сигнализировать о наличии в организме внутреннего напряжения, к ним относятся:
— невозможность сосредоточиться на чем-то;
— слишком частые ошибки в работе;
— ухудшается память;
— слишком часто возникает чувство усталости;
— очень быстрая речь;
— мысли часто улетучиваются;
— довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка);
— повышенная возбудимость;
— работа не доставляет прежней радости;
— потеря чувства юмора;
— резко возрастает количество выкуриваемых сигарет;
— пристрастие к алкогольным напиткам;
— постоянное ощущение недоедания;
— пропадает аппетит — вообще потерян вкус к еде;
— невозможность вовремя закончить работу.
Если у человека обнаружили признаки стрессового напряжения организма, то необходимо внимательно изучить его причины. [2, c. 209]
Причина стресса может быть внешней и внутренней.
Внешние причины – это изменения в жизни людей, всё, что не находится под нашим контролем, или же находится в малой степени.
Внутренние причины – причины которые коренятся в разуме самого человека, по большей части они рождены нашим воображением.
Разделение стресс-факторов на внешние и внутренние люди делают просто для удобства, поскольку они все взаимосвязаны. [6, c. 132]
К внешним причинам стресса относят:
— большие изменения в жизни;
— работа;
— трудности в отношениях;
— финансовые проблемы;
— излишняя занятость;
— дети и семья.
К внутренним причинам относят:
— неспособность принять неопределённость;
— пессимизм — ;
— негативный внутренний диалог;
— нереалистичные ожидания;
— перфекционизм — ;
— отсутствие настойчивости.
Специалисты выделяют десять наиболее распространённых стресс-факторов:
1. Смерть супруга;
2. Развод;
3. Расставание;
4. Тюремное заключение;
5. Смерть или болезнь близкого человека;
6. Травма или болезнь;
7. Заключение брака;
8. Увольнение;
9. Примирение в браке;
10. Уход на пенсию.
Существует неофициальная группировка всех стресс-факторов в восемь больших групп. [4, c. 542]
1. Финансы. Большинство исследователей считают главнейшей причиной стресса финансы. Это покупки дома или автомобиля. Потеря денег в результате проигрыша. Долги перед банком или другими людьми. Отсутствие денег – довольно частая проблема людей. И разумеется, безуспешные попытки получения денежных средств.
2. Работа. Работа тесно связана с финансами, поэтому её можно назвать второй из основных причин возникновения стресса. Похоже, что работа и карьера является постоянным источником стресса. Большинство людей беспокоятся по поводу получения и поддержания адекватной занятости. Мы беспокоимся о новых видах работы и обязанностях. Мы стремимся вверх по карьерной лестнице и перегружаем себя работой.
3. Здоровье и безопасность. Большинство людей считает, что личное здоровье является одной из основных причин стресса. У кого-то это ожирение и желание похудеть. Другими причинами могут быть вредные привычки, такие как курение, злоупотребление алкоголем или наркомания. Не менее частая причина стресса — болезнь или травма. Личная безопасность также является одной из основных причин стресса.
4. Семья. Каждый член нашей семьи может быть источником нашего стресса. Регулярные споры между супругами и другими членами семьи. Родители разводятся. Дети попадают в неприятности, женятся, покидают родной дом. Беременность, болезни близких людей. Причин для возникновения стресса здесь множество.
5. Личные взаимоотношения. Дружба, знакомства, расставание, брак, развод, повторный брак и так далее, отношения являются одной из основных причин для стресса. Мы всех хотим любви, но не всегда получаем её. Кто-то прибегает к знакомствам через интернет, кто-то имеет беспорядочные связи, кто-то становится затворником.
6. Личные проблемы. Возглавляет список личных проблем – отсутствие контроля. Каждый человек желает обрести контроль над своей собственной жизнью, а иногда и над жизнью других людей. Когда контроль ослабевает или отсутствует в той или иной области, мы испытываем стресс. Мы желаем контролировать все, что происходит дома или на работе, мы желаем контролировать своё время, мы боремся с вредными привычками и пытаемся изменить свою жизнь. Стресс нарастает, когда у нас это не получается.
7. Смерть. Возможно это одна из самых мучительных причин стресса. Смерть близкого человека всегда трагична. Даже смерть домашнего животного может вызвать стресс. Ещё одна из причин для стресса – ожидание смерти. Никто не знает, когда она придёт, но года летят, иногда не успеваешь опомниться, как быстро пролетает время.
8. Невозможность самовыражения. Это не самая распространённая, но частая причина для стресса. Практически каждый человек хочет что-то из себя представлять. Быть кем-то значимым для своих близких и окружающих его людей. К сожалению, не у каждого из нас это выходит.
Как уже было сказано, причин для возникновения стресса может быть столько же, сколько людей на Земле. И больше того, у каждого человека на земле может быть несколько своих собственных причин для беспокойства.
3 Способы преодоления стресса
Поскольку стресс можно определить как совокупность защитных физиологических реакций, возникающих в организме животных и человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов (стрессоров), то и способов преодолеть стресс может быть большое множество.
К самым простым из таких способов можно отнести отдых и расслабление — будь то прогулки, чтение, занятия музыкой, спортом или отсутствием абсолютно любой нагрузки. Выбор зависит только от индивидуальных особенностей человека. [2, c. 228]
Среди прочих выделяют и так называемые активные способы повышения общей устойчивости человеческого организма. Их разделяют на три группы. [1, c. 243]
Первая группа – включает способы, использующие физические факторы воздействия – это физическая культура, закаливание организма, бег трусцой и так далее.
Вторая группа – аутогенная тренировка, психотерапия, гипноз.
Третья группа способов повышения общей устойчивости организма связана с биологически активными веществами. Начало этого явления уходит в далекую древность, а масштабы потрясающи.
Попытки лечить депрессию (влиять на пониженное настроение) относятся к глубокой древности: так еще в VIII в. до нашей эры ассирийцы употребляли листья кокаина, чтобы «создать сытость у голодных, силу у слабых и забвение невзгод». Распространение кока в Южной Америке (XIVв) и опия на Среднем Востоке (XVIIв.) произошли в критический период, когда в этих районах Земли свирепствовал голод. [2, c. 230]
Как средство борьбы со стрессом используют и алкоголь, это средство является достаточно популярным в основном за счет особенностей его воздействия на человеческую психику. Воздействие алкоголя разносторонне. Умеренное и эпизодическое употребление алкоголя повышает настроение, смягчает беспокойство, тревогу, напряженность, делает человека более общительным, контактным. [3, c. 96]
Общеизвестно временное антистрессорное действие алкоголя и никотина, но наряду с этими особенностями им присуща еще одна, — болезненное пристрастие к употреблению. Но по сравнению с хроническим алкоголизмом или другой наркоманией стрессор – просто ягненок.
Обладая антистрессорным действием, алкоголь, должен оказывать определенное влияние на центральную нервную систему, хотя нет практически ни одной системы, ни одного органа в организме человека, которые не подвергались бы изменениям под воздействием систематического приема алкоголя. [3, c. 97]
Таким образом, считается общедоказанным факт того, что алкоголь не лекарство от стрессора, а очень опасная вещь. Притупив несколько ощущение отрицательных эмоций, человек рискует попасть в сети хронического алкоголизма, что несоизмеримо хуже любого стрессора.
Оптимальный способ избавления от затянувшегося стресса – полностью разрешить ситуацию вызывающую дискомфорт, устранить разногласия, помириться. Если сделать это невозможно, следует логически переоценить значимость возникших обстоятельств. [2, c. 235]
Один из лучших способов успокоения считается общение с близким человеком, когда можно, во-первых, «излить душу», то есть разрядить очаг возбуждения; во-вторых, переключиться на интересную тему; в-третьих, совместно отыскать путь к благополучному разрешению конфликта или хотя бы к снижению его значимости. [6, c. 139]
Научно доказан факт, того разделив свои эмоциональные переживания с посторонним, эмоциональное возбуждение человека снижается, и в этот момент появляется возможность разъяснить ему что-либо, успокоить, направить его. Потребность разрядить эмоциональную напряженность иногда проявляется в движении, это могут быть хаотические передвижения по комнате. Для того, чтобы быстрее нормализовать эмоциональное состояние после неприятностей, может быть полезна усиленная физическая нагрузка. [5, c. 269]
Важный способ снятия психического напряжения – это активизация чувства юмора.
Суть чувства юмора не в том, чтобы видеть и чувствовать комическое там, где оно есть, а в том, чтобы воспринимать как комическое то, что претендует быть серьезным, то есть суметь отнестись к чему-то волнующему как к малозначащему и недостойному серьезного внимания, суметь улыбнуться или рассмеяться в трудной ситуации. Смех приводит к падению тревожности; когда человек отсмеялся, то его мышцы менее напряжены (релаксация) и сердцебиение нормализовано. По своей функциональной значимости смех так могущественен, что его называют даже «стационарным бегом трусцой. [6, c. 140]
К возможным способам борьбы со стрессом относят релаксацию, концентрацию, ауторегуляцию дыхания и многие другие. [3, c. 98]
Заключение
В ходе работы было изучено понятие стресса, то есть неспецифического ответа организма на предъявленное ему требование (стрессовую ситуацию), проанализированы причины его вызывающие, так называемые стресс факторы, а так же исследованы приемы противодействия ему.
В результате проделанной работы можно сделать вывод, что под воздействием стресса организм человека испытывает стрессовое напряжение, а сам стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями личной жизни человека.
Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. [2, c. 228]
По этой причине человеку необходимы хорошие адаптационные способности, которые помогут пережить самые тяжелые жизненные ситуации, выстоять в самых жестких жизненных испытаниях. Эти адаптационные способности каждый человек способен сам в себе воспитать, и совершенствовать.
Список литературы
1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 365 с
2. Бэрон Р. Социальная психология группы: процессы, решения, действия. – СПб.: Питер, 2009. – 272 с.
3. Григорович Л.А. Педагогика и психология. – М.: Гардарики, 2007. – 408 с.
4. Еникеев М.И. Общая и социальная психология: учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2006. – 624 с.
5. Крысько В.Г. Психология и педагогика: учебник для вузов. – М.: Омега – Л, 2009. – 336 с..
6. Психология и педагогика: учебное пособие для вузов / Под ред. А.А.Радугина. – М.: Ин-та Психотерапии, 2008. – 336 с.